Научная статья на тему 'Психологические особенности футбольных болельщиков: фанаты и хулиганы'

Психологические особенности футбольных болельщиков: фанаты и хулиганы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1890
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOTBALL FANS SUBCULTURE / HOOLIGANS / FANS / SOCIAL FRUSTRATION / AGGRESSIVENESS / ACCENTUATION OF CHARACTER / ОКОЛОФУТБОЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ФАНАТЫ / ХУЛИГАНЫ / БОЛЕЛЬЩИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна

Цель. В статье представлено теоретическое и экспериментальное исследование психологических особенностей представителей околофутбольной субкультуры «фанатов» и «хулиганов». Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей социальной фрустрированности, агрессивности и акцентуаций характера футбольных болельщиков. Метод или методология проведения работы. Библиографический метод; психодиагностический метод: анкетирование, методика «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана; опросник агрессивности А. Басса А. Дарки; методика определения акцентуаций характера Г. Шмишека; математико-статистической метод обработки данных. Результаты работы. Футбольные болельщики в целом имеют низкую социальную фрустрированность, при этом если для «фанатов» областями негативных эмоций являются материальное положение и проведение отпуска, то для «хулиганов» это современная обстановка в обществе и государстве и сфера медицинского обслуживания. Средние значения агрессивности и враждебности респондентов имеют повышенные показатели. Обнаружены статистически значимые различия в подгруппах «хулиганов» и «фанатов» по показателям негативизма, вербальной и физической агрессии. Стоит отметить, что футбольные болельщики не имеют ярко выраженных акцентуаций характера, а наиболее выраженными типами акцентуаций характера у обеих подгрупп являются гипертимный, застревающий и демонстративный. Область применения результатов. Полученные результаты дополняют немногочисленные работы по теме футбольной субкультуры и позволяют оптимизировать организацию массовых футбольных мероприятий, более эффективно решать возникающие конфликтные ситуации. Выводы. Представители околофутбольной среды, относящие себя к «фанатам» и «хулиганам», имеют психологические особенности и могут рассматриваться по уровню агрессивности как разные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FOOTBALL FANS: FANS AND HOOLIGANS

Purpose. The article presents a theoretical and an experimental study of the psychological characteristics of representatives of the football subculture “fans” and “hooligans”. The purpose of the experimental study was to identify the characteristics of social frustration, aggressiveness and character accentuations of football fans. Method or methodology of the study. Bibliographic method; psychodiagnostic method: questioning, methodology “Level of social frustration” L.I. Wasserman; a questionnaire on the aggressiveness of A. Bass A. Darki; method for determining the accentuation of the character G. Shmishek; mathematical-statistical method of data analysis. Results. Football fans commonly have a low social frustration. While “fans” areas of negative emotions are financial situation and vacation, then “hooligans” areas are the modern situation in society and the state and the sphere of medical care. Average values of aggressiveness and hostility of respondents have increased indicators. There were obtained statistically significant differences in subgroups of “hooligans” and “fans” in terms of negativism, verbal and physical aggression. It should be noted that football fans do not have pronounced accentuations of character, and the most pronounced types of character accentuations in both subgroups are hyperthymic, stuck and demonstrative. Practical implications: The obtained results supplement few works devoted to the subject of the football subculture and allow to optimize the organization of mass football events, more effectively solve arising conflict situations. Conclusions. Representatives of football fans, self-referring to “fans” and “hooligans”, have psychological characteristics and can be distinguished by the level of aggressiveness as different groups.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности футбольных болельщиков: фанаты и хулиганы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-7-167-188 УДК 316.353

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ: ФАНАТЫ И ХУЛИГАНЫ

Молчанова Е.В.

Цель. В статье представлено теоретическое и экспериментальное исследование психологических особенностей представителей околофутбольной субкультуры - «фанатов» и «хулиганов». Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей социальной фрустрированности, агрессивности и акцентуаций характера футбольных болельщиков.

Метод или методология проведения работы. Библиографический метод; психодиагностический метод: анкетирование, методика «Уровень социальной фрустрированности»Л.И. Вассермана; опросник агрессивности А. Басса - А. Дарки; методика определения акцентуаций характера Г. Шмишека; математико-статистиче-ской метод обработки данных.

Результатыработы. Футбольные болельщики в целом имеют низкую социальную фрустрированность, при этом если для «фанатов» областями негативных эмоций являются материальное положение и проведение отпуска, то для «хулиганов» - это современная обстановка в обществе и государстве и сфера медицинского обслуживания. Средние значения агрессивности и враждебности респондентов имеют повышенные показатели. Обнаружены статистически значимые различия в подгруппах «хулиганов» и «фанатов» по показателям негативизма, вербальной и физической агрессии. Стоит отметить, что футбольные болельщики не имеют ярко выраженных акцентуаций характера, а наиболее выраженными типами акцентуаций характера у обеих подгрупп являются гипер-тимный, застревающий и демонстративный.

