УДК 327
DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-6-72-79
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ В XXI в.
THE MAIN VECTORS OF COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF SERBIA IN THE XXI CENTURY
Рассмотрены перспективы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Сербия. Определены основные векторы взаимодействия между странами в XXI веке.
Выполнено исследование положительных и отрицательных моментов взаимодействия между странами. Отмечено, что, несмотря на стремление Республики Сербия стать членом Европейского союза, отношениям с Российской Федерацией уделяется особое значение. Взаимоотношения Сербии и России включены в основные внешнеполитические приоритеты Сербии.
К основным направлениям сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербия можно отнести политический, экономический и культурный векторы. Указано, что Россия зарекомендовала себя как важный политический и экономический партнер Сербии. В 2013 г. между странами подписана Декларация о стратегическом партнерстве, которая основывается на демократических ценностях, разделяемых обеими странами, принципах суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, мирного разрешения конфликтов, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела и обязательства государств.
Однако для построения прочных и долгосрочных связей между странами необходимо более активно развивать гуманитарное сотрудничество. Отмечены преимущества сотрудничества для обеих стран. Констатируется, что Российская Федерация и Республика Сербия продолжают укреплять сотрудничество в областях политики, экономики, культуры.
Полученные результаты могут быть применены при дальнейшем изучении взаимоотношений между Россией и Сербией по основным направлениям: политическое сотрудничество, торгово-экономическое сотрудничество, духовно-культурные связи
Ключевые слова: международные отношения; международное сотрудничество; Российская Федерация; Республика Сербия; гуманитарное сотрудничество; культурная дипломатия; инвестиции; политика; торговля; экономика
The article describes the perspectives of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia. The purpose of research is to determine the main vectors of interaction between countries in the twenty-first century.
In the main part, the global qualitative investigation of the positive aspects of interaction between countries, are carried out. Despite the desire of the Republic of Serbia to become a member of the European Union, relations with the Russian Federation are of particular importance. Serbia's relations with Russia are included in the main foreign policy priorities of Serbia.
The main areas of cooperation between Russia and Serbia include political, economic and cultural vectors. Russia has established as an important political and economic partner of Serbia. In 2013, the countries signed the Declaration on Strategic Partnership, which is based on democratic values shared by both countries, the principles of sovereignty, equality and territorial integrity of states, peaceful resolution of conflicts, mutual respect, non-interference in internal affairs and obligations of states.
© А. В. Пентегова, 2019 72
А. В. Пентегова, Институт философии Российской академии наук, г. Москва [email protected]
A. Pentegova, Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Moscow
Moreover, in order to build strong and long-term ties between Russia and Serbia, it is necessary to develop humanitarian cooperation. In the article, the advantage of cooperation between Russia and Serbia is given. In the conclusion, it is stated that the Russian Federation and the Republic of Serbia continue to strengthen cooperation in the fields of politics, economy and culture.
The recapitulation and ideas can be used for the continuation of the research of the relations between Russia and Serbia in the main areas: political cooperation, trade and economic cooperation, spiritual and cultural ties
Key words: international relations; cooperation; Russian Federation; Republic of Serbia; humanitarian cooperation; cultural diplomacy; investment; politics; trade; economy
Б ведение. После распада Югославии внешнеполитические интересы Российской Федерации в регионе Западных Балкан сконцентрировались на Республике Сербия и частично на Республике Сербской, которая в соответствии с Дейтонским соглашением с ноября 1994 г. входит в состав Боснии и Герцеговины. Россия предоставила гуманитарную и дипломатическую помощь Сербии во время бомбежки Югославии силами НАТО в 1999 г. Официально операция НАТО преподносилась как гуманитарная интервенция для предотвращения этнических чисток, но вопросы о легитимности данных действий неоднократно поднимались Россией и Китаем. По завершении данная операция сил НАТО привела к неменьшей гуманитарной катастрофе в регионе по сравнению с той, которую должна была предотвратить.
