Литература
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 47. С. 337-350.
2. Российский статистический ежегодник: стат. сборник/ Росстат. М., 2010.
3. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (с изм.) от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 2008. № 267, 31 дек.
4. Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство: избранные труды / Л.И. Абалкин и др. М.: Экономика, 1989. С. 492-501.
5. Шмелев Г.И. Роль хозяйств населения в российском аграрном секторе и их кооперация // Экономика и право. 2000. № 3. С. 5-7.
КУЗНЕЦОВА ЭЛЬВИРА ГЕОРГИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZNETSOVA ELVIRA GEORGIEVNA - candidate of economics sciences, assistant professor of Economic Theory Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 332.145
A.E. ЛАПИН, Ю.С. САННИКОВА, Г.С. ЗУЕВА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ (на примере Ульяновской области)
Ключевые слова: стратегия, концепция, программа, социально-экономическое развитие, региональное управление, региональная экономическая политика, государственное регулирование.
Рассмотрен вопрос об особенностях разработки стратегий социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Представлены основные направления развития региона в рамках реализации долгосрочной стратегии, а также основные механизмы её реализации.
A.E. LAPIN, Yu.S. SANNIKOVA, G.S. ZUEVA REGIONAL FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC STRATEGY CREATION IN RUSSIAN FEDERATION REGIONS (AS AN EXAMPLE ULYANOVSK REGION)
Key words: strategy, conception, program, social and economic development, regional government, regional economic policy, state regulation.
In the article the question of development social and economic strategy and Its features is mentions on federal and regional level. The basic development directions of region are presented within the limits of realization long-term strategy, and also here Is the basic mechanisms of Its realization.
Важнейшей особенностью социально-экономического развития государства, в особенности такого, как Россия, является объединение результатов экономической деятельности её субъектов. Региональная политика выступает как способ координации и реализации управленческих решений на территориальном уровне. В последние несколько лет в рамках региональной политики наблюдается возросший интерес к разработке программ и стратегий социального и экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. В отличие от программы, стратегия регионального развития предусматривает в первую очередь четкое понимание того, какой должна быть страна (субъект Федерации) через достаточно большой промежуток времени (15-20 лет). Она представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, также в ней отражены основные цели и задачи политики органов исполнительной власти региона. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития субъекта, в ее основе лежат понимание важнейших проблем развития региона, выявление существующих рисков и ресурсного потенциала.
В ноябре 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [6], которая продолжила формирование системы стратегического планирования в
стране. Впервые в Концепции обозначена стратегическая цель, выбрана модель развития страны, определены качественные и количественные ориентиры, сформулированы основные принципы государственной политики регионального развития. Она исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности [2].
Что касается нормативно-правовой базы рассматриваемого вопроса, в данном случае практика опережает теорию, т.е. нормативно-правового акта «О стратегическом управлении в Российской Федерации», регламентирующего создание целостной системы стратегического управления в России, в настоящее время не существует, однако в соответствии с поручением Президента России, были утверждены Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [9]. Впервые было предложено разрабатывать именно стратегию социально-экономического развития, опирающуюся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи. В стратегии рекомендовалось отражать существующее состояние региона, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития субъекта как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления [5].
В последние годы многие регионы России начали разработку собственных стратегий развития. Каждый субъект сам выбирает основные направления своего развития, конечно же опираясь на стратегические приоритеты страны. Региональные стратегии не могут быть одинаковыми в силу существующих различий в уровне развития, следовательно, в разрабатываемых документах у регионов разные как задачи, так и стратегические решения.
Одним из первых программных документов, разработанных в Ульяновской области в исследуемом направлении, была Комплексная программа социально-экономического развития Ульяновской области до 2010 года, принятая еще в 2005 г. В ее основе лежал программно-целевой метод - комплекс мер, направленных на достижение конкретных целей через решение определенного списка задач.
Долгосрочная Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) создавалась на протяжении 4 лет и была утверждена осенью 2008 г. В основу Стратегии были заложены такие цели, как увеличение темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели, рост благосостояния жителей региона, качества жизни и другие.
В первую очередь Стратегия направлена на решение таких основных проблем, отражающих специфику социально-экономического развития Ульяновской области, требующих решения программными методами, как:
- проблемы, обусловленные неразвитостью наукоемкой экономики;
- проблемы недостаточно эффективного использования ресурсов области;
-проблемы развития региональной и межрегиональной инфраструктуры;
- проблемы развития человеческого потенциала;
- проблемы, вызванные недостаточной эффективностью социальной политики, включая проблемы повышения качества жизни;
- проблемы комплексного развития сельских территорий;
- проблемы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием области.
