Научная статья на тему 'Некоторые аспекты взаимоотношений республики Сербия и Европейского Союза: проблемы и перспективы'

Некоторые аспекты взаимоотношений республики Сербия и Европейского Союза: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА СЕРБИИ / ЕС / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приходько А.А.

В статье рассмотрены взаимоотношения Республики Сербия с Европейским Союзом. Обозначена вариативность поведения сербской политической элиты в их взаимоотношениях с ЕС. Выявлены наиболее значимые интересы Сербии в проевропейской политике, а также сделан прогноз по динамике международной субъектности Сербии. Приведен краткий обзор интересов ЕС в Сербии, прописанных в документах Европейской Комиссии «Serbia Report».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты взаимоотношений республики Сербия и Европейского Союза: проблемы и перспективы»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Приходько А.А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет alex.1997.14.11@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: в статье рассмотрены взаимоотношения Республики Сербия с Европейским Союзом. Обозначена вариативность поведения сербской политической элиты в их взаимоотношениях с ЕС. Выявлены наиболее значимые интересы Сербии в проевропейской политике, а также сделан прогноз по динамике международной субъектности Сербии. Приведен краткий обзор интересов ЕС в Сербии, прописанных в документах Европейской Комиссии «Serbia Report».

Ключевые слова: Республика Сербии, ЕС, взаимоотношения, политическая субъектность, интересы

Государства Западных Балкан исторически выступали в роли «пороховой бочки» Европы. Политическая практика государств этого региона детерминирует постоянную необходимость и балансирования между интересами крупных геополитических игроков, и одновременного выстраивания позитивных отношений с ними. Этнический и религиозный состав государств, поляризация общества по культурно-цивилизационному принципу, наличие стратегически важных энергетических и торговых узлов, а также исторические и культурные архетипы разных социальных групп определяют нестабильность и противоречивость Балкан1. В сущности, социально-политическая «рыхлость» региона и его геополитические характеристики позволяют мировым политическим игрокам пользоваться благоприятной почвой для достижения своих целей. Наиболее остро проблема Балкан звучит для стран Европы, которые заинтересованы в общей позиции по принципиальному вопросу региональной системы безопасности. Важным объектом геополитического противостояния на Западных Балканах является Сербия, правительство которой пытается виртуозно защищать свои позиции, лавируя между интересами Западного блока и России.

Сегодня у Сербии остается все меньше пространства для внешнеполитического маневра между доминирующим евроатлантическим вектором в политической элите и пророссийскими настроениями населения2, что провоцирует потенциально опасную ситуацию, которая может разрушить существующий статус-кво в регионе. Ключевую роль в самоопределении Сербии будет играть, во-первых, глобальная геополитическая ситуация, во-вторых, внутренние интересы Сербии, связанные с ее полноценным существованием и функционированием как квазисуверенного государства и целостной исторической, культурно-цивилизационной общности3. Желание руководства ЕС исключить возможность давления на Европу через Сербию другими глобальными игроками, стимулируют Союз к скорейшему инкорпорированию республики в свой состав. Сербия воспринимается

1 Куликов Д.Е., Пономарева Е.Г. Почему Балканы всегда будут пороховой бочкой Европы. Формула смысла. 30.10.2015. URL: http://radiovesti.ru/brand/61007/episode/1371597/ (дата обращения: 25.12.2018).

2 Танасич Н. Русща у српским медщима-изме^у српских митова и западне пропаганде, Београд. Нова српска политичка мисао, преузето са. 11.11.2016. URL: http://www.nspm.rs/kuda-ide-srbija/rusija-u-srpskim-medijima-0/oE20/o800/o93-izmedju-srpskih-mitova-i-zapadne-propagande.html (дата обращения: 25.12.2018).

3 Нелаева Г.А., Семенов А.В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским Союзом и Россией в 2000-е гг. КиберЛенинка. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/balkanskiy-treugolnik-serbiya-mezhdu-evropeyskim-soyuzom-i-rossiey-v-2000-e-gg (дата обращения: 25.12.2018).

Европейским Союзом как анклав российского влияния на Балканах за счет лояльности ее населения, что вынуждает ЕС «по-особому» выстраивать свою политику в регионе с акцентом на мягкую силу.

Этим и обусловлена актуальность данной статьи, цель которой заключается в выявлении базовых интересов сторон в решении региональных проблем и в прогнозировании внешне- и внутриполитической субъектности Республики Сербии в вопросе ее самоидентификации.

