Научная статья на тему 'АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ'

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ГИПЕРТИМНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ / ЭКЗАЛЬТИРОВАННАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ВУЗ / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамина Вероника Павловна

В статье отражены результаты изучения личностных особенностей студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности. В рамках работы были применены опросник агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки (в адаптации С.Н. Ениколопова и А.К. Осницкого), а также тест-опросник определения акцентуации характера Г. Шмишека, К. Леонгарда (адаптация В.М. Блейхера). В итоге эмпирического исследования выявлено, что у студентов первой группы с высоким уровнем агрессивности и враждебности выражены гипертимная и экзальтированная акцентуации характера и темперамента. Для обучающихся второй группы со средним уровнем агрессивности личностными особенностями являются дистимная и гипертимная акцентуации. Студентов с низким уровнем агрессивности не обнаружено. Результаты могут быть использованы в деятельности психологов образовательных учреждений при разработке программ психологического сопровождения по снижению агрессивных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCENTUATION OF THE CHARACTER OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF AGGRESSIVENESS

The article reflects the results of studying the personal characteristics of medical university students with different levels of aggressiveness. In the framework of the work, the questionnaire of aggressiveness and hostility of A. Bass and A. Darki was used (in the adaptation of S.N. Enikolopov and A.K. Osnitsky), as well as a test-questionnaire for determining the accentuation of the character of G. Schmishek, K. Leonhard (adaptation by V. M. Bleicher). As a result of the empirical study, it was revealed that the students of the first group with a high level of aggressiveness and hostility expressed hyperthymic and exalted accentuation of character and temperament. Personal characteristics are dysthymic and hyperthymic accentuations for students of the second group with an average level of aggressiveness. No students with a low level of aggressiveness were found. The results can be used in activities of psychologists of educational institutions in the development of psychological support programs to reduce aggressive tendencies.

Текст научной работы на тему «АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 127-130. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 127-130.

Научная статья

УДК 159.922/.923-057.875

https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.21

Акцентуации характера студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности

Вероника Павловна Мамина

Астраханский государственный медицинский университет Минздрава России, Астрахань, Россия, alya_kubekova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7007-1013

Аннотация. В статье отражены результаты изучения личностных особенностей студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности. В рамках работы были применены опросник агрессивности и враждебности А. Басса и А. Дарки (в адаптации С.Н. Ениколопова и А.К. Осницкого), а также тест-опросник определения акцентуации характера Г. Шмишека, К. Леонгарда (адаптация В.М. Блейхера). В итоге эмпирического исследования выявлено, что у студентов первой группы с высоким уровнем агрессивности и враждебности выражены гипертимная и экзальтированная акцентуации характера и темперамента. Для обучающихся второй группы со средним уровнем агрессивности личностными особенностями являются дистимная и гипертимная акцентуации. Студентов с низким уровнем агрессивности не обнаружено. Результаты могут быть использованы в деятельности психологов образовательных учреждений при разработке программ психологического сопровождения по снижению агрессивных тенденций.

Ключевые слова: личностные особенности, агрессивность, враждебность, гипертимная акцентуация, экзальтированная акцентуация, студенты медицинского вуза, вуз, агрессия

Для цитирования: Мамина В.П. Акцентуации характера студентов медицинского университета с разным уровнем агрессивности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 127-130. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.21

Original article

Accentuation of the character of medical university students with different levels of aggressiveness

Veronika P. Mamina

Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia, alya_kubekova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -7007-1013

Abstract. The article reflects the results of studying the personal characteristics of medical university students with different levels of aggressiveness. In the framework of the work, the questionnaire of aggressiveness and hostility of A. Bass and A. Darki was used (in the adaptation of S.N. Enikolopov and A.K. Osnitsky), as well as a test-questionnaire for determining the accentuation of the character of G. Schmishek, K. Leonhard (adaptation by V. M. Bleicher). As a result of the empirical study, it was revealed that the students of the first group with a high level of aggressiveness and hostility expressed hyperthymic and exalted accentuation of character and temperament. Personal characteristics are dysthymic and hyperthymic accentuations for students of the second group with an average level of aggressiveness. No students with a low level of aggressiveness were found. The results can be used in activities of psychologists of educational institutions in the development of psychological support programs to reduce aggressive tendencies.

