Научная статья на тему 'Актуализация стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года'

Актуализация стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
821
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беков Р.С.

В статье представлены основные положения Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. Выделены стратегические цели, задачи, этапы и концепция реализации документа. В частности, намечено занять лидирующее место по величине валового регионального продукта и доходам населения среди субъектов Российской Федерации. Условием успешной реализации Стратегии признано комплексное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Беков Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года»

УДК 333.02

АКТУАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Р. С. БЕКОВ, доктор экономических наук, профессор,

председатель комитета экономики администрации Волгоградской области E-mail: econinform@volsu. ru

В статье представлены основные положения Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. Выделены стратегические цели, задачи, этапы и концепция реализации документа. В частности, намечено занять лидирующее место по величине валового регионального продукта и доходам населения среди субъектов Российской Федерации. Условием успешной реализации Стратегии признано комплексное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, региональный орган власти, субъект Российской Федерации, государственно-частное партнерство, валовой региональный продукт.

Задачи выработки и реализации стратегии регионального развития сегодня стоят перед каждым субъектом Российской Федерации. В докризисные годы по инициативе Министерства регионального развития РФ более 60 субъектов страны, включая Волгоградскую область, и несколько десятков городов разработали и утвердили собственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. В этих стратегиях были учтены системные меры по достижению поставленных целей и особенности регионов или городов.

Волгоградская область является российским лидером в ряде отраслей и секторов экономики. Речь идет о производстве продукции металлургии, нефтехимии, сельском хозяйстве. Но при этом регион в последние годы демонстрировал относительно невысокие ключевые показатели социально-экономического развития.

Для дальнейшего поступательного развития Волгоградской области необходимо не только зафиксировать положительные результаты своего социально-экономического положения, но и выявить проблемы, препятствующие реализации долгосрочной стратегии развития. Тщательный анализ развития и качества управления регионом позволил выявить следующие проблемы и негативные тенденции, препятствующие реализации экономического потенциала Волгоградского региона:

• низкая эффективность региональных органов исполнительной власти — сопоставление с другими регионами показывает, что численность занятых в органах исполнительной власти Волгоградской области и расходы на их содержание в несколько раз превышают аналогичные показатели в регионах с большей численностью населения [2];

• исторически сложившиеся особенности хозяйственного освоения, которые привели к высокой территориальной дифференциации, слабости внутренних интеграционных связей, низкой транспортной освоенности отдельных территорий, недостаточно комплексному характеру экономики и неразвитости общего экономического пространства;

• преобладание сырьевого сектора над обрабатывающим в структуре экономики региона, что делает особенно актуальной задачу диверсификации экономики региона и создания комплекса перерабатывающих производств;

• резкие изменения цен на мировых рынках сырья, затрудняющие оценку перспектив эконо-

мического развития и снижающие вследствие этого инвестиционную привлекательность Волгоградской области для частного бизнеса;

• острый дефицит финансовых ресурсов, который резко усилился в период мирового финансового кризиса;

• недостаточное развитие транспортной инфраструктуры;

• специфичность условий ведения сельского хозяйства — регион относится к зоне рискованного земледелия;

• сложная экологическая обстановка в промышленных центрах области.

Значимость указанных проблем находит отражение в позиционировании региона в национальном экономическом пространстве: Волгоградская область находится ниже среднего российского уровня по показателям величины и динамики ВРП, среднедушевых доходов и расходов населения, доли экспорта в ВРП на одного занятого, доли иностранных инвестиций в ВРП, заработной платы, износа основных фондов [4].

