УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10111
ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ
СТУДЕНТАМИ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
А.А. Померанцев, Т.В. Овсянникова, О.А. Шкатов, О.Г. Борзых
Выявлены причины завершения спортивной карьеры студентов различных спортивных специальностей на основе анкетного опроса. Определены различия в выборе причин в зависимости от гендерных и возрастных особенностей.
Ключевые слова: студенческий спорт, опрос, спортивная карьера, завершение карьеры.
Проблема завершения спортивной карьеры интересует ученых разных направлений: психологов, медиков, нейрофизиологов, генетиков, биохимиков, специалистов, изучающих спортивный менеджмент [1, 7]. Причина, как правило, не является единственной, а носит комплексный характер. Завершение спортивной карьеры может быть планомерным либо может носить вынужденный характер. Во втором случае уход из спорта может стать личной трагедией спортсмена [5].
Студенческий возраст является критическим периодом для большинства видов спорта, когда появляются дополнительные обязательства перед обществом и семьей, а перспективы занятий становятся все менее привлекательными [3, 4, 6].
Целью нашего исследования было выявить основные причины завершения спортивной карьеры у представителей различных вузов.
Выявление причин завершения спортивной карьеры будет способствовать совершенствованию системы мотивации студентов к продолжению занятий спортом [2, 8, 9].
Задачи исследования:
1. Выявить гендерные различия причин завершения спортивной карьеры.
2. Выявить возрастные особенности восприятия причин завершения спортивной карьеры.
3. Оценить достоверность различия причин завершения спортивной карьеры у представителей различных вузов.
Методы и организация исследования. Для выявления основных причин завершения спортивной карьеры был составлен опросник, включающий 23 основные причины и дающий возможность дописать свою личную причину (табл. 1). В исследовании приняли участие 44 респондента (от 18 до 23 лет), из них 27 юношей и 17 девушек, которые являлись студентами 9 вузов.
В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, анкетирование, методы математико-статистической обработки данных (дескриптивный анализ и W-критерий значимости Вилкоксона).
Таблица 1
Причины завершения спортивной карьеры
№ п/п Причина
1 Трудно совмещать занятия в институте с активными занятиями спортом
2 Очень далеко добираться до места занятий
3 Не устраивает коллектив (команда, взаимоотношения в группе)
4 Появились новые интересы и увлечения
5 Конфликты с тренером
6 Неуверенность в своих силах
7 Болезнь, травма
8 Недостаточное количество соревнований
9 Из-за недовольства родных, близких, друзей
10 Необходимость отрываться от дома (работы, учебы) и ездить на сборы
11 Неудовлетворительное состояние спортивной базы
12 Не нравится вид спорта
13 Не нравится используемые тренером методы подготовки
14 Не устраивает необходимость соблюдать режим
15 Вынужденная смена тренера
16 Страх при выполнении отдельных упражнений
17 Образование семьи (вступление в брак, рождение ребенка)
18 Достижение намеченной цели
19 Неудовлетворительные материальные условия
20 Возраст, который не позволяет показывать высокие результаты
21 Потеря интереса к занятиям спортом
22 Искусственное ограничение участия в соревнованиях по возрасту
23 Отчисление из клуба, организации и т. д.
Результаты исследования. В силу социальных и половых особенностей гендерные причины завершения спортивной карьеры могут существенно отличаться. Так, юноши основными причинами называли: потерю интереса к занятиям, образование семьи, болезнь или травма; девушки: потерю интереса к занятиям, болезнь или травма, или то, что вид спорта перестал нравиться.
Статистический анализ показал, что различия в выборе причин завершения спортивной карьеры по половому признаку носят случайный и недостоверный характер (а=0,05).
Возрастные особенности восприятия причин завершения спортивной карьеры представлены в табл. 2.
Используя непараметрический "-критерий значимости несвязанных выборок Вилкоксона для средних значений по каждой причине, которые дали респонденты 18 и 23 лет, было выявлено, что на уровне значимости а=0,05; Wа=1,13; "=2,56. Так как W>Wa=1,13 -гипотеза Но отвергается, выборки различаются.
