ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СМЫСЛОВАЯ СПЕЦИФИКА ОБРАЗА ВОДИТЕЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Ушкалова А.С.
Ушкалова Анна Сергеевна - магистрант, кафедра психологии труда и психологического консультирования, Московский государственный педагогический университет, г. Москва
Аннотация: данная работа посвящена теоретическому анализу образа водителя в отечественном кинематографе разных исторических периодов, так как это отражает мировоззрение общества на каждом этапе социального развития, уровне общественного сознания. Приведенные результаты основываются на методах описательной статистики, контент-анализа и критерия Манна-Уитни. Ключевые слова: перцептивный образ водителя, отечественный кинематограф, контент-анализ, дорожно-транспортная ситуация, смысловая специфика, поведение автомобилиста.
В России нарушения правил дорожного движения, агрессивное вождение стали серьезной проблемой, которая заботит не только сотрудников ГИБДД. По статистике ГИБДД произошло 173694 ДТП за 2016 год. За 12 месяцев на дорогах страны погибло 20308 человек. Среди водителей уже давно плотно утвердилось понятие «автохам», так профессионалы называют тех водителей, которые осознанно создают угрозу жизни (своей и других водителей, пешеходов), а также игнорируют правила дорожного движения. «Автохамы» заведомо ставят себя выше других: не упускают возможности накричать на пешехода, медленно переходящего дорогу на зеленый сигнал светофора, или не уступают дорогу отечественному автомобилю, находясь за рулем элитной иномарки с красивым номером. К сожалению, такие водители не думают о том, что на дороге существуют правила и одинаковы они для всех, при этом их исполнение/неисполнение никак не зависит от стоимости машины.
Борьба с хамством, некорректным поведением на дорогах, нарушение правил ПДД в нашей стране ведется по разным направлениям. Это не только ужесточение наказания за определенные виды нарушений ПДД. Например, это введение в систему «ГЛОНАС», функции, контролирующей соблюдение дальнобойщиками маршрутов, умные приборы, которые следят за своевременной сменой сна и бодрствования водителей. Кроме того, не остается в стороне и общественность.
Для борьбы с автохамами в 2010 году в Москве было организовано общественное движение «Стопхам», позиционирующее себя как федеральный проект и выступающее против хамства и нарушений водителями транспортных средств правил дорожного движения.
Опирается на общественную нетерпимость к хамам на дороге и ГИБДД. Инспекторы призывают участников дорожного движения не оставаться равнодушными и направлять жалобы, видеосообщения в ГИБДД. История общественных жалоб на нарушителей ПДД насчитывает в России уже более десятка лет и даже переросло в формы гражданского движения.
Наибольшей известностью в этом направлении пользуется «Общество синих ведёрок» — неформальное объединение российских блогеров, изначальной целью которого была борьба против использования «мигалок» автомобилями чиновников и других VIP--персон.
В настоящее время обращения, фото и видео доказательства нарушений правил и хамства на дорогах, любой гражданин может направить через сайт ГИБДД по интернету. А жители столицы могут воспользоваться мобильным приложением
«Помощник Москвы». Программа в автоматическом режиме привяжет сообщение к карте и отправит на рассмотрение в ГИБДД.
Мы рассматриваем образ водителя в кинофильмах разных исторических периодов, так как это отражает мировоззрение общества на каждом этапе социального развития, уровне общественного сознания. Здесь мы можем проследить линию поведения автомобилиста, а также спрогнозировать его вероятность актуализации отдельных показателей данного поведения с учетом увеличения числа водителей, специализированного, общественного и личного автотранспорта, для того, чтобы дать рекомендации, чтобы было меньше аварий на дорогах.
Практическая значимость анализа заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы для формирования общественного мнения и стереотипов положительного поведения участников дорожного движения через средства массовой информации, теле-, радиопрограммы, художественные фильмы и социальную рекламу. В целом это поможет совершенствованию культуры автомобилистов и пешеходов на дорогах России.
