Educational bulletin "Consciousness"/ I 2021. Vol. 23. N4 Образовательный вестник "Сознание" I https://e-pubmed.org
A a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^^ BY * https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by/4.0/
i mm RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Pashkin S.B., Goncharova S.Y., 2021
ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-10-16
к ч Принята 29.04.2021 | Accepted 29.04.2021
к УДК 159.9.075
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Pashkin S.B., Goncharova S.Y.
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Пашкин С.Б, Гончарова С.Ю.
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Abstract. This paper examines the aspect of working with the family in the framework of psychological and pedagogical support of primary school pupils with disabilities (category of disorders of the musculoskeletal system). The optimal child guidance in relation to a primary school pupil with disabilities is shown. A desirable style of child guidance, the formation of which psychological and pedagogical support should contribute, is to accept the situation and help the pupil in this acceptance and in the formation of those qualities that will help compensate for his/her violations. Methods of observation, conversation and psychodiagnosis were applied. We also used "Analysis of family education" method (E. Eidemiller and V. Yustitskis).
As a result of empirical research of families with children with cerebral palsy (only with preserved mental capacity), it was revealed that there are
Аннотация. В исследовании рассмотрен аспект работы с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (категория нарушений опорно-двигательного аппарата). Показана значимость оптимального стиля воспитания в отношении младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.
стилем воспитания, которого должно
психолого-педагогическое сопровождение, является принятие ситуации и помощь ребенку в этом принятии и в формировании у него тех качеств, которые помогут компенсировать его нарушения. Применены методы наблюдения, беседы и психодиагностический метод - методика
Желательным формированию способствовать
disharmonious styles of child guidance in families — coziness and hyperprotection prevailed. A feature of the psychological and pedagogical support of primary school pupils with disabilities should be actions aimed at educating parents about the variety of child guidance styles and selection of an optimal one according to their individual situation. The prospect of the research is to consider the characteristics of child guidance in families with various types of health limitations.
Keywords: psychological and pedagogical support, health limitations, muscle-skeleton disorders, style of child guidance.
REFERENCES
[1] Zyryanova, S.I. On the socialization of children with special educational needs / S.I. Zyryanova // Defectology. - 2015. - No. 6. - S. 43- 54.
[2] Study and education of children with various forms of dysontogenesis in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard: materials of All-Russian scientific-practical conf. students, undergraduates, graduate students and listeners, April 26-27. 2017, Yekaterinburg / Ural. state ped. un-t, Ying-t special. education. - Yekaterinburg: [b. and.], 2017. - 543 p. - An electronic copy is available on the Ural website. state ped. un-that.
URL: https://core.ac.uk/download
/pdf/132623417.pdf
[3] Inclusive education. Handbook of a teacher working with children with disabilities: a methodological guide. - M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2016. - 167 p.
[4] Kozyreva, E.A. Psychological support of schoolchildren, their teachers and parents / E.A. Kozyreva // Journal of Practical Psychologist. -2013. - No. 4. - P. 71-75.
[5] Pashkin S.B., Lisovskaya N.B., Ikonnikova G.Yu. Psychological and pedagogical culture of the subjects of the educational process: content, diagnostics, development technologies. - St.
«Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис). В результате эмпирического исследования на примере семей с детьми с детским церебральным параличом (при сохранном интеллекте) выявлено, что в семьях присутствует дисгармоничные стили воспитания-потворствование и
гиперпротекция. Особенностью психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья должна быть работа, направленная на просвещение родителей по вопросам стилей семейного воспитания и работа, направленная на содействие в формировании оптимального стиля воспитания. Перспективой исследования является рассмотрение особенностей стилей воспитания в семьях с различными видами ограничения здоровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, ограниченные возможности здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата, стиль воспитания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Зырянова, С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. - 2015. - №6. -С. 43-54.
[2] Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, 26-27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. - Екатеринбург: [б. и.], 2017. - 543 с. - Электрон. копия доступна на сайте Урал. гос. пед. ун-та.
URL: https: / / core.ac.uk/ download/pdf
/132623417.pdf
[3] Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 167 с.
