Научная статья на тему 'Фитбол-аэробика как средство повышения уровня физической подготовленности студенток'

Фитбол-аэробика как средство повышения уровня физической подготовленности студенток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / АЭРОБИКА / ФИТБОЛ-АЭРОБИКА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / FEMALE STUDENTS / AEROBICS / FITBALL-AEROBICS / LEVEL OF PHYSICAL PREPARATION / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Ольга Владимировна, Корнеева Светлана Владимировна, Комкова Ирина Александровна

Проанализированы особенности влияния занятий фитбол-аэробикой на уровень физической подготовленности девушек 17-19 лет.Результаты, полученные в ходе проведенного экспериментального исследования, позволили констатировать, что при занятиях результаты студенток улучшились практически во всех тестовых упражнениях, исключение составили результаты теста «Прыжок в длину». Наибольший относительный прирост результатов нами зафиксирован в тестах, характеризующих уровень развития гибкости и функции равновесия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITBALL-AEROBICS AS MEANS OF INCREASE OF LEVEL OF PHYSICAL TRAINING STUDENTS

The features of influence of going for fitball-aerobics on the level of changes in training of girls from 17 to 19 years old have been analyzed in the article. The findings of the experimental research have shoved that the results in all disciplines, except broad jumping, improved while going for fitness-aerobics. We fixed that the largest increase of results was in tests that characterized the level of flexibility and the function of balance.

Текст научной работы на тему «Фитбол-аэробика как средство повышения уровня физической подготовленности студенток»

УДК 796.412

ФИТБОЛ-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

О.В. Мельникова, С.В. Корнеева, И.А. Комкова

Проанализированы особенности влияния занятий фитбол-аэробикой на уровень физической подготовленности девушек 17-19 лет.

Результаты, полученные в ходе проведенного экспериментального исследования, позволили констатировать, что при занятиях результаты студенток улучшились практически во всех тестовых упражнениях, исключение составили результаты теста «Прыжок в длину». Наибольший относительный прирост результатов нами зафиксирован в тестах, характеризующих уровень развития гибкости и функции равновесия.

Ключевые слова: студентки, аэробика, фитбол-аэробика, уровень физической подготовленности, физические качества.

Введение. Оздоровительная аэробика во всех ее разновидностях - одна из современных систем оздоровительной гимнастики, которая направлена на формирование телосложения девушек и женщин и воспитание умения красиво двигаться. Эффективными в этом направлении являются специальные танцевальные и гимнастические упражнения.

В современной научной и специальной литературе вопросы влияния занятий фитбол-аэробикой на уровень физической подготовленности разных слоев населения под воздействием групповых занятий освещены недостаточно.

В системе физического воспитания студентов назрела необходимость проведения занятий с учетом интересов и возможностей занимающихся. Разнообразие занятий, которые проводятся в вузах, во многих случаях предопределяет возможность и желание студентов заниматься физическими упражнениями вообще и аэробикой в частности.

В наше время наиболее распространенными видами оздоровительной аэробики, которые проводятся со студентами, являются базовая аэробика и степ-аэробика. К сожалению, в большинстве вузов практически не проводятся занятия фитбол-аэробикой. В связи с этим нам было интересно проанализировать изменения физической подготовленности студенток под воздействием занятий именно фитбол-аэробикой.

Исходя из вышесказанного, следует считать, что направление данной работы является актуальной проблемой современной теории и методики проведения занятий фитбол-аэроби-

кой. Развитие этого вида физической активности открывает новые перспективы в методике построения и проведения занятий оздоровительного направления.

Использование системного подхода во время проведения оздоровительных занятий способствовало повышению эффективности физических нагрузок, которые выполняются на занятиях. Ознакомившись со специальной литературой и передовым опытом по подготовке специалистов в сфере оздоровительных технологий, мы отметили, что большое количество исследований проведены в области подготовки тренеров по спортивной аэробике (Н.В. Ав-дасева [1] Т.С. Лисицкая [3] и другие), изучения влияния аэробики на организм Т.С. Лисицкая [3]; Е.Е. Черненко [6] и другие). Но совсем немного найдено материала по влиянию фитбол-аэробики на физическую подготовленность студенток высших учебных заведений (Н.В. Авдасева [1], Е.Е. Черненко [6]).

Необходимость изучения научных основ воздействия занятий фитбол-аэробикой со студентками на уровень их физической подготовленности послужили основанием для проведения нашего исследования.

Цель, материал и методы. Цель работы -определить уровень и динамику физической подготовленности студенток, занимающихся на занятиях фитбол-аэробикой.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики.

Для определения уровня физической подготовленности мы использовали тесты, которые предложены В. А. Романенко[4]:

• наклон, стоя на гимнастической скамейке, см;

• сгибание и разгибание рук в упоре лежа, количество раз;

• поднимание туловища из положения лежа на спине, количество раз за 1 мин;

• прыжок в длину с места, см;

• проба Ромберга, с.