Keywords: personal characteristics, aggressiveness, hostility, hyperthymic accentuation, exalted accentuation, medical university students, university, aggression

For citation: Mamina V.P. Accentuation of the character of medical university students with different levels of aggressiveness // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 127-130. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.21

В настоящее время проблема агрессии и агрессивного поведения у студенческой молодежи актуальна, поскольку является распространенным феноменом и требует изучения. Конфликтное и агрессивное поведение обусловлено многими факторами, которые снижают качество жизни, провоцируют эмоционально-психическое напряжение, стрессовое состояние, акцентуиро-ванность личности. Дополнительным фактором, который также объясняет агрессивное поведение, в том числе аутоагрессию, выступает продолжающаяся пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), провоцирующая нервно-психические расстройства личности. Это отражено во многих психологических исследованиях [1].

Под термином «агрессия» (от лат. aggressio - нападение) подразумевается деструктивное поведение, которое нарушает принятые в обществе нормы и правила, наносит моральный или физический вред людям [2]. Под агрессивным поведением понимается любая форма поведения,

направленная на причинение вреда, т. е. поведенческий аспект проявления агрессии [3]. Ауто-агрессией считается любая форма причинения вреда самому себе.

Группой риска по проявлению агрессивного и конфликтного поведения во время обучения в высшем учебном заведении являются студенты, поскольку этот период совпадает со становлением личности (17-21 год), также первый год обучения связан с социально-психологической адаптацией. Следует отметить, что медицинские вузы имеют свою специфику: продолжительность получения образования составляет 6 лет в отличие от таковой для других специальностей, учебная нагрузка и ответственность значительно выше у студентов-медиков, что также может порождать тревожность, агрессивность и т. д. В исследовании К.Н. Кочергиной, Р.А. Яскевича установлено, что обучающиеся первого курса медицинского вуза характеризуются высокой тревожностью по сравнению со студентами третьего курса, что можно связать с адаптацией к новым условиям и недостаточной психологической подготовкой к профессии [4]. Р.А. Субботиной обнаружено, что специфика и сложность обучения в медицинском вузе воспринимаются представителями младших курсов как трудная жизненная ситуация [5].

Кроме того, в психологических концепциях отмечаются детерминанты, которые способны формировать агрессивное поведение. Одними из таких факторов могут быть акцентуации характера, т. е. наиболее «заостренные» его черты. Таким образом, проблема акцентуаций характера студентов первого года обучения медицинского университета с разным уровнем агрессивности актуальна и нуждается в изучении, поскольку акцентуированность личности и агрессивность проявляются как в учебной деятельности, так и в медицинской. Результаты исследования могут применяться при разработке программ профилактики и коррекции проявлений агрессивности в юношеском возрасте.

Цель исследования заключалась в выявлении личностных особенностей студентов первого года обучения медицинского университета с разным уровнем агрессивности. Работа проведена в апреле 2021 г. в Астраханском государственном медицинском университете. Выборку составили обучающиеся по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология» в количестве 40 чел. Средний возраст - 18,3 года. Применялись следующие психодиагностические методики. 1. Опросник А. Басса и А. Дарки для выявления агрессивности и враждебности [6] (адаптация: 1) С.Н. Ениколопов (1989), 2) А.К. Осницкий (1998); стандартизация: А.А. Хван (2008)). При этом полагается, что агрессивность имеет различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждой личности свойственно наличие той или иной степени агрессивности, ее минимизация приводит к пассивности, ведомости, конформности, а чрезмерное развитие - к конфликтности [7]. 2. Тест-опросник определения акцентуации характера и темперамента Г. Шмишека, К. Леонгарда (адаптация В.М. Блейхера) [8]. Согласно К. Леонгарду, акцентуация - это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Выделенные им 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы акцентуаций: характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и темперамента (гипер-тимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный) [9]. Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами - они нормальны [10]. Критерием отбора послужил опросник А. Басса и А. Дарки. Сформированы две группы студентов: первая - с высоким уровнем агрессивности (25 чел.), вторая - со средним (15 чел.). Обучающихся с низким уровнем агрессивности и враждебности не выявлено. Статистическая обработка данных производилась с помощью непараметрического критерия Манна -Уитни, пакета прикладных программ SPSS-21.0 и Microsoft Office Excel 2010.

