Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сербия / Евразийский экономический союз / Беларусь / Россия / экономика / инвестиции / гуманитарное сотрудничество / наука / образование / региональные связи / Serbia / Eurasian Economic Union / Belarus / Russia / economy / investments / humanitarian cooperation / science / education / regional ties
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

Пентегова А.В.

советник-консультант управления внешней политики, Белорусский институт стратегических исследований,

Минск

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Ключевые слова: Сербия, Евразийский экономический союз, Беларусь, Россия, экономика, инвестиции, гуманитарное сотрудничество, наука, образование, региональные связи.

Keywords: Serbia, Eurasian Economic Union, Belarus, Russia, economy, investments, humanitarian cooperation, science, education, regional ties.

Республика Сербия - самая большая по территории и по количеству населения бывшая югославская республика, которая не входит в ЕС и НАТО, и взаимодействие с государствами-членами ЕАЭС представляет для нее, в первую очередь, экономический, а также политический и гуманитарный интерес. Мультилатерализм во внешней политике Сербии дает Белграду возможность параллельного и независимого развития и на западном, и на восточном векторах. С одной стороны - ЕС и США, с другой - Россия и весь евразийский вектор. Кроме того, в последнее пятилетие наблюдается активизация в балканском регионе Китая и Турции.

Безусловно, для Сербии ЕАЭС - это, прежде всего, упрочение связей с Россией. С началом нового тысячелетия российская политика в Сербии претерпела ряд изменений. Наступил этап, когда в целях усиления взаимовыгодных связей Российская Федерация все более активно использует экономические методы сотрудничества. Их результативность и эффективность напрямую влияет не только на развитие торговли и рост инвестиций, но и на увеличение образовательных и научно-технических программ и обменов. Сербия осталась единственной страной региона, которая не примкнула к антироссийским санкциям в 2016 году, несмотря на то, что этого ожидал Европейский союз - введение санкций могло существенно упростить переговорное досье о вступлении Сербии в ЕС.

В настоящее время Сербия является показательным примером существующей у средних государств европейского региона, движущихся не одно десятилетие в сторону европейской интеграции, проблемы выбора между сотрудничеством с государствами-участницами Евразийского экономического союза, приносящим прибыль в настоящий момент, с одной стороны, и с Европейским союзом, с другой. Ведь на последних этапах вступления в ЕС государства должны разорвать ранее подписанные Соглашения о зонах свободной торговли с государствами, не являющимися членами Союза, что, безусловно, может негативно сказаться на состоянии экономики страны и потребовать дополнительных экономических преференций.

Колоссальным рывком в поступательно развивающихся в последнее десятилетие политических и экономических отношениях между Сербией и государствами-участницами ЕАЭС стало подписание в октябре 2019 года Соглашения о зоне свободной торговли между Сербией и Евразийским экономическим союзом (вступило в силу после ратификации в июле 2021 года). Соглашение разработано и подписано по примеру первого заключенного соглашения подобного рода между ЕАЭС и Вьетнамом в 2016 году.

Соглашение о зоне свободной торговли предоставляет возможности для расширения деловых контактов и перспективы включения в единый рынок Евразийского экономического союза для представителей сербского бизнеса. Кроме того, Соглашение позволит расширить присутствие в регионе и укрепить позиции Сербии в области выстраивания внешнеторговых альянсов.

Для евразийских стран после полноценного запуска Соглашения привлекательной организация совместного производства на территории Сербии, так как благодаря действующему Центрально-европейскому соглашению о свободной торговле (CEFTA) 2006, закрепляющему режим свободной торговли между государствами-членами, при торгово-экономическом сотрудничестве и инвестициях в Сербию открываются новые, дополнительные рынки сбыта в других странах Балканского региона. С момента подписания Дополнительного протокола в 2011 году страны CEFTA отменяют все таможенные пошлины на импорт, меры эквивалентного действия и все импортные пошлины налогового характера во взаимной торговле.

Страны CEFTA: Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Молдавия и Черногория - являются вторым по значимости, после ЕС (около 67% товарооборота) экономическим партнером Сербии, c которыми ежегодный профицит составляет около 2 млн. долл., а доля в общем товарообороте страны - более 17%\

В сербских академических кругах Евразийский экономический союз рассматривается как проект создания нового надгосударственного полюса власти, который станет связующим звеном между Европой и Азиатско-

1 Razvojna agencija Srbije. - https://ras.gov.rs

Тихоокеанским регионом, имеющим «глубокую геополитическую основу для объединения центрального района Большой Евразии. Целью проекта является объединение не только бывшего советского пространства, но также и единение других частей Евразии в одном союзе»1 как «альтернативы культурным и политическим силам коллективного Запада»2.

В 2016 году Российский совет по международным делам в аналитическом материале рассмотрел три возможных пути развития взаимоотношений Сербии и ЕАЭС, где наиболее выгодным как в экономическом, так и в политическом плане для страны представлялся сценарий, в котором Сербии отводится роль моста между ЕС и ЕАЭС3.

Учитывая современную ситуацию в мире, эффективное и успешное взаимодействие в торгово-экономической сфере служит столпом и для развития гуманитарного сотрудничества между странами. Для всех «гуманитарных активностей», будь то культурно-образовательные обмены, организация выставок или концертов, запуск новых проектов для молодежи стран-партнеров и др., необходимо финансирование, которое проще всего получить при успешном экономическом партнерстве, притоке инвестиций и заинтересованности экономических гигантов в поддерживании дружеских и партнерских отношений между странами. Очевидно, что в установлении добрососедских отношений, укреплении сотрудничества и усилении дружбы народов важную роль играют наука, культура и церковь4.