Реализация любой стратегии социально-экономического развития требует координации и корректировки в соответствии с изменениями условий внешней и внутренней среды развития регионов. Это актуализирует необходимость совершенствования существующей системы стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области. Основными мотивами изменения Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года (далее — Стратегия) являются целесообразность перехода от нормативно-функционального подхода в планировании к программно-целевому подходу с созданием «опорных» обратных связей на каждой стадии управления, а также необходимость повышения уровня координации стратегического и бюджетного планирования развития региона. В существующую систему стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области внесены следующие доработки [1]:

• Стратегия переведена на язык четких задач и показателей, измеряющих эффективность выполнения этих задач;

• распределение ресурсов в планах и бюджетах привязано к целям Стратегии, а не к решению тактических задач;

• определена четкая взаимосвязь стратегических целей развития региона с задачами подразделений администрации Волгоградской области (для дальнейшего формирования на

этой основе системы мотивации и контроля за действиями чиновников); • программы развития отдельных территорий и прогнозы по инвестициям привязаны к реализации целей стратегии. Инвестиционные проекты должны быть согласованы со стратегическими направлениями развития региона и финансироваться в рамках программных мероприятий.

Таким образом, основой новой стратегии социально-экономического развития Волгоградской области стала система задач и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти региона (состав показателей расширен с 310 до 538 индикаторов).

Главной целью развития Волгоградской области определено повышение уровня и качества жизни населения Волгоградской области. Построению системы стратегических целей по повышению уровня и качества жизни населения Волгоградской области соответствует восемь основных стратегических задач. По каждой из них определены направления, характеризующиеся конкретными цифровыми показателями на уровне всех подразделений региональной администрации.

Стратегическими целями администрации Волгоградской области определены следующие.

1. Повышение уровня жизни населения. Предусмотрен рост реальных денежных доходов населения, заработной платы в бюджетной сфере, снижение задолженности по заработной плате, мониторинг цен на товары первой необходимости. Прогнозируется, что к 2020 г. объем выручки в регионе достигнет 1 634 млрд руб. с ростом к уровню 2010 г. в 7,6 раза. Рост числа занятых при общем сокращении численности населения на 7 % приведет к значительному повышению уровня занятости в экономике.

2. Развитие экономики.

Развитие экономики региона представлено в Стратегии реализацией задач и подзадач в рамках семи направлений: 1) повышение инвестиционной привлекательности региона; 2) развитие предпринимательства и торговли; 3) развитие агропромышленного комплекса; 4) развитие обрабатывающих производств; 5) повышение научно-технического и инновационного развития экономики; 6) развитие финансовой инфраструктуры; 7) развитие международного и межрегионального экономического сотрудничества.

Модернизация экономики, изменение отраслевой структуры невозможны без инвестиций.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

13

администрация Волгоградской области будет осуществлять планомерную работу по повышению уровня инвестиционной привлекательности, созданию комфортных условий для ведения бизнеса. В Стратегии определен ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики Волгоградской области, среди которых такие как совершенствование и доработка действующего регионального инвестиционного законодательства, проведение масштабной информационной работы с инвесторами, актуализация существующих инвестиционных площадок и проектов Волгоградской области, закрепление в бюджете Волгоградской области финансовых средств на оказание поддержки инвесторам, развитие территориальной административной инфраструктуры.

Направлениями развития поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать: развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства; эффективная деятельность бизнес-инкубаторов; поддержка грантами предпринимателей, начинающих собственный бизнес; создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства на региональные, окружные, российские и международные рынки; создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий. Важным направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Сельское хозяйство является важным стратегическим приоритетом развития Волгоградской области. Развитие этой отрасли предполагает реализацию широкого круга мер в зерновом и масленичном растениеводстве, овощеводстве, бахчеводстве, мясном и молочном животноводстве. Значительное внимание будет уделено восстановлению и развитию гидромелиоративного комплекса как основы получения гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур (прежде всего овощных), укреплению кормовой базы для животноводства. В пищевой и перерабатывающей промышленности ставится задача по строительству и модернизации предприятий по переработке овощных и плодовых культур, строительству овощехранилищ, оснащенных современным холодильным, скороморозильным и фасовочным оборудованием. Предполагается переоснащение старых и строительство новых мощностей маслоэкстракционного производства.

Предусматривается дальнейшее развитие кластера пищевой и перерабатывающей промышленности.

