Научная статья на тему 'Оценка и развитие координационных способностей спортсменов-дзюдоистов на первом году обучения'

Оценка и развитие координационных способностей спортсменов-дзюдоистов на первом году обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1976
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ДЗЮДОИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малахова Ольга Евгеньевна, Пастушенко Евгений Евгеньевич

Данная статья посвящена разработке эффективного комплекса упражнений для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов-дзюдоистов на первом году обучения. На первом этапе исследования была проведена оценка координационных способностей экспериментальной группы спортсменов-дзюдоистов первого года обучения с помощью стабилоплатформы «Биомера». В работе применялись три тестовых пробы: статическая проба, динамическая проба и проба Ромберга. Основной целью данного исследования являлась разработка и апробация комплекса упражнений для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов данной возрастной группы. Разработанный комплекс упражнений включили в тренировочный процесс экспериментальной группы дзюдоистов. После 3-х недельного эксперимента было проведено повторное тестирование оценки координационных способностей. По каждой из трех проб показатели были улучшены. В результате полученных данных можно сделать вывод об эффективности данного комплекса упражнений для развития координационных способностей спортсменов на первом году обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малахова Ольга Евгеньевна, Пастушенко Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment and development of coordination abilities of athletes judokas within the first year of training

This article is devoted to the development of the effective complex of exercises to develop and improve the coordination abilities among the athletes during the first year of study. In the first part of the study the authors have made the evaluation of the coordination abilities of the experimental group of sportsmen during the first year using stabilometry “Biomera”. 3 tests have been used: the static test, the dynamic test and Romberg test. The main purpose of this study is to develop and test the complex of exercises for the development and improvement of the coordination abilities of the athletes in the given age group. The developed complex of exercises was included into the training process of the experimental group of the judokas. After 3-week experiment the second testing was conducted for the assessment of the coordination abilities. Each of these three tests indicators has been improved. As a result of the obtained data we can come to the conclusion about the effectiveness of this complex of exercises for the development of the coordination abilities for judokas during their first year of study.

Текст научной работы на тему «Оценка и развитие координационных способностей спортсменов-дзюдоистов на первом году обучения»

УДК 796.853.23

ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-ДЗЮДОИСТОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ

Ольга Евгеньевна Малахова, аспирант, Федеральный научный центр физической культуры и спорта

(ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Москва, Евгений Евгеньевич Пастушенко, старший преподаватель, Московский государственный областной университет (МГОУ), Москва

Аннотация

Данная статья посвящена разработке эффективного комплекса упражнений для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов-дзюдоистов на первом году обучения. На первом этапе исследования была проведена оценка координационных способностей экспериментальной группы спортсменов-дзюдоистов первого года обучения с помощью стабилоплат-формы «Биомера». В работе применялись три тестовых пробы: статическая проба, динамическая проба и проба Ромберга. Основной целью данного исследования являлась разработка и апробация комплекса упражнений для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов данной возрастной группы. Разработанный комплекс упражнений включили в тренировочный процесс экспериментальной группы дзюдоистов. После 3-х недельного эксперимента было проведено повторное тестирование оценки координационных способностей. По каждой из трех проб показатели были улучшены. В результате полученных данных можно сделать вывод об эффективности данного комплекса упражнений для развития координационных способностей спортсменов на первом году обучения.

Ключевые слова: координационные способности, начальный этап обучения, дзюдоисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p125-128

ASSESSMENT AND DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF ATHLETES JUDOKAS WITHIN THE FIRST YEAR OF TRAINING

Olga Evghenieyevna Malakhova, the post-graduate student, Federal Scientific Center of Physical Culture and Sport, Moscow, Evgeni Evgenyevich Pastushenko, the senior lecturer, Moscow State Regional University, Moscow

Annotation

This article is devoted to the development of the effective complex of exercises to develop and improve the coordination abilities among the athletes during the first year of study. In the first part of the study the authors have made the evaluation of the coordination abilities of the experimental group of sportsmen during the first year using stabilometry "Biomera". 3 tests have been used: the static test, the dynamic test and Romberg test. The main purpose of this study is to develop and test the complex of exercises for the development and improvement of the coordination abilities of the athletes in the given age group. The developed complex of exercises was included into the training process of the experimental group of the judokas. After 3-week experiment the second testing was conducted for the assessment of the coordination abilities. Each of these three tests indicators has been improved. As a result of the obtained data we can come to the conclusion about the effectiveness of this complex of exercises for the development of the coordination abilities for judokas during their first year of study.

