Научная статья на тему 'БАЛКАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI В.)'

БАЛКАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI В.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / А. ЛУКАШЕНКО / СЕРБИЯ / А. ВУЧИЧ / МНОГОВЕКТОРНАЯ ПОЛИТИКА / БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаншиева Лариса Николаевна

В статье рассматривается балканское направление внешней политики Беларуси в контексте концепции многовекторной политики. Отмечается, что Республика Беларусь (РБ), созданная как независимое государство после распада Советского Союза в 1991 г., изначально придавала большое значение установлению взаимовыгодных отношений с разными странами. Такой подход заложил фундамент для последующего формирования названной концепции. Высказывается тезис о том, что реализация многовекторной политики повлекла за собой определенные противоречия. В их основе лежала необходимость постоянно поддерживать баланс в отношениях РБ со странами, имеющими разные экономические и политические системы, входящими в различные региональные объединения. С одной стороны, Беларусь установила прочные союзнические отношения с Россией и вошла в такие организации, как ЕАЭС и ОДКБ. С другой - она активно устанавливала торговые и экономические отношения со странами, входящими в Евросоюз, а также с Китаем и США. Основное внимание в статье уделяется балканскому направлению международного сотрудничества РБ, прежде всего белорусско-сербским связям. Отмечается, что белорусское руководство стремилось к сотрудничеству с другими балканскими странами, вовлекая их в орбиту торгово-экономических связей на рынках ЕАЭС. Основными методами исследования являются метод контент-анализа и прогностический метод. Автор анализирует особенности современной политической обстановки в Беларуси, обусловленные неоднозначными результатами выборов президента страны 9 августа 2020 г. Делается вывод о том, что противостояние власти и общества будет иметь негативные последствия для внешней политики РБ, для ее отношений с другими государствами, в том числе и на Балканах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALKAN VECTOR OF BELARUS FOREIGN POLICY (LATE XX - EARLY XXI CENTURIES)

The article examines the Balkan vector of the Belarus’ foreign policy in the context of the concept of a multi-vector policy. It is noted that the Republic of Belarus (RB), created as an independent state after the collapse of the Soviet Union in 1991, initially attached great importance to the establishment of mutually beneficial relations with different countries. This approach laid the foundation for the subsequent formation of the named concept. The thesis is expressed that the implementation of a multi-vector policy entailed certain contradictions. They were based on the need to constantly maintain a balance in relations between the Republic of Belarus and countries that have different economic and political systems and are members of various regional associations. On the one hand, Belarus has established strong allied relations with Russia and joined organizations such as the EAEU and the CSTO. On the other hand, it actively established trade and economic relations with the countries of the European Union, as well as with China and the United States. The main attention is paid to the Balkan vector of international cooperation of the Republic of Belarus, first of all to the Belarusian-Serbian relations. It is noted that the Belarusian leadership sought to cooperate with other Balkan countries, involving them in the orbit of trade and economic ties in the EAEU markets. The main research methods are the content analysis method and the predictive method. The author analyzes the features of the modern political situation in Belarus, caused by the ambiguous results of the presidential elections on August 9, 2020. It is concluded that the confrontation between the authorities and society will have negative consequences for the foreign policy of the Republic of Belarus, for its relations with other states, including the Balkans.

Текст научной работы на тему «БАЛКАНСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI В.)»

Б01: 10.31249/аре/2021.02.12

Шаншиева Л.Н. , 2021

Балканский вектор внешней политики Республики Беларусь (конец ХХ- начало ХХ1 в.)

Аннотация. В статье рассматривается балканское направление внешней политики Беларуси в контексте концепции многовекторной политики. Отмечается, что Республика Беларусь (РБ), созданная как независимое государство после распада Советского Союза в 1991 г., изначально придавала большое значение установлению взаимовыгодных отношений с разными странами. Такой подход заложил фундамент для последующего формирования названной концепции. Высказывается тезис о том, что реализация многовекторной политики повлекла за собой определенные противоречия. В их основе лежала необходимость постоянно поддерживать баланс в отношениях РБ со странами, имеющими разные экономические и политические системы, входящими в различные региональные объединения. С одной стороны, Беларусь установила прочные союзнические отношения с Россией и вошла в такие организации, как ЕАЭС и ОДКБ. С другой - она активно устанавливала торговые и экономические отношения со странами, входящими в Евросоюз, а также с Китаем и США.