Наличие центров аграрной науки, их кооперация и координация усилий позволят осуществить ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке зональных технологий сельскохозяйственного производства. На базе учреждений аграрной науки необходимо создать центр по анализу и мониторингу развития агропромышленного комплекса, который бы обеспечивал взаимную увязку реализуемых инвестиционных проектов и ресурсного потенциала региона, разработку баланса трудовых ресурсов, что позволит значительно увеличить рентабельность отрасли в целом.

Повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства будет осуществляться за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 50 %, завершению работ по межеванию земельных участков с их кадастровой оценкой и включению земли в залоговые операции как средства привлечения инвестиционных ресурсов.

Основными направлениями развития промышленности Волгоградской области до 2020 г. определены развитие и модернизация добывающих и обрабатывающих (нефтеперерабатывающих, машиностроительных, химических, металлургических) производств с внедрением инновационных технологий, совершенствование энергетической инфраструктуры. В ближайшей перспективе основу промышленного потенциала области будут по-прежнему составлять традиционные для региона виды экономической деятельности: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство нефтепродуктов; химическое производство; переработка сельскохозяйственной продукции; добыча полезных ископаемых; производство электроэнергии.

К 2020 г. прогнозируется опережающий рост производительности обрабатывающих отраслей: в пищевой промышленности — в 5 раз, в химической отрасли — в 3,5 раза, в металлургической отрасли — в 1,3 раза; в добывающих отраслях — в 1,2 раза; в сельском хозяйстве — в 2,3 раза.

Волгоградская область занимает приоритетное место в научных исследованиях и инновациях в Южном федеральном округе. Предполагается формирование специализированных региональных

центров (на базе ведущих инновационно активных вузов), нацеленных на диффузию современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы (прежде всего промышленности, транспорта, сельского хозяйства) и сферы услуг (рекреации, высшего и среднего профессионального образования, здравоохранения). Повсеместное создание институциональных и инфраструктурных условий развития и межрегиональной интеграции инновационной деятельности должно сочетаться с приоритетным формированием инновационных кластеров в Волгоградской области (высокотехнологичной нефтепереработки, металлургии, машиностроения).

В Волгоградской области к 2020 г. предполагается создать не менее 6 технологических платформ, 5 бизнес-инкубаторов, 5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий.

Волгоградская область сохранит лидерство во внешней торговле. По экспертным оценкам, разработчиком Стратегии в 2020 г. намечается рост внешнеторгового оборота Волгоградской области по сравнению с 2010 г. в 2,9 раза (до 10 млрд долл.). При этом доля области в структуре товарооборота Южного федерального округа достигнет 22 %. Увеличение внешнеторгового оборота будет обеспечиваться за счет совершенствования товарной структуры экспорта, внедрения оптимизирующих схем размещения таможенных органов и таможен-но-логистических терминалов, с учетом формирования территориально-отраслевых кластеров и транспортных коридоров, расширения географии поставок по многолетним и прочным контактам.

3. Развитие социальной сферы.

Спокойствие и благополучие в обществе, поддержка стратегических начинаний прямо зависят от уровня социальных услуг, предоставляемых населению. Органы исполнительной власти Волгоградской области будут ориентироваться на значительное повышение качества и доступности услуг образования, здравоохранения, учреждений культуры, поддержание позиций региона как центра патриотического воспитания молодежи Российской Федерации.

За счет реализации основных направлений демографической политики планируется улучшение демографической ситуации в Волгоградской области, повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, а также повышение привлекательности региона для внутренних мигрантов. Предполагаемая продолжительность жизни населения Волгоградской области к 2020 г. достиг-

нет 71,8 года, миграционный прирост населения к 2020 г. составит 1 934 чел.

4. Развитие инфраструктуры.

Возможности развития Волгоградского региона ограничиваются недостаточным развитием многих элементов инфраструктуры, от автодорог до энергоснабжения. Развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, станет катализатором развития остальных отраслей экономики.

