УДК 37.034 ББК Ч420.021
ГСНТИ 14.25.05
Код ВАК 13.00.02
Москаленко Ирина Владимировна,
аспирант, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств; 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, корп. 1, к. 323; e-mail: [email protected].
АКТУАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ (на примере учебных дисциплин обществознания, русского языка и литературы в 5—6 классах)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственные ценности; актуализация смыслов; нравственно-ценностный потенциал.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается механизм актуализации смыслов нравственных ценностей в процессе их формирования. Акцентируется внимание на взаимосвязи нравственно-ценностного потенциала учебных дисциплин, используемого как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Moskalenko Irina Vladimirovna,
Post-graduate Student, Senior Lecturer of the Chair of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture and Arts.
ACTUALIZING THE MEANING OF THE MORAL VALUES OF JUNIOR TEENAGERS DURING THE MORAL VALUES FORMATION (on the basis of subjects of “Social Studies”,
“Russian” and “Literature” in 5—6 grades)
KEY WORDS: moral values; actualizing the meaning; moral value potential.
ABSTRACT. The article focuses on the principles of actualizing the meaning of the moral values during the moral values formation. It is emphasized that the moral value potential of educational subjects applied during the classroom hours as well as extracurricular hours is interrelated.
П
роблема формирования нравственных ценностей в условиях современного общества приобретает особое значение. Это связано прежде всего с изменениями, которые привели к осознанию научной педагогической общественностью необходимости пересмотра педагогических методов и средств формирования нравственных ценностей в образовательном пространстве.
Анализ научной литературы (В. А. Блюмкин, Б. Л. Вульфсон, Н. Гартман, А. А. Горелов, А. В. Гулыга, А. А. Гусейнов, О. Г. Дроб-ницкий, Ю. А. Шрейдер, Н. Е. Щуркова и др.) позволил нам определить основания для выделения нравственных ценностей, необходимые для точного и наглядного представления, какие конкретно ценности необходимо формировать у школьников. Другими словами, мы задались вопросом, на каком основании ту или иную ценность целесообразно относить или не относить к нравственной. В качестве оснований для выделения нравственных ценностей, отличающих их от других типов ценностей, мы обозначили следующие:
1. Наличие в нравственной ценности категории добра/зла как объективно существующей данности, которая в человеке проявляется как способность отличать добро от зла. Личность априори не является ни доброй, ни злой. Ее нравственная сущность со-
стоит в том, чтобы предпочесть добро злу в любой конкретной ситуации: «Добрым или злым является лишь человек ... в его отношении к ценностям» [4. С. 140].
2. Императивность как необходимость следовать в любых ситуациях «нравственному закону» (моральным предписаниям), который выступает для личности в качестве «категорического императива».
3. Направленность на другого человека, что на практике находит свое выражение в нравственных отношениях. Данная направленность, по мнению Ю. А. Шрейдера, связана с выбором альтруистической ориентации в поступках и «является важнейшей чертой нравственных ценностей, поскольку именно альтруизм превращает утилитарные блага в моральную ценность» [5. С. 39].
4. Добровольное самодеятельное согласование чувств, стремлений и действий с чувствами, стремлениями и действиями другого человека, где добровольность есть независимость от окружения и ситуации при свободном выборе между добром и злом.
5. Внутренние регуляторы стыда, совести как субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Обладая чувством стыда, человек непосредственно различает в себе добро и зло. В работе же совести человек оценивает свои действия.
© Москаленко И. В., 2013
Исходя из вышеприведенных оснований, нравственная ценность — это
императив, отвечающий нравственным требованиям добра, определяющийся разумной альтруистической ориентацией в отношении к другому человеку, проявляющийся на добровольной основе независимо от ситуации и окружения и регулируемый нравственными чувствами стыда и совести.
Современный подход к формированию нравственных ценностей связан с мыслью о том, что ценности, прежде чем стать достоянием сознания и саморуководством к поведению отдельного человека, должны пройти через процесс придания смысла, что является сущностью учения о феноменологии.
Феноменология в данном контексте понимается как «смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений» [2. С. 89]. С этих позиций современный педагог «не навязывает те или иные ценности (как это было в прежнем советском воспитании), а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками [1. С. 50].
