Научная статья на тему 'Методика совершенствования координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки'

Методика совершенствования координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2149
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ / СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА / НАГРУЗКА / ТХЕКВОНДО / КООРДИНАЦіЙНі / ЗДіБНОСТі / НАВАНТАЖЕННЯ / COORDINATION ABILITIES / METHODIC / LOAD / TAEKWONDO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пашков Игорь Николаевич

Цель: экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки. Материал: В исследовании принимали участие 30 тхеквондистов (возраст 12-14 лет) по 15 человек в экспериментальной и контрольной группах. Результаты: Определены средства и методы развития координационных способностей тхеквондистов. Соотношение упражнений на развитие чувства пространства, мышечных чувств, чувства времени занимало от 15 до 25 % общего времени занятий. При работе до 5 секунд количество повторений было от 8 до 12-15 раз. Паузы отдыха между упражнениями были от 1 до 2-5 минут. Предложенная методика способствовала улучшению показателей координационной подготовленности тхеквондистов: удержание статического равновесия с открытыми глазами на 5,08 % и с закрытыми глазами 5,63 %; проба Ромберга на левой ноге на 11,4% и на правой ноге 8,22%; реакция выбора на 15,9%; прыжок с места вверх на 11,39%; челночный бег на 5,8%. Выводы. При совершенствовании координационных способностей тхеквондистов необходимо решать следующие задачи: совершенствовать способность освоения все более сложных координационных структур двигательных заданий; совершенствовать способность быстрого переключения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой; повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий; повышать устойчивость пространственного ориентирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пашков Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic of coordination’s perfection of junior taekwondo athletes at stage of pre-basic training

Purpose: experimental substantiation of effectiveness of coordination training methodic of junior taekwondo athletes at stage of pre-basic training. Material: in the research 30 taekwondo athletes of 12-14 yrs age, who composed control and experimental groups, participated. Results: we determined means and methods of training of taekwondo athletes coordination abilities. Correlation of exercises for sense of space, muscular sense, sense of time took from 15 to 25% of total time of training. During 5 seconds’ work quantity of repetitions was from 8 to 12-15 times. Rest pauses between exercises were from 1 to 1-2 minutes. The offered methodic facilitated improvement of coordination fitness indicators of taekwondo athletes: keeping of static balance with open eyes by 5.08 % and with closed eyes by 5.63 %; Romberg’s test on left foot by 11,4% and on tight by 8.22%; response of choice by 15.9%; high jump from the spot by 11.39%; shuttle run by 5.8%. Conclusions: in the process of perfection of taekwondo athletes coordination it is necessary to solve the following tasks: master more and more complex coordination structures of motor tasks; master quick re-switching of motor functioning, depending on change of situation; improve accuracy of required motor actions; develop stability of space orientation.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки»

2015

Методика совершенствования координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки

Пашков И.Н.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Цель: экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки. Материал: В исследовании принимали участие 30 тхеквондистов (возраст 12-14 лет) по 15 человек в экспериментальной и контрольной группах. Результаты: Определены средства и методы развития координационных способностей тхек-вондистов. Соотношение упражнений на развитие чувства пространства, мышечных чувств, чувства времени занимало от 15 до 25 % общего времени занятий. При работе до 5 секунд количество повторений было - от 8 до 12-15 раз. Паузы отдыха между упражнениями были

- от 1 до 2-5 минут. Предложенная методика способствовала улучшению показателей координационной подготовленности тхеквондистов: удержание статического равновесия с открытыми глазами на 5,08 % и с закрытыми глазами

- 5,63 %; проба Ромберга на левой ноге на 11,4% и на правой ноге - 8,22%; реакция выбора на 15,9%; прыжок с места вверх на 11,39%; челночный бег на 5,8%. Выводы. При совершенствовании координационных способностей тхеквондистов необходимо решать следующие задачи: совершенствовать способность освоения все более сложных координационных структур двигательных заданий; совершенствовать способность быстрого переключения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой; повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий; повышать устойчивость пространственного ориентирования.

Ключевые слова: координационные, способности, методика, нагрузка, тхеквондо.

Пашков I. М. Методика вдосконален-ня координацшних здiбностей юних тхеквондиспв на еташ попередньоТ базовоТ шдготовки. Мета: експери-ментально обфунтувати ефективнють методики розвитку координацмних здь бностей юних тхеквондист1в на етап попередньоТ базовоТ подготовки. Матерал: У дослщжены взяли участь 30 тхеквон-дист1в (вк 12-14 роив) по 15 оаб в екс-периментальнш i контрольнш групах. Результати: Визначено засоби i мето-ди розвитку координацмних здiбностей тхеквондист1в. Стввщношення вправ на розвиток почуття простору, м'язових по-чутпв, вщчуття часу займало вщ 15 до 25% загального часу занять. При робот до 5 секунд ктькють повторень було -вщ 8 до 12-15 разiв. Паузи вщпочинку мiж вправами були - вщ 1 до 2-5 хви-лин. Запропонована методика сприяла полтшенню показниюв координацмноТ пщготовленост тхеквондистiв: утри-мання статичноТ рiвноваги з вiдкритими очима на 5,08% i з закритими очима -5,63%; проба Ромберга на лiвiй нозi на 11,4% i на правiй нозi - 8,22%; реак^я вибору на 15,9%; стрибок з мюця вгору на 11,39%; човниковий б^ на 5,8%. Ви-сновки. При вдосконаленн координацй них здiбностей тхеквондистiв необхiдно виршувати наступнi завдання: удоско-налювати здатнють освоення все бiльш складних координацмних структур рухо-вих завдань; удосконалювати здатнiсть швидкого перемикання руховоТ дiяль-ностi вiдповiдно до змiненiй обстановкою; пщвищувати точнiсть вiдтворення заданих рухових дш; пiдвищувати стй кють просторового орiентування.

координац/йн/, зд1бност1, методика, на-вантаження, тхеквондо.

Pashkov I.N. Methodic of coordination's perfection of junior taekwondo athletes at stage of pre-basic training. Purpose: experimental substantiation of effectiveness of coordination training methodic of junior taekwondo athletes at stage of pre-basic training. Material: in the research 30 taekwondo athletes of 12-14 yrs age, who composed control and experimental groups, participated. Results: we determined means and methods of training of taekwondo athletes coordination abilities. Correlation of exercises for sense of space, muscular sense, sense of time took from 15 to 25% of total time of training. During 5 seconds' work quantity of repetitions was from 8 to 12-15 times. Rest pauses between exercises were from 1 to 1-2 minutes. The offered methodic facilitated improvement of coordination fitness indicators of taekwondo athletes: keeping of static balance with open eyes - by 5.08 % and with closed eyes - by 5.63 %; Romberg's test on left foot - by 11,4% and on taight - by 8.22%; response of choice - by 15.9%; high jump from the spot - by 11.39%; shuttle run - by 5.8%. Conclusions: in the process of perfection of taekwondo athletes coordination it is necessary to solve the following tasks: master more and more complex coordination structures of motor tasks; master quick re-switching of motor functioning, depending on change of situation; improve accuracy of required motor actions; develop stability of space orientation.

coordination abilities, methodic, load, taekwondo.

Введение.

Координация - один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки тхек-вондиста. Высокий уровень проявления координационных способностей является фундаментом успеха, в котором окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности, способствует овладению техникой движения.

Платонов В. Н. утверждает, что достичь высоких спортивных результатов в двигательной деятельности можно только при условии владением высоким уровнем развития способностей оценивать и точно регулировать динамические, временные и пространственные параметрами движений. Как известно, наивысших результатов достигают спортсмены, которые имеют высокий уровень сенсорных, перцептивных возможностей [3, 8, 9].

© Пашков И.Н., 2015 http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0505

Уровень техники и тактики на поле боя обусловлен прочностью двигательных навыков, а так же связан со способностью строить и координировать движения с высшим проявлением этой способности - двигательной координации [1, 2, 6, 9, 10].

Вместе с тем, взгляды авторов на определение места и роли координационной тренировки в системе подготовки спортсмена достаточно разнообразны. Рекомендуется развитие координационных способностей интегрировано осуществлять в ходе технической подготовки [4, 5, 10, 11, 13, 14]. Развитие координационных способностей не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет стержневую основу всего ее содержания [7-9, 19]. Поэтому есть основания утверждать, что до настоящего времени чувствуется дефицит научно-теоретических и методических публикаций в области современной методики тренировки координационных способностей в тхеквондо.

IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'

^■^■■■■■■У проблеми ф1зичного

и^!^^0^0^1^! виховання I спорту _

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования. Экспериментально обосновать эффективность методики развития координационных способностей юных тхеквондистов 12-14 лет на этапе предварительной базовой подготовки.

