Научная статья на тему 'Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий'

Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА / BIONOMIC PROFESSIONS / PROFESSIONAL IDENTITY / STUDENTS / MODEL / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серых Анна Борисовна, Зайцева Александра Анатольевна

В представленной статье на основе теоретических и экспериментальных исследований различных аспектов профессиональной идентичности как одной из важнейших составляющих современного квалифицированного специалиста разработана и описана структурно-функциональная модель профессиональной идентичности специалистов биономических профессий, включающая в себя совокупность ценностного, эмоционального, мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, от уровня сформированности которых зависят процессы самоидентификации и идентификации личности с группой. Автором выделены и охарактеризованы основные формы и методы работы преподавателя высшего учебного заведения по формированию профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, выделенные с учетом следующих условий: приемлемость в студенческой аудитории, возбуждение интереса, эффективность воздействия на сферы индивидуальности личности, оптимальные временные затраты. Поскольку процесс формирования профессиональной идентичности должен быть специально организованным, его целесообразно осуществлять в процессе преподавания одной из дисциплин профессионального цикла. В связи с этим предложена методика формирования профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, наглядно представленная на примере преподавания студентам направления подготовки «Зоотехния» одной из дисциплин профессионального цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серых Анна Борисовна, Зайцева Александра Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Identity of Students of Bionomic Disciplines

This article, based on theoretical and experimental studies of various aspects of professional identity as one of the essential components of the present-day qualifi ed specialist, introduces and describes a structural and functional model of specialists of bionomic spheres, which includes a system of axiological, emotional, motivational, cognitive and activity-oriented elements, whose degree of completeness determines processes of self-identification and identifying the person with the group. The article identifies and describes main forms and methods of work of a university teacher directed at the development of professional identity of future specialists in bionomic spheres. They are distinguished on the following conditions: acceptability for the student audience; provoking interest; effi ciency in influencing the spheres of an individual's uniqueness; time-effectiveness. Due to the fact that the process of development of professional identity should be purposefully organised, it is reasonable to implement it in the process of teaching one of the disciplines of the core syllabus. In connection with this, we propose a range of techniques for the development of professional identity of future specialists in bionomic spheres, eff ectively exemplified by the teaching of one of the disciplines of the core syllabus to students of zootechnology.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной идентичности у студентов, обучающихся по направлениям биономических профессий»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2017. Вып. 46. С. 129-135

Серых Анна Борисовна, д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор БФУ им. И. Канта Российская Федерация, 236022, г. Калининград, ул. Банковская 4-2 annaserykh@rambler.ru

Зайцева Александра Анатольевна, аспирант

ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» Российская Федерация, 236000, г. Калининград, Советский проспект, д. 1.

aazaytseva39@mail.ru

Формирование профессиональной идентичности

У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ БИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

В представленной статье на основе теоретических и экспериментальных исследований различных аспектов профессиональной идентичности как одной из важнейших составляющих современного квалифицированного специалиста разработана и описана структурно-функциональная модель профессиональной идентичности специалистов биономических профессий, включающая в себя совокупность ценностного, эмоционального, мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, от уровня сформированности которых зависят процессы самоидентификации и идентификации личности с группой. Автором выделены и охарактеризованы основные формы и методы работы преподавателя высшего учебного заведения по формированию профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, выделенные с учетом следующих условий: приемлемость в студенческой аудитории, возбуждение интереса, эффективность воздействия на сферы индивидуальности личности, оптимальные временные затраты. Поскольку процесс формирования профессиональной идентичности должен быть специально организованным, его целесообразно осуществлять в процессе преподавания одной из дисциплин профессионального цикла. В связи с этим предложена методика формирования профессиональной идентичности будущих специалистов биономических профессий, наглядно представленная на примере преподавания студентам направления подготовки «Зоотехния» одной из дисциплин профессионального цикла.

Профессии, где основная профессиональная деятельность связана с взаимодействием человека и природы, требуют тщательной подготовки и отбора будущих специалистов на стадии профессионального обучения. Это обусловлено тем, что работа с живыми организмами имеет ряд специфических особенностей, определяющихся характером и условиями труда, в которых не каждый человек сможет работать. На этапе подготовки студентов, обучающихся по биономическим про-

А. Б. Серых, А. А. Зайцева

фессиям, одной из важнейших составляющих формирования квалифицированного специалиста является их профессиональная идентичность (ПИ).