Стратегическая цель развития области в экономической сфере - выход Ульяновской области к 2020 г. на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста на основе формирования новой - наукоемкой, инновационно-инвестиционной экономики.
Проблемы развития социальной сферы региона свойственны многим субъектам федерации: продолжается начавшееся в середине 90-х гг. сокращение численности населения области (-12% к 1995 г.), устойчиво сокращается доля населения трудоспособного возраста, существует проблема низкого уровня жизни значительной части сельского населения (уровень бедности в 2009 г. в 1,5 раза превышал общероссийский показатель), низкий уровень доходов, недостаточность жилья для малообеспеченных категорий населения и др. Все эти проблемы негативно влияют на общий показатель качества жизни населения.
Отсюда вытекает основной приоритет стратегического социально-экономического развития области и деятельности органов власти всех уровней -повышение качества жизни населения, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное увеличение доли населения с доходами выше прожиточного минимума.
«Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года» направлена на решение вышеперечисленных и ряда других проблем, существующих в регионе. В качестве методологической основы при разработке Стратегии принят системный подход к региону как социально-экономическому объекту и целям, задачам, проблемам, направлениям, механизмам его развития. В ходе работы над документом использовались методы опроса, стратегический анализ социально-экономической ситуации в области (выявление проблем развития, оценка их остроты, факторный анализ ситуации, сводный стратегический анализ).
В первой части разработанного документа рассматриваются стартовые условия и проблемы социального развития Ульяновской области. В частности, детально отражены такие вопросы, как демографический, образовательный, культурный, состояние системы здравоохранения, образования, а также социальная поддержка населения и молодежная политика. Данный раздел содержит конкретные мероприятия, реализуемые исполнительными органами власти области.
В основе принятого документа лежат мероприятия, направленные на реализацию приоритетных направлений развития области. К экономическому блоку направлений деятельности относятся:
1. Повышение конкурентоспособности экономики области - одно из важнейших направлений, реализация которого даст стимул развитию всей экономики в целом. Его осуществление планируется с помощью создания и организации работы кластеров, создания товарных брендов, сертификации под маркой бренда продукции местных товаропроизводителей, продвижения продукции местных товаропроизводителей на национальном и зарубежном рынках сбыта.
2. Создание благоприятной среды для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Для реализации данного мероприятия планируется привлечение инвестиционных ресурсов, работа с инвесторами, реализация инвестиционных проектов, работа над инвестиционным имиджем, продвижение региона в число субъектов РФ с благоприятным инвестиционным климатом.
3. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, предусматривает улучшение транспортного сообщения с муниципальными образованиями области, осуществление транспортных проектов, обеспечивающих улучшение связи г. Ульяновска с крупными экономическими центрами страны, формирование транспортного кластера, а также успешную реализацию проекта «Волжский транзит».
4. Развитие АПК. Данное направление включает в себя формирование конкурентоспособных кластеров в сельском хозяйстве и пищевой промыш-
ленности, создание региональных сельскохозяйственных брендов, организацию системы добровольной сертификации сельхозпроизводителей, продвижение продукции АПК на конкурентные общероссийские и мировые рынки и организацию системы подготовки кадров для нужд АПК.
В качестве основополагающих социальных направлений предполагаются:
1. Модернизация системы образования. Необходимо обеспечить переориентацию образования с теоретической подготовки на возможность практического применения получаемых знаний и освоение техники самостоятельного получения необходимых знаний в течение всей жизни.
2. Повышение эффективности системы социальной защиты населения. Существенное улучшение качества жизни населения Ульяновской области может быть обеспечено уменьшением социальной дифференциации, оказанием адресной социальной поддержки населению в целях перераспределения расходов в пользу незащищённых слоёв населения, которые по не зависящим от них причинам в силу состояния здоровья или возраста нуждаются в особой заботе государства.
Основой Стратегии-2020 стал «кластерный подход». Выявление и стимулирование развития территориально-производственных кластеров ставится как одно из важнейших направлений модернизации социально-экономического развития региона. Среди рассматриваемых экономических кластеров особо следует выделить: транспортно-логистический, цементный, стекольный, авиастроительный, агроиндустриальный, автомобилестроения, радиационный, станкостроения, приборостроения и диатомитовый.
