Научная статья на тему 'Актуализация педагогической идеи и ее реализация в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков'

Актуализация педагогической идеи и ее реализация в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Польянова Тамара Александровна

Рассматривается реализация инновационной педагогической идеи организации альтернативной формы детского отдыха в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация педагогической идеи и ее реализация в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков»

УДК 370.186

Т. А. Польянова

акгуализацияпедагогическойидеииее

РЕАЛИЗАЦИЯВКОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ

кульгурно-досуговойдеягельносгимладшихиодросгков

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая идея; культурно-досуговая деятельность младших подростков.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается реализация инновационной педагогической идеи — организации альтернативной формы детского отдыха — в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков.

Для всякого начала нужно малое семя.

Учить можно и в очень малом доме.

Творить можно и в тесном углу.

Охранять можно и в самых скромных доспехах.

В настоящее время организация каникулярного отдыха подростков имеет уже большой рынок предоставляемых услуг для родителей с детьми и форм его организации: детский оздоровительный лагерь по путевке от предприятия, лагерь дневного пребывания при школе, база отдыха, турбаза, санаторий, профилакторий, деревня, отдых на море, палаточный лагерь, специализированный образовательный лагерь, путешествия по России и за рубежом.

Однако сегодня у родителей появились определенные сомнения в организации полноценного отдыха своего ребенка традиционным решением этой проблемы.

Мы обратились к родителям (86 человек) с вопросом: «Какие возникают у вас тревоги и сомнения перед отъездом ребенка на отдых?». И вот какие результаты обнаружили: 23% родителей опасаются природных катаклизмов в дальнем зарубежье, 36% связывают свои опасения с транспортом, а 42% оказывают недоверие незнакомым воспитателям, их

профессионализму. 45% родителей беспокоят внезапные болезни ребенка далеко от дома и 17% — невозможность навещать детей. Не обошли стороной и вопросы питания: не доверяют общепиту 20% мам и пап.

Самую малую обеспокоенность вызывает незнание программы отдыха детей: только 13% опрошенных отметили эту позицию. Не всегда эти сомнения могут быть устранены в полной мере, так как для развития ребенка часто не соблюдаются условия организации отдыха в традиционных видах досуговой деятельности.

Летом 2006 г. мы предложили родителям альтернативную форму организации детского досуга в каникулы — проект «Веселые дачники» в рамках деревенского туризма.

Содержание этого проекта обеспечивает участникам следующие условия:

— отдых недалеко от Екатеринбурга в группе из 4 человек с соблюдением индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку;

— образовательно-развивающую, творческую деятельность, приобретение новых знаний, умений, навыков;

— моральную и физическую безопасность ребенка в сочетании с бытовым и психологическим комфортом;

— приобретение новых друзей;

— медицинское наблюдение (режим, закаливание, спортивные и подвижные игры на свежем воздухе, прием пищи).

Преимущества нашего подхода к организации свободного времени ребенка в каникулы по сравнению с другими доступными формами отдыха выгодны и очевидны: мы предлагаем новый вариант решения семейной проблемы организации отдыха ребенка в каникулы, имеющий психологическую ценность. В чем заключается эта ценность?

Высококвалифицированная кадровая команда, с которой до заезда ребенка знакомятся родители: воспитатель —

кандидат педагогических наук, он же автор и организатор проекта, детский врач высшей категории, медсестра высшей категории.

Достаточность образовательно-рекреационных ресурсов: дача, баня, автомобиль, сад, лес, водоем, сотовая связь, кино и фотосъемка.

Малочисленность в группе отдыхающих, по сравнению с отрядом в детском лагере или тургруппой в поездке, дает возможность осуществлять индивидуально-личностный подход к каждому ребенку.

Несомненным достоинством является географическая близость к Екатеринбургу места отдыха детей (Сысертский район), так как это удобно для поездок родителей.

Комфортный отдых на даче, который максимально приближен к домашнему, обеспечивает моральную, психическую и физическую безопасность ребенка.

Ребенок, впервые уехавший от родителей далеко и надолго, часто испытывает психологический стресс из-за расставания с привычной обстановкой (своя

комната, рядом родители, друзья, любимые игрушки и домашние животные); мы предлагаем выгодную возможность постепенной адаптации ребенка в условиях временного детского коллектива недалеко от дома.

В основе взаимоотношений «воспитатель — ребенок» лежит педагогическая поддержка, которая ставит целью решение проблем ребенка, ищущего свои способы самоопределения и самореализации. Педагогическая поддержка носит доброжелательный, доверительный, гуманный характер и является основным элементом сотрудничества. Именно эти принципы мы вкладываем при разработке образовательной программы в условиях летнего оздоровительного отдыха.