Считается, что наиболее оптимальное время для формирования ПИ как нового психического образования — студенческий возраст (18—25 лет), так как именно в этот временной промежуток завершается формирование основных биологических и личностных свойств и качеств1.

Проблеме формирования ПИ к различным видам профессиональной деятельности посвящены работы Л. Н. Вавиловой, Л. Б. Шнейдер, Е. Ю. Артемьевой, Ю. П. Поваренкова и др. Однако публикаций, касающихся формирования ПИ, именно в биономических профессиях не обнаружено.

Целью настоящей работы стала разработка методики формирования профессиональной идентичности в процессе преподавания одной из профессиональных дисциплин на примере направления подготовки «Зоотехния».

В результате контент-анализа научных разработок таких ученых, как Е. А. Климов, Л. Б. Шнейдер, Ю. П. Поваренков и др.2, нами были выделены основные процессы и компоненты профессиональной идентичности, необходимые для ее формирования у студентов, обучающихся по направлениям био-номических профессий, что позволило создать структурно-функциональную модель ПИ, представленную на рис. 1. Из рисунка видно, что профессиональная идентичность зависит от двух процессов — самоидентификации и идентификации себя с группой. В свою очередь, изменение этих процессов происходит в зависимости от уровня сформированности ценностного, эмоционального, мо-тивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Для оценки взаимосвязей между компонентами и процессами ПИ в бионо-мических профессиях были использованы тесты:

— взаимосвязь ценностного компонента с процессом самоидентификации проверялась по методике «опросник профессиональной готовности» (ОПГ) в модификации Л. Н. Кабардовой3;

— взаимосвязь эмоционального компонента с процессом самоидентификации контролировалась по «Карте интересов» в модификации О. Г. Филимоновой4;

— взаимосвязь мотивационного компонента с самоиндентификацией оценивалась по методике «Мотивация обучения» Т. И. Ильиной5;

1 См.: Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44. Т. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti-studentov.

2 Климов Е. А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательных школ. Ленинград, 1974; Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002; Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

3 Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 168—173.

4 Филимонова О. Г. Модификация карты интересов // Школьный психолог. № 2. М., 2007. С. 40-45.

5 Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: Учеб. посо-

Рис. 1. Структурно-функциональная модель профессиональной идентичности в биономических профессиях

— взаимосвязь когнитивного компонента с процессом самоидентификации фиксировалась по показателям успеваемости по дисциплинам профессионального цикла;

— взаимосвязь мотивационного компонента с процессом идентификации с группой проверялась по методике «Мотивация профессиональной деятельности» Л. А. Головей6;

— взаимосвязь когнитивного компонента с процессом идентификации с группой контролировалась по появлению позитивной профессиональной деформации на понятийном уровне7;

— взаимосвязь деятельностного компонента с процессом идентификации с группой осуществлялась по методике определения индивидуального психологического типа и решению ситуационных задач8.

В результате статистической обработки данных тестирования был разработан интегральный показатель и уровни сформированности ПИ: необходимый, допустимый и недопустимый.

бие. Практические задания (практикум). М., 2010. URL: http://uchebnik.online/uch-motivatsi-ya/motivatsiya-personala-odegov.html.

6 Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, ред. СПб., 2006.

7 Барановский П. Н., Зайцева А. А., Насонова Н. А. Экспериментальные исследования начала позитивной профессиональной деформации у студентов биономических профессий // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2016. № 2 (36). С. 124-139.

8 Либин А. В., Либина А. В., Либин В. В. Психографический тест: Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М., 2008.

Тестирование студентов 1—4 курсов, обучающихся по направлению «Зоотехния», показало, что ПИ большинства студентов находится на низком уровне; нет зависимости уровня сформированности ПИ от курса обучения.

В связи с полученными данными было сделано предположение, что процесс формирования ПИ должен быть специально организованным и его можно осуществить в процессе преподавания одной из дисциплин профессионального цикла.

