Научная статья на тему 'Психологическая готовность к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов Российской Федерации'

Психологическая готовность к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGY / READINESS / EXISTENTIAL-HUMANISTIC APPROACH / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / EMPLOYEES / ПСИХОЛОГИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СОТРУДНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашкин С.Б., Кораблина Е.П., Лисовская Н.Б.

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов в контексте когнитивных, ценностно-смысловых и мотивационно-волевых аспектов. Целью настоящего исследования явилось изучение отношения к ценности и смыслу профессиональной деятельности офицерского и сержантского личного состава. Для выявления когнитивных, ценностносмысловых и мотивационно-волевых установок, связанных с отношением к ценности и смыслу профессиональной деятельности, был использован метод анкетирования. В исследовании приняли участие сотрудники офицерского личного состава (средний и старший начальствующий состав) и сержантского личного состава (младший начальствующий состав) в возрасте от 25 до 34 лет. Всего в исследовании участвовало 120 человек. В статье приводятся результаты анализа объективных статистических показателей кадровой службы относительно комплектования среднего и старшего начальствующих составов. Психологическая готовность к профессиональной деятельности у сотрудников сержантского состава сформирована недостаточно для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. У сотрудников из числа младшего начальствующего состава доминирует материальный вектор и выражена эгоистическая направленность, присутствует низкая мотивация к профессиональной самореализации, что создает трудности в межличностном взаимодействии, снижает качество труда. Делается вывод о необходимости разработки и реализации практико-ориентированной программы формирования психологической готовности к выполнению конкретных профессиональных задач и профессиональной деятельности в целом, основанной на принципах экзистенциально-гуманистического подхода в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пашкин С.Б., Кораблина Е.П., Лисовская Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES REPRESENTATIVES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of an empirical study of psychological readiness for professional activity among representatives of law enforcement agencies in the context of cognitive, value-semantic and motivational-volitional aspects. The purpose of this study was to study the attitude to the value and meaning of the professional activities of officer and sergeant personnel. To identify cognitive, value-semantic and motivational-volitional attitudes related to the attitude to the value and meaning of professional activity, the questionnaire method was used. The study involved employees of officer personnel (middle and senior commanding staff) and sergeant personnel (junior commanding staff) aged 25 to 34 years. A total of 120 people participated in the study. The article presents the results of an analysis of objective statistical indicators of the personnel service regarding the recruitment of middle and senior commanding personnel. The psychological readiness for professional activity among the staff of sergeants is not formed enough for them to successfully fulfill their official duties. Employees from among the junior commanding staff are dominated by the material vector and expressed an egoistic orientation, there is low motivation for professional self-realization, which creates difficulties in interpersonal interaction, reduces the quality of work. The conclusion is drawn about the need to develop and implement a practice-oriented program for the formation of psychological readiness to perform specific professional tasks and professional activities in general, based on the principles of the existential-humanistic approach in psychology.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов Российской Федерации»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

2020. Vol. 22. N1

https://e-pubmed. ot

УДК 159.9

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-1-23-29

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пашкин С.Б., Кораблина Е.П., Лисовская Н.Б.

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES REPRESENTATIVES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES RUSSIAN FEDERATION

Pashkin S.B., Korablina E.P., Lisovskaya N.B.

Russian state pedagogical University n.a. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russian Federation

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональной деятельности у представителей правоохранительных органов в контексте когнитивных, ценностно-смысловых и мотивационно-волевых аспектов. Целью настоящего исследования явилось изучение отношения к ценности и смыслу профессиональной деятельности офицерского и сержантского личного состава. Для выявления когнитивных, ценностно-смысловых и мотивационно-волевых установок, связанных с отношением к ценности и смыслу профессиональной деятельности, был использован метод анкетирования. В исследовании приняли участие сотрудники офицерского личного состава (средний и старший начальствующий состав) и сержантского личного состава (младший начальствующий состав) в возрасте от 25 до 34 лет. Всего в исследовании участвовало 120 человек. В статье приводятся результаты анализа объективных статистических показателей кадровой службы относительно комплектования среднего и старшего начальствующих составов. Психологическая готовность к профессиональной деятельности у сотрудников сержантского состава сформирована недостаточно для успешного выполнения ими своих служебных обязанностей. У сотрудников из числа младшего начальствующего состава доминирует материальный вектор и выра-

