Научная статья на тему 'Социальная реклама как инструмент в сфере противодействия экстремизму (на примере профилактики нарушений правил дорожного движения)'

Социальная реклама как инструмент в сфере противодействия экстремизму (на примере профилактики нарушений правил дорожного движения) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
250
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама как инструмент в сфере противодействия экстремизму (на примере профилактики нарушений правил дорожного движения)»

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.624.3:351.811.122:659.1

С. Р. АСЯНОВА, преподаватель кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)

S. R. ASYANOVA, lecturer department of pedagogy and psychology in the activity employees bodies of internal affairs of Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences (Ufa)

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)

SOCIAL ADVERTISING AS A TOOL IN COUNTERING EXTREMISM (ON AN EXAMPLE THE PREVENTION OF VIOLATIONS OF TRAFFIC RULES)

Аннотация. Статья рассматривает социальную рекламу по безопасности дорожного движения как один из компонентов профилактики агрессивного поведения на дороге. Особое внимание уделяется мотивационно-побудительной и социализирующей функциям социальной рекламы, призванной формировать у населения культуру безопасного поведения на дороге.

Ключевые слова: экстремизм, агрессия, молодежь, агрессивное поведение на дороге, водитель, толерантность, взаимоуважение, безопасность на дороге.

Annotation. The Article considers social advertising on road safety as a component of prevention of aggressive behavior on the road. Special attention is paid to motivational and incentive and socializing_ functions of social advertising designed to generate among the population a culture of safe behavior on the road.

Keywords: extremism, aggression, youth, aggressive behavior on the road, the driver, tolerance, mutual respect, safety on the road.

Об идеалах нации говорят ее рекламные объявления.

Крылатое выражение

Экстремизм как одна из социально-политических, религиозных проблем нынешнего общества все чаще вовлекает молодое поколение в свои проявления. Исследования особенностей молодежного экстремизма подтверждают создаваемую угрозу общественной безопасности. Экстремальные

настроения молодежи отмечаются в самых различных жизненных ситуациях. Широкий общественный резонанс вызывает агрессивное поведение молодых участников дорожного движения.

По данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) в 2017 году,

=0

<ч а а и

и $

и «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

о «

?

а £

а «

S

в Республике Башкортостан произошло 1 923 столкновения, 1 376 наездов на пешеходов, 366 опрокидываний автотранспортных средств, 178 наездов на препятствие, 70 наездов на стоящее транспортное средство. Больше всего погибших - 277 человек - зарегистрировано при столкновениях автотранспорта. Всего в регионе за 2017 год зафиксировано 4 371 (- 3,9 %) дорожно-транспортное происшествие (далее -ДТП), в которых погибли 512 (- 0,8 %) и травмированы 5 565 (- 5 %) человек. В каждом третьем случае автодорожных происшествий виновниками явились молодые автолюбители, чей водительский стаж составляет менее трех лет.

Противоправные действия автомобилистов не остаются без внимания общественности и средств массовой информации, вызывая широкий общественный резонанс среди всех социальных категорий населения. Культура поведения на дороге, являясь проявле-^ нием общей культуры человека, не ^ терпит агрессии и ошибочных дейст-3 вий, которые способны спровоцировать а агрессивное состояние других участни-^ ков дорожного движения. с^ На дороге агрессия может

¡^ встречаться в виде беспорядочных ма-^ невров, быстрой езды, резкого тормо-| жения, обгона и др. Демонстрируя свой ^ агрессивный настрой, человек за рулем | рассчитывает на силы нескольких со-а; тен лошадей под капотом, тем самым ^ показывая свою «удаль», «безопас-| ность». Психологи в таких случаях го-^ ворят о бессознательных проблемах „а психики водителей-невротиков, кото-с[ рые используют автомобиль для агрес-| сивных выпадов, «снимают» психо-| эмоциональное напряжение и «разре-^ шают» внутренний конфликт. Раскры-^ вая содержание этого феномена, ^ З. Фрейд писал, что «агрессия - это а один из многочисленных движущих | поведением человека инстинктов, имеющих деструктивную силу» [1].

Окончательное определение этому состоянию человека за рулем еще не сформулировано, современные исследователи продолжают изучать смысл агрессии. Разнообразный подход в определении этого понятия выражается в осмыслении социальной среды, в которой проявляется агрессия [2]. В этой связи важно отметить, что уравновешенные люди, оказываясь в той же самой социальной среде, проявляют максимальную терпимость по отношению к своим попутчикам на дороге.

Изучение молодежного экстремизма, рассматриваемого с позиции активных проявлений молодых людей, когда их поведение нарушает общепринятые нормы и выходит за рамки дозволенного, требует незамедлительной профилактической работы всеми возможными и доступными методами [3, с. 91 - 94]. Одной из ключевых форм, на наш взгляд, наряду с выявлением, предупреждением и пресечением экстремистской деятельности среди молодежи, является патриотическое воспитание, формирование толерантного отношения к обществу и другим участникам дорожного процесса.

