Научная статья на тему 'Внешнеполитическая ориентация Балкан в контексте современных интеграционных процессов'

Внешнеполитическая ориентация Балкан в контексте современных интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
699
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / БАЛКАНЫ / ЕС / США / НАТО / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анашкина Алена Геннадьевна

В статье анализируются основные проблемные моменты во внешнеполитической ориентации Балканских стран. В результате сравнения позиций данных стран, а также ЕС и НАТО по вопросам интеграции Балкан в Европу, исследования сегодняшней роли России в субрегионе, а также изучения ряда документов автор приходит к следующим выводам. В связи с оказываемым давлением со стороны ЕС и НАТО, напряженность возникает, когда страны субрегиона пытаются придерживаться многовекторного подхода и развивать сотрудничество с Россией. Правительства ряда государств уже принесли или собираются принести в жертву европейской и евроатлантической интеграции свои национальные интересы. Автор отмечает, что, несмотря на то, что влияние России в регионе растет, Балканские страны не в состоянии придерживаться самостоятельного внешнеполитического курса, а действуют в фарватере политики ЕС и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FOREIGN POLITICAL ORIENTATION OF THE BALKANSIN THE CONTEXT OF MODERN INTEGRATION PROCESSES

The article analyzes the main problem points in the foreign policy orientation on the Balkan countries. As a result of comparing the positions of these countries, as well as the EU and NATO, on the issues of the Balkans integration into Europe, the study of Russia's current role in the subregion, the study of a number of documents, the author comes to the following conclusions. Due to the pressure, exerted by the EU and NATO, there is certain tension when the countries of the subregion try to follow a multi-vector approach and develop cooperation with Russia. The governments of a number of countries have already sacrificed or are about to sacrifice their national interests for the European and Euro-Atlantic integration. The author notes that, despite the fact that Russia's influence in the region is growing, the Balkan countries are not in a position to adhere to an independent foreign policy, and act in the wake of the EU and NATO policies.

Текст научной работы на тему «Внешнеполитическая ориентация Балкан в контексте современных интеграционных процессов»

УДК 327.8

DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-303-312

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БАЛКАН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Анашкина АГ.

Дипломатическая академия МИД России

119021, г. Москва, Остоженка 53/2, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируются основные проблемные моменты во внешнеполитической ориентации Балканских стран. В результате сравнения позиций данных стран, а также ЕС и НАТО по вопросам интеграции Балкан в Европу, исследования сегодняшней роли России в субрегионе, а также изучения ряда документов автор приходит к следующим выводам. В связи с оказываемым давлением со стороны ЕС и НАТО, напряженность возникает, когда страны субрегиона пытаются придерживаться многовекторного подхода и развивать сотрудничество с Россией. Правительства ряда государств уже принесли или собираются принести в жертву европейской и евроатлантической интеграции свои национальные интересы. Автор отмечает, что, несмотря на то, что влияние России в регионе растет, Балканские страны не в состоянии придерживаться самостоятельного внешнеполитического курса, а действуют в фарватере политики ЕС и НАТО.

Ключевые слова: Россия, Балканы, ЕС, США, НАТО, ЕАЭС.

PROBLEMS OF FOREIGN POLITICAL ORIENTATION OF THE BALKANS IN THE CONTEXT OF MODERN INTEGRATION PROCESSES

A. Anashkina

Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry

53/2, Building 1, Ostozhenka ul, Moscow, 119021, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the main problem points in the foreign policy orientation on the Balkan countries. As a result of comparing the positions of these countries, as well as the EU and NATO, on the issues of the Balkans integration into Europe, the study of Russia's current role in the subregion, the study of a number of documents, the author comes to the following conclusions. Due to the pressure, exerted by the EU and NATO, there is certain tension when the countries of the subregion try to follow a multi-vector approach and develop cooperation with Russia. The governments of a number of countries have already sacrificed or are about to sacrifice their national interests for the European and Euro-Atlantic integration. The author notes that, despite the fact that Russia's influence in the region is growing, the Balkan countries are not in a position to adhere to an independent foreign policy, and act in the wake of the EU and NATO policies.

Key words: Russia, Balkans, EU, USA, NATO, EAP.

© CC BY Анашкина А.Г., 2018.

