Научная статья на тему 'Акции социальной направленности как превентивная форма профилактики экстремизма среди молодежи'

Акции социальной направленности как превентивная форма профилактики экстремизма среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акции социальной направленности как превентивная форма профилактики экстремизма среди молодежи»

УДК 37.017.7:316.624.3 - 053.6 (470.57)

С. Р. АСЯНОВА, преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)

S. R. ASYANOVA, lecturer of the chair of pedagogic and psychology in the work of employers of department of internal affairs of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russian Federation, candidate of pedagogy (Ufa)

АКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

THE SOCIALLY ORIENTED ACTIONS AS A FORM OF PREVENTIVE PROPHYLAXIS OF EXTREMISM AMONG YOUTH

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы экстремизма в молодежной среде. Исследуются признаки и особенности экстремизма, выявляются его причины. Особое внимание уделяется вопросам профилактики экстремизма в рамках деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге и толерантных взаимоотношений между участниками дорожного движения. Приводится > опыт межведомственной работы в деятельности ОВД.

^ Ключевые слова: экстремизм, агрессивное поведение на дороге, пропаганда,

^ подростки, молодежь, культура безопасного поведения, безопасность, профилактика. <ч

a Annotation. The article is devoted to the problem of extremism in the youth environ-

^ ment. Explores features and characteristics of extremism, its causes revealed. Special atten-^ tion is paid to issues of prevention of extremism within the activities on developing a culture cq of safe behavior on the road and tolerant relations between participants of traffic. An expe-^ rience of interagency work is presented.

i Key words: extremism, aggressive behavior on the road, advocacy, adolescents, youth,

I culture, safe behavior, safety, prevention.

s

§ В современном обществе моло-

дые люди обладают многочисленными g возможностями для собственного разу вития. Вместе с тем многое из того, на 1 чем останавливает свой выбор наша мо-^ лодежь, очень часто связано с риском для жизни и общественной безопасно-

§ сти. По своей воле или оказавшись в и

| роли ведомого, все чаще молодое поко-

^ ление на себе испытывает последствия

к «достижений» цивилизации. Дети и а

« подростки вовлекаются в преступную

^ жизнь, употребляют спиртные напитки,

^ табачные и наркотические изделия, впа-

дают в зависимость от социальных сетей и компьютерных технологий. Также все чаще мы слышим о том, что молодые люди оказались вовлеченными в экстремистские организации.

В молодежной среде показателем экстремизма принято считать интоле-рантность. Ее особенность заключается в том, что молодые люди проявляют нетерпимость к другим людям в своем обществе, не принимают их инакомыслие, враждебно настроены по отношению к моральным, экономическим, религиозным идеям «чуждых» социаль-

ных групп, ведут себя агрессивно по отношению к другим. С недавних пор к трем аспектам молодежного экстремизма (идеологический, организационный и деятельностный) добавился новый тип - информационный. Под влиянием различных жизненных факторов перечисленные виды молодежного экстремизма проявляются практически во всех сферах жизни общества и тем самым формируют устойчивые убеждения и радикальные взгляды среди молодых людей. Соответственно и для решения вопроса профилактики молодежного экстремизма также важно взаимодействие институтов гражданского общества, духовенства, правоохранительных органов и т. д.

Одним из действенных методов в решении этой задачи, на наш взгляд, является организация работы по пропаганде здорового образа и законопослушного стиля жизни, патриотическому воспитанию молодежи, формированию культуры безопасного поведения в повседневной жизни. Большими потенциальными возможностями в профилактике экстремизма в молодежной среде обладает специальная литература, формирующая личность во всех ее положительных проявлениях, пропагандирующая гуманные ценности, развитие нравственности, личностное саморазвитие. Огромным вкладом при этом может быть чтение книг, способствующих формированию гармоничной личности, придерживающейся традиционных общечеловеческих и семейных ценнос тей [1].

