- готовить совместные научные публикации (90 %);
- проводить научные конференции по изучаемым дисциплинам (40 %);
- привлекать к работе над собственными научными проектами (30 %);
- предлагать готовить доклады и рефераты (20 %).
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, показали, что привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности возможно и необходимо начинать с первых лет обучения, когда мотивация к учению и потребность в творческой самореализации занимают превалирующее место в иерархии мотивов студента. Для этого важно сформировать первоначальные исследовательские компетенции, а также интерес к данному виду работ. На всех этапах обучения необходимо создание условий, обеспечивающих становление студентов как субъектов учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, с использованием средств проблемного и исследовательского характера.
Например, на младших курсах, когда преобладает учебно-познавательная мотивация и потребность в творческой самореализации, с целью отработки навыков работы с литературой и текстами, обучающимся можно предлагать задания исследовательского характера в рамках преподаваемых дисциплин (написание рефератов, эссе, подготовка докладов). Студентам с высоким уровнем познавательной направленности можно давать индивидуальные задания проблемного характера (решение квестов, кейсов), а также творческие задания на разработку, презентацию и реализацию научно-исследовательских проектов на базе образовательных организаций. На старших курсах, когда в результате целенаправленной педагогической поддержки уровень исследовательских умений у студентов становится достаточно высоким и начинает превалировать профессиональная мотивация, будущим выпускникам можно предлагать курировать научно-исследовательскую работу первокурсников (помогать готовить совместные доклады или проекты), реализовывать собственные исследовательские проектами средствами социальных сетей и т. д.
Выводы
Подводя итоги результатам исследования, мы сделали выводы, что педагогическая поддержка научно-исследовательской работы в вузе будет эффективной, если:
- формировать готовность у преподавателей к педагогической поддержке научно-исследовательской деятельности студентов;
- осуществлять педагогическую поддержку НИР на основании результатов диагностики направленно -сти мотивации студентов на дальнейшее личностное и профессиональное развитие;
- в процесс педагогической поддержки НИР студентов в ходе обучения использовать дифференцированную систему средств проблемного и исследовательского характера с целью актуализации субъектной позиции обучающихся.
Таким образом, мы убеждены в том, что дифференцированная педагогическая поддержка НИР в процессе обучения будет способствовать формированию исследовательских компетенций у будущих педагогов, создавая условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Перспективы нашего исследования мы видим в разработке и реализации технологии педагогической поддержки студентов в ходе научно-исследовательской работы.
Литература
1. Бадмаева, Н. Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) / Н. Ц. Бадмаева // Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004.
2. Зелко, А. С. Динамика учебной мотивации студентов высшего учебного заведения в процессе педагогической поддержки / А. С. Зелко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2011. - №24. - С. 650- 654.
3. Ионова, Н. В. Кейс-технология как средство развития критического мышления у студентов // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. - 2014. - № 5 (58). - С. 96-99.
4. Мигуренко, Р. А. Научно-исследовательская работа. Учебно-методическое пособие / Р. А. Мигуренко. - Томск, 2006.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1992.
УДК 37.034
Е. Т. Новикова
МБОУ «Центр образования №3» (г. Тула)
АКТУАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЧАША ЖИЗНИ»
Статья посвящена проблеме актуализации нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности по программе «Чаша жизни». Программа способствует созданию условий для развития этических чувств и знакомит детей с основами морального поведения. В статье описаны формы и приемы работы, применяемые во время занятий, указан перечень лейтмотивов и тем программы «Чаша жизни» по классам. Определено, что формирование личностных качеств с помощью программы «Чаша жизни» происходит с опорой на метафоры, иносказательное повествование, сказочные и былинные образы, символы через смысловое переживание ребенка, формулирование им собственных суждений и сопос-
тавление их с морально-нравственными нормами в индивидуальном, групповой деятельности и межличностном взаимодеи-ствии.
Младшие школьники, внеурочная деятельность, программа «Чаша жизни», ценностное сознание, этические чувства, моральное поведение, формирование нравственных ценностей.
This paper deals with the problem of moral values actualization in primary school pupils during their extracurricular activities by means of the "Chasha Zhizni" program. This program provides conditions for development of ethic senses and initiates pupils into moralities. Various forms of class work and some practices implemented at the "Chasha Zhizni" classes are described in this study. Forms and techniques used during the sessions, keynotes are described and a list of the classes is provided. It is determined that the formation of personality traits using "Chasha Zhizni" occurs with the help of metaphors, allegorical tale, fairy and epic images, symbols through meaningful experience of the child, the formulation of their own judgment and their comparison with the moral and ethical codes in the individual, group activities, and interpersonal interaction.