Область применения результатов. Полученные результаты дополняют немногочисленные работы по теме футбольной субкультуры и позволяют оптимизировать организацию массовых футбольных мероприятий, более эффективно решать возникающие конфликтные ситуации.

Выводы. Представители околофутбольной среды, относящие себя к «фанатам» и «хулиганам», имеют психологические особенности и могут рассматриваться по уровню агрессивности как разные группы.

Ключевые слова: околофутбольная субкультура; фанаты; хулиганы; болельщики; социальная фрустрированность; агрессивность; акцентуации характера.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FOOTBALL FANS: FANS AND HOOLIGANS

Molchanova E.V.

Purpose. The article presents a theoretical and an experimental study of the psychological characteristics of representatives of the football subculture - "fans" and "hooligans". The purpose of the experimental study was to identify the characteristics of social frustration, aggressiveness and character accentuations offootball fans.

Method or methodology of the study. Bibliographic method; psychodiagnostic method: questioning, methodology "Levelof social frustration" L.I. Wasserman; a questionnaire on the aggressiveness of A. Bass -A. Darki; method for determining the accentuation of the character G. Shmishek; mathematical-statistical method of data analysis.

Results. Football fans commonly have a low socialfrustration. While "fans" areas of negative emotions are financial situation and vacation, then "hooligans" areas are the modern situation in society and the state and the sphere of medical care. Average values of aggressiveness and hostility of respondents have increased indicators. There were obtained statistically significant differences in subgroups of "hooligans" and

"fans" in terms ofnegativism, verbal and physical aggression. It should be noted that football fans do not have pronounced accentuations of character, and the most pronounced types of character accentuations in both subgroups are hyperthymic, stuck and demonstrative.

Practical implications: The obtained results supplement few works devoted to the subject of the football subculture and allow to optimize the organization of mass football events, more effectively solve arising conflict situations.

Conclusions. Representatives of footballfans, self-referring to "fans" and "hooligans", have psychological characteristics and can be distinguished by the level of aggressiveness as different groups.

Keywords: football fans subculture; hooligans; fans; social frustration; aggressiveness; accentuation of character.

Исследование посвящено актуальной и недостаточно изученной проблеме психологических особенностей футбольных болельщиков фанатов и хулиганов, их социальной фрустрированности, агрессивности и акцентуаций характера. В 2018 году в России проходил чемпионат мира по футболу, что затронуло экономические, политические и социальные ресурсы всей страны, поэтому важно учитывать все факторы, способствующие реализации этого важнейшего международного мероприятия. События последних лет, связанные с агрессивным поведением фанатов сборной России на Чемпионате Европы 2016 года во Франции и фанатов российских футбольных клубов на международной арене, указывают на все большее влияние околофутбольного движения на значимые социально-политические события [17]. Группы хулиганов, организующих беспорядки перед и во время проведения спортивных мероприятий, и болельщики -фанаты, преданные команде и заинтересованные непосредственно исходом игры, нуждаются в целенаправленном руководстве и управлении. Наиболее адекватное решение организационных задач относительно околофутбольного движения должно строиться с учетом психологических параметров его представителей. Это определяет новизну и практическую значимость данной работы.

Российскую, как и мировую, «околофутбольную» культуру в настоящее время можно назвать сформировавшимся социальным явлением. Общественное мнение и средства массовой информации позиционируют футбольных болельщиков как агрессивно настроенных, политизированных, социально неадаптированных граждан. Согласно классификации правоохранительных органов, футбольные фанаты стоят первыми в списке опасных молодежных группировок. Государственная Дума РФ приняла отдельный закон «о футбольных болельщиках», что является подтверждением социальной значимости данной субкультуры, так как футбол едва ли не единственный вид спорта, где поведению болельщиков уделяют такое повышенное внимание. При этом до принятия закона нарушители порядка наказывались крайне редко, а законопослушные болельщики были недовольны как действиями «радикальных» фанатов, так и чрезмерно жесткими мерами, применяемыми сотрудниками правоохранительных органов. В такой ситуации становится особенно актуальным тщательное и всестороннее изучение вопроса, понимание психологических предпосылок поведения футбольных болельщиков.

Разработанность проблемы

Зарубежные психологические и социологические исследования затрагивая тему спортивных болельщиков, выделяют факторы, определяющие интерес людей к наблюдению за разного рода спортивными соревнованиями: положительное психологическое напряжение (eustress); чувство собственного достоинства (selfesteem); уход от жизненных проблем (escape); фактор развлечения (entertainment); экономический фактор (economic); эстетический фактор (aesthetic); принадлежность к группе (groupaffiliation); фактор семьи (familyneeds) [16].