Цель анализа. Провести анализ изменения специфики образа водителя в отечественном кинематографе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформировать выборку для исследования
- Сформулировать категории анализа
- Выделить единицы анализа, представляющие конкретные категории;
- Провести контент-анализ отобранных отечественных фильмов;
- Произвести статистическую обработку результатов, в том числе критерий Манна Уитни;
- Сформулировать выводы;
- Разработать рекомендации.
Объект - образ водителя в отечественном кинематографе.
Предмет - специфика образа водителя в отечественном кинематографе.
Гипотеза. Образ водителя в отечественном кинематографе с течением времени представляет все более негативные примеры поведения при управлении автотранспортом.
Методы исследования
1. Экспертная оценка. Коллектив экспертов оценил контент-анализ по представленным в исследовании категориям на основе анализа научной литературы, посвященной проблематике исследования. Полученные в рамках экспертной оценки качественные характеристики составили основу категориального аппарата контент-анализа.
2. Интерпретация и описательная статистика, ставшие основой для рекомендаций, данных по итогам работы.
Описание методов исследования
Специфику образа водителя мы изучили на основании контент-анализа, это метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке [5].
Анализ образа водителя в отечественном кинематографе
1. Обоснование выборки
В рамках нашего контент-анализа в связи с мировоззрением общества, и массовым автомобилестроением СССР, мы взяли период с 1960-х гг. по 2015 год, где рассматриваем образ автомобилиста, представленного в отечественных фильмах соответствующего времени. Для исследования были отобраны 30 фильмов, по критерию количество просмотров. Всю необходимую информацию мы брали на сайте https://www.kinopoisk.ru и https://www.megogo.net/. За основу мы взяли фильмы таких жанров, как: комедия, боевик, мелодрама, фантастика, драма. Ниже представлен список отечественных фильмов, подлежащие контент-анализу.
81
Год Название фильма Год Название фильма
1. 1962 Королева бензоколонки. 34 млн 16. 1987 Друг. 17 млн
2. 1964 Живет такой парень. 27 млн 17. 1990 Стервятники на дорогах. 40 млн
3. 1966 Берегись автомобиля. 29 млн 18. 1991 Гений. 39 млн
4. 1967 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика. 76 млн 19. 1997 Брат. 17 млн
5. 1968 Три тополя на Плющихе. 26 млн 20.1998 Хочу в тюрьму. 15 млн
6. 1969 Бриллиантовая рука. 76 млн 21. 1999 Воршиловский стрелок. 12 млн
7. 1971 Джентльмены удачи. 65 мл. 22. 2001 Ехали 2 шофера. 14 млн
8. 1973 Иван Васильевич меняет профессию. 60 млн 23. 2003 Возвращение. 17 млн
9. 1976 Белый Бим Черное Ухо. 24 млн 24. 2004 Бумер. 23 млн
10. 1978 Служебный роман. 58 млн 25. 2005 Стиляги. 10 млн
11. 1979 Москва слезам не верит. 84 млн 26. 2010 О чем говорят мужчины. 6 млн
12. 1981 Шофер на один рейс. 30 млн 27. 2011 Духлес. 7 млн
13. 1982 Спортлото 82. 55 млн 28. 2013 Ёлки 3. 8 млн
14. 1983 Водитель автобуса. 27 млн 29. 2014 В спорте только девушки. 6 млн
15. 1985 Зина - Зинуля. 45 млн 30. 2015 Самый лучший день. 5 млн
2. Категории анализа.
Положительная категория включает в себя все то, что способствует повышению культуры в дорожно-транспортной сфере, соблюдению ПДД, формированию паттернов поведения, которые ведут к улучшению ситуации на дорогах, воспитанию у водителей навыков, знаний и умений, необходимых для эффективного управления транспортным средством, а также надежность автомобиля, эксплуатационная надежность автомобильных дорог (хорошее состояние дорожного покрытия), бережное отношение к автомобилю, добропорядочный гражданин в роли водителя, соблюдение этики нравственных отношений участников дорожного движения.