Primary school pupils, extracurricular activities, "Chasha Zhizni" program, moral conscience, ethic senses, moralities, moral values formation.
Введение
В условиях становления новой парадигмы образования идет активный процесс поиска моделей, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции, на которые ориентируют «Национальная доктрина образования РФ» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Возникает необходимость формирования нравственных ценностей в образовательной школе, начиная с младшего школьного возраста. Высокому уровню их сфор-мированности, как указывал С. П. Баранов, соответствует способность личности ориентироваться не на внешние требования, а на внутреннее убеждение, в основе которого - устойчивые нравственные мотивы, побуждающие человека к соответствующему поведению [2, с. 243]. В соответствии с рекомендациями федерального государственного стандарта (ФГОС) к нравственным ценностям мы относим: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, искусство и литературу, природу, человечество. «Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач» [8, с. 7].
Теоретические аспекты проблемы формирования нравственных ценностей нашли отражение в работах: философов (Н. А. Бердяева, Д. С. Лихачева, П. А. Флоренского и др.); психологов, (А. Г. Асмо-лова, Л. С. Выготского С. Л. Рубинштейна, А. Маслоу, К. Роджерса и др.); педагогов (Ш. А. Амонашвили, А. В. Мудрика, В. А. Сухомлинского, Н. Е. Щурковой). Их идеи реализуются нами во внеурочной деятельности младших школьников в гимназии № 3 г. Тулы.
Основная часть
Актуализация нравственных ценностей осуществляется в процессе реализации программы «Чаша жизни» [5, с. 11]. Структура программы состоит из 9 разделов, содержание которых повторяется и углубляется из класса в класс. Поэтому мы называем соответствующие им темы темами лейтмотивами. Все лейтмотивы начинаются в первом классе и продол-
жаются до пятого, т. е. носят сквозной характер (табл. 1).
У каждого лейтмотива есть главная тема и несколько подтем. Из класса в класс лейтмотив повторяется все более углубленно, на усложняющемся материале. Если представить организацию работы по методике «Чаша жизни» в виде схемы, то лейтмотивы будут составлять горизонтальное структурирование, представляя направления воспитания, продолжающиеся на протяжении всей начальной школы: «Этот загадочный мир», «Моя Родина», «Планета людей», «Золотая ветвь», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни». Вертикальное структурирование будет соответствовать конкретному наполнению работы по лейтмотивам в каждом классе. Например, при знакомстве с такими нравственными ценностями, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, человечество - по направлению: «Этот загадочный мир» в первом классе в рамках главной темы «Живая жизнь» дети знакомятся с подтемами «День и ночь», «Время», «Свет и тьма», «Бог», «Космос и звезды», «Солнце и планеты», «Земля и небо», «Стихии бытия», «Жизнь - Смерть -Бессмертие».
По каждой теме предлагается широкий выбор материала: литература (былины, стихи, рассказы), музыка, картины, сведения из истории и географии. Имеется в виду, что большую часть урока говорят дети, высказывая свои мысли.
Актуализация нравственных ценностей происходит в целостном процессе. Но, тем не менее, отдельные темы больше способствуют формированию тех или иных нравственных ценностей. Так, тема «Этот загадочный мир» знакомит ребенка с миром вокруг, с миром в прошлом, настоящем, будущем. «Моя Родина» способствует развитию гражданско-патрио-тических ценностей.
Развитию духовно-нравственной ценности способствуют лейтмотивы «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни». Эти темы отнесены к концу учебного года, дети с ними встречаются в апреле - мае каждого года, когда уже наработан опыт проговаривания суждений и формулирования мыслей, и появляется основа для разговора о себе, своих
мечтах и переживаниях. Используя прием «Теплое письмо», дети учатся выражать добрые слова и пожелания своим одноклассникам и друзьям.
Работа по программе «Чаша жизни» предполагает свободный выбор учителем подтем и их наполнение. Так как вариантов очень много, и в зависимости от конкретных условий возможен выбор того или иного материала (45 тематических блоков включают в себя более 460 подтем) [6, с. 133], см. табл. 2).
В процессе ознакомления с основными нравственными ценностями дети высказывают свои суждения, они учатся сочетать собственное мнение с принятыми нравственными нормами, например, с тем, что нельзя нарушать определенные правила. Когда ребенок высказывает самостоятельное суждение, он сталкивается с тем, что, возможно, есть правило, которому его суждение противоречит. Возникает противоречие между тем, что хочется и тем, что необходимо делать, в результате чего и происходит формирование нравственных ценностей и их интериориза-ция. Именно это противоречие становится двигателем развития нравственной сферы ребенка, так как вызывает эмоциональный отклик, побуждает к осмыслению и пониманию проблемы на новом уровне.