В XXI в. Россия продолжила курс внешнеполитической поддержки Сербии, благодаря которой Косово и Метохия хотя бы формально остается частью Сербии, и последовательно защищает ее интересы в международных организациях. В 2015 г. Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН о «геноциде» в Сребренице [11], который был однополярным, обвиняя в международном преступлении исключительно сербов, а также имел конфронтационную позицию. Парламент Сербии, еще в 2009 г осудив данное преступление, категорически выступает против определения и признания данных событий как геноцид.
Республика Сербия и сегодня продолжает сталкиваться с серьезными глобальными, региональными и внутренними проблемами и рисками, которые могут поставить под угрозу ее национальную безопасность. Сербия окружена государствами-членами Североатлантического альянса и Европейского союза. С 1 сентября 2013 г. вступило в силу Соглашение о стабилизации и ассоциации между Европейским сообществом и его
членами, с одной стороны, и Республикой Сербия - с другой [16], закрепившее «Дорожную карту» по вступлению Сербии в ЕС. Однако одной из главных целей Сербии остается поддержание баланса сил между Россией и Западом.
Переговорное досье по присоединению Сербии к Европейскому союзу в разделе 30 содержит положения, выполнение которых может навредить экономике страны: для возможности вступления в ЕС Сербия вынуждена будет отказаться от всех действующих соглашений о зоне свободной торговли: Центрально-Европейское соглашение свободной торговли (CEF7A), Соглашение с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Турцией [15] и др., действующим останется лишь соглашение с ЕС [10]. Правительство Сербии не торопится преодолеть существующие барьеры, наоборот, с 2016 г проводит переговоры об унификации торгово-экономического режима между Сербией и Евразийским экономическим союзом, в результате которых должна быть создана зона свободной торговли. Изложенное доказывает приверженность Сербии проводимой ею многовекторной политике и наглядно демонстрирует, что правительство страны не готово отказываться от экономического сотрудничества со странами-партнерами из-за затянувшейся возможности членства в Европейском союзе.
Методы исследования. В работе использованы методы научного познания, в частности, обобщение, анализ, синтез, логический метод.
Результаты исследования и область их применения. Своими последовательными действиями Россия зарекомендовала себя как важного политического партнера Сербии. В связи с возросшим напряжением по вопросу независимости Косово, как во время последнего визита в Москву Президента Сербии А. Вучича в октябре 2018 г, так и во время последовавшего практиче-
ски сразу ответного визита В. В. Путина в Белград в феврале 2019 г., российский лидер, признавая поддержку территориальной целостности Сербии и подтверждая приверженность соблюдению Резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, заявил, что Россия поддержит любое решение по Косово: «то, что устраивает Сербию, будет устраивать и Россию» [2].
Большинство сербских исследователей позитивно оценивают возросшее за последнее десятилетие сотрудничество Российской Федерации и Республики Сербия. Ж. Петрович полагает, что сближение России и Сербии инициировано российской поддержкой сербской политики в отношении провинции Косово и Метохия. Сербия смогла установить тесные отношения с Россией в политических, экономических и энергетических вопросах [13].
З. Милошевич считает, что Россия должна разработать новую стратегию в рамках своего возвращения в Сербию. По его мнению, Российская Федерация допускает большую ошибку в своих контактах с Сербией, развивая исключительно экономическое сотрудничество, должен произойти прорыв и в сфере культуры. В рамках деятельности Русского Дома в Белграде необходима реализация не только мероприятий для соотечественников, но и увеличение числа совместных культурных проектов. Россия должна войти в медиасектор, реализовывать совместные медиа, издательские и другие проекты [12].
По мнению руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Е. Ю. Гуськовой, Сербия находится в положении выбора между Россией и Западом. Россия всегда готова дипломатически поддерживать Сербию во всех спорных ситуациях, однако окончательное решение должен принимать Белград. Когда-нибудь настанет момент и Сербии все-таки придется сделать окончательный выбор [3].
