Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Егоров Роман Сергеевич

Наука располагает многочисленными фактами благотворного влияния двигательной активности на организм человека - функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно - сосудистой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Назирова Анна Анатольевна, Давыдова Селена Станиславовна, Егоров Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND HEALTH REHABILITATION OF SCHOOLCHILDREN

Science has numerous facts of the beneficial effect of motor activity on the human body - the function of internal organs, the volume of muscle tissue, an increase in the vital capacity of the lungs, the state of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 796

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ PHYSICAL CULTURE AND HEALTH REHABILITATION OF SCHOOLCHILDREN

Назирова Анна Анатольевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии

и медико-биологических дисциплин Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Nazirova Anna Anatolyevna Ph.D., associate professor

department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Давыдова Селена Станиславовна

кандидат биологических наук, доцент кафедра адаптивной физической культуры, физиологии

и медико-биологических дисциплин Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Davydova Selena Stanislavovna candidate of biological Sciences, associate professor department of adaptive physical culture, physiology and biomedical disciplines Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Егоров Роман Сергеевич

студент

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского г. Липецк, Россия Egorov Roman Sergeyevich student

Lipetsk state pedagogical University named after P. P. Semenov-Tyan-Shansky

Lipetsk, Russia

Аннотация. Наука располагает многочисленными фактами благотворного влияния двигательной активности на организм человека - функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно -сосудистой системы.

Abstract. Science has numerous facts of the beneficial effect of motor activity on the human

body - the function of internal organs, the volume of muscle tissue, an increase in the vital capacity of the lungs, the state of the cardiovascular system.

Ключевые слова: двигательная активность, состояние здоровья, физкультурно-оздоровительная реабилитация.

Keywords: physical activity, health status, physical culture and health rehabilitation.

Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций центральной нервной системы (ЦНС), восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне [1, с. 57].

Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития. 50-60 % времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Подкрепляется он и тем фактом, что до 80-90% структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения.

Особенно высокий уровень заболеваемости наблюдается у детей школьного возраста. Многие исследователи связывают это с повышенными учебными нагрузками, снижением двигательной активности учащихся, опережающим возрастные психофизиологические возможности детей уровнем образования, специфическими патогенными факторами, нездоровым образом жизни и т. д. [1, с. 101]. Неудивительно, что это ведет к перегрузкам у учащихся.

Недостаток движения - гипокинезия - вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию, что сказывается в онтогенезе очень рано. Так, в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме ребенка не превышает 30 % времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50 %. В школьных же возрастах у 50 % 6-8 летних, у 60 % 9-12 летних и у 80 % старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности [5, с. 48].

Гиподинамические последствия выражаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения, активность которых определяется именно эти факто-ром (дыхание, кровообращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндокринные железы и др.) и которые работают на «движение», все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях.

Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией. В этой связи возникает необходимость применения срочных мер социального, педагогического, медицинского, культурологического и других аспектов и поиска новых путей для снижения неблагоприятного влияния образовательной среды на организм ребенка с целью решения основной проблемы - формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения [2, с. 6].

Школьное обучение ведет к дальнейшему падению уровня здоровья учащихся, что в конечном итоге приводит к тому, что стены общеобразовательной школы покидает контингент, практически не готовый к выполнению своих гражданских, социальных, профессиональных, бытовых и других функций.

Годы учебы ребенка в старших классах совпадают с двумя сложными крити-

ческими периодами в его развитии - подростковым и ранним юношеским. Характерные для этих периодов изменения функционального состояния связаны, прежде всего, с половым созреванием, интенсивным ростом, изменением самосознания, которое происходит на фоне повышенной умственной нагрузки. Интенсификация умственной нагрузки, осуществляемая в одних случаях в результате расширения и углубления содержания образования, а в других за счет применения новых интенсивных технологий обучения, увеличивает риск дизадаптационных состояний у подростков [2, с. 26].

С этих позиций воспитание в школе сопровождается нарушениями гармоничности психических и вегетативно-соматических функций, которые могут и должны быть устранены отдыхом, упорядочением режима жизни, повышением двигательной активности - занятиями физкультурой и спортом [3, с. 65]. В этой связи предлагается система физкультурно-реабилитационных мероприятий, разработанных для учащихся общеобразовательной школы и способствующих профилактике и элиминации наиболее распространенных заболеваний детей 9-13 лет.