Сензитивным для целенаправленного процесса формирования нравственных ценностей, на наш взгляд, является младший подростковый возраст, поскольку именно в этом возрасте начинается интенсивное осмысление себя и своих взаимоотношений с окружающими людьми, что позволяет выделить в качестве задачи-доминанты осмысление нравственных ценностей и актуализацию их смыслов. В связи с вышесказанным под процессом формирования нравственных ценностей младших подростков мы понимаем взаимодействие педагогов и школьников, способствующее актуализации смыслов нравственных ценностей последних, что находит свое выражение в их нравственном поведении.
Актуализация смыслов нравственных ценностей есть сложный и многоуровневый процесс перевода ценностей в категорию личностных, включающий предъявление нравственной ценности, вызов эмоционально-положительной реакции на нее у ребенка, осознание данной ценности на основе эмоциональной реакции, рефлексивное принятие нравственной ценности и ее выражение и закрепление в нравственном поведении.
Например, нравственная ценность сострадания есть существующая данность. Для того чтобы стать личностным смыслом, т. е. актуализироваться личностью, она должна пройти следующие этапы усвоения.
Сначала ребенок должен узнать об этой ценности (этап предъявления); потом он должен ее эмоционально пережить (этап вызова эмоциональной реакции); на основе полученных знаний и пережитых эмоций происходит осознание смысла данной ценности (этап осознания смысла); обретенный смысл вызывает нравственную рефлексию (рефлексивный этап); и наконец, взаимодействие всех вышеназванных этапов должно проявится в поступках личности, стать мотивом ее поведения (поведенческий этап).
Формирование нравственных ценностей младшего подростка предполагает акцентуацию и усиление нравственно-ценностного потенциала в содержании учебных дисциплин 5—6-х классов и одновременно последующее использование их нравственно-ценностного потенциала во внеурочной деятельности, как запланированной (классные часы, диспуты, круглые столы, обсуждения книг, театральных постановок, фильмов, встречи с интересными людьми), так и незапланированной ситуативной (осмысление спонтанно возникающих проблемных ситуаций с точки зрения нравственных ценностей).
Акцентуация и усиление нравственноценностного потенциала в содержании учебных дисциплин осуществляется за счет наполнения знаниевой составляющей образовательного процесса нравственно-ценностным содержанием. Последующее использование нравственно-ценностного потенциала учебных дисциплин во внеурочной как запланированной, так и незапланированной ситуативной деятельности происходит за счет актуализации смыслов полученных знаний о нравственных ценностях в сознании младших подростков и активизации рефлексии в отношении данных смыслов с целью превращения их в лично-стно значимые.
Значимым в контексте наполнения зна-ниевой составляющей образовательного процесса нравственно-ценностным содержанием является, на наш взгляд, предмет обществознания, который включает в себя практически весь спектр нравственных ценностей. Например, младшие подростки знакомятся с феноменом Человека как ценности с проекцией на возраст подростка, с его миром мыслей и чувств, материальными и духовными потребностями, с нравственными понятиями «патриот» и «гражданин», с основными добродетелями добра, гуманизма, терпимости.
Однако, помимо знаниевой составляющей, данный учебный предмет предоставляет большие возможности для развития способностей к рефлексии как необходимой
составляющей процесса формирования нравственных ценностей. С помощью заданий, построенных на дискурсивной деятельности, актуализируется личностный опыт младших подростков, способствующий активизации их рефлексии, в результате чего происходит обретение подростками личностного смысла нравственных ценностей. Примером могут служить такие вопросы: «Вспомни, какие добрые дела ты совершал? Каких добрых людей ты встречал?»; «Обсудим вместе, почему люди ценят добро?». Необходимо привести алгоритм рефлексии, представленный в виде обучения размышлению: 1) привыкай задавать себе вопросы: почему? Как? В чем причины? — и т. д.; 2) анализируя проблему, делай выводы; 3) не принижай своих способностей; 4) учись концентрировать внимание на необходимом предмете; 5) не стыдись задавать вопросов; 6) будь в себе уверен. На примере смоделированных жизненных ситуаций с нравственным содержанием вызванная рефлексия способствует реализации нравственных ценностей в поведении [3. С. 192].
