Научная статья на тему 'Социально-педагогический проект «Веселые дачники»'

Социально-педагогический проект «Веселые дачники» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1996
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ЛЕТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ / SUMMER PEDAGOGICS / ECOLOGIC CULTURE / HUMANISTIC APPROACH / HEALTH IMPROVEMENT / DEVELOPMENT / SOCIAL HARDENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Польянова Тамара Александровна

Рассматривается альтернативная форма организации детского досуга в летние каникулы социально-педагогический проект «Веселые дачники». Проект направлен на совершенствование форм отдыха и оздоровления школьников. Основная идея создание комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности детей, охрану и укрепление их здоровья, формирование здорового образа жизни в условиях летней дачи. Такой отдых детей на даче в составе малочисленной группы максимально приближен к домашнему и обеспечивает моральную, психическую, физическую безопасность ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical Project "Merry dachniks"

This is an alternative summer activity project Socio-Pedagogic Project Merry Dachniks. The aim of the project summer activity and health improvement. The basic idea creation of complex of conditions and events which stimulate children's creative potential, health care and improvement, healthy life development living on dacha. This kind of summer activity within a small group which resembles a family provides moral, psychological and physical safety of a child.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический проект «Веселые дачники»»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.013.42

Т. А. Польянова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЕСЕЛЫЕ ДАЧНИКИ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогика лета; экологическая культура; гуманистический подход; оздоровление; развитие; социальное закаливание.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается альтернативная форма организации детского досуга в летние каникулы — социально-педагогический проект «Веселые дачники». Проект направлен на совершенствование форм отдыха и оздоровления школьников. Основная идея — создание комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности детей, охрану и укрепление их здоровья, формирование здорового образа жизни в условиях летней дачи. Такой отдых детей на даче в составе малочисленной группы максимально приближен к домашнему и обеспечивает моральную, психическую, физическую безопасность ребенка.

T. A. Polyanova SOCIO-PEDAGOGICAL PROJECT “MERRY DACHNIKS”

KEY WORDS: Summer Pedagogics; Ecologic Culture; Humanistic Approach; Health improvement; Development; Social Hardening.

ABSTRACT. This is an alternative summer activity project — Socio-Pedagogic Project “Merry Dachniks”. The aim of the project - summer activity and health improvement. The basic idea — creation of complex of conditions and events which stimulate children’s creative potential, health care and improvement, healthy life development living on dacha. This kind of summer activity within a small group which resembles a family provides moral, psychological and physical safety of a child.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта Социально-педагогический проект «Веселые дачники»

2. Цель проекта Создание комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности детей, охрану и укрепление их здоровья, формирование здорового образа жизни в экологически благоприятной среде.

3. Адресат проектной деятельности Воспитанники 7—10 лет

4. Краткое содержание проекта Десятидневный отдых малочисленной группы детей в условиях детской дачи, их участие в реализации оздоровительно-образовательной программе «Академия Природы»

5. Ожидаемый результат Приобретение ребенком практических навыков ненасильственного сосуществования с природой; развитие его интереса к природоохранной деятельности; воспитание у ребенка устойчивого интереса к явлениям природы; преодоление экологической безграмотности ребенка и его потребительского отношения к природе. Формирование самостоятельного опыта жизнедеятельности

6. Значимость предполагаемого социального эффекта Совершенствование форм отдыха и оздоровления школьников

7. Автор программы Польянова Тамара Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных образовательных технологий УрГПУ

8. Почтовый адрес автора программы 624 019 п. Бобровский, Сысертского района, Свердловской обл. ул. Демина, 41—57. т. 8 912 6057856

9. География участников проекта г. Екатеринбург, Свердловская область

10. Количество участников проекта 24 ребенка, 5 взрослых

11. Сроки проведения программы 1 июня — 25 августа

12. Количество заездов 6 заездов по 10 дней

13. Тип лагеря Детская дача.

14. Имеющийся опыт реализации проекта п. Бобровский, Сысертский район, 2006—2008 гг.

