УДК 796.81
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К РАВНОВЕСИЮ У СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ СО СНИЖЕННОЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИЕЙ СРЕДСТВАМИ
ФИТБОЛ-АЭРОБИКИ
С.Ф. Панов, И.П. Панова, А.И. Ляпин, А.В. Березнев
Предложена методика совершенствования способности к равновесию у спортсменов-борцов с ослабленной функцией слуха средствами фитбол-аэробики, позволяющая оперативно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, повышая его эффективность. Представлена динамика показателей статического и динамического равновесия в ходе эксперимента, доказывающая эффективность методики.
Ключевые слова: спортсмены-борцы со сниженной слуховой функцией, способность к сохранению равновесия, фитбол-аэробика.
На современном этапе развития российского общества огромное внимание уделяется людям, имеющим отклонения в состоянии здоровья вследствие травм и заболеваний. Физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями должны выступать как эффективное средство всесторонней реабилитации и социальной адаптации и рассматриваться не только как фактор повышения уровня здоровья и физической подготовленности, но и удовлетворения потребности в общении, расширении круга знакомств и самореализации [1].
Роль адаптивного спорта на сегодняшний день рассматривается как мощный стимул к социальной и жизненной адаптации многочисленной категории наших сограждан, которые имеют различный уровень функциональных либо двигательных нарушений в организме [2, 3].
Особенности физического и психического развития глухих людей и людей с частичной слуховой недостаточностью представляют наибольшее своеобразие среди всех прочих форм аномалий развития, какими занимается современная дефектология.
В частности, при подготовке борцов с нарушениями слуха необходимо непосредственное вмешательство и особое внимание не только со стороны самих тренеров-практиков, но со и стороны методистов и ученых.
Однако на сегодняшний момент все проблемы и вопросы, касающиеся тренировочного процесса здоровых спортсменов, охватывают многолетний период, то исследования учебно-тренировочного процесса спортсменов-борцов с нарушениями слуха, по мнению исследователей, изучен недостаточно [4].
Совершенствование технического мастерства многих спортсменов высокой квалификации в некоторых случаях достигает такой пограничной черты, когда его невозможно расширить чаще из-за недостаточно развитой специфической координационной базы. Многие авторы связывают это с таким фактором, как техника-координация, когда в единстве с совершенствованием техники необходимо целенаправленно и непрерывно развивать значимые координационные способности (КС).
Для спортивной борьбы контроль за движениями собственного тела, то есть способность к равновесию - это практически самое главное условие для выполнения технического действия в любом стиле боя. Причем оценка функции равновесия является актуальной темой множества исследований, затрагивающих различные аспекты спортивной деятельности [5].
К настоящему времени по проблеме совершенствования способности к равновесию в различные периоды онтогенеза организма индивида накоплен большой практический материал [6].
Тем не менее, обнаруженные нами при анализе литературных источников данные об особенностях совершенствования способностей к статическому и динамическому равновесию у спортсменов-борцов с ослабленной функцией слуха, имеют зачастую фрагментарный характер.
Одно из важнейших мест в иерархии огромного арсенала средств развития и совершенствования способностей к равновесию занимает фитбол-аэробика. Данный вид оздоровительной тренировки является практически уникальным по своему эффекту, так как в выполнение упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, вследствие чего усиливает положительный эффект от занятий [7].
В контексте данной статьи особый интерес представляет изучение влияния элементов фитбол-аэробики на развитие способности к равновесию у спортсменов-борцов с ослабленной функцией слуха.
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики совершенствования способности к равновесию у спортсменов -борцов с ослабленной функцией слуха средствами фитбол-аэробики.
В педагогическом эксперименте по проверке эффективности внедряемой технологии была создана исследовательская группа, состоящая из 8 спортсменов-борцов 16-17 лет с ослабленной функцией слуха (кандидаты в мастера спорта).
Для решения задач, поставленных в нашем исследовании, нами разработана технология совершенствования способности к статическому и динамическому равновесию у спортсменов-борцов с ослабленной функцией слуха средствами фитбол-аэробики.