Республика Сербия прошла сложный путь своего политического становления после распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (25 июня 1991 г.). В результате произошел процесс образования государств, который занял почти 17 лет. За этот период на политической карте Балкан появились 7 новых субъектов международного права, среди которых признанная многими государствами мира Республика Косово (непризнанная, в том числе, РФ и Сербией).

Косовский вопрос - это камень преткновения евроатлантического вектора Сербии, который оставил неизгладимый след в отношениях республики с Западом. Несанкционированные бомбардировки Белграда, с 25 марта по 10 июня 1999 г., перевели региональный конфликт в ранг глобального противостояния, в котором сталкивались интересы Запада и РФ. Резолюция 12441 и прецедент в аэропорту Приштины создал угрозу столкновения НАТО и РФ. Вполне адекватное нежелание сторон провоцировать прямое столкновение привело к затяжному процессу переговоров и политического торга, который завершился в 2003 г. переориентацией элиты Сербии («Партнерство ради мира» с НАТО) и выводом российских ВС с территории Косова. Присутствие сил России девальвировалось за счет усиливающегося присутствия ЕС в Сербии. Смена политического режима С. Милошевича в 2000 г. и приход к власти представителя демократической оппозиции во главе с В. Коштуницей, усилила проевропейский тренд. С этого периода усилился этап «мягкого воздействия» ЕС на Сербию через институты Союза в Республике.

Официальное представительство Европейского Союза в Белграде начало играть особую для ЕС роль, которая заключается в:

1. формировании положительного образа ЕС в общественном мнении сербов;

2. экономической и финансовой кооперации с хозяйственным комплексом Сербии, которая дает Союзу возможность усилить свои позиции на региональном рынке;

3. партнерстве и сотрудничестве с сербской элитой, через которую ЕС может лоббировать свои позиции рынке и влиять на внутриполитические процессы. Сегодня в ведомстве представительства ЕС находится продвижение и защита

ценностей и интересов Европейского Союза, контроль и содействие процессу стабилизации и ассоциации Сербии и ЕС, содействие долгосрочному планированию и управлению проектами в рамках реформы управления и внешней помощи2.

Пятая (крупнейшая) волна расширения ЕС в 2004 г. создала ситуацию, когда важные торговые партнеры Сербии одновременно вошли в состав Союза, диктуя, тем самым, необходимость выстраивания межгосударственных отношений Сербии таким образом, чтобы не попасть в ситуацию повторной международной изоляции. В итоге Сербия подписала в 2008 г. соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС3.

1 Резолюция 1244 (1999) (принятая Советом Безопасности ООН на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года). URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=492e7a072 (дата обращения: 25.12.2018).

2 The role of the EU delegation. The Delegation of the European Commission in Belgrade. 2018. URL: http://europa.rs/the-role-of-the-eu-delegation/?lang=en (дата обращения: 25.12.2018).

3 Денисенко К. Сербские амбиции и любовь// Эксперт № 10 (1066). 05.03.2018. URL: http://expert.ru/expert/2018/10/serbskie-ambitsii-i-lyubov/ (дата обращения: 25.12.2018).

После электорального цикла 2017 г. был скорректирован политический курс Сербии. Команда А. Вучича обозначила намерение интегрироваться с ЕС в скором времени. Десятилетний процесс «мягкой» интеграции сформировал уверенность политической элиты Сербии в том, что ЕС не планирует ужесточать интеграционную политику1. Свидетельством этого является недавнее заявление Президента Вучича о том, как будет действовать Сербия в случае, если ЕС займет более жесткую позицию по вопросу санкций против РФ, к которым Сербия до сих пор не присоединилась. «Мы посмотрим, случится это или нет. Посмотрим, в какой форме это будет преподнесено. Посмотрим, что будет представлять из себя ЕС в будущем», - заявил А. Вучич2. Очевидно, что политическая элита Сербии не рассматривает возможность обострения отношений с ЕС и поэтому позволяет себе игнорировать многие из требований ЕС, которые ежегодно прописываются в отчетах Европейского Совета о процессе интеграции Сербии.

На основе сравнительного анализа документов «Serbia 2016 Report»3 и «Serbia 2018 Report»4 Европейской Комиссии, пришли к выводу, что многие декларируемые требования ЕС (в частности, в вопросе международных отношений и энергетики Сербии) не воспринимаются руководством Сербии как принципиальная позиция ЕС, из-за чего эти требования Сербия выполнять не спешит. С другой стороны, прослеживается тенденция на усиление давления со стороны Европейского Союза, который ужесточает рамки внутриполитических реформ в Сербии и обозначает вектор, которого должно придерживаться руководство Сербии в процессе интеграции.