Исследование Bruna Zani and Erich Kirchler касающееся насилия фанатов во время футбольных матчей на выборке 505 футбольных болельщиков мужского и женского пола, которые были либо «фанатичными», либо «умеренными» фанатами из Неаполя и Болоньи, показало, что люди становятся более агрессивными в группах, что

поведение контролируется групповыми нормами и, следовательно, агрессия зависит от признания группой насилия. Исследование также поддерживает довольно традиционную картину «хулиганов»: футбольные фанаты, которые участвуют в беспорядках, в общем, молодые, безработные, плохо образованные фанатики, которые приписывают свое насилие внешним факторам [18].

В свою очередь Moshe Bensimon и Ehud Bodner в своем исследовании футбольных фанатов мужского пола (N = 80) показывает, что фанаты, принявшие участие в коллективном пении и скандировании, имели более высокий уровень агрессии по окончанию матча по сравнению с невоспевающими зрителями, что подтверждает теорию заражения [13].

Обращает на себя внимание исследование, в котором интерес к футболу рассматривается с точки зрения национальной идентичности, было показано, что в Шотландии поддержка национального футбола рассматривается как вопрос национальной идентичности для шотландских и английских людей, в Англии она отделена от коллективного чувства английской идентичности. Приняв дискурсивную аналитическую позицию, в этом исследовании рассматривается внутренняя и внешняя атрибуция национальных стереотипов и рассматривается их роль в управлении проблемами социальной причинности, обоснованности внутригруппового поведения и дифференциации национальных групп [12].

В исследовании отличительных особенностей футбольного хулиганства в Польше и психосоциальный анализ этого явления на основе трехлетней профилактической программы, ориентированной на мальчиков из групп высокого риска, показал, что принадлежность к группе футбольных хулиганов позволяет им уменьшить чувство отчуждения, выступая своеобразной копинг стратегией [15].

Исследование футбольных болельщиков с точки зрения организационной психологии и потенциальных побочных эффектов, которые могут иметь футбольные события в отношении поведения и работоспособности болельщиков, показало на примере 41 сотрудника государственного сектора, что отрицательные события в спортив-

ной области оказывают неблагоприятное воздействие на повседневную работу сотрудников и их эффективность. Таким образом, организациям необходимо обратить внимание на то, как мероприятия досуга определяют работоспособность и удовлетворенность сотрудниками своей работой, менеджеры должны продемонстрировать трансформационное и поддерживающее поведение, чтобы уменьшить негативные последствия неудачного футбольного матча на результаты работы [14].

Отечественные исследования, направленные на изучение околофутбольной субкультуры, футбольных болельщиков единичны и касаются в основном проблемы делинквентности, асоциального поведения личности в толпе. Рассматриваемая в юридических исследованиях субкультура футбольных фанатов выступает стимулирующей средой совершения противоправной и уголовно-наказуемой деятельности, почвой для образования групп организованной преступности [1, 2, 4, 7].

Немногочисленные исследования (Медников С.В., Ениклопов С.Н., Салахетдинов Э.Р., Скворцова Е.В., Узикова А.Ю.) проведенные за последние годы в нашей стране, так же отмечают определенный склад психологических особенностей футбольных болельщиков, рассматривая их в основном как представителей молодежной субкультуры. Исследователи указывают на высокий уровень агрессивности и социальной фрустрированности болельщиков [6], представляя болельщиков как опасный элемент общества [5, 9].

В серии исследований С.Н. Ениколопова различных групп футбольных болельщиков и фанатов (247 человек) были выделены характерные для личности футбольного фаната черты, включающие высокий уровень агрессивности (в частности, физической агрессии); повышенную возбудимость; низкий уровень самоуважения с тенденцией к его повышению через идентификацию с любимой командой; враждебность по отношению к чужим болельщикам. Мотивацион-ные факторы, определяющие интерес к футболу у фаната, включает положительное психологическое напряжение; эстетику игры; чувства собственного достоинства как компонент самоуважения [2].

Отмечается также экстравертированность, низкая реактивная и спонтанная агрессивность футбольных болельщиков, в социальном плане - неудовлетворенность отношениями в семье, учебой или работой, уверенность в себе, авторитетом в группе, получение удовольствия в личной жизни. К личностным предпосылкам агрессивного поведения футбольных болельщиков Ениколопов С.Н. относит такие личностные особенности как стремление к доминированию, эмоциональную лабильность, раздражительность, спонтанную и реактивную агрессивность, а также степень идентификации [2].