Основное внимание в статье уделяется балканскому направлению международного сотрудничества РБ, прежде всего белорусско-сербским связям. Отмечается, что белорусское руководство стреми-

1 Шаншиева Лариса Николаевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН (shlara@rambler.ru).

лось к сотрудничеству с другими балканскими странами, вовлекая их в орбиту торгово-экономических связей на рынках ЕАЭС.

Основными методами исследования являются метод контент-анализа и прогностический метод. Автор анализирует особенности современной политической обстановки в Беларуси, обусловленные неоднозначными результатами выборов президента страны 9 августа 2020 г. Делается вывод о том, что противостояние власти и общества будет иметь негативные последствия для внешней политики РБ, для ее отношений с другими государствами, в том числе и на Балканах.

Ключевые слова: Беларусь, А. Лукашенко, Сербия, А. Вучич, многовекторная политика, балканские государства.

Геополитическое положение Республики Беларусь (РБ) в центре Европы, ее ограниченные природные ресурсы, а также ее сформировавшаяся за последние четверть века государственность и возрастающее значение суверенитета обусловливают особую внешнюю политику этой страны, что проявляется в поиске взаимовыгодного сотрудничества с разными странами. Следует иметь в вицу, что Беларусь - страна пограничья, она находится на стыке нескольких типов границ. Это геополитические границы между Востоком и Западом; государственные границы Польши, Литвы, Беларуси; этнические границы, разделяющие славянские и балтийские народы; конфессиональные границы по линии католицизм-православие.

«Беларусь, занимающая стратегическое положение между Балтикой и Причерноморьем, будучи фактически звеном, разрывающим Междуморье, является сегодня важнейшей страной в контексте международных отношений в Центральной и Восточной Европе» [Гущин, 2019, с. 125].

Эта особенность нашла отражение в концепции многовек-торности внешней политики, которая последовательно осуществлялась на практике в 2000-е годы. Безусловно, в реализации данной политики весьма сложно соблюсти необходимый баланс. Как известно, особую роль для Беларуси имеют взаимоотношения с Россией и другими соседними государствами. Вместе с тем Беларусь развивает связи с такими разными партнерами, как Евросоюз,

Китай, страны Ближнего Востока и даже страны Северной и Южной Америки.

Стоит отметить, что Евросоюз, в свою очередь, осознает особую геополитическую роль РБ, в связи с чем во втором десятилетии XXI в. он принял несколько программ регионального сотрудничества приграничных областей Польши, Латвии и Литвы с Беларусью (подробнее см: [Махмутов, Литвак, 2020]).

Белорусский суверенитет - исторически недавнее явление. Как неоднократно подчеркивалось в официальных документах РБ и в выступлениях ее государственных деятелей, основной задачей внешней политики Беларуси является защита и отстаивание государственных интересов в основных сферах жизнедеятельности. Достаточно емко суть национально-государственных интересов РБ изложена в работах белорусского исследователя А. Шарапо [Шара-по, 2012]. Первое место отводится геополитическим интересам, связанным с обеспечением территориальной целостности и политической независимости страны. «Беларусь заинтересована в поддержании баланса между европейским и евро-азиатским политическим, экономическим и стратегическим пространством. Односторонняя ориентация не соответствует национальным интересам Беларуси и ее геополитическому положению» [Ibid., с. 38]. Не менее важны «экономические интересы, связанные с необходимостью интеграции белорусской экономики в европейский и мировой хозяйственный и инвестиционный процесс: обеспечение страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, поддержание конкурентоспособности национального производства при обеспечении социальной защищенности, обеспечение стабильности национальной денежной единицы, развитие тесного сотрудничества с соседними государствами» [Ibid.].

Особую роль играет военно-политический фактор. Безъядерный статус Беларуси соответствует ее долговременным политическим и военным интересам, а также принципам европейской безопасности. Помимо этого, значительное внимание уделяется региональным, субрегиональным, локальным интересам, связанным с обеспечением разнообразных специфических потребностей внутреннего развития страны. «Беларусь, не претендуя на лиди-

рующие позиции, хочет одного - активно используя свое географическое положение, природные ресурсы, экономический и военный потенциал, занять в этом многополярном и противоречивом мире, во всей системе международных отношений свое достойное место» [Шарапо, 2012].

В рамках данной статьи не ставится задача исследования отношений Республики Беларусь со всеми странами Балканского региона. Внимание будет сосредоточено на Сербии как основном союзнике РБ на Балканах, в основе отношений с которой традиционно находились фактор «славянского братства», а также конфессиональная общность белорусского и сербского народов.