Таблица 2
Возрастные предпочтения респондентов по доминирующим причинам завершения спортивной карьеры
Причина Возраст, лет
18 19 20 21 21 22
№1 12 21 4 7 7 7
№2 17 4 12 21 17 5
№3 21 6 13 17 20 21
Причины завершения спортивной карьеры у представителей различных вузов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Средний балл респондентов различных вузов по каждой причине
Причина БФУ ЛГПУ РГУФКСМТ САФУ СВФУ СКФУ УрФУ ЧГУ ЮФУ
№1 1,75 1,79 1,75 1,25 1,50 2,33 1,75 2,00 1,00
№2 1,00 1,47 2,00 1,50 1,00 1,33 1,25 1,00 1,00
№3 1,75 1,42 1,75 1,25 1,25 2,33 1,25 2,00 1,00
№4 2,50 1,95 2,00 1,50 2,00 2,33 1,75 3,00 3,00
№5 2,00 2,16 1,75 1,25 1,75 2,33 2,25 4,00 1,00
№6 1,75 1,84 2,50 1,25 1,00 3,00 1,50 2,00 1,00
№7 1,75 2,42 2,00 2,25 1,50 3,33 2,00 4,00 1,00
№8 1,00 1,79 1,75 1,75 2,25 2,67 1,00 3,00 3,00
№9 1,25 1,32 1,25 1,25 1,00 1,33 1,00 3,00 1,00
№10 1,50 1,58 1,25 1,75 1,25 1,33 1,00 2,00 1,00
№11 1,75 2,00 1,75 1,50 1,75 2,00 1,25 3,00 2,00
№12 1,25 1,84 1,00 1,00 1,50 2,67 1,25 3,00 1,00
№13 2,50 1,84 2,50 1,75 1,75 2,67 1,00 4,00 4,00
№14 1,00 1,84 1,50 1,25 1,00 1,33 1,00 1,00 3,00
№15 1,25 1,63 1,50 1,75 1,00 2,33 1,75 3,00 1,00
№16 1,00 1,74 1,50 1,50 1,00 2,00 1,25 2,00 1,00
№17 2,00 2,00 2,00 3,00 1,75 2,33 1,25 4,00 4,00
№18 1,25 1,74 2,00 2,25 1,75 2,33 1,00 4,00 1,00
№19 1,75 1,95 1,75 1,50 2,00 2,33 1,50 3,00 1,00
№20 1,00 1,79 2,25 2,00 2,00 2,67 1,75 3,00 3,00
№21 2,25 2,16 3,25 2,75 2,00 2,67 1,50 4,00 4,00
№22 1,25 1,79 2,75 2,00 1,00 2,00 1,25 4,00 2,00
№23 1,00 1,63 2,00 1,25 1,00 2,67 1,00 3,00 4,00
Примечание: БФУ - Балтийский федеральный университет им. Канта; ЛГПУ - Ли-
пецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского; РГУФКСМТ - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; САФУ - Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова; СВФУ -Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; СКФУ - Северо-Кавказский федеральный университет; УрФУ - Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; ЧГУ -Череповецкий государственный университет; ЮФУ - Южный федеральный университет.
Сравнение ЮФУ и БФУ. Используя непараметрический W-критерий значимости несвязанных выборок Вилкоксона для средних значений по каждой причине, которые дали респонденты ЮФУ и БФУ, было выявлено, что на уровне значимости а=0,05; Wа=1,13; W=2,28. Так, как W>Wa=1,13 - гипотеза НО отвергается, выборки различаются.
Для примера, мы статистически оценили достоверность различия причин завершения спортивной карьеры студентов ЮФУ и РГУФКСМиТ. Используя непараметрический W-критерий Вилкоксона для средних значений по каждой причине, которые дали респонденты ЮФУ и РГУФКСМиТ, было выявлено, что на уровне значимости а=0,05; Wa=1,13; W=0,98; W<Wa=1,13 - гипотеза НО подтверждается, выборки не различаются. Причины завершения спортивной карьеры у студентов ЮФУ и РГУФКСМиТ не отличаются на выбранном уровне значимости.
Выводы.
1. Проанализировав результаты анкетирования 27 юношей и 17 девушек, выявлено, что причины, по которым они завершали спортивную карьеру, не отличаются на приемлемом для спортивной педагогики уровне значимости (а =0,05). Вместе с тем, наиболее частыми причинами у юношей называют: потеря интереса к занятиям, образование семьи, болезнь или травма; у девушек: потеря интереса к занятиям, болезнь или травма, потеря интереса к виду спорта.
2. В результате опроса студентов в возрасте от 18 до 23 лет установлено, что разница в возрасте существенно влияет на мировоззрение и понимание подлинных причин завершения спортивной карьеры. Для сравнения использовались крайние возрастные группы 18 и 23 года. Математико-статистический метод показал, что восприятие причин существенно отличается на уровне значимости (а=0,05), студенты младшие по возрасту наиболее часто упоминали причины: «не нравится вид спорта», «образование семьи», «потеря интереса к занятиям спортом», а старшие по возрасту: «болезнь или травма», «конфликты с тренером», «потеря интереса к занятиям спортом».
3. Среди опрошенных наблюдались представители 9 вузов, существенно отличающихся по географии, климату, материально -технической оснащенности, масштабности, экономической составляющей и прочим факторам. Эти факторы могут оказывать существенное влияние на причины завершения спортивной карьеры. Сравнительный анализ двух вузов показал, что если среди основных причин, которые называли студенты РГУФКСМиТ, являлись: «потеря интереса к занятиям спортом» и «искусственное ограничение участия в соревнованиях по возрасту», то у у студентов ЮФУ -«потеря интереса к занятиям спортом», «отчисление из спортивной организации», «не удовлетворительные методы подготовки, используемые тренером». Вместе с тем, причины завершения спортивной карьеры студентов этих вузов на уровне значимости а=0,05 статистически достоверно не различались.
Список литературы
1. Алексеев И.С. Теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов в условиях вуза // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 13. С. 5-8.
