УДК 159.9:61+614.52
ДИНАМИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОСВАИВАЕМЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
Шутова Ольга Игоревна - преподаватель кафедры общей и клинической психологии, Волгоградский государственный медицинский университет. E-mail: [email protected]
В статье раскрыта взаимосвязь сформированности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым компетенциям у представителей помогающих профессий (врачей, клинических психологов, специалистов социальной работы). Рассматриваются уровни профессиональной идентичности: сформированность и зрелость. Специфика компетенций представителей помогающих профессий заключается в трех аспектах: прагматическом, мотивационном, операциональном. Сформированная профессиональная идентичность будет оказывать большее влияние на проявление активности личности обучающихся по отношению к осваиваемым компетенциям, чем ее зрелость, а зрелость профессиональной идентичности наблюдается при освоении компетенций у работающих специалистов помогающих профессий. Выявлено существование различий в операциональной и мотивационной сторонах компетенций; наименьшие различия получены для прагматической стороны, которая определяет степень использования компетенций. Ключевые слова: профессиональная идентичность, помогающие специалисты, компетенции.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-2-235-240
Профессиональная идентичность (согласно Л. Б. Шнейдер) предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в ней, умение хорошо выполнять свои профессиональные функции [1, с. 156]. По мнению Э. Фромма, обретение тождественности с профессией можно описать как единство человека и его дела: «я - то, что я делаю» [1, с. 169]. Профессиональную идентичность можно описать, с одной стороны, как процесс, в результате которого происходят профессиональная эволюция и развитие человека; с другой стороны, она - один из показателей становления личности профессионала и свидетельствует о степени принятия личностью себя как профессионала и значимого члена профессионального сообщества [2]. По мнению М. Р. Гинзбург, профессиональная идентичность охватывает психологическое настоящее и психологическое будущее [3, с. 80]. Функция психологического настоящего - саморазвитие, включающее самопознание (ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуаль-
ного сознания) и самореализацию (воплощение этих ценностей в определенных видах профессиональной деятельности) [3, с. 80]. Согласно Ю. П. Поваренкову, становление профессиональной идентичности не ограничивается временем, проведенным непосредственно в стенах учебного заведения [4, с. 125]. Этот процесс органично включен в профессионализацию как социально приемлемую форму самореализации личности [4, с. 125]. В рамках профессионализации формирование профессиональной идентичности выступает как часть «жизненной задачи», решение которой, по словам В. Д. Шадрикова, происходит как ее «принятие», связанное с проекцией мотиваци-онной сферы личности на содержание и условия процесса профессионального роста [5, с. 298].
На данном этапе развития системы высшего образования становление профессиональной идентичности специалиста невозможно без рассмотрения тех компетенций, которые обеспечивают эффективность выполнения деятельности. Анализу компетентностного подхода посвящены труды таких исследователей, как Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Г. Э. Белицкая, Л. И. Берестова, В. И. Байденко, А. В. Хуторский, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя и др. Понятие «компетенция», с семантической точки зрения, относится к классу символических понятий. С одной стороны, это определяет важность более пристального изучения компетенций, с другой - означает, что есть отсутствие конкретных примеров, которые могли бы быть начальной точкой рассмотрения знаний, умений и навыков, необходимых у специалиста. Поэтому понятие «компетенция» непосредственно связано с конкретной личностью и следует учитывать отношение человека к тому, что ему предлагается в качестве компонентов, составляющих структуру символического понятия, т.е. компетенции.
В связи с этим представляется актуальным рассмотрение динамики взаимосвязи профессиональной идентичности представителей
помогающих профессий и их субъективного отношения к осваиваемым компетенциям. Так как профессиональная идентичность наравне с профессиональными компетенциями наиболее активно формируется в период студенчества, то от того, насколько будут они сформированы или отсутствовать, зависит степень приобщения к профессии и дальнейшая профессионализация личности. Специфическая особенность помогающих профессий предполагает постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности [6, с. 110]. Л. А. Йовайши характеризует представителей помогающих профессий как тех, кто отличается способностью легко и быстро устанавливать контакт с разными людьми, понимать их настроение и намерения [6, с. 107]. По мнению Е. П. Кораблиной, помогающая деятельность, оказываемая данными специалистами, направлена на поддержку человека в сложных, критических моментах его жизнедеятельности и состоит в активизации в нем внутреннего психического потенциала, в передаче ему информационных, материальных и других ресурсов, необходимых в кризисных и проблемных ситуациях [6, с. 105]. Оказывая помощь другому человеку, личность специалиста помогающей профессии в то же самое время выступает инструментом воздействия [6, с. 106].
Было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение динамики взаимосвязи сформированности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым аспектам компетенций представителей помогающих профессий. Базой исследования явились студенты старших курсов Волгоградского государственного медицинского университета, а также специалисты - психологи, клинические психологи, врачи, социальные работники, работающие в сфере помогающих профессий. Общий объем выборки составил 205 человек, исследование проводилось в апреле-мае 2014 г.