Для диагностики уровня развития способностей к равновесию в исследовании были использованы следующие контрольные испытания:
- повороты на 360° на перевернутой (узкой) части гимнастической
скамейки (способность к динамическому равновесию);
- стойка на одной ноге («фламинго») (способность к статическому равновесию);
- проба Ромберга (тест, характеризующий способность сохранять равновесие, при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора);
- «проба Бирюк» (характеризует уровень формирования навыка сохранения равновесия тела в сложных условиях);
- равновесие «ласточка» (характеризует тренированность фронтальных полукружных каналов вестибулярного анализатора по поддержанию равновесия.
Исследовательская группа занимались по традиционной программе детско-юношеской спортивной школы.
Однако в зависимости от задач учебно-тренировочного занятия, в его формате, фрагментально, в разных его частях, применялась методика совершенствования способности к равновесию.
В подготовительной части занятия выполнялись упражнения на фитболе с подскоками (в любой последовательности и комбинациях): количество серий - 1; количество повторов - 20-25; без интервалов отдыха, темп быстрый.
В основной части занятия выполнялись комплексы упражнения, где фитбол использовался как опора и как отягощение: количество серий - 2-4; количество повторов 12-15; интервал отдыха - 1 мин, темп средний.
В заключительной части занятия использовались упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, брюшного пресса, спины, свода стопы, для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов: кол-во серий - 1; кол-во повторов - 5-6; без интервалов отдыха, темп медленный.
После проведенного исследования результаты по показателям статического и динамического равновесия у испытуемых исследовательской группы изменились в сторону улучшения и эти изменения носят достоверный характер (р<0,05). Данные представлены в таблице.
Динамика показателей статического и динамического равновесия (М±т) у спортсменов-борцов 16-17 лет с ослабленной функцией слуха
Этапы Тесты
экспери- Повороты на узкой Стойка на Проба Проба Равновесие
мента части гимнастической скамейки, с одной ноге, с Ромберга, с Бирюк, с «ласточка», с
Начало 11,5±1,0 17,5±1,5 5,9±0,7 7,5±1,5 6,6±0,3
Конце 7,5±1,5 26,6±1,0 10,1±0,5 11,5±1,0 9,3±0,3
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Для большей информативности интерпретации результатов исследования нами представлена динамика изменения показателей способности к равновесию у спортсменов-борцов 16-17 лет с ослабленной функцией слуха в ходе эксперимента, выраженной в процентном
отношении. Данные проиллюстрированы на рисунке.
%
70
60
50
40
30
20
10
34,8
34,6
3 4
1 исследовательская группа
5 Тесты
Динамика изменений показателей способности к равновесию у борцов с ослабленной функцией слуха в ходе эксперимента:
1 - повороты на узкой части гимнастической скамейки тест; 2- стойка на одной ноге («фламинго»); 3 - проба Ромберга; 4 - проба Бирюк; 5 - равновесие «ласточка»
0
1
2
Так, в нашей группе улучшились результаты в тесте «Повороты на узкой части гимнастической скамейки» на 34,8 %; в тесте «Стойка на одной ноге («фламинго»)» - на 52 %; в тесте «Проба Ромберга» - на 34,6 %; в тесте «Проба Бирюк» - на 53,3 %; в тесте «Равновесие «ласточка» - на 40,9 %.
Внедрение экспериментальной методики в учебно-тренировочный процесс позволило улучшить показатели статического и динамического равновесия в среднем значении на 43,1 %.
Таким образом, достоверность полученных результатов и достаточно серьёзный процентный прирост в показателях в ходе педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность использования разработанной нами экспериментальной технологии совершенствования способности к равновесию у спортсменов-борцов с ослабленной функцией слуха средствами фитбол-аэробики.
Список литературы
1. Антонюк С.Д., Королев С.А., Стрекалов А.С. Содержание адаптивного физкультурного образования детей с проблемами в состоянии здоровья и развития // Культура физическая и здоровье. 2008. №2 (16). С. 73-75.