15. Финансовое обеспечение программы Средства родителей, их добровольные пожертвования

16. Особая информация и примечания Комфортный отдых детей на даче в составе малочисленной группы максимально приближен к домашнему и обеспечивает моральную, психическую, физическую безопасность ребенка

Раздел 1

Краткая аннотация проекта

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей, поэтому лето для них — это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, развлечения, игры, свобода в выборе занятий.

Несмотря на разнообразие предлагаемых сегодня форм летнего отдыха,

многие родители не решаются отпускать детей, опасаясь транспортных происшествий, непрофессионализма воспитателей, болезней, некачественного питания, проблем во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Как организовать детский отдых, чтобы у родителей и детей не возникало сомнений в правильности выбора?

Мы предлагаем альтернативную

форму организации детского досуга в летние каникулы — социально-педагогический проект «Веселые дачники» («ВЕДА»).

В обществе формируется запрос на личность свободную, инициативную, раскованную, творческую, экологически образованную, поэтому основная идея проекта — новое положение ребенка, при котором он становится субъектом

своего развития: идея развития ребенка с учетом его индивидуальности, неповторимости через привлечение к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности в условиях детского сообщества, проживающего на даче в тесном общении с природой.

Проект выполнен на основе принципов гуманистического личностноориентированного подхода к воспитательной работе. Гуманистический подход отличается принципиально иным пониманием роли ЧЕЛОВЕКА, а следовательно, и РЕБЕНКА: не ребенок для школы, лагеря, государства, а школа, лагерь государство для ребенка. Мера развития ребенка становится мерой качества работы воспитателя и всей воспитательной системы в целом.

В основе реализации проекта — ежедневная деятельность детей по программе «Академия Природы»: умственная, практическая (спорт, туризм, труд), эстетическая, досуговая с преобладанием игровых форм, творчества, чтения, прогулок.

Раздел 2

Обоснование необходимости проекта

Отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным результатам: росту детской преступности, наркомании, алкоголизма и других социальных болезней. Стала очевидной необходимость поиска новых путей развития систем воспитания, оздоровления, досуговой деятельности, принципиально нового подхода к организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время.

Другая проблема, которая остро встала в настоящее время, — это социализация педагогического процесса, его адаптация к современным условиям.

Ключевыми понятиями, которые мы закладываем в основу нашего социально-педагогического проекта, являются:

• Понятие «оздоровление». Истинное оздоровление ребенка невозможно без создания доброго климата в детском коллективе, без разнообразной творческой деятельности, дающей возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей, при условии благоприятного экологического окружения.

• Понятие «развитие». Определяет содержание нашей деятельности и способы ее организации в детском сообществе, которые максимально способствуют самореализации детей. Сущность нашего временного детского коллектива заключается в возможности физического и духовного саморазвития ребенка, развития его гражданской активности, творческой и эмоциональной сферы.

• Понятие «социальное закаливание». Предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Преобразование организации летнего

отдыха детей имеет противоречивый характер. С одной стороны, очевидна социально-экономическая детерминированность процессов реформирования, с другой — обществом до сих пор не осознана обязанность государства обеспечить условия для использования каникулярного времени в интересах каждого ребенка.

Ведущим социальным противоречием можно назвать противоречие между требованиями общества о формировании личности нового типа и отсутствием педагогического целеполагания в существующей системе организации летнего отдыха детей.

Психолого-педагогические противоречия появляются прежде всего из-за

недостаточно точного понимания специфики «педагогики лета». К ним относятся противоречия:

— между потребностями в педтехноло-гии лагерной смены и подготовкой кадров; педагоги переносят классноурочную систему в условия лагеря, это ведет к значительным педагогическим деформациям;

— между возможностями образовательных учреждений, педагогического потенциала социума и предлагаемым диапазоном организованных форм отдыха; «педагогика лета» значительно шире, чем «педагогика лагеря»; происходит сужение рамок педагогического воздействия на детей в летний период до форм исключительного лагерного бытия;

— между запросами педагогов, работающих с детьми летом, и уровнем их методической подготовки;

— между возможностями для оздоровления и развития физической культуры личности и имеющейся материальной базой для проведения этой работы;

— между возрастными особенностями личности и подходами традиционной педагогики при организации летнего отдыха детей.

