УДК: 316.772:316.33:[316.621-053.6] ОС!: 10.22394/2071-2367-2018-13-4-86-99
ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ, ПОТЕНЦИАЛ РАСШИРЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА
Огнева В.В.1
Предмет исследования - Евразийское пространство как сложная, многоуровневая структура, в которой сложилась различная геометрия сотрудничества государств: в формате Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Методологическим навигатором экономической интеграции служит евразийская идея, претерпевшая трансформацию от концепции «Россия есть Евразия» до теорий «многополюсной Евразии», «междумирья», «Большого Евразийского партнерства» или «Большой Евразии». Обращается внимание на реально достигнутые успехи ЕАЭС (общий рынок товаров, рабочей силы, услуг (в более чем 40 сферах), таможенный союз, вовлечение в зону свободной торговли других государств). Цель статьи - рассмотреть проблемные аспекты участия в ЕАЭС Сербии, во многом связанные с давлением Европейского союза. Делается вывод о том, что осознание схожих национальных проблем, связанных с обеспечением экономического развития, политической стабильности, региональной безопасности, сохранением собственной идентичности, будет способствовать дальнейшему расширению партнерских связей, укреплению трансграничных коммуникаций не только в экономической, но и в других сферах сотрудничества. Предлагаются пути повышения эффективности трансграничных взаимодействий на основе ориентиров евразийской интеграции, ее реальных возможностей.
Ключевые слова: евразийское пространство, евразийская идея, ЕАЭС, трансграничные коммуникации, евразийское партнерство, приоритеты сотрудничества.
Огнева Валентина Васильевна - доктор политических наук, профессор, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б-р Победы, д. 5а, e-mail: [email protected]
EURASIAN SPACE: TRENDS OF TRANSFORMATION, POTENTIAL OF EXPANSION OF THE PARTNERSHIP
OGNEVA V. V. - Doctor of Political Sciences, Professor, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The subject of the study is the Eurasian space as a complex, multilevel structure in which different geometry of state cooperation has developed: in the format of the Commonwealth of Independent States (CIS), the Collective Security Treaty Organization (CSTO), the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the Eurasian Economic Union (EAEU). The methodological navigator of economic integration is the Eurasian idea, which has undergone a transformation from the concept of "Russia is Eurasia" to the theories of "multipolar Eurasia", "interworld", "Greater Eurasian Partnership" or "Greater Eurasia". Attention is drawn to the real progress achieved by the EAEU (general market of goods, labor, services (in more than 40 spheres), the customs union, involvement of other countries in the free trade area). The purpose of the article is to examine the problematic aspects of Serbian participation in the EEU, which is largely related to the pressure of the European Union. It is concluded that the awareness of similar national problems related to ensuring economic development, political stability, regional security, preserving one's own identity will further expand partnerships and strengthen cross-border communications not only in economic but also in other areas of cooperation. Some ways are proposed to improve the efficiency of cross-border interactions based on the guidelines of Eurasian integration, its real possibilities.
Keywords: Eurasian space, Eurasian idea, EAEU, cross-border communications, Eurasian partnership, cooperation priorities.
В мире набирает силу процесс переформатирования политических и экономических союзов глобального и регионального масштабов, причем не только под влиянием экономической конъюнктуры, но не в меньшей степени под воздействием цивилизационного фактора. Этим, в частности, можно объяснить ренессанс евразийской идеи в ее современной повестке дня, вполне
прагматичной, когда на смену императивному утверждению классиков евразийства «Россия есть Евразия» пришли расширительные трактовки евразийского пространства: мы имеем дело с концептами «междумирья», «многополюсной Евразии», «множественности «евразийских региональных держав», «большого Евразийского партнерства» или «Большой Евразии». В последнем варианте эта идея была акцентирована Президентом России В.В. Путиным на Петербургском Экономическом Форуме 17 июля 2016 года1.