VBoy

Балканский субрегион сегодня представляет собой арену борьбы за сферы влияния между Западом (ЕС, НАТО, США) и Востоком (Россия, ЕАЭС). Безусловно, НАТО и ЕС в настоящее время играют на Балканах существенно большую роль, чем любые другие акторы. Однако нельзя не заметить, что Россия в ряде сфер имеет достаточно крепкие позиции в субрегионе и влияние страны здесь продолжает расти. В свою очередь, Запад проявляет крайнюю обеспокоенность по этому поводу, обвиняя Москву в намеренном нагнетании кризисной ситуации. Желая предотвратить растущее влияние России, ЕС и НАТО активизировали собственную политику на Балканах. В статье дается обзор внешнеполитических событий, произошедших в субрегионе в последнее время, на основе которых делается попытка определить дальнейший интеграционный вектор Балканских стран, их возможность проводить независимую внешнюю политику с учетом своих национальных интересов, а также самостоятельно выстраивать конструктивные отношения с Россией.

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер 6 февраля 2018 г. представил документ «Достойная перспектива расширения и активизация взаимодействия ЕС с Западными Балканами», предусматривающий пополнение членов союза еще шестью странами. Главными претендентами на получение членства в Евросоюзе являются Черногория и Сербия, они смогут стать членами ЕС не ранее 2025 г. С обеими странами уже ведутся переговоры. Статус кандидата на вступление в ЕС также имеют Албания и Македония, а с 2016 г. его пытается получить Босния

и Герцеговина (БиГ). ЕС также заявил о намерении включить в свой состав частично признанное Косово. Нужно отметить «преждевременность и несостоятельность «скоростного» расширения Евросоюза на Восток» [7, с. 14]. Это связано как с внутренними кризисными явлениями в самом ЕС, так и со статусом Косово: пять государств -членов интеграционного блока не признают независимость республики.

Сохранение добрососедских отношений является одним из важнейших условий вступления в ЕС. В 2015 г. при поддержке Брюсселя был подписан договор о демаркации границы между Косово и Черногорией. Однако оппозиция в Приштине, считая, что край теряет 8890 га своей территории, выступила резко против ратификации данного документа, учиняя беспорядки и даже взрывы в здании парламента. Однако не без существенного влияния Запада соглашение все же было ратифицировано в марте 2018 г. [16]. В итоге сегодня Черногория является самым перспективным кандидатом, не имеющим серьезных препятствий на вступление в ЕС.

Что касается Сербии, то от нее ждут «всеобъемлющего, юридически обязательного нормативного соглашения» с Косово [18]. Этот вопрос для сербских властей стоит чрезвычайно остро, и, кажется, сегодня на него нет ответа: диалог между Приштиной и Белградом при посредничестве ЕС находится в состоянии стагнации. Тем не менее все больше современных исследователей справедливо утверждают, что независимость Косово де-факто уже признана Белградом и современные сербские власти в ближайшее время намерены подвести под это и юридическую основу [13].

V30V

Вопрос о вступлении Македонии в ЕС и НАТО во многом зависит от позиции Греции и Болгарии. Первая, например, отказываясь признавать Македонию под ее конституционным названием, в 2008 г. на Бухарестском саммите заблокировала вступление страны в НАТО. Однако в настоящее время Скопье делает серьезные успехи в устранении существующих препятствий на пути к интеграции. В августе 2017 г. Македония и Болгария подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Документ призван уладить давние противоречия между странами (отказ от недружественных действий, договоренность о создании экспертной комиссии по историческим и образовательным вопросам, которая должна будет заниматься научным толкованием спорных исторических фактов) по большей части за счет уступок со стороны Македонии. В нем стороны обязуются развивать сотрудничество в области европейской и евроатлантической интеграции, а Болгария обещает оказать Македонии поддержку в получении приглашения присоединиться к НАТО [4].

