Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОМОГАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДАННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

Профессии, направленные на помощь и поддержку человека в трудной ситуации, с заложенными в них традициями и принципами помогающей деятельности, существуют с самых давних времён. Основная цель помогающих профессий заключается в повышении качества жизнедеятельности человека, обратившегося за помощью, и активизации его внутреннего потенциала. Важность экзистенциальных проблем и их решения в помогающих профессиях играет особую роль, поскольку только гармоничная достигшая согласия с собой и внешним миром личность может всецело раскрыться в профессии. Несмотря на индивидуальную специфику каждой из профессий; вне зависимости от направления своей работы помогающий специалист должен обладать не только определённым набором личностных качеств и должным уровнем профессиональных знаний, но и пониманием, осознанием и принятием того уровня ответственности, которую он несёт, за происходящее в рабочем процессе. Описываемое исследование раскрывает особенности отношения будущих помогающих специалистов к экзистенциальным проблемам, профессиональной ответственности и будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF EXISTENTIAL DANITIES IN PREPARATION FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A HELPING SPECIALIST

Professions aimed at helping and supporting a person in a difficult situation, with their traditions and principles of assisting activities, have existed since ancient times. The main purpose of the helping professions is to improve the quality of life of the person who sought help and to activate his inner potential. The importance of existential problems and their solution in the way of the professions plays a special role, since only a harmonious person who has reached agreement with himself and the outside world can fully open up in the profession. Despite the individual specifics of each profession; regardless of the direction of his work, the helper must have not only a certain set of personal qualities and a proper level of professional knowledge, but also an understanding, awareness and acceptance of the level of responsibility that he bears for what is happening in the work process. The study describes the relationship of future aid specialists to existential problems, professional responsibility and future profession.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА»

CD

I

УДК

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

©,2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-17-24

Поступила 06.02.2021 / Принята 27.02.2021 | Received 06.02.2021 / Accepted 27.02.2021

THE RELEVANCE OF EXISTENTIAL DANITIES IN PREPARATION FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A HELPING SPECIALIST

Korablina E.P., Pashkin S.B., BraznikE.I., Lisovskaia N.B., AbramovaP.D.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Abstract. Professions aimed at helping and supporting a person in a difficult situation, with their traditions and principles of assisting activities, have existed since ancient times. The main purpose of the helping professions is to improve the quality of life of the person who sought help and to activate his inner potential. The importance of existential problems and their solution in the way of the professions plays a special role, since only a harmonious person who has reached agreement with himself and the outside world can fully open up in the profession. Despite the individual specifics of each profession; regardless of the direction of his work, the helper must have not only a certain set of personal qualities and a proper level of professional knowledge, but also an understanding, awareness and acceptance of the level of responsibility that he bears for what is happening in the work process. The study describes the relationship of future aid

Аннотация. Профессии, направленные на помощь и поддержку человека в трудной ситуации, с заложенными в них традициями и принципами помогающей деятельности, существуют с самых давних времён. Основная цель помогающих профессий заключается в повышении качества жизнедеятельности человека, обратившегося за помощью, и активизации его внутреннего потенциала. Важность экзистенциальных проблем и их решения в помогающих профессиях играет особую роль, поскольку только гармоничная достигшая согласия с собой и внешним миром личность может всецело раскрыться в профессии. Несмотря на индивидуальную специфику каждой из профессий; вне зависимости от направления своей работы помогающий специалист должен обладать не только определённым набором личностных

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание" 2021. Vol. 23. N 2 https:/ / e-pubmed.org

specialists to existential problems, professional responsibility and future profession.

Keywords: training, helping professionals, helping professions, existential given, professional responsibility.

REFERENCES

[1]. Grishina N.V. In the Existential Problems of Man as a Life Challenge / Herald of St. Petersburg University, Ser. 12, №4. - 2011. - S. 109-116.

[2]. Guttmann D. Logotherapy for Professional Care. Social work filled with meaning / Per. with T. Kondratyeva, M. Khabarova, S. Stukareva. - M.: New Acropolis Publishing House, 2016. - 264 s.