В частности, в пункте 6.15 затрагивающем энергетический сектор Сербии, прописано требование по децентрализации газовой компании Srbijagas, которая является крупнейшим игроком в нефтегазовой отрасли Сербии. Srbijagas и другие менее значимые энергетические компании Сербии находятся в тесной связи с российской компанией «Газпром», которая выступает в роли крупного инвестора в энергетический сектор Сербии и часто владельца контрольного пакета акций сербских энергетических проектов5. С этой точки зрения ЕС вынужден защищать конкурентные позиции в вопросе своей энергетической безопасности, поскольку Россия планирует возобновить работы по перенаправлению «Турецкого потока» в Европу. Намерение сербской стороны подписать договор во время визита Президента РФ в Сербию в январе 2019 г. об участии в проекте6, только увеличивает раздражение западных элит. Эта ситуация вынуждает ЕС реагировать на угрозу усилении переговорных и экономических позиций Сербии в регионе за счет энергетической кооперации с РФ. Можно предположить, что такое взаимодействие не встретит сопротивления со стороны Сербии, учитывая пророссийскую лояльность ее населения.

1 Белоус С. Как Сербия балансирует между НАТО и Россией// Эксперт Онлайн. 25.04.2016. URL: http://expert.ru/2016/04/19/assimetrichnaya-nejtralnost-kak-serbiya-balansiruet-mezhdu-nato-i-rossiej/ (дата обращения: 25.12.2018).

2 Вучич рассказал о возможности присоединения Сербии к санкциям ЕС против России. RT на русском. 05.10.2018. URL: https://russian.rt.com/world/news/561310-vuchich-serbiya-es (дата обращения: 25.12.2018).

3 Commission staff working document Serbia 2016 Report (Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions). Strasbourg.09.11.2016. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/pdf/key_documents/2016/20161109_report_serbia.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

4 Commission staff working document Serbia 2018 Report (Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions). Strasbourg. 17.04.2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargemen^sites/near/files/20180417-serbia-report.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

5 Рюмин А. Борьба за Сербию// Эксперт Онлайн. 2018. URL: http://expert.ru/2018/10/30/borba-za-serbiyu/ (дата обращения: 25.12.2018).

6 Сербия может подключиться к «Турецкому потоку»// Эксперт Онлайн. 2018. URL: http://expert.ru/2018/11/9/serbiya-mozhet-podklyuchitsya-k-turetskomu-potoku/ (дата обращения: 25.12.2018).

Также, в Рабочем документе Европейской Комиссии, в частности, в пункте 6.331, затрагивающем внешнеполитический курс Сербии и ее политику безопасности, обозначается требование к Сербии в течение 2019 г. закончить пересмотр своей национальной стратегии безопасности и обороны, а также присоединиться к санкциям в соответствии с консолидированной позицией ЕС.

Однако затянутость процесса интеграции свидетельствует о том, что проблема интеграции Сербии для ЕС не является наиболее приоритетной. Это связанно со следующими факторами:

1. Экономическая зависимость Сербии от ЕС и проевропейская лояльность сербской элиты2.

2. Военно-политическое состояние Сербии в результате подписания «Соглашения между Правительством Республики Сербии и Организацией НАТО по обеспечению и закупкам (NSPO) о сотрудничестве в области логистической поддержки» (ратифицирован Парламентом Сербии в 2015)3.

3. Наличие проевропейских настроений в Сербском обществе4.

Таким образом, основной интерес ЕС заключается в удержании и усилении текущего темпа интеграции. Он обусловлен необходимостью защиты своих конкурентных позиций на Балканах в сфере энергетической безопасности. Конфликтогенность региона вынуждает ЕС увеличивать контроль за происходящими там процессами для удержания стабильности сложившейся системы безопасности. С этой точки зрения интеграция выступает как инструмент обеспечения безопасности Союза. ЕС заинтересован в отстранении внешних игроков от решения вопроса о статусе Сербии, поскольку не приемлет использование РС как рычага военного и политического давления на себя.