Решение спорного с Грецией вопроса о названии Македонии в настоящее время также приобрело положительную динамику. В мае 2018 г. состоялась встреча премьер-министра Греции А. Ципраса с премьер-министром Македонии З. Заевым, после которой последний озвучил еще один вариант возможного названия страны, устраивавший обе стороны - Республика Илинденская Македония (в честь антиосманского Илинденского восстания 1903 г.). Окончательно вопрос должен быть решен на референдуме [11]. Македония наряду с БиГ является первоочередным претен-

дентом на вступление в НАТО. Ожидается, что предстоящий саммит альянса в июле 2018 г. послужит отправной точкой для ускорения североатлантической интеграции для Западных Балкан.

Особого внимания заслуживает ситуация, сложившая в связи с вступлением в НАТО Черногории. Можно справедливо утверждать, что решение властей Черногории о присоединении к организации, в 1999 г. бомбившей территорию страны, не отвечает внутренним настроениям ее населения. Решение было пролоббировано согласно западному сценарию нынешним руководителем страны М. Джука-новичем через послушный парламент, вопреки требованиям оппозиции провести по этому вопросу референдум [10]. Победив на президентских выборах в апреле 2018 г., М. Джуканович заявил, что приведет страну и к членству в ЕС. При этом отношения с Россией - традиционным союзником, переживают серьезный кризис. Так 16 октября 2016 г., в день президентских выборов в Черногории, власти страны заявили о задержании 20 граждан Сербии по подозрению в подготовке теракта и путча. Позже правоохранительные органы республики с подачи США заявили, что в попытке переворота замешан Кремль. Подобные заявления носили явно провокационный характер, были безосновательны и на самом деле преследовали цель формирования необходимого властям страны общественного мнения в связи с вступлением Черногории в Североатлантический альянс. Курс на отделение страны от Сербии, а также от России был взят Западом еще в 1999 г. К сожалению, приходится констатировать, что реализация этой политики проходит успешно.

V3oy

В настоящее время завершению реализации плана НАТО по установлению военно-политического господства в регионе препятствует Сербия, руководство которой продолжает делать официальные заявления о нежелании становиться членом альянса [6]. При этом необходимо отметить, что де-факто втягивание страны в военный блок уже давно идет полным ходом [2]. Кроме этого в конце 2017 г. появился проект новой американской стратегии «Балканы, вперед - новая американская стратегия для региона», разработанный Атлантическим советом. Проект предполагает постоянное военное присутствия США в Юго-Восточной Европе, превращение Сербии в близкого партнера и союзника США, активное посредничество Вашингтона в решении региональных споров [9].

Страны Запада видят серьезную опасность для реализации своих планов господства на Балканах в усилении позиций России в регионе. В декабре 2017 г. в Москве состоялась встреча президентов России и Сербии. В результате переговоров был подписан ряд документов о сотрудничестве в экономической, социальной и туристической сферах [3]. В своем заявлении для прессы В.В. Путин отметил следующие тенденции в развитии российско-сербских отношениях: уверенный рост товарооборота, увеличение объема торговли за январь-сентябрь 2017 г. на 26 % и достижение этого показателя отметки в 1,5 млрд долл., расширение взаимных инвестиций, увеличение поставок российского газа в Сербию (доля поставок российского газа в Сербию составляет более 90%), расширение сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. В качестве

желаемых результатов взаимодействия России и Сербии были заявлены реализация новых совместных проектов, налаживание промышленной кооперации и высокотехнологичных производств, увеличение инвестиций, в частности в энергетическую и транспортную сферы сербской экономики. В.В. Путин отметил, что в настоящее время прорабатывается вопрос о подключении Сербии к строительству нового маршрута поставок энергоносителей «Турецкому потоку» [6].

Несомненно, Сербия является главным торговым и инвестиционным партнером России на Балканах. Еще в 2013 г. главы стран подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, установившей между странами отношения стратегического партнерства, которые охватывают все сферы взаимодействия. Однако сегодня превалирующим является укрепление экономического присутствия России на Балканах, выраженное преимущественно в энергетической сфере [см. подробнее 1].

Россия занимает третье место среди зарубежных торговых партнеров Сербии, уступая Италии и Германии. Несмотря на оказываемое давление, Белград отказался присоединиться к европейским антироссийским санкциям, а в декабре 2017 г. в Москве президент Сербии А. Вучич еще раз подтвердил позицию сербского руководства по этому вопросу. Однако товарооборот Сербии с ЕС значительно превышает товарооборот с Россией. Для Белграда членство в ЕС является одной из приоритетных задач, достижение которой в данной международной обстановке безусловно негативно скажется на российско-сербских отношениях.