Структура системы физкультурно-реабилитационных мероприятий:

Дыхательная гимнастика (динамические дыхательные упражнения, выполняемые на задержке дыхания, отдельные упражнения йоговской пранаямы).

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции начальных форм нарушений осанки (общеразвивающие гимнастические упражнения, дыхательная гимнастика, длительный бег малой интенсивности, лыжные прогулки, подвижные иг-ры).

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции начальных форм нарушений в своде стопы (комплекс упражнений для сводов стоп).

Упражнения для снятия эмоциональной нагрузки (танцевальные упражнения, дыхательная гимнастика).

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Упражнения для улучшения функциональной подготовленности (развитие двигательной моторики).

Формы занятий физкультурно-реабилитационными мероприятиями выделены в три основных блока.

1. Самостоятельные занятия в домашних условиях, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

2. Занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы:

Оздоровительные мероприятия с младшими школьниками в МОУ СОШ № 28

г. Липецка, кроме обычных уроков физической культуры, включали в себя три специально разработанных дополнительных комплексов, повышающих уровень двигательной активности ребенка: гимнастические упражнения до начала занятий, подвижные перемены и физкультминки во время уроков.

3. Занятия в условиях учреждения дополнительного образования:

Занятия фитнес-аэробикой. Занятия танцевальными тренировками в НУДО «МИСС» ориентированы преимущественно в трех направлениях: формирование осанки, тренировка кардиореспираторной системы, упражнения для формирования навыков управления эмоциями.

Физическая тренировка в процессе аэробики оказывает мощное оздоровительное влияние на организм человека. Двигательная активность в музыкальном сопровождении помогает улучшать здоровье и психическое состояние детей, снизить риск многих заболеваний, регулировать работу ведущих систем организма, повысить «жизненный тонус», активность, работоспособность, улучшить настроение, повсед-невное самочувствие и т. п.) [5, с. 47].

Занятия фитнес-аэробикой способны повысить силу и выносливость мышц, улучшить гибкость и координацию движений; они помогают снизить избыточную массу тела и количество жира в организме, улучшить осанку, походку и т. д. [4, с. 36].

Предлагаемая нами специально разработанная программа занятий направлена на поддержание оптимального уровня развития физических качеств и внешнего вида, улучшение здоровья «здоровых», профилактику «болезней цивилизации». С этой целью используются организованные формы занятий; целенаправленно подбираются наиболее эффективные средства и методы воздействия на те системы и органы, от которых в первую очередь зависит здоровье человека; предполагается получение существенного тренировочного эффекта в отношении исполнительных и обеспечивающих двигательные действия систем организма.

Занятия такого типа имеют черты облегченного, массового спорта, с типичными для последнего средствами, методами и организацией тренировок. Ставится цель не максимального развития, а поддержания достаточного уровня развития двигательных способностей при строжайшем соблюдении требований травмобезопас-ности и минимизации риска перенапряжения.

Механизмы оздоравливающего и профилактического эффекта фитнес-аэробики связаны, в частности, с такими явлениями, как:

- срочное и долговременное повышение защитных реакций иммунной системы против антигенов (чужеродных факторов) и собственных «неполноценных» белков;

- ускорение синтеза в клетках ДНК - наследственной информации, от которой зависит здоровье клетки;

- ускорение обновления самих клеточных структур (мембран, органелл, ферментативных комплексов и т. п.), и тем самым снижение вероятностьи появления глубоких повреждений внутри клеток, приводящих к их дисфункции болезни.

Описанные эффекты фитнеса - основа профилактики возникновения многих заболеваний, в том числе и опаснейших, например атеросклероза, а возможно, и рака.

Точно определить, где находится слабое звено, в котором в данный момент накопилась опасная концентрация генетических повреждений или токсинов. Невозможно, поэтому условия для ускорения синтетических процессов должны регулярно создаваться во всем организме, во всех системах и органах.

Параллельно решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. А это - основа нашего хоро-шего самочувствия, активности, высокой работоспособности и в конечном итоге отличного настроения и оптимистического настроя, что вместе с отсутствием заболеваний и не-домоганий создает ощущение здоровья и счастливой жизни.