С. П. Баранов указывал на то, что понимание конкретного как высшая форма обобщенного познания - результат движения мысли от чувственного, образного восприятия к осознанию закономерностей, углублению абстрактной мысли на пути изучения конкретного. На каждой ступени познания возникают своеобразные соотношения образного и логического, конкретного и абстрактного, что требует особого внимания к способам организации эмоционально-когнитивного познания [Цит. по: 4, с. 7].
В процессе реализации программы «Чаша жизни» дети глубже осознают нравственные ценности, связанные с отношением к окружающему миру, и задача учителя - помочь им задуматься об этом. Занятия способствуют становлению и развитию духовно -нравственного самосознания и актуализации ценностного сознания личности. Поэтому Л. С. Выготский назвал появление интеллектуального момента в эмоциях младшего школьника смысловым переживанием [3, с. 380]. Используя сказки, стихи, былины, легенды, мифы, мы не просто читаем их, а анализируем совместно с детьми. Дети знакомятся с метафорами, с иносказательным повествованием, со сказочными и былинными образами, с символами. На основе анализа текста происходит обсуждение нравственного содержания и системы поступков героя, благодаря чему организуется структурирование нравственной системы, нравственного развития ребенка. Именно в это время идет становление и дальнейшее развитие этических чувств. Но получить хороший результат мы сможем лишь в том случае, если ребенок вкладывал в обсуждение свои эмоции, пропустил через свои чувства все, что услышал. При организации общения мы учитываем, что регуляторами морального поведения являются такие этические чувства, как стыд, совесть, вина.
В работе над лейтмотивом обязательно присутствует сочетание нравственных норм и собственного понимания младшими школьниками нравственных ценностей, осмысление и анализ нравственных ценностей, содержащихся в произведениях искусств, с возникающими у детей этическими чувствами. Поэтому нравственные ценности находятся в непосредственной взаимосвязи с уровнем компетенций младших школьников.
Таблица 1
Разделы и темы актуализации нравственных ценностей у младших школьников
Направления УДД ФГОС
Личностные Метапредметные
Коммуникативные Регулятивные
Гражданско-патриотическое Оценка своих и чужих поступков, смысло-образование Продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми Осознание того, что уже освоено и что еще подлежи-тусвое-нию, а также качество и уровень усвоения Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Коммуникативная культура Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, разрешение конфликтов
Познавательно-интеллектуальное Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
Экологическое Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Воспитание семейных ценностей Ориентация в социальных ролях
Культуротворческое и эстетическое Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Таблица 2
Распределение лейтмотивов и тем по классам
Лейтмотив 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс 5-й класс
Этот загадочный мир Живая жизнь Мир. Свет и тьма. Бог. Космос и звезды. Солнце и планеты. Земля и небо. Стихии бытия. День и ночь. Время. Жизнь - Смерть -Бессмертие Живая планета Недра Земли. Каменный цветок. В царстве Нептуна. Мой аквариум. Тайны леса. Мой сад. Русское поле. «Хлеб наш насущный даждь нам...» Невидимый мир. Под микроскопом Благослови птиц и зверей! Собака. Кошка. Лошадь. Русская тройка. Корова. Пчелы. Муравейник. Птицы нашего края. Лебедь. Орел. Журавлиная стая Одиссея В поисках «золотого руна». Странствие Одиссея. Открытия океана (из истории финикийских мореплавателей). Великий шелковый путь. Тайна исчезновения Атлантиды. Садко - купец новгородский Колокола тревоги
Моя Родина Россия, Русь! Храни себя, храни! Города и царства Герои Отечества Мудрые люди нашей земли Наши святыни
Планета людей Земля и люди Глас Божий Высоты и бездны Кровавые страницы истории Парадоксы открытий
Золотая ветвь Семь чудес света Древо жизни Мир искусства Сотворение красоты Поэзия садов и парков
Отчий дом Игры Семья В доме и около Дети и взрослые Береги честь смолоду
Час души Душа и имя Дар сердца Основы духа Загадки «Я» Душа народа (праздники, обычаи, предания)
Наедине с собой Все начинай с себя Грехи и соблазны Для чего люди «одурманиваются»? «Спокойствие -душевная подлость» Самовыражение
Жизнь и свобода Моление о чаше Эпос свободы Ради жизни на земле Плаха Свободное слово
Ступени жизни Детство Отрочество Юность Зрелость Мудрость старости. Бессмертие
Важный раздел-лейтмотив программы - «Отчий дом» - способствует формированию таких нравственных ценностей, как семья, труд и творчество, гражданственность, человечество. Работу по данному разделу можно и нужно продолжать с родителями, побуждая их вспомнить семейные традиции, что, как показал опыт, представляет для некоторых из них значительную сложность, так как не все могут рассказать детям о собственных семейных праздниках и традициях, а порой даже не понимают смысла этих выражений.