Каждая отрасль представлена существенным списком предприятий области; отдельно рассматриваются все возможные регионы-конкуренты, претендующие на создание таких же центров на своей территории. В Стратегии взвешенно оцениваются все преимущества и недостатки каждого из конкурентов и делаются соответствующие выводы в пользу Ульяновской области. По каждому из перечисленных потенциальных кластеров произведен 5И/ОТ-анализ, позволяющий выявить его сильные и слабые стороны, а также учесть существующие возможности и угрозы.
Согласно Стратегии, ведущую роль в АПК Ульяновской области будет играть агроиндустриальный кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью таких внешних условий, как состояние социальной сферы села, помощь государственных органов власти и влияние инорегиональ-ных субъектов. Развитие бизнес-составляющей агроиндустриального кластера Ульяновской области будет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу с учётом отраслей специализации муниципальных образований Ульяновской области, по основным видам производимой ими продукции. На развитие АПК Ульяновской области оказывает влияние ряд благоприятных факторов и преимуществ, среди которых: благоприятные климатические условия средней полосы России, наличие научного потенциала в лице Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства, РАСХН и Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии.
В дальнейшем развитии области существенную роль будет играть реализация научно-инновационного потенциала. В настоящее время на территории региона насчитываются 24 крупные и средние организации, которые занимаются научными исследованиями и разработками, а также около 70 малых организаций. Самой крупной структурой в данном направлении является ГНЦ Научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР). Здесь существует сильная научная школа атомного материаловедения, имеющая серьезную экспериментальную базу. Другие крупные научные центры, где
концентрируется исследовательская деятельность, это Ульяновский государственный университет (УлГУ) и технический университет (УлГТУ).
Основная проблема развития области - это недостаточность оборудования. Решение этой проблемы позволило бы выйти именно на промышленное внедрение разработок в данной сфере. В настоящее время ведется работа по объединению научных и учебных заведений региона, занятых в развитии нанотехнологий для создания единого научного центра. Первые шаги уже сделаны. Около двух лет назад в НИИАРе был создан центр коллективного пользования оборудованием. Центр развивается, в него поступает новое оборудование. Все, что в нем находится, доступно для использования любыми науч-но-исследовательскими организациями. В 2007 г. в УлГУ был открыт региональный центр нанотехнологий, в котором также обновляется оборудование.
В настоящее время на территории г. Димитровград ведутся активные работы по строительству Центра ядерной медицины, в котором планируется использовать самый современный метод лечения рака - воздействие на «больные» клетки короткоживущими изотопами. Центр будет рассчитан на 400 коек. Продолжительность лечения одного больного - 7-10 дней. Предполагается, что в год в центре будут помогать в среднем 40 тыс. больных [3]. В настоящее время стоимость процедур может сравниваться с европейскими аналогами. На строительство Центра ядерной медицины в Димитровграде из федерального бюджета в рамках вебдомственной программы ФМБА будет выделено 14 млрд руб. На Центр возлагаются большие надежды как на предприятие, которое может быть включено в научно-производственный комплекс региона. Если объём наукоёмкой продукции предприятия будет высоким на протяжении трёх лет, то через некоторое время (к 2015-2016 гг.) г. Димитровград сможет подать заявку на присвоение городу статуса наукограда.
В Министерстве экономического развития России разработаны три сценария долгосрочного развития страны до 2020 г.: инерционный, энергосырьевой и инновационный. Прогнозные макроэкономические показатели заметно различаются в пользу инновационного сценария, в связи с этим он рассматривается как приоритетный и в Стратегии развития Ульяновской области.
Инновационный сценарий характеризуется тем, что Правительство Ульяновской области ориентируется на привлечение в регион инвестиционных проектов, направленных на коммерциализацию научных разработок, производство высокотехнологичных продуктов, высокую степень переработки сырья. Одной из ключевых задач Правительства Ульяновской области будет формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Наиболее эффективные элементы данной инфраструктуры - высокий уровень заработной платы данных специалистов, программа предоставления жилья квалифицированным специалистам, а также формирование комфортной среды обитания. В рамках реализации инновационного сценария необходимо сформировать доступную и качественную транспортную систему, позволяющую свободно перемещаться как внутри области, так и по России.