[4] Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/ Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. -2013. - № 4. - С. 7175.
[5] Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б., Иконникова Г.Ю. Психологическая и педагогическая культура субъектов образовательного процесса: содержание, диагностика, технологии
[6]
[7]
[8]
Petersburg: RGPU Publishing House by A.I. Herzen, 2003. - 72 s.
Applied technologies of professional technological support: a collective monograph. - St. Petersburg: RGPU Publishing House by A.I. Herzen, 2003. - 104 s.
Chekunova, E.A. Psychological and pedagogical support of personality development in the educational space of the school / E.A. Chekunova / / Humanities and Social Sciences. - 2016. - No. 6. - S. 239-247.
Yanicheva, T.G. Psychological support of the school. Experience. Approaches. Nakhodka / T.G. Yanicheva // Vector of Science TSU. Series: Pedagogy, Psychology. - 2016. - No. 4 (27). - P. 7476
развития. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. - 72 с.
[6] Прикладные технологии профессионального психологического сопровождения: коллективная монография. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 104 с.
[7] Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е.А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №6. - С. 239-247.
[8] Яничева Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка / Т.Г. Яничева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - №4 (27). - С. 74-77.
Contributions of authors: Pashkin S.B. - concept and design of research; Goncharova S.Y. - data collection and processing, writing of text.
Statement of conflict of interest. The authors state that there is no conflict of interest Pashkin S.B. - SPIN ID: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029
Research interests, number of main publications: research and development of the cognitive sphere of a studying university, more than 200 publications were published, 3 in WoS, 19 in the Higher Attestation Commission and 30 in conference proceedings.
Goncharova S.Y. - SPIN ID: 9314-2118; ORCID ID: 0000-0001-7705-8946
Research interests, number of main publications: the psychology of professional activities, published 4 publications of them 2 in the materials of conferences.
Вклад авторов: Пашкин С.Б. - концепция, дизайн исследования, ответственный за переписку; Гончарова С.Ю. - сбор и обработка данных, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Пашкин С.Б. - SPIN-код: 7635-9453; ORCID ID 0000-0001-8791-3029
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование и развитие когнитивной сферы обучающегося вуза, опубликованы более 200 публикаций из них 3 в WoS или Scopus, 19 в ВАК и 30 в материалах конференций.
Гончарова С.Ю. - SPIN-код: 9314-2118; ORCID ID: 0000-0001-7705-8946
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: психология профессиональной деятельности, опубликованы 4 публикаций из них 2 в материалах конференций.
For citation: Pashkin S.B., Goncharova S.Y. FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS // Educational bulletin "Consciousness". - 2021. - Vol. 23. - №4 - С. 10-16. doi:10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-4-10-16
Для цитирования: Пашкин С.Б, Гончарова С.Ю. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Образовательный вестник "Сознание". - 2021. - Т. 23. - №4. -С. 10-16. doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2 021-23-4-10-16
Введение. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья имеет высокую актуальность, поскольку
число детей данной категории растет, и они осваивают основную
общеобразовательную программу в школах в рамках инклюзивного
образования. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья включает такие направления как диагностику, психолого-педагогическое просвещение, профилактическую работу, обязательным компонентом является коррекционно-развивающая работа [4, 5]. При этом существует специфика психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, которая связана непосредственно с существованием у них ограничений здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей включает сопровождение не только самих младших школьников, но и педагогов и их родителей. В доступной литературе уделяется мало внимания специфике психолого-педагогического сопровождения семей младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья в аспекте работы с их семьями. Акцент на психолого-педагогическом сопровождении семьи имеет особую значимость, потому что именно семья является первичным институтом социализации личности, в семье дети получают навыки, необходимые для взаимодействия в социуме, и важно, чтобы отношения в семье способствовали формированию этих навыков у детей [7]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья семья является источников поддержки, ресурсов, отношения в семье помогают пережить неприятные периоды, связанные со здоровьем, формируют отношение детей к здоровью и болезни.
Частота разводов в семьях, где рождается ребенок с ОВЗ, высока. Для профилактики разводов и сохранения института семьи также важно психолого-педагогическая работа.
