социологические науки
Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна, Эминова Мукминат Алиевна ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ...
УДК 316.6:740
ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА
© 2017
Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (367027, Россия, Махачкала, ул. Ярагского 57, e-mail: [email protected]) Эминова Мукминат Алиевна, старший преподаватель, кафедры «Педагогика и психология образования»,
Дагестанский институт развития образования (367027, Россия, Махачкала, ул. Генерала Магомедтагирова, 159, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью работы является попытка классификации девиантного и делинквентного поведения молодежи на примере р. Дагестан, исследование особенностей деликвентного поведения как основы проявления экстремизма в молодежной среде. В работе применяются методы, характерные для этнопсихологии, социологии, этнографии, а также попытка обратиться к зарубежным и отечественным исследователям, в поиске наиболее правильного определения и терминологического инструментария. В работе отмечается, что разного рода потрясения общества напрямую касаются современной молодежи, все это приводит к выплескиванию агрессии, а экстремизм - крайнее ее проявление. Рассмотрены факторы формирования экстремистских проявлений в молодежной среде. Сделана попытка разобраться в психологических причинах проявления делинквентного поведения, факторах формирования экстремистских проявлений в молодежной среде. Приводятся меры профилактики экстремисткого поведения в целом, и деликвентного, в частности. Исследуется Дагестан, республика, в которой нередки проявления экстремизма, который более других регионов России пострадал от противоправных действий экстремистов и террористов. Описывается молодежная субкультура региона, на которую откладывает отпечаток религия и менталитет.
Ключевые слова. Экстремизм, делинквентное поведение, молодежь, аномия, маргинальная среда, культурная деформация,национализм, сепаратизм, несовершеннолетние, психолого-педагогическая профилактика, аддикции, аддиктивное поведение,концепция, компоненты, психолого-педагогическая технология профилактики экстремизма.
DELINQUENT BEHAVIOR AS A BASIS FOR THE FORMATION OF EXTREMISM
© 2017
Tazutdinova Guljan Shiehulismanovna, candidate of psychological Sciences, docent of the Department of psychology
Daghestan State Pedagogical University (367027, Russia, Makhachkala, street of Yaragskogo, 57, e-mail: [email protected]) Eminova Mukmininat Alievna, senior lecturer of the Department "Pedagogy and psychology of education"
Dagestan Institute of educational development (367027, Russia, Makhachkala, street of General Magomedtagirov, 159, e-mail: [email protected])
Abstract. The aim of the article is the attempt to classify the deviant and delinquent behavior of Dagestan youth; the investigation of peculiarities of delinquent behavior and display of extremism among young people. There are common and special methods of scientific cognition in this work: analysis, synthesis and comparison, historical and statistical analysis, and also the attempt to refer to foreign and national investigators, searching more correct definition and terminological tools. The work shows that modern youth is not ready to economical and political changes and it leads to aggressive forms of behavior, one of them is extremism. The factors of formation of extremism among youth are taken into account. The author notes that extremism can be treated as delinquent behavior. There are given some methods of prevention of extremism behavior, in common, and delinquent behavior, in particular. There is also given the analysis of Dagestan, as there are a lot of cases of extremism attacks. There is also the description of youth subculture of this region, which is influenced by religion and mentality.
Keywords: extremism, delinquent behavior, youth, anomie, marginal environment, cultural deformation, nationalism, separatism, minors, psychological and pedagogical prevention, addiction, concept, components, psychological and pedagogical technology of extremism prevention.
Психология изучает делинквентное поведение наиболее полно, поэтому имеет целый ряд объяснений причин этого явления с разных точек зрения.
Делинквентное поведение имеет глубокие психологические и социальные корни. Оно не может рассматриваться как сиюминутное проявление антисоциальной модели действия человека в определенной ситуации. Под делинкветным поведением лежат глубинные процессы, происходящие с личностью на протяжении периода роста и становления, социализации и созревания. Делинквентному поведению могут способствовать психогенные причины, социальные и наследственные факторы, окружающая среда и влияние микрогрупп и референтных групп. И также, на становление девиантного и делинквентного поведения оказывают влияние неблагоприятных наследственных факторов, психические заболевания родителей. Например, олигофрения в степени дебильности у родителей может спровоцировать недоразвитие психических структур мозга у ребенка.
Делинквентная молодежь - благоприятная почва для насаждения экстремизма и терроризма. Насаждение зла и насилия характерно делинкветной молодежи. Они уже находятся в параллельной среде и сделать еще один шаг навстречу гибели представляется преступной молодежи «храбрым» поступком. Тем более, что щедро пропла-
ченный экстремизм внушает псевдодоверие и иллюзию справедливости в террористическом мире. Найти единую причину каждого девиантного поступка вряд ли удастся, но, однозначно, уровень девиации в обществе зависит от прочности установленных в нём социальных, экономических, демографических и нравственных норм. Молодежный экстремизм связан с социально- групповыми особенностями дагестанской молодежи, и формы экстремистских проявлений. Молодые экстремисты настолько запрограммированы и идейно убеждены, что их не пугает ни угроза смерти, никакая другая угроза.
