Научная статья на тему 'Актуальное и потенциальное в социальном развитии одаренных школьников'

Актуальное и потенциальное в социальном развитии одаренных школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / GIFTED CHILDREN / SOCIAL DEVELOPMENT / INTERRELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

В статье охарактеризована проблема взаимоотношений одаренного школьника с коллективом сверстников и ее влияние на социальное развитие такого ребенка. Представлены результаты изучения данной проблемы и предложены возможные пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of interrelations of a gifted child with the team of contemporaries and its influence on social development of such a child are characterized. The results of this problem research are presented and possible ways of solving it are proposed.

Текст научной работы на тему «Актуальное и потенциальное в социальном развитии одаренных школьников»

УДК 371.4

Щербинина Ольга Станиславовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sch егЫпка 0 7 @list. ги

АКТУАЛЬНОЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье охарактеризована проблема взаимоотношений одаренного школьника с коллективом сверстников и ее влияние на социальное развитие такого ребенка. Представлены результаты изучения данной проблемы и предложены возможные пути ее решения.

Ключевые слова: одаренные дети, социальное развитие, взаимоотношения.

Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества -социальной, политической, культурной - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный и творческий потенциал страны в будущем и являющегося условием ее процветания и развития.

Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей. Однако современное дошкольное и школьное обучение до сих пор ориентировано в большей степени лишь на среднего ученика. Между тем, именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества и невнимание к ним является непозволительной ошибкой для любого государства.

В современной литературе существуют разнообразные подходы к пониманию термина «одарённость». Большинство из них сходится в том, что одарённость - это уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять: мотивацию, направленность, креативность, гибкость, оригинальность, способности выше среднего уровня. Способности могут проявиться в различных сферах человеческой жизни: научной, интеллектуальной, художественной, спортивной, музыкальной и др. При этом важно отметить тот факт, что наличие способностей не гарантирует, что ребёнок будет успешным в жизни. Для того чтобы способности достигли высшего уровня своего развития, необходимо приложить немало усилий.

Названные обстоятельства позволяют выделять две группы одаренных детей: к одной относятся дети с гармоничным развитием познава-

тельных, эмоциональных, регулятивных, психомоторных, личностных и других сторон психики, а в другую входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (дисинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.д. Во вторую группу чаще всего входят высоко или исключительно одаренные дети. Эта особенность их развития во многом определяет успешность адаптации в общеобразовательном учреждении и коллективе сверстников.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) - это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения. При этом уместно говорить о таком феномене как социальное развитие.

Л.В. Мардахаев определяет социальное развитие как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта [1, с. 27]. Социальное развитие определяется умением общаться со сверстниками и взрослыми, знанием основных правил общения; хорошей ориентацией не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способностью управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремлением

© Щербинина О.С., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

47

быть хорошими, первыми; чутким реагированием на изменение отношения, настроения взрослых. Развитие ребенка определяется не только общением со взрослыми. У него постоянно возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка [2, с. 124].

Одарённые дети имеют свои специфические черты как в психологическом и физическом, так и социальном развитии. По многим параметрам в своём развитии одарённые дети опережают своих сверстников: они легче учатся и легче усваивают материал, период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они более любознательны, упорны. С одной стороны, это, несомненно, большие преимущества по отношению к их сверстникам. Однако эти специфические черты вызывают ряд трудностей, с которыми приходится сталкиваться одарённому ребёнку в процессе социального развития: это и непонимание, отвержение со стороны сверстников; это и трудности во взаимоотношениях с родителями; это и заниженная самооценка; а порой комплекс неполноценности, которые влекут за собой целую цепочку психических расстройств.

По ряду исследований (В.П. Лебедевой, В.И. Панова и др.) сфера отношений со сверстниками является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствия интереса к тем, кто учится вместе с ними, считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении. Важным моментом для возникновения трудностей в общении является недостаточная терпимость одаренных старшеклассников по отношению к одноклассникам, неумение дружелюбно относиться к тем, кто стоит ниже в интеллектуальном развитии, что ведет к разочарованию и желчи, проявляющимися в общении с ними.

Перечисленные качества одаренных детей требует к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети входят в «группу риска». Основная отличительная особенность одаренных детей от других потенциально проблемных категорий детей, заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное

учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из ситуации, в которой оказались. При этом дети часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности.