Развитие отраслей строительства и строительных материалов предусматривает рост эффективности производства и производительных сил, направленный на увеличение объемов строительной продукции и обеспечение потребностей жилищного строительства за счет модернизации и строительства новых производств по выпуску строительных материалов, а также внедрения в строительстве и производстве строительных материалов энерго- и ресурсоэффективных технологий.

Для эффективной работы жилищно-коммунальной отрасли планируется осуществление модернизации инженерной инфраструктуры, а также перевод предприятий отрасли на энерго- и теплосберегающие технологии. Основными направлениями развития жилищно-коммунального хозяйства станут: повышение качества оказания жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек производителей услуг и, как следствие, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Развитие транспортной инфраструктуры Волгоградской области обеспечивается выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» [5], а также целевыми программами. В результате развития транспортной инфраструктуры в Волгоградской области будет создана единая сбалансированная система транспортных коммуникаций, интегрированная с системой логистической товаропроводящей инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, а также внедрены единые стандарты технологической и технической совместимости, оптимизирующие взаимодействие видов транспорта, будет сформирована единая информационная

среда для управления транспортным обслуживанием хозяйствующих субъектов и населения.

Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов отдаленных территорий региона на основе развития местной транспортной сети, сопряженной с опорной транспортной сетью, повысят инвестиционную привлекательность многих районов, создаст дополнительные рабочие места, сформирует основу для экономического возрождения. Транспортная подвижность населения региона повысится в 1,5—2 раза.

5. Повышение безопасности.

С переходом от индустриальной структуры производства к современной экономике, в которой значительную роль будут играть пищевая промышленность, туризм, сфера услуг, возрастает важность комфортности нахождения в регионе. Для этого органам исполнительной власти Волгоградской области потребуется принять меры к сокращению уровня загрязнения и восстановлению природных богатств.

Полноценное раскрытие агломерационного потенциала Волгоградской области, как следствия высокого уровня урбанизации, открывает возможность опережающего развития элементов сервисной экономики, а также позволяет выйти на следующий этап урбанизации («новый урбанизм»), когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько стандартами современной комфортной среды обитания.

Перспективы дальнейшего социально-экономического развития Волгоградской области связаны со снижением негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, находящуюся сегодня на критическом уровне.

6. Совершенствование управления

общественными финансами.

Администрация Волгоградской области будет

принимать меры, направленные на повышение эффективности и сокращение расходов, целенаправленно внедрять в свою деятельность новые технологии управления. Недостаток финансовых ресурсов сокращает возможности области, а зависимость от федеральных дотаций ограничивает пределы самостоятельного развития. Имеющийся доходный потенциал области требуется использовать более полно, так же, как и резервы сокращения неэффективных расходов.

Предусматривается обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной

системы, для чего определены приоритетные направления бюджетной политики Волгоградской области, в том числе:

• переход к новой, программно-целевой, структуре бюджета, в основу которой будут положены целевые программы. Это позволит увязать деятельность каждого органа исполнительной власти региона с приоритетами, закрепленными в программных документах, нацеленных на конечный результат;

• дальнейшее использование и развитие новых инструментов управления бюджетом, таких как государственные услуги, стандарты, государственные задания, что позволит увязать расходы бюджетов различных уровней с достигаемыми результатами, и тем самым значительно повысить их качество и эффективность, снять устаревшие и избыточные ограничения в работе учреждений, переориентировать их на запросы и интересы населения региона;

• активизация работы, направленной на совершенствование правового статуса существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов;

• повышение эффективности и результативности бюджетных расходов по направлениям государственной и региональной политики;

• развитие межбюджетных отношений Волгоградской области, включающее в себя обеспечение сбалансированной финансовой поддержки местных бюджетов, повышение эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, повышение эффективности и результативности управления муниципальными финансами.

7. Развитие общего государственного управления. В системе государственного управления будут широко внедряться новые инновационные технологии, в том числе в рамках создания «электронного правительства». Предусматриваются мероприятия по завершению перевода основных услуг, предоставляемых государством населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, внедрению информационных технологий в систему государственного управления, повсеместное внедрение электронного документооборота.