2. Особенности научно-методического сопровождения процесса подготовки спортсменов-паралимпийцев / А.А. Баряев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2008. № 3. С. 13-18.
3. Реализация двигательных возможностей инвалидов средствами физической культуры и спорта: учеб.-метод. пособие / С.П. Евсеев [и др.] СПб.: СПбНИ-ИФК, 2006. 264 с.
4. Иванов А.В., Баряев А.А. Технико-тактические характеристики соревновательной деятельности элитных дзюдоистов -паралимпийцев // Адаптивная физическая культура. 2009. № 1(37). С. 4-7.
5. Каль М. Воспитание функции равновесия // Теория и практика физической культуры. 2005. №3. С. 45-47.
6. Кузьмина С.В. Развитие физических способностей детей младшего школьного возраста и повышение интереса к урокам физической культуры средствами фитбол-аэробики // Культура физическая и здоровье. 2010. № 3(33). С. 57-60.
7. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества // Теория и практика физической культуры. 2000. № 1. С. 54-58.
Панов Сергей Федорович, д-р биол. наук, проф., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Панова Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., kafedrasporta@,mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Ляпин Алексей Иванович, канд. пед. наук, полковник полиции, начальник кафедры, lyapin78@,mail.ru, Россия, Воронеж, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Березнев Алексей Владимирович, старший преподаватель, капитан полиции, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
SOME APPROACHES TO IMPROVING THE ABILITY TO BALANCE IN ATHLETES-WRESTLERS WITH REDUCED AUDITORY FUNCTION BY MEANS OF FITBALL AEROBICS
S.F. Panov, I.P. Panova, A.I. Lyapin, A. V. Bereznev
A method of improving the ability to balance in athletes-wrestlers with impaired hearing function by means of fitball-aerobics is proposed, which allows to promptly make adjustments to the training process, increasing its effectiveness. The dynamics of indicators of static and dynamic equilibrium during the experiment, which proves the effectiveness of the technique, is presented.
Key words: athletes-wrestlers with reduced auditory function, the ability to maintain balance, fitball aerobics.
Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological sciences, professor, kafedrasporta@,mail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky,
Panova Irina Petrovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, kafedrasporta@,mail. ru, Russia, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky,
Lyapin Alexsey Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, police colonel, head of Department, lyapin78@,mail.ru, Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,
Bereznev Alexey Vladimirovich, senior lecturer, police captain, ber132007@yandex. ru, Russia, Voronezh, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Reference
1. Antonyuk S.D., Korolev S.A., Strekalov A.S. Soderzhanie adaptivnogo fizkul'turnogo obrazovaniya detej s problemami v sostoyanii zdorov'ya i razvitiya // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2008. №2 (16). S. 73-75.
2. Osobennosti nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya processa podgotovki sportsmenov-paralimpijcev / A.A. Baryaev [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2008. № 3. S. 13-18.
3. Realizaciya dvigatel'nyh vozmozhnostej invalidov sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta: ucheb.-metod. posobie / S.P. Evseev [i dr.] SPb.: SPbNI-IFK, 2006. 264 s.
4. Ivanov A.V., Baryaev A.A. Tekhniko-takticheskie harakteristiki sorevnovatel'noj deyatel'nosti elitnyh dzyudoistov-paralimpijcev // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2009. № 1(37). S. 4-7.
5. Kal' M. Vospitanie funkcii ravnovesiya // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2005. №3. S. 45-47.
6. Kuz'mina S.V. Razvitie fizicheskih sposobnostej detej mladshego shkol'nogo vozrasta i povyshenie interesa k urokam fizicheskoj kul'tury sredstvami fitbol-aerobiki // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2010. № 3(33). S. 57-60.
7. Nazarenko L.D. Soderzhanie i struktura ravnovesiya kak dvigatel'no-koordinacionnogo kachestva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2000. № 1. S. 54-58.