В отрицательную категорию мы относим все то, что отражает снижение культуры в дорожно-транспортной сфере, негативный облик водителя (бандит), нарушения ПДД, поломка авто, склонность водителей к риску в условиях дорожного движения, виктимное поведение, плохие погодные условия, нездоровое состояние водителя, то есть все то, что содержит в себе информацию, которая иллюстрирует штампы и шаблоны, связанные с негативным поведением участников дорожного движения.
Для построения образа водителя мы составили список критериев, на основании трансляции образа водителя в отечественном кинематографе:
1. Соблюдение ПДД;
2. Облик водителя;
3. Отношение водителя к другим участникам дорожного движения;
4. Отношение пешехода к водителю;
5. Состояние дорог;
6. Поведение водителя за рулем;
7. Надежность автомобиля;
8. Отношения водителей с сотрудниками ГАИ;
9. Образ сотрудника ГАИ.
Результаты исследования
Качественный контент-анализ смысловой специфики образа водителя в отечественных фильмах выпусков с 1960 г. по 1979 г. при описании дорожно-транспортной ситуации проводился в период 10.02.2017 по 28.02.2017.
Всего было проанализировано 11 отечественных фильмов. Общее представление данных мы представим в таблице 2.
Таблица 2. Сводная таблица данных контент-анализа (в период с 1960 по 1979 годы)
Негативные единицы/11 фильмов/ 20%
• Водитель • Водитель проламывает • Водитель угоняет
перекрыл движение, хотел на своем ТС двери ворот автомобиль
проскочить • Резкие маневры водителя • Остановка
• Водитель давит людей на дороге транспорта в
• Шофер украл 370 л. • Опасное движение неположенном месте
бензина и скрылся водителя, погоня • Водитель похищает
• Водитель проучил • Игра в шашечки на девушку
человека троллейбусе • Заглох мотор
• Перепалка водителей из- • Превышение скорости на автомобиля
за опасной ситуации на вишневом москвиче • Пыльная дорога
перекрестке • Водитель - подставной • Водитель сигналит
• Пешеход обзывается на таксист другим участникам
водителя • Водитель автобуса - дорожного движения,
взяточник создавая аварийную
ситуацию
• Автомобиль заглох
посреди дороги
Положительные единицы/11 фильмов/81%
• Водитель поворачивает • Попутчик благодарит • Водители пропускают
с поворотниками водителя, что подвез его пешеходов
• Водитель не нарушает • Хорошее состояние • Остановка водителем
скоростной режим дороги, асфальт автобуса по правилам
• Высадка пассажиров по • Автомобиль исправно • Пассажир хвалит
правилам ездит профессиональное
• Водитель одет в форму • Милиционер вождение водителя
и водитель автобуса справедливо выписывает • Водитель разговаривает
• Шофер вернул долг за штраф за рулем, но это не создает
украденный бензин • Милиционер вежливо аварийную ситуацию на
• Водитель соблюдает общается с водителями и дороге
скоростной режим пешеходами • Водитель починил
• Водитель паркуется по • Милиционер проверяет автомобиль
правилам дорожного документы у водителей • Останавливается на
движения • Водитель не садится за красный свет светофора
• Водитель вежливо руль в нетрезвом состоянии • Водители
отвечает милиционеру • На автомобиле много сотрудничают с милицией
• Водитель предлагает защиты от угона • Водитель скорой
подвезти пешехода • Таксист отвозит по помощи добр по
• Пешеходы назначению отношению к собаке
приветствуют водителя • Таксист обходителен, • Помогает пассажиру
улыбкой открывает двери пассажира догнать автобус
• Пешеходы переходят
дорогу по правилам
Качественный контент-анализ смысловой специфики образа водителя в отечественных фильмах выпусков с 1980 г. по 1999 г. при описании дорожно-транспортной ситуации проводился в период 10.02.2017 г. по 28.02.2017 г.
Всего было проанализировано 10 отечественных фильмов. Общее представление данных мы представим в таблице 3.