На протяжении последнего десятилетия Россия и Сербия подтверждают продуктивность сотрудничества в областях политики, экономики, культуры, социальной и гуманитарной сферах.
Между Правительствами двух стран подписано более сорока пяти двусторонних соглашений. Договорно-правовую базу рос-
сийско-сербских отношений можно разделить на четыре основные категории:
1) документы межгосударственного характера;
2) межпарламентские договоры;
3) межправительственные договоры;
4) документы межведомственного характера.
Несмотря на стремление Сербии стать членом Европейского союза, отношениям с Российской Федерацией уделяется особое значение. Взаимоотношения Сербии и России включены в основные внешнеполитические приоритеты Сербии, в которые помимо России входят ЕС, США и Китай.
Исследования общественного мнения, проведенные в 2018 г Национальным демократическим институтом совместно с USAID (американские некоммерческие организации), показывают, что, по мнению населения Сербии, при суммарной оценке привлекательности / непривлекательности стран Россия получила шестьдесят пунктов привлекательности из ста, далее расположились: Китай - 56, ЕС - 27, ОАЭ - 23, Турция - 17, США - 15 и НАТО -4 [18]. Статистика наглядно демонстрирует значительное преимущество проводимой политики России и Китая перед ЕС, США.
Благодаря хорошим политическим и экономическим отношениям между Сербией и Россией, в 2013 г, во время визита бывшего Президента Сербии Б. Тадича в Сочи, объявлен курс на «Стратегическое партнерство» двух стран [4]. Декларация о стратегическом партнерстве основывается на демократических ценностях, разделяемых обеими странами, принципах суверенитета, равенства и территориальной целостности государств, мирного разрешения конфликтов, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела и обязательства государств. «Стратегическое партнерство» способствовало заключению ряда соглашений о реализации совместных проектов в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, строительства, финансов, научных и культурных обменов.
Реализация внешнеполитических приоритетов Сербии, в числе которых углубление сотрудничества с Россией, и означает движение в сторону достижения целей «стратегического партнерства», в частности, ускорение политической консолидации, экономическо-
Ро1Но1оду
Ви1Ып о{:ZabGU. 2019. Уо1. 25. N0. 6
го развития и социального прогресса для возможности достижения жизненно важных национальных интересов.
Несмотря на существование многогранной асимметрии между Сербией и Россией, нет особо ограничивающих факторов, которые могут помешать развитию партнерских отношений двух стран. В последние два десятилетия, во время перехода к свободной рыночной экономике, Сербия почти потеряла первичный сектор промышленности. Прямые иностранные инвестиции, учитывая необходимость в реиндустриализации, являются важным инструментом оживления экономики, улучшают ее конкурентные качества, позволяют облегчить доступ к международным торговым рынкам и улучшить платежный баланс. В связи с этим Сербия рассматривает Россию как важнейшего внешнеторгового партнера в евразийском регионе, а недостаток финансовых ресурсов внутри Сербии позволяет РФ инвестировать собственные средства на выгодных условиях.
В Сербии действует Закон об иностранных инвестициях, который гарантирует единое правовое положение отечественных и иностранных инвесторов, т. е. свободу инвестирования, национальную безопасность, правовую безопасность, возможность перевода прибыли за границу. Эти гарантии для российских инвесторов создают хороший инвестиционный климат, необходимый для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Динамика развития двусторонних экономических и политических отношений показывает, что Россия традиционно была одним из главных внешнеторговых партнеров Сербии со времен СР Югославии. По данным Агентства развития Сербии, Россия занимает четвертую строчку (1,539 млрд евро) среди стран, которые с 2010 по 2018 гг. инвестировали в экономику Сербии.