Задачи исследования. 1. На основе научно-методической литературы изучить уровень развития и структуру координационных способностей у тхеквондистов 12-14 лет на этапе предварительной базовой подготовки. 2. Разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей, с учетом индивидуальных возможностей тхеквондиста на этапе предварительной базовой подготовки.

В исследовании приняли участия спортсмены которые изъявили желание участвовать в эксперименте, 30 тхеквондистов: по 15 человек в экспериментальной и контрольной группах. Группы были однородны по составу с учетом возраста, роста, веса. Программа методики была направлена на развитие способности к адекватному реагированию на внезапно возникающие ситуации, повышение качества пространственного ориентирования, повышался уровень устойчивости к раздражению вестибулярного анализатора за счет вращательных движений, координированности движений, формированию способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений.

Результаты исследования.

Методология исследования базировалась на теоретических знаниях и обобщенном опыте спортивной подготовки детей и подростков, изложенных в научных работах [1, 3-5, 7-9, 13, 19]. В ходе исследования структуры физической подготовки юных тхеквондистов использовали фундаментальные положения теории развития физических качеств и теории адаптации к специфическим нагрузкам [1, 3, 8-12, 14-18, 20].

Во время выполнения координационных упражнений от занятия к занятию мы постепенно увеличивали нагрузку за счет:

- повышения уровня координационной сложности заданий путем увеличения числа вариативности упражнения;

- повышения требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же

время;

- выполнения координационных упражнений в условиях дефицита времени;

- сокращения пауз между упражнениями и, соответственно, между сериями упражнений;

- акцента «на координацию» во время выполнения упражнений, воздействующих на другие физические качества;

- выполнения координационных упражнений после физических нагрузок.

У юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки, уровни интенсивности и координационной сложности выполняемых упражнений повышаются (табл. 1).

Соотношение упражнений на преимущественное развитие чувства пространства, координационной способности, мышечных чувств, чувства времени и скоростно-силовых качеств занимало от 15 до 25 % общего времени занятий.

У тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки процесс совершенствования координационных способностей органически связан с решением задач технико-тактического совершенствования, с развитием скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях специфических тренировочных и соревновательных нагрузок. Поэтому интенсивность работы в значительной мере определялась необходимостью комплексного решения задач специальной подготовки спортсмена на этапе предварительной базовой подготовки (табл. 2) .

В процессе совершенствования координационных способностей юных тхеквондистов продолжительность непрерывной работы в отдельном упражнении, подходе (серии повторений одного и того же движения) или задании (непрерывное выполнение взаимосвязанных различных движений) колебалась в широком диапазоне, что определялось задачей, стоящей в каждом конкретном случае.

В совершенствовании способности к сохранению равновесия, как и в других подобных случаях, можно выделить базовое и специальное направление (табл. 3).

Продолжительность непрерывной работы определялось четко и составляло 10-20 с. При непродолжительной работе в каждом упражнении (до 5 с) коли-

Таблица 1

Компоненты нагрузки при выполнении координационных упражнений юными спортсменами

Возраст, (лет) Компоненты нагрузки

Продолжительность упражнения Интенсивность упражнения Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями Характер отдыха Число повторений упражнения Координационная сложность упражнения

12-14 От нескольких секунд до 1 минуты От низкой до субмакси мальной От нескольких секунд до 3-5 минут Пассивный, активный От 5 до 20 раз в серии, число серий - 2-6 Малая и средняя

Таблица 3

Упражнения для развития способности к сохранению равновесия

32015

ц

Таблица 2

Интенсивность тренировочных нагрузок юных тхеквондистов

Основные показатели тренировочной деятельности Общеподготовительный этап Специально-подготовительный этап Этап предварительной подготовки

Зоны Частота сердечных сокращений

3 170-180 20 % 30 % 30 %

2 150-170 40 % 35 % 40 %

1 130-150 40 % 35 % 30 %

№ п/п Базовые упражнения Специальные упражнения

1 Прыжки на месте и в движении, с поворотами на 90°, 180°, 270°, 360°, акцентируя внимание на четкость выполнения и точность приземления. Упражнения в равновесии: фехтование ударами на полу и на гимнастической скамейке на месте и в движении.

2 Упражнения в равновесии: стоя на одной ноге, передвижения на уменьшенной опоре, гимнастической скамейке (вперёд, назад, боком); вращения туловища, рук стоя на одной или двух ногах. Выполнение ударов (по сигналу) на резкое прекращение движений (при сохранении заданной позы) и резкое изменение направления или характера движений.