В исследовании применялся следующий психодиагностический материал:
а) для определения статуса профессиональной идентичности диагностический опросник «Профессиональная идентичность студентов» А. А. Озериной [7, с. 150]. Опросник состоит из 56 утверждений, на его основе возможно эмпирическое определение профиля профессиональной идентичности, в который входят шкалы, направленные на диагностику:
статус профессиональной идентичности, определяющийся ее сформированностью и зрелостью;
профиль профессиональной идентичности, характеризующийся степенью выраженности ее
показателей, описывающий учебно-профессиональные планы, отношение к профессии, образ профессии и профессионала, уровень самооценки, направленность мотивации;
б) для определения наличия профессиональных компетенций авторами исследования была разработана методика выявления особенностей субъективных представлений о предлагаемых для освоения компетенций, она прошла проверку ва-лидности и надежности. Окончательный вариант представлял собой список из 31-й компетенции, включающий в себе общекультурные и профессиональные. Методика позволила оценить компетенции представителей помогающих профессий согласно тому, насколько они владеют (операциональный аспект субъективного отношения), используют (прагматический аспект субъективного отношения) или оценивают важность (мо-тивационный аспект субъективного отношения) осваиваемых компетенций.
В проведенном ранее исследовании была описана взаимосвязь профессиональной идентичности и профессиональных компетенций представителей помогающих профессий [8]. Было доказано, что у студентов профессиональная идентичность может быть охарактеризована с позиции основных критериев - сформированности и зрелости, которые определяют уровень соответствия студента лечебного факультета и отделения клинической психологии готовности к самостоятельному принятию решения в рамках будущей профессии [8, с. 489-490]. Профессиональные компетенции студентов, формирующиеся в процессе обучения в вузе, связаны с профессиональной идентичностью [8, с. 490]. Также был сделан вывод, что профессиональная идентичность функционально выступает показателем сформированности разных сторон (мотивационной, операциональной, прагматической) одной и той же компетенции. Это, в свою очередь, позволило исследовать влияние уровня (зрелости и сформированности) профессиональной идентичности на осваиваемые компетенции (владею, важно, использую) у обучающихся и работающих специалистов. С этой целью был использован однофакторный дисперсионный анализ (рис. 1, 2).
Сформированность профессиональной идентичности (согласно А. А. Озериной) отражает степень развития структуры профессиональной идентичности, является количественным показателем того, на каком уровне развито понимание своей будущей профессии, осознание своего места в ней. Принадлежность к кластеру являлась независимой переменной, выраженной в номинативной шкале. Таким образом, удалось установить влияние уровня сформированности профессио-
X
ш т га х
п ш ш
X
ч
о а О
5,8 5,6 5,4 5,2 5 4,8 4,6 4,4 4,2
— Владею
— Важно
- Использую
Высокий Средний Низкий
Уровень сформированности профессиональной идентичности
Рис. 1. Зависимость мотивационного, операционального, прагматического аспектов оценки респондентами компетенций от уровня сформированности профессиональной идентичности
5,6
? 5,4
<в
I 5,2 £
0
* 5 <в
1
Ш У
га
I
п ф
ш
I
5
О 4,2
4,8
4,6
4,4
■Владею Важно ■ Использую
Высокий Средний Низкий
Уровень зрелости профессиональной идентичности
Рис. 2. Зависимость операциональной, мотивационной, прагматической сторон оценки респондентами компетенций от уровня зрелости профессиональной идентичности
нальной идентичности на оценку респондентами аффективной, операциональной и прагматической сторон компетенций (см. рис. 1).
Аналогичная процедура была применена к показателю уровня зрелости профессиональной идентичности, который, согласно А. А. Озериной, выступает качественным показателем статуса, отражающим уровень самостоятельности личности в построении образов профессии и профессионала, автономности занимаемой профессиональной позиции (см. рис. 2).
Таким образом, была выявлена общая тенденция, характеризующая сформированность и зрелость профессиональной идентичности по отношению к осваиваемым компетенциям, которая заключается в том, что «высокий» уровень как сформированности, так и зрелости профессиональной идентичности на статистически значимом и достоверном уровне предопределяет осознанное и активное отношение ко всем сторонам компетенций. Иными словами, в структуру сформированной про-
фессиональной идентичности как обучающегося, так и действующего профессионала помогающей профессии включены операциональные, мотива-ционные и прагматические стороны компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. С функциональной точки зрения понимание профессии и рефлексия своего места в ней выступают как условия проявления активности в овладении компетенциями.