Keywords: coordination abilities, initial stage of training, judokas.

Данная статья посвящена оценке координационных способностей дзюдоистов первого года обучения, а также развитию и совершенствованию этих способностей в тренировочном процессе.

На первом этапе исследования была проведена оценка координационных способностей экспериментальной группы спортсменов-дзюдоистов первого года обучения (в составе 20 человек) с помощью стабилоплатформы Биомера.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились с помощью напольной стабилоплатформы «Биомера». Стабилотренажер «Биомера» регистрирует усилия, направленные на поддержание и изменения позы стоящего на ней человека и, посредством специальной программы, анализирует динамику колебаний общего центра тяжести спортсмена во время проведения теста и формирует соответствующие оценки, или преобразовывает сигнал в команды, управляющие виртуальным объектом (меткой).

В работе применялись 3 тестовые пробы: статическая проба, динамическая проба и проба Ромберга.

1. Статическая проба выполнялась в произвольной установке стоп, в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. Выполнение данного теста путем варьирования позы тела осуществляется способностью управлять собственным центром тяжести. Для этого необходимо удерживать метку в центре заданного круга в течение всего времени пробы (20 секунд).

Статический тест является пробой с биологической обратной связью (визуальной) по опорной реакции. Иначе тесты такого типа предложено называть двигательно-когнитивными, т. е. количественно исследуется способность стоящего человека выполнить инструкцию (результативное действие, требующее когнитивных действий — восприятия инструкции, внимания и т.д.) по поддержанию заданной позы с визуальным контролем.

2. Динамическая проба - разновидность двигательно-когнитивных тестов. Выполнялась в вертикальной позе, руки свободно вдоль тела. В данной программе для выполнения динамического теста необходимо обеспечить наилучший контроль центра тяжести тела для перемещения центра давления на платформу согласно специальному алгоритму. Следует удерживать метку, соответствующую центру давления стоящего человека на платформу, сначала на центральном круге (розовый круг на копии экрана ниже), затем быстро и точно, по наикратчайшему пути, перенести метку на новый появляющийся круг, дождаться исчезновения этого круга и «вернуться» в центральный круг. Продолжительность пробы - 30 секунд.

Применение устройства «Стабилотренажер» позволяет получить количественные оценки функционального состояния человека по его способности контролировать позу. Такие оценки можно отнести к показателям координированное™ человека, его физической ловкости. Следует учитывать, что понятие «ловкость» чаще умеет ловко обращаться с мячом (футбол), то это не обязательно означает его ловкость в езде на горных лыжах или в плавании кролем. То есть, с некоторым упрощением можно сказать, что результаты тестов на равновесие указывают на некую неспецифичную «общую ловкость».

3. Проба Ромберга выполнялась в вертикальной позе, стопы в положении «пятки вместе носки врозь» (по разметке платформы). Руки свободно вдоль туловища. Цель проведения пробы Ромберга — определить различия в способности удерживать вертикальную позу с открытыми и закрытыми глазами. То есть, учесть роль зрения в поддержании равновесия [1]. Проба Ромберга состоит из 2-х одинаковых по времени периодов для открытых и для закрытых глаз (по 20 секунд каждый).

Основной целью данного исследования являлась разработка и апробация комплекса упражнений для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов данной возрастной группы.

В комплекс упражнений на развитие координационных способностей было включено 7 упражнений: кувырки вперед-назад (1 мин); челночный бег 10*10 м; хождение по бревну/линии: обычный шаг/узкий шаг (пятка-носок) / после вращений / (по 30 с); кувырки: вперед-поворот-вперед (1 мин); челночные прыжки (30 с); баланс на 1 ноге / вращаем руки в разные стороны / + с закрытыми глазами / тоже после вращений (30 с); скакалка (вариации) 1 мин.

Разработанный комплекс упражнений включили в тренировочный процесс экспериментальной группы дзюдоистов. В состав группы вошли 12 мальчиков и 8 девочек, входящие в состав спортсменов 1 года обучения этапа начальной подготовки.