Негативные единицы/10 фильмов/39%
• Пешеходы грубят водителю
• В автомобиле сел аккумулятор
• В автомобиле карбюратор, барахлит
• Пешеход крадет машину
• Автомобиль заглох на 2 передаче в гору
• Раздраженный водитель с бетоном сигналит всем заводам, чтобы слить бетон
• Нервный водитель, кричит на всех
• Водитель кричит и выгоняет пассажира
• Пешеход выбегает перед машиной
• Грязевые дороги
• Водитель агрессивно ведет себя по отношению к пассажирам, подставляет коллег
• Запуганный водитель, грязный, постоянно чинит свой автомобиль
• Пешеход перебегает дорогу на переходе еще до зеленого сигнала
• Автомобиль постоянно в ремонте
• Опасное вождение водителей на фурах
• Бандиты за рулем
• Пассажиры едут без билета
• Водители выставляют свои знаки дорожного движения без контроля милиции
• Выезд водителя на полосу встречного движения
• Мотоциклисты окружили машину в движении, били по крыше дубинкой
• Облава, водители закрыли проезд другому водителю
• Водитель трогается с места, и с капота слетает обеденный мусор
• Водитель устраивает погоню, давит автомобиль
• Водитель похитил пешехода ночью
• Автомобилист фуры специально сталкивается с легковым автомобилем
• Пешеходы убегают от наезда фуры
• Водитель оскорбляет пешеходов
• Проселочная дорога, где застревает автомобиль
• Агрессивное вождение, резкие движения
• Ямы на дорогах
• Погоня
• Милиция просит немедленно остановить машину, но водитель не останавливается
• Пешеходы переходят дорогу через двойную сплошную линию
• Грубость пешеходов в отношении к водителям
• Водитель ездит без поворотников
• Пешеходов сбивают автомобили
• Резкое торможение водителей
• Преступники на машинах ограбили автомобилиста и скинули его в кювет с машиной
• Водитель преступник, едет из стороны в сторону на дороге
• Непутевый милиционер, не работает свисток, нет пистолета, автомобиль в неисправном состоянии
Положительные единицы/10 фильмов/73%
• Водитель пользуется поворотниками
• Шофер выполняет свои обязанности, коммунальные услуги, мойка дорог
• Водитель подвез попутчика
• Водители помогли завести машину
• Хорошее состояние дорог
• Машины в исправном состоянии
• Остановка водителем автобуса по ПДД
• Интеллигентный водитель, красиво одет
• Милиция пытается догнать нарушителя
• Аккуратное вождение
• Водитель сосредоточен на дороге
• Надежный автомобиль
• Милиционер проверяет документы у водителей
• Водитель плавно останавливается
• Водитель паркуется по правилам
• Легковые автомобили мигают на поворотах
• Помогает пассажирам укладывать багаж
• Пешеходы передвигаются по правилам
• Милиционеры просят водителей и пешеходов остановиться и пропустить спецколонну
• Законопослушный водитель сворачивает с дороги согласно указаниям фальшивого знака
• Фуры не ломаются, после серьезных столкновений, также быстро передвигаются
• Водитель признает свою вину
• Водитель везет сбитого пешехода в больницу
• Сам гаишник пристыжает полковника, что нельзя избивать задержанных по уставу
• Пешеходы уважают воителей
Качественный контент-анализ смысловой специфики образа водителя в отечественных фильмах выпусков с 2000 г. по 2015 г. при описании дорожно-транспортной ситуации проводился в период 10.02.2017 г. по 28.02.2017 г.
Всего было проанализировано 9 отечественных фильмов. Общее представление данных мы представим в таблице 4.