V30V

Нужно отметить, что страна ведет политику расширения торгово-экономического сотрудничества и в восточном направлении. Между Сербией и Россией, а также Белоруссией и Казахстаном установлен режим свободной торговли. С мая 2016 г. ведутся переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле между Республикой Сербия и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), которые планируется успешно завершить в 2018 г. [5] Данное направление достаточно важно для Белграда, учитывая, что евразийская интеграция при определенных условиях имеет серьезные перспективы развития [15, с. 11-12]. Кроме того, через торговое сотрудничество с ЕАЭС Сербия может получить выход на рынки СНГ, АСЕАН и Китая.

В сфере российско-сербского военного сотрудничества также наблюдается тенденция к его наращиванию. На встрече с В. Путиным в декабре 2017 г. А. Вучич заявил о том, что Сербия не стремится к вступлению в НАТО и является военно-нейтральным государством. Такой статус стране удается сохранить благодаря помощи России в военной сфере.

Еще одним примером активного сотрудничества с Россией является Республика Сербская (РС) в составе БиГ. В 2007 г. российская компания «Зару-бежнефть» приобрела НПЗ «Брод», а также фабрику машинных масел «Мо-дрича». В 2012 г. Уральская горно-металлургическая компания приобрела ТЭС и угольную шахту «Углевик» на востоке республики [14, с. 105]. Глава РС М. Додик неоднократно выступал с критикой ЕС и НАТО, несмотря на евроориентированность представителей другого энтитета в составе БиГ, и

заявлял о стремлении к независимой политике, в рамках которой РС выбирает ориентацию на Москву. М. Додик также заявлял о возможном проведении референдума о независимости РС в случае признания независимости Косово Белградом [17]. В связи с подобной позицией на руководство РС оказывается серьезное давление со стороны Запада, который при худшем для него развитии событий точно не будет сидеть «сложа руки».

Особо стоит сказать о внешнеполитическом курсе Болгарии. В 2008 г. во время визита президента РФ В.В. Путина в Софию стороны подписали ряд важнейших соглашений в области энергетики, в частности, о строительстве «Атомстройэкспортом» АЭС «Белене», о строительстве газопровода из России в Европу «Южный поток». В последующие годы ситуация приняла обратное направление: проект АЭС «Белене» был заморожен, а в конце 2014 г. президент В.В. Путин объявил об отказе от строительства «Южного потока» в связи с «неконструктивной позицией» Еврокомиссии по данному вопросу [14, с. 75]. Однако сегодня Болгария выражает стремление к сотрудничеству с Россией в энергетической сфере. В мае 2018 г. президент Болгарии заявил, что страна нуждается в поставках российского газа напрямую через Черное море, а в Народном собрании ожидается положительное решение вопроса о снятии моратория на реализацию проекта АЭС «Белене». Болгария как член ЕС присоединилась к антироссийским санкциям в связи с украинскими событиями 2014 г. Однако власти страны открыто заявляют об их неэффективности. В связи с инцидентом в Солсбери, республика оказа-

лась в числе немногих стран ЕС, которые отказались высылать российских дипломатов [8].

Сегодня Болгария является активным членом НАТО. На территории страны располагаются военные базы альянса и США, крупный учебный полигон в местечке Ново село недалеко от г. Сливен [14, с. 72]. В мае 2018 г. президент Болгарии Р. Радев отметил, что, несмотря на членство страны в НАТО и переход, в связи с этим, на новые типы вооружения, Болгария продолжает охранять свое воздушное пространство с помощью истребителей МиГ-29. Для обеспечения своевременной технической поддержки этих боевых машин необходимо определенное сотрудничество с Россией. При этом президент заявил, что покупка дополнительных истребителей «МиГ» невозможна, так как к 2022 г. вооруженные силы страны должны располагать только теми истребителями, которые произведены и находятся на вооружении, по крайней мере, в одном государстве — члене НАТО или ЕС [8]. Впервые за последние 10 лет в мае 2018 г. состоялась встреча президентов Болгарии и России. В мае этого же года состоялся визит в Россию премьер-министра Болгарии Б. Борисова. Данный политический деятель известен, в первую очередь, как противник роста влияния России на Балканах. В частности он остановил три крупных российских энергетических проекта: газопровод «Южный поток», нефтепровод «Бургас - Александруполис» и АЭС «Белене». Однако по итогам российско-болгарских переговоров Б. Борисов заявил: «Мы знаем о тяжёлых отношениях, которые были, и мы благодарны за то, что коллеги не злопамятны, и россий-