3 Резкие повороты, наклоны и вращения головы, стоя на одной или двух ногах, с различными положениями и движениями рук, туловища и свободной ноги. Выполнение комбинаций (включая формальные упражнения - пумсе: техника передвижений) в ускоренном темпе, с закрытыми глазами.

4 Пробегание или прохождение заданного расстояния с закрытыми глазами. Выполнение серий (комбинаций) после кувырков

чество повторений было достаточно большим - от 8 до 12-15 раз. При более продолжительных заданиях количество повторений пропорционально уменьшалось и не превышало 2-5 с. В этом случае удавалось сохранить высокую активность занимающихся и их интерес к конкретному заданию.

При условии совершенствования координационных способностей в условиях утомления количество повторений возрастало: до 20-25 раз - при выполнении кратковременных и до 2-12 раз - при выполнении более продолжительных заданий.

Паузы между упражнениями достаточно велики -от 1 до 2-5 мин и обеспечивали восстановление работоспособности. Когда ставились задачи выполнения работы в условиях утомления, паузы отдыха существенно сокращались (иногда доходили до 10-15 с), что обеспечивало выполнение работы в условиях прогрессирующего утомления.

В качестве средств использовались общеразвива-ющие и специально-развивающие упражнения на координацию движений:

- акробатические упражнения (кувырки вперёд, назад, через плечо, в прыжке; стойка на голове);

- действия по внезапным сигналам (включая бой с тенью и спарринг);

- ведение поединка в непривычной стойке, с различными соперниками;

- ведение поединка на площадке меньших размеров;

- выполнение ударов, когда руки за спиной;

игры в баскетбол, футбол;

- боевая практика с различными спарринг-партнёрами;

- выполнение технических элементов с отягощениями (0,5 кг) и жгутами.

Структура координационной подготовки была разработана с учетом индивидуальных возможностей и способствовала улучшению координационных способностей тхеквондистов экспериментальной группы. Координационные способности отображают уровень развития общей координации: удержание статического равновесия с открытыми глазами на 5,08 %, с закрытыми глазами - 5,63 %; проба Ромберга на левой ноге на 11,4%, на правой ноге - 8,22%; реакция выбора на 15,9%; прыжок с места вверх на 11,39%; челночный бег на 5,8%.

Воспроизведение временных интервалов за 1 с составило: в экспериментальной группе X -0,25±0,02, в контрольной группе X -0,27±0,03. Результаты воспроизведения временных интервалов за 5 с: в экспериментальной группе - X -0,49±0,08, в контрольной группе - X -0,5±0,08. Показатели воспроизведения временных интервалов за 10 с: в экспериментальной группе - X -1,07±0,08, в контрольной группе - X -1,16±0,19.

В экспериментальной группе в тесте прыжок в длину с места вперед показатель составил: X - 178,6±3,51 см, в контрольной группе - X -175,3±4,14 см.

IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'

LdEjLiHBHiJ проблеми ф1зичного

U^S^U0^0^1^! виховання i спорту _

В экспериментальной группе показатель теста прыжок в длину с места назад составил X - 126,3±2,44 см, в контрольной группе - X -111,6±1,39 см. Результаты разницы тестов прыжка в длину с места вперед и прыжка в длину с места назад составили: в экспериментальной группе - X -52,3±2,19 см, в контрольной группе - X -63,7±4,47 см. Дискуссия.

Материалы исследований дополняют теоретические положения о структуре и содержании соревновательной и координационной подготовленности юных тхеквондистов на этапе предварительной базовой подготовки [1, 4, 9, 13] и расширяют представления о возможности избирательно влиять на специальные двигательные способности с целью оптимизации и повышения уровня координационной подготовленности, что в свою очередь влияет на качество выполнения технических действий в тхеквондо [5, 10, 15, 20]. Выводы:

1. Полученные результаты дают основания констатировать, что при совершенствовании координацию в тхеквондо необходимо решать следующие задачи: совершенствовать способность освоения все более сложных координационных структур двигательных заданий; совершенствовать способность быстрого переключения двигательной деятельности в соот-

ветствии с изменившейся обстановкой; повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий; повышать устойчивость пространственной ориентировки тхеквондистов.

2. Уровень развития координационных способностей обуславливается умением спортсмена перерабатывать информацию, поступающую от сенсорных систем (зрительного, кинестетического, вестибулярного и слухового анализаторов). Правильное восприятие движений и ответная реакция спортсмена в тхеквондо происходит на основе сенсорной информации, определяющей проявление координационных способностей тхеквондистов.