С другой стороны, можно констатировать, что уровень самостоятельности личности в построении образов профессии и профессионала, автономности занимаемой профессиональной позиции, т.е. зрелость профессиональной идентичности также оказывает прямое влияние на то, как проявляется активность обучающегося или действующего специалиста по отношению к набору необходимых компетенций.
Степень влияния на активность личности по отношению к осваиваемым компетенциям сформированной профессиональной идентичности в
целом более вероятна, чем влияние ее зрелости. Этот вывод послужил основанием для исследования уровня профессиональной идентичности и осваиваемых аспектов компетенций помогающих специалистов при переходе от статуса студента к статусу работающего специалиста.
Рассмотрим анализ результатов методики А. А. Озериной, отражающий средние показатели, полученные по параметрам зрелости и сформи-рованности профессиональной идентичности, а также основных параметров, описывающих ее профиль (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения измеренных параметров профессиональной идентичности у студентов и у работающих специалистов помогающих профессий
Параметры профессиональной идентичности Категория Среднее значение
Сформированность профессиональной идентичности Студенты 20,2137
Специалисты 20,9886
Зрелость профессиональной идентичности Студенты 19,9573
Специалисты 21,4318
Учебно-профессиональный план Студенты 2,7949
Специалисты 2,6477
Отношение к профессии Студенты 2,8632
Специалисты 3,2386
Образ профессии Студенты 3,4274
Специалисты 3,6818
Образ профессионала Студенты 3,5299
Специалисты 3,6932
Профессиональная позиция Студенты 2,8120
Специалисты 3,1023
Профессиональная самооценка Студенты 3,3761
Специалисты 3,1705
Профессиональная мотивация Студенты 2,6068
Специалисты 2,8295
Применение ¿-критерия для независимых выборок позволило установить статистически значимые различия в показателях профессиональной идентичности в разных частях общей выборки. Наиболее существенны они у студентов и специалистов в средних оценках для следующих параметров профессиональной идентичности (при р < 0,005 и р < 0,01): зрелость профессиональной идентичности 0,002 (? = -3,08), отношение к профессии 0,025 (( = -2,27), образ профессии 0,39 (? = -2,07), профессиональная позиция 0,61 (? = -1,89).
Анализ результатов позволяет сделать заключение о наличии динамики профессиональной идентичности при переходе от обучения в вузе к самостоятельной профессиональной деятельности. Прежде всего, обращает на себя внимание изменение уровня зрелости профессиональной идентичности представителей помогающих профессий, который выражается в большей мере у специалистов, чем у студентов. Как отмечает А. А. Озерина, зрелость профессиональной идентичности является критерием успешности функционирования усвоенных компетенций, готовности личности к профессиональной деятельности [7, с. 142]. Кроме этого, у специалистов, по сравнению со студентами, выше степень принятия выбранной профессиональной деятельности в качестве инструмента
самореализации и развития. Профессиональная картина мира у них характеризуется четкостью и законченностью. По мнению Н. В. Хван, профессиональная деятельность для большинства людей является той областью, где достигнутые цели и задачи, оправданные вложения времени и сил, сбывшиеся надежды или мечты служат источником ощущения насыщенности жизни и удовлетворения от реализации своего потенциала [9, с. 77].
Далее проводилось сравнение оценки представителями помогающих профессий (студентами и работающими специалистами) разных групп важности, степени владения компетенциями и их использования. Рассмотрим результаты описательной статистики проведенного исследования (табл. 2).
Таблица 2
Средние значения оценки респондентами операциональной, мотивационной и прагматической сторон компетенций
Сторона компетенции Категория N Среднее значение
Операциональная (владею) Студенты 117 4,7825
Специалисты 88 5,4348
Мотивационная (важно) Студенты 117 4,9777
Специалисты 88 5,8226
Прагматическая (использую) Студенты 117 4,7050
Специалисты 88 5,1529
Применение ¿-критерия для независимых выборок указывает на статистически достоверные различия средних значений, полученных в выборках студентов и работающих специалистов. Наибольшие различия получены для операциональной стороны компетенций («владею») -t = -7,06 (р < 0,005). Следующее по значимости различие наблюдается в отношении мотивацион-ной стороны компетенций («важно») - t = -6,94 (p < 0,005). Наименьшее различие средних значений обнаружено для прагматической стороны компетенций («использую») - t = -4,20 (p < 0,005).
Результаты позволяют констатировать наличие динамики как в отношении параметров профессиональной идентичности, так и в проявлении активного и положительного отношения к профессиональным компетенциям. Все эти показатели статистически значимо выше у работающих специалистов, что свидетельствует о продолжающемся процессе профессионализации и после окончания обучения в вузе.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило сделать выводы: существует взаимосвязь сформированности профессиональной идентичности и субъективного отношения к осваиваемым компетенциям у представителей помогающих профессий. При этом профессиональная идентичность выступает показателем сформированности разных сторон (мотивационной, операциональной, прагматической) компетенций. Сформированная профессиональная идентичность будет оказывать большее влияние на проявление активности личности по отношению к осваиваемым компетенциям, чем ее зрелость.