Главный государственный интерес Сербии сегодня заключается в том, чтобы не допустить ухудшения отношений со своим стратегическим партнером (ЕС). Политический же интерес заключается в том, чтобы максимально долго сохранять текущий статус-кво для того, чтоб получить дивиденды от отношений со всеми глобальными игроками. Сербия вынуждена идти на политико-дипломатические уступки для решения своих стратегических задач, основная из которых - стабильность региональной системы безопасности. Текущее состояние международных отношений позволяет политической элите и руководству Сербии быть достаточно субъектным для того, чтобы удовлетворить собственные интересы, не вмешиваясь в «большую игру» между Западом и Россией и тем самым, играя на противоречиях сторон, значительно влиять на вопрос собственной самоидентификации.

Считаем, что в перспективе не предвидится радикального изменения политики ЕС по отношению к Сербии, однако политическое давление будет постепенно увеличиваться. Союзом будет продолжена политика «мягкого давления» и усиления своего влияния до тех пор, пока не будут исчерпаны наиболее острые региональные проблемы и удовлетворены интересы Европейского Союза в регионе.

1 Commission staff working document Serbia 2018 Report (Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions). Strasbourg. 17.04.2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/20180417-serbia-report.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

2 Мирзаян ЛЦена сербского плацдарма// Эксперт № 11 (979). 15.03.2016. URL: http://expert.ru/expert/2016/11/tsena-serbskogo-platsdarma/ (дата обращения: 25.12.2018).

3 Белоус С. Как Сербия балансирует между НАТО и Россией// Эксперт Онлайн. 25.04.2016. URL: http://expert.ru/2016/04/19/assimetrichnaya-nejtralnost-kak-serbiya-balansiruet-mezhdu-nato-i-rossiej/ (дата обращения: 25.12.2018).

4 Денисенко К. Сербские амбиции и любовь// Эксперт № 10 (1066). 05.03.2018. URL: http://expert.ru/expert/2018/10/serbskie-ambitsii-i-lyubov/ (дата обращения: 25.12.2018).

Литература:

1. Белоус С. Как Сербия балансирует между НАТО и Россией// Эксперт Онлайн. 25.04.2016. URL: http://expert.ru/2016/04/19/assimetrichnaya-nejtralnost-kak-serbiya-balansiruet-mezhdu-nato-i-rossiej/ (дата обращения: 25.12.2018).

2. Денисенко К. Сербские амбиции и любовь// Эксперт № 10 (1066). 05.03.2018. URL: http://expert.ru/expert/2018/10/serbskie-ambitsii-i-lyubov/ (дата обращения: 25.12.2018).

3. Куликов Д.Е., Пономарева Е.Г. Почему Балканы всегда будут пороховой бочкой Европы. Формула смысла. 30.10.2015. URL: http://radiovesti.ru/brand/61007/episode/1371597/ (дата обращения: 25.12.2018).

4. Мирзаян Г. Цена сербского плацдарма// Эксперт № 11 (979). 15.03.2016. URL: http://expert.ru/expert/2016/11/tsena-serbskogo-platsdarma/ (дата обращения: 25.12.2018).

5. Нелаева Г.А., Семенов А.В. Балканский треугольник: Сербия между Европейским Союзом и Россией в 2000-е гг. КиберЛенинка. 2015. URL: https://cyberleninka.m/article/v/balkanskiy-treugolnik-serbiya-mezhdu-evropeyskim-soyuzom-i-rossiey-v-2000-e-gg (дата обращения: 25.12.2018).

6. Рюмин А. Борьба за Сербию// Эксперт Онлайн. 2018. URL: http://expert.ru/2018/10/30/borba-za-serbiyu/ (дата обращения: 25.12.2018).

7. Танасич Н. Русща у српским медщима-измену српских митова и западне пропаганде, Београд. Нова српска политичка мисао, преузето са. 11.11.2016. URL: http://www.nspm.rs/kuda-ide-srbija/rusija-u-srpskim-medijima-%E2%80%93-izmedju-srpskih-mitova-i-zapadne-propagande.html (дата обращения: 25.12.2018).

8. Вучич рассказал о возможности присоединения Сербии к санкциям ЕС против России. RT на русском. 05.10.2018. URL: https://russian.rt.com/world/news/561310-vuchich-serbiya-es (дата обращения: 25.12.2018).

9. Резолюция 1244 (1999) (принятая Советом Безопасности ООН на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года). URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=492e7a072 (дата обращения: 25.12.2018).

10. Сербия может подключиться к «Турецкому потоку»// Эксперт Онлайн. 2018. URL: http://expert.ru/2018/11/9/serbiya-mozhet-podklyuchitsya-k-turetskomu-potoku/ (дата обращения: 25.12.2018).