ско-болгарские отношения не зависят от степени вины какого-либо из политиков. Мы думаем о будущем развитии экономики двух наших стран» [12]. Главной темой данной встречи была энергетика. В частности политики говорили о возобновлении проекта АЭС «Белене» и продлении «Турецкого потока» в сторону Болгарии. Премьер-министр также уточнил, что все обсуждаемые мероприятия в энергетической сфере уже одобрены Еврокомиссией. Общий же тон пресс-конференции, особенно со стороны России, был достаточно сдержан. Причиной этому - слишком резкие изменения в позиции болгарского правительства. Действительно, несмотря на столь положительные тенденции, нужно понимать, что Болгария, как и другие страны полуострова, давно уже не в состоянии проявлять самостоятельную политическую волю. Все основные решения принимаются в Брюсселе и Вашингтоне. В случае если правительство Болгарии, как это было с «Южным потоком», будет стоять перед выбором отказаться от интересов страны или, в ущерб им, подчиниться указаниям Запада, оно выберет последнее. Подобную ситуацию можно наблюдать и в отношении основного союзника России на Балканах - Сербии. В частности, сербская сторона намеренно затягивает обсуждение вопроса о предоставлении российским представителям гуманитарного центра в городе Ниш дипломатического статуса, в силу того, что сам факт существования подобного центра крайне настораживает Запад.

Современные интеграционные процессы вынуждают Балканские страны отказываться от независимой внешней

политики зачастую в ущерб своим национальным интересам. Однако в последнее время в ряде стран наметилась тенденция к прагматичному внешнеполитическому курсу, который предполагает многовекторный подход. Тем не менее, проводя указанный курс, страны действуют крайне осторожно, все время оглядываясь на Запад. Можно сделать вывод о том, что указанная выше установка скорее отражает не их

собственный выбор, а изменения в современной политике ЕС в целом. При этом Россия, постепенно укрепляя свое присутствие в регионе и расширяя уже имеющиеся области сотрудничества с Балканскими странами, в перспективе сможет построить новый формат взаимоотношений со странами субрегиона на сугубо прагматичной основе.

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Анашкина А.Г. Современное состояние российско-сербских отношений и перспективы их развития // Дипломатическая служба. 2018. № 2. С. 53-57.

2. Гуськова Е.Ю. Американские инструкторы готовят сербскую армию к вступлению в НАТО [14.07.2017] // Колокол России: интернет-газета [сайт]. - URL: http:// kolokolrussia.ru/evropa/amerikanskie-instruktor-gotovyat-serbskuu-armiu-k-vstupleniu-v-nato (дата обращения 08.06.2018).

3. Документы, подписанные по итогам российско-сербских переговоров [19.12.2017] // Президент России [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5268 (дата обращения 08.06.2018).

4. Дунаев А. Через тернии к ЕС и НАТО? [06.09.2017] // Российский совет по международным делам [сайт]. - URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ cherez-ternii-k-es-i-nato/?sphrase_id=11841857 (дата обращения 08.06.2018).

5. ЕЭК и Республика Сербия обсудили ход переговоров по заключению соглашения о свободной торговле [19.12.2017] // Евразийская экономическая комиссия [сайт]. -URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-12-2017-1 .aspx (дата обращения 08.06. 2018).

6. Заявления для прессы по итогам российско-сербских переговоров [19.12.2017] // Президент России [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56418 (дата обращения 08.06.2018).

7. Мозель Т.Н. Тернистый путь европейской интеграции // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2017. № 4 (14). С. 6-19.

8. «Никакие санкции не вечны»: интервью президента Болгарии Румена Радева // КоммерсантЪ. 2018. 21 мая.