Annotation. The article presents the results of an empirical study of psychological readiness for professional activity among representatives of law enforcement agencies in the context of cognitive, value-semantic and motivational-volitional aspects. The purpose of this study was to study the attitude to the value and meaning of the professional activities of officer and sergeant personnel. To identify cognitive, value-semantic and motivational-volitional attitudes related to the attitude to the value and meaning of professional activity, the questionnaire method was used. The study involved employees of officer personnel (middle and senior commanding staff) and sergeant personnel (junior commanding staff) aged 25 to 34 years. A total of 120 people participated in the study. The article presents the results of an analysis of objective statistical indicators of the personnel service regarding the recruitment of middle and senior commanding personnel. The psychological readiness for professional activity among the staff of sergeants is not formed enough for them to successfully fulfill their official duties. Employees from among the junior commanding staff are dominated by the material vector and expressed an egoistic orientation, there is low motivation for professional self-realization, which creates difficulties in interpersonal interaction, reduces the quality of work.

The conclusion is drawn about the need to develop and implement a practice-oriented program for the formation of psychological readiness to perform specific professional tasks and professional activities in general, based

—--—

~ 23 ~

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

жена эгоистическая направленность, присутствует низкая мотивация к профессиональной самореализации, что создает трудности в межличностном взаимодействии, снижает качество труда.

Делается вывод о необходимости разработки и реализации практико-ориентированной программы формирования психологической готовности к выполнению конкретных профессиональных задач и профессиональной деятельности в целом, основанной на принципах экзистенциально-гуманистического подхода в психологии.

Ключевые слова: психология, готовность, экзистенциально-гуманистический подход, правоохранительные органы, сотрудники.

on the principles of the existential-humanistic approach in psychology.

Keywords: psychology, readiness, existential-humanistic approach, law enforcement agencies, employees.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

[2] Платонов К. К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп. М.: Медицина, 1970. 264 с.

[3] Ухтомский А.А. Избранные труды. - Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1978. 175 с.

[4] Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина - М.: Наука, 1990. 114 с.

[5] Семчук И. В. Проблема готовности к профессиональной деятельности на уровне обучения. Альманах современной науки и образования, 11 (54), 2011, С. 117-119

[6] Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: автореф. дис. „.канд. псих. наук: 19.00.03 / Кораблина Елена Павловна. -Санкт-Петербург, 2006. 43 с.

[7] Кораблина Е.П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие / Е.П. Кораблина - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 31 с.

[8] Лисовская Н.Б. Технологии психологического сопровождения персонала в организации/ учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования / Н. Б. Лисовская, А. К. Таратынова; под ред. В. В. Семикина; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008. Сер. 34. Научно-методические материалы "Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии".

[9] Пашкин С.Б., Лисовская Н.Б. Психологические особенности гендерных различий кадровых

REFERENCES

[1] Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. SPb.: Piter, 2000. 712 s.

[2] Platonov K. K. Voprosy psihologii truda. 2-e izd., dop. M.: Medicina, 1970. 264 s.

[3] Uhtomskij A.A. Izbrannye trudy. - L.: «Nauka», Leningradskoe otdelenie, 1978. S. 175.

[4] Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepo-davatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya / N.V. Kuz'mina - M.: Nauka, 1990. 114 s.

[5] Semchuk, I. V. (2011) A problem of readiness for professional activity at a grade level. Almanac of modern science and education, 11(54), 117-119

[6] Korablina E.P. Psihologiya podgotovki k profes-sional'noj deyatel'nosti psihologa-konsul'tanta: avtoref. dis. ...kand. psih. nauk: 19.00.03 / Korablina Elena Pavlovna. - Sankt-Peterburg, 2006. 43 s.