Для студентов, в отличие от работающих специалистов, характерна сформированность профессиональной идентичности. В качестве основания для дальнейшего исследования и практического вывода из полученного результата предполагаем, что создание определенных психолого-педагогических условий будет обеспечивать положительную преемственность и активное отношение к осваиваемым компетенциям. По нашему мнению, одним из главных условий активизации положительного и активного отношения к осваиваемым компетенциям является широкое использование гуманитарных образовательных технологий. На статистически достоверном и значимом уровне было доказано наличие изменений уровня профессиональной идентичности и осваиваемых компетенций работающих специалистов представителей помогающих профессий.
Список литературы
1. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М., 2001. 272 с.
2. Никифорова А. А., Цихончик Н. В. Динамика и содержание профессиональной идентичности студентов различных направлений вузовской подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6. С. 83-86. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3236 (дата обращения: 01.08.2014).
3. Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1. Саратов, 2004. С. 78-88.
4. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов, 2013. 322 с.
5. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М., 2013. 464 с.
6. Кораблина Е. П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 104-114.
7. Озерина А. А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата : дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 215 с.
8. Шутова О. И. Взаимосвязь профессиональных компетенций с уровнем сформированности профессиональной идентичности будущих специалистов помогающих профессий // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 482-491.
9. Хван Н. В. Особенности влияния временной перспективы личности на выбор сферы профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 76-79.
The Dynamics of the Relationship of Formation of Professional Identity and Subjective Attitude to the Representatives of Digestible Competencies of Supporting Professions
0. I. Shutova
Volgograd State Medical University
1, Pavshikh Bortsov squ., Volgograd, 400131, Russia E-mail: [email protected]
There is a link between formation of professional identity and subjective attitude to master the competencies of supporting professions in clinical psychology, general medicine and social work. We consider the levers of professional identity: the formation of professional identity and the maturity of professional identity. Supporting professions' competences specifics is to consider thee aspects like a pragmatic, a motivational, an operationally. Formed professional identity will have influence on the individual activity оf the students on the way to master of competencies, than its maturity. The maturity of professional identity is observed in the development of the working specialists' competencies. There are differences between operational and motivational aspects of competencies. There are smallest differences for the pragmatic aspect that determines the degree of using of competences. Key words: professional identity, supporting professions, competencies.
References
1. Shneyder L. B. Professionalnaya identichnost (Professional identity). Moscow, 2001. 272 p.
2. Nikiforova A. A., Tsikhonchik N. V. Dinamika i soder-zhanie professionalnoy identichnosti stydentov razli-chnykh napravleniy vuzovskoy podgotovki (Dynamics and content of professional identity of different directions of university training students ). Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika (Psychology, sociology and pedagogy), 2014, no. 6, pp. 83-86. Available at: http://psychology.snauka. ru/2014/06/3236 (accessed 1 August 2014).
3. Belanovskaya O. V. Vremennaya perspectiva zhiznennykh planov v yunoshestve (Time perspective of life plans at the university). Problemy sotsialnoy psykhologii lichnosti: mezhvyz. sb. nauch. st. (Problems of social psychology of personality: Interuniversity collection of scientific articles). Saratov, 2004, iss. 1, pp. 78-88.
4. Povarenkov Yu. P. Problemy psykhologii professionalnogo stanovleniya lichnosti (Problems of psychology of the personal professional formation). Saratov, 2013. 322 p.
5. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatelnosti cheloveka (Psychology of humah activity). Moscow, 2013. 464 p.
6. Korablina E. P. Tereticheskie i pricladnye aspecty po-mogayushchey deyatelnosti (Theoretical and applied
aspects of supporting sctivity ). Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena (Izvestia Gertsen University Journal of Humanities and Sciences), 2005, vol. 5, no. 12, pp. 104-114.
7. Ozerina A. A. Professionalnaya identichnost studentov bakalavriata: dis. .. kand. psikhol. nauk (Professional identity of bachelor students: dis. of the PhD Psychology). Yaroslavl, 2012. 215 p.
8. Shutova O. I. Vzaimosvyaz professionalnykh kompe-tentsiy s urovnem sformirovannosti professionalnoy identichnosti budushchikh spetsialistov pomogayushchih professiy (The correlation between professional competences and the lever of maturity of professional identity of the future specialists in helping professions). V mire naychnyh otkrytiy (Problems of Science and Education), 2013, no. 11.4 (47), pp. 482-491.
9. Khan N. V. Osobennosti vliyaniya vremennoy perspectivy lichnosti na vybor sfery professionalnoy deyatelnosti (Characteristics of an influence of the time orientation of personality on a choice of professional activity's sphere). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 76-79.