МУРАВЬЕВА Е. О., ХАРИЧКИН И. К.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ Аннотация. В статье рассматривается вопрос о векторах сотрудничества современной Сербии - западном (с евроатлантическими структурами) и восточном (российско-сербское партнерство). Авторы делают вывод о том, что в настоящее время руководство Сербии по объективным причинам соблюдает баланс, не желая принимать поспешных решений и делать выбор в пользу одного внешнеполитического вектора.
Ключевые слова: Балканы, Республика Сербия, евроатлантические структуры ЕС и НАТО, исторический выбор, Россия, внешняя политика Сербии, Европейская интеграция, сотрудничество с Россией.
MURAVYOVA E. O., KHARICHKIN I. K.
FOREIGN POLICY OF SERBIA: A HISTORICAL CHOICE BETWEEN RUSSIA AND THE WEST Abstract. The article deals with the directions of cooperation of modern Serbia with the West (with Euro-Atlantic structures) and the East (Russian-Serbian partnership). The authors come to the conclusion that the Serbian leaders are now holding the balance for objective reasons, hesitating to make a choice in favor of one foreign policy direction.
Keywords: Balkans, Republic of Serbia, Euro-Atlantic structures of the EU and NATO, historical choice, Russia, foreign policy of Serbia, European integration, cooperation with Russia.
Внешняя политика современной Сербии является актуальной для исследования темой и находится в центре внимания многих ученых. Стоит отметить, прежде всего, работы ученых Института славяноведения Российской академии наук, Е. Ю. Гуськовой и И. В. Рудневой, а также монографии и научные статьи Е. Г. Пономаревой и М. М. Лобанова. Из числа публикаций, выходивших в Сербии, наибольший интерес представляют работы ученых Центра стратегических альтернатив (Д. Пророкович), Центра евроатлантических исследований (Е. Милич), Центра геостратегических исследований (Д. Трифкович).
Внешнеполитический курс современной Сербии ориентирован на обеспечение национальной безопасности, укрепление позиций государства в регионе и стабилизацию социально-экономической обстановки. Достижение вышеуказанных целей осуществляется за счет укрепления многовекторного сотрудничества с Россией и Китаем, странами-участницами БРИКС, построения диалога с государствами Западных Балкан, создания
условий для успешной евроинтеграции страны и налаживания диалога и партнерства с Североатлантическим альянсом.
Межгосударственные отношения с Российской Федерацией базируются на исторических традициях, культурном единстве, общности религии, заинтересованности обеих стран в развитии тесного культурного и экономического сотрудничества (в первую очередь в энергетической сфере и области сельского хозяйства). Взаимоотношения России и Сербии перешли в фазу стратегического партнерства с подписанием в мае 2013 года «Декларации о стратегическом партнерстве» [1]. Положительная динамика наблюдается в развитии торгово-экономических отношений, военно-технического сотрудничества, в области транспорта, энергетики и культуры. Оба государства руководствуются, прежде всего, принципами международного права, которые зафиксированы в Уставе ООН, а также принимают во внимание особую связь народов на протяжении многих веков истории.
Военно-техническое сотрудничество между двумя странами также находится на достаточно хорошем уровне. Сербия в рамках военно-технической помощи в октябре 2017 года получила от российской стороны шесть истребителей МиГ-29. 20 октября 2017 г., в преддверии годовщины освобождения Белграда от немецко-фашистских захватчиков, министр обороны России Сергей Шойгу прибыл в столицу Сербии и провел переговоры с президентом страны Александром Вучичем. Стоит также отметить, что в конце 2016 года российским руководством было принято решение о передачи Сербии продукции военного назначения на общую сумму 600 млн. долларов.
В декабре 2017 года президент Сербии посетил Москву по приглашению Владимира Путина. В ходе переговоров удалось обсудить различные аспекты сотрудничества в энергетической, экономической и военной сферах. Ранее в Белграде А. Вучич провел встречу с главой Газпрома Алексеем Миллером, в ходе которой обсуждался вопрос увеличения поставок российского газа, поскольку потребление газа в стране стремительно растет.
С учетом культурного, исторического и религиозного единства, а также экономического сотрудничества между государствами, Сербия, в условиях беспрецедентного давления США и Евросоюза, отказывается присоединиться к санкциям в отношении дружественного государства, что создает своеобразное препятствие в достижении «взаимопонимания» между Республикой Сербией и Западом.
При этом интеграция Сербии в Европейский союз рассматривается руководством страны в качестве общенациональной задачи. Официальный Белград рассчитывает, что членство в ЕС позволит стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране. Торгово-экономические отношения со странами Евросоюза имеют первоочередное значение для Белграда. Военное сотрудничество с ЕС развивается в рамках соглашений «Об участии
сербских военнослужащих в миротворческих операциях Евросоюза» и «О сотрудничестве в области безопасности и защиты информации». Белград стремится участвовать также в «Общей политике в области безопасности и обороны ЕС».
Одним из направлений внешнеполитического курса современной Сербии является также сотрудничество с США, прежде всего, в экономической и военной отраслях. Сербия рассчитывает на поддержку США на пути сближения страны с евроатлантическими структурами, а также в решении остро стоящих социально-экономических проблем. Однако взамен Соединенные Штаты выдвигают свои требования, которые в данный момент времени Сербии выполнить весьма непросто: признать независимость Косово и нормализовать диалог с Приштиной; перестать поддерживать Республику Сербскую; продолжать содействовать МТБЮ (Международному трибуналу по бывшей Югославии) в Гааге.
Взаимоотношениям с Североатлантическим альянсом Белград также уделяет определенное внимание. Сотрудничество с НАТО осуществляются в рамках «Индивидуальной программы партнерства» и «Индивидуального плана действий партнерства». Координируют данную деятельность представительства Сербии в Брюсселе и Североатлантического альянса в Белграде, а также рабочая группа НАТО-Сербия. Взаимопониманию с НАТО способствует участие официального Белграда в различных программах, инициируемых в рамках военных и военно-политических региональных структур, деятельность которых курируется альянсом.
Вместе с тем, по мнению ряда сербских политиков, евроинтеграция для сербов -«путь в пропасть». По оценке Драгана Тодоровича (экс-министра в правительстве С. Милошевича), евроинтеграция для сербов - это проект распространения американского влияния и достижения определенных целей в Сербии. В экономическом отношении это навредит, по словам политика, сербскому экспорту, поскольку местные продукты не смогут конкурировать в ценовой категории с продуктами Евросоюза. Сербия выступит лишь рынком сбыта для государств Западной Европы. Примечательны его слова относительно самого процесса евроинтеграции страны: «Цель всего этого - окружить Россию странами-членами НАТО» [2].
Что касается МТБЮ, то Драган Тодорович (как так и лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, находившийся в тюрьме Гаагского трибунала более 10 лет) считает, что этот орган изначально был создан на антисербском фундаменте: «По моему мнению, МТБЮ был основан американцами и Западом для того, чтобы не брать на себя ответственность за свои собственные злодеяния, а обвинить во всем сербов <...> Это можно наглядно увидеть по окончательным решениям МТБЮ, по итогам которого сербы в общей
сложности были осуждены более, чем на 100 лет. Все остальные либо освобождены, либо получили минимальные сроки» [2].
Вопрос о признании независимости Косово является наиболее болезненным для сербов. Резолюция 1244 СБ ООН, принятая впоследствии, трактует, что Косово -Автономный край Сербии. Эту резолюцию никто не отменял и не оспаривал, и то, что происходит считается де-юре и де-факто нарушением этой резолюции. Безусловно, диалог необходим, поскольку ситуация полностью вышла из-под контроля Республики Сербии. Признание Косово - официальное требование руководства Евросоюза на пути евроинтеграции страны.
В этом контексте стоит говорить о том, что есть определенные инициативы, которые были выдвинуты Брюсселем в рамках выстраивания диалога между Белградом и Приштиной, эти инициативы они должны были реализовать, прежде всего, создать на севере Косово так называемое Сообщество сербских муниципалитетов [3]. В апреле 2013 года было подписано «Первое соглашение о принципах нормализации отношений» из 15 пунктов, так называемый «Брюссельский договор» [4]. Данное соглашение было резко встречено сербским обществом, поскольку как граждане Сербии (не считая Косово), так и сербы на севере Косово уверены, что положение этого национального меньшинства в крае будет неизбежно ухудшаться.
В 2015 году власти Косово заявили о желании получить членство в ЮНЕСКО. Несомненно, это не устроило официальный Белград, так как сербский народ не может согласиться признать исторические и культурные памятники на территории Косово и Метохии - албанским наследием [5]. Помимо этого, Косово претендует на членство в ООН.
По мнению Воислава Шешеля, в планах США - разрушить Сербию, расколоть, обезглавить, отнять Косово, отнять Воеводину, чтобы в ЕС вошла уже «урезанная» Сербия. Шешель не видит никакого смысла в объединении с Европой, в евроинтеграции, поскольку считает, что это будет губительно для сербского народа. Он уверен, что сейчас в Сербии, не считая Косово, относительно стабильная внутриполитическая обстановка - заслуга сильной России. Пока Россия сильна, считает он, она всегда будет рядом и будет готова помочь. Вот как он комментирует данный тезис: «Когда в истории Россия была мощной и сильной, сербский народ тоже развивался и расширял свою территорию. Как только Россия становилась слабой и беспомощной, так и сербы пропадали» [6]. Его мнение о сотрудничестве с Россией таково: «Мы должны объединяться только с теми, кто нам близок, с кем у нас есть единая культура, почти один язык, одна вера, с кем мы всегда были союзниками» [6].