[7] Korablina E.P. Formirovanie gotovnosti k okaza-niyu psihologicheskoj pomoshchi: Uchebnoe posobie / E.P. Korablina - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007. - 31 s.

[8] Lisovskaya N.B. Tekhnologii psihologicheskogo soprovozhdeniya personala v organizacii/ uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyam pedagogicheskogo obra-zovaniya / N. B. Lisovskaya, A. K. Taratynova; pod red. V. V. Semikina; Rossijskij gos. ped. un-t im. A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2008. Ser. 34. Nauchno-metodicheskie materialy \"Mezhdisci-plinarnye issledovaniya i gumanitarnye tekhnologii\".

[9] Pashkin S.B., Lisovskaya N.B. Psihologicheskie osobennosti gendernyh razlichij kadrovyh voen-nosluzhashchih // Nauchnye problemy materi-al'no-tekhnicheskogo obespecheniya Vooruzhen-

_nyh Sil Rossijskoj Federacii: sbornik nauchnyh

—--—

~ 24 ~

trudov. SPb.: Izd-vo Politekhn. un-ta, Vypusk 2(8) 2018. S. 284-293.

[10] Pashkin S.B. Formirovanie voenno-profession-al'noj gotovnosti kursantov k sluzhebnoj deyatel'nosti v processe obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii // Nauchnyj vestnik Vol'skogo voennogo instituta material'nogo obespecheniya: voenno-nauchnyj zhurnal. 2017. №4 (44). S. 200-205.

[11] Super, D.E. and M.Y. Bahn, 1971. Occupational Psychology. Tavistock, London, Pages: 209.

военнослужащих // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во Политехн. унта, Выпуск 2(8) 2018. С. 284-293.

[10] Пашкин С.Б. Формирование военно-профессиональной готовности курсантов к служебной деятельности в процессе обучения в высшем учебном заведении // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2017. №4 (44). С. 200-205.

[11] Super, D.E. and M.Y. Bahn, 1971. Occupational Psychology. Tavistock, London, Pages: 209.

В психологии профессиональной деятельности есть несколько ключевых терминов, к числу которых относятся профессиональные компетентность, готовность, пригодность, надежность, стрессоустойчивость, жизнестойкость и другие. Да и сама профессиональная деятельность состоит из нескольких этапов от подготовительного (предпрофесси-онализма или допрофессионализма) до по-слепрофессионализма. Особое место уделяется изучению первого (начального) этапа с мониторингом последующих. Психологическая готовность к выполнению конкретной деятельности, социальной роли или определённых действий является одним из центральных понятий в контексте жизнедеятельности человека. Важность данного феномена определяется влиянием на успешность реализации поставленных целей и задач в мо-тивационной структуре личности. В частности, психологическая готовность является ключевой составляющей в психологии подготовки к профессиональной деятельности, формирующей сознательное отношение к будущей профессии.

Изучению вопроса о готовности к профессиональной деятельности посвятили свои труды С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович Е.П. Кораблина, Г.С. Никифоров, Н.Д. Левитов, А.Ц. Пуни и др. С.Л. Рубинштейн понимал под готовностью единство побудительного и исполнительного компонентов [1].

К.К. Платонов определял ее как способность к выполнению определенной деятельности, результат психической подготовки или мобилизации в конкретный промежуток времени [2].

Несмотря на то, что сегодня психологическая готовность личности к деятельности активно исследуется, до настоящего времени отсутствует устойчивое представление об этом психологический феномен, его структуре, механизмах функционирования. Так, психологическую готовность к деятельности рассматривают как некое функциональное и психическое состояние человека (Е. Ильин, М. Левитов, Л. Нерсесян, В. Пушкин); как установку (А. Прангишвили, Д. Узнадзе,); предстартовое состояние перед соревнованием (В. Алатворцев, А. Ганюшкин, А. Пуни и др.); ак-тивно-деятельностное состояние личности, отражающее содержание поставленных задач и условия будущего их выполнения (В. Поно-маренко); как качество личности (М. Дяченко, Л. Кандибович, А.Ковалев, А. Кретчак, Платонов и др.); как наличие соответствующих способностей (Б.Ананьев, С. Рубинштейн); как ин-тегративное личностное и социально-психологическое образование (В. Бондаренко, А. Пасько и др.)