[3]. Kirk J. Schneider Struggling to thrill. The experience of deep transformation - stories from life / Per. M.: IOI, 2018. - 224 s.

[4]. Korablina E.P. Profession Psychologist-Consultant: Monograph. St. Petersburg: RPU Publishing House by A.I. Herzen, 2003. - 155 s.

[5]. Korablina E.P., Abramova P.D. Dialogue training in the training of consultant psychologists / New models of communication in the educational environment / under the teaching. ed. and aut.-sosta. T. V. Anisimova. - St. Petersburg: Ed-in RGPU by A.I. Herzen, 2019. - 224 s.

[6]. Kocheneva E.M., Morozova L.B. Professional Responsibility as a subject of psychological research / Journal of the University of Minsk, No.4 (17). - 2016.

[7]. Ora T. Krag, Kirk J. Schneider Bases Supervisory in Existential-Humanistic Therapy / Per. M.: IOI, 2018. 224 s.

[8]. Rogers C.R. Personality Formation: A Look at Psychotherapy. - M.: IOI, 2017. - 240 s.

[9]. Henning H., Fickencher E., Barke W, Rosendahl W. Relationships and Therapeutic Imaginations: Catatim-Impaginative Psychotherapy as Psychodynamic Process / Per. Let's get out of the way. Tallinn, 2008. 259 s.

качеств и должным уровнем профессиональных знаний, но и пониманием, осознанием и принятием того уровня ответственности, которую он несёт, за происходящее в рабочем процессе. Описываемое исследование раскрывает особенности отношения будущих помогающих специалистов к экзистенциальным проблемам, профессиональной

ответственности и будущей профессии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, помогающие специалисты, помогающие профессии, экзистенциальные данности, профессиональная

ответственность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1]. Гришина Н.В. Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов / Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12, №4. - 2011. - С. 109-116.

[2]. Гуттманн Д. Логотерапия для профессиональной помощи. Социальная работа, наполненная смыслом / Пер. с англ. Т. Кондратьевой, М. Хабаровой, С. Штукарёвой. -М.: Издательство «Новый Акрополь», 2016. -264 с.

[3]. Кирк Дж. Шнайдер. Пробуждаясь к трепету. Опыт глубинной трансформации - истории из жизни / Пер. с англ. - М.: ИОИ, 2018. - 224 с.

[4]. Кораблина Е.П. Профессия психолог-консультант: Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -155 с.

[5]. Кораблина Е.П., Абрамова П.Д. Диалогическое обучение при подготовке психологов-консультантов / Новые модели коммуникации в образовательной среде / под науч. ред. и авт.-сост. Т. В. Анисимова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 97103.

[6]. Коченева Е.М., Морозова Л.Б. Профессиональная ответственность как предмет психологических исследований/Вестник Минского университета, №4 (17). - 2016.

[7]. Ора Т. Краг, Кирк Дж. Шнайдер Основы супервизии в экзистенциально-гуманистической терапии/Пер. с англ., М.: ИОИ, 2018. - 224 с.

[8]. Роджерс К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. - М.: ИОИ, 2017. - 240 с.

Educational bulletin "Consciousness" / Образовательный вестник "Сознание" 2021. Vol. 23. N 2 https:/ / e-pubmed.org

[9]. Хеннинг Х., Фикенчер Э., Барке У., Розендаль В. Отношения и терапевтические имагинации: кататимно-имагинативная психотерапия как психодинамический процесс / Пер. с нем. -Таллин, 2008. - 259 с.

Contributions of authors: Korablina E.P., Pashkin S.B. - concept and design of research; Braznik E.I., Lisovskaya N.B. - help with the study; Abramova P.D. - data collection and processing, writing of text. Statement of conflict of interest. The authors state that there is no conflict of interest

Korablina E.P. - SPIN ID: 2793-3094; ORCID ID 0000-0002-1171-5904

Research interests, number of main publications: the psychology of professional activities, the psychological readiness of future helpers to the profession, professional ethics and responsibility, published more than 200 publications of them 3 in WoS or Scopus, 23 in the Higher Attestation Commission and 5 in the materials of conferences.