В данном контексте стоит также привести цитату из интервью министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова: «Вместо того чтобы воспользоваться уникальным историческим шансом и сформировать подлинно общеевропейскую структуру безопасности и сотрудничества, Запад сделал выбор в пользу расширения НАТО вопреки всем обещаниям, которые давались руководителями США и многих европейских стран в 1990 году о том, что Альянс ни на дюйм не продвинется на Восток» [3]. Несмотря на всевозможные заверения, со времен окончания «холодной войны» НАТО осуществил уже три волны расширения, вовлек в свои ряды все большее количество государств. Цель подобной политики - расширить влияние, поставив государства в экономическую и политическую зависимость, максимально приблизиться к границам России.
Лавров также отметил, что российская сторона не видит «каких-либо рисков в том, что страны Балканского региона и другие страны на Европейском континенте хотят развивать отношения с Европейским Союзом вплоть до вступления в него» [3]. Если руководство страны и граждане увидят в евроинтеграции «здравое зерно», если выполнят все условия, если данное решение будет соответствовать национальным интересам Сербии, то не может быть никаких вопросов. Сербия - независимое суверенное государство, и только оно вправе определять свой внешнеполитический путь.
Стоит особо подчеркнуть, что Россия никогда не ставила и не ставит ни Сербию, ни какое-либо другое государство перед выбором: «Отличительной чертой сотрудничества остается уважение к выбору и учет интересов друг друга. Москва и Белград - противники порочной практики «с нами или против нас», которая уже привела к усилению недоверия и нестабильности на европейском континенте» [ 1].
По мнению министра, не стоит приравнивать или сравнивать сотрудничество Сербии с ЕС и в рамках ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Экономическое сотрудничество России и Сербии интенсивно развивается: существует Договор о зоне свободной торговли, стартовали переговоры представителей Сербии с представителями Евразийской экономической комиссии, активно ведется сотрудничество в рамках Российско-сербской Межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству [3]. По данным Российско-сербской МПК, товарооборот между Сербией и Россией в 2017 г. вырос на 23,1%, российский импорт увеличился на 25,4%, а российский экспорт - на 20,4%. В феврале 2018 года в Сочи состоялось заседание МПК, в ходе которого руководитель комиссии от российской стороны вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что деятельность организации весьма разноплановая и многовекторная: в области транспортной инфраструктуры, энергетики и сельского хозяйства [7].
Отдельного упоминания заслуживает Российско-сербский гуманитарный центр в г. Ниш. Центр создан для преодоления последствий гуманитарных катастроф. Помимо Сербии, Центр активно оказывает помощь сопредельным государствам: Боснии и Герцеговине, Словении, Македонии. Международный характер данной организации закреплен документально и реализуется на практике. При этом Центр вызывает ярую критику стран Запада, которые часто называют его «рассадником шпионов».
Говоря о применении Россией инструментов «мягкой силы» в Сербии как элемента упрочения своего влияния на Балканах, министр иностранных дел России подчеркнул, что наша страна заинтересована в сохранении дружеских отношений с братским народом во всех аспектах. Россия лишь предлагает различные проекты, продвигает их и реализует вместе с представителями сербской стороны, если она в этом также заинтересована. Естественно Россия хотела бы присутствовать в информационном пространстве того государства, с которым строятся взаимоотношения на протяжении многих столетий [3].
По мнению некоторых сербских аналитиков, ситуация со средствами массовой информации обстоит весьма непросто. По оценкам директора Центра геостратегических исследований Драганы Трифкович, со времен окончания «холодной войны» США вместе с их союзниками в Евросоюзе очертили для себя новые границы Балкан, стали создавать там «свою собственную реальность», а также достигать целей в соответствии со своими внешнеполитическими потребностями. Аналитик убеждена, что политика США в отношении Балкан противоречит государственным и национальным интересам Сербии. Однако эта политика осуществляется, поскольку многие сербские чиновники и политические элиты напрямую контролируются Западом. Сербия находится под беспрецедентным давлением со стороны евроатлантических структур, а евроинтеграция, как считает Д. Трифкович, проходит в атмосфере постоянного шантажа со стороны Брюсселя. Появляются все новые и новые условия, которые Белград должен выполнить, если желает вступить в ряды Евросоюза. Политическая же элита, опасаясь за свои собственные позиции, выполняет все эти условия и идет на уступки [8]. Как утверждает Драган Тодорович, «сегодняшняя власть в Сербии работает против собственного народа» [2].