Методика А. Басса и А. Дарки (в адаптации С.Н. Ениколопова и А.К. Осницкого) позволяет определить уровень агрессии, а также ее внутреннюю структуру [11]. В таблице 1 приведены результаты сравнения показателей и форм агрессии у двух групп студентов со средним и высоким уровнем агрессивности.

Таблица 1 - Средние значения показателей и форм агрессии у студентов

медицинского вуза по методике А. Басса и А. Дарки

Форма агрессии Первая группа Вторая группа р

Физическая 4,6 ± 0,12 4,6 ± 0,10 -

Косвенная 6,8 ± 0,14 4,5 ± 0,18* <0,002

Раздражение 6,4 ± 0,13 4,1 ± 0,17** <0,0001

Негативизм 6,04 ± 0,19 6,9 ± 0,16 -

Обида 6,2 ± 0,13 2,7 ± 0,16* <0,002

Подозрительность 6,7 ± 0,15 5,06 ± 0,24 -

Вербальная 5,9 ± 0,19 4,6 ± 0,11* <0,002

Чувство вины 6,7 ± 0,15 6,3 ± 0,18 -

Индекс враждебности 6,3 ± 0,26 3,8 ± 0,23* <0,032

Индекс агрессивности 6,08 ± 0,20 4,4 ± 0,34** <0,0001

* Достоверные различия между показателями первой и второй групп при р < 0,05. ** Достоверные различия между показателями первой и второй групп при р < 0,0001.

В первой группе обучающихся с высоким уровнем агрессивности доминирующими формами агрессивности были косвенная агрессия (6,8), подозрительность (6,7), чувство вины (6,7). Полученный результат указывает, что такие респонденты склонны к проявлению агрессивного поведения в отношении как других, так и себя (чувство вины), не доверяют окружающим, с осторожностью относятся к людям. По остальным показателями также отмечаются повышенные значения. Для студентов второй группы со средним уровнем агрессивности и враждебности преобладающими показателями являются «негативизм» (6,9), «чувство вины» (6,3). Данные величины свидетельствуют об оппозиционной манере в поведении и негативизме. Следует отметить, что чувство вины характерно для представителей обеих групп, вероятно, при проявлении агрессивности они испытывают угрызения совести.

Достоверные различия между параметрами у опрошенных медицинского вуза двух групп выявлены по шести шкалам из десяти - «косвенная агрессия», «вербальная агрессия», «раздражение», «обида», «индекс враждебности» и «индекс агрессивности». Эти показатели достоверно выше у студентов первой группы. Таким образом, для представителей первой группы характерно внешнее проявление агрессивного поведения в виде раздражительности, вспыльчивости, словесного выражения агрессии и негативных чувств и эмоций. Можно предположить, что обучающиеся реализуют психоэмоциональное напряжение и стресс через агрессивные реакции и используют неадаптивные копинги.