Современная история отношений Республики Беларусь с балканскими странами насчитывает немногим более четверти века. Их активная фаза началась в 1994 г., после прихода к власти Александра Лукашенко, который заложил основы сотрудничества с Союзной Республикой Югославия (СРЮ) и продолжил развитие двустороннего сотрудничества с Республикой Сербия после распада СРЮ (4 февраля 2003 г.) и Государственного союза Сербии и Черногории (5 июня 2006 г.). С его стороны были предприняты активные действия по установлению прочных, стабильных отношений и с другими балканскими странами. И хотя балканское направление внешней политики не является для Беларуси приоритетным, но и те возможности, которые давало это сотрудничество, белорусское руководство стремилось использовать с выгодой.

Анализируя имеющиеся особенности выстраивания отношений между Беларусью и постъюгославскими государствами -постсоциалистическими славянскими государствами, относящимися к двум разным субрегионам - к Восточной Европе и к Юго-Восточной Европе, - необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, развитие сотрудничества между такими небольшими (по территории и численности населения) государствами, какими являются РБ и новые государства бывшей СРЮ, во многом зависело и зависит от их отношений с соседями и соответствующими региональными объединениями: для балканских стран - это страны Евросоюза и НАТО, для Беларуси - Россия и государства, входя-

щие в ЕАЭС и ОДКБ1. Во-вторых, Балканы в наши дни остаются точкой притяжения для разных глобальных и европейских игроков, и это дает основания говорить о том, что страны этого региона тоже придерживаются многовекторной внешней политики [Пиво-варенко, 2019].

Что касается развития и укрепления белорусско-сербского сотрудничества, то А. Лукашенко изначально очень активно проявлял себя в отношениях с ведущими сербскими политиками. Особенно значимым событием для двух стран стал его визит в 1999 г. в Белград во время бомбардировок НАТО. Президент Беларуси был единственным главой государства, который посетил Сербию в то чрезвычайно трудное для нее время, чтобы оказать этой стране моральную поддержку.

Еще до начала военных действий НАТО Беларусь предлагала тогдашнему президенту Сербии С. Милошевичу помощь в виде поставок зенитно-ракетных систем С-300 и боевых самолетов. Сербия отказалась от этого предложения, видимо, не веря в то, что возможны бомбардировки. Не имея возможности оказывать военно-техническую помощь, РБ поставляла сербам помощь гуманитарную.

В последующее десятилетие белорусско-сербские отношения практически не развивались и лишь в конце первого десятилетия XXI в. двустороннее сотрудничество стало вновь набирать обороты. Президент РБ посещал Сербию в 2009, 2014 и 2019 гг. и проводил с ее руководством активные переговоры по вопросам экономического и политического сотрудничества.

Вместе с тем нельзя говорить о твердой стабильности белорусско-сербских отношений, поскольку обе страны чрезвычайно подвержены влиянию внешних игроков. К примеру, РБ не всегда поддерживала СРЮ. В свою очередь, Сербия в 2012 г. присоединилась к санкциям Евросоюза против Беларуси. Но «несмотря на то что Сербия была вынуждена присоединиться... к санкциям ЕС

1 Ярко продемонстрировало эту особенность подписание соглашения о свободной торговле между Сербией и ЕАЭС в октябре 2019 г. Незамедлительно последовала реакция Европейского союза, который назвал это решение противоречащим стремлению сербского государства стать членом ЕС.

против Беларуси, так как она находилась в процессе присоединения к соглашениям с ЕС, сама Сербия никогда не применяла санкций в отношении Беларуси, считая их контрпродуктивными» [Си-вицкий, 2014]. При этом Минск всегда выступал за сохранение территориальной целостности Сербии и поддерживал ее усилия по нормализации ситуации в Косове и Метохии. Можно констатировать, что уровень политических отношений между странами всегда оставался достаточно высоким.

РБ проводила достаточно последовательную политику на балканском направлении в течение второго десятилетия XXI в., подтверждая свою позицию реальными действиями руководства страны. 27 июня 2013 г. в Минске президент Беларуси А. Лукашенко принял верительные грамоты послов 11 государств, в том числе Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины. В своей речи он подчеркнул: «Мы избрали многовекторный курс внешней политики и стремимся к формированию прочных отношений, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве и дружбе с зарубежными партнерами. Беларусь готова поддержать любые добрые начинания, направленные на благо наших народов, и сама нередко становится инициатором перспективных совместных проектов» [Александр Лукашенко принял.., 2013]. Вместе с тем во время данной церемонии глава белорусского государства выразил свое отношение к стремлению балканских стран вступить в Евросоюз: «Нацеленность ваших стран на тесную интеграцию с Европейским союзом не должна стать препятствием для развития взаимовыгодного сотрудничества с нашим государством. Мы готовы к расширению отношений во всех сферах взаимного интереса и повышению уровня контактов. убежден, что углубление двустороннего торгово-экономического сотрудничества с каждой из ваших стран станет катализатором активизации межгосударственного взаимодействия во всех областях, в том числе в политической сфере. Считаем необходимым углубление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества в таких отраслях, как энергетика, сельское хозяйство, туризм, гостиничный бизнес» [Ibid.].