В сентябре мы подводили итоги первого дачного сезона. Итак, за лето 23 ребенка Свердловской области и г. Екатеринбурга отдохнули в поселке Бобровский на детской даче. Дети 7—10 лет были участниками оздоровительно-образовательной программы «Академия Природы». Целью данной программы является воспитание познавательноэстетического отношения к природе и формирование у детей экологической культуры.

Исходя из образовательных задач, мы старались пробудить и поддержать индивидуальные интересы и склонности ребенка к познанию окружающего мира; помочь приобрести ребенку практические навыки ненасильственного сосуществования с природой.

Решение развивающих задач помогало нам стимулировать самопознание, самоопределение личностного роста ребенка; развивать его интерес к природоохранной деятельности; развивать творческие и интеллектуальные способности ребенка, его кругозор.

А воспитательные задачи решались путем включения детей в отношения с окружающей природной средой, воспитанием у ребенка устойчивого интереса к

явлениям природы; преодолением экологической безграмотности ребенка и его потребительского отношения к природе.

Программа также предусматривала личностно-индивидуальный подход к каждому ребенку в вопросах питания, организации режима дня и оздоровительных процедур.

Дети знакомились с сельским бытом, с интересом наблюдали в природе за жизнью животных и растений. Одни впервые собирали чернику, желтую малину в лесу и научились отличать съедобные грибы от поганок. Другие первый раз увидели лебедей и серых цапель на водоеме. Но всех привлекали костры, шашлыки, печеная картошка, жареные хлебцы. Об этом отдыхе ребята рассказывали корреспондентам ТВ-каналов: «Россия», «НТВ», «4 канал».

Оставили у ребят яркие впечатления поездки-экскурсии на автомобиле по Сысертскому району: купание на водных горках, игры на батуте в селе Кашино, катание на катамаранах и лодках в селе Черданцево, поиски сладкого приза в питомнике декоративных растений села Прохладное.

Жаркая парилка в бане с ароматом березового веника и луговых трав, бассейн, солнечные ванны — все эти оздоровительные процедуры входили в непременный набор «Веселых дачников». Ежедневно проходили занятия по интересам: «караоке», DVD, компьютер. Сад очаровывал ребятишек цветением роз, лилий, фиалок, одаривал вкусными ягодами и свежими овощами. А некоторые девчушки даже попробовали подоить соседскую Буренку, испытывая при этом полный восторг!

Через 10 дней ребята, уже ставшие друзьями, увозили на память об этом незабываемом отдыхе любительский фильм, множество фотографий, фирменные значки и кружки, дневник личных наблюдений.

А в педагогическом дневнике ежедневно появлялись новые заметки.

• 9 июня

Замечаю, что Ваня К. (9 лет) без видимой причины ест перышки чеснока. Предлагаю перейти на луковое перо, но он не соглашается. Оказывается, дело было так. Ваня К. подошел к бабушке и обратился к ней с секретной просьбой: «Баба Люда, дайте какой-нибудь порошок, а то в горле першит. Т. А. узнает, домой отправит». Бабушка: «Ешь зелень чеснока, поможет». Действительно, болезненного состояния у Вани я так и не заметила. А после отъезда ребятишек узнала эту маленькую хитрость.

• 21 июня

Переживаю за Мишу Т. (9 лет). Мальчик переполнен деструктивной агрессией. Кидается на каждого с просьбой: «Давай подеремся!». В классе, по всей вероятности, он из числа «трудных», неудобных.

Процесс воспитания характеризуется необратимостью. Если у детей своевременно не было сформировано то или иное позитивное качество (доброта, правдивость, трудолюбие), то на их месте стихийно появляются качества негативные (озлобленность, агрессивность, леность, лживость и изворотливость).

В «трудные» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный ребенок» нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания Михаила следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины надо знать.

Всякое серьезное нарушение поведения Миши — это сигнал о помощи. Сво-

им поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Миша Т. — это маленький агрессор. Ребенок бьет и оскорбляет окружающих. У него постоянные трудности в общении со сверстниками: вспыльчив, непокорен, непредсказуем, дерзок, мстителен, обидчив. Может убежать от всех с криками: «Вы мне все надоели!». Миша не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

От агрессивности больше всего страдает сам Миша.

Я не знаю причин его агрессивного поведения. Может быть, это патология характера, черепно-мозговая травма. Причиной агрессии может быть и эмоциональная неудовлетворенность, внутренние трудности: подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, подавленное чувство гнева. А может быть, это средство защиты от чувства тревоги. Не знаю отношений с родителями. На мой вопрос «Кем работает папа?» мальчик неожиданно заявил: «Мой папа бандит, потому что мы с мамой нашли у него в машине дубинку». Вероятно, мальчик частый свидетель ссор между родителями. Без беседы с родителями не разобраться в стиле воспитания ребенка: авторитарный, либеральный, отвергающий, индифферентный, гиперсоциальный, эгоцентрический. А может, у парня просто накопилась энергия. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Правильно говорят: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». И вообще, мальчики агрессивнее девочек.

