УДК: 3 73.103.71
К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
С.П. Аршинник, В.А. Мартынова, В.И. Тхорев
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, Россия Для связи с авторами: Е-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected].
Аннотация
В рамках настоящего исследования осуществлялся анкетный опрос учащихся 5-9-х классов пяти общеобразовательных школ г. Краснодара. Анкетирование проводилось с целью определения вариативного компонента программного материала по физической культуре. Школьникам предлагалось из перечня, включающего популярные виды двигательной активности и спорта, выбрать для себя наиболее приоритетные, изучение которых могло бы составить содержание уроков физической культуры. Анализ результатов анкетирования позволил установить, что в настоящее время наиболее популярными у мальчиков среднего школьного возраста являются такие виды спорта, как футбол, баскетбол и волейбол. У девочек высокой популярностью пользуется значительно большее число видов спорта: волейбол, баскетбол, спортивные танцы, гимнастика, фитнес, плавание, акробатика и легкая атлетика. Выявлено, что уровень популярности видов двигательной активности от класса к классу, как правило, не меняется. При этом общая степень приоритетности остается в большинстве случаев достаточно стабильной в течение всего среднего школьного возраста.
Полученные в результате анализа анкетные данные мальчиков и девочек могут быть использованы учителями физической культуры при формировании содержания вариативного компонента программ. Установлено, что спортивные интересы мальчиков заметно отличаются от интересов девочек. Выявленные гендерные особенности спортивных интересов свидетельствуют о необходимости разработки программного материала по физическому воспитанию учащихся среднего школьного возраста отдельно для мальчиков и для девочек.
Ключевые слова: спортивные интересы, школьники средних классов, программа по физической культуре, популярные виды спорта и двигательной активности.
THE ISSUE OF CONSIDERING SPORT INTERESTS OF THE MIDDLE SCHOOL STUDENTS S.P. Arshinnik, V.A. Martynova, V.I. Tkhorev
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Abstract
The experimental survey included questionnaire carried out among schoolchildren of 5 - 9 years of study at five secondary schools of Krasnodar. The survey was aimed at the definition of a variable component of program material on physical training. The list of popular kinds of physical activities and sports was offered to the schoolchildren, so that they could choose those that could be included into PT lessons curriculum. The survey demonstrated that actually boys of the middle school age prefer football, basketball and volleyball. The sport interests of girls turned to be significantly wider: volleyball, basketball, sport dancing, gymnastics, fitness, swimming, acrobatics and athletics. At the same time it was revealed that students do not change their sport priorities during middle school period.
The obtained data can be used by PT educators when developing content of a variable component of programs. It has been determined that the sport interests of boys and girls are considerably different. Revealed gender peculiarities of sport interests reflect the need for development of two separate program materials on physical education for boys and girls.
Keywords: sport interests, middle school students, physical training program, popular kinds of sports and physical activities.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы появился ряд учебных программ по физической культуре, в которых авторами предусматривается учет ин-
тересов школьников при формировании учебного материала [2-4]. Такой подход, прежде всего, рекомендуется относительно раздела программы, разрабатываемого
самим учителем. Данный раздел, по мнению В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2011), трактуется как «...учебный материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самим учебным заведением, по углубленному изучению конкретного вида двигательной активности...» [2]. В специальной литературе такой материал условно обозначен как «школьный» компонент вариативной части программы [1]. Разработка данного компонента, как правило, осуществляется путем расширения объема одного или нескольких базовых элементов программы или, в отдельных случаях, путем формирования учебного материала по виду спорта, в котором учитель наиболее компетентен. Таким образом, интересы учащихся, по сути, игнорируются. В итоге школьники зачастую занимаются малоинтересными для них видами двигательной активности (видами спорта), что негативно сказывается как на мотивационной составляющей, так и на общей эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию. В этой связи представляется перспективным и целесообразным включение в программы по физической культуре интересных для школьников видов двигательной активности (видов спорта). Это, в свою очередь, обусловливает необходимость определения спортивных пристрастий школьников для формирования соответствующего содержания образовательных программ по предмету «Физическая культура».