9. Новая стратегия США на Балканах: «историческое примирение» против России [14.02.2018] // REGNUM [сайт]. - URL: https://regnum.ru/news/2351470.html (дата обращения 08.06. 2018).

10. Пономарева Е.Г. Черногорский нарыв [28.10.2015] // Фонд стратегической культуры [сайт]. - URL: https://www.fondsk.ru/news/2015/10/28/chernogorskiy-naryv-36377.html (дата обращения 08.06.2018).

11. Премьер Македонии раскрыл новое возможное название страны [19.05.2018] // РБК [сайт]. - URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/politics/19/05/2018/5b0082f49a794726213e9c 5f (дата обращения 08.06.2018).

12. Пресс-конференция по итогам российско-болгарских переговоров [31.05.2018] //

^зоу

Президент России [сайт]. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57608 (дата обращения 08.06.2018).

13. Пшеничников И.Б. Стратегия Евросоюза по расширению на Западные Балканы: Запад завершает раздел Югославии [08.02.2018] // Российский институт стратегических исследований [сайт]. - URL: https://riss.ru/events/47747/ (дата обращения 08.06.2018).

14. Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX - начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития: историко-политический справочник. М.; СПб.: Нестор-История, 2015. 480 с.

15. Штоль В.В. Можно ли вправить «вывихнутый век»? // Обозреватель-Observer: научно-аналитический журнал. 2017. № 3. С. 5-13.

16. Kosovo parliament ratifies border deal with Montenegro after stormy session [21 march 2018] // Reuters [website]. - URL: https://www.reuters.com/article/us-kosovo-parliament-teargas/kosovo-parliament-ratifies-border-deal-with-montenegro-after-stormy-session-idUSKBN1GX1GB?il=0 (accessed 22.08.2018).

17. Милорад Додик: БиХ нема шансе да успе, решен>е )'е у мирном разлазу две ените-та [8 л'ан. 2017] // Нова српска политичка мисао [website]. - URL: http://www.nspm. rs/hronika/milorad-dodik-bih-nema-sanse-da-uspe-resenje-je-u-mirnom-razlazu.html (accessed 22.08.2018).

18. Strategy for the Western Balkans: EU sets out new flagship initiatives and support for the reform-driven region // European Commission [website]. - URL: http://europa.eu/rapid/ press-release_IP-18-561_en.htm (accessed 22.08.2018).

REFERENCES

1. Anashkina A.G. [The current state of Russian-Serbian relations and their development prospects]. In: Diplomaticheskaya sluzhba, 2018, no. 2, pp. 53-57.

2. Gus'kova E.YU. Amerikanskie instruktory gotovyat serbskuyu armiyu k vstupleniyu v NATO [14.07.2017] [The American instructors prepare the Serbian army to join NATO [14.07.2017]] Kolokol Rossii: internet-gazeta [sait]. [The bell of the Russian online newspaper [website]]. Available at: http://kolokolrussia.ru/evropa/amerikanskie-instruktor-go-tovyat-serbskuu-armiu-k-vstupleniu-v-nato (accessed: 08.06.2018).

3. Dokumenty, podpisannye po itogam rossiisko-serbskikh peregovorov [19.12.2017] [Documents signed following Russian-Serbian talks [19.12.2017]] Prezident Rossii [sait]. [The President of Russia [web site]]. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/5268 (accessed: 08.06.2018).

4. Dunaev A. Cherez ternii k ES i NATO? [06.09.2017] [Through the thorns to the EU and NATO? [06.09.2017]] Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam [sait]. [Russian Council on international Affairs [website].]. Available at: http://russiancouncil.ru/analytics-and-com-ments/analytics/cherez-ternii-k-es-i-nato/?sphrase_id=11841857 (accessed: 08.06.2018).

5. Evraziiskaya ekonomicheskaya komissiya [sait]. [The Eurasian economic Commission [website]]. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/19-12-2017-1. aspx.

6. Prezident Rossii [sait]. [The President of Russia [web site]]. Available at: http://www.krem-lin.ru/events/president/transcripts/56418 (accessed: 08.06.2018).

7. Mozel' T.N. [The thorny path of European integration]. In: Vestnik Diplomaticheskoi aka-demii MID Rossii. Rossiya i mir, 2017, no. 4 (14), pp. 6-19.