Учебные программы образовательных организаций (всех уровней) содержат достаточный арсенал классических произведений, удовлетворяющих духовные и моральные запросы молодежи. Яркие образы литературных героев, демонстрирующих экстремистские способы мышления, фигурировали и в трудах великих русских писателей. Эти образы узнаваемы и в современном мире. Каждый из здравомыслящих людей

согласится с тем, что мировоззрение экстремиста базируется на различных формах отклонения от общепринятой логики и в целом реальности. Фундамент логики таких героев схож с убеждениями экстремиста - это необъективная идея, а не действительность и реальный факт. При этом сами же писатели и предлагали варианты выхода из сложившихся ситуаций. В большинстве своем это представлено в формате -«лучше предупредить развитие проблемы, предприняв меры профилактики».

Ни для кого не секрет, что профилактические мероприятия важны и актуальны во все времена и абсолютно во всех сферах нашей жизни. Большой вклад в решение этой задачи могут внести психолого-педагогические формы воздействия на молодежь. При этом основное внимание должно быть уделено признанию базовый понятий: «добро» и «зло, «позитивное» и «негативное» и т. д. Учитывая, что эти понятия закладываются в раннем детском возрасте и > способствуют полноценному развитию ^ личности, необходимо параллельно работать над формированием базовых ^ знаний по правовому воспитанию детей а и молодежи [2, с. 57]. ^

В Республике Башкортостан ^ имеется положительный опыт взаимо- N действия различных организаций и ве- ^ домств по данному виду сотрудничества. К примеру, в рамках воспитания за- | конопослушного гражданина и участ- § ника дорожного движения, профилак- § тики агрессивного поведения на дороге, § предупреждения детского дорожно- ^ транспортного травматизма ведется ог- | ромная работа Министерства внутрен- Ц них дел по Республике Башкортостан с ^ Уполномоченным по правам ребенка в Республике Башкортостан и Министер- | ством образования Республики Башкор- | тостан. ^

Эффективность совместной мно- « голетней работы доказала себя на прак- | тике. Внедренный спектр всевозможных ^ способов правовой пропаганды способ- ^

к

<ч а а

и и

ствует сокращению числа ДТП по вине подростков и молодежи. Это подтверждается данными статистики дорожно-транспортных происшествий на территории региона. Сплоченность и единство позиций перечисленных ведомств выражается в целенаправленной многогранной деятельности по формированию культуры безопасного поведения на дороге. Данная работа включает в себя распространение через всевозможные формы и методы «мыслеобразов» (включая литературных героев) в сочетании таких элементов, как обучение, творчество и игра. Внедрение психологических методов (убеждение, внушение, управление конфликтом и т. д.) проявляется в участии подростков и молодежи в конкретных акциях социальной направленности («Пассажир и автокресло дружат!», «Моя заботливая мама», «Самый важный дорожный знак», «Безопасная дорога детства», «Водители! Вы ведь тоже родители!» и др.).

Очевидно, что рассмотренное взаимодействие представляет лишь одну сторону многогранного сотрудничества и комплексного подхода в решении вопроса противодействия экстремизму в молодежной среде. Формат такого подхода предусматривает формирование человека с активной жизненной позицией, принятие им глубокого анализа существующей (в предложенном вариан-

те) дорожной обстановки, не только теоретическое осмысление, но и практическое участие в реальных профилактических мероприятиях.

Проводимые акции делают их участников гуманистами, которые всегда идут на контакт и компромисс, открыты для диалога. Кстати, в подобных ситуациях экстремист выступает «закрытой фигурой», в связи с отсутствием гибкости мышления и враждебным отношением к критике.

Совершенно очевидно, что профилактические мероприятия должны стать приоритетными в комплексном подходе при решении задачи по противодействию подростково-молодежному экстремизму. При этом все взаимодействующие стороны должны занимать доминантный статус, который призван качественно влиять на молодежную аудиторию, определяя общепринятые установки, убеждения и интересы всего общества.

Активное вовлечение подростков и молодежи в познавательную деятельность и личное участие в профилактических мероприятиях наряду с комплексным подходом по реализации государственных программ по граждан-ско-патриотическому воспитанию непременно проявят себя эффективной мерой в противодействии экстремизму в молодежной среде.

«

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£ «

а а;

и

ЛИТЕРАТУРА

1. Исхаков Э. Р. Формирование гармоничной личности как фактор профилактики экстремизма: опыт, формы, методы // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени: материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма. 2016. С. 91-94.

2. Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: дис. ... канд. пед. наук.: Уфа: БГПУ, 2012. 219 с.

© Асянова С. Р.

А А А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.