В таблице 2 приведены средние показатели тест-опросника определения акцентуации характера Г. Шмишека, К. Леонгарда (адаптация В.М. Блейхера) в двух группах студентов медицинского вуза. U-критерий Манна - Уитни позволил выявить достоверные различия по трем шкалам методики К. Леонгарда между группами: «гипертимная», «тревожная», «эмотивная» и «экзальтированная». Этот результат указывает на повышенную активность, энергичность, напористость представителей первой группы. Однако им также свойственны чрезмерное беспокойство, чувствительность и обидчивость, что согласуется с ранее полученными данными по методике А. Басса, А. Дарки. Гипертимная акцентуация характера также относится к конфликтогенным. Важно отметить, что у респондентов второй группы не зарегистрировано больших величин показателей акцентуаций характера в отличие от значений в первой группе, что также является спецификой высокоагрессивных студентов.

Таблица 2 - Средние значения диагностики акцентуаций характера

Г Шмишека, К. Леонгарда

Акцентуации характера Первая группа Вторая группа P

Гипертимные 18,1 ± 0,14 14,1 ± 0,35* <0,017

Застревающие 14,6 ± 0,44 12,9 ± 0,44 -

Эмотивные 16,2 ± 0,15 12,2 ± 0,18* <0,018

Педантичные 12,8 ± 0,13 11,7 ± 0,11 -

Тревожные 11,6 ± 0,22 8,3 ± 0,23** <0,0001

Циклотимные 12,8 ± 0,16 13,7 ± 0,31 -

Демонстративные 12,9 ± 0,18 12,7 ± 0,32 -

Возбудимые 9,4 ± 0,35 8,4 ± 0,43 -

Дистимичные 11,04 ± 0,36 12,2 ± 0,21 -

Экзальтированные 18,1 ± 0,31 14,4 ± 0,17 <0,043

* Достоверные различия между показателями первой и второй групп при р < 0,05. ** Достоверные различия между показателями первой и второй групп при р < 0,0001.

Таким образом, на основании эмпирического исследования установлено, что психологическими особенностями студентов медицинского вуза первой группы с высоким уровнем агрессивности выступают косвенная агрессия, подозрительность, чувство вины, гипертимная и экзальтированная акцентуации характера. Респонденты данной группы склонны демонстрировать агрессивное поведение. Для опрошенных второй группы со средним уровнем агрессивности характерны следующие личностные особенности: негативизм, чувство вины, экзальтированная акцентуация характера.

Необходимо отметить, что проявление студентами агрессивности и враждебности служит неконструктивным способом снятия стресса и психоэмоционального напряжения. Также важно, что опрошенных с низким уровнем агрессивности обнаружено не было. Полученные результаты необходимо учитывать при составлении программ психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения в студенческой среде.

Список источников:

1. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 4. С. 49 ; Пизова Н.В., Пизов А.В. Депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство при новой коронавирусной инфекции // Лечебное дело. 2020. № 1. С. 82-88. https://doi.org/10.24411 /2071 -5315-2020-12197.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия : учебное пособие : пер. с англ. СПб., 1997. 330 с.

3. Там же.

4. Кочергина К.Н., Яскевич Р.А. Анализ уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов медицинского университета // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6. С. 13.

5. Субботина Р.А. Психологические особенности личности студентов с разным уровнем выраженности установки на поведение жертвы: на материале студентов медицинского вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2020. 24 с.

6. Ениколопов С.Н. Опросник Басса - Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 6-11 ; Buss A.H., Durkee A. An Inventory for Assessing Different Kinds of Hostility // Journal of Consulting Psychology. 1957. Vol. 21. P. 343-349. https://doi.org/10.1037/h0046900.

7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. М., 2009. 329 с.

8. Практикум по психодиагностике личности. Дидактические материалы / отв. ред. Н.К. Ракович. Мн., 2002. 248 с.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. с нем. В.М. Лещинской. Ростов н/Д., 2000. 544 с.

10. Там же.

11. Водопьянова Н.Е. Указ. соч.

Информация об авторе В.П. Мамина - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Минздрава России, Астрахань, Россия.

Information about the author V.P. Mamina - Senior Teacher, Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.