Во время визита А. Лукашенко в Сербию в 2014 г. были проведены масштабные переговоры на высшем уровне о научно-

техническом и инвестиционном сотрудничестве, ядром которого должно было стать создание международных холдингов на базе белорусских и сербских предприятий. Предполагалось, что следующим шагом станет выход с общей продукцией на рынки третьих стран. Имелось в виду, что при помощи такой формы сотрудничества можно было бы извлечь обоюдную пользу как от членства Беларуси в Евразийском экономическом союзе, так и в перспективе от вступления Сербии в Евросоюз.

Следует отметить, что в целом после 2015 г. Беларусь укрепила свои позиции на внешнеполитическом направлении. Во многом это произошло благодаря инициативе А. Лукашенко по заключению Минских соглашений, что позволило РБ выйти из внешнеполитической изоляции со стороны Запада и возобновить диалог с общеевропейскими организациями и ведущими странами Западной Европы.

Это позволило белорусскому государству активизировать также и балканское направление внешней политики. Не ослабевающий интерес высшего руководства РБ к укреплению и развитию политических и экономических отношений с балканскими странами, прежде всего с Сербией, принес свои плоды. Укрепились экономические связи, был подписан ряд важных договоров и контрактов.

После частичного снятия санкций ЕС в отношении РБ белорусско-сербское сотрудничество стало гораздо более активным. Кроме того, А. Лукашенко попытался установить более тесные связи с другими балканскими государствами - Словенией, Хорватией, Македонией, Черногорией. По мнению некоторых белорусских политологов, расчет был сделан на то, что Минск, с одной стороны, станет новой переговорной площадкой для улучшения отношений между новыми балканскими странами, с другой - что РБ станет посредником в деле продвижения балканских товаров на российский рынок и на рынки стран ЕАЭС [Шпаковский, 2015]. В этой связи высказывались предположения, что Беларусь и Сербия могут инициировать проект по сближению постъюгославских республик, что станет принципиально новым этапом в истории развития этого региона после 1992 г. [Ibid.].

Развивались также и межпарламентские связи: в июне 2015 г. был подписан меморандум о сотрудничестве между Национальным собранием Республики Беларусь и Народной скупщиной Республики Сербия. В ноябре 2015 г. президент Сербии Т. Нико-лич посетил Минск, где принял участие в торжественной церемонии закладки капсулы на стройплощадке экспериментального многофункционального центра «Минск-Мир» [Президенты.., 2015].

Развернутую оценку белорусско-сербским отношениям дал посол Беларуси в Сербии В. Брылев. По его мнению, не случайно, что периоды охлаждения в двусторонних отношениях всегда сменялись периодами подъема: «В прошлом мы все время были в каких-то бедах. Поэтому Беларусь и Сербия хорошо друг друга понимают: все время потери, войны. Может быть, мы поэтому друг к другу тянемся» [Беларусь и Сербия.., 2019]. Ослабление сотрудничества между странами в первом десятилетии XXI в. посол объяснил прежде всего тем, что тогда в Сербии у власти находились политики, которые не видели в Беларуси близкого партнера. К тому же Сербия достаточно часто голосовала против Беларуси в различных международных институтах, что вызывало обиду с белорусской стороны. Нынешний этап в отношениях между странами посол назвал благоприятным. В то же время он отметил, что достичь высокого уровня в экономическом сотрудничестве пока не получается по разным причинам, в том числе потому, что Беларусь и Сербия имеют разные экономические системы, входят в различные межгосударственные объединения и организации, и у каждой из стран есть свои объективные потребности экономического развития. Определенную роль играют и другие факторы. Например, в 2015 г. товарооборот между двумя странами достиг максимума - 250 млн долл., а в 2018 г. составил лишь 148 млн долл. Снижение товарооборота произошло из-за прекращения поставок нефтепродуктов из РБ. Тем не менее обе страны неоднократно заявляли, что в течение ближайших лет могут достичь товарооборота в 500 млн долл., если будут реализованы все подписанные соглашения, контракты, договора [Ibid.].