2. Борун Е.Н., Степанова Т.А., Тер-Акопян А.А. Пропаганда здорового образа жизни как средство борьбы с девиантным поведением в студенческой среде // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: сборник материалов VII Междунар. науч. конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2018. С. 35-40.
3. Исследование ценностных ориентаций у студентов академии физической культуры и спорта / Т.А. Степанова [и др. ] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19948 (дата обращения: 09.10.2019).
4. Палагина З.Н. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой // Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015. С. 154-157.
5. Сенатрова О.Ю. Психолого-педагогические условия социальной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру: автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2006. 23 с.
6. Соколова О.В., Соколова М.Л. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2015. Вып 3. С. 73-76.
7. Стамбулова Н.Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 10. С. 13-17.
8. Степанова Т.А., Белавкина М.В. Роль физической культуры и спорта в решении задач воспитания студенческой молодежи // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: материалы Всерос. науч-практ. конф. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019 . С. 497-501.
9. Степанова Т.А., Демьянова Л.М. Физическая культура в вузе в свете реформы высшего профессионального образования // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во РЮИ МВД РФ, 2018. С. 258-263.
Померанцев Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., ldclipetsk@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Овсянникова Татьяна Валерьевна, преподаватель, [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Шкатов Олег Анатольевич, старший преподаватель, shkatov oa a lspu-lipetsk.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Борзых Ольга Геннадьевна, студентка, olia. horzykhamail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
THE REASONS FOR COMPLETING A SPORTS CAREER BY STUDENTS
OF SPORTS SPECIALITIES
A.A. Pomerantsev, T.V. Ovsyannikova, O.A. Shkatov, O.G. Borzykh
Reasons for completing the sports career of students of various sports specialties on the basis of a questionnaire have heen identified. Differences in the choice of causes are determined depending on gender and age characteristics.
Key words: student sports, survey, sports career, career completion.
Pomerantsev Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ldclipetskamail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Ovsyannikova Tatyana Valer'evna, lecturer, ldclipetskamail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Shkatov Oleg Anatolyevich, senior lecturer, shkatov oa'ajspu-lipetsk. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Borzykh Olga Gennadievna, student, olia. horzykh amail.ru, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
References
1. Alekseev I.S. Teoretiko-metodicheskie aspekty podgotovki sportsmenov v usloviyah vuza [Theoretical and methodological aspects of training athletes in a university] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Buryat State University]. 2013. No. 13. P. 5-8.
2. Borun E.N., Stepanova T.A., Ter-Akopyan A.A. Propaganda zdorovogo obraza zhizni kak sredstvo bor'by s deviantnym povedeniem v studencheskoj srede [The promotion of a healthy lifestyle as a means of combating deviant behavior in the student environment] // Physical Culture, Sport, Health and Longevity: a collection of materials of the VII Intern. scientific conf. Rostov-on-Don: Publishing house of SFU, 2018. P. 35-40.
3. Issledovanie cennostnyh orientacij u studentov akademii fizicheskoj kul'tury i sporta [The study of value orientations among students of the Academy of Physical Culture and Sports] / T.A. Stepanova [et al.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. No. 3. [Electronic resource]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19948 (accessed: 09/10/2019).
4. Palagina Z.N. Povyshenie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj [Increasing students' motivation for physical education] // Directions of modernization of a modern innovative society: economics, sociology, philosophy, politics, law: materials of the Intern. scientific-practical conf.: at 3 p.m. Saratov: Publishing House Academy of Management, 2015. P. 154-157.
5. Senatrova O.Yu. Psihologo-pedagogicheskie usloviya social'noj adaptacii sportsmenov, zavershayushchih sportivnuyu kar'eru [Psychological and pedagogical conditions for the social adaptation of athletes completing a sports career]: author. ... dis. cand. ped. sciences. M., 2006. 23 p.
6. Sokolova O.V., Sokolova M.L. Fizicheskaya kul'tura i sport v studencheskoj srede, rol' samostoyatel'nyh zanyatij, puti povysheniya motivacii k zanyatiyam sportom [Physical culture and sport in the student community, the role of self-study, ways to increase motivation for sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2015. No 3. P. 73-76.
7. Stambulova N.B. Krizisy sportivnoj kar'ery [Crises of a sports career]// Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education]. 1997. No. 10. P. 13-17.
8. Stepanova T.A., Belavkina M.V. Rol' fizicheskoj kul'tury i sporta v reshenii zadach vospitaniya studencheskoj molodezhi [The role of physical education and sport in solving the problems of educating student youth] // Actual problems of the physical education of youth and student sport: All-Russian materials. scientific and practical. conf. Saratov: Publishing House "Saratov Source", 2019. P. 497-501.
9. Stepanova T.A., Dem'yanova L.M. Fizicheskaya kul'tura v vuze v svete reformy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Physical culture in a university in the light of the reform of higher professional education] // Physical Education and Sport: actual Issues of Theory and Practice: compilation of All-Russian materials. scientific-practical conf. Rostov-on-Don: Publishing House of the RSI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2018. P. 258-263.