Регулирующий эффект аэробных упражнений выражается прежде всего в эко-номизации деятельности организма (снижении основного обмена, т. е. энергозатрат). Это обеспечивается совершенствованием окислительных процессов, регуляцией обмена веществ на всех звеньях от поступления до утилизации и выведения продуктов питания, снижением реактивности тканей на действие гормонов и нейро-медиаторов, снижением тонуса симпатической и увеличением тонуса парасимпатической нервной системы.

Кроме того, оздоровительная фитнес-аэробика имеет самостоятельное новое качество - высокую эмоциональность, групповую форму занятий в музыкальном сопровождении, которые ликвидируют монотонность занятий, создают положительный психический фон.

Результаты исследования позволяют проследить взаимосвязь уровня и пропусков занятий учащимися по болезни. Нами было установлено, что более 70% (20 дней и более) пропусков по болезни имеют учащиеся с низкой двигательной актив-ностью. Подростки, посещающие дополнительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы, болеют вдвое реже (35,3%), из них 68,5 % девочек и 31,5% мальчиков.

Наилучшие показатели здоровья выявлены у подростков, занимающихся по полной физкультурно-реабилитационной программе, включающей кроме дополнительных занятий физической культурой в школе самостоятельные занятия в домашних условиях, и, главное, посещающие занятия фитнес-аэробикой в НУДО «МИСС» три раза в неделю во внеурочное время в течение одного года. Среди этих детей значимое число пропусков по болезни (20 дней и более) имеют лишь 2,8 %.

Заключение. Проведенное исследование физкультурно-реабилитационных мероприятий школьников показало, что данная система должна строиться на основе комплексности. Если такая комплексность существует, это означает, что система сформировалась. Использование физкультурно-реабилитационных мероприятий позволяет решать многие проблемы, связанные с особенностями здоровья младших подростков. В итоге повышается уровень здоровья, функционального развития основных систем организма у отстающих в физическом развитии учащихся, эффективность усвоения учебного материала на общеобразовательных уроках и уроках физической культуры, формирование навыков здорового образа жизни и организации досуговой деятельности.

Литература

1. Антонова Е. Ф., Арабян Г. И., Бачерикова. Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: Функциональное состояние организма детей 6-7 летнего возраста и его изменения под влиянием различных форм организации обучения и воспитания. Москва : Педагогика, 1987. С. 57-101.

2. Антропова М. В. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста / под ред. М. В. Антропова, М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1983. - С. 6-28.

3. Васютина А. И., Тамбиева А. П. Возрастно-половые особенности в воспроиз-

ведении максимального ритма движений // Возрастная морфология и фи-зиология. М., 1967. 94 с.

4. Физиология подростка / Д. А. Фарбер [и др.]; под ред. Д. А. Фарбер. - Москва : Педагогика, 1988. 203 с.

5. Антропова М. В. Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков / М. В. Антропова. -Петрозаводск, Просвещение, 1974. - 380 с.

References

1. Antonova E. F., Arabyan G. I., Bacherikov L. M. Obuchenie detey 6-letnego vozrasta v detskom sadu i shkole: Funktsional'noe sostoyanie organizma detey 6 - 7 letnego vozrasta i ego izmeneniya pod vliyaniem razlichnykh form organizatsii obucheniya i vospitaniya [Education of children 6 years of age in kindergarten and school: the Functional status of children 6 to 7 years of age and its changes under the influence of different forms of organization of training and education]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987.

2. Antropova M. V. (ed.). Morfofunktsional'noe sozrevanie osnovnykh fiziologicheskikh sistem organizma detey doshkol'nogo vozrasta. Morfofunktsional'nye osobennosti detey doshkol'nogo vozrasta [Morphofunctional maturation of the major physiological systems of the body preschool children: Morphological and functional characteristics of preschool children]. Moscoe, Pedagogika Publ., 1983.

3. Vasyutina A. I., Tambieva A. P. Vozrastno-polovye osobennosti v vosproizvedenii maksimal'nogo ritma dvizheniy [Age and gender features in the reproduction of the maximum rhythm of movements]. Vozrastnaya morfologiya i fiziologiya [Age morphology and physiology]. Moscow, 1967, 94 p.

4. Farber D. A. [et al.]. Fiziologiya podrostka [Physiology of the adolescent]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988, 203 p.

5. Antropova M. V. Funktsional'nye i adaptatsionnye vozmozhnosti detey i podrostkov [Functional and adaptive capabilities of children and adolescents]. Petrozavodsk, Prosveshchenie Publ., 1974, 380 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.