Но всего этого можно избежать. Уделяя ребёнку достаточно внимания, развивая его способности, совместно решая возникшие трудности, родители могут сделать детство одарённого ребёнка счастливым, ярким, запоминающимся. Необходимо отметить, что в современном мире такому ребёнку не всегда уделяется должное внимание. Погружённые в свои проблемы с головой, родители не замечают и не хотят замечать, что у них растёт одарённый ребёнок, считая, что его воспитание будет очень трудным, с массой неприятностей и проблем. Гораздо проще воспитывать «нормальных детей». Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

Результаты психолого-педагогических исследований личностных качеств одаренных детей и особенностей их развития позволяет сделать следующий вывод: параллельно в современном обществе существует две проблемы - это выявление одаренных детей и разработка гибкой программы работы с ними по раскрытию способностей и предотвращению проблем в социальном развитии.

Изучение общих аспектов, касающихся одаренности, помогло подойти ближе к более частному вопросу об особенностях социального раз-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

вития одаренного ребенка, касающихся, в первую очередь, характеристики взаимоотношений одаренных детей с родителями, братьями, сестрами, трудностей, с которыми приходится сталкиваться родителям и самим одаренным детям.

Для изучения актуальных особенностей социального развития одаренных школьников нами было проведено исследование, в котором участвовали одаренные подростки-учащиеся школ города Костромы. В качестве диагностического инструментария выступили: методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда, методика исследования социальных сетей подростка О. Кузьминой и опросник Е.И. Рогова «Оценка отношений подростка с классом». Полученные результаты позволили зафиксировать сложности во взаимоотношениях одаренных учащихся со сверстниками. Были выявлены различные причины обозначенных трудностей: восприятие группы как помехи своей деятельности; непринятие группы как самостоятельной ценности для данного одаренного ученика и др.

Дополнительные диагностические мероприятия выявили у ряда одаренных учащихся повышенные показатели по шкале «эскапизм» (уход от проблем), приятие себя свыше нормы, чрезмерный внешний контроль и склонность к завышенной самооценке. У многих из них не выражены такие признаки как аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие и самообвинение.

Мы предполагаем, что именно эти особенности не позволяют выстроить гармоничные взаимоотношения со своим окружением, что становится актуальной проблемой и причиной осложнений в социальном развитии одаренного ребенка.

Для изменения ситуации совместно со студентами, обучающимися по специальности «Социальная педагогика», С.Н. Пургиной и Л.К. Орловой были разработаны программы работы с одаренными учащимися, направленные на изучение правил бесконфликтного общения, развитию коммуникативных навыков, создание условий для адекватного позитивного самовосприя-тия одаренным ребенком, самоанализа у учащихся, а также выработку умений сдерживать свои эмоции с целью профилактики конфликтных отношений в коллективе сверстников.

Данные вторичной диагностики, полученные по итогам реализации программ, свидетельству-

ют о наличии положительных изменений в решении проблем одаренных школьников во взаимоотношениях с коллективом сверстников. Положительные результаты исследования, выраженные количественно, подтверждаются данными наблюдений и экспертных оценок педагогов. Было отмечено, что улучшилось отношение учеников класса к одаренным детям и их особенностям; для одаренных школьников одноклассники и общение с ними стали более ценными; увеличилось количество контактов с одаренным в процессе учебной работе (до реализации программы их количество сводилось к минимуму) и т.д.

Таким образом, полученные результаты говорят о наличии актуальных проблем в социальном развитии одаренных учащихся и подтверждают возможность преодоления этих трудностей. Итоги реализации разработанных программ позволили сделать вывод о том, что эффективность социально-педагогической работы с одаренными детьми будет значительно выше, если помимо групповой работы с коллективом сверстников, где учатся одаренные дети, также проводить и индивидуальную работу с одаренными школьниками. Также необходимо полное взаимодействие между собой всего педагогического коллектива в решении проблем одаренных детей, а также взаимодействие школы с родителями ребенка.

К сожалению, полученные результаты также свидетельствуют о том, что далеко не всегда в школах уделяется должное внимание такой важной и вместе с тем сложной категории - одаренным детям. Для успешного развития одаренных детей необходима комплексная работа специалистов, основанная на данных своевременной всесторонней диагностики, что позволит разработать и реализовать индивидуальные программы развития одаренных школьников с опорой на их возможности, с привлечением к работе родителей и системы дополнительного образования, что позволит решить актуальные проблемы социального развития одаренных школьников и реализовать в полной мере имеющиеся у них потенциалы.

Библиографический список

1. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.

2. Панов В.И. Одаренные дети: Выявление, обучение и развитие. - М., 2001.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.