Таким образом, Евразийское пространство становится уникальной исследовательской площадкой в теоретическом и прикладном аспектах, поскольку характерной чертой современных взаимодействий становится трансграничность, фактический отход от четких географических рамок. Понятие «Евразия», введенное в политический лексикон в конце XV!!! века, объединило впоследствии не только самый большой материк Земли, его территорию, но и значительную общность развития органического мира и другие проявления исторического единства.
Современное Евразийское пространство не совпадает с постсоветским, оно значительно шире его и крайне неоднородно. Этим и объясняется тот факт, что в нем заложена разная геометрия сотрудничества - в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ), Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
СНГ позволяет сохранять единое гуманитарное пространство. ШОС направлена на взаимодействие в сфере безопасности, экономики и культурных связей. ОДКБ ставит задачей обеспечение безопасности и борьбы с террористической угрозой. Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) претендует стать центром формирования более широкого интеграционного контура - Евразийского всеобъемлющего партнерства.
Значимость Евразии придает тот факт, что регион, его особое геополитическое положение, энергоресурсный потенциал, статус перекрестка мировых транспортных путей, соединяющих Север и Юг, Запад и Восток, позволяет контролировать различные коммуникации, находящиеся в фокусе интересов региональных и внерегиональных государств.
Первые попытки найти оптимальный способ интеграционного взаимодействия на Евразийском пространстве были предприняты в рамках СНГ.
1См.: Стенограмма выступления Владимира Путина на Петербургском Международном Экономическом Форуме - 2016. - иР1Мр8://гд.ги/2016/06/17/гед^о/81еподгатта-уу81ир1епма-vladimira-putina-na-pmef-2016.html (дата обращения: 26.04.2018)_
В 1993 году между странами Содружества (кроме Украины и Туркменистана) был подписан договор о создании Экономического Союза1. Он предусматривал поэтапное углубление интеграции через создание зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В 1994 году стало реальностью Соглашение «О создании зоны свободной торговли»2. Однако многосторонний режим торговли так и не заработал. В этом же году Президент Казахстана Н.А. Назарбаев выступил с проектом «О формировании Евразийского союза государств»3. Однако получивший широкий общественный резонанс документ не получил официального признания лидерами стран СНГ.
В 1995 году Россия и Беларусь подписали Соглашение «О Таможенном союзе»4. К нему сразу же присоединился Казахстан, в 1996 году Кыргызстан (1996 год) и в 1999 году Таджикистан. Вместе с тем выстроить единое интеграционное объединение с фактическим введением режима свободной торговли, унификации законодательства, гармонизирующего внешнеэкономическую деятельность, опять не удалось.
Следующей вехой на пути к интеграции стал 2000 год, когда Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и в 2006 году Узбекистан совместным договором учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)5. Этот договор впервые предусматривал создание органов сотрудничества стран -участниц - Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентскую ассамблею и Суд сообщества. В результате было активизировано торгово-экономическое сотрудничество, значительно оптимизированы таможенные процедуры.
Именно ЕврАзЭС заложил основы для создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. В его рамках была сформирована солидная договорно-правовая база многостороннего сотрудничества. 215 договоров и соглашений охватывали самые различные сферы: от торговли до
1 Договор стран СНГ от 24.09.1993 «О создании Экономического союза». - URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_5465/(дата обращения: 26.04.2018)
2 Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной торговли». -URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3635/(дата обращения: 26.04.2018)
3 Назарбаев Н.А. Проект о формировании евразийского союза государств. -URL:http://eurasianclub.ru/proekt-o-formirovanii-evrazijskogo-soyuza-gosudarstv/
4 Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 «О Таможенном союзе». - URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6257/ (дата обращения: 26.04.2018)
5 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ред. от 06.10.2007, с изм. от 10.10.2014). (Подписан в г. Астане 10.10.2000). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_106656/(дата обращения: 26.04.2018)_
инвестиций, от высоких технологий до гуманитарных связей1.