Инвестиции в Сербию в период с 2010 г. по март 2018 г, млрд евро:
1) Нидерланды - 2,395;
2) Австрия - 1,964;
3) Люксембург - 1,902;
4) Российская Федерация - 1,539;
5) Германия - 1,056;
6) Швейцария - 0,88;
7) Франция - 0,837;
8) Италия - 0,751;
9) Великобритания - 0,483;
10) Кипр - 0,451 [14].
С момента введения Европой и Америкой экономических санкций против России Сербия остается единственной страной в Европе, кроме Беларуси, которая никогда не вводила санкции против РФ. Между двумя странами с 2000 г действует Соглашение о зоне свободной торговли, предусматривающее освобождение 95 % товаров от таможенных пошлин [5].
Результаты опроса общественного мнения, проведенного в 2015 г Международным республиканским институтом, показывают, что 61 % населения страны считает, что Сербия не принадлежит ни Западу, ни Востоку [17]. Опросы в период с 2009 по 2015 гг. выявили тенденцию относительно изменения мнения населения Сербии в сторону отказа страны от внешнеполитического ориентира на вступление в Европейский союз. В 2009 г. за вступление в ЕС высказалось 76 % опрощенных, а в ноябре 2015 г - всего 44 %. При этом 94 % респондентов высказались за необходимость поддержки прочных связей с Россией [Там же]. Статистика наглядно подтверждает поддержку населением политики по отказу от введения экономических санкций в отношении России и стремление к налаживанию более прочных политических, экономических и культурных связей.
По итогам последнего визита президента России В. В. Путина в Белград в феврале 2019 г подписано двадцать шесть двусторонних соглашений и меморандумов в сферах энергетики, инвестиций, экономики, торговли и др. Например, контракт на 230 млн долл. предусматривает модернизацию железной дороги в Будапештском направлении, строительство диспетчерского центра, а также обустройство всей железнодорожной структуры Сербии, а соглашение о модернизации «Бонатского двора» должно увеличить подземное хранилище газа с 450 до 750 млн м3.
Особое значение для обеих стран имеет завершение проекта «Турецкий поток», работы по строительству которого на территории Сербии начались с 2019 г
Еще в 2009 г компания «Газпромнефть» выкупила 51 % акций Нефтяной Индустрии Сербии (НИС). К 2011 г доля российского газа в общем объеме внутреннего потребления Сербии составила около 85 %. Более того, до 90 % реального содержания российско-бал-
канских отношений так или иначе связано с энергетическим сектором [9].
Налажено сотрудничество и в военной сфере: в июне 2016 г. в рамках военно-технической помощи Россия передала Сербии два вертолета Ми-17, а в октябре 2017 г. -шесть истребителей МиГ-29. Кроме того, министерство обороны России выделило 2 млн евро на обучение пилотов для управления самолетами данной модели. В октябре 2018 г на территории Сербии прошли совместные военные учения «БАРС-2018», в которых приняли участие летчики Воздушно-космических сил России и Военно-воздушных сил и войск ПВО Сербии [7].
Построение прочных и долговечных связей между Россией и Сербией невозможно без развития гуманитарного сотрудничества [1; 6]. И если в областях политики и экономики Россия прочно занимает лидирующие позиции, то культурное взаимодействие между странами только начинает развиваться. Важным является вопрос статуса Российско-сербского гуманитарного центра в Нише и присвоение персоналу центра дипломатического статуса. Хотя подобные инициативы могут расцениваться как вмешательство России в вопросы национальной безопасности Сербии и существенно осложнены в контексте евроинтеграционных амбиций Сербии.