3. Разработанная методика развития координационных способностей способствовала улучшению уровня подготовленности и формированию разнообразных умений и навыков тхеквондистов.

В последующих исследованиях предполагается изучение индивидуализации тренировочного процесса и разработка технических средств, направленных на совершенствование разных сторон подготовленности тхеквондистов в сочетании с координационными способностями на разных этапах многолетней подготовки.

Конфликт интересов.

Автор заявляет, что не существует никакого конфликта интересов.

Литература:

1. Бабак Ю. М. Тхэквондо: Методика построения тренировочного процесса в начальных и учебно-тренировочных группах / Ю. М. Бабак, Е. А. Константинова, Ю. А. Волкова, И. Н. Пашков,

A. В. Мутьев Киев: 2010 - 96 с.

2. Бойченко Н. В. Совершенствование координационных способностей дзюдоистов: Методические рекомендации / Н. В. Бойченко - Харьков: ХГАФК, 2014 - 36 с.

3. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 293 с.

4. Горбенко В. П. Место координационных способностей в структуре специальной физической подготовки юных тхеквондистов / В. П. Горбенко, Е. В. Новикова // Молодая спортивная наука Донбасса: 1-я регион. научно-практ. конф.: Сб. науч.работ. - Донецк, 2002.- С. 73-76.

5. Горбенко В. П. Развитие специальных двигательных способностей юных тхэквондистов на начальных этапах многолетнего спортивного совершенствования / В. П. Горбенко, Е. В. Новикова // Актуальш проблеми юнацького спорту: М-ли II Всеукр. наук.-практ. конф. - Херсон: Вид. ХДУ, 2003. - С. 47-51.

6. Клименко А. I. Координацшш здiбностi в структурi спещально!' рухово1 шдготовленост единоборщв / А. I. Клименко // Педагопка, психолопя та медикобюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту : Науковий журнал. - Харюв, ХОВНОКУ-ХДАДМ, 2010. - № 3. - С. 33 - 36.

7. Пашков И. Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей / И. Н. Пашков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб.науч. тр.под ред. проф. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. - №1. - С. 38-43.

8. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. /

B. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ровный А. С. Управление подготовкой тхеквондистов / А. С. Ровный, В. В. Романенко, И. Н. Пашков. - Х., 2013. - 312 с.

10. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В. А. Романенко. - Донецк : Изд-во ДонНУ, 2005, - 209 с.

11. Alricson M. Reliability of sports related functional tests with emphasis on speed and agility in young athletes / M. Alricsson, K. Harms-Ringdahl, S. Wermer // Scand. J. Sci. Sports. - 2001. -

References:

1. Babak Iu. M., Konstantinova E. A., Volkova Iu. A., Pashkov I. N., Mut'ev A. V. Tkhekvondo [Taekwondo], Kiev, 2010, 96 p. (in Russian)

2. Bojchenko N. V. Sovershenstvovanie koordinacionnykh sposobnostej dziudoistov [Perfection of judoists' coordination abilities], Kharkov, KSAPC, 2014, 36 p. (in Russian)

3. Volkov L. V. Teoriia i metodika detskogo i iunosheskogo sporta [Theory and methodic of children and junior sports], Kiev, Olympic Literature, 2002, 293 p. (in Russian)

4. Gorbenko V.P., Novikova E.V. Mesto koordinacionnykh sposobnostej v strukture special'noj fizicheskoj podgotovki iunykh tkhekvondistov [Place of coordination in structure of special physical fitness of junior taekwondo athletes]. Molodaia sportivnaia nauka Donbassa [Young sport science of Donbass], Donetsk, 2002, pp. 73-76. (in Russian)

5. Gorbenko V.P., Novikova E.V. Razvitie special'nykh dvigatel'nykh sposobnostej iunykh tkhekvondistov na nachal'nykh etapakh mnogoletnego sportivnogo sovershenstvovaniia [Training of special motor skills of junior taekwondo athletes at initial stages of many years' sport perfection]. Aktual'ni problemi iunac'kogo sportu [Urgent problems of junior sports], Kherson, KSU, 2003, pp. 47-51. (in Russian)

6. Klimenko A. I. Koordinacijni zdibnosti v strukturi special'noi rukhovoi pidgotovlenosti iedinoborciv [Coordination in structure of special motor fitness of martial arts' wrestlers]. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2010, vol.3. pp. 33-36. (in Ukrainian)

7. Pashkov I.N. Rol' sensornykh sistem pri razvitii koordinacionnykh sposobnostej [Role of sensor systems in training of coordination]. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special'nostej, 2008, vol.1. pp. 38-43. (in Russian)

8. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [System of sportsmen's training in Olympic sports], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p. (in Russian)

9. Rovnyj A. S., Romanenko V. V., Pashkov I. N. Upravlenie podgotovkoj tkhekvondistov [Management of taekwondo athletes training], Kharkov, 2013, 312 p. (in Russian)

10. Romanenko V. A. Diagnostika dvigatel'nykh sposobnostej [Diagnostics of motor abilities], Donetsk, DNU, 2005, 209 p. (in Russian)

32015

Ц

11. - P. 229-232.