В 2007 году страны подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза на базе ЕврАзЭС. Но, чтобы снять таможенный контроль на внутренних границах, понадобилось еще несколько лет. Это случилось 1 июля 2011 года, а в ноябре этого же года была принята Декларация о евразийской экономической интеграции2. Приоритет на данном этапе был отдан созданию Таможенного союза.
Реально понимая опасность «бумажной интеграции», особенно в свете непростой политической и экономической ситуации в мире и регионе, 29 мая 2014 года с участием государств, входящих в Таможенный союз, подписывается Договор о Евразийском экономическом союзе3, затем к структуре присоединились Армения и Киргизия. С 1 января 2018 года вступил в действие Таможенный кодекс ЕАЭС. Обнадеживающими представляются показатели взаимной торговли, которая начинает преодолевать тенденцию к сокращению, происходившую из-за замедления темпов экономического роста в странах ЕАЭС. Известно, что в 2015 году взаимная торговля сократилась на 25,5%. Однако в 2017 году она увеличилась на 26,7% по сравнению с 2016 годом4.
В настоящий момент в формате ЕАЭС создан и развивается общий рынок труда, единый рынок услуг, который вобрал более 40 секторов (это строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству и др.) и имеет тенденцию к поэтапному и согласованному расширению. Немало сделано в отношении трудовых мигрантов. Работникам государств-членов ЕАЭС не требуется получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Никто не будет ставить под сомнение тот факт, что Россия стремится институционализировать свое влияние на евразийском пространстве. На данном этапе всех устроил меморандум о взаимодействии, статус наблюдателя Молдовы в ЕАЭС. Учитывая сильные позиции прозападного большинства в
1См.: ЕврАзЭС прекращает свое существование в связи с запуском ЕАЭС. -URL: https://news.tut.by/politics/419123.html.(дата обращения: 26.04.2018)
2 Декларация о евразийской экономической интеграции 18 ноября 2011 года. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1091. (дата обращения: 26.04.2018)
3 «Договор о Евразийском Экономическом Союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855. (дата обращения: 26.04.2018)
4 Интеграция в действии: каких результатов достиг Евразийский Экономический Союз в 2017 году. -URL: https://russian.rt.com/ussr/article/465964-eaes-rezultaty-razvitie. (дата обращения: 26.04.2018)
молдавском парламенте, добиться большего будет непросто1. Но даже такой подход позволяет Молдове участвовать в обсуждении тех вопросов, которые представляют для нее интерес, высказываться по техническим регламентам для той продукции, которая идет через нашу границу.
Евразийская экономическая комиссия прилагает серьезные усилия к созданию зон свободной торговли с такими крупными странами, как Египет, Иран, Сингапур, Израиль и др. К примеру, действующее Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, подписанное в мае 2016 года, предполагает в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90% товаров, что позволит увеличить товарооборот более чем в два раза2.
Следует, однако, отдавать отчет в том, что экономические санкции и известная резолюция ООН по Крыму (март 2014 г.) не могли не затормозить процесс формирования зон свободной торговли с участием России и ЕАЭС. Не случайно переговоры с Белградом о зоне свободной торговли с ЕАЭС продолжаются более двух лет. А ЕС все это время требует от Сербии отмены зоны свободной торговли с Российской Федерацией (соглашение о ЗСТ было подписано в 2000 году) и даже прекращения самих переговоров с ЕАЭС по такой зоне. Такая позиция вполне объяснима: не допустить ухода Сербии из - под влияния ЕС и участия в этом процессе Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговины.
Для Сербии же участие в ЕАЭС позволило бы не только развивать торговлю со всеми странами союза, но и проводить точечную модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур, поставлять в большем объеме фармацевтическую продукцию (для справки: продажи компании «Хемофарм» в России и странах СНГ составляют 46% от мировых продаж)3. Следует учитывать и то, что российский рынок в экспорте Сербии занимает пятое место после Италии, Германии, Боснии и Герцеговины и Румынии (около 5% товарооборота).4 Россия со своей стороны готова к расширению инвестиционного взаимодействия с Сербией и привлечению к реализации
1Додон подписал меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. - URL: https://ria.ru/economy/20170403/1491324653.html. (дата обращения: 26.04.2018)
2ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о зоне свободной торговли. - URL: http://tass.ru/ekonomika/ 2005555 (дата обращения: 30.04.2018). (дата обращения: 26.04.2018)
3 Дмитриев В. Россия и Сербия рассмотрят перспективы сотрудничества на «EXPO-RUSSIA SERBIA 2017». - URL: http://gmpnews.ru/2017/03/rossiya-i-serbiya-rassmotryat-perspektivy-sotrudnichestva-na-expo-russia-serbia-2017/ (дата обращения: 30.04.2018). (дата обращения: 26.04.2018)
4Приближая момент истины: Россия и ЕС в борьбе за Сербию. - URL: http://www.serbia-home.com/archives/2265 (дата обращения: 30.04.2018). (дата обращения: 26.04.2018)
экономических проектов таких крупных компаний, как «РЖД», «АВТОВАЗ», «ЛИАЗ» и др.
Нам важно то, что и у других стран Европы имеются интересы, совпадающие с миссией ЕАЭС. Это Германия (сотрудничество в области энергетики и транспорта), Венгрия (в сфере энергетики и логистики), Италия (энергетика, туризм), Австрия (энергетика, логистика, финансовый сектор), Греция (энергетика, туризм, агротехнические проекты), Болгария (энергетика, туризм). Всем понятно при этом, что в Евросоюзе неодобрительно относятся к геостратегическим проектам своих стран с ЕАЭС.
Как известно, на Западе достаточно много говорят о проблемах Евразийского Союза (это имеющиеся изъятия и ограничения, нетарифные административные барьеры, отсутствие единой промышленной политики, даже кратковременные торговые войны, предотвратить которые смогут создаваемые совместные таможенные посты). Проблемы действительно налицо. Но ведь противоречий немало и в ЕС, о чем коллеги из Европы знают не понаслышке. Разве Вгехй, связанный с выходом благополучной в экономическом отношении Великобритании из альянса, не подрывает его единства? Вслед за Великобританией вполне может возникнуть frexit и пехй.
Возникает вопрос: почему Германия, немало сделавшая по развитию стран Восточной Европы, не получает от них ответной солидарности в приеме беженцев? У Италии справедливо вызывает недоумение, почему отказ от проекта «Южный поток» повлек продвижение второй нитки «Северного потока», превратив Германию, по сути, в региональный газовый хаб? Где здесь взаимная солидарность»? Претензии есть, несомненно, у Греции, к которой, как справедливо замечают эксперты, были применимы в буквальном смысле драконовские меры по стабилизации зоны евро1.
В Евросоюзе отмечается разброс показателей безработицы, хотя в среднем по ЕС, согласно официальной статистике Евростата, она составляет 7,3%2. Однако в Хорватии она достигает 9,8 %, в Испании - 16,3%, а в Греции и того выше - 20,9%. Однако если учесть категории работающих без трудовых договоров, занятых неполный рабочий день или подписавших временные контракты, а также не желающих регистрировать свое «безработное» состояние,
1 Страны Еврозоны договорились о поддержке Греции и евро. - URL: https://inosmi.ru/world/20100510/ 159826466.html. (дата обращения: 26.04.2018)
2 Уровень безработицы в ЕС упал до 7% в 2017 - это самый низкий показатель с 2008 года. - URL: https://joinfo.ua/econom/1223996_Uroven-bezrabotitsi-ES-upal-7v-2017--eto-samiy.html; Уровень безработицы в Евросоюзе — самый низкий с 2008 года. - URL: https://news.rambler.ru/ economics/39298412/ ?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 26.04.2018)_
то эта цифра может достигать, по некоторым данным, от 9,5 до 18%.1 В такой ситуации ЕС сложно брать ответственность за тех кандидатов, которых хотелось бы видеть в своем составе.
Нельзя обойти вниманием проблему кризиса легитимности Евросоюза. Он связан, в частности, с прогрессирующей передачей компетенций с национального на наднациональный уровень. Степень легитимности иллюстрирует низкая явка на выборы в Европарламент2. В 2014 году в целом по ЕС она составила 43%, а в отдельных странах достигала всего 20%. Голосованием против политики Евросоюза можно считать голландский референдум по вопросу одобрения Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Известно, что 61,1% участников референдума выступили против ратификации данного документа3.
Отношение к политике ЕС демонстрируют социологические опросы. Так, согласно опросу немецкого Фонда Бертельсмана, проведенному в ноябре 2016 года, лишь 51% итальянцев и 53% французов выступают за пребывание в ЕС. В среднем по Евросоюзу за членство в ЕС проголосовали 62% респондентов4.
В ЕС наблюдается кризис демократических ценностей. Например, как объяснить ограничение судебной ветви власти в Венгрии и Польше? Согласитесь, что существует проблема неграждан в странах Балтии. В ряде европейских стран налицо рост популярности правых сил, демонстрирующих нетерпимость к представителям других этносов и религий. Официально демонстрируется защита меньшинств нетрадиционной ориентации.
Вполне объяснима озабоченность государств - кандидатов в ЕС миграционной политикой союза, что привела к гуманитарным проблемам, конфессиональным раздорам, заметному подъему террористической угрозы в Европе. В этой связи логично задаться вопросом о том, зачем, вступая в ЕС, принимать на себя концепцию «разделения ответственности» за беженцев, если кандидаты в ЕС никак к этому не были причастны?
Вполне резонна постановка вопроса относительно политических условий вступления в ЕС новых кандидатов. Это вхождение в НАТО, невзирая, как
1 Центробанк ЕС: реальная безработица в Евросоюзе - 18%. - URL: https://regnum.ru/news/2273691.html. (дата обращения: 26.04.2018)
2 Первые итоги выборов в Европарламент демонстрируют усиление позиций радикалов и популистов. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1215406. (дата обращения: 26.04.2018)
3 Озвучены результаты референдума в Нидерландах об ассоциации Украины с ЕС. - URL: https://vz.ru/news/2016/4/7/803977.html. (дата обращения: 26.04.2018)
4Жители Европы: отношение к Евросоюзу. - URL: https://ru.delfi.lt/news/economy/zhiteli-evropy-stali-polozhitelnee-otnositsya-k-evrosoyuzu.d?id=72934198. (дата обращения: 26.04.2018)_
заметил Министр иностранных дел России С. Лавров, на мнение населения той или иной страны, «как это было в Черногории, как сейчас пытаются сделать в Македонии и в Боснии и Герцеговине»1. Бросается в глаза, что эти условия индивидуализированы для каждой отдельно взятой страны. Для Сербии кроме прочих условий - признание независимости Косово, для Македонии - решение межэтнических проблем, изменение названия страны, для Боснии и Герцеговины - достижение статуса страны - кандидата.
Разумеется, несмотря на глубину имеющихся проблем, ЕС остается мощным интеграционным образованием. Однако поиск баланса национального и интеграционного, с чем столкнулся ЕС, будет, очевидно, не безболезненным. Только гибкое сотрудничество может предостеречь дальнейшее углубление противоречий в ЕС.
Тактике гибкого сотрудничества следуют страны Евразийского Экономического Союза, прежде всего Россия, открытые для широкого партнерства. Россия выступает гарантом соглашения о мире в Боснии и Герцеговине на основе Дейтонских соглашений2, поддерживает усилия Сербии по созданию сообщества сербских муниципалитетов Косово. Сербия, Македония, Босния и Герцеговина придерживаются линии на неприсоединение к антироссийским мерам ЕС. Укрепляются отношения сербских ведомств с ОДКБ.