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения содержательного компонента программного материала по физической культуре нами было проведено изучение спортивных пристрастий школьников, которое осуществлялось посредством анкетирования учащихся 5-9-х классов пяти общеобразовательных организаций города Краснодара. Общее число школьников, принявших участие в опросе, составило свыше 1600 человек. Школьникам предлагалось из перечня, включающего 18 наиболее популярных видов спорта, выбрать для себя до трех наиболее приоритетных, изучение которых
могло бы составить содержание уроков физической культуры. Результаты анкетного опроса мальчиков приведены в таблице 1, девочек — в таблице 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов исследования, представленных в таблице 1, свидетельствует, что наиболее популярными у школьников мужского пола в настоящее время являются такие виды спорта, как футбол, получивший в среднем 53,5+1,68% голосов; баскетбол (34,5+1,60%), волейбол (29,3+1,54%), а также плавание (21,5+1,39%), борьба (15,7+1,23%) и легкая атлетика (15,1+1,21%). При этом футбол является самым популярным из них и занимает в рейтинге 1-е место. Наименее популярными для данного контингента являются бадминтон (4,7+0,71%), акробатика (4,5+0,70%), настольный теннис (4,4+0,69%), фитнес (3,7+0,70%), танцевальные упражнения (2,6+0,54%) и национальные (казачьи) виды двигательной активности (1,2+0,37%). Остальные виды спорта занимают в рейтинге популярности промежуточные позиции (с количеством упоминаний в анкетах от 5,4+0,76 до 8,0 +0,92%). Было выявлено, что уровень популярности рассматриваемых средств физического воспитания от класса к классу, как правило, меняется несущественно. При этом общая степень приоритетности остается достаточно стабильной в течение всего среднего школьного возраста. Так, например, достаточно высоким уровнем популярности у мальчиков с 5 по 9-й класс пользуется спортивная игра волейбол; в то же время такая спортивная игра, как настольный теннис по определенным причинам у них популярностью не пользуется. Вместе с тем имеются случаи, когда уровень приоритетности статистически значимо снижается или повышается между смежными классами. Например, популярность гандбола достоверно снижается от 7-го класса к 8-му, а затем статистически значимо повышается к 9-му классу и т.п.
Анализ данных, характеризующих спортивные интересы девочек среднего школьного
возраста (таблица 2), свидетельствует, что наиболее популярным видом у них является спортивная игра волейбол. За него высказались в среднем 42,1% девочек, участвовавших в анкетировании. Данный вид спорта занимает в рейтинге 1-е место. Несколько меньшее число голосов (2-е место в рейтинге популярности) набрали такие виды спорта и двигательной активности, как баскетбол (25,8+1,57%), спортивные танцы (24,2+1,54%), гимнастика (23,6+1,52%), фитнес (22,7+1,50%) и плавание (21,8+1,48%). На 3-м месте рейтинга расположились акробатика с легкой атлетикой (в обоих случаях по 17,5+1,36%). Промежу-
точное 4-е положение в рейтинге занимают бадминтон (14,2+1,25%), туризм (13,9+1,24%) и футбол (11,5+1,14%). Аутсайдерами (5-6-е место в рейтинге) являются подвижные игры (8,5+1,00%), настольный теннис (7,6+0,95%), лыжные гонки (5,0+0,78%), гандбол (3,6+0,67%), борьба и восточные единоборства (соответственно, 2,9+0,60 и 3,1+0,62%), а также национальные виды физического воспитания (казачьи игры и т.п.) (0,1+0,11%). У девочек, как и у мальчиков, от класса к классу степень популярности большинства видов двигательной активности, как правило, сохраняется. Однако некоторые виды испытывают