Ограничиваясь традиционными подходами к деятельности оздоровительных центров, педагоги сталкиваются с трудностями процесса социализации, пробуждения активной позиции детей, создания условий для общения детей и свободой личности в коллективе.

Мы выделяем еще одну проблему: экологическое образование детей и подростков. Проблема многогранна, и ее решение должно осуществляться комплексно, с позиции самых различных подходов, во всех учебно-воспитательных заведениях, начиная с детских садов и кончая вузами. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической куль-

туры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Весь вопрос состоит в модели и содержании обучения детей в период летних каникул. А лето — ответственная пора в жизни ребенка для его отдыха и развития: физического, духовного, умственного.

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Дети живут практически в искусственной среде: монотонные здания, асфальт, выхлопные газы, искусственные цветы, электронные зверушки, площадки сомнительной чистоты. В шесть лет дети не знают, как выглядит береза. Процент болеющих детей в городе намного выше, чем в селе.

В их жизни произошла замена реальной природы виртуальной: «Птицу я видел по телевизору, мухомор на картинке». Никакой видеофильм не заменит живого общения с природой. В лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Современные городские дети испытывают страх перед природой. Она для них незнакомая и чужая. Песок, глина, почва — для детей «грязь», за нее их дома наказывали. Дети не представляют связь продуктов питания с объектами природы.

Программа «Академия Природы» предполагает частое и тесное общение детей с природой, организацию различных форм работы. Участие детей в реализации программы «Академия Природы» помогает воспитанию познавательно-эсте-

тического отношения к природе и формирует у детей экологическую культуру.

Мы не исключаем воспитательных возможностей семьи в экологическом воспитании ребенка, но стоит признать, что сегодня в современной семье изменилась атмосфера. Мы видим, как возросла потребность в деньгах. А это заставляет родителей работать еще интенсивнее и еще больше. Стали более выражены проблемы внутренние, которые ослабляют семью: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Дома в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. У родителей хватает личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.

А у детей сегодня свои проблемы и трудности. Они меньше занимаются спортом. Повторяют грубое поведение, часто увиденное на телевизионном экране. Не понимают и не умеют учитывать индивидуальные особенности других людей. Подростки все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Налицо противоречия семейного воспитания, о которых говорят сегодня психологи, педагоги:

— и у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку;

— культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим;

— хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает;

— у нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.

Одним из путей решения обозначенных проблем — адаптация педагогического процесса к современным условиям, организация детского досуга, формирование экологической культуры, помощь семье в воспитании ребенка — может быть реализация социально-педагогического проекта «Веселые дачники».

Раздел 3 Целевая группа

В настоящее время организация каникулярного отдыха подростков имеет уже большой рынок предоставляемых услуг для родителей с детьми и форм его организации: детский оздоровительный лагерь по путевке от предприятия; лагерь дневного пребывания при школе; база отдыха, турбаза; санаторий, профилакторий; деревня и дача; отдых на море; палаточный лагерь; специализированный образовательный лагерь; путешествия по России и за рубежом.

Однако сегодня у родителей появились определенные сомнения в организации полноценного отдыха своего ребенка традиционным решением этой проблемы. Исследования показали, что чаще всего вызывает опасения родителей. Мы обратились к ним с вопросом: «Какие тревоги и сомнения возникают у вас перед отъездом ребенка на отдых?» и получили следующие результаты: 23% родителей опасаются природных катаклизмов в дальнем зарубежье, 36% связывают свои опасения с транспортом, а 42% оказывают недоверие незнакомым воспитателям, их профессионализму. 45% родителей беспокоят внезапные болезни ребенка далеко от дома и 17% — невозможность навещать детей. Не обошли стороной и вопросы питания: не доверяют общепиту 20% мам и пап. Самую малую обеспокоенность вызывает незнание программы отдыха детей: только 13% опрошенных отметили эту позицию. Не всегда эти сомнения могут быть устранены в полной мере, так как для развития ребенка часто не соблюда-

ются условия организации отдыха в традиционных видах досуговой деятельности. Таким образом, налицо практическая неудовлетворенность потребности в современных услугах организации детского досуга.