В психологической готовности выделяют два основных ее вида: длительная (общая) и ситуативная (временная). Длительная готовность сопряжена с мобилизацией ресур-

—--—

~ 25 ~

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

сов для реализации конкретной профессиональной деятельности, т.е. это готовность к выполнению определенных задач посредством сформированных профессиональных качеств, знаний, умений, навыков и мотивов деятельности. Длительную психологическую готовность можно представить как устойчивую характеристику, определяющуюся положительным отношением к конкретному виду профессиональной деятельности. Ситуативная готовность представляет собой «предстартовое состояние» или состояние «оперативного покоя» по А.А. Ухтомскому [3]. Временная психологическая готовность включает особенности и условия предшествующей ситуации. Ее характеризуют относительное постоянство и соответствие содержания готовности оптимальным требованиям достижения поставленной задачи. По мнению Н.В. Кузьминой, психологическая готовность создает психологические условия для успешных операций в актуальный момент времени [4].

К.К. Платонов предполагал, что основными феноменами, проявляющимися в профессиональной деятельности, являются психические свойства и состояния субъекта труда [2]. Психологическая готовность к деятельности первоначально выражается в степени переживания собственных успехов или неудач, подталкивающие человека к необходимости изменить собственные позиции и включить дополнительные психические резервы. После того, как определены причины данных состояний человека, возможно ситуативное включение личности с целью коррекции конкретных программ и состояний. Наиболее высокий уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности можно сформулировать как способность планировать события своей профессиональной деятельности, контролировать ее, основываясь на анализе личных переживаний, содержания труда и его результатов. Н.В. Кузьмина определяет субъективные факторы, оказывающие влияние на

психологическую готовность к профессиональной помогающей деятельности. Это такие факторы, как: гуманистическая направленность, любовь к работе и людям, креативное преобразование, личностная и профессиональная компетентность, определенный уровень развития способностей и тип направленности личности [4].

Исследователи, изучающие проблему психологической готовности к профессиональной деятельности, связывают данное понятие с понятием профессионализм, таким образом, каждому этапу профессиональной подготовки соответствует определенный уровень профессионального развития [5]. Также следует обратить внимание на то, что эффективность подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности связана как с характеристиками общей системы подготовки специалистов, так и с развитием профессионально важных личностных качеств, ответственных за успех в будущей профессиональной деятельности.

Отличительная черта психологической готовности выражается в отношении к профессии, к себе, к своим возможностям, способностям и возможностям, что вкупе составляет профессиональное самосознание. В работах Кораблиной Е.П. психологическую готовность можно представить как реализацию конкретного вида деятельности в результате воздействия мотивационно-волевой установки, а психологическую готовность к выполнению своей профессиональной роли как осознанное отношение к смыслу и ценности профессиональной деятельности в совокупности с принятием своей способности к ее реализации при мобилизации когнитивных, мотивацион-ных и волевых ресурсов [6,7]. Профессиональную деятельность помогающего специалиста Кораблина Е.П. описывает через проявление свойств сознательной дипломатичности, включающей в себя профессионально важные функции и качества [6].