Среди пяти стран-членов ЕАЭС наибольший объем гуманитарного взаимодействия с Сербией у России. В частности, в Белграде действует представительство Россотрудничества - Российский центр науки и культуры «Русский дом» (планируется открытие аналогичного сербского центра в Москве), работают программы образовательного обмена и стипендиальные программы, существует целевое финансирование студентов со стороны НИС Газпром для обучения в российских вузах по нефтегазовому профилю, с 2012 года функционирует российско-сербский гуманитарный центр в городе Ниш, российская сторона участвовала в оформлении внутреннего убранства храма Святого Саввы в Белграде (финансировалось Газпромом), проводятся дни культуры и другое.

Вторым по объемам взаимодействия является канал Минск-Белград. Гуманитарное сотрудничество между Беларусью и Сербией развивается преимущественно в культурной плоскости (Дни культур) и в сфере гуманитарной помощи в кризисных ситуациях (помощь во время наводнений и в период пандемии СОУШ-19).

Для других стран ЕАЭС сербское направление как в экономической плоскости, так и в сфере гуманитарного взаимодействия остается менее проработанным, стороны ждут толчка, которым и может послужить заключенное соглашение, предоставляющее как экономические преференции, так и плацдарм для дальнейшего развития во всех сферах.

Ценность научных и образовательных связей с каждым годом возрастает. Ряд сербских факультетов имеет признание своих дипломов в европейских странах, к примеру, дипломы Машиностроительного факультета Белградского университета признаются в Германии. У стран ЕАЭС, в свою очередь, есть хороший научный потенциал: традиции советского образования, некоторые вузы входят в рейтинги 100 самых престижных мировых учебных заведений (МГУ, БГУ и др.). Важно укреплять, а в некоторых случаях и налаживать с нуля сотрудничество в научно-образовательной сфере, разрабатывая конкурентоспособные программы. Даже со стороны России существует проблема недостаточного финансирования стипендиальных программ (в сравнении с фондом Ф. Эберта, фондом Сороса и др. Перспективно рассматривать многосторонние программы образовательного и научно-технического сотрудничества с выдачей двойного диплома и с привлечением частного финансирования. Участие бизнес-акторов на примере НИС «Газпром-нефть» в образовательных и научно-технических проектах демонстрирует эффективный метод привлечения перспективных молодых специалистов для работы по евразийско-балканскому направлению. Нефтяная индустрия Сербии ежегодно выделяет дополнительные привилегии для сербских студентов, прошедших отбор для получения целевого финансирования учебы в России по нефтегазовому направлению с последующим направлением на работу в филиалы кампании. Особо важно, что проект не фокусируется исключительно на вузах Москвы и Санкт-Петербурга: предпочтение имеют студенты, выбравшие региональные вузы, такие, как Тюменский индустриальный университет. Стипендия составляет около 600 евро и обязательство трудоустройства в Нефтяную индустрию Сербии (НИС «Газпром-нефть»).

Для целей наращивания темпов и объемов партнерства следует рассмотреть возможность направления ресурсов на поиск новых механизмов торгово-экономического взаимодействия. Перспективным представляется развитие локального сотрудничества, прямого взаимодействия между городами и районами на муниципальном уровне, заключения соглашений о сотрудничестве и соглашений об установлении побратимских связей между городами.

Показательным примером в данной области последних двух лет можно признать взаимодействие российского Сочи и сербского Вальево. В Вальево уже несколько лет существовало общество сербско-российской дружбы, продвигающее культурную, туристическую и экономическую интеграцию русского и сербского народов5, а в апреле 2019 года было подписано Соглашение об установлении дружественных связей между представительными органами муниципальной власти Городского Собрания Сочи (Российская Федерация) и Скупщины города Вальево (Республика Сер-

1 Хорват А. Геополитика Евроазщске унще или од црне рупе до везе ме^у световима // Нови стандард РС. - http://www.stan dard. rs/alen-horvat-geopolitika-evroazijske-unije-ili-od-crnerupe-do-veze-medju-svetovima.html

2 ТомиЪ С. Евроазщска унща као алтернатива културно и политичюо моЬи Запада // Нова српска политичка мисао, часопис sа политичку теорщу и друштвена истраживааа. - http://www.nspm.rs/kuda-ide-srbija/evroazijska-unija-kao-otpor-k(ulturnoj-i-politickoj-hegemoniji-zapada.html

3 Лисоволик Я.Д., Чирмис Е.С. Сербия - ЕАЭС: перспективы интеграции в рамках зоны свободной торговли. Рабочая тетрадь № 37/2016. - М.: НП РСМД, 2016. - 30 с.

4 Гуськова Е.Ю. Сербия: от идеи Югославизма к идее Сербства // «Russija/ SSSR I drzavnost Srbje/Jugoslavije. - Beograd: Istorijski institut, 2018. - С. 355-371.

5 https://www.valjevo.rs/saradnja-dva-grada-valjeva-i-socija/

бия). При этом на подписанное соглашение повлиял гуманитарный механизм - XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 в Сочи, на площадках которого, после встреч на высшем уровне, у делегатов из сербского Вальево и возникла идея укрепления двустороннего сотрудничества с курортным центром России.

Экономическая привлекательность является одним из ключевых факторов при выборе партнёров. Развитие отношений в гуманитарной сфере между Сербией и государствами-членами ЕАЭС является важной составляющей партнерства, но это лишь фундамент для укрепления политических и экономических связей, которые, в первую очередь, должны строиться на взаимовыгодных предложениях, наращивании товарооборота, инвестиционной привлекательности страны-партера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.