Последующее использование нравственно-ценностного потенциала учебной дисциплины «Обществознание» может быть реализовано в содержании ситуационного классного часа. Такой классный час выполняет следующие функции: просветительскуюю, направленную на расширение у учащихся круга знаний нравственной тематики; смыслоактуализирующую, заключающуюся в актуализации у обучающихся смыслов нравственных ценностей и в переводе теоретических знаний о нравственных ценностях в область реальной жизненной практики; рефлексивную, проявляющуюся в побуждении проанализировать полученные знания о нравственных ценностях, повысить интерес к нравственному совершенствованию и дальнейшему обретению смыслов нравственных ценностей.
Акцентуация и усиление нравственноценностного потенциала в содержании учебной дисциплины «Русский язык» осуществляются за счет представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, его национальном достоянии, за счет активизации чувства гордости за него, потребности в сохранении чистоты родного языка как явления культуры. Это способствует формированию такой нравственной ценности, как патриотизм.
С этой целью на вводных занятиях по русскому языку необходимо сделать акцент на нравственной составляющей русского языка, вызвать чувство гордости за язык и горечи по поводу неоправданного использования иностранных слов в родной речи.
Проводя урок, мы отдавали себе отчет в том, что когда говоришь о значимости языка, младшие подростки к этому относятся как к обычному занятию. А когда сравниваешь и приводишь примеры из жизни, у них возникает непосредственный интерес, они начинают задумываться о таких вещах, о которых никогда не задумывались. Мы попытались привлечь учащихся к размышлению над следующим вопросом: «Почему так много иностранных названий, используемых нашими соотечественниками в нашей стране, и используют ли иностранцы русские слова в качестве различных названий в своих странах?» В качестве примера мы привели создание в Израиле «Академии языка иврит», которая была призвана возродить и адаптировать иврит как разговорный и официальный язык Израиля.
В качестве экспериментального задания мы предложили младшим подросткам привести примеры иностранных слов, активно используемых в современной речи подростками, вместе с русскими эквивалентами. Ребята привели такие слова, как «пати», «респект», «лузер» и т. д. Сопоставив их с русскими эквивалентами «вечеринка», «уважение», «неудачник», ребята пришли к выводу, что русские слова благозвучнее и понятнее. Они образованы от знакомых и хорошо понятным им слов. Вот что сказал Витя Б.: «Я понял, что эти слова мне роднее». И остальные ребята его поддержали, придя к выводу, что с родными словами, как и с родными людьми, надо обращаться бережно и заботливо.
Последующее использование нравственно-ценностного потенциала русского языка нашло отражение во внеурочной деятельности, как запланированной, так и незапланированной ситуативной, направленной на закрепление в сознании младшего подростка всего того, о чем мы говорили на уроке. В рамках незапланированной ситуативной деятельности мы стали внимательно следить, как и что говорят ребята, своевременно делая замечания, акцентируя внимание на том, что, неоправданным употребляя заимствованные слова, они противоречат собственным высказываниям на уроке.
В контексте запланированной деятельности мы провели классный час на тему «Великий язык — Великий народ». Поскольку данный классный час стал логическим продолжением того, о чем мы говорили на уроках, ребята уже были готовы эмоционально проживать и рефлексировать на данную тему как актуальную и непосредственно их касающуюся. Они активно включились в дискуссию, в которой присутствовал целый комплекс ценностных отношений, повышающихся в таком коротком пе-
риоде проживания жизни учеником, когда происходит осмысление и актуализация нравственных ценностей. Для нас был важен не столько знаниевый компонент, указывающий на роль языка в жизни русского человека. Гораздо важнее вызванная рефлексия как результат дискурсивной деятельности, суть которой — в приучении к самоконтролю, самооценке и формированию общей привычки к осмыслению поднятых проблем в контексте нравственных ценностей.
Одним из результатов проведенной нами работы является способность ребят самостоятельно увидеть в реальной жизни проявление той или иной ситуации, обсуждаемой в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, способность определить ситуацию как личностно значимую и дать собственный ценностный анализ. Перед началом урока Лена К. возмущенно рассказывала об услышанной песне, где были такие строчки: «Сотри ее из мемори, сотри». Девочка обратила внимание на неоправданное употребление здесь английского слова, которое не несет дополнительной смысловой нагрузки и не требуется для сохранения ритма и рифмы.