Неправильное восприятие ситуации нарушения здоровья в совокупности с неконструктивным стилем воспитания усложняет адаптацию ребенка и формирует не те черты, которые помогут компенсировать нарушения, а те черты, которые будут усугублять и усиливать нарушения здоровья.
Желательным стилем воспитания, формированию которого должно способствовать психолого-педагогическое сопровождение, является принятие ситуации и помощь ребенку в этом принятии и в формировании у него тех качеств, которые помогут компенсировать его нарушения.
Для семьи, в которой растет ребенок с ОВЗ, важно реализовывать помимо традиционных функций семьи коррекционно-развивающую, компенсирующую и реабилитационную функции, которые являются
необходимыми для сохранения психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, для его социализации и адаптации [6, 8].
Все это обусловливает
необходимость уделять особое внимание психолого-педагогическому сопровождению семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ.
Целью исследования является определение специфики психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными
возможностями здоровья (категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в аспекте работы с семьями путем выявления стиля семейного воспитания и его коррекции.
Материалы и методы. В работе использован метод анализа психолого-педагогической литературы, методы наблюдения и беседы, методика «Анализ
семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
Результаты. В рамках исследования была проведена работа с семьями трех младших школьников ГБОУ №621 г. Санкт -Петербурга, в которой обучаются 12 школьников с ограниченными
возможностями здоровья и 7 детей -инвалидов. Три учащихся начальной школы имеют диагноз детский церебральный паралич (при сохранном интеллекте).
В результате исследования получена следующая информация, которая представлена в таблице.
Таблица 1
Результаты методики исследования воспитания The results of the research methodology of education
Наименование шкалы Scale name Семья 1 Семья 2 Семья 3
Family 1 Family 2 Family 3
Гиперпротекция Hyperprotection 3 9 2
Гипопротекция Hypoprotection 6 4 5
Потворствование Conniving 9 8 8
Игнорирование потребностей Ignoring needs 3 2 3
Чрезмерные требования Excessive demands 3 2 3
Недостаток обязанностей Lack of responsibilities 3 3 2
Доминирование Domination 2 2 3
Недостаток требований Lack of requirements 2 2 2
Жесткий стиль Hard style 3 3 2
Минимальность санкций Minimum sanctions 3 2 3
Неустойчивость воспитания The instability of parenting 3 4 4
Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
10
>/ ^ оУ* ¿Г
* # ^ & ^
Г ¿f s ¿г ¿г s ¿г *
J* Ж J* .¿г J> Ж у* ^
/ Ж
/ ¿г
& J^ <s>
^ ¿г
<> # ^ Л'
^ ^ А
у J
^ é9
// ¿У
Семья 1 Семья 2 Семья 3
Рис.1. Стили воспитания в семьях с детьми с ОВЗ
Fig.1. Parenting styles in families with children with disabilities
беседы. Семья
Обсуждение результатов.
Информативны результаты наблюдения и
первого младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата восприняла факт
исследования враждебно, несмотря на полученное согласие, многие вопросы воспринимались как нападение, мама, в большинстве случаев отвечавшая на вопросы, часто говорила, что «делает для ребенка все, что в ее силах». На вопросы родители отвечали не сразу, с напряжением.
Вторая семья в лице мамы, бабушки и дедушки восприняла факт исследования положительно, чувствовалась
заинтересованность и надежда на помощь. Из беседы удалось выявить, что мать реципиента много времени проводит на работе, отец детей не оказывает помощи, бабушка и дедушка, которые в основном занимаются детьми, устают в силу возраста.
Третья семья восприняла факт исследования нейтрально, родители не демонстрировали негативного
отношения, но и не проявляли заинтересованности и энтузиазма. На вопросы отвечали четко, правдиво.
Методика исследования стиля воспитания показывает, что в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют дисгармоничные стили воспитания - потворствование и гиперпротекция.