Мы предлагаем альтернативную форму организации детского досуга в летние каникулы — социально-педагогический проект «ВЕДА». Содержание этого проекта обеспечивает участникам следующие условия:

— отдых недалеко от Екатеринбурга в группе из четырех человек с соблюдением индивидуально-личностного подхода к каждому ребенку;

— образовательно-развивающая, творческая деятельность, приобретение новых знаний, умений, навыков;

— моральная и физическая безопасность ребенка в сочетании с бытовым и психологическим комфортом;

— приобретение новых друзей;

— медицинское наблюдение (режим, закаливание, спортивные и подвижные игры на свежем воздухе).

Преимущества нашего подхода к организации свободного времени ребенка в каникулы, по сравнению с другими доступными формами отдыха, выгодны и очевидны: мы предлагаем новый вариант решения семейной проблемы организации отдыха ребенка в каникулы, имеющий психологическую ценность.

В чем заключается эта ценность:

• Достаточность образовательно-рекреационных ресурсов: высококвалифицированная кадровая команда: (руководитель — кандидат педагогических наук, он же автор и организатор проекта, детский врач высшей категории, медсестра высшей категории); дача, баня, автомобиль, сад, лес, водоем, сотовая связь.

• Малочисленность в группе отдыхающих, по сравнению с отрядом в детском лагере или тургруппой в поездке, дает возможность осуществлять индивидуально-личностный

подход к каждому ребенку. Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти.

• Процесс индивидуального взросления и развития. У ребенка есть шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.

• Тренировка безопасного и здорового образа жизни, практическое воплощение навыков, а не просто разговоры о безопасном и здоровом образе жизни.

• Опыт демократии. Дети разного воспитания на даче имеют возможность пожить в реальном демократическом сообществе.

• Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.

• Несомненным достоинством является географическая близость к Екатеринбургу места отдыха детей (Сысертский район), так как это дает возможность родителям навещать детей. Ребенок 7—10 лет, впервые уехавший от родителей далеко и надолго, всегда испытывает психологический стресс из-за расставания с привычной обстановкой (своя комната, рядом родители, друзья, любимые игрушки и домашние животные). Мы предлагаем выгодную возможность постепенной адаптации ребенка в условиях временного детского коллектива недалеко от дома.

• Комфортный отдых на даче, который максимально приближен к домашнему, обеспечивает моральную, психическую и физическую безопасность ребенка. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни, — это ценный опыт.

• В основе взаимоотношений «воспитатель — ребенок» лежит педагогическая поддержка, которая ставит целью решение проблем ребенка, ищущего свои способы самоопределения и самореализации. Педагогическая поддержка носит доброжелательный, доверительный, гуманный характер и является основным элементом сотрудничества. Позиция педагога — не «борьба с ...», а «я помогу тебе».

Таким образом, важнейшие факторы, подтверждающие успех проекта:

— оказание такого рода услуги имеет высокий спрос у потребителей, так как сегмент рынка, на который ориентирована деятельность, достаточно велик и перспективен и такого рода услуга, как детская дача, еще не предложена;

— отдых детей на даче позволит активизировать работу среди школьников в каникулярное время, а родителям поможет решить проблему организации отдыха своих детей на альтернативной основе.

Раздел 4

Цели и задачи проекта

Цели: приобретение ребенком практических навыков ненасильственного сосуществования с природой; развитие его интереса к природоохранной деятельности; воспитание у ребенка устойчивого интереса к явлениям природы; преодоление экологической безграмотности ребенка и его потребительского отношения к природе. Формирование у детей самостоятельного опыта жизни.

Задачи:

1. Помочь детям наладить личный контакт с окружающим миром.

2. Научить их простым жизненным мудростям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— взаимоотношения людей — большая ценность, и важно уметь поддерживать их, чтобы они не испортились;

— не ожидай от других, что они прочтут

твои мысли, говори им о том, что ты хочешь, чувствуешь, думаешь;

— не обижай других людей и не давай им «потерять лицо»;

— не нападай на других, когда им плохо;

— цени правду;

— проанализируй ситуацию, в которой ты оказался, и прими решение, не позволяя себя подгонять.

3. Помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты; помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

4. Научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

5. Помочь детям осмыслить и пережить в игровых действиях новые жизненные открытия.

Функции воспитательного процесса:

— организация многообразной и разносторонней деятельности воспитанников;

— охрана физического и психического здоровья воспитанников;

— использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;

— специально организованное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств.

Принципы деятельности:

• принцип точно поставленных целей;

• инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;

• романтика, интерес, игра;

• принцип здравого смысла;

• демократизм;

• дисциплина и порядок;

• стимулирование;

• поощрение инициативы.

В основе социально-педагогического проекта — реализация программы «Ака-

демия Природы», которая помогает решить следующие задачи в формировании экологической культуры:

— образовательные: пробудить и поддержать индивидуальные интересы и склонности ребенка к познанию окружающего мира; помочь приобрести ребенку практические навыки ненасильственного сосуществования с природой;

— развивающие: стимулирование самопознания, самоопределения, личностного роста ребенка; развитие его интереса к природоохранной деятельности;

Раздел 5

Рабочий план реализации проекта

развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка, его кругозора;

— воспитательные: включение детей в отношения с окружающей природной средой и выработка правильной экологической позиции в деятельности, максимально приближенной к жизни на природе; воспитание у ребенка устойчивого интереса к явлениям природы; преодоление экологической безграмотности ребенка и его потребительского отношения к природе.

№ п/п Название мероприятия Содержание мероприятия Сроки проведения

1 Анкетирование Провести демографическую сегментацию рынка Узнать емкость рынка, анализ конкурентной среды, выход на реальных и потенциальных клиентов; выделить отличительные признаки клиентов на фоне общей массы потребителей (анкета для родителей, изучение документов, литературы, информации в Интернете) Октябрь

2 Обзор материалов по теме «Экологическое образование» Написать оздоровительно-образовательную программу «Академия Природы» Ноябрь

3 Изучение документов, литературы по теме «Детский оздоровительный лагерь» Составить ежедневный план работы заезда и с учетом изменяющейся обстановки вносить ежегодные поправки в содержание деятельности «Веды» Декабрь

4 Знакомство с материалами по теме «Фирменный стиль» Разработать фирменный стиль: дневники наблюдений, значки, вымпел, кружку, бейсболку, футболку Январь

5 Проведение собраний с потенциальными участниками проекта Организовать встречи с родителями, студентами, коллегами на тему: «Социально-педагогический проект «Веселые дачники» Февраль

6 Реконструкция месторасположения детской дачи Построить на территории сада веранду, хозблок, забор. Сделать игровую площадку и забетонировать площадку под бассейн. Посадить новые цветники Апрель-май

7 Закупка вспомогательных материалов Приобрести канцтовары, спортивный и игровой материал, диски с фильмами, музыкой, библиотеку книг о природе В течение года

8 Технический осмотр автомобиля Проверить на станции техобслуживания состояние автомобиля Май

Раздел 6

Ресурсное обеспечение

6.1. Кадровые ресурсы

Руководитель проекта, организатор заезда.

Обязанности

• Создание программы, основанной на целях и задачах.

• Проведение рекламной кампании и комплектование групп.

• Предварительное ознакомление родителей с условиями проживания детей и видами услуг, предоставляемых им.

• Организация проезда детей к месту отдыха.

• Обеспечение жизнедеятельности заезда детей:

— создание условий для реализации основных услуг: медицинских, образовательных, психологических, по организации культурно-оздоровительной деятельности, правовых (страхование детей), информационных.

— обеспечение детей жильем, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям противопожарной безопасности.

— обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами.

— обеспечение детей книгами, журналами, настольными играми, игрушками с учетом их возраста, пола, запросов.

— создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников с учетом возрастных особенностей.

• Качественное обеспечение реализуемой программы деятельности заезда.

• Обеспечение общего руководства деятельностью заезда: разрабатывает должностные обязанности работников, знакомит их с условиями труда, проводит инструктаж персонала по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев, несет ответственность за организацию питания и фи-

нансово-хозяйственную деятельность.

• Оформление отчетности перед родителями после окончания детского заезда.

• Проживание вместе с детьми на даче.