Таблица 1 - Показатели спортивных интересов мальчиков - учеников 5-9-х классов (в %)
№ п/п Вид двигательной активности (вид спорта) Классы Общая популярность"" Рейтинг
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
n =160 n =205 n =181 n =169 n =162
1 Акробатика 5,6±1,82" 2,4±1,07 5,5±1,69 3,6±1,43 5,6±1,81 4,5±0,70 6
2 Бадминтон 4,4±1,62 3,9±1,35 6,6±1,84 4,7±1,63 3,7±1,48 4,7±0,71 6
3 Баскетбол 41,9±3,90 39,0±3,41 22,1±3,08 31,9±3,58 37,6±3,81 34,5±1,60 2
4 Борьба 13,8±2,73 23,9±2,98 9,9±2,22 13,6±2,64 17,3±2,97 15,7±1,23 5
5 Волейбол 28,1±3,55 21,0±2,84 35,9±3,56 32,5±3,60 29,0±3,56 29,3±1,54 3
6 Восточные единоборства 8,1±2,16 6,8±1,76 7,2±1,92 8,9±2,19 9,3±2,28 8,0±0,92 6
7 Гандбол 15,0±2,82 17,6±2,16 23,8±3,16 8,3±2,12 16,7±2,16 16,2±1,24 5
8 Гимнастика 6,9±2,00 3,9±1,35 6,6±1,84 7,1±1,98 3,7±1,48 5,6±0,78 6
9 Легкая атлетика 9,4±2,31 16,1±2,57 19,3±2,93 15,4±2,78 15,4±2,84 15,1±1,21 5
10 Лыжные гонки 5,0±1,72 6,8±1,76 9,4±2,17 5,9±1,81 6,2±1,89 6,7±0,84 6
11 Национальные виды 1,2±0,86 0,0±0,00 1,1±0,78 1,8±1,02 1,8±1,04 1,2±0,37 8
12 Плавание 24,4±3,40 21,5±2,87 14,9±2,65 13,6±2,64 33,3±3,70 21,5±1,39 4
13 Подвижные игры 8,8±2,24 10,7±2,16 2,8±1,23 3,0±1,31 1,8±1,04 5,4±0,76 6
14 Танцы спортивные 2,5±1,23 3,4±1,27 5,0±1,62 2,4±1,18 0,0±0,00 2,6±0,54 7
15 Теннис настольный 2,5±1,23 3,4±1,27 5,0±1,62 2,4±1,18 8,6±2,20 4,4,±0,69 6
16 Туризм 6,9±2,00 5,4±1,58 5,5±1,69 6,5±1,90 14,2±2,74 7,7±0,90 6
17 Фитнес 1,2±0,86 3,9±1,35 7,7±1,98 3,0±1,31 2,5±1,23 3,7±0,64 7
18 Футбол 55,0±3,93 57,6±3,46 49,2±3,72 50,9±3,84 54,3±3,91 53,5±1,68 1
"-здесь и далее - количество (в %) высказавшихся за конкретный вид программного материала (M±m) ** здесь и далее средние данные популярности (в %) по основной шкале (M±m)
№ п/п Вид двигательной активности (вид спорта) Классы Общая популярность Рейтинг
5-й 6-й 7-й 8-й 9-й
n=140 n =165 n =173 n =171 n =128
1 Акробатика 23,6±3,59 18,8±3,04 12,1±2,45 15,8±2,79 17,2±3,34 17,5±1,36 3
2 Бадминтон 11,4±2,69 16,4±2,88 11,6±2,43 17,5±2,91 14,1±3,08 14,2±1,25 4
3 Баскетбол 27,1±3,76 24,2±3,33 31,2±3,52 19,9±3,05 26,6±3,91 25,8±1,57 2
4 Борьба 1,4±0,99 6,1±1,89 2,9±1,28 3,5±1,40 1,6±1,11 3,1±0,62 5
5 Волейбол 40,0±4,14 43,0±3,85 45,1±3,78 38,0±3,71 44,5±4,39 42,1±1,77 1
6 Восточные единоборства 4,3±1,71 2,4±1,19 1,2±0,83 2,9±1,28 3,9±1,71 2,9±0,60 5
7 Гандбол 0,7±0,71 1,8±1,04 7,5±2,00 3,5±1,40 4,7±1,87 3,6±0,67 5
8 Гимнастика 26,4±3,72 25,4±3,39 17,3±2,88 17,0±2,87 32,0±4,12 23,6±1,52 2
9 Легкая атлетика 19,3±3,34 18,8±3,04 14,4±2,67 17,0±2,87 18,0±3,40 17,5±1,36 3
10 Лыжные гонки 2,9±1,42 3,0±1,33 5,2±1,69 4,7±1,62 9,4±2,58 5,0±0,78 5
11 Национальные виды 0,0±0,00 0,0±0,00 0,0±0,00 0,6±0,59 0,0±0,00 0,1±0,11 6
12 Плавание 31,4±3,92 21,8±3,21 17,3±2,88 11,1±2,40 27,3±3,94 21,8±1,48 2
13 Подвижные игры 13,6±2,90 12,1±2,54 3,5±1,40 7,0±1,95 6,2±2,13 8,5±1,00 5
14 Танцы спортивные 33,6±3,99 18,2±3,00 25,4±3,31 22,2±3,18 21,9±3,66 24,2±1,54 2
15 Теннис настольный 2,1±1,21 5,5±1,77 12,1±2,45 8,2±2,10 10,2±2,68 7,6±0,95 5
16 Туризм 17,1±3,18 6,7±1,95 12,1±2,45 15,8±2,79 18,0±3,40 13,9±1,24 4
17 Фитнес 22,9±3,55 21,2±3,18 17,3±2,88 16,4±2,83 35,9±4,24 22,7±1,50 2
18 Футбол 18,6±3,29 10,3±2,37 11,0±2,38 10,5±2,34 7,0±2,26 11,5±1,14 4
Таблица 2 - Показатели спортивных интересов девочек - учениц 5-9-х классов (в %)