11. Commission staff working document Serbia 2018 Report (Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions). Strasbourg. 17.04.2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/20180417-serbia-report.pdf (дата обращения: 25.12.2018).

12. The role of the EU delegation. The Delegation of the European Commission in Belgrade. 2018. URL: http://europa.rs/the-role-of-the-eu-delegation/?lang=en (дата обращения: 25.12.2018).

References:

1. Belous S. Kak Serbiya balansiruet mezhdu NATO i Rossiej// EHkspert Onlajn. 25.04.2016. URL: http://expert.ru/2016/04/19/assimetrichnaya-nejtralnost-kak-serbiya-balansiruet-mezhdu-nato-i-rossiej/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

2. Denisenko K. Serbskie ambicii i lyubov'// EHkspert № 10 (1066). 05.03.2018. URL: http://expert.ru/expert/2018/10/serbskie-ambitsii-i-lyubov/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

3. Kulikov D.E., Ponomareva E.G. Pochemu Balkany vsegda budut porohovoj bochkoj Evropy. Formula smysla. 30.10.2015. URL: http://radiovesti.ru/brand/61007/episode/1371597/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

4. Mirzayan G. Cena serbskogo placdarma// EHkspert № 11 (979). 15.03.2016. URL: http://expert.ru/expert/2016/11/tsena-serbskogo-platsdarma/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

5. Nelaeva G.A., Semenov A.V. Balkanskij treugol'nik: Serbiya mezhdu Evropejskim Soyuzom i Rossiej v 2000-e gg. KiberLeninka. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/balkanskiy-treugolnik-serbiya-mezhdu-evropeyskim-soyuzom-i-rossiey-v-2000-e-gg (data obrashcheniya: 25.12.2018).

6. Ryumin A. Bor'ba za Serbiyu// EHkspert Onlajn. 2018. URL: http://expert.ru/2018/10/30/borba-za-serbiyu/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

7. Tanasich N. Rusija u srpskim medijima-izme^u srpskih mitova i zapadne propagande, Beograd. Nova srpska politichka misao, preuzeto sa. 11.11.2016. URL: http://www.nspm.rs/kuda-ide-srbija/rusija-u-srpskim-medijima-%E2%80%93-izmedju-srpskih-mitova-i-zapadne-propagande.html (data obrashcheniya: 25.12.2018).

8. Vuchich rasskazal o vozmozhnosti prisoedineniya Serbii k sankciyam ES protiv Rossii. RT na russkom. 05.10.2018. URL: https://russian.rt.com/world/news/561310-vuchich-serbiya-es (data obrashcheniya: 25.12.2018).

9. Rezolyuciya 1244 (1999) (prinyataya Sovetom Bezopasnosti OON na ego 4011-m zasedanii, sostoyavshemsya 10 iyunya 1999 goda). URL: http://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=492e7a072 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

10. Serbiya mozhet podklyuchit'sya k «Tureckomu potoku»// EHkspert Onlajn. 2018. URL: http://expert.ru/2018/11/9/serbiya-mozhet-podklyuchitsya-k-turetskomu-potoku/ (data obrashcheniya: 25.12.2018).

11. Commission staff working document Serbia 2018 Report (Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions). Strasbourg. 17.04.2018. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/20180417-serbia-report.pdf (data obrashcheniya: 25.12.2018).

12. The role of the EU delegation. The Delegation of the European Commission in Belgrade. 2018. URL: http://europa.rs/the-role-of-the-eu-delegation/?lang=en (data obrashcheniya: 25.12.2018).

SOME ASPECTS OF THE RELATIONSHIP OF THE REPUBLIC OF SERBIA AND THE EUROPEAN UNION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Prihodko A.A.

Belgorod state national University alex.1997.14.11@gmail.com

Annotation: The article deals with the relations between the Republic of Serbia and the European Union. The variability of the behavior of the Serbian political elite in their relations with the EU is indicated. The most significant interests of Serbia in the Pro-European policy are revealed, as well as the forecast on the dynamics of Serbia's international subjectivity is made. A brief overview of the EU interests in Serbia, spelled out in the documents of the European Commission "Serbia Report".

Keywords: Republic of Serbia-EUrelations, political subjectivity, interests

Для цитирования: Приходько А.А. Некоторые аспекты взаимоотношений Республики Сербия и Европейского Союза: проблемы и перспективы// Архонт, 2018. № 6 (9). С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.