Занятия фитбол-аэробикой проводятся на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. Мяч можно использовать как тренажер, как предмет и как отягощение (его масса равна примерно 1 кг).

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста занимающихся. Так, например, для занимающихся, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен быть 65 см, для занимающихся, имеющих рост от 170 до 190 см - 75 см [1].

При выполнении упражнений с фитболом активизируется деятельность двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, что усиливает положительный эффект занятий.

Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональные и физиологические состояния человека.

Работа выполнена по плану НИУ ЮУрГУ института спорта, туризма и сервиса, кафедры физического воспитания и здоровья. Исследование проводилось в группах ДОУ (фитбол-аэробики) Южно-Уральского государственного университета. В исследовании принимали участие девушки 17-19 лет, которые регулярно посещали занятия по фитбол-аэробике (2 раза в неделю, длительность каждого занятия составляла 2 академических часа). Было обсле-

довано 29 человек. Все девушки после проведения медицинского обследования были отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Результаты исследований. Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов. Это и напряжение механизмов, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия, и низкочастотные колебательные движения, вызывающие формирование положительных адаптационных сдвигов.

Выполнение упражнения в исходном положении (и.п.) лежа животом или спиной на фитболе гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре. Поддержание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, превосходно решая оздоровительную задачу формирования мышечного корсета за счет укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Занятия фитбол-аэробикой проводились по ранее разработанной программе, которая базировалась на основных принципах теории и методики физического воспитания [5].

Дважды в течение первого учебного семестра (в начале и в конце семестра) проводилось тестирование для определения уровня физической подготовленности девушек, занимающихся в группах ДОУ (аэробика). Всего в течение первого учебного семестра было проведено 32 занятия фитбол-аэробикой.

Проанализировав данные таблицы, следует отметить, что после проведения повторного исследования показателей, характеризующих физическую подготовленность студенток и развитие их двигательных качеств, результаты улучшились практически во всех тестах, исключение составили результаты теста «Прыжок в длину с места».

Результаты тестирования показателей физической подготовленности студенток, занимающихся фитбол-аэробикой

№ п/п Тест Начало семестра х ± х Конец семестра х ± х Д относит. прирост

1 Наклон, стоя на гимнастической скамейке, см 6,83 ± 1,97 10,34 ± 2,22 51,4 %

2 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 8,52 ± 1,48 10,10 ± 1,72 18,54 %

3 Поднимание туловища в сед из и.п. лежа на спине, кол-во раз за 1 мин 32,03 ± 3,69 37,31 ± 3,20 16,48 %

4 Прыжок в длину, см 172,93 ± 7,39 177,38 ± 7,88 2,5 %

5 Статическое равновесие, с 8,62 ± 2,96 10,55 ± 3,20 22,39 %

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

Наибольший относительный прирост результатов (51,4 %) зафиксирован в тесте, характеризующем развитие гибкости «Наклон стоя на гимнастической скамейке», не менее значимый прирост результатов (22,39 %) нами зафиксирован в функции равновесия (проба Ромберга). Немного меньший относительный прирост мы наблюдали в результатах теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (18,54 %). На наш взгляд, значительные приросты именно при выполнении этих тестовых упражнений связаны с тем, что при выполнении упражнений сидя и лежа на фитболе необходимо сохранять равновесие, что, в свою очередь, требует максимального напряжения и мышечного контроля. Значительное улучшение показателей, характеризующих гибкость, можно объяснить тем, что в заключительной части большое внимание уделялось упражнениям на растягивание в исходных положениях сидя и лежа на фитболе, что способствовало хорошему вытяжению и расслаблению мышечно-связочного аппарата, особенно позвоночного столба. Такой подбор упражнений существенно отличается от общепринятых методик проведения заключительной части. Укреплению мышц брюшного пресса уделялось внимание не только в основной части урока (силовой блок), но и при выполнении других упражнений, сидя и лежа на фитболе (сохранение правильного положения и равновесия), что не могло не сказаться на укреплении мышц брюшного пресса.

При занятиях фитбол-аэробикой основное внимание уделяется выполнению упражнений в исходных положениях сидя и лежа на фит-боле, способствующих формированию правильной осанки, мышечного корсета, что, в свою очередь, снижает негативное влияние нагрузки на позвоночный столб и сосудистую систему организма занимающихся.

В тесте «Прыжок в длину с места» уровень результатов в 1-м и 2-м измерении отличается несущественно, так как критерий достоверности различия разности выборочных средних меньше 2,5 (2,17).

Учитывая полученные результаты, можно констатировать, что занятия фитбол-аэробикой способствуют улучшению уровня физической подготовленности студенток 17-19 лет.

Однако занятия фитбол-аэробикой приводят к достоверно значимым изменениям в развитии функции равновесия, гибкости,

силовой выносливости. Уровень развития других физических качеств свидетельствует о тенденции к улучшению данных показателей.