Pashkin S.B. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying university, more than 200 publications were published, 3 in WoS, 14 in the Higher Attestation Commission and 30 in conference proceedings.

Braznik E.I. - SPIN ID: 2794-0355; ORCID ID 0000-0003-0971-0271

Research interests, number of main publications: Comparative education, social pedagogy in Russia and abroad, social work in Russia and abroad, published more than 200 publications of them in WoS or Scopus, 25 in the Higher Attestation Commission and 13 in the materials of conferences.

Lisovskaia N.B. - SPIN ID: 3966-7866; ORCID ID 0000-0001-6507-7680

Research interests, number of main publications: psychology of professional activity, psychology of professional formation and development, more than 130 publications were published, 26 in the Higher Attestation Commission and more than 30 in conference proceedings.

Abramova P.D. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Research interests, number of main publications: the psychology of professional activities, professional and psychological training of future help specialists, professional responsibility, published 6 publications of them 4 in the materials of conferences.

Вклад авторов: Кораблина Е.П., Пашкин С.Б. - концепция и дизайн исследования; Бражник Е.И., Лисовская Н.Б. - помощь в проведении исследования; Абрамова П.Д. - сбор и обработка данных, написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Кораблина Е.П. - SPIN ID: 2793-3094; ORCID ID 0000-0002-1171-5904

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, психологическая готовность будущих помогающих специалистов к профессии, профессиональная этика и ответственность, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 23 в ВАК и 5 в материалах конференций.

Пашкин С. Б. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когнитивной сферы обучающегося вуза, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 19 в ВАК и 30 в материалах конференций.

Бражник Е.И. - SPIN ID: 2794-0355; ORCID ID 0000-0003-0971-0271

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Сравнительное образование, социальная педагогика в России и за рубежом, социальная работа в России и за рубежом, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 25 в ВАК и 13 в материалах конференций.

Лисовская Н.Б.- SPIN ID: 3966-7866; ORCID ID 0000-0001-6507-7680

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, психология профессионального становления и развития, опубликованы более 130 публикаций из них 26 в ВАК и более 30 в материалах конференций

Абрамова П.Д. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, профессиональная и психологическая подготовка будущих помогающих специалистов, профессиональная ответственность, опубликованы 6 публикаций из них 4 в материалах конференций.

For citation: Korablina E.P., Pashkin S.B., Braznik E.I., Lisovskaia N.B., Abramova P.D. THE RELEVANCE OF EXISTENTIAL DANITIES IN PREPARATION FOR THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A HELPING SPECIALIST // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №2. C. 17-24. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-17-24.

Для цитирования: Кораблина Е.П., Пашкин С.Б., Бражник Е.И., Лисовская Н.Б., Абрамова П.Д. АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДАННОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОМОГАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №2. С. 17-24. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-2-17-24.

Введение. Профессии, направленные на помощь и поддержку человека в трудной ситуации с заложенными в них традициями и принципами помогающей деятельности, существуют с самых давних времён. Особенности и содержание различных помогающих профессий (врач, учитель, психолог, воспитатель и т.д.) всегда вызывали интерес и изучались многими отечественными и зарубежными авторами[2], [3], [4], [6], [7], [8]. Основная цель помогающих профессий заключается в повышении качества

жизнедеятельности обратившегося за активизации его

потенциала[5].Однако

человека, помощью, и внутреннего плодотворная

работа специалиста возможна только при условии его личностной стабильности. Именно поэтому одной из основных составляющих профессиональной

деятельности помогающего специалиста мы называем экзистенциальные данности (смерть, свобода, одиночество,

бессмыслие).

Важность экзистенциальных

проблем и их решения в помогающих профессиях играет особую роль, поскольку только гармоничная достигшая согласия с собой и внешним миром личность может

всецело раскрыться в профессии. Человек, ответственно подходящий к своему делу, прекрасно осознаёт влияние

экзистенциальных данностей на свою жизнь и профессию и стремится решить свои индивидуальные проблемы, чтобы иметь ресурс помочь в этом нелёгком деле другому [1].