В борьбе с мировым экстремизмом и терроризмом человечество тратит огромные финансовые и человеческие ресурсы. В этой неравной схватке с ним хороши все методы борьбы. Фактически терроризм объявил борьбу всему мировому сообществу, а мировое сообщество консолидировалось в борьбе с терроризмом. Особенно целенаправленно эту борьбу ведет Россия. . Как борются с терроризмом сегодня? Каковы причины его возникновения? Основываясь на понятии «аномия», введённом Эмилем Дюркгеймом — причиной делинк-вентных поступков считают несоответствие между общественными целями и средствами, которыми общество предлагает их достичь. Например, в обществе со стереотипами успешности и материального богатства при
42Т
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
Tazutdinova Guljan Shiehulismanovna, Eminova Mukmininat Alievna sociological
DELINQUENT BEHAVIOR AS A BASIS FOR THE FORMATION ... sciences
экономике, не лояльной к малому и среднему бизнесу, не многие стремятся основать своё дело, чтобы процветать, гораздо большее количество людей стремится занять высокую должность, чтобы красть[1].
Взгляд на отклоняющееся поведение, проистекающий из теории конфликта, рассматривает девианта (преступника) как носителя специфической субкультуры, которая вступает в конфликт с культурой общепринятой.
Современные авторы (С. Воронцов, А. Залужный, Х. Килясханов, К. Мартыненко, О. Русанова, Н. Степанов, Е. Сергун, Р. Тамаев, В. Устинов, С. Фридинский и др.) выделяют следующие особенности экстремизма в молодежной среде:
Во-первых, экстремизм и делинквентное поведение формируется преимущественно в маргинальной, полинациональной среде. Чем непонятнее и неопределеннее положение молодого человека в обществе, тем сильнее он предрасположен к экстремисткому поведению.
Во-вторых, экстремизм проявляется чаще всего в ситуациях беззакония и отсутствия институтов власти, где порядок и законы суда перестали действовать.
В-третьих, экстремизм приживается в обществе, где непонятна социальная роль и место молодого человека, где попираются законы и установки государства.
В-четвертых, это явление , характерное для систем с низкой культурой, с редуцированными культурно-историческими традициями, не являющейся целостной системой.
В-пятых, экстремизм получает распространение в группах, где насилие и вседозволенность принимает уродливые, неприятные, уродливые формы.
На формирование экстремизма в Дагестанской молодежной среде влияют следующие факторы:
1)очень низкий уровень жизни и рост социальной напряженности(характерен низкий уровень социальной депревации, снижение авторитета правоохранительной системы, безработица) ;
2) криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т. п.);
3) изменение ценностных ориентаций (в Россию проникло влияние экстремистких организаций, запрещенных законом);
4)очень популярным на Кавказе стала пропаганда «исламского фактора» (пропаганда исламского образа жизни, организация обучения молодых мусульман в странах ближнего Востока, где осуществляется вербовка и вовлечение в террористические организации).;
5) рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей);
6) наличие доступа к взрывчатым веществам, возможность приобрести их, изготовление и хранение оружия и взрывчатых устройств, обучение молодежи умению пользоваться огнестрельным оружием.
7) использование психологического влияния, нейро-лингвистического программирования и других методов психотропного воздействия идеологами экстремистских организаций (использование агрессии, акций устрашения, запугивания и т. д) ;
8)использование Интернет ресурсов и социальных сетей для привлечения все новых и новых адептов, получение доступа к огромной аудитории, расширение возможностей привлечения экстремистов с помощью социальной связи . [2.С67]
Криминализация обществом экстремизма как противоправного деяния (ст. 282 УК РФ) позволяет утверждать, что экстремистские проявления в среде несовершеннолетних можно отнести к актам делинквентного поведения [3.С23]. 422
В нашей работе под делинквентным понимается такое поведение, при котором правонарушения носят систематический характер. Но в силу возраста молодежь не несет юридической ответственности, пока не наступило совершеннолетие. Термин «делинквентное поведение» предполагает совершение именно противоправных действий, сопряженных с нарушением закона.[4.С15].
Определение термина «делинквентное поведение» предполагает выделение существенных признаков, которые помогут отличать его от других видов отклоняющегося поведения и констатировать его наличие и динамику у конкретного несовершеннолетнего.
1. Делинквентное поведение - это противоправные действия, характеризуемые детское поведение, как противоправное.
2. Делинкветное поведение характеризуется несвоевременностью или несостоятельностью психических функций, неумением и нежеланием совершать противоправные действия.
3. Акты делинквентности имеют тенденцию повторяться и реализовываться в противопроправных актах и поведении, в частности экстремистского толка.
4. Актуальным запросом общества стала проблема глубокого психологического изучения проблемы религиозного мотивированного экстремизма. Правовые акты стали сменой религиозной идентичности и социальной мотивированности. Новая концепция государственной политики подразумевает становление целой формации молодежи, и несет социальную ответственность[5.С56].