—--—

~ 26 ~

2020. Vol. 22. No1

https://e-pubmed. ot

В роли переменных, обеспечивающих проявление психологической готовности как модерирующего фактора подготовки к будущей профессиональной деятельности, можно выделить когнитивный, ценностно-смысловой и мотивационно-волевой компоненты. Когнитивный компонент включает в себя перцептивную и рациональную составляющие. То есть, каким образом человек ощущает, воспринимает, запоминает и осмысливает окружающую действительность, представляет себя в ней и передает свое отношение. Ценностно-смысловой компонент заключается в осознании личностного смысла, социальной ценности и в присвоении профессиональной роли через свой образ в профессии. Мотивационно-волевой компонент предполагает побуждение к реализации профессиональной роли и активизацию внутренних ресурсов, сознательное регулирование состояния как волевого усилия, ведущего к осуществлению деятельности. Таким образом, при подготовке специалиста необходимо направлять фокус внимания на становление самопознания, предполагающего открытость к изменениям, философское и творческое отношение к жизни, поиск ее смысла и принятие ответственности за ее самовыражение в профессии. Анализ источников литературы показал, что характеристиками зрелой личности являются: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, альтруизм, эмпатия, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных проблем на пути к наиболее полной самореализации [8,9,10,11].

Особенности психологической готовности к профессиональной деятельности в контексте когнитивных, ценностно-смысловых и мотивационно-волевых аспектов выделены нами в проведенном качественном исследовании на примере сотрудников правоохранительных органов.

В постоянно меняющихся общественно-экономических условиях в стране, специальность сотрудника правоохранительных органов очень актуальна. Сложившаяся ситуация способствует формированию определенных требований к специалисту государственных структур: гибкость, самостоятельность, ответственность, высокий уровень моральных и нравственных качеств, правосознания и гражданственности. Перечисленные качества входят в состав когнитивной, мотива-ционно-волевой и ценностно-смысловой сфер и определяют профессиональною пригодность кандидата на службу в правоохранительные органы, а также, вероятность успешного выполнения поставленных перед ним профессиональных задач.

В научной литературе достаточно широко рассмотрены вопросы готовности представителей профессий повышенного риска к выполнению своих профессиональных обязанностей в ситуациях, когда их жизни и здоровью угрожает опасность. Несмотря на увеличение в современной психологической науке количества исследований по различным аспектам и проявлениям риска в жизнедеятельности людей, нужно отметить определенную недостаточность изученности вопроса психологической готовности к риску в профессиональной деятельности военнослужащих. В современных условиях в связи с осложнением социально-политической обстановки в стране, проведением антитеррористической операции, усложнением современной военно-профессиональной деятельности возникает необходимость качественной подготовки личности к военной службе с высоким уровнем психологической готовности к эффективному выполнению этой деятельности, поскольку слу-жебно-боевые задачи отличаются особой новизной, причем степень опасности, экстремальность резко возрастают. Вместе с тем вопросы формирования психологической готовности именно мобилизованных лиц к военной

~ 27 ~

2019. Vol. 21. No 8

https://e-pubmed. ot

службе, несмотря на его актуальность и практическую значимость, недостаточно разработаны и не были предметом специальных психологических исследований. Так, на сегодняшний день не определена структура и критерии сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности в военной сфере. Кроме того, проблему формирования психологической готовности военнослужащих к ведению боевых действий уместно рассматривать еще и с позиции того, что мобилизованные военнослужащие неожиданно для себя оказываются в боевых условиях. Они имеют очень разный опыт военной службы или даже он у них отсутствует. Поэтому изучение особенностей структуры психологической готовности у мобилизованных лиц с различным опытом военной службы на сегодня является актуальным и недостаточно разработанным вопросом.

Целью настоящего исследования явилось изучение отношения к ценности и смыслу профессиональной деятельности офицерского и сержантского личного состава. Для выявления когнитивных, ценностно-смысловых и мо-тивационно-волевых установок, связанных с отношением к ценности и смыслу профессиональной деятельности, был использован метод анкетирования. В исследовании приняли участие сотрудники офицерского личного состава (средний и старший начальствующий состав) и сержантского личного состава (младший начальствующий состав) в возрасте от 25 до 34 лет. Всего в исследовании участвовало 120 человек.

Анализируя объективные статистические показатели кадровой службы относительно комплектования среднего и старшего начальствующих составов, следует отметить, что штатная и списочная численность остается относительно постоянной на протяжении нескольких лет. Среди сотрудников младшего начальствующего состава присутствует высокая «текучесть».