12. Gibson Adam. Taekwondo Sparring Strategies: For the Ring and the Street / Adam Gibson. - Unique Publications, 2000. - 261 p.

13. Hirtz P. Coordination training / P. Hirtz, G. Schnabel, D. Harre, A. Borde// Training science. 1997, 225 p.

14. Hirtz P. Sensitive and critical periods of motor coordination development and its relation to motor learning / P. Hirtz, W. Starosta //. Journal of Human Kinetics, 2002, vol. 7, pp. 19-28

15. Kim Sang. Taekwondo kyorugi / Kim Sang, Lee Kyong Myong, Jeong Kook Hyun. - Turtle Press (CT), 1999. - 219 p.

16. Kim Un Yong. Taekwondo textbook. Kukkiwon / Un Yong. Kim. -Seoul, O-sung Publishing Co., 1997. - 766 p.

17. Starosta W. Sensitive and critical periods in development of coordination abilities in children and youths/ W. Starosta, P. Hirtz. „Biology of Sport", Vol. 6, Suppl. 3, Warsaw, 1989 s. 276-282.

18. Reiman M. P. Functional testing in human performance / M. P. Reiman, R. C. Manske. - Champaign, IL. : Human Kinetics, 2009. - 308 p.

19. Starosta W. Global and local motor coordination in physical education and sport - and conditional volatility, Poznan, AWF, 2006, 738 p.

20. Starosta W. Motor coordination capacity. Warsaw, Institute sport, 2003, 564 p

Информация об авторе:

Пашков Игорь Николаевич: http://orcid.org/0000-0002-7569-2115; pashkovtkd@mail.ru; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская, 99, г. Харьков, 61058, Украина.

Цитируйте эту статью как: Пашков И.Н. Методика совершенствования координационных способностей юных тхек-вондистов на этапе предварительной базовой подготовки // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2015. - N 5. - С. 27-31. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0505

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 16.04.2015 Принята: 28.04.2015; Опубликована: 28.04.2015

11. Alricson M., Harms-Ringdahl K., Wermer S. Reliability of sports related functional tests with emphasis on speed and agility in young athletes. Scand. J. Sci. Sports, 2001, vol.11, pp. 229-232.

12. Gibson Adam. Taekwondo Sparring Strategies: For the Ring and the Street. Unique Publications, 2000, 261 p.

13. Hirtz P., Schnabel G., Harre D., Borde A. Coordination training. Training science. 1997, 225 p.

14. Hirtz P., Starosta W. Sensitive and critical periods of motor coordination development and its relation to motor learning. Journal of Human Kinetics, 2002, vol. 7, pp. 19-28

15. Kim Sang, Lee Kyong Myong, Jeong Kook Hyun. Taekwondo kyorugi. Turtle Press (CT), 1999, 219 p.

16. Kim Un Yong. Taekwondo textbook. Kukkiwon. Seoul, O-sung Publishing Co., 1997, 766 p.

17. Starosta W., Hirtz P. Sensitive and critical periods in development of coordination abilities in children and youths. Biology of Sport, 1989, vol.6(3), pp. 276-282.

18. Reiman M. P., Manske R. C. Functional testing in human performance. Champaign, IL. : Human Kinetics, 2009, 308 p.

19. Starosta W. Global and local motor coordination in physical education and sport - and conditional volatility, Poznan, AWF, 2006, 738 p.

20. Starosta W. Motor coordination capacity. Warsaw, Institute sport, 2003, 564 p.

Information about the author:

Pashkov I.N.: http://orcid.org/0000-0002-7569-2115; pashkovtkd@mail. ru; Kharkiv State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya st., 99, Kharkov, 61058, Ukraine.

Cite this article as: Pashkov I.N. Methodic of coordination's perfection of junior taekwondo athletes at stage of pre-basic training. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015, vol.5, pp. 27-31. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0505

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 16.04.2015

Accepted: 28.04.2015; Published: 28.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.