Таблица 4. Сводная таблица данных контент-анализа (в период с 2000 по 2015 годы)
Негативные единицы/9 фильмов/55%
• Водитель едет с • Водитель украл у • Ненависть пешехода
человеком на капоте гаишников деньги к водителю, пинает
• Пыльные, грязные, • Драка водителей машину
проселочные дороги • Погоня автомобилей • Водители сигналят на
• Сломался мотор • Выкинул по пути банку дороге без видимых
• Плохо работает дверь молока на дорогу причин
грузовика • Гаишник берет взятки • Пешеходы крадут
• Водитель отец при детях • Захватили спекулянта и автомобиль
пьет за рулем и едет покупателя с американскими • Агрессивное
• Автомобиль застревает пластинками вождение водителя
на • Наезд на пожилого • Водитель резко
плохой дороге человека трогается с места
• Водители ездят без • Водитель засыпает за • Завалы на дороге
поворотников рулем камнями
• Водитель перекрывает • Водитель превышает • Водитель забыл
ход скорой помощи разрешенную скорость поставить автомобиль на
• Водители подрезают, • Водитель в нетрезвом ручник, съехала вниз по
воруют мерседес состоянии склону
• Водитель дает взятки • При парковке на стоянку • Водители нарушают
• Водитель едет, совершая повредил 2 автомобиля ПДД
резкие маневры • Пешеходы перебегают • Сломался автомобиль
• Гаишник выпивает дорогу в неположенном на трассе
• Водитель врезается месте • Водители не
специально в машину ГАИ • Водитель за рулем останавливаются на
употребляет алкоголь, трассе пешеходу
наркотики, курит
Положительные единицы/9 фильмов/45%
• Водители соблюдают • У водителя высокий • Водитель автобуса не
ПДД статус в обществе останавливается в
• Водитель вежливо • Водители уступают неположенном месте
общается с пешеходами дорогу пешеходам, • Водитель бежит на
• Водители плавно ездят переходящим дорогу в помощь пешеходу
• Асфальт, хорошие неположенном месте • В автомобиле
дороги • Сотрудник ГИБДД срабатывает подушка
• Водитель не пьет за проверяет документы, безопасности
рулем вежливые • Водитель
• Сотрудник ГИБДД • Сотрудник ГИБДД пристегивается ремнем
проверяет документы, выписывает штрафы, безопасности
проводит досмотр машины регулирует движение • На службе сотрудник
• Водитель подвозит ГИБДД отказывается
незнакомцев пить алкоголь
• Водители • Машина застрахована
останавливаются по просьбе
гаишников
Мы провели качественный анализ по основным 3 периодам, это с 1960 по 1979 годы. 2 период с 1980 по 1999 годы. 3 период с 2000 по 2015 годы.
1. 19601979 года 2. 19801999 года 3. 20002015 года
1. Несоблюдение ПДД 8 5 22
2. Соблюдение ПДД 23 14 13
3. Негативный облик водителя 5 7 7
4. Положительный облик водителя 15 5 6
5. Негативное отношение водителя к другим участникам дорожного движения 3 8 4
6. Позитивное отношение водителя к другим участникам дорожного движения 14 13 7
7. Негативное отношение пешехода к водителю 2 7 4
8. Положительное отношение пешехода к водителю 10 8 1
9. Плохое состояние дорог 1 3 5
10. Хорошее состояние дорог 9 8 7
11. Негативное поведение водителя за рулем 1 7 7
12. Позитивное поведение водителя за рулем 7 6 4
13. Поломки автомобиля 4 6 6
14. Надежность автомобиля 13 9 5
15. Неуважительное отношение между водителями и сотрудниками ГАИ 0 2 0
16. Уважительное отношение между водителями и сотрудниками ГАИ 4 3 3
17. Отрицательный образ сотрудника ГАИ 0 2 3
18. Положительный образ сотрудника ГАИ 6 7 3
Исследование образа водителя в отечественных фильмах, созданных в течение выделенных трех периодов, показало различия по транслируемой негативной и позитивной информации. Так в более ранних фильмах, периода 1960 - 1970-х гг., преобладает позитивный образ водителя. С течением времени, в силу изменений транспортной ситуации, образ водителя трансформируется из позитивного в преобладающий негативный (Рис. 1).
Образ водителя в отечественных фильмах в период с 1960 г. по 1979 г.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
80%
I Негативный - 24 эпизода I Позитивный - 101 эпизод
Образ водителя в отечественных фильмах в период с 1980 г. по 1999 г.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%
61%
0%
I Негативный - 47 эпизодов I Позитивный - 73 эпизода
Образ водителя в отечественных фильмах в период с 2000 г. по 2015 г.