8. «Nikakie sanktsii ne vechny»: interv'yu prezidenta Bolgarii Rumena Radeva ("No sanctions are not eternal": an interview with the President of Bulgaria rumen Radeva). In: Kommer-sant', 2018, 21 May.

VBio;

9. Novaya strategiya SSHA na Balkanakh: «istoricheskoe primirenie» protiv Rossii [14.02.2018] [New US strategy in the Balkans: "historical reconciliation" against Russia [14.02.2018]] REGNUM [sait]. [REGNUM [website]]. Available at: https://regnum.ru/news/2351470. html (accessed: 08.06. 2018).

10. Ponomareva E.G. Chernogorskii naryv [28.10.2015] [Montenegrin abscess [28.10.2015]] Fond strategicheskoi kul'tury [sait]. [Strategic culture Foundation [website]]. Available at: https://www.fondsk.ru/news/2015/10/28/chernogorskiy-naryv-36377.html (accessed: 08.06.2018).

11. Prem'er Makedonii raskryl novoe vozmozhnoe nazvanie strany [19.05.2018] [The Prime Minister of Macedonia, have uncovered a new possible name of the country [19.05.2018]. In: RBK [sait]. [RBC [website]]. Available at: https://amp.rbc.ru/rbcnews/politics/19/05/201 8/5b0082f49a794726213e9c5f (accessed: 08.06.2018).

12. Press-konferentsiya po itogam rossiisko-bolgarskikh peregovorov [31.05.2018] [Press conference following Russian-Bulgarian talks [31.05.2018]. In: Prezident Rossii [sait]. [The President of Russia [web site]]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/57608 (accessed: 08.06.2018).

13. Pshenichnikov I.B. Strategiya Evrosoyuza po rasshireniyu na Zapadnye Balkany: Zapad zavershaet razdel Yugoslavii [08.02.2018] [The EU strategy on expansion to the Western Balkans: West completes a section of Yugoslavia [08.02.2018]. In: Rossiiskii institut strate-gicheskikh issledovanii [sait]. [The Russian Institute for strategic studies [website]. Available at: https://riss.ru/events/47747/ (accessed: 08.06.2018).

14. Tsentral'naya i Yugo-Vostochnaya Evropa. Konets XX [Central and South-Eastern Europe. The end XX]. the beginning of the XXI centuries, Aspects of political development: historical and political Handbook. M.; SPb., Nestor-Istoriya Publ., 2015. 480 p.

15. Shtol' V.V. [Is it possible to set "dislocated century"?]. In: Obozrevatel'-Observer: nauchno-analiticheskii zhurnal, 2017, no. 3, pp. 5-13.

16. Kosovo parliament ratifies border deal with Montenegro after stormy session [21 march 2018]. In: Reuters [website]. Available at: https://www.reuters.com/article/us-kosovo-par-liament-teargas/kosovo-parliament-ratifies-border-deal-with-montenegro-after-stormy-session-idUSKBN1GX1GB?il=0 (accessed: 22.08.2018).

17. Milorad Dodik: B&G nema shanse da uspe, reshene je y mirnom raslazu dve eniteta [8 jan. 2017]. In: Nova srpska politichka misao [website]. Available at: http://www.nspm.rs/hron-ika/milorad-dodik-bih-nema-sanse-da-uspe-resenje-je-u-mirnom-razlazu.html (accessed: 22.08.2018).

18. Strategy for the Western Balkans: EU sets out new flagship initiatives and support for the reform-driven region. In: European Commission [website]. Available at: http://europa.eu/ rapid/press-release_IP-18-561_en.htm (accessed: 22.08.2018).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Анашкина Алена Геннадьевна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России; e-mail: anashkina423@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alena G. Anashkina - PhD of historical Sciences, teacher of the Department of International Relations, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry; e-mail: anashkina423@gmail.com

V3iiy

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Анашкина А.Г. Внешнеполитическая ориентация Балкан в контексте современных интеграционных процессов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 4. С. 303-312. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-303-312

FOR CITATION

Anashkina A. Problems of foreign political orientation of the Balkans in the context of modern integration processes. In: Bulletin of Moscow State University. Series: History and Political Sciences, 2018, no 4, pp. 303-312. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-4-303-312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.