В целом в основе политики России на Балканах лежат энергетика, идентичность и безопасность. При этом интенсивность энергетической политики несравнимо выше двух остальных направлений. Однако и «политика идентичности» (поддержание и развитие гуманитарных связей с балканскими государствами на основе духовной, религиозной, культурно-исторической близости), и политика безопасности (сотрудничество в военно-политической сфере, а также по линии управления чрезвычайными ситуациями) традиционно значимы3.
1 Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Первым заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел Республики Сербия И. Дачичем, Белград, 22 февраля 2018 года. - URL: http://www.mid.ru/ru/foreignjpolicy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/3090057. (дата обращения: 26.04.2018)
2 Общее рамочное соглашение о мире в боснии и герцеговине (Париж, 14 декабря 1995 года). - URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/11038. (дата обращения: 26.04.2018)
3 Европейский Союз на перепутье: нерешенные проблемы и новые вызовы (политические аспекты) / Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - С 220. (дата обращения: 26.04.2018)_
Что касается гуманитарных контактов, здесь следовало бы активнее использовать новые механизмы сотрудничества в области культуры, науки и образования. Это прежде всего российские центры науки и культуры за рубежом. На их основе можно осуществлять отбор желающих для обучения в российских вузах. Кстати говоря, это число в 2017 году превысило 80 тыс. чел. при квоте 15 тыс. чел.1. Отбор иностранных граждан на обучение в вузах России осуществляется через образовательный Интернет - портал «Russia study». Освоению русского языка способствует Интернет - портал "pushkininstitute.ru", где уже более 1 млн. зарегистрированных пользователей. Вклад в продвижение русского языка вносит фонд «Русский мир». Он предоставляет гранты на поддержание проектов в области русского языка и культуры, русскоязычных СМИ, открытия русских центров за рубежом. Было бы целесообразно пролоббировать увеличение квоты на обучение студентов из европейских стран в России.
В настоящее время это совсем небольшой контингент иностранных студентов. В 2017 году, например, Министерство образования, науки и технологий Сербии выделило квоту на обучение в России в количестве 20 чел. В 2018 году из Македонии в России ожидается 40 студентов. Российских студентов в Хорватии - 58, Черногории - 59, Боснии и Герцеговины - 76, Македонии - 89, Сербии - 289, Молдавии - 32. Могло быть и больше. Ведь через русский язык мы будем лучше понимать друг друга.
Реализации политики партнерства всегда содействуют народная дипломатия, неправительственные организации, научно - экспертные сообщества. Весьма полезными оказываются диалоговые площадки по типу конференций, семинаров, «круглых столов».
В последнее время, к сожалению, сузились сфера, масштаб приграничного и трансграничного сотрудничества регионов. Может быть, стоило бы расширить пространство городов - побратимов, презентовать широкой общественности за рубежом духовные бренды регионов тех стран, которые заинтересованы во взаимном сотрудничестве, как это делает, например, Владимирская область, развивать сферу туризма, интенсифицировать научные, культурные, образовательные обмены.
Сплотить евразийское пространство на условиях широкого партнерства нереально без тесного взаимодействия в информационной сфере. Пример тому - Европейский союз, где задействован мощный информационный ресурс, в
1 Европейский союз на перепутье: нерешенные проблемы и новые вызовы (политические аспекты)/под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. -М.:ИМЭМО РАН, 2016. -С.220._
котором участвуют и страны «Восточного партнерства». Там мы наблюдаем постоянный поток новостей, дискурсивное обсуждение актуальной проблематики. В этой связи стоит подумать о контенте органичного взаимодействия евразийской и национальной медиаполитики с учетом заинтересованности сторон и характера партнерских отношений.
Библиография/References:
1. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Первым заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел Республики Сербия И. Дачичем, Белград, 22 февраля 2018 года. - URL: //http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3090057.
2. Дмитриев В. Россия и Сербия рассмотрят перспективы сотрудничества на «EXPO-RUSSIA SERBIA 2017». - URL: http://gmpnews.ru/2017/03/rossiya-i-serbiya-rassmotryat-perspektivy-sotrudnichestva-na-expo-russia-serbia-2017.
3. Додон подписал меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. - URL: https://ria.ru/economy/20170403/1491324653.html.
4. ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о зоне свободной торговли. -URL: http://tass.ru/ekonomika/2005555.
5. ЕврАзЭС прекращает свое существование в связи с запуском ЕАЭС. -URL: https://news.tut.by/politics/419123.html.
6. Европейский союз на перепутье: нерешенные проблемы и новые вызовы (политические аспекты) / Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2016.
7. Жители Европы: отношение к Евросоюзу. - URL: https://ru.delfi.lt/news/economy/zhiteli-evropy-stali-polozhitelnee-otnositsya-k-evrosoyuzu.d?id=72934198.
8. Интеграция в действии: каких результатов достиг Евразийский Экономический Союз в 2017 году. - URL: // https://russian.rt.com/ussr/article/465964-eaes-rezultaty-razvitie.
9. Назарбаев Н.А. Проект о формировании Евразийского союза государств. - URL: http://eurasianclub.ru/proekt-o-formirovanii-evrazijskogo-soyuza-gosudarstv.
10. Озвучены результаты референдума в Нидерландах об ассоциации Украины с ЕС. - URL: https://vz.ru/news/2016/4y7/803977.html.
11. Первые итоги выборов в Европарламент демонстрируют усиление
позиций радикалов и популистов. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1215406.
12. Приближая момент истины: Россия и ЕС в борьбе за Сербию. - URL: http://www.serbia-home.com/archives/2265.
13. Стенограмма выступления Владимира Путина на Петербургском Международном Экономическом Форуме-2016. - URL: https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html.
14. Страны Еврозоны договорились о поддержке Греции и евро. - URL: https://inosmi.ru/world/20100510/159826466.html.
15. Уровень безработицы в ЕС упал до 7% в 2017 - это самый низкий показатель с 2008 года. - URL: https://joinfo.ua/econom/1223996_Uroven-bezrabotitsi-ES-upal-7v-2017--eto-samiy.html.
16. Уровень безработицы в Евросоюзе - самый низкий с 2008 года. - URL: https://news.rambler.ru/economics/39298412/?utm_content=rnews&utm_medium=re ad_more&utm_source=copylink.
17. Центробанк ЕС: реальная безработица в Евросоюзе - 18%. - URL: https://reg num. ru/news/2273691.html.
1. Vystupleniye i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova v khode press-konferentsii po itogam peregovorov s Pervym zamestitelem Predsedatelya Pravitel'stva, Ministrom inostrannykh del Respubliki Serbiya I. Dachichem [Speech and answers to media questions by Minister of Foreign Affairs of Russia S.V. Lavrov at a news conference following talks with First Deputy Prime Minister and Minister of Foreign Affairs of the Republic of Serbia I. Dacic], Belgrad, 22 fevralya 2018 goda. - URL: //http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3090057. (In Russ.)
2. Dmitriyev, V. Rossiya i Serbiya rassmotryat perspektivy sotrudnichestva na «EXPO-RUSSIA SERBIA 2017» [Russia and Serbia will consider the prospects for cooperation at the EXPO-RUSSIA SERBIA 2017]. - URL: http://gmpnews.ru/2017/03/rossiya-i-serbiya-rassmotryat-perspektivy-sotrudnichestva-na-expo-russia-serbia-2017. (In Russ.)
3. Dodon podpisal memorandum o sotrudnichestve Moldavii s YEAES [Dodon signed a memorandum on cooperation between Moldova and the EEA]. - URL: https://ria.ru/economy/20170403/1491324653.html. (In Russ.)