60% 55%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
I Негативный - 58 эпизодов I Позитивный - 49 эпизода
Рис. 1. Положительные и отрицательные эпизоды в фильмах, характеризующие образ водителя в 3 временных периодах
Для анализа различий в полученных данных, нами был использован критерий Манна Уитни в программе 81аИ811са 10.
Результат.
Полученное эмпирическое значение периодов № 1 и № 3 находится в зоне значимости = 0,064. Соответственно, это служит подтверждением изначально выдвинутой теории о существовании различий в образе водителя в зависимости от времени создания фильмов.
Различия в периодах № 1 и № 2 не являются существенными, их значение = 0,331.
Эмпирическое значение периодов № 2 и № 3 = 0,447. Значимых различий нет.
Выводы:
Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, была полностью подтверждена. Анализ сопоставления эмпирических значений данных позволяет сделать вывод о характере трансформации кинематографического образа водителя по временной шкале от преимущественно положительного к преимущественно отрицательному.
Это происходило постепенно, что в целом сопоставимо с темпами развития индустрии автомобилестроения, а также с изменениями, происходившими в общественном сознании в отношении транспортных средств. Не стоит отрицать, что кинематографический образ водителя является творческим отражением общественного мнения, поведения водителей на дорогах, степени дорожно-транспортной безопасности.
В фильмах периода 2000 - 2015 гг. участники дорожного движения не соблюдают ПДД, переходят дорогу в неположенном месте, играют в «шашечки» на многополосной дороге, резко совершают маневры, не сигнализируют о намерении совершить маневр.
48% негативный эпизодов транслируют ситуации, когда водитель редко стал приходить на помощь другим участникам дорожного движения; водитель чаще выступает в роли преступника, похитителя, агрессивного человека, взяточника.
27% эпизодов содержат проявления грубости водителя в отношении пассажиров, пешеходов и других водителей; постоянно сигналят друг другу; выставляют свои
знаки дорожного движения, чтобы похитить, ограбить или убить водителей; транслируется столкновение движущихся автомобилей.
31% эпизодов в современных кинофильмах отражают негативное отношение пешехода к водителю; кражи автомобилей; аварийные ситуации с участием пешеходом и автомобилей. Рекомендации:
При просмотре фильмов у зрителей в сознании откладываются паттерны поведения других людей, это значит, что вне зависимости от того, как мы к этому относимся, мы воспринимаем то, что эмоционально переживаем. Исследования А. Бандуры и его учеников в области влияния телевизионного контента на зрителей доказывают, что сцены телевизионного насилия являются распространителями нежелательного косвенного подкрепления к негативным действиям и формирования агрессии.
В фильмах с использованием сюжетов из области транспортной среды следует снимать сцены с положительной трансляцией, которые могли бы быть полезными для зрителей. Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение, все участники дорожного движения должны соблюдать ПДД, проявлять взаимное уважение. Необходимо транслировать взаимное уважение водителей, сотрудников ГАИ и пешеходов.
Данные рекомендации могут быть использованы сотрудниками министерства культуры и специалистов телевещания для разработки синопсисов телевизионных передач, сценариев художественных фильмов, пропагандирующих положительный образ водителя на Российских дорогах.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999. 512 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 336 с.
3. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. М.: Изд. Центр «Академия», 2009. 256 с.
4. Ермолаев В.В., Макушина О.П., Четверикова А.И. Социально-психологические детерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта на российских дорогах (статья) / Социальная психология и общество. М., 2013. № 2. С. 108-118.
5. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2003. 395 с.
6. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения. М.: Академия, 2002. 319 с.
7. Харченко М.А. Корреляционный анализ: учебное пособие для вузов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. 31 с.
8. Четверикова А.И., Ермолаев В.В., Пучкова Е.Б. Проявления агрессивности у водителей автомобильного транспорта в условиях мегаполиса (тезисы доклада) / Нейронауки и благополучие общества: технологические, экономические, биомедицинские и гуманитарные аспекты: сборник материалов конференции / Отв. ред. О.Н. Ткаченко. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. С. 51-52.
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения:27.09.2017).
10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.megogo.net/ (дата обращения: 27.09.2017).