Изучив существующие возможности формирования профессиональной идентичности, построенной на моделях, приведенных в различных исследованиях, были выделены формы и методы, которые следует применять на учебных занятиях. Выделение их осуществлялось исходя из следующих условий: приемлемость в студенческой аудитории, возбуждение интереса, воздействие на сферы индивидуальности, оптимальные затраты времени:

1) использование интерактивных методов: дискуссии, беседы, работу в командах (микрогруппах);

2) проведение тренингов по развитию эмоциональной и мотивационной сфер;

3) применение аудиовизуальных дидактических материалов (документальные и художественные видеофильмы о взаимоотношениях в подсистеме «человек-животное», фотографии), оказывающих воздействие на сознание и эмоциональную сферу;

4) решение ситуационных задач (ситуационная подготовка);

5) организация самостоятельной работы студентов (подготовка докладов по проблемам осваиваемой дисциплины; об особенностях современных представлений в подсистеме «человек-животное» — с учетом предпочтений самих студентов; дискуссии в социальных сетях во внеучебное время).

В процессе подготовки к проведению формирующего эксперимента были выбраны видеоматериалы по проблеме взаимоотношений в подсистеме «человек-животное», продуманы вопросы и задания к ним, темы бесед и дискуссий; подобраны упражнения для развития эмоциональной и мотивационной сфер. В результате была создана методика из 8 теоретических (16 часов), 15 практических занятий (30 часов) и самостоятельной работы в объеме 36 часов.

В процессе теоретических занятий формировались такие компоненты профессиональной самоидентификации, как ценностный, эмоциональный, мотивационный, когнитивный и деятельностный. Было установлено, что для активации процесса идентификации себя с профессиональной группой теоретических занятий недостаточно, хотя в процессе тренинга мотивационной сферы «Я в будущем» присутствуют признаки такой идентификации. Для решения этой задачи исследования использовались практические занятия по дисциплине, на которых студенты выполняли лабораторные работы.

Особенностью проведения лабораторных работ стало включение в них раздела по защите полученных результатов с применением технологии распределения ролей в микрогруппах.

Предложена следующая структура практического занятия:

1. Определение готовности студентов к лабораторной работе и допуск к ней. Используется устный или письменный опрос в течение 20 минут.

2. Инструктаж и выполнение лабораторной работы (40 минут).

3. Защита результатов работы в соответствии с заданными ролями в микрогруппах. В каждой группе для отчета о проделанной работе определяются три роли:

«Исполнитель» — представляет полученные результаты;

«Научный сотрудник» — интерпретирует результаты лабораторной работы;

«Руководитель» — принимает решения по применению результатов в практике в соответствии с темой занятия.

Все студенты в процессе выполнения лабораторных работ должны поучаствовать в защите работы, представляя каждую из предложенных ролей не менее трех раз.

Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась с использованием социальных сетей («ВКонтакте»). Организовывалась открытая группа обучаемых по направлению подготовки «Зоотехния», в которой к обсуждению предлагались следующие материалы:

— документальные и художественные видеофильмы;

— рассказы и книги о животных известных писателей;

— проблемы современного общества, связанные с отношением людей к животным.

Модератор группы — преподаватель.

Проведенный педагогический эксперимент в группе студентов второго курса обучения в процессе преподавания дисциплины «Экология сельскохозяйственных животных» показал, что показатели компонентов ПИ сместились в зону допустимого и необходимого уровней. Интегральный показатель в экспериментальной группе у 45% студентов оказался на необходимом уровне, у 40% — на допустимом уровне и у 15% — на недопустимом уровне. Следовательно, предлагаемая методика может быть рекомендована к преподаванию всех профессиональных дисциплин.

Ключевые слова: биономические профессии, профессиональная идентичность, студенты, модель, методика.

Список литературы

Барановский П. Н., Зайцева А. А., Насонова Н. А. Экспериментальные исследования начала позитивной профессиональной деформации у студентов биономических профессий // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2016. № 2 (36). С. 124—139. Вершинин С. И., Савина М. С., Махмудов Л. Ш., Борисова М. В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. С. 168—173. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44. Т. 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-professionalnoy-identichnosti-studentov.