Инвестиционная политика Правительства Ульяновской области будет строиться как на адресной работе с инвесторами, так и на выстраивании общего, нового имиджа (формирования нового бренда) Ульяновской области и работы по повышению рейтинга инвестиционной привлекательности. Важными элементами нового имиджа, соответствующего миссии Ульяновской области, должны стать инновационные отрасли и благоприятная среда обитания (удобная для работы и отдыха).
Инновационный сценарий характеризуется высокими темпами роста ВРП, притоком инвестиций, созданием рабочих мест, ростом оборота торгов-
ли и платных услуг, превышающих существующие на протяжении всего рассматриваемого периода развития Ульяновской области за счёт обеспечения качественного развития экономики. Это может обеспечить вхождение Ульяновской области в пятёрку лидеров ПФО.
Второй сценарий по приоритетности - промышленный, в рамках которого на территории области будут создаваться условия для привлечения инвесторов в промышленный и агропромышленный сектора экономики. Основой для работы с инвесторами станут создаваемые промышленные площадки, оборудованные базовым набором инфраструктур. С учётом того, что в Ульяновской области достаточно низкая стоимость рабочей силы1, в первую очередь в регион будут привлекаться инвесторы, для которых критическим является наличие недорогой рабочей силы, не требующей высокой квалификации. Данный сценарий будет характеризоваться существующими темпами роста ВРП, притока инвестиций, создания рабочих мест, роста оборота торговли и платных услуг на первом этапе (активный приход инвесторов) и снижениями данных показателей после насыщения региона инвестиционными проектами и выходом производств на проектную мощность. Этот сценарий не позволит удержать темпы роста, обеспечивающие попадание Ульяновской области в число лидеров Приволжского федерального округа.
В настоящее время в результате последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие области в Стратегию социально-экономического развития до 2020 г. вносятся некоторые изменения: во-первых, корректируются социально-экономические показатели развития региона до 2020 г., во-вто-рых, к имеющимся 13 направлениям развития дополнительно вводятся новые: 1) развитие лесопромышленного комплекса; 2) долгосрочные приоритеты бюджетной политики региона; 3) развитие информационного общества и использование информационно-коммуникационных технологий; 4) развитие индустрии детских товаров.
Система стратегического управления развитием Ульяновской области предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, руководством крупнейших предприятий и общественными организациями Ульяновской области. Для эффективного управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г. предусмотрено формирование системы стратегического управления развитием области, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.
Наличие объективной и актуальной информации о ходе исполнения каждого из мероприятий, реализуемых в рамках Стратегии и областных среднесрочных программ, позволит своевременно принимать соответствующие управленческие решения, повысить эффективность деятельности ответственных исполнителей, а также должностных лиц Правительства Ульяновской области, своевременно информировать федеральные органы власти о состоянии исполнения соответствующих федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов на территории Ульяновской области.
При этом раздел «Механизмы реализации» Стратегии проработан не до конца, несмотря на то, что он является достаточно важным, поскольку мало разработать качественную стратегию - её необходимо уметь реализовать. В
1 Среднемесячная начисленная зарплата в 2009 г. в Ульяновской области составляла 11 731,4 руб., что на 35-40% отстает от средней зарплаты в РФ.
рамках разработанного документа механизмы реализации представляют собой только систему нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Стратегии. Целесообразно было бы включить в данный раздел, во-первых, организацию системы программно-целевого управления развитием региона, во-вторых, необходимо усовершенствовать систему мониторинга региональных социально-экономических показателей, заложенных в основе стратегии, в-третьих, не определены организационно-финансовые механизмы, отвечающие за отдельные направления реализации Стратегии.
Предполагается, что с определенной периодичностью Стратегия социально-экономического развития должна корректироваться. При этом должны учитываться результаты мониторинга развития области, изменившиеся обстоятельства, мнения и оценки участников его реализации, разных слоев населения области. Постоянная работа над Стратегией социально-экономического развития области обусловлена необходимостью успешной адаптации к меняющейся политической и экономической ситуации и эффективного решения перспективных задач.
В связи с тем, что возможности интенсивного развития экономики области путем более полного использования ныне имеющихся основных фондов постепенно будут исчерпываться, выход экономики области к 2020 г. на траекторию устойчивого экономического роста может быть осуществлен только за счет кардинального технического перевооружения производства, внедрения новых наукоемких технологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых основных фондах. Это требует, чтобы формируемая «новая экономика», система управления, субъекты хозяйственной деятельности в области были включены в единую инновационно-инвестици-онную систему региона, стимулирующую приток таких инвестиций в экономику области, которые обеспечат качественно новый технологический уровень производства.