8. Развитие гражданского общества.

В сфере государственной национальной поли-

тики предусматривается проведение эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межэтнических отношений и толерантных установок.

По каждой стратегической цели определены задачи и подзадачи, показатели результативности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области с целевыми значениями.

Такой подход к формированию целей Стратегии определяется необходимостью преодоления отставания развития социального сектора и превращения Волгоградской области в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.

Сценарий развития Волгоградской области увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] и опирается на наиболее полное использование конкурентного преимущества экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциалов территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, сельскохозяйственного производства, электроэнергетики и транспорта. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики. Инновационный сценарий развития Волгоградской области предусматривает:

• создание высокой добавленной стоимости в экономике в ряде отраслей — пищевой промышленности, туризме, отдельных видах машиностроения, логистических услугах;

• решение проблемы энергодефицита за счет строительства новых объектов генерации и объектов сетевого хозяйства, что будет обусловлено возрастающим спросом экономики региона на электроэнергию;

• обеспечение эффективных условий для ведения бизнеса — как малого, так и крупного;

• повышение эффективности бюджетного сектора с сокращением расходов на содержание имущества, повышением эффективности

оказания государственных и муниципальных услуг, совершенствование государственной службы, преобразованием системы государственных учреждений;

• обеспечение населения необходимыми услугами социальной сферы;

• сокращение уровня износа жилого фонда и инфраструктуры в первую очередь в муниципалитетах, являющихся производственными центрами и целевыми зонами для инвестиционных проектов, в особенности в области высоких технологий и туризма. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области в период 2011—2020 гг. реализуется в 2 этапа, которые различаются по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

1-й этап (2011—2014гг.) — базируется на повышении конкурентных преимуществ Волгоградской экономики в промышленности, транспорте, аграрном секторе, торговле при реализации крупных инвестиционных проектов. Реализация указанных направлений развития позволит обеспечить среднегодовой темп прироста производства в промышленных видах деятельности 4—5 %, в сельском хозяйстве и торговле — 6—12 %. Одновременно отрабатываются механизмы создания институциональных условий, внедрения технологических заделов и системного перевода экономики в режим инновационного развития.

2-й этап (2015—2020гг.) — повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшение социальной среды, структурной диверсификации экономики. Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются: наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы; интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения; переходом дорожно-транспортного комплекса на новую технологическую и инфраструктурную базу, основанную на передовых мировых и перспективных отечественных разработках в области пассажирских и грузовых перевозок, устранением инфраструктурных ограничений и формированием региональных зон опережающего развития.

Цели национального уровня

Цели Волгоградской области ^ J'

Процесс стратеrvfjecxoro планирования

Стратегические планы и приоритеты Администрации ВО

исграции \

Процессы управления

эффективностью

Бюджет

проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Достижение стратегических целей позволит Волгоградской области к концу 2020 г. занять одно из лидирующих мест по величине валового регионального продукта и доходам населения среди субъектов Российской Федерации.

Бюджетный процесс

Планируемые результаты и целевые показатели

Планы дейстбий и текущая деятельность ге&рзиелениЛ Адыхнистрацт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовая концепция построения системы управления эффективностью Администрации Волгоградской области

Реализация Стратегии требует новых подходов в государственном и муниципальном управлении, включающих как освоение новых управленческих инструментов, так и определенный порядок контроля за достижением поставленной цели (см. рисунок).

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов.

Основными механизмами реализации Стратегии являются государственные программы, федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, а также реализация инвестиционных

Список литературы

1. Бровко А. Г. Система сбалансированных показателей как инструмент эффективного управления регионом // Регионы России: национальные приоритеты. 2011. № 7—8 (63—64). С. 24—29.

2. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2009 года // Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www. minregion. ru/upload/02_ dtp/100827_doklad. pdf.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М. : Росстат, 2010.

5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)». URL: http://fcp. economy. gov. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ViewFcp/View/2010/264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.