Российский центр науки и культуры (РЦНК) Русский дом в Белграде выступает форпостом мягкой силы, культурной и общественной дипломатии. При реализации ресурсов «мягкой силы» во внешней политике России в Сербии необходимо продолжать использовать:
- православное единство. И в российском, и в сербском обществе важную роль играет православная церковь, поэтому можно говорить об объединяющей функции православных ценностей [8]. Наглядным примером духовно-культурного единства двух стран является строительство Храма Святого Саввы, самого большого православного храма на Балканах. С 2015 г по поручению Президента РФ В.В. Путина генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма является Россо-трудничество, а главным инвестором проекта выступила компания «Газпромнефть». Для сербов важна не только экономическая и политическая, но в первую очередь духовная поддержка братского русского народа;
- великий и могучий русский язык. На базе Русского Дома организованы курсы русского языка, однако ему необходимо вернуть конкурентоспособность. Этого можно достигнуть путем увеличения количества проводимых курсов и семинаров, расширения аудитории слушателей, стараться заинтересовать молодое поколение сербов изучением русского языка, к примеру, стимулировав их возможностью побывать в России на одном из Всероссийских молодежных форумов, ежегодно проводимых Россотрудничеством (Таврида, Территория смыслов и т. д.);
- потенциал соотечественников. Это наиболее полно используемый ресурс мягкой силы России в Сербии, который, однако, не приносит желаемых результатов. Образовавшийся за долгое время «вакуум поколений» не позволяет молодым соотечественникам раскрыть в полной мере свои возможности. Проводимые выставки, концерты, театральные постановки, презентации и творческие встречи в большинстве своем ориентированы на поколение 50+, что снижает интерес к данным мероприятиям у современной русскоговорящей молодежи Сербии;
- престиж получения высшего образования в России и студенческие обмены. Ежегодно более 150 молодых людей из Сербии по программе Россотрудничества приезжают на обучение в бакалавриат, магистратуру и аспирантуру в высшие учебные заведения по всей России. С 2014 г. реализуется Программа сотрудничества в области культуры, образования, науки, спорта и молодежной политики между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия, в рамках которой Министерство образования, науки и технологического развития Республики Сербия ежегодно выделяет квоту, порядка двадцати мест, для приема граждан Российской Федерации на обучение по сербским образовательным программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и повышения профессиональной квалификации за счет бюджета Республики Сербия. Подобные инициативы в сфере образования выгодны обеим странам. Российские студенты, прошедшие обучение в Сербии, несомненно, захотят поддерживать контакты с сербскими друзьями, организовывать совместные мероприятия, видеоконференции, тем самым способствуя расширению международных связей, а впоследствии, с большой долей вероятно-
сти, и в своей профессиональной деятельности сотрудничать с компаниями из Сербии.
Важной составляющей в жизни каждого современного человека является кинематограф. Особого внимания заслуживает совместный проект по производству фильма «Балканский рубеж», вышедшего в прокат в марте 2019 г. к двадцатилетию со времени бомбежки Югославии силами НАТО. Поддержка русского народа в столь печальную дату для истории Сербии красноречивее всех международно-правовых документов и соглашений.
Заключение. Внешняя политика Белграда отчасти предопределена амбициями
Список литературы _
стран Запада в отношении балканского региона, однако Сербия не торопится принимать окончательный выбор и добиваться членства в Европейском союзе любой ценой, наоборот, правительство страны продолжает укреплять сотрудничество с Россией. В 2018 г отмечалось 180-летие установления дипломатических отношений между Россией и Сербией. К основным направлениям сотрудничества двух стран можно отнести политический, экономический и культурный векторы, развивать которые необходимо параллельно. А духовное единство двух народов только способствует их реализации.
1. Антошин В. А., Пилявский А. П., Романова И. В. Региональная политика в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 4. С. 54-62.
2. Визит Президента России В. В. Путина в Сербию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ambasadarusije.rs/ru/vesti/vizit-prezidenta-rossii-vvputina-v-serbiju (дата обращения: 02.03.2019).
3. Гуськова Е. Ю. Сербия стремится усидеть на двух стульях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zvezdaweekly.ru/news/t/20181091427-Y79aR.html (дата обращения: 15.03.2019).
4. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/1461 (дата обращения: 12.03.2019).