Можно констатировать, что связанные с процессами глобализации, интеграции и информатизации общества изменения, которые произошли в мире в XXI веке, опосредованно усиливают распространение экстремистских идей в молодежной среде. Существующая проблема ставит перед обществом задачи, связанные с поиском путей снижения роста экстремизма и повышения эффективности профилактики[6.С43]
В условиях Северного Кавказа, и частности Дагестана, выявление и профилактика экстремистко-направленной молодежи особенно необходима. В республике, вплоть до недавнего времени действовали эмиссары террористических группировок, молодежь завлекалась в леса и вела подрывную деятельность. Социально - психологической платформой для экстремизации молодежи служила как социальная несправедливость и неравенство, так и формы делинквентного поведения молодежи. Это и аддиктивное поведение, и ранняя алкоголизация и наркомания, и социальная деградация. Но также, среди экс-тремисткой молодежи очень много убежденных религиозных фанатиков. Нашей целью послужила диагностика и коррекция девиантного и делинквентного поведения молодежи.
Профилактика экстремизма должна включать в себя усиление контролирующей роли сознания и самосознания растущего человека, формирование у него правильных представлений о собственной роли в жизни общества , выработка социально- положительных к критериев отношения к миру и жизни в целом. У молодого субъекта надо выработать навыки оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения, сформировать психологические установки ответственности человека за свои поступки. Создание условий, при которых несовершеннолетние смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для нормального функционирования общества, а также формирование нравственно-правовой устойчивости личности и др. Процесс профилактики - процесс многоуровневый, содержащий необходимый комплекс воспитательных мер с опорой на индивидуальную работу.
В программе четко должны быть указаны этапы профилактической деятельности. Ведущими субъектами реализации профилактических мер должны стать учреждения образования, социально - правовой службы, социально - психологические центры и т.д. Коррекция
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
социологические науки
Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна, Эминова Мукминат Алиевна ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ...
поведения маргинальной молодежи должна предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности, такие как: формирование адекватного отношения к будущему, на формирование самосознания, на установление нормальных отношений подростка со сверстниками и взрослыми, а также на своё будущее[7. С74]
Раннюю профилактику, наряду с вышеперечисленными субъектами осуществляет отдел профилактики детских правонарушений полиции. Ее объектами являются несовершеннолетние, в отношении которых органами внутренних дел заводятся учетно-профилактиче-ские карточки. Эта работа проводится в тесном контакте с образовательными организациями. Целью профилактики таких подростков является изменение негативных форм поведения подростка. Интенсивность и количество мер воздействия зависит от характеристики поведения последних[8].
Важно, основываясь на результатах деятельного изучения поведения личности, привлекать подростков к активной трудовой деятельности, учебе, оказывать им и их семьям помощь в решении бытовых вопросов. Очень важна деятельность молодежных, политических, общественных организаций по формированию и защите интересов и прав молодежи и подростков от негативного воздействия террористических группировок, научить молодежь отстаивать свои интересы, не прибегая к физическому насилию. Анализируя проблему терроризма надо отметить, что профилактическая деятельность приносит успех тогда, когда она базируется на правильном понимании природы терроризма и характере его обусловленности. Тема терроризма никогда не теряла своей актуальности. Политика несостоятельности государства в связи с борьбой с террористическими организациями должна носить планомерный и беспощадный характер. [9.С96].
Превращение монополярного мира в биполярный делает значение этого процесса универсальным и неповторимым. Превращение его в идеологию и политическую практику - это всегда дело рук людей и групп, ученые пытаются акцентировать внимание на причинах экстре-мисткого характера[10.С212-218]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мартыненко К.Б. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 7. С. 66-67.
2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27.06.2002: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10.07.2002 // Российская газета. 2002. 30 июля. Буткевич С.А. (ред.) Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015. 328 с.
3. Галагузова М.А. (ред.) Социальная педагогика. М.: Владос, 2006. 416 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993. 944 с.
5. Рарог А.И. (ред.) Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2014. 960 с.
6. Саламатина И.И. Ресоциализация делинквент-ных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): дис. ... д-ра психол. наук. М., 2007. 368 с.
7. Тажутдинова Г. Ш. Якубова А. Б. Проблема маргинализации в России. Материалы НПК «Психологические проблемы преодоления маргинализации молодежи в поликультурной среде Российского общества» Махачкала. 2015год.
8. Тажутдинова Г. Ш. Проблема преодоления агрессии в младшем школьном возрасте. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар,2015. Стр.95-97._
9. Дамадаева А. С., Идрисова З. И. Некоторые аспекты теоретических проблем психологии религиозного поведения. Москва 2017г. 2012-2018
10. Тажутдинова Г. Ш. Выявление и психологическое сопровождение одаренных детей в процессе обучения в начальной школе. Журнал Мир науки, культуры , образования. 2016№ 3(58). Стр 229-231
Статья поступила в редакцию 14.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
423