• 23 июня

Сергей Т. (8 лет) занимается в художественной школе. Любит легкую атлетику. Первым предложил помочь в поливе насаждений в саду. Значит, и дома есть трудовые обязанности. Фундамент

воспитания должен быть заложен в первые девять лет жизни ребенка. Умеет толково объяснить правила игры, убедить ровесника их выполнять. А договоренность между детьми — это гораздо более высокий уровень ответственности за свои слова. Блестяще играет в шашки. Я ни разу не смогла у него выиграть. Чтобы завлечь меня сыграть с ним еще не раз, специально мне проиграл. Начитан, но зарубежной «классикой». Привез с собой книжки, журналы про жизнь драконов и ящеров. Всегда улыбается, приветливый, разговорчивый, справедливый. Не жадный. Открыт для дружбы. В хорошем не ищет плохого, а в плохом находит хорошее.

• 24 июня

На питомник по выращиванию декоративных цветов и кустарников поехали без Даниила. После экскурсии — традиционная игра-путешествие с поиском шоколадок. В этот раз для Миши и Сережи спрятала по две шоколадки с расчетом на то, что по приезде на дачу мальчики по одной отдадут Дане, поделятся. Итак, игра закончилась, шоколадки благополучно найдены. Как будем делить? Сережа выходит из ситуации следующим образом: «Т. А., я мало ем шоколада, поэтому Даньке я отдам большую шоколадку». Миша не отстает от друга и размышляет вслух: «Я тоже ем мало шоколада, поэтому я ... ничего ему не дам». И, действительно, пока ехали на дачу, съел обе плитки.

• 15 июля

Глеб М. (8 лет) из обеспеченной семьи. Живет в большом доме с бассейном, есть домработница. Да, родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше места остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Стоит признать, что сегодня в современной семье изменилась атмосфера. Мы видим, как возросла потребность в деньгах. А это заставляет родителей работать еще больше. Стали более выра-

жены проблемы внутренние, которые ослабляют семью: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Дома в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. У родителей хватает личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.

А у детей сегодня свои проблемы и трудности. Они меньше занимаются спортом. Повторяют грубое поведение, часто увиденное на телевизионном экране. Не понимают и не умеют учитывать индивидуальные особенности других людей. Подростки все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Налицо противоречия семейного воспитания, о которых говорят сегодня психологи, педагоги:

— и у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, ив то же время они чаще жалуются на скуку;

— культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим;

— хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает;

— у нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Глеб очень обидчив, бурную реакцию протеста у него может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Глеб всегда ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Глеб находится в ловушке собственной мнительности. Интерпретируя действия дру-

гих детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих.

• 22 июля

Костя К. (8 лет) играет с Тимофеем, порой спасается от него бегством. Однажды спрятался за меня, прижался и шепчет: «Т. А., Вы — мой щит...». А может, в этом-то вся суть наших отношений и заключается? Не хватает нашим детям даже в семьях «щита». Нет абсолютно неправильных воспитательных приемов, есть неуместные.

Спрашиваю Костю: «По маме соскучился?» — «А, что по ней скучать? Она меня ремнем бьет.». Порка ожесточает ребенка. К воспитанию это не имеет никакого отношения. Это выход собственной эмоции. Лучше просто чашку разбить на его глазах.

Физическое наказание применяется только в ответ на намеренное непослушание или вызывающее поведение. Такие наказания оскорбляют, озлобляют, запугивают и унижают детей. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон взаимоотношений. Придумать несколько занятий с ребенком, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости — это «золотой фонд» жизни с ребенком.

Наши дети оказываются совершенно беспомощными, встречаясь с несправедливостью в мире взрослых, сталкиваясь с педагогической безграмотностью, испытывая трудности в общении и обучении.

А пока — ребенок есть жертва педагогических ошибок. Должен же кто-то защищать детей в ситуациях, когда их убивают морально.

• 25 августа

Современные городские дети испытывают страх перед природой. Она для них незнакомая и чужая. Песок, глина, почва для детей «грязь» — за это их дома

наказывали. При общении с животными они могут сказать: «Фу, они противные, плохо пахнут, кусаются». Дети не представляют связь продуктов питания с объектами природы. Впервые воочию видят поля с пшеницей, овсом, рожью.

Поэтому часто мои ребятишки смотрели на мир с «растопыренными глазами».

• Костя К. первый раз увидел в лесу настоящий мухомор.

• Глеб М. и Ксения К. собирали впервые чернику.