Что касается СМИ в Сербии, то их можно разделить на те, которые контролируются властями, и те, которые контролируются Западом. Независимые же СМИ весьма маргинализированы, располагают минимальными ресурсами и присутствуют только в электронном пространстве. Несмотря на постоянные заявления западных СМИ о том, что влияние России на Балканах растет и она использует не только «мягкую» но и «жесткую» силу, это влияние, по мнению Трифкович, минимальное. Однако Запад чувствует опасность и всячески увеличивает свое присутствие в Сербии в различных структурах. Более того,
прозападно настроенные СМИ активно используются с целью увеличения присутствия в информационном пространстве Сербии, а также распространения пропаганды. Для этого на территории Сербии планируется создание «Медиа-центра по борьбе с российской дезинформацией». Этот центр будет осуществлять переориентацию общества в сторону евроатлантических структур [8].
Сербия придерживается политики военного нейтралитета и официально это пропагандирует, придерживаясь сбалансированного поведения в этой сфере. Однако в реальности этот принцип не соблюдается. В конце 2017 года вышла новая стратегия США «Балканы, вперед - новая американская стратегия для региона». Документ не носит официального характера, однако может использоваться в качестве ориентира в осуществлении балканской политики США в ближайшей перспективе. Данная стратегия содержит три ключевых аспекта. Первый - постоянное военное присутствие США и соответственно блока НАТО в Юго-Восточной Европе. Эта цель может быть достигнута благодаря наличию военной базы «Бондстил» в Косово. Второй вектор - «историческое примирение» с Сербией. По мнению западных коллег, Сербия «может и должна стать близким партнером и союзником США в Балканском регионе», однако непременно дистанцировавшись от России [9]. И третий вектор - содействие США в разрешении территориальных региональных конфликтов. Этот элемент, прежде всего, связывают с нормализацией отношений Сербии и Косово, что также весьма сложно реализовать на практике, если только поступиться национальными интересами [9].
Подводя итог, стоит отметить, что Балканский регион в целом, и Сербия в частности, становятся все более привлекательными для США и их союзников по блоку НАТО и ЕС. Это во многом связано с тем, что экономически и политически слабые государства могут стать инструментом в достижении более серьезных целей по упрочению геополитического влияния. Страны Запада прибегают к различным методам манипуляции и создания образа «главного и надежного» союзника, а на деле выходит, что они просто используют государства в своих целях, а цель на долгосрочную перспективу одна - расколоть и вывести из игры Россию, невзирая на обстоятельства, мнения, интересы других и средства, которые при этом используются.
В этой связи сербскому народу и сербскому руководству действительно нелегко балансировать между двумя сильными державами. На настоящий момент сделать четкий выбор в пользу одного или другого внешнеполитического вектора Сербия не может. Многие пророссийски настроенные сербские политики и аналитики считают, что в перспективе Россия может устать от такой неуверенной политики Сербии и отвернуться от братского
народа. Однако, как уже было ранее отмечено, Россия никогда не ставила Сербию перед выбором и будет уважать любое ее решение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Совместная статья Министра иностранных дел России С. В. Лаврова и Министра иностранных дел Сербии И. Дачича «Россия и Сербия - 180 лет дружбы, доверия, сотрудничества», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ambasadarusije.rs/ru/vesti/sovmestnaja-statja-svlavrova-i-idacica.
2. Драган Тодорович: НАТО на Балканах — это инструмент против России // Аргументы и Факты, 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/world/dragan_todorovich_nato_na_balkanah_eto_instrument_protiv_rossii.
3. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова сербскому информагентству «БЕТА», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ambasadarusije.rs/ru/vesti/intervju-svlavrova-informagentstvu-beta.
4. A breakthrough at last // The Economist, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economist.com/blogs/easternapproaches/2013/04/serbia-and-kosovo-0.
5. Лобанов М. М., Звезданович-Лобанова Е. Проблемы внешнеполитического самоопределения Сербии: через тернии к «звездам» Евросоюза // Сравнительная политика. - 2016. - № 4. - С. 127-142.
6. Воислав Шешель: сербов не уничтожают, потому что Россия снова сильна // Аргументы и Факты, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/world/voislav_sheshel_serbov_ne_unichtozhayut_potomu_chto_r ossiya_snova_silna.
7. Объем двусторонней торговли между Россией и Сербией вырос на 23% в 2017 году. Внешнеторговый оборот двух стран в прошлом году составил $2 млрд 038,7 млн. -XVI заседание Российско-Сербского МПК в Сочи, 2018 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ambasadarusije.rs/ru/vesti/xvi-zasedanie-rossiisko-serbskogo-mpk-v-soci.
8. Трифкович Д. Продолжение перестройки Балкан // Материалы доклада на II Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: добрососедство, партнерство, диалог культур и цивилизаций», 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/opp/2018/mart/02/prodolzhenie_amerikanskoj_ perestrojki_balkan.
9. Соединенные Штаты заключают союз с Балканами // Коммерсантъ, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3486552.