Наибольшим нравственно-ценностным потенциалом, несомненно, обладает урок литературы. Мы считаем, что данный урок как никакой другой включает в себя всю палитру нравственных ценностей, охватывая такие нравственные феномены, как направленность на Другого, нравственная свобода, заключающаяся в добровольном сознательном выборе добра, совесть, стыд и вину как внутренние регуляторы соответствия или несоответствия поведения нравственным ценностям, благоразумие как способность отличать добро от зла. В современных социокультурных условиях у людей становится всё меньше времени, чтобы остановиться и задуматься над вечными философскими вопросами. Современный младший подросток, находясь под влиянием всё ускоряющегося темпа жизни, воспринимает многие вещи иначе. С учетом этого необходимо акцентировать внимание на иной форме подачи материала и больше времени уделять обсуждению нравственных вопросов, поднимаемых в том или ином произведении.
Вне всякого сомнения, для того чтобы сегодня гордиться своей страной, подросток должен знать и уважать ее прошлое. Былины как русский народный эпос в этом отношении являются необходимой составляющей в формировании ценности патриотизма. Главные герои былин — богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Но главное превосходство богатырей не в
физической силе, а в убежденности, что они сражаются за правое дело, за свою Родину.
Однако при чтении текстов былин, которые приводятся в учебниках, донести эти мысли до сознания, а главное — души ребенка очень сложно в силу сложности восприятия данного жанра. Поэтому мы считаем, что подачу данного материала надо адаптировать к возможностям восприятия современного младшего подростка, который большую часть своего свободного времени проводит у телевизора и компьютера. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, им трудно воспринимать слышимую и читаемую речь: понимая отдельные слова и предложения, они не могут связывать их, а в результате не понимают текста в целом.
Современные анимационные фильмы на основе былинных сюжетов (трилогия о былинных русских богатырях — Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце), на наш взгляд, могут существенно облегчить задачу педагога по усвоению данного материала и формированию нравственных ценностей, а именно ценности патриотизма. Практика показывает, что такая упрощенная, актуально звучащая и визуально интересная форма представления серьезного учебного материала способствует эмоциональному переживанию ценностей и, как следствие, актуализации их смыслов в сознании младших подростков. Несмотря на комедийный жанр и вольную трактовку былинных сюжетов, эти мультфильмы способны научить наших детей самому главному — любить Родину-матушку, бороться за нее, быть одинаково верным и честным в борьбе, в дружбе и в любви. И эти «прописные» истины преподнесены авторами в доступной для современных школьников форме.
Баллада М. Ю. Лермонтова «Бородино» — один из лучших примеров, на котором необходимо воспитывать уважение к великому прошлому России. Анализируя данное произведение, мы подробно останавливались на главных качествах русского солдата: патриотизме, готовности пожертвовать жизнью за отчизну, чувстве ответственности за свою родину, воинском братстве и других. При чтении отрывка наизусть мы наблюдали неподдельную гордость за наших солдат и свою родину, возникающую у ребят. Чувство, с которым многие из них читали стихи, говорило о том, что это произведение эмоционально ими пережито, и те ценности, которые заложены в нем, актуализированы в их сознании. Завершающим этапом в изучении «Бородино» стала вызванная нами рефлексия по вопросу, почему «Бородино» считают глубоко
русским произведением, попытка проследить преемственность нравственных ценностей, заложенных в «Бородине», в последующей истории нашей Родины. Ребята очень быстро обратились к событиям Великой Отечественной войны, сказав, что описанные М. Ю. Лермонтовым качества были свойственны русским солдатам XX в.
Нравственная ценность патриотизма, формируемая нами на этих уроках, базируется в первую очередь на знании подростками истории своей страны, полной драматизма и великих свершений, и гордости за достижения соотечественников, причастность к богатейшей в мире культуре. Молодежь, не усваивающая уроки прошлого, не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед своей страной, созидать ее будущее. В связи с этим запланированная внеурочная деятельность была направлена на закрепление ценности патриотизма в форме торжественного школьного мероприятия, посвященного Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей — 11 апреля. Для того чтобы человек стал патриотом, он должен не только знать, но и помнить. Зная и помня о том, от чего уберег нас русский солдат, младшие подростки будут больше гордиться завоеванной победой и тем, что тоже являются русскими.