5. Лисоволик Я. Д., Чимирис Е. С. Сербия - ЕАЭС: перспективы интеграции в рамках зоны свободной торговли. М.: Российский совет по международным делам, 2016. 27 с.
6. Романова Н. П., Багин В. В., Романова И. В. Деловой этикет на Востоке. М.: Восток - Запад, 2005. 295 с.
7. Россия и Сербия проведут совместные военные учения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/rossiya-i-serbiya-provedut-sovmestnye-voennye-ucheniya.html (дата обращения: 05.02.2019).
8. Сенюшкина Т. А., Мохов А. В., Вовк Н. А. Цивилизационная идентичность как фактор политического диалога России и Сербии // СрпскоРускиодноси у прошлости и садош^ости, Ме^ународнитематски: сборник. Приштина: Институт за српскукултуру, 2018. С. 9-21.
9. Djukic S. Russian gas in Europe. From Dett to South Stream. Belgrade, 2011. 184 p.
10. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations [Электронный ресурс]. Режимдоступа: https://www.ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/countries/detailed-country-informa-tion/serbia_en (дата обращения: 21.03.2019).
11. Jordan, Lithuania, Malaysia, New Zealand, United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and United States of America: draft resolution. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.undocs.org/ en/S/2015/508 (dateofaccess: 20.01.2019).
12. Milosevic Z. Privredna saradnja rusa i srba i degradacija svetosavskog kulturnog obrasca // Rusijai Balkan: pitanjasaradnjeibesbednosti. Beograd: Institutyapoliticke studije, 2008. C. 159-180.
13. Petrovic Z. Odnosi izmedu Srbije i Rusije: trgodisnji bilans // Odnosi Rusije i Srbije na pocetku XXI veka. Beograd: Centar za medunarodne i bezbednosne poslove, 2010. C. 5-10.
14. Razvojna agencija Srbije [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ras.gov.rs(дата обращения: 04.03.2019).
15. Sporazumi o slobodnoj trgovine [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.ras.gov.rs/po-drska-izvozu/sporazumi-o-slobodnoj-trgovini (дата обращения: 14.03.2019).
16. Stabilisation and Association Agreement (SAA) with Serbia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/serbia/key_document/saa_ en.pdf (дата обращения: 04.01.2019).
17. Survey of Serbian Public Opinion [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iri.org/sites/ default/files/wysiwyg/serbia_november_2015_poll_public_release.pdf (дата обращения:14.02.2019).
18. Western Balkans: between East and West. Public opinion research in Bosnia and Herzegovina, Macedonia, Montenegro and Serbia[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ndi.org/sites/ default/files/Download%20Report_0.pdf (date of access: 08.04.2019).
References _
1. Antoshin V. A., Pilyavsky A. P., Romanova I. V. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of theTransbaikal State University), 2016, vol. 22, no. 4, pp. 54-62.
2. Vizit prezidenta Rossii V. V. Putina v Serbiyu (Visit of the President of Russia V. V. Putin to Serbia). Available at: http://www.ambasadarusije.rs/ru/vesti/vizit-prezidenta-rossii-vvputina-v-serbiju (Date of access: 02.03.2019).
3. Guskova E. Yu. Serbiya stremitsya usidetna dvuh stulyah (Serbia strives to sit on two chairs). Available at: https://www.zvezdaweekly.ru/news/t/20181091427-Y79aR.html (Date of access: 15.03.2019).
4. Deklaratsiya o strategicheskom partnerstve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey I Respublikoy Serbiya (Declaration on strategic partnership between the Russian Federation and the Republic of Serbia). Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/1461 (Date of access: 12.03.2019).
5. Lisovolik Ya. D., Chimiris E. S. Serbiya - EAES: perspektivy integratsii vramkah zony svobodnoy torgovli (Serbia - EAEU: Prospects for Integration within the Free Trade Zone). Moscow: Russian Council on International Affairs, 2016. 27 p.