Серьезно осложнило политику сотрудничества Беларуси с балканскими государствами принятие Европейским союзом

6 февраля 2018 г. стратегии расширения в отношении Западных Балкан. При этом нужно отметить, что на сегодняшний момент на пути в Евросоюз дальше всех продвинулись Сербия и Черногория, но даже эти государства не могут рассчитывать на членство раньше 2025 г. [Братерский, 2018]. Тем не менее представляется, что такая перспектива отрицательно влияет на выстраивание стабильного сотрудничества этих стран с Республикой Беларусь.

Несмотря на указанные сложности, в течение 2019 г. белорусско-сербские контакты развивались активно. Весомым вкладом в развитие двусторонних отношений стали переговоры на президентском уровне во время визита А. Лукашенко в Сербию 3 декабря 2019 г.

Накануне официальных переговоров состоялась встреча А. Вучича и А. Лукашенко в узком кругу, во время которой они обсудили политические вопросы современных международных отношений, вопросы экономического сотрудничества, перспективы увеличения товарооборота между двумя странами, инициативы по созданию совместных производств и запуску инвестиционных проектов. По поводу желания Сербии стать членом ЕС президент РБ заметил, что в самом Евросоюзе ситуация достаточно сложная, поэтому на повестке дня не прием новых членов, а прежде всего сохранение тех, которые входят в него сегодня.

Вместе с тем отмечалось, что Беларусь не меняет свою позицию по вопросу о сохранении территориальной целостности Сербии. «Мы придерживаемся схожих взглядов на мировую повестку, активно взаимодействуем в международных организациях. Не меняется позиция Беларуси по вопросу территориальной целостности вашего государства», - подчеркнул А. Лукашенко [Переговоры.., 2019].

Во время переговоров в расширенном составе участники обратили внимание на то, что обе страны никогда не ставили друг другу предварительных условий для двустороннего сотрудничества. Сербия и Беларусь не имеют столь значительных ресурсов, какими обладают глобальные игроки, например Россия или Соединенные Штаты Америки. Эту особенность подчеркнул в своей речи президент РБ: «Многие малые, средние государства (я это за

свою долгую президентскую жизнь видел не один раз) всегда ориентируются на эти гигантские и богатые государства, потому что они обладают теми ресурсами, которых не хватает у нас. Но мы не должны забывать о том, что любые империи и крупные государства никогда с нами не будут сотрудничать без предварительных условий, они обязательно что-то попросят взамен, даже еще ничего для тебя не сделав» [Переговоры.., 2019]. А. Вучич, в свою очередь, отметил, что у обеих стран есть большой потенциал для развития сотрудничества во всех областях.

По итогам переговоров стороны подписали пакет документов о развитии связей в различных отраслях: в частности, меморандум о сотрудничестве в области инноваций и развития цифровых технологий; соглашение о научно-техническом сотрудничестве Национальной академии наук Беларуси с Сербской академией наук и искусств, Министерством образования, науки и технологического развития Сербии.

Глава белорусского государства поддержал подписание Сербией соглашения о зоне свободной торговли с ЕАЭС и подчеркнул, что Беларусь для Сербии - искренний друг в Евразийском экономическом союзе. «В то же время, - заявил он, - мы с уважением относимся к стремлению вашей страны вступить в Европейский союз и желаем вам достойно пройти этот путь. Дай бог, чтобы у вас получилось то, чего вы хотите... Я ярый сторонник сохранения Европейского союза, который всегда санкции вводил против Беларуси. Европейский союз - это одна из мощнейших опор нашей планеты. Если его выдернуть из-под этой системы, она не просто закачается, а может рухнуть. Поэтому я сторонник сохранения Европейского союза» [Переговоры.., 2019]. При этом президент РБ отметил, что развивать хорошие отношения с ЕС стремится не только Беларусь, но и другие страны, в том числе Россия и Китай. А у Сербии - значительные объемы торговли именно со странами Европейского союза, поэтому такой рынок практически невозможно заменить. Вместе с тем Сербия развивает сотрудничество не только в рамках ЕС, но и использует другие возможности для расширения торгово-экономических и гуманитарных связей с разными странами.