А) Должность: воспитатель.

Квалификация:

Необходим диплом об окончании вуза, высшая категория.

Большой опыт работы с детьми в качестве руководителя.

Хорошее физическое здоровье. Эмоционально зрелый и способный к ответственности.

Хороший характер.

Обязанности:

• Соответствие форм, методов и средств при проведении заезда возрасту, интересам и потребностям воспитанников.

• Организация различных форм общественно полезного и педагогически целесообразного труда детей.

• Психологическая коррекция поведения детей для преодоления или ослабления возникающих нарушений в их общении с окружающими, искажений в психике.

• Организация мелкого ремонта одежды и обуви детей.

• Разработка и проведение в жизнь системы безопасных поездок детей, обеспечивающей потребности программы деятельности, нужды обслуживания и безопасности.

• Ответственность за информирование детей о правилах пожарной безопасности, нормах и традициях дачи.

• Ответственность за здоровье и благополучие детей.

• Соблюдение прав и свобод воспитанников.

• Проживание вместе с детьми на даче.

Б) Должность: медицинский

работник.

Квалификация:

Возраст не менее 21 года.

Необходим диплом об окончании образовательного медицинского учреждения,

высшая категория.

Опыт работы с детьми.

Общее хорошее состояние здоровья.

Эмоционально зрелый.

Высокие моральные устои.

Обязанности:

• Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей.

• Проведение медицинского осмотра и знакомство с медицинскими документами в день заезда детей на дачу.

• Ответственность за охрану здоровья и благополучие детей на даче.

• Контроль за приемом лекарств и витаминов ослабленными детьми.

• Оформление в случае необходимости документов в страховое агентство.

• Оказание первой медицинской помощи ребенку.

• Принятие срочных мер по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение.

• Оповещение родителей о состоянии здоровья детей — по мере необходимости.

В) Должность: повар.

Квалификация:

Возраст не менее 21 года.

Опыт и знания руководства пищеблоком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее хорошее состояние здоровья.

Эмоционально зрелый.

Высокие моральные устои.

Любовь к работе с детьми.

Обязанности:

• Планирование меню в соответствии со стандартами питания.

• Оформление заказов на покупку продуктов по предлагаемому меню.

• Приготовление блюд и обеспечение санитарно-гигиенических норм на кухне.

• Организация и осуществление приема пищи.

• Ответственность за охрану здоровья и благополучие детей на даче.

(Вариант: питание воспитанников организуется на договорных началах в ближайших объектах общественного питания.)

Г) Должность: водитель автомобиля.

Квалификация:

Водительское удостоверение категории «В».

Отсутствие дорожно-транспортных происшествий (справка из ГБДД). Возраст не менее 30 лет.

Опыт вождения автомобиля не менее 10 лет.

Эмоционально зрелый.

Высокие моральные устои.

Любовь к работе с детьми.

Хорошее физическое состояние. Обязанности:

• Обеспечение технического осмотра автомобиля.

• Текущее обслуживание автомобиля.

• Организация доставки продуктов.

• Проведение ежедневных экскурсий и поездок.

• Ответственность за охрану здоровья и благополучие детей во время поездок.

Д) Должность: завхоз. Квалификация:

Возраст не менее 21 года.

Знание столярного дела, водопровода, электрооборудования и общего технического обслуживания и ремонта дачи.

Опыт работы с детьми.

Хорошее физическое состояние. Способность ладить с людьми. Обязанности:

• Осуществление контроля за всем имуществом, его проверка на отсутствие повреждений и беспорядка.

• Проведение ремонтов и технического обеспечения дачи.

• Обеспечение хорошего состояния территории дачи.

• Проведение текущего ухода за насаждениями в саду.

• Организация костров за территорией дачи.

• Подготовка бани.

• Проживание на даче.

• Ответственность за охрану здоровья и благополучие детей на даче.

6.21. Оплата труда сотрудников

Должность по проекту Оплата труда р./мес. Занятость в проекте, % Оплата труда по проекту Занятость в проекте, мес. Всего, р.

Руководитель, воспитатель 15 000 100 10 000 3 45 000

Завхоз 10 000 100 10 000 3 30 000

Повар 8 000 50 4 000 3 12 000

Водитель 6 000 30 6 000 3 5 400

Медицинский работник 8 000 50 4 000 3 12 000

ИТОГО 104 400

6.2.2. Оборудование

Наименование оборудования Цена, р. Кол-во Всего, р.

Цифровая камера 13 000 1 13 000

Цифровой фотоаппарат 5 000 1 5 000

Кровать дет. 2000 4 8000

Постельные принадлеж. 1000 4 компл. 4 000

Постельное белье 500 4 компл. 2 000

Шкаф для одежды 500 1 500

Стол 400 3 1 200

Стул 300 8 2 400

Бассейн надув. 2 300 1 2 300

Настольные игры 200 8 1 600

Спортивный инвентарь 100 8 800

Посуда 1 000 1 1 000

Холодильник 10 000 1 10 000

Электро (-газ) плита 5 000 1 5 000

Аптечка 1 000 1 1 000

ИТОГО 48 800

6.2.3. Программное обеспечение

Наименование программного обеспечения Всего, р.

Муз. центр. DVD-караоке 7 000

Компьютер 19 000

Телевизор 5 000

Фильмы о природе DVD 1 200

Методические разработки практических занятий 500

Литература по экологии 1 000

ИТОГО 33 700

6.2.4. Связь и коммуникации

Наименование статьи затрат Стоимость р./мес. Кол-во месяцев Всего, р.

Переговоры по мобильной связи 1 000 3 3 000

ИТОГО 3 000

6.2.5. Расходные материалы, канцелярские принадлежности

Наименование Стоимость, р.. Кол-во Всего, р.

Карандаш цветной 20 4 п. 80

Фломастер 40 4 п. 160

Линейка 10 4 шт. 40

Клей 15 4 шт. 60

Бумага А-4 160 1 п. 160

Корректирующий карандаш 20 4 шт. 80

Ножницы 20 4 шт. 80

Фейерверк 200 6 шт. 1200

Рамка для сертификатов 100 10 шт. 1000

Фотоальбом 20 24 шт. 480

Значки 20 120 шт. 2400

Кружка 100 24 шт. 2400

Вымпел 90 10 шт. 900

Бейсболка 120 5 шт. 600

Диск DVD 25 24 шт. 600

ИТОГО 11 440

6.2.6. Типографские расходы

Наименование Стоимость одного Экземпляра, р. Тираж, шт. Всего, р.

Анкета для родителей 1 24 24

Рекламный лист 1 100 100

Сертификаты для детей 25 12 300

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дневники наблюдений для детей 25 24 600

ИТОГО 1024

Порядок финансирования: средства родителей, их добровольные пожертвования.

6.3. Временные ресурсы Раздел 7

Сроки реализации проекта Конкретные ожидаемые результаты

Подготовительный этап: октябрь—май. Ежегодно запланировано предостав-

Основной этап: июнь—август. лять услуги семьям, имеющим детей и

Заключительный этап: сентябрь желающим принять участие в реализации

данного проекта. За лето 24 ребенка могут участвовать в оздоровительно-образовательной программе:

количество детей — 4 , количество дней — 10, количество заездов — 6.

За время пребывания на даче дети улучшают следующие характеристики:

• ответственность — навык отвечать за свои собственные поступки;

• принятие решений — навык самостоятельного размышления;

• самосознание — навык отделять себя от других;

• межличностные отношения — навык обретать друзей и вливаться в коллектив;

• общественное поведение — навык уважения прав других;

• забота об охране природы — навык высоко ценить окружающую природу. Создавая для ребенка пространство

свободы самоопределения и саморазвития, мы поможем детям:

• ощутить единение с другими;

• увидеть, что значит уважение;

• научиться принимать решения — самостоятельно и в группе;

• достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям;

• научиться сочувствию;

• справляться со своими страхами и стрессом;

• увидеть, как можно жить без насилия.

Раздел 8

Механизмы оценки результатов

Оценка программы детьми и родителями. Так как программа отдыха есть способ реализации целей детской дачи, то нужно внимательно проанализировать программу и определить, где требуются изменения. В начале лета прорабатывается способ сбора информации для анализа, который будет выполняться в конце лета. Оценка программы детьми осуществляется ежедневно, а на последнем вечернем «огоньке» они подводят заключительные итоги заезда. Ребята вспоминают самые интересные дела

и экскурсии, проведенные вместе. Они обмениваются впечатлениями о просмотренных фильмах о природе и анализируют сложившиеся между ними отношения. Беседы начинаются с указания положительного и с выделением хороших качеств, но в тех сферах, где ребенку требуется усовершенствование, об этом говорить надо прямо. В течение заезда дети активно работают с Дневниками наблюдений и на его страницах отмечают все события дня.

Родители способны более эффективно выразить чувства ребенка и оценить происшедшие изменения. Для получения обратной связи с руководителем проекта родители заполняют специальный бланк оценки с вопросами о днях пребывания ребенка на даче. Мы предоставляем возможность высказать свои замечания о проживании детей на даче, о ходе выполнения программы, пище, гостеприимстве, оборудовании. Такие комментарии родителей оказываются ценными при улучшении обслуживания в последующее время.

Критерии эффективности проекта

Социально-экономические критерии:

• Состояние здоровья детей.

• Психологический комфорт отдыхающих.

• Популярность детской дачи в глазах детей и взрослых. Воспитательно-образовательные

ориентиры:

1 ориентир — эмоционально-творческий: что привлекло к жизни на даче.

2 ориентир — познавательный: что ребенок узнал для себя нового.

3 ориентир — организаторский: динамика показателей уровня развития подростков по принципу: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел (диагностические приемы и методики)

4 ориентир — практический: что сделал, построил, оформил для себя. Количество различных продуктов

творческой деятельности: поделки, макеты, модели, рисунки, концерты, походы, экскурсии, огоньки, занятия.

Раздел 9

Дальнейшее развитие проекта

Наша идея заключается в том, что жизнедеятельность в малых детских группах по семейному типу имеет ряд преимуществ перед большими детскими коллективами: подвижность, возмож-

ность выстроить реальные гуманистические отношения между взрослым и ребенком, в ней легко поддержать каждого, защитить, если нужно; такая группа может выполнять терапевтическую функцию. Самочувствие ребенка на даче, его удовлетворенность пребыванием определяется тем, как у него складываются отношения со взрослыми и сверстниками, нашел ли он поле деятельности для собственной самореализации и самоутверждения. Учитывая это, можно предположить следующие направления по развитию проекта:

• участники — подростки от 10 лет и старше. Целесообразно работать с детьми разновозрастных групп в пределах 7—9, 9—12, 12—14 лет. Поэтому, в дальнейшем мы можем продумывать задачи развития ребенка не только в возрастном интервале 7— 9 лет. Приглашая на дачу ребят старше 10 лет, необходимо продумывать групповые задачи, связанные с интересами, потребностями, схожестью личных проблем. Выбор задач зависит, прежде всего, от особенностей и интересов конкретных детей и взрослых, которые в реальной ситуа-

ции через договорные отношения решают основные вопросы жизни на конкретный период времени;

• количество подростков в группе — до 13 человек. Развивая проект и получая положительные результаты совместной творческой деятельности, можно увеличить численность группы до 9—13 человек. Работа с малой группой связана в своей основе с другими принципами и методикой организации жизни, предполагающими участие педагога в групповом взаимодействии, изменение его роли. Он становится источником разнообразного опыта, который помогает каждому ребенку, если тот обратится к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;

• организация — детский круглогодичный отдых: в каникулярные дни (осень-зима-весна), в праздничные дни, суббота-воскресенье;

• содержание — заезды детей могут быть организованы не только по одной «обязательной» программе «Академия Природы» (это обязательное условие отдыха в «Веде»), но и по «произвольной», например, детские кулинарные курсы «Рататуй», сюжетно-ролевые игры «Маленький принц», «Остров Детства», «Рыцари круглого стола» и т. д.;

• состав — приглашение детей из других регионов РФ (Подмосковье, Поволжье, Сибирь и т д.), участие в проекте школьников из дальнего и ближнего зарубежья.

Получено 29.09.08 © Польянова Т. А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.