Вместе с тем успешное ее решение требует, чтобы параллельно с формированием инновационно-инвестиционной системы максимально поддерживалось существование и использование имеющегося в области производственного потенциала, поскольку без развитого производства и «запросов» с его стороны на новые научные результаты и наукоемкие технологии невозможно их успешное развитие и внедрение. Необходимо принимать срочные меры и для решения социальных проблем, в частности, проблемы чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов.
Поскольку региональная экономика является неотъемлемой частью экономики страны, мировой финансовый кризис, перешедший в экономический, затронул как Россию в целом, так и регионы в частности. Сегодня решением этих проблем и разработкой оперативных мер антикризисного реагирования занимаются на федеральном и региональном уровне. Прежде всего это меры по поддержке банковской системы, направленные на сохранение стабильности и недопущение потерь сбережений граждан. В регионе предпринимаются меры по поддержке ключевых отраслей реального сектора экономики, в том числе и системообразующих предприятий. С этой целью был создан федеральный список стратегических предприятий [7], в который первоначально вошли 10 предприятий области, к сожалению, в последней редакции документа не осталось ни одного. На данный момент необходимо добиться, чтобы предприятия-лидеры экономики обеспечивали приемлемый уровень занятости, сохраняли свои трудовые коллективы и продолжали модернизацию производств.
Особые меры поддержки разрабатываются для помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из-за потери работы или снижения доходов. Речь идёт о реализации региональной программы содействия заня-
тости, организации общественных работ, переподготовке работников, помощи при выплате ипотечных кредитов.
В настоящее время усилие органов исполнительной власти региона сконцентрировано на шести ключевых проектах:
- комплексный проект «Ульяновск - авиационная столица», предполагающий максимальное использование промышленного, научно-инновационно-го и транспортно-логистического потенциала региона;
- формирование в Димитровграде ядерно-инновационного кластера, который позволит обеспечить синтез науки, высокотехнологичного производства, инновационной медицины и образования;
- создание на базе ОАО «УАЗ» и ОАО «ДААЗ», а также и на территории промышленной зоны «Заволжье» индустриальных парков, предусматривающих создание и развитие производств автокомпонентов в международной кооперации с крупнейшими производителями автокомпонентов;
- научно-производственный кластер эффективного использования нерудных материалов (диатомит) в Инзе;
- развитие стекольного производства;
- комплексное развитие сельских территорий на основе реализации проекта «Новая деревня».
Литература
1. Алексеева Л. Стратегические цели не меняются // Деловое обозрение. 2009. № 2.
2. Гпазьев С.Ю. О стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 года // Экономика региона. 2008. № 3.
3. Гоицюк М. Атом вылечит рак. В России начинается строительство центров ядерной медицины // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. № 5072 (248), 24 дек.
4.Крымов В.Б. О роли субъектов федерации в формирующейся системе государственного стратегического планирования // Материалы к заседанию круглого стола «Теория и методология территориального планирования» в рамках общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». URL: http://2008.forumstrategov.ru/rus/docs1.html (дата обращения 10.09.2009 г.).
5.Лапин A.E., Санникова Ю.С. Эволюция нормативно-правового обеспечения разработки программ и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Регионология. 2010. № 2.
6.0 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».
7.06 утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 04.10.2004 г. № 1009. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Ульяновской области от 7 ноября 2008 года № 522-пр. //Губернатор и Правительство Ульяновской области (официальный сайт). URL: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/790/.
9.06 утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 года №14// Помощь по ГОСТам. URL: http://www.gosthelp.ru/text/Prikaz140butverzhdeniiTre.html (дата обращения 10.09.2010 г.).
10.Сапиро ЕС., Миролюбова Т.В. Региональные особенности формирования сценариев экономического развития // Экономика региона. 2007. № 4.
ЛАПИН АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
LAPIN ANATOLII EVGENIEVICH - doctor of economics sciences, professor, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.
САННИКОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
SANNIKOVA YULIA SERGEEVNA - post-graduate student, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.
ЗУЕВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры экономического анализа и государственного управления, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск ([email protected]).
ZUEVA GALINA SERGEEVNA - post-graduate student, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.