то повышение, то снижение популярности. Например, туризм у девочек в начале среднего школьного возраста (5-й класс) имеет достаточно высокий уровень популярности, затем, у учениц 6-х классов, заметно снижается и снова испытывает повышение с 7 до 9-го класса.
Полученные данные могут быть использованы учителями физической культуры при разработке содержания вариативной части программ. При этом степень приоритетности того или иного вида программного материала, по нашему мнению, должна быть отражена в объеме изучаемого материала: более популярным видам следует отводить больше времени на реализацию, а менее популярным, соответственно, меньше.
Полученные данные указывают на целесообразность включения интересных для данного контингента учащихся видов двигательной активности в программы по физической культуре. Так, например, установлено, что у мальчиков и девочек — учащихся 9-х классов города Краснодара, достаточно популярным средством физического воспитания является туризм. Однако ни в одной программе его элементы, к сожалению, не используются. Между тем необходимо отметить, что этот вид является одним из испытаний современного комплекса «Готов к труду и обороне». Поскольку у мальчиков наиболее популярные виды спортивных игр (футбол, баскетбол и волейбол) и так составляют содержание ба-
зовой части программного материала, то целесообразно одну из названных игр изучать в рамках «школьного» компонента вариативной части. У девочек подросткового возраста данный компонент программы могут заполнить наиболее интересные для них и не входящие в содержание базовой части фитнес или спортивные танцы.
В процессе анализа было отмечено, что спортивные интересы мальчиков заметно отличаются от интересов девочек. Выявленные половые различия в спортивных пристрастиях указывают на необходимость разработки программного материала по физической культуре отдельно для мальчиков и для девочек. Для уточнения данного вопроса мы воспользовались сравнением спортивных интересов мальчиков и девочек, результаты которого представлены в таблице 3. Данные, полученные в результате сравнения, позволили установить, что в подавляющем большинстве (в 83,3%) случаев интересы мальчиков и девочек среднего школьного возраста статистически значимо расходятся. Совпадения интересов наблюдаются лишь по трем видам спорта: легкой атлетике, плаванию и лыжным гонкам (таблица 3). При этом следует отметить, что два последних вида в рассматриваемых учебных заведениях в силу отсутствия соответствующей материальной базы и климатических условий города Краснодара не культивируются. Таким образом, имеют место противополож-
Таблица 3. - Сравнение интересов мальчиков и девочек при выборе видов двигательной активности (%)
Вид спорта (двигательной активности) мальчики девочки Р примечание
Акробатика 4,5±0,70 17,5±1,36 «0,001 Преимущество девочек
Бадминтон 4,7±0,71 14,2±1,25 «0,001 Преимущество девочек
Баскетбол 34,5±1,60 25,8±1,57 «0,001 Преимущество мальчиков
Борьба 15,7±1,23 3,1±0,62 «0,001 Преимущество мальчиков
Волейбол 29,3±1,54 42,1±1,77 «0,001 Преимущество девочек
Восточные единоборства 8,0±0,92 2,9±0,60 «0,001 Преимущество мальчиков
Гандбол 16,2±1,24 3,6±0,67 «0,001 Преимущество мальчиков
Гимнастика 5,6±0,78 23,6±1,52 «0,001 Преимущество девочек
Легкая атлетика 15,1±1,21 17,5±1,36 >0,05 -
Лыжные гонки 6,7±0,84 5,0±0,78 >0,05 -
Национальные виды 1,2±0,37 0,1±0,11 «0,01 Преимущество мальчиков
Плавание 21,5±1,39 21,8±1,48 >0,05 -
Подвижные игры 5,4±0,76 8,5±1,00 «0,05 Преимущество девочек