Стиль воспитания потворствование означает, что ребенок стоит в центре внимания семьи, потребности ребенка являются самыми важными, родители стремятся к тому, чтобы все потребности ребенка были удовлетворены, и не критичны к содержанию потребностей. Родители категории детей с ограниченными возможностями здоровья оправдывают подобное отношение тем, что ребенок болеет, ему сложно и трудно, и им хочется сделать его жизнь радостнее. Между тем, данный стиль воспитания не способствует развитию личности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, напротив, усложняют данные процессы.
Гиперпротекция схожа с потворствованием в аспекте
центрирования на ребенке в семье. Отличительными чертами
гиперпротекции являются
ориентированность не столько на удовлетворение желаний ребенка, сколько на контроль его жизни. В случае гиперпротекции родители максимально осведомлены о всех сферах жизни ребенка, а также считают, что они знают, что лучше подходит ребенку, занятия и времяпрепровождение.
При перечисленных стилях воспитания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут сформироваться такие черты как инфантильность, эгоистичность,
безразличие к потребностям близких, что усложняет их социальную адаптацию.
Полученные данные согласуются с имеющимися в литературе данными по своему содержательному наполнению.
Согласно современным
исследованиям, в семьях с детьми с ОВЗ присутствуют неконструктивные стили воспитания:
• отрицание проблем («Ребенок такой как все, его проблемы со здоровьем ему не мешают, нам не нужна помощь»);
• проявление жестокого обращения и эмоционального дистанцирования от ребенка;
• излишнее, преувеличенное внимания к здоровью ребенка, центрирование на его проблемах [1].
Таким образом, отношение к ребенку с ОВЗ у может колебаться от игнорирования проблем и необходимости изменения своего отношения до излишней опеки, преувеличении проблем и формировании явления «выученной беспомощности», когда ребенок привыкает к ситуации, что он ничего не может и кто-то другой должен создать условия для его комфортной жизнедеятельности [2].
Между тем, именно стиль воспитания в семьях младших школьников с ОВЗ ранее не были изучен.
Результатом исследования так же стало изменение позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта в направлении к адекватной позиции.
Удалось создать атмосферу доверия, заинтересовать родителей в организации коррекционно-развивающей работы в домашних условиях. При этом, безусловно, проект подобного типа должен быть долгосрочным. Полученные результаты дополняют методику психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: новым в исследовании является выявление стиля воспитания, который является неконструктивным. Выявленные стили воспитания потворствование и гиперпротекция позволяют выделить такую особенность психолого-
педагогического сопровождения данной группы детей как содействие формированию оптимального стиля воспитания, изменение потворствования и гиперпротекции.
Заключение. Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья выступает как сложная и ответственная задача. К стилю воспитания ребенка с ОВЗ жизненные обстоятельства предъявляют высокие требования. Такие же высокие требования касаются отношений между родителями, обстановки в семье, которые
напрямую влияют на эмоциональное благополучие ребенка.
Присутствие стойких заболеваний, физических или психических, затрагивает не только непосредственно самого ребенка, но и всю семью. Нарушенное развитие является стрессом для родителей и для самого ребенка. Присутствие ребенка с ОВЗ ограничивает семью в возможностях для заработка, меняет круг общения и образования. Отношение общества к детям и семьям с нарушенным развитием безусловно меняется в сторону принятия, что отражается на широте распространения инклюзивного образования. При этом такие семьи могут сталкиваться с непониманием окружающих, равнодушием, а также негативным отношением, что усиливает стресс и усложняет формирование оптимального для ребенка стиля воспитания. Дети с ОВЗ могут по перечисленным причинам испытывать трудности общения, трудности социализации, изменения в самооценке [3]. Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья характеризуются дисгармонизацией детско-родительских отношений, которые проявляются в неадекватных стилях семейного воспитания: потворствовании и игнорировании потребностей ребенка. Особенностью психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья должна быть работа, направленная на просвещение родителей в вопросе стилей семейного воспитания и работа, направленная на содействие в формировании оптимального стиля воспитания.
Corresponding Author: Pashkin Sergey Borisovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Psychology of Professional Activities, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation
E-mail: sergejjpash kin @m ail. ru
Ответственный за переписку: Пашкин Сергей Борисович — доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
E-mail: sergejjpash kin @т ail. ru