С этой позиции роль социальной рекламы как одного из видов конструктивного влияния на сознание общественности неоценима. Рекламный дискурс способен обеспечить быстрое воздействие на целевую аудиторию. В их число входят абсолютно все пешеходы, автомобилисты и их пассажиры. Социальная реклама является источником информации для всего населения и тем самым способна повлиять на общее состояние безопасности на дороге.

Представляя собой некоммерческий вид, социальная реклама имеет художественно-выраженную форму. Закон РФ «О рекламе» определяет ее так: «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей» [4].

Социальная реклама на тему безопасности дорожного движения ориентирована на привлечение внимания участников дорожного процесса к очевидным последствиям нарушений ПДД в связи с агрессивным поведением человека. Она пропагандирует определенный благоприятный образ жизни и вдохновляет/мотивирует/побуждает к соответствующим общепринятым требованиям действий на дороге. Выполняя свое предназначение, взывая к нравственным ценностям, социальная реклама, как признаются сами участники дорожного движения, заставляет задуматься о гуманном отношении людей друг к другу, формирует культуру безопасного поведения [5].

Возможности социальной рекламы безграничны, она призывает противостоять агрессивному поведению участников дорожного процесса, выполняет такие функции, как коммуникативная, информационная, мотиваци-онно-побудительная, социализирующая, легитимационная и др. Проводимые ГИБДД различные рекламные кампании тому свидетельство (см. рис. 1 - 5). Многолетний опыт подобных мероприятий позволяет утверждать благотворное влияние социальной рекламы на сознание не только молодых водителей, но и автомобилистов-профессионалов с большим водительским стажем [6, с. 126 - 128]. Целенаправленное применение возможностей данного вида коммуникации позволяет включить огромное число людей в общественные процессы, требующие не-

замедлительного «переформатирования».

Авторами социальной рекламы могут быть не только дизайнеры, профессионально занимающиеся ее созданием, но и обучающиеся общеобразовательных учреждений, студенты вузов (в том числе и системы МВД России), например, практический опыт взаимодействия Министерства образования Республики Башкортостан с Управлением ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан представлен организацией и проведением многочисленных мероприятий по созданию различных видов социальной рекламы по безопасности дорожного движения.

Республиканский конкурс эскизов социальной рекламы, проводимый ежегодно в регионе, определял лучшие работы по темам обеспечения безопасности пешеходов, перевозки детей-пассажиров, соблюдения скоростного режима водителями-женщинами, использования детских удерживающих устройств, управления транспортным средством водителем в состоянии опьянения, нарушения скоростного режима и правил маневрирования, использования ремней безопасности, отвлечения пешеходов и водителей на гаджеты и т. д. Работы победителей при поддержке Комиссий по безопасности дорожного движения муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан размещались на растяжках, баннерах, плакатах, общественном транспорте, транслировались по радиоканалам, телевидению и в социальных сетях.

=0

<ч а а

и

и £

и s а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

0 «

1

£ «

а s

Рис. 1. Социальная реклама от TopGear: «Пол Джонсон только что отметил свое местоположение на дне реки Темзы. Не пользуйтесь соцсетями за рулем!»

=0

<ч а а

и и

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

35 а

£ «

а а;

Рис. 2. Социальная реклама - «Фольксубиши!»

Рис. 3. Социальная реклама от ГИБДД о правилах перевозки детей автотранспортом

Рис. 4. Социальная реклама от ГИБДД: «Пешеходы бывают...» ^

а.

Рис. 5. Социальная реклама для пешеходов, которые постоянно слушают музыку. | Полиция Южного Уэльса: «Смотри на дорогу, когда носишь наушники!» ц»

Социальная реклама по безопасности дорожного движения эффективно справляется с задачей по формированию общественного мнения. Она привлекает внимание к актуальным вопросам обеспечения дорожной безопасности автомобилистов и пешеходов. Формируя новый тип общественных отношений, социальная рекла-

ма предлагает выбор: быть агрессивным на дороге или проявлять взаимоуважение. Изменять свою поведенческую модель на дороге или нет, быть социально ответственным или негативно реагировать на поступки других участников дорожного процесса - этот выбор остается за теми, кто в данный момент находится на проезжей части.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1991.

2. Ямалова Э. Н. Коммуникационные аспекты модернизации политической сферы российского общества // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (г. Уфа, 17 декабря 2015 г.). Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.

3. Исхаков Э. Р. Формирование гармоничной личности как фактор профилактики экстремизма: опыт, формы, методы // Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени: материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма. Уфа, 2016.

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 -ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе». Гл. 1. Ст. 10 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Асянова С. Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: дис. ... канд. пед. наук. Уфа: БГПУ, 2012.

^ 6. Асянова С. Р. Акции социальной направленности как превентивная форма профи-

лактики экстремизма среди молодежи // Вестник Уфимского юридического института МВД ^ России. 2017. № 4 (78).

а а

и и

_

ч -

© Асянова С. Р.

и «

а

о

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

о «

и ?

а £

а «

и «5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.