В работе Салахетдинова Э.Р. предложена классификация представителей молодежной околофутбольной субкультуры (болельщики и кузьмичи, как их разновидность, футбольные фанаты и ультрас, футбольные хулиганы, карланы, гопники) [8]. Околофутбольная субкультура рассмотрена автором как социальный феномен и институт социализации юношей [8]. В контексте возрастных задач развития сравнение и анализ личностных характеристик юношей-футболь-ных фанатов показал, что в отношении профессиональных установок болельщики проявляют большую решительность, уверенность в профессиональном самоопределении и более выраженную соци-оцентрическую направленность интересов [8].

Собкин В.С. и Тян А.А. рассмотрели особенности групповой идентичности наиболее агрессивно настроенной части околофутбольной субкультуры - футбольных хулиганов. Авторами было показано, что последние идентифицируют как «своих» представителей субкультур, деятельность или образ жизни которых явно связан с риском, это отношение строится преимущественно относительно двух модальностей: «свои-чужие», «безопасные-опасные». Сопоставление представителей хулиганов и скинхедов, которые в обыденном массовом сознании близки по склонности к открытым проявлениям агрессии показывает, что «испытуемые из контрольной группы, оценивая скинхедов, фиксируют лишь одну содержательную характеристику, которая и определяет восприятие данной субкультуры -это явно выраженная опасность. Напротив, футбольные хулиганы не склонны считать скинхедов опасными, а воспринимают их как

«своих» и нравственных (с соответствующим комплексом коннотаций: честные, волевые, благородные, порядочные, интересные) [10].

Узикова А.Ю. рассматривает футбольный фанатизм с точки зрения концепции форм экзистенциального отчуждения С. Мадди, как авантюризм, «компульсивный поиск жизненности, вовлеченности в опасные, экстремальные виды деятельности в силу переживания бессмысленности повседневной жизни». В своей работе Узикова А.Ю. не разделяет околофутбольное движение на отдельные виды группировок, строя свое исследование на анализе досуговой активности футбольных фанатов, как среды развития личности, формирования субъектностной позиции личности. Автор отмечает, что околофутбольная среда предоставляет своему представителю образ успешного Я, определяя его направленность на конкуренцию, инициативность, самоорганизованность, мужественность и уверенность в себе. Группировки околофутбольного движения обеспечивают своему члену удовлетворение потребностей в принадлежности, уважении и самоопределении. Несмотря на отмеченные позитивные ресурсы околофутбольной субкультуры, автор отмечает также, что сплоченность и референтность околофутбольной группы предоставляет ее представителям большие возможности безопасного с точки зрения пресечения и наказания проявления делинквентного поведения [11].

Таким образом, представленный обзор научной литературы показывает неоднозначную позицию в отношении футбольных болельщиков. Если одни ставят основной акцент на деструктивном поведении болельщиков во время матча, объясняя его как личностными особенностями представителей этих социальных групп, так и динамикой социальной группы, особенностями ситуации заражения. Другие в свою очередь подчеркивают позитивные особенности футбольных болельщиков и ситуации социального развития в околофутбольной среде.

Было бы неверным отождествлять всех болельщиков с категорией хулиганов, имеющих свей целью вступить в драку. Развитая субкультура болельщиков имеет свои разновидности, всех их в отличие от хулиганов можно назвать фанатами, так как всех их объединяет общая цель - болеть за любимую команду.

Футбольными фанатами в данном исследовании называем ту часть футбольных болельщиков, которая придерживается определенной специфической субкультуры (нормы и ценности, специфические практики и символика и т.д.) и действует в соответствии с ней, те, кто активно поддерживаю свою команду. Специфика этой субкультурой формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. К числу основных критериев, по которым футбольных болельщиков относят к числу фанатов, относятся активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов (определенные наборы движений, осуществляемые под ритм, сленг, символика, атрибутика).

Футбольными хулиганами называем болельщиков, которые представляются как «наиболее агрессивные представители околофутбольной среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный «бойцовский клуб» с себе подобными из лагеря команды врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. «Практически у каждой группировки есть свое название и неофициальный рейтинг относительно других «банд» футбольных хулиганов, который можно заработать только в драках с оппонентами. Подобный рейтинг учитывает как активность группировки (т. е., как часто происходят драки с ее участием), так и количество и качество побед (что оценивается уровнем побежденной группировки противника и длительностью проведенной драки). Так же, как и в любой другой субкультуре, в «хулиганизме» есть свои принятые нормы поведения, своя пресса и литература, своя мода, музыка, сленг» [10].

Отмеченные исследователями психологические особенности футбольных болельщиков говорят о наличии в околофутбольной среде людей с выраженными агрессивными чертами, акцентуациями характера, что может быть признаками социальной фрустированности, негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке

в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач.

Таким образом, целью настоