Проблемы внешней торговли Сербии
с ЕС и ЕАЭС
УДК 339.5 ББК 65.428 М-170
Мария Андреевна МАКСАКОВА,
кандидат экономических наук, МГИМО МИД России (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева - старший преподаватель,
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы участия Сербии в европейских и евразийских интеграционных процессах. Евразийский экономический союз активно расширяет сотрудничество с третьими странами, включая государства дальнего зарубежья, в том числе стратегически важных партнеров на азиатском и балканском направлениях. В 2016 году между ЕАЭС и Сербией начались переговоры об унификации торгового режима и возможности создания зоны свободной торговли. Оцениваются издержки процесса интеграции Сербии в ЕС, а также предпосылки и преимущества создания ЗСТ между ЕАЭС и Сербией.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Европейский союз, интеграция, Россия, Сербия, зона свободной торговли.
Foreign trade problems of Serbia with the EU and EAEU
Marija Andreevna MAKSAKOVA,
Candidate of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), Department of International Economic Relations
and External Economic Affairs - Senior Lecturer, E-mail: [email protected]
The article deals with prospects of Serbia's participation in the European and Eurasian integration processes. The Eurasian Economic Union is actively expanding its cooperation with other countries, including far-abroad ones and strategically important partners in the Asian and Balkan directions. In 2016 the EAEU launched negotiations with Serbia on the subject of trade regime unification and possibility of establishing a free trade zone. The author assesses the costs of Serbian integration into the EU as well as prerequisites and advantages of signing FTA between EAEU and Serbia.
Keywords: Eurasian Economic Union, European Union, integration, Russia, Serbia, free trade agreement.
Abstract
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
37 Q
В последнее время интеграционные процессы в разных регионах мира привлекают особое внимание в силу динамичных темпов развития, появления новых форматов сотрудничества и углубления не только торговли, но и инвестиционного взаимодействия, транснационализации производства и кооперации в различных сферах. В этом контексте для такого сравнительно «молодого» интеграционного объединения как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) крайне важно проводить активную политику по расширению сети внешних связей как на азиатском, так и на европейском направлениях, используя преимущества от функционирования зон свободной торговли (ЗСТ), создания условий для привлечения инвестиций и укрепления отношений на взаимовыгодной основе и более высоком уровне сотрудничества.
Взаимодействуя со странами ЕАЭС и в то же время являясь страной-кандидатом на вступление в ЕС, Сербия может стать связующим звеном европейского и евразийского экономических пространств, выступая в качестве важного «моста» между двумя крупными интеграционными объединениями. Такую исторически уникальную возможность Сербии необходимо использовать для того, чтобы сделать качественно новый шаг в направлении интеграции в мировую экономическую систему, усиливая свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Рассматривая экономическую составляющую сотрудничества Сербии с внешним миром, среди основных торговых партнеров страны можно выделить Евросоюз, страны-участницы Соглашения ЦЕФТА,1 Россию и Китай. Данные сербской статистики за 2016 г. свидетельствуют о том, что в совокупном товарообороте с Сербией удельный вес Германии составил 12,9%, Италии - 12,2 %, России - 6,8%, Боснии и Герцеговины - 5%, Китая - 4,7%, Румынии - 4,1%, Венгрии - 4%, на долю которых приходится половина всего товарооборота Сербии.
Среди основных стран-экспортеров продукции на сербский рынок можно выделить Германию с удельным весом 12,9%, Италию (10,3%), Китай (8,3%), Россию (7,9%), Венгрию (4,6%), Польшу (4,3%), Турцию (3,5%) и Францию (3%), на долю которых приходится 54,8% совокупного импорта Сербии. Основными импортерами сербской продукции являются Италия (с удельным весом 14,6%), Германия (13%), Босния и Герцеговина (8,3%), Румыния (5,7%), Россия (5,3%), Черногория (4,9%) и Македония (3,5%), на долю которых приходится 55,3% совокупного экспорта Сербии.2
СЕРБИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Исходя из внешнеторговой статистики, очевидно, что страны Евросоюза занимают лидирующие позиции в торговле с Сербией, вторым по значению после ЕС внешнеторговым партнером являются страны ЦЕФТА, в торговле с которыми Сербия имеет положительное сальдо торгового баланса, на них приходится свыше 17% в общем товарообороте страны и около 30% в сербском экспорте.
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
Сотрудничеству со странами региона Сербия придает особое значение и рассматривает в качестве подготовительного этапа на пути в Евросоюз, позволяющему активизировать торговлю, упростить таможенные процедуры и административные формальности, расширить возможности сотрудничества компаний стран региона, возможности торговли услугами, урегулировать вопросы интеллектуальной собственности, государственных закупок, конкуренции и др. Кроме того, продукция, произведенная на территории стран ЦЕФТА, получает возможность выхода на рынок ЕС без таможенных пошлин и ограничений, охватывая свыше 90% беспошлинной торговли, при этом пошлины на импорт отменены для всех промышленных товаров, а для сельскохозяйственной продукции предусмотрена постепенная либерализация в соответствии с национальными интересами стран-участниц.3
Таким образом, в рамках Соглашения ЦЕФТА, содержащего правила и процедуры торговли в соответствии с нормами Евросоюза и ВТО, по сути создана зона свободной торговли западнобалканских стран, функционирование которой является адаптацией к последующему вступлению в Евросоюз и присоединению к ВТО. При этом необходимо учитывать тот факт, что участие в европейских интеграционных процессах для Сербии предполагает выполнение многочисленных и в большинстве случаев достаточно обременительных обязательств, связанных с институциональным реформированием, формированием конкурентоспособной рыночной экономики, приведением норм и политики страны в соответствие с европейскими (acquis communautaire).
Несмотря на то, что Европейский союз инициировал ряд программ адресной экономической и финансовой помощи, дополнительных механизмов поддержки (PHARE, CARDS, IPA I, IPA II) и подготовки к вступлению в объединение (Процесс стабилизации и ассоциации - SAP), интеграция в ЕС не ограничивается возможностями участия в перечисленных программах и несет в себе ряд серьезных издержек, наиболее существенные из которых связаны с модернизацией экономики, высокой конкуренции со стороны продукции из других стран ЕС, неконтролируемой миграцией рабочей силы, закрытием предприятий не способных выдержать конкуренцию и соблюдать необходимые нормы и стандарты и др.4 Для того, чтобы минимизировать затраты, связанные со вступлением в ЕС, Сербии необходимо достичь определенного уровня экономического развития, который в среднесрочной перспективе вряд ли может быть достижим самостоятельно.
На современном этапе, когда «неспособность ЕС самостоятельно и эффективно справляться с экономическими, а во многих случаях уже и политическими проблемами предшествующего расширения, стала очевидной (об этом свидетельствуют положение и в Греции, и Болгарии, и Румынии, и Хорватии, фактор Брекзита и многое другое), необходимо искать альтернативные варианты, отходить от безапелляционного требования следовать в фарватере разработанной в других экономико-политических и международных условиях концепции евроинтеграции».5
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
СЕРБИЯ И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
В то же время последовательно растет интерес к евразийскому интеграционному проекту и усиливается степень его международной вовлеченности, свидетельством тому является ряд меморандумов, заключённых Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), а также развитие переговоров о создании зон свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и зарубежными государствами.
В соответствии с официальной информацией о статусе по переговорным трекам, можно отметить достаточно обширную географию потенциального взаимодействия ЕАЭС на азиатском, ближневосточном и европейском направлениях. В 2015 г. подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом, идут переговоры с рядом стран: Египет, Израиль, Индия, Иран, Монголия, Сербия и др. В 2016 г. Высшим Евразийским экономическим советом ЕАЭС официально было принято решение о начале переговоров с Сербией об унификации Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией,6 в рамках которого предполагается заключение соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Сербией.
Сербия имеет в целом схожие соглашения о свободной торговле с тремя странами ЕАЭС: Беларусью, Казахстаном и Россией, при этом отдельные положения соглашений различаются и дополняются протоколами об изъятиях. С Арменией и Кыргызстаном режим свободной торговли не применяется, действует режим наибольшего благоприятствования.
Первой из всех стран ЕАЭС Соглашение о свободной торговле с Сербией заключила Россия. Соглашение было подписано 28 августа 2000 г. и применяется с октября 2000 г., в соответствии с ним порядка 97% товарных позиций попадают на таможенные территории России и Сербии беспошлинно. 22 июля 2011 г. был подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. С сербской стороной согласованы единые для некоторых стран-участниц ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Россия) и Сербии правила определения страны происхождения товаров, которыми, в том числе, внедряется процедура кумуляции страны происхождения товаров.7 В соответствии с условиями Соглашения стороны обязались поэтапно уменьшать перечень изъятий из режима свободной торговли. Список товаров, не включенных в Соглашение о свободной торговле, регулярно пересматривается.
Соглашение о свободной торговле Сербии с Республикой Беларусь было подписано в 2009 г. в Минске, а в 2011 г. оно было дополнено Протоколом об изъятии из режима свободной торговли ряда товаров, в том числе: сахара, спирта, сигарет, автомобилей, тракторов и др.
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
Соглашение о свободной торговле Сербии с Казахстаном было подписано в 2010 г., вступило в силу с 2011 г. и предусматривает беспошлинный ввоз товаров на территории двух стран, за исключением тех товаров, которые включены в перечень изъятий из соглашения: 8
□ для ввоза из Сербии на территорию Казахстана: сыр, мясо, белый сахар, сигареты, игристое вино, этиловый спирт, пневматическое оружие, ткани из хлопка, компрессоры для холодильных установок, моторные транспортные средства;
□ для ввоза из Казахстана на территорию Сербии: сыр, белый сахар, сигареты, этиловый спирт, пневматическое оружие, буксиры, тракторы, моторные транспортные средства.
Таким образом, первоочередной задачей в ходе формирования зоны свободной торговли с Сербией должно стать приведение существующих соглашений к общему знаменателю, согласование списков изъятий и включение в этот процесс Армении и Кыргызстана. Опыт заключения соглашений о ЗСТ свидетельствует о том, что более активная позиция бизнеса способствует более эффективной реализации соглашения о свободной торговле. Именно поэтому в целях максимизации потенциальных выгод от ЗСТ значимую роль должны играть производители и бизнес-сообщество стран ЕАЭС и Сербии, реально оценивающие перспективы и проблемы реализации товаров и услуг на рынках третьих стран.
Отдельно стоит акцентировать внимание на том, что современные соглашения о ЗСТ носят комплексный характер и распространяются не только на торговлю, но и на другие сферы: доступ на рынок услуг, инвестиций, перемещение трудовых ресурсов, конкурентная политика, доступ на рынок государственных закупок, обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности и другие. Соответственно, создание ЗСТ ЕАЭС-Сербия не должно ограничиваться только вопросами торговли. Потенциал взаимодействия в других направлениях (агропромышленный комплекс, промышленная кооперация, строительство, развитие и модернизация объектов инфраструктуры, транспорта и др.) также достаточно велик, хотя пока все еще не реализован должным образом.
Для ЕАЭС сотрудничество с Сербией в рамках ЗСТ может быть в значительной степени выгодным, учитывая возможности расширения рынков сбыта и усиления взаимодействия с балканским регионом в целом, а также с точки зрения использования возможностей преференциального взаимодействия в ряде направлений, в том числе и для диверсификации инвестиционных связей с партнерами, расширения промышленной, сельскохозяйственной и технологической кооперации, интенсификации сотрудничества в обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслях, а также налаживания диалога с Европой.
Для Сербии основные преимущества от участия в ЗСТ можно рассматривать с точки зрения реализации своего торгово-инвестиционного потенциала на евразий-
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
41 ^
ском и азиатском направлениях, распространения режима свободной торговли на все страны ЕАЭС, пересмотра перечня изъятий из свободной торговли с Россией, Белоруссией и Казахстаном и использования выгод от «импортозамещения второго порядка»,9 которые так и не были реализованы в достаточной степени. Несмотря на то, что для Сербии крайне важен экспорт сельскохозяйственной продукции на внешние рынки, в том числе и на рынок ЕАЭС, страна не воспользовалась в полной мере тем дополнительным стимулом для наращивания поставок своего продовольствия, который возник в условиях политики санкций и контрсанкций между Европейским союзом и Россией. Однако такая возможность для Сербия не ограничивается периодом эмбарго, введенным Россией на импорт продовольствия из ЕС, страна может занять свою нишу на емком евразийском рынке.
Позиционирование в качестве «моста» между Европой и Евразией является наиболее выгодным для самой Сербии, наличие соглашений с интеграционными объединениями как на европейском, так и на евразийском пространстве способно принести экономические выгоды, укрепить инвестиционный потенциал и в целом усилить позиции Сербии на международной арене. Проблема выбора направления для интеграции не исключает развития отношений как с ЕС, так и с ЕАЭС, а также потенциальной возможности сопряжения этих двух процессов. Тем не менее, как справедливо отмечает И.П. Гурова, «с одной стороны, необходимо учитывать углубление социально-экономических противоречий в Евросоюзе, которые носят долгосрочный характер и выявляют недостатки линейной модели интеграции, ограниченной целями экономической эффективности, а с другой - возможности реализации собственного потенциала ЕАЭС на основе многомерной модели региональной интеграции, нацеленной на экономическое развитие».10
Таким образом, в свете текущей ситуации у Сербии появился шанс на формирование более самостоятельной и сбалансированной экономической политики, учитывая отсутствие в ближайшем будущем реальных перспектив интеграции в европейском направлении. Использование накопленного потенциала взаимодействия и совместное расширение экономических связей становится крайне значимым и необходимым как для Сербии, так и для стран ЕАЭС. В этой связи существует безотлагательная необходимость разработки эффективной политики и принятия конкретных мер, направленных на активизацию сотрудничества в новом формате зоны свободной торговли ЕАЭС и Сербии. Вопрос создания ЗСТ ЕАЭС-Сер-бия требует значительного сопряжения усилий с обеих сторон и использования комплексного подхода, в том числе проведения активной работы по подготовке и реализации совместных инвестиционных проектов с участием компаний стран ЕАЭС параллельно переговорному процессу по заключению соглашения о ЗСТ, что в дальнейшем способно нивелировать негативный эффект от возможного дисбаланса преимуществ и издержек от создания ЗСТ.
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
В число крупнейших партнеров Сербии из всех участников ЕАЭС на протяжении ряда лет входит только Россия, однако потенциал развития взаимных экономических связей еще далеко не исчерпан. Как России, так и Сербии необходимо более эффективно использовать не только преимущества, связанные с действием режима свободной торговли, но и соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Развивая инвестиционное сотрудничество и кооперационное производство в рамках ЗСТ, для Сербии, России и остальных стран ЕАЭС открываются возможности для выхода на рынки как европейского, так и азиатского регионов, а также для «решения ряда проблем посредством выработки механизма постоянного привлечения инвестиций, мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и устойчивого развития в странах ЕАЭС» 11 и Сербии.
Сотрудничество ЕАЭС с третьими странами способно дать новые импульсы евразийской интеграции, не ограничиваясь пространством СНГ, а расширяя горизонты взаимодействия, в том числе и на стратегически важном балканском направлении. В то же время, развивая сотрудничество с ЕАЭС, Сербия может сделать качественно новый шаг в направлении интеграции в мировую экономику.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 ЦЕФТА - Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, включающее преимущественно страны Западных Балкан, не являющихся членами Европейского союза
2 Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Сербии в 2016 году // Торговое Представительство Российской Федерации в Республике Сербии. 2017. Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/ Upload/52b16a06-2c9c-4d8a-b343-ac7644edb8a2/obzor_economy_Serbia_2017.pdf (дата обращения 18.10.2017)
3 Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Сербии в 2016 году // Торговое Представительство Российской Федерации в Республике Сербии. 2017. Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/ Upload/52b16a06-2c9c-4d8a-b343-ac7644edb8a2/obzor_economy_Serbia_2017.pdf (дата обращения 18.10.2017)
4 Подробнее см.: Максакова М.А. Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №11. С. 42 - 55.
5 Энтина Е.Г. Международный контекст евроинтеграции Западных Балкан: монография / Е.Г. Энтина. - М.: Ин-т Европы РАН, 2016. - С. 30-31.
6 Решение ВЕЭС №6 «О начале переговоров с Республикой Сербией об унификации Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами торгового режима с Республикой Сербией» от 31 мая 2016 г. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ т-ш/01410322^_01062016_6 (дата обращения 05.10.2017)
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
43 0
7 Кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах-участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара.
8 Сербия - ЕАЭС: перспективы интеграции в рамках зоны свободной торговли. Рабочая тетрадь № 37/2016 / [Я.Д. Лисоволик, Е.С. Чимирис]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам. - М.: НП РСМД, 2016. - С. 10.
9 Импортозамещение второго порядка предполагает дополнительные возможности для увеличения доли национальных производителей и поставщиков услуг (например, сербских сельскохозяйственных производителей на российском рынке) на фоне снижения доли третьих стран (западноевропейских производителей).
10 Гурова И.П. О многомерной модели евразийской экономической интеграции // Пространственная экономика. 2016. №1. С. 15.
11 Платонова И.Н. Проблемы формирования условий для регионального инвестирования государств-членов Евразийского экономического союза // Региональная интеграция в глобальной экономике: материалы междунар. научно-практич. конф. (Москва, 15 апреля 2016 г.) / под ред. И.Н. Платоновой. М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 7.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Гурова И.П. О многомерной модели евразийской экономической интеграции // Пространственная экономика. 2016. №1. С. 14 - 29. (Gurova I.P. O mnogomernoj modeli evrazijskoj jekonomicheskoj integracii // Prostranstvennaja jekonomika. 2016. №1. S. 14 - 29.)
Максакова М.А. Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №11. С. 42 - 55. (Maksakova M.A. Strany Zapadnyh Balkan na puti v Evropejskij sojuz: problemy i perspektivy // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2016. №11. S. 42 - 55.)
Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Сербии в 2016 году // Торговое Представительство Российской Федерации в Республике Сербии. 2017. Режим доступа: http://91.206.121.217/TpApi/Upload/52b16a06-2c9c-4d8a-b343-ac7644edb8a2/obzor_economy_Serbia_2017.pdf (дата обращения 18.10.2017) (Obzor sostojanija jekonomiki i osnovnyh napravlenij vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti Respubliki Serbii v 2016 godu // Torgovoe Predstavitel'stvo Rossijskoj Federacii v Respublike Serbii. 2017)
Платонова И.Н. Проблемы формирования условий для регионального инвестирования государств-членов Евразийского экономического союза // Региональная интеграция в глобальной экономике: материалы междунар. научно-практич. конф. (Москва, 15 апреля 2016 г.) / под ред. И.Н. Платоновой. М.: МГИМО-Университет, 2016. С. 6-15. (Platonova I.N. Problemy formirovanija uslovij dlja regional'nogo investirovanija gosudarstv-chlenov Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza // Regional'naja integracija v global'noj jekonomike: materialy mezhdunar. nauchno-praktich. konf. (Moskva, 15 aprelja 2016 g.) / pod red. I.N. Pla-tonovoj. M.: MGIMO-Universitet, 2016. S. 6-15.)
Решение ВЕЭС №6 «О начале переговоров с Республикой Сербией об унификации Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами торгового режима с
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2018
Республикой Сербией» от 31 мая 2016 г. Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01410322/scd_01062016_6 (дата обращения 05.10.2017) (Reshenie VEJeS №6 «O nachale peregovorov s Respublikoj Serbiej ob unifikacii Evrazijskim jekonomicheskim sojuzom i ego gosudarstvami-chlenami torgovogo rezhima s Respublikoj Serbiej» ot 31 maja 2016 g.)
Сербия - ЕАЭС: перспективы интеграции в рамках зоны свободной торговли. Рабочая тетрадь № 37/2016 / [Я.Д. Лисоволик, Е.С. Чимирис]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам. - М.: НП РСМД, 2016. - 28 с. (Serbija - EAJeS: perspektivy integracii v ramkah zony svobodnoj torgovli. Rabochaja tetrad' № 37/2016 / [Ja.D. Lisovolik, E.S. Chimiris]; [gl. red. I.S. Ivanov]; Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam. - M.: NP RSMD, 2016. - 28 s.)
Энтина Е.Г. Международный контекст евроинтеграции Западных Балкан: монография / Е.Г. Энтина. - М.: Ин-т Европы РАН, 2016. - 130 с. (Jentina E.G. Mezhdunarodnyj kontekst evrointegracii Zapadnyh Balkan: monografija / E.G. Jentina. - M.: In-t Evropy RAN, 2016. - 130 s.)
1 - 2018
Российский внешнеэкономический вестник
45 Q