Климов Е. А. Путь в профессию: Пособие для старших классов общеобразовательных школ. Ленинград, 1974.

Либин А. В., Либина А. В., Либин В. В. Психографический тест: Конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М., 2008.

Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: Учеб. пособие. Практические задания (практикум). М., 2010. URL: http://uchebnik.online/uch-motivatsiya/motivatsiya-personala-odegov.html.

Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, ред. СПб., 2006.

Филимонова О. Г. Модификация карты интересов // Школьный психолог. 2007. № 2. С. 40-45.

Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2017. Vol. 46. P. 129-135

Serykh Anna, Doctor of Science in Psychology, Doctor of Science in Education, Professor Immanuel Kant Baltic Federal University 4-2 Bankovskaia st., Kaliningrad, 236022, Russian Federation

annaserykh@rambler.ru

Zajtseva Alexandra, Graduate Student Kaliningrad State Technical University 1 Sovetskij prosp., Kaliningrad, 236000, Russian Federation

aazaytseva39@mail.ru

Formation of Professional Identity of Students of Bionomic Disciplines

A. Serykh, A. Zajtseva

This article, based on theoretical and experimental studies of various aspects of professional identity as one of the essential components of the present-day qualified specialist, introduces and describes a structural and functional model of specialists of bionomic spheres, which includes a system of axiological, emotional, motivational, cognitive and activity-oriented elements, whose degree of completeness determines processes of self-identification and identifying the person with the group. The article identifies and describes main forms and methods of work of a university teacher directed at the development of professional identity of future specialists in bionomic spheres. They are distinguished on the following conditions: acceptability for the student audience; provoking interest; efficiency in influencing the spheres of an individual's uniqueness; time-effectiveness. Due to the fact that the process of development of professional identity should be purposefully organised, it is reasonable to implement it in the process of teaching one of the disciplines of the core syllabus. In connection with

А. Б. Серых, А. А. Зайцева. Формирование профессиональной идентичности у студентов...

this, we propose a range of techniques for the development of professional identity of future specialists in bionomic spheres, effectively exemplified by the teaching of one of the disciplines of the core syllabus to students of zootechnology.

Keywords: bionomic professions, professional identity, students, model, methodology.

References

Baranovskij P. N., Zajceva A. A., Nasonova N. A., "Jeksperimental'nye issledovanija nachala pozitivnoj professional'noj defor-macii u studentov bionomicheskih pro-fessij", in: Izvestija Baltjskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teorija i metodika professionalnogo obrazovanja), 2 (36), 2016, 124-139.

Vershinin S. I., Savina M. S., Mahmu-dov L. Sh., Borisova M. V., "Oprosnik professional'noj gotovnosti (OPG)", in: Os-novy proforientologii: ucheb. posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenj, Moscow, 2009, 168-173.

Garbuzova G. V., "Process formirovanija professional'noj identichnosti studentov", in: Izvestija Rossjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Ger-cena, 44, 18, 2007, available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/protsess-formiro-vaniya-professionalnoy-identichnosti-stu-

dentov.

Klimov E. A., Put' v profess ju: posobie dlja starshih klassov obshheobrazovatel'nyh shkol, Leningrad, 1974.

Libin A. V., Libina A. V., Libin V. V., Psihogra-ficheskj test: Konstruktivnyj risunok chelove-ka izgeometricheskih form, Moscow, 2008.

Odegov Ju. G., Rudenko G. G., Apen'ko S. N., Merko A. I., Motivacija personala: ucheb. posobie. Prakticheskie zadanja (praktikum), Moscow, 2010, available at: http://ucheb-nik.online/uch-motivatsiya/m otivatsiya -personala-odegov.html.

Povarenkov Ju. P., Psihologicheskoe soderzhanie professionalnogo stanovlenja cheloveka, Moscow, 2002.

Golovej L. A., Rybalko E. F., eds., Praktikum po vozrastnoj psihologii: ucheb. Posobie, St. Petersburg, 2006.

Filimonova O. G., "Modifikacija karty intere-sov", in: Shkol'nyj psiholog, Moscow, 2, 2007, 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.