Спортсмены тренировались 5 раз в неделю в течение 3-х недель. Комплекс выполнялся в начале основной части тренировки, после разминки. Спортсмены выполняли 3 круга данных упражнений. Отдых между кругами составил 2 минуты, во время которого группа выполняла упражнения на развитие гибкости.

РЕЗУЛЬТАТЫ

После 3-х недельного эксперимента было проведено повторное тестирование оценки координационных способностей на стабилоплатформе «Биомера». В таблице 1 представлены результаты статической пробы.

Таблица 1

Динамика показателей статической пробы

Статистическая проба 04.06.2014 20.06.2014

Девочки, п=8 Функция равновесия (%) Управление балансом (%) Функция равновесия (%) Управление балансом (%)

Хср. 40 33,4875 48,7 51

±о 23,3 19,6 24,1 26,5

У% 58,3% 58,82% 49,35% 52%

Мальчики, п=12

Хср. 32,6 31,9 44,7 46,6

±о 22,9 12,5 22,2 18,4

У% 70,2% 39,3% 49,7% 39,4%

Таблица 2 Динамика показателей динамической пробы

Динамическая проба 04.06.2014 26.06.2014

Девочки, п=8 Координация движений (%) Координация движений (%)

Хср. 50,425 55,8625

±о 9,984952965 7,921748995

У% 19,79% 14,18%

Мальчики, п=12

Хср. 49,16666667 54,875

±о 9,116053107 7,097006411

У% 18,55% 12,94%

Таблица 3 Динамика показателей пробы Ромберга

Проба Ромберга 04.06.2014 20.06.2014

Девочки, п=8 функция равновесия (баллы) влияние зрения на равновесие функция равновесия (баллы) влияние зрения на равновесие

Хср. 60,375 37%-норма 73,25 75%-норма

±о 25,15629714 26,54241888

У% 41,67% 36,23%

Мальчики, п=12

Хср. 45,5 91,6%-норма 62,833 91,6%-норма

±о 30,28200786 30,75957599

У% 66,55% 48,96%

ВЫВОДЫ

В результате полученных данных можно сделать вывод об эффективности данного комплекса упражнений для развития координационных способностей спортсменов на первом году обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программное обеспечение «Стандарт», Москва, 2012 [Электронный ресурс] // URL : http://www.biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf. - Дата обращения 01.05.2014.

REFERENCES

2. "Standard software" (2012), Moscow, available at: http://www.biomera.ru/upload/STPL_Standard.pdf

Контактная информация: olya_past@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2015.

УДК 796.011

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы внедрения и адаптации программы по аква-аэробике, фит-бол-аэробике и упражнений на тренажёрах в учебный процесс по физической культуре для студентов с ослабленным здоровьем, определённых в специальную медицинскую группу. Приведены статистические данные специальной медицинской группы по факультетам на начало 2014-2015 учебного года. Авторами статьи проведён анализ заболеваний, наиболее часто встречающихся среди студентов. Исследования показали, что современная молодёжь часто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В статье рассматриваются такие заболевания опорно-двигательного аппарата как нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие. На основе анализа научной и методической литературы и опыта коллег из других вузов предложены программы и формы организации занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группой. Авторы статьи предлагают современные и популярные среди молодёжи фитнес-программы: аква-аэробика, фитбол-аэробика, тренажеры. Рассмотрены положительные свойства водной среды и воздействие её на организм человека. Определены направленность и методические особенности в проведение занятий по физической культуре со студентами в зависимости от их гендерной принадлежности. Авторы статьи рекомендуют внедрить занятия по аква-аэробике, фитбол-аэробике и упражнения на тренажёрах в учебный процесс по физической культуре для студентов специальной медицинской группы.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, мышечный корсет, коррекция, гендер-ный подход, опорно-двигательный аппарат, сколиоз, тренажёры, аква-аэробика, фитбол-аэробика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p128-135

INNOVATIVE APPROACH IN THE ORGANIZATION OF OCCUPATIONS FOR

STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH DISEASES OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE

Lada Vladimirovna of Morozova, the senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northwest Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Service,

St. Petersburg

Annotation

The article deals with the issues of the implementation and adaptation of the programs for aqua-aerobics, fitball-aerobics and exercises on simulators in the educational process on physical training for the students with poor health, defined as a special medical group. The statistical data of the special medi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.