Исходя из полученных результатов, у сотрудников офицерского состава преобладают положительные ценностно-ориентаци-онные тенденции в профессиональной деятельности, лидирует вектор, который можно обозначить как «помощь другим, альтруистическая направленность». Офицеры в своей профессиональной деятельности выделяют важность следующих факторов: возможность принести пользу обществу и государству (82%), стабильность и уверенность в завтрашнем дне (93%), возможность заниматься любимым делом (99%), реализовывать свое профессиональное призвание (80%). Также офицерский состав считает важным иметь хорошие отношения с начальниками и сослуживцами (97%), иметь социальные льготы и гарантии (69%), возможность профессионального и должностного роста (95%). Исходя из полученных результатов, средний и старший начальствующий состав ориентирован как на других, так и на себя, что является примером гармоничных отношений и способствует формированию здорового взаимодействия с коллегами и гражданами. Удовлетворенность перечисленными факторами у сотрудников представленной группы является средней (исходя из ответов 64% респондентов). Перспективы дальнейшей служебной деятельности офицеры оценивают положительно (68%).

У сотрудников младшего начальствующего состава ценностно-ориентационные и мотивационно-волевые особенности отличаются от особенностей офицерского состава. У сержантов преобладает материальный вектор «деньги, материальная направленность», более выражена направленность на себя, чем на других, что может провоцировать служебные конфликты и препятствовать конструктивным отношениям с гражданами. Сотрудники этой группы выделяют важность следующих показателей: возможность иметь власть над людьми (59%), возможность пережить трудные времена (100%), возможность ранней

—--—

~ 28 ~

2020. Vol. 22. No1

https://e-pubmed. ot

пенсии (96%), возможность бесплатно получить высшее образование (85%), хорошие отношения с начальниками (99%). Важно отметить, что вышеперечисленными факторами сотрудники младшего начальствующего состава, по большей части, не удовлетворены (92%). Значительно менее важными сотрудники определили такие факторы, как: возможность профессионального и должностного роста (42%), корпоративная культура и традиции сотрудников (12%). Такие результаты могут свидетельствовать о сниженной мотивации к службе в правоохранительных органах, нежелание развиваться в профессиональной сфере, низком уровне психологической готовности к выполнению должностных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у офицерского состава сформирован достаточный уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, преобладает вектор альтруистической направленности, что говорит о том, что в случае изменения материальных условий на работе, отношение к профессиональной деятельности качественно не изменится. Офицеры осознают социальную ценность своей профессии, а также собственную значимость, что способствует активному участию в общественной жизни, эффективному использованию своих знаний и способностей, способствует психологической близости с другим человеком и конструктивному решению различных проблем.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности у сотрудников сержантского состава сформирована недостаточно для успешного выполнения ими своих

служебных обязанностей. У сотрудников из числа младшего начальствующего состава доминирует материальный вектор и выражена эгоистическая направленность, присутствует низкая мотивация к профессиональной самореализации, что создает трудности в межличностном взаимодействии, снижает качество труда.

Учитывая полученные результаты, разработана практико-ориентированная программа формирования психологической готовности к выполнению конкретных профессиональных задач и профессиональной деятельности в целом, основанная на принципах экзистенциально-гуманистического подхода в психологии.

Вышеназванная программа включает систему последовательно проводимых социально-психологических тренингов, направленных на формирование мотивации достижений в профессиональной деятельности, стрес-соустойчивости, уверенности в себе, гармонизации межличностного и служебного общения. До проведения и по итогам каждого тренинга проводится диагностика по широкому кругу показателей с целью внесения корректив в последующие этапы (циклы). В промежутках между групповыми занятиями поддерживается постоянная обратная связь: тренером-консультантом выслушиваются мнения членов группы и их предложения. Первичные результаты показали результативность тре-нинговых занятий, заинтересованность участников в их продолжении.

—--—

~ 29 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.