Танцы спортивные 2,6±0,54 24,2±1,54 «0,001 Преимущество девочек
Теннис настольный 4,4,±0,69 7,6±0,95 «0,01 Преимущество девочек
Туризм 7,7±0,90 13,9±1,24 «0,001 Преимущество девочек
Фитнесс 3,7±0,64 22,7±1,50 «0,001 Преимущество девочек
Футбол 53,5±1,68 11,5±1,14 «0,001 Преимущество мальчиков
ные интересы подростков мужского и женского пола относительно использования того или иного вида двигательной активности на уроках физической культуры, то есть интересы представителей разных полов существенно различаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные в результате исследования данные позволяют сделать следующие выводы: - содержание «школьного» компонента вариативной части программы по физической
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аршинник, С. П. Содержание и методика реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ: дис. ... канд. пед. наук / С. П. Аршинник. - Краснодар, 2009. - 210 с.
2. Зотова, Ф. Р. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности учащихся инновационных и типовых общеобразовательных школ / Ф. Р. Зотова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 55-58.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы: Программы общеобразователь-
LIST OF REFERENCES
1. Arshinnik, S. P. Content and technique of implementation of the "Cross Preparation" section at physical training lessons for comprehensive school students: dis. ... cand. ped. sciences / S. P. Arshinnik. - Krasnodar, 2009. - 210 p.
2. Zotova, F.R. Comparative analysis of motivation of educational activity of schoolchildren at innovative and regular comprehensive schools / F.R. Zotova // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 11. - P. 55-58.
3. Lyah V. I. Comprehensive program of physical education for schoolchildren of 1 - 11 years of study at
культуре необходимо формировать, исходя из интересов учащихся. Данное содержание у мальчиков среднего школьного возраста может включать такие наиболее приоритетные для них спортивные игры, как футбол, волейбол или баскетбол, у девочек — спортивные танцы или фитнес;
- наличие различных спортивных интересов мальчиков и девочек подросткового возраста обусловливает необходимость дифференциации содержания учебного материала по физической культуре с учетом гендерного признака.
ных учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - учеб. изд. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
4. Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального, основного и общего образования / Авт. - сост. С. Е. Табаков, Е. В. Ломакина; под общ. ред. В. Ш. Кагано-ва. - М. - 129 с.
5. Тхорев, В. И. Физическая культура : региональная учебная программа для общеобразовательных организаций Краснодарского края. Начальные классы : учебно-методическое пособие / В. И. Тхорев, С. П. Аршинник. - Краснодар : КГУФКСТ, 2017. - 2-е изд., доп. и перераб. - 78 с.
comprehensive school: programs of secondary education institutions / V. I. Lyah, A.A. Zdanevich. - course book. - M. : Prosveshenie, 2011. - 128 p.
4. Draft program of "Physical Education" course for comprehensive schools providing primary, secondary and general education / Authors: S. E. Tabakov, E.V. Lomaki-na; edited by V. Sh. Kaganova. - M. - 129 p.
5. Tkhorev V. I. Physical culture: regional curriculum program for comprehensive schools of the Krasnodar Region. Elementary classes : educational guide / V. I. Tkhorev, S. P. Arshinnik. -Krasnodar : KGUFKST, 2017. - 2nd edition. - 78 p.