4. YEAES i V'yetnam podpisali Soglasheniye o zone svobodnoy torgovli [The EEA and Vietnam signed the Agreement on the free trade area]. - URL: http://tass.ru/ekonomika/2005555. (In Russ.)
5. YevrAzES prekrashchayet svoye sushchestvovaniye v svyazi s zapuskom YEAES [EurAsEC ceases to exist in connection with the launch of the EAES]. - URL: https://news.tut.by/politics/419123.html. (In Russ.)
6. Yevropeyskiy soyuz na pereput'ye: nereshennyye problemy i novyye vyzovy (politicheskiye aspekty) [The European Union at a crossroads: unresolved problems and new challenges (political aspects)] / Pod red. N.K. Arbatovoy, A.M. Kokeyeva. -M.: IMEMO RAN, 2016. (In Russ.)
7. Zhiteli Yevropy: otnosheniye k Yevrosoyuzu [Residents of Europe: attitude towards the European Union ]. - URL: https://ru.delfi.lt/news/economy/zhiteli-evropy-stali-polozhitelnee-otnositsya-k-evrosoyuzu.d?id=72934198. (In Russ.)
8. Integratsiya v deystvii: kakikh rezul'tatov dostig Yevraziyskiy Ekonomicheskiy Soyuz v 2017 godu [Integration in action: what results did the Eurasian Economic Union achieve in 2017]. - URL: // https://russian.rt.com/ussr/article/465964-eaes-rezultaty-razvitie. (In Russ.)
9. Nazarbayev, N.A. Proyekt o formirovanii Yevraziyskogo soyuza gosudarstv [The project on the formation of the Eurasian Union of States]. -URL: http://eurasianclub.ru/proekt-o-formirovanii-evrazijskogo-soyuza-gosudarstv. (In Russ.)
10. Ozvucheny rezul'taty referenduma v Niderlandakh ob assotsiatsii Ukrainy s YES [The results of the referendum in the Netherlands on the association of Ukraine with the EU are announced]. - URL: https://vz.ru/news/2016/4/7/803977.html. (In Russ.)
11. Pervyye itogi vyborov v Yevroparlament demonstriruyut usileniye pozitsiy radikalov i populistov [The first results of the elections to the European Parliament demonstrate the strengthening of the positions of radicals and populists]. - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1215406. (In Russ.)
12. Priblizhaya moment istiny: Rossiya i YES v bor'be za Serbiyu [Bringing closer the moment of truth: Russia and the EU in the struggle for Serbia]. - URL: http://www.serbia-home.com/archives/2265. (In Russ.)
13. Stenogramma vystupleniya Vladimira Putina na Peterburgskom Mezhdunarodnom Ekonomicheskom Forume-2016 [Transcript of speech by Vladimir Putin at the St. Petersburg International Economic Forum-2016]. - URL: https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html. (In Russ.)
14. Strany Yevrozony dogovorilis' o podderzhke Gretsii i yevro [Eurozone countries agreed on the support of Greece and the euro]. - URL: https://inosmi.ru/world/20100510/159826466.html. (In Russ.)
15. Uroven' bezrabotitsy v YES upal do 7% v 2017 - eto samyy nizkiy pokazatel' s 2008 goda [The unemployment rate in the EU fell to 7% in 2017 - this is the lowest since 2008]. - URL: https://joinfo.ua/econom/1223996_Uroven-bezrabotitsi-ES-upal-7v-2017--eto-samiy.html. (In Russ.)
16. Uroven' bezrabotitsy v Yevrosoyuze - samyy nizkiy s 2008 goda [The unemployment rate in the European Union is the lowest since 2008]. - URL: https://news.rambler.ru/economics/39298412/?utm_content=rnews&utm_medium=re ad_more&utm_source=copylink. (In Russ.)
17. Tsentrobank YES: real'naya bezrabotitsa v Yevrosoyuze - 18% [Central Bank of the EU: real unemployment in the European Union - 18%]. - URL: https://regnum.ru/news/2273691.html. (In Russ.)