Сам принцип ответственности в работе психолога, педагога, врача и любого другого представителя помогающей области выражается в определённых обязательствах

специалиста в первую очередь перед людьми, с которыми он взаимодействует, а также перед профессиональным сообществом и обществом в целом. И это -несмотря на индивидуальную специфику каждой из профессий; вне зависимости от направления своей работы помогающий специалист должен обладать не только определённым набором личностных качеств и должным уровнем профессиональных знаний, но и пониманием, осознанием и принятием того уровня ответственности, которую он несёт, за происходящее в рабочем процессе.

Цель проводимого исследования-

изучение актуальности экзистенциальных

проблем (смерть, свобода, одиночество, бессмыслие) у будущих помогающих специалистов.

Выборка и методики. Для изучения представлений о профессиональной деятельности и ответственности помогающего специалиста, а так актуальности экзистенциальных проблем у студентов было проведено исследование, участие в котором приняли учащиеся РГПУ им. А.И. Герцена институтов психологии (34 человека) и педагогики (32 человека), обучающихся на ¡ЫУкурсах; средний возраст участников исследования 21 год.

Эмпирические данные были получены с помощью

Феноменологического интервью

(Кораблина Е.П., Абрамова П.Д.), в ходе которого были изучены представления о профессии и профессиональной роли у студентов, а так же для выявления их отношения к процессу обучения и будущей профессии, и методики «Актуальность экзистенциальных

проблем» (Цыдзик Л.А., Кораблина Е.П..), необходимойдля изучения глубинных личностных особенностей респондентов.

Результаты и обсуждение. После обработки полученных в исследовании данных были выявлены следующие результаты:

• В показателях отношения к профессии и к ответственности между двумя группами студентов не выявлено значимых различий, на основании чего можно предположить, что, принявшие участие в исследовании учащиеся относятся достаточно серьёзно к процессу обучения; так же важно отметить, что было выяснено, что только малая часть респондентов планирует в будущем сменить профиль деятельности, большинство же планирует свою дальнейшую жизнь связать именно с той профессией, на которую сейчас учится. Это

подтверждается ответами студентов на вопрос феноменологического интервью «Что вы делаете для освоения будущей профессии?», на который большинство участников исследования дало похожие ответы: читаю дополнительную литературу, посещаю обучающие курсы или семинары; некоторые из респондентов указали работу смежной с получаемой профессией области и прохождение личной терапии.

• Определяя цвет своей профессии, студенты-психологи, заинтересованные в её получении и дальнейшей работе по специальности, выбирают преимущественно тёмные цвета - синий, фиолетовый, иногда чёрный; в свою очередь, серьёзно настроенные на обучение студенты-социальные работники окрашивают свою профессию в жёлтый, розовый и белый цвета. Опираясь на весь массив данных, полученных в исследовании, можно предположить, что такое различие в выбираемых цветах зависит только от личностных особенностей студентов, обучающихся на выбранных нами для проведения исследования направлениях.

• На вопросы о планах на будущее и том, что важно в жизни, студенты-психологи чаще дают ответ, связанный с построением успешной карьеры; студенты-социальные работники в первую очередь думают о создании крепкой семьи и только после этого о построении успешной карьеры в выбранной области.

• Отличия в понимании студентами, принявшими участие в исследовании, роли наствника-супервизора можно объяснить особенностями направления обучения: так, студенты-психологи видят в супервизоре старшего коллегу, наставника, который помогает разбирать сложные практические случаи; студенты-социальные работники представляют

супервизора, как наставника-методиста, который поддерживает, направляет в работе, но при этом может и литературу посоветовать, и бумажной и организационной работой заняться. • Обработка результатов, полученных в ходе проведения методики «Актуальность экзистенциальных

проблем» так же не выявила значимых различий между двумя группами респондентов, на основании чего можно предположить, что принявшие участие в исследовании студенты являются зрелыми стабильными личностями и могут самостоятельно преодолевать кризисы, встречающиеся на их жизненном пути.Однако если обратить внимание на

Средние показатели отношения

некоторые незначительные различия в средник показтелях, можно отметить, что для студентов направления «Психология и социальная педагогика» некоторые из экзистенциальных проблем несколько важнее и актуальнее, чем для студентов-психологов. Данные отличия в показателях могут объясняться более глубокой работой над собой и своими внутриличностными проблемами и конфликтами у студентов-психологов, которую они проделывают в процессе обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные в исследовании результаты представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1. Ответы, полученные во время проведения феноменологического интервью, представлены в таблице 3.