Проводя мероприятия такого рода, необходимо с первой же минуты захватить ребят эмоционально. Поскольку знания о нравственной ценности патриотизма были получены ребятами ранее на уроках гуманитарного цикла, наша основная задача заключалась в том, чтобы вызвать у них эмоциональную реакцию на данную ценность. В противном случае, каким бы содержательным и интересным ни являлся сценарий, невозможно будет достигнуть желаемого эффекта. Поэтому началось мероприятие с трагичного и торжественного музыкального произведения «Набат». Одновременно с ним под затихающую музыку зазвучало стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».
Полная тишина в зале и слезы на глазах некоторых ребят свидетельствовали о серьезном эмоциональном переживании, на которое мы и рассчитывали. В дальнейшем подростки проявили неподдельный интерес к рассказу о юных узниках концлагерей, сопровождающемуся медиапрезентацией, и встрече с одним из бывших узников фашистского концлагеря, угнанным в Германию, что немаловажно, в том же возрасте, в котором находились присутствующие ученики. Наш гость отметил, что это не первая его встреча с ребятами младшего подросткового возраста, но такой ис-
кренний эмоциональный интерес сегодня его приятно удивил, и с грустью заметил, что ветераны не всегда рады встрече со школьниками, поскольку видят скуку и незаинтересованность на их лицах.
Искренний интерес ребят к происходящему — лучшее свидетельство того, что эмоционально пережитые ценности начали актуализироваться и обретать личностный смысл в их сознании. Именно поэтому было так много вопросов и получился достаточно живой разговор. Особенно ребятам запомнились слова ветерана о том, что страдания и унижения в Германии заставляли его еще больше гордиться тем, что он русский. Эти слова заставили ребят задуматься о том, что они принадлежат великому народу, который даже в таких тяжелейших условиях сохранил свое человеческое достоинство и выстоял. Ребята стали вспоминать истории военных лет, хранящиеся в памяти их семей, и решили провести классный час, посвященный подвигам их бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, а также поздравить известных им ветеранов с наступающим Днем Победы и пригласить их на следующую встречу.
Для закрепления ценности патриотизма мы решили заблаговременно начать подготовку к мероприятию по поводу Дня Победы. В рамках данного события мы провели классный час, который готовили сами школьники, изучая семейные архивы военных лет. Важным было то, что это не далекие абстрактные герои, а близкие люди, которых знают они или знали их родители. Классный час получился живым и эмоциональным, ребята охотно делились той информацией о своих предках, которую им удалось найти.
Когда наступил день праздника, посвященного Дню Победы, ребята были готовы к нему как эмоционально, так и психологически, понимая всю важность и значимость данного мероприятия. Не останавливаясь подробно на описании хода мероприятия, мы хотели бы сфокусировать внимание на одном из ключевых моментов, а именно встрече с участником Великой Отечественной войны. Им был Хоменко Кирилл Яковлевич (1923 года рождения), человек творчески одаренный и пишущий стихи. Свой разговор с ребятами он начал со стихов о себе.
Несмотря на его тихую замедленную речь, в актовом зале, заполненном младшими подростками, стояла полная тишина. В ходе беседы он прочитал еще много стихов, в силу своего возраста и очевидного плохого самочувствия порой не сразу вспоминая нужные строки, но ни разу не была нарушена общая торжественная атмосфера
встречи. Все сидели не шелохнувшись, не сводя глаз с пожилого человека на сцене.
Подобное мероприятие подтвердило мысль, высказанную выше, что нравственные ценности, а в данном случае ценности сострадания, сопереживания и патриотизма, после прохождения определенных, описанных нами этапов, становятся личностно значимыми. Мы считаем, что чувство патриотизма формируется именно на основе таких нравственных ценностей, как умение сопереживать, сострадать, сочувствовать чужому и уже очень далекому горю. Вызов эмоциональной реакции на события, которые остались в далеком прошлом и не являются для современных младших подростков актуальными, есть важная составляющая в формировании нравственной ценности патриотизма.
Ожидаемым результатом проделанной нами работы было поведение ребят по отношению к подшефным ветеранам, подшефным учителям-пенсионерам и пожилым людям вообще. Ученики стали вспоминать о них не только накануне значимых праздников, но и в повседневной жизни, изъявляя желание и готовность сделать для них что-нибудь нужное, а возложение цветов в Аллее Героев из мероприятия «для галочки» превратилось в значимое для жизни ребят событие.