Выводы. Проанализировав современное положение в сфере построения и проведения занятий фитбол-аэробикой со студентками, нами был определен уровень развития физических качеств девушек 17-19 лет, которые занимаются в группе фитбол-аэробики. Проведя повторное тестирование, наблюдалось повышение результатов у студенток. Однако достоверное увеличение показателей прослеживается у девушек в тестах, которые характеризуют развитие функции гибкости, равновесия, силовой выносливости. Результаты, которые зафиксированы в других тестах девушек, свидетельствуют о тенденции к улучшению этих показателей.

Таким образом, можно утверждать, что занятия фитбол-аэробикой улучшают показатели уровня развития физических качеств девушек І7-І9 лет.

Последующие исследования планируется проводить с целью определения влияний занятий фитбол-аэробикой на физическое развитие студенток ЮУрГУ на занятиях фитбол-аэробикой.

Литература

1. Авдасева, Н.В. Занятия фитбол-аэро-бикой как направление физического воспитания в современных условиях Х Н.В. Авдасева,

Н.В. Клемешова ХХ Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. Vмеждунар. науч. конф. - Харьков; Белгород; Красноярск; 2009. - С. 3-5.

2. Акимова, М.Е. Содержание и методика проведения занятий по аэробике со студентами высших учебных заведений Х М.Е. Акимова ХХ Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. ст. IV междунар. науч. конф. - Харьков; Белгород; Красноярск, 2008. -С. 5-7.

3. Лисицкая, Т. С. Аэробика Х Т. С. Лисиц-кая, Л. В. Сиднева - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.

4. Романенко, В.А. Диагностика двигательных способностей Х В.А. Романенко. -Донецк: ДонНУ, 2005. - 290 с.

5. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов физ. воспитания и спорта. В 2 т. Т. 1: Общие основы тео-

рии и методики физического воспитания /под бол-аэробикой на уровень физической под-

ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимп. литера- готовленности студенток / Е.Е. Черненко,

тура, 2003. - 424 с. Н.В. Маликов // Физическое воспитание сту-

6. Черненко, Е.Е. Влияние занятий фит- дентов. - 2011. - № 2. - С. 112-114.

Мельникова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), mov105@mail.ru.

Корнеева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровья, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), korneevasv2013@yandex.ru.

Комкова Ирина Александровна, доцент кафедры физической культуры и здоровья, ЮжноУральский государственный университет (Челябинск), komocheck@mail.ru.

Поступила в редакцию 10 апреля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” ____________________________________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 26-29

FITBALL-AEROBICS AS MEANS OF INCREASE OF LEVEL OF PHYSICAL TRAINING STUDENTS

0.V. Melnikova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, mov105@mail.ru,

S.V. Korneeva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, korneevasv2013@yandex.ru,

1.A. Komkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, komocheck@mail.ru

The features of influence of going for fitball-aerobics on the level of changes in training of girls from 17 to 19 years old have been analyzed in the article. The findings of the experimental research have shoved that the results in all disciplines, except broad jumping, improved while going for fitness-aerobics. We fixed that the largest increase of results was in tests that characterized the level of flexibility and the function of balance.

Keywords: female students, aerobics, fitball-aerobics, level of physical preparation, physical qualities.

References

1. Avdaseva, N.V., Klemeshova N.V. [Fitball Aerobics Classes as Thedirection of Physical Education in Modern Conditions]. Fizicheskoe vospitanie I sport v vysshih uchebnyh zavedeniyah: sbornik statey V mezhdunarodnoi nauchnoy konferentsii [Physical Education and Sport in Higher Education Institutions. A Collection of Articles Vinternational Scientific Conference], 2008, pp. 3-5. (in Russ.)

2. Akimova M.E. [The Content and Methods of Teaching Aerobics with Students of Higher Educational Institutions]. Problemy i perspektivy rasvitiya sportivnyh igr I edinoborstv v vysshih uchebnyh zavedeniyah: sbornik statey VI mezhdunar. Nauchnoy konferencii [Problems and Prospects of Development of Sport Sand Martial Arts in Higher Education Institutions: a Collection of Articles IV International Scientific Conference], 2008, pp. 5-7. (in Russ.)

3. Lisitskaya T.S., Sidneva L.V. Aerobika [Aerobics]. Moscow, Russian Federation Aerobics Publ., 2008. 216 p.

4. Romanenko V.A. Diagnostika dvigatel'nyh sposobnostey [Diagnosis Impellent Abilities]. Donetsk, DonNU Publ., 2005. 290 p.

5. Krutsevich T.Y. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya. Uchebnik dlya studentov fizi-cheskogo vospitaniya i sporta [Theory and Methods of Physical Education. Textbook for Students of Physical Education and Sport]. Kiev, Olympic Literature Publ., 2003. 424 p.

6. Chernenko E.E., Malikov N.V. [Influence of Employment Fitball Aerobics on the Level of Physical Fitness of Students]. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical Education Students], 2011, no. 2, pp. 112-114 (in Russ.).

Received 10 April 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.