Таблица 1 профессии и к ответственности

Студенты-психологи Студенты-социальные работники

Отношениие к професии 0,9 0,92

Отношение к ответственности 0,91 0,95

Отношение к ответственности

Отношениие к професии

0,95

0,91

0,9

0,92

0,87 0,88 0,89 0,9 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,96 □ Студенты-социальные работники □ Студенты-психологи

Рис.1 Средние показатели отношения к профессии и к ответственности

---—

~ 22 ~

Таблица 2

Средние показатели по методике «Актуальность экзистенциальных проблем»

Студенты-психологи Студенты-социальные работники

Жизнь-смерть 1,77 1,9

Общение-одиночество 1,95 1,95

Смысл-бессмыслие 2,41 2,54

Свобода-безопасность (несвобода) 2,12 2,27

Таблица 3

Ответы, полученные в результате проведения феноменологического интервью

Студенты-психологи Студенты-социальные работники

Какой цвет Вы выберете для вашей будущей профессии? зелёный и синий жёлтый

Что Вас привлекает в процессе обучения? Познание себя и окружающих людей, возможность практического применения полученных знаний и навыков, понимание будущей профессии Получение новых знаний, интерес, общение

Какие качества необходимы помогающему специалисту? Эмпатия, объективность, ответственность, эрудированность, умение слушать, дружелюбие Любовь к людям/детям, эмпатия, доброжелательность, стрессоустойчивость, толерантность

Что важно для Вас в жизни? Самореализация, гармония во всех сферах жизни Семья, близкие люди

Каковы ваши планы на будущее? Работа по специальности/в интересующем направлении, продолжение обучения, создание семьи Создать крепкую семью, найти работу (не обязательно по специальности)

Что Вы делаете для освоения будущей профессии? Чтение доп.литературы, посещение различных курсов/семинаров Чтение доп.литературы, посещение различных курсов, работа в приближённой к специальности сфере

Какой Вы видите практическую помощь наставника-супервизора? Наблюдает со стороны, помогает в работе или направляет её, даёт рекомендации в сложных случаях Поддержка, советы, направление в учёбе и работе

Чему Вы хотите научиться для достижения успеха? Саморегуляция, самоконтроль, коммуникативные навыки, профессиональные умения Выносливость, терпимость, самоорганизация, организация рабочего пространства

Выводы. Анализ результатов помог определить, что актуальность

экзистенциальных проблем у студентов, принявших участие в исследовании, находится на среднем уровне, а понимание

профессиональной ответственности и отношение к ней у респондентов не зависит от направления обучения и мало чем различается: и для будущих психологов, и будущих социальных работников важен процесс обучения, даже для тех, кто не планирует связывать дальнейшую жизнь с получаемой профессией. Однако специфика направления, на котором обучаются студенты, накладывает свой отпечаток, что проявляется в планах на жизнь и представлениях о направленности будущей профессиональной

деятельности: в отличие от студентов-социальных работников, студенты-психологи больше думают о различных вариантах продолжения обучения, работе

по профессии и построении успешной карьеры. В свою очередь большая часть студентов-социальных работников

ориентирована на создание крепкой счастливой семьи, и только после её создания респонденты планируют заняться построением карьеры в интересующей их области.

В общем, участников исследования можно описать как ответственных и заинтересованных студентов, которые включены в учебный процесс, открыты новому опыту и с удовольствием познают тонкости помогающих профессий, находя в получаемой информации плюсы для саморазвития и развития своих профессиональных навыков и умений.

Corresponding Author: Pashkin Sergey Borisovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Psychology of Professional Activities, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation E-mail: sergejjpashkin @mail. ru

Ответственный за переписку: Пашкин Сергей Борисович — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: sergejjpashkin @mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.