• Даша Т. полюбила собирать грибы. «Целый бы день по лесу ходила!», — с восторгом заявила девочка.

• Аня И. поборола свой страх и заставила себя прокатиться на водных горках. Молодец!

• Тимофей П. научился плавать.

• Миша П. никогда не отдыхал у костра. Готов был сидеть около него каждый вечер.

Впервые мои маленькие «иностранцы» из города побывали на сельском подворье. Хозяйка разрешила подоить корову, погладить поросенка и теленка, покормить овец и кур.

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Дети живут практически в искусственной среде: монотонные здания, асфальт, выхлопные газы, искусственные цветы, электронные зверушки, площадки с сомнительной чистотой. В 6 лет не знают, как выглядит береза. Процент болеющих детей в городе намного выше, чем в селе.

В их жизни произошла замена реальной природы виртуальной: «Птицу я видел по телевизору, мухомор на картинке». Никакой видеофильм не заменит живого общения с природой. В лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное,

но и оздоровительное, релаксационное значение

Нарочно не придумаешь

• Мальчишки размышляют вслух перед сном: «Т. А., а Вы возьмете нас на другие смены, когда нам будет 9, 10 лет? А вот в 11 лет одеяло нам будет уже маловато.».

• Ваня К. (9 лет) сочиняет ежедневно новые строчки про свой отдых. Сегодня родилось: «Первым делом, первым делом мы в Бобровку, ну а в лагерь или к бабушке потом».

• Дане: «Грушу надо?» — «Нет, мне и так хорошо.».

• Прошу Глеба М. (7 лет): «Налей мне, пожалуйста, чай из самовара». Глеб внимательно смотрит на самовар и неожиданно для меня произносит: «А откуда?» Да, для этого поколения самовар — антиквариат! Дети — инопланетяне на нашей «взрослой» планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.

• Обращаюсь к мальчикам с предложением: «Давайте, поговорим о рыбах». Миша П.: «А что о них говорить? Все равно, не клюет». Это факт, не клевало все лето. Или клевало, но не у нас, и не здесь, и не сейчас.

• Алиса Л. (7 лет) впервые в бане. Наблюдает, как я поливаю настоем из трав камни-голыши в парилке, чтобы стало жарко и ароматно. Вдруг спрашивает: «А зачем Вы картошку поливаете?».

• Тимофей П. (10 лет) стоит перед созревающим кустом облепихи: «Т. А., а рябина-то поспела?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скоро закончится очередной учебный год. Опять начнутся летние каникулы. А это значит, что у организаторов детского отдыха уже определены новые

планы, новые цели и задачи. Целью проекта «Веселые дачники -2007» станет формирование у детей самостоятельного опыта жизни. Добиваясь этой цели, мы хотим помочь детям наладить личный контакт с окружающим миром, научить их простым жизненным мудростям — ценить правду, не обижать других людей, доводить начатое дело до конца, научить отдыхать, помочь испытывать меньше страхов, научить решать конфликты, помочь детям осмыслить и пережить в игровых действиях новые жизненные открытия.

Создавая для ребенка пространство свободы самоопределения и саморазвития, мы поможем детям ощутить единение с другими, поможем подросткам научиться принимать решения — самостоятельно и в группе, научим детей сочувствию; поможем им справляться со своими страхами и стрессом.

Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем он младше, тем неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем. Если вы положили ребенку в корзину только яблоки, то он и поделиться может с вами только яблоками.

Наследственность не обеспечивает ребенка надлежащими свойствами; дети учатся тому, чему их учат. Мы не можем рассчитывать, что желанные качества и поведение появятся откуда ни возьмись, если не поработаем над ними сами.

Лучший прием воспитания — это отсутствие всякого воспитания. А лишь любовь и терпимость по отношению к детям. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и

тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Посеянные семена дадут всходы обязательно. Просто некоторым надо побыть в земле дольше.

Таким образом, мы можем сделать первые выводы о реализации инновационной педагогической идеи — организации альтернативной формы детского отдыха — в контексте современной культурно-досуговой деятельности младших подростков. Содержание инновации заключается в следующем:

— организация групп младших школьников летом на основе принципа добровольности, включенности семьи, диагностического подхода к определению индивидуальных особенностей личности ребенка;

— определение алгоритма организации игровых технологий;

— система коррекционных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса включения ребенка в коллективную культурно-досуговую деятельность;

— опора на витагенный жизненный опыт в целях актуализации потенциальных возможностей младших школьников в качестве участников культурнодосуговой деятельности;

— авторская система показателей эффективности результатов культурно-досуговой деятельности и выработка прогностических рекомендаций для координации педагогических усилий руководителя проекта и семьи в целях обеспечения преемственности и непрерывности оздоровительно-образовательной деятельности.

Получено 18.01.08 © Польянова Т. А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.