Мы еще раз убедились в том, что для оптимального результата формирования нравственной ценности необходимы все виды запланированной и незапланированной деятельности. Чем чаще в повседневной жизни мы находим возможность обращать внимание ребят на те ценности, о которых говорим во время уроков и классных часов, тем глубже проникают они в сознание младших подростков, актуализируясь и обретая личностно значимый смысл.
Категория добра/зла — главное основание для выделения нравственных ценностей — демонстрируется во внутреннем конфликте между добром и злом в душе человека в произведении А. С. Пушкина «Дубровский». Мы полагаем, что традиционная трактовка личности Дубровского как благородного защитника прав человека и справедливости является упрощенной. Гениальность А. С. Пушкина состоит в том, что за социальной проблематикой вскрывается глубинный пласт внутренних противоречий и нравственных конфликтов, на чем необходимо акцентировать внимание ребят при анализе произведения.
Как показывает практика, роман «Дубровский» легко воспринимается учениками, вызывает эмоционально-ценностную реакцию и симпатию к главному герою, что позволяет целенаправленно обогащать ребят
знаниями и представлениями о добре и зле. Данные знания помогают подводить младших подростков к осознанию тонкой грани между категориями добра и зла, которая не всегда очевида и выявление которой требует определенных нравственных знаний и нравственного опыта. Пимен Великий говорил: «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Зло является началом всей цепи событий в романе.
Начиная работу над данным произведением, мы сфокусировали внимание учащихся на следующих моментах. Троекуров, без сомнения, олицетворение всех пороков. Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым «они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, и потому он «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде псарни Троекурова, чем и был продиктован его «суровый» ответ.
Дубровский, охарактеризованный автором как человек нетерпеливый и решительный, горячий и неосмотрительный, не способен победить зло добром: на запрос суда он пишет «довольно грубое отношение», а при встрече со своим противником обменивается с ним гордым взглядом. Гнев, как пожар, если его не потушить сразу, учинит еще больше зла. Костер зла превращается уже для молодого Дубровского в губительный пожар и «поедает» не только его имение, но и его душу. Феномен зла состоит в том, что, не пресеченное сразу, оно разрастается, как снежный ком, и наступает момент, когда уже не люди управляют злом, а зло направляет волю людей, создавая тупиковые ситуации и блокируя благие намерения. Зло всякий раз переваливает через ограничивающие его барьеры, делая новый рывок вверх. Если сначала Дубровский мог успокаивать совесть тем, что он не убийца, то к концу романа он им становится. С точки зрения нравственности убийцы не делятся на обычных и благородных.
Олицетворением нравственной высоты в романе является Маша Троекурова, которая не может заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Она может снести любые муки, кроме мук совести. «Ради Бога, — заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, — не трогайте его, не смейте его тронуть... Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса». И в его обещании отражается ее нравственная высота: «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях».
Маша Троекурова предстает истинно нравственной личностью, ее поступки и поведение в целом обусловлены внутренними регуляторами совести и вины. В данном случае как субъективный принцип ответственности человека за свои действия совесть является для героини предупреждающей, предостерегающей от зла. Ее совесть связана с нравственной категорией свободы как сознательного добровольного предпочтения добра злу.
Таким образом, рассмотренные нами учебные дисциплины гуманитарного цикла
эксплицитно содержат в себя возможности для целенаправленного формирования нравственных ценностей. Нами было показано, как педагог может использовать потенциал данных дисциплин, корректно расставляя нужные акценты и актуализируя смыслы нравственных ценностей, и впоследствии применить этот потенциал как во внеурочной запланированной, так и незапланированной ситуативной деятельности с целью закрепления нравственных ценностей в сознании младшего подростка и приобретения ими статуса личностно значимых.
ЛИТЕРАТУРА
1. БОНДАРЕВСКАЯ Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированого воспитания // Педагогика. 2007. № 8.
2. КУЛЬНЕВИЧ С. В., ЛАКОЦЕНИНА Т. П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Ростов-н/Д : Учитель, 2000.
3. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. 2-е изд. М. : Просвещение, 2009.
4. ФИЛОСОФСКИЙ энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лут-ченко. М. : ИНФРА-М, 2011.
5. ШРЕЙДЕР Ю. А. Этика. Введение в предмет : учеб. пособие для высших учебных заведений. М. : Текст, 1998.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. М. Чурекова