6. Romanova N. P., Bagin V. V., Romanova I. V. Delovoyetiketna Vostoke (Business Etiquette in the East). Moscow: East - West, 2005. 295 p.
7. Rossiya I Serbiya provedut sovmestnye voennye ucheniya (Russia and Serbia will hold joint military exercises). Available at: https://www.pnp.ru/politics/rossiya-i-serbiya-provedut-sovmestnye-voennye-ucheniya.html (Date of access: 05.02.2019).
8. Senyushkina T. A., Mokhov A. V., Vovk N. A. SrpskoRuskiodnosi u proshlostiisadosh^osti, Mefyunarodnitematski: sbornik (SrpskoRuski is one of past and sadoshi, International thematic: collection). Pristina: Institute for Religious Culture, 2018, pp. 9-21.
9. Djukic S. Russian gas in Europe. From Dett to South Stream (Russian gas in Europe. From Dett to South Stream). Belgrade, 2011. 184 p.
10. European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations (European Neighbourhood Policy and Enlargement Negotiations). Available at: https://www.ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/countries/ detailed-country-information/serbia_en (Date of access: 21.03.2019).
11. Jordan, Lithuania, Malaysia, New Zealand, United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and United States of America: draft resolution (Jordan, Lithuania, Malaysia, New Zealand, United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and United States of America: draft resolution). Available at: https://www.undocs. org/en/S/2015/508 (Date of access: 20.01.2019).
12. Milosevic Z. Rusijai Balkan: pitanja saradnje i besbednosti (Rusijai Balkan: pitanja saradnje i besbednosti), Beograd: Institut ya politicke studije, 2008,pp. 159-180.
13. Petrovic Z. Odnosi Rusijei Srbijenapocetku XXI veka (Odnosi Rusijei Srbije na pocetku XXI veka). Beograd: Centar za medunarodnei bezbednosne poslove, 2010, pp. 5-10.
14. Razvojna agencija Srbije (RazvojnaagencijaSrbije). Available at: https://www.ras.gov.rs (Date of access: 04.03.2019).
15. Sporazumi o slobodnoj trgovine (Sporazumi o slobodnoj trgovine). Available at: https://www.ras.gov. rs/podrska-izvozu/sporazumi-o-slobodnoj-trgovini (Date of access: 14.03.2019).
16. Stabilisation and Association Agreement (SAA) with Serbia (Stabilization and Association Agreement (SAA) with Serbia). Available at: https://www.ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/ serbia/key_document/saa_en.pdf. (Date of access: 04.01.2019).
17. Survey of Serbian Public Opinion (Survey of Serbian Public Opinion). Available at: http://www.iri.org/ sites/default/files/wysiwyg/serbia_november_2015_poll_public_release.pdf (Date of access: 14.02.2019).
18. Western Balkans: between East and West. Public opinion research in Bosnia and Herzegovina, Macedonia, Montenegro and Serbia (Western Balkans: between East and West. Public opinion research in Bosnia and Herzegovina, Macedonia, Montenegro and Serbia). Available at: https://www.ndi.org/sites/default/ files/Download%20Report_0.pdf (Date of access: 08.04.2019).
Коротко об авторе_ Briefly about the author
Пентегова Ася Владимировна, аспирант, младший научный сотрудник сектора философии российской истории, Институт философии Российской академии наук, г. Москва, Россия. Область научных интересов: международные отношения, международное право, русско-сербские отношения [email protected]
Asiya Pentegova, postgraduate, junior research fellow, Institute of Philosophy, Russian Academy of Science, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: international relations, international law, Russian-Serbian relations
Образец цитирования_
Пентегова А. В. Основные векторы сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербия в XXI в. // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 6. С. 72-79. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-672-79.
Pentegova A. The main vectors of cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia in theXXI century // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 6, pp. 72-79. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-6-72-79.
Статья поступила в редакцию: 29.04.2019 г Статья принята к публикации: 03.06.2019 г.