Контакты руководителей Беларуси и Сербии продолжились и в 2020 г. В частности, 30 июля (накануне президентских выборов в РБ) состоялся телефонный разговор между А. Вучичем и А. Лукашенко. Главной темой обсуждения стали белорусско-сербские отношения - на нынешнем этапе и в перспективе. Стороны отметили, что есть все условия для того, чтобы на практике преобразовать высокий уровень политических контактов в реальные экономические показатели. Было заявлено, что стороны ожидают окончания электоральной кампании в Беларуси, чтобы договориться о будущей совместной работе и проектах.

Вместе с тем напряженная обстановка в период президентских выборов 9 августа 2020 г. и последовавший политический кризис оказали существенное влияние на характер отношений РБ с другими государствами. Разделение белорусского общества на сторонников А. Лукашенко и его противников привело к масштабным протестным выступлениям в ряде белорусских городов. В ситуацию противостояния избирателей, не согласных с результатами выборов, включились зарубежные игроки, внутренний политический кризис приобрел международный отклик. Сложившаяся ситуация ясно показала, что Беларусь действительно играет важную геополитическую роль.

В белорусских СМИ появлялось довольно много публикаций о вмешательстве других стран во внутренние дела Беларуси, в том числе были сообщения о присутствии сербских военных. Президенту Сербии пришлось официально опровергать эту дезинформацию [Вучич опроверг.., 2020].

В начале сентября 2020 г. по инициативе США были проведены переговоры президента Сербии Александра Вучича и премьер-министра непризнанного Косова Авдулаха Хоти. Договоренности сторон, достигнутые 4 сентября 2000 г., касались вопросов экономического урегулирования, но за скобками осталось решение основной проблемы - разрешение политического конфликта. Безусловно, взаимоотношения с Косово будут и дальше накладывать отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику Сербии и опосредованно - на взаимоотношения Сербии с другими государствами и союзами, в то время как затяжной внутриполитический

кризис в Беларуси может повлиять как на развитие белорусско-сербских отношений, так и на взаимоотношения РБ с другими балканскими странами. К примеру, в начале октября 2020 г. Болгария отозвала своего посла в Минске для проведения консультаций в связи с осложнением дипломатических отношений РБ с Польшей и Литвой, объяснив такой шаг тем, что названные страны являются партнерами Болгарии по Евросоюзу [Болгария отзывает.., 2020]. Не исключено, что готовящаяся конституционная реформа в РБ, последующие новые выборы президента и возможная корректировка внешнеполитического курса приведут к уточнению и пересмотру приоритетов сотрудничества Республики Беларусь с другими странами, в том числе и на балканском направлении.

В целом во внешней политике РБ в ближайшем будущем может наметиться отход от принципа многовекторности, поскольку белорусскому руководству становится все труднее лавировать между разными международными центрами силы в целях сохранения суверенитета своего государства. Возможно, официальному Минску придется пересмотреть приоритеты международного сотрудничества, сосредоточив основное внимание на укреплении союзнических отношений с заинтересованными сторонами. Многое будет зависеть и от развития белорусско-российских отношений в рамках Союзного государства, более того - от определения перспективы этого союза. На корректировку внешнеполитического курса Республики Беларусь могут оказать влияние также другие внутренние и внешние факторы развития. В свою очередь, внешняя политика Сербии - основного партнера РБ на Балканах - также в значительной степени будет определяться воздействием внешних политических факторов, которое носит противоречивый и в силу этого труднопредсказуемый характер.

Литература

Александр Лукашенко принял верительные грамоты послов иностранных государств / / Президент Республики Беларусь. - Минск, 2013. -27.06. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/

aleksandr-lukashenko-prinjal-veritelnye-gramoty-poslov-inostrannyx-gosudars tv-6384/ (Дата обращения - 12.11.2020).

Беларусь и Сербия: Почему развитие политических отношений опережает экономическое сотрудничество // БЕЛТА. - Минск, 2019. -02.12. - Режим доступа: https://www.belta.by/politics/view/mezhdu-bela rusjju-i-serbiej-rastet-interes-k-razvitiju-sotrudnichestva-brylev-371309-2019/ (Дата обращения - 12.11.2020).

Болгария отзывает посла из Белоруссии в знак поддержки Польши и Литвы / / Regnum. - М., 2020. - 08.10. - Режим доступа: https://regnum. ru/news/polit/3085249.html (Дата обращения - 12.11.2020).

Братерский А. Жесткие условия: Европа отложила Балканы в долгий ящик // Газета. ru. - М., 2018. - 07.02. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2018/02/07_a_11639893.shtml (Дата обращения - 12.11.2020).

Вучич опроверг вмешательство сербской армии в ситуацию в Белоруссии // Известия. - М., 2020. - 21.08. - Режим доступа: https://iz.ru/ 1051051/2020-08-21/vuchich-oproverg-vmeshatelstvo-serbskoi-armii-v-situatci iu-v-belorussii (Дата обращения - 12.11.2020).

Гущин А. Западный фланг постсоветского пространства в 2018 г.: Итоги и перспективы // Глобальный прогноз РСМД 2019-2024 : сборник / сост. Тимофеев И.Н. и др. - М., 2019. - С. 121-127.

Махмутов Р., Литвак Н. Становление белорусской идентичности в эпоху рефлексивного модерна // Современная Европа / РАН. ИЕ. - М., 2020. - № 3. - С. 128-138.

Переговоры с Президентом Сербии Александром Вучичем // Президент Республики Беларусь. - Минск, 2019. - 03.12. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/peregovory-s-prezidentom-serbii-aleksandrom-vuchichem-22512/ (Дата обращения - 12.11.2020).

Пивоваренко А. Новая динамика Балкан: Регион в 2024 г. // Глобальный прогноз РСМД 2019-2024 : сборник / сост. Тимофеев И.Н. и др. -М., 2019. - С. 113-120.

Президенты Беларуси и Сербии заложили капсулу комплекса «Минск-Мир» / / Belarus. - Минск, 2015. - 20.11. - Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/press-center/news/prezidenty-belarusi-i-serbii-zalozhili-kapsulu-na-strojploschadke-kompleksa-minsk-mir_i_31835.html (Дата обращения - 12.11.2020).

Сивицкий А. Новые Балканы: Визит президента в Сербию имеет символическое значение для белорусско-сербских отношений / / SB.BY. -Минск, 2014. - 20.06. - Режим доступа: https://www.sb.by/articles/novye-balkany.html (Дата обращения - 12.11.2020).

Шарапо А.В. Республика Беларусь в контексте геополитики XXI века : сборник статей. - Минск, 2012. - 276 с.

Шпаковский А. Зачем Беларуси «югославский клуб»: Минский формат для балканского единства // IMHO. - Минск, 2015. - 25.11. - Режим доступа: https://imhoclub.by/ra/material/zachem_belarusi_jugoslav skij_klub (Дата обращения - 12.11.2020).

DOI: 10.31249/ape/2021.02.12

Shanshieva L.N.1, 2021 Balkan vector of Belarus foreign policy (late XX - early XXI centuries)

Abstract. The article examines the Balkan vector of the Belarus' foreign policy in the context of the concept of a multi-vector policy. It is noted that the Republic of Belarus (RB), created as an independent state after the collapse of the Soviet Union in 1991, initially attached great importance to the establishment of mutually beneficial relations with different countries. This approach laid the foundation for the subsequent formation of the named concept. The thesis is expressed that the implementation of a multi-vector policy entailed certain contradictions. They were based on the need to constantly maintain a balance in relations between the Republic of Belarus and countries that have different economic and political systems and are members of various regional associations. On the one hand, Belarus has established strong allied relations with Russia and joined organizations such as the EAEU and the CSTO. On the other hand, it actively established trade and economic relations with the countries of the European Union, as well as with China and the United States.

The main attention is paid to the Balkan vector of international cooperation of the Republic of Belarus, first of all to the Belarusian-Serbian relations. It is noted that the Belarusian leadership sought to cooperate with other Balkan countries, involving them in the orbit of trade and economic ties in the EAEU markets.

The main research methods are the content analysis method and the predictive method. The author analyzes the features of the modern political

1 Shanshieva Larisa Nikolaevna - Ph.D. in Philosophy, Leading Researcher INION RAS (shlara@rambler.ru). 266

situation in Belarus, caused by the ambiguous results of the presidential elections on August 9, 2020. It is concluded that the confrontation between the authorities and society will have negative consequences for the foreign policy of the Republic of Belarus, for its relations with other states, including the Balkans.

Keywords: Belarus, A. Lukashenko, Serbia, A. Vucic, multi-vector policy, Balkan countries.

References

Alexander Lukashenko received credentials from ambassadors of foreign states [Aleksandr Lukashenko prinyal veritel'nye gramoty poslov inostrannykh gosudarstv]. (2013) // President of the Republic of Belarus. -Minsk. - 27.06. - Mode of access: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/ aleksandr-lukashenko-prinjal-veritelnye-gramoty-poslov-inostrannyx-gosudar stv-6384/ (Date of access - 12.11.2020).

Belarus and Serbia: Why the development of political relations is ahead of economic cooperation [Belarus' i Serbiya: Pochemu razvitie politicheskikh otnoshenii operezhaet ekonomicheskoe sotrudnichestvo]. (2019) // BELTA. - Minsk. -02.12. - Mode of access: https://www.belta.by/politics/view/mezhdu-belarusjju-i-serbiej-rastet-interes-k-razvitiju-sotrudnichestva-brylev-371309-2019/ (Date of access - 12.11.2020).

Bratersky A. (2018). Tough conditions: Europe shelved the Balkans [Zhestkie usloviya: Evropa otlozhila Balkany v dolgii yashchik] // Gazeta.ru. -Moscow. - 07.02. - Mode of access: https://www.gazeta.ru/politics/ 2018/02/07_a_11639893.shtml (Date of access - 12.11.2020).

Bulgaria recalls its ambassador from Belarus as a sign of support for Poland and Lithuania [Bolgariya otzyvaet posla iz Belorussii v znak podderzhki Pol'shi i Litvy]. (2020) // Regnum. - Moscow. - 08.10. - Mode of access: https://regnum.ru/news/polit/3085249.html (Date of access - 12.11.2020).

Gushchin A. (2019). The western flank of the post-Soviet space in 2018: Results and prospects [Zapadnyi flang postsovetskogo prostranstva v 2018 g.: Itogi i perspektivy] / / RIAC global forecast 2019-2024: Collection / Timofeev I.N. et al. (Comp.). - Moscow. - P. 121-127.

Makhmutov R., Litvak N. (2020). Formation of Belarusian identity in the era of reflexive modernity [Stanovlenie belorusskoi identichnosti v epokhu refleksivnogo moderna] // Modern Europe / RAS. IE. - Moscow. - N 3. - P. 128138.

Negotiations with the President of Serbia Aleksandar Vucic [Peregovory s Prezidentom Serbii Aleksandrom Vuchichem]. (2019) // President of the Republic of Belarus. - Minsk. - 03.12. - Mode of access: http://president.gov.by/ru/

news_ru / view /peregovory-s-prezidentom-serbii-aleksandrom-vuchichem-22512/ (Date of access - 12.11.2020).

Pivovarenko A. (2019). New dynamics of the Balkans: Region in 2024 [Novaya dinamika Balkan: Region v 2024 g.] // RIAC global forecast 2019-2024: Collection / Timofeev I.N. et al. (Comp.). - Moscow. - P. 113-120.

Sivitsky A. (2014). New Balkans: The president's visit to Serbia has a symbolic meaning for the Belarusian-Serbian relations [Novye Balkany: Vizit prezidenta v Serbiyu imeet simvolicheskoe znachenie dlya belorussko-serbskikh otnoshenii] / / SB.BY. - Minsk. - 20.06. - Mode of access: https://www. sb.by/ articles/novye-balkany.html (Date of access - 12.11.2020).

Sharapo A.V. (2012). Republic of Belarus in the context of the geopolitics of the XXI century [Respublika Belarus' v kontekste geopolitiki XXI veka]. - Minsk. -276 p.

Shpakovsky A. (2015). Why Belarus needs the «Yugoslavian club»: Minsk format for Balkan unity [Zachem Belarusi «yugoslavskii klub»: Minskii format dlya balkanskogo edinstva] // IMHO. - Minsk. - 25.11. - Mode of access: https://imhoclub.by/ru/ material/zachem_belarusi_jugoslavskij_klub (Date of access - 12.11.2020).

The Presidents of Belarus and Serbia laid the capsule of the Minsk-Mir complex [Prezidenty Belarusi i Serbii zalozhili kapsulu kompleksa «Minsk-Mir»]. (2015) / / Belarus. - Minsk. - 20.11. - Mode of access: https://www.belarus. by/ru/press-center/news/prezidenty-belarusi-i-serbii-zalozhili-kapsulu-na-st rojploschadke-kompleksa-minsk-mir_i_31835.html (Date of access -12.11.2020).

Vucic denied the intervention of the Serbian army in the situation in Belarus [Vuchich oproverg vmeshatel'stvo serbskoi armii v situatsiyu v Belorussii]. (2020) // Izvestia. - Moscow. - 21.08. - Mode of access: https://iz.ru/1051051/ 2020-08-21/vuchich-oproverg-vmeshatelstvo-serbskoi-armii-v-situatciiu-v-belo russii (Date of access - 12.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.