Ниже приведены возможные (но не обязательные) формы и приемы работы, применяемые во время занятий (табл. 3). На развитие определенного вида нравственных ценностей влияют определенные
формы и приемы деятельности в зависимости от поставленной цели. Так, формирование патриотизма может осуществляться в процессе импровизация на свободную (или заданную) тему и может быть связана с такими нравственными ценностями, как социальной солидарность, гражданственность. Основными формами работы при актуализации данных ценностей могут быть групповая или парная работы, товарищеское поручение или идеальное задание (вид творческой работы по выбору). Одно дело, когда задание дает учитель, и совершенно другое, когда ученик получает то же задание от своего товарища. Такая форма работы учит ответственности и помогает складываться товарищеским отношениям в коллективе.
Таблица 3
Формы и приемы работы во внеурочной деятельности по программе «Чаша жизни»
Лейтмотив Компетенции Формы и приемы деятельности
Этот загадочный мир Интеллектуаль но-экологичес-кая Импровизирование на свободную тему «Лови ошибку» «Да-нет-ка» Экологический десант «Шаг за шагом» Импровизация на заданную тему
Моя Родина Гражданско- патриотиче ская Товарищеское поручение Встречи с интересными людьми «Искорка» Диспуты Встречи с ветеранами войны и труда Встречи с воинами-интернационалиста-ми
Планета людей Коммуникатив ная Идеальное задание Товарищеский спор «Лови словечко-комплимент» КТД «Домики ищут людей» Групповые и парные формы
Золотая ветвь Культурно-эстетическая Использование метафор, притч, сказок Терапия средствами искусства Зрительный ряд «Ролевая маска» Театрализация. Панто-мима Я- высказывание в педагогических ситуациях
Отчий дом Продуктивная Семейные традиции Семейные праздники Устный журнал «Моя кол-лек-ция» Самоотстранение учителя Творческое соревнование
Час души Здоровьесбере-гающая Эмоциональное погружение Туристический клуб Релаксация Энергиза-торы Активиза-торы Психогимна- стиче-ские упражне-ния
Наедине с собой Духовная Коррекция позиций Контрольный вопрос «Волшебное зеркало» «Галактика нашего класса» «Теплое письмо» Распределение инициа-ти-вы
Жизнь и свобода Нравственная Столкновение противоречивых суждений Эмпатиче-ское слушание «Словесный портрет» «Имя и эпитет» «Кто я» Мои предпочтения
Ступени жизни Социальная Непрерывная эстафета мнений Дискуссия Анализ конкретных жизненных ситуаций Обнаружение противоречий «Салют» «Уголки»
Выводы
Таким образом, актуализация нравственных ценностей у младших школьников в процессе реализации программы «Чаша жизни» способствует личностному развитию детей, предполагающему смысло-образование, самоопределение и формирование нравственно-этической ориентации.
Этот процесс осуществляется на основе углубленного изучения разделов и тем (лейтмотивов), предполагающих глубокое осознание детьми нравственных норм на основе чувственного восприятия и понимания закономерностей того или иного процесса или явления.
Литература
1. Баранов, С. П. Гносеологические основы начального обучения детей в школе / С. П. Баранов - М., 2005.
2. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. - М., 1987.
3. Выготский, Л. С. Детская психология: Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. - М., 1984.
4. Овчинникова, А. Ж. Гносеологические аспекты процесса обучения младших школьников в творчестве С. П. Баранова / А. Ж. Овчинникова // Начальная школа. -2014. - № 4. - С. 6-8.
5. Ремизов, В. Б. Психолого-педагогические основы разработки и проведения уроков по предмету «Чаша жизни». Ч. 1 / В. Б. Ремизов, И. В. Ежов. - Тула, 2011.
6. Ремизов, В. Б. «Школа Л. Н. Толстого» - модель непрерывного образования нового типа: Образовательная программа. Идеи эксперимента. Начальная и средняя школа / [В. Б. Ремизов и др.]. - Тула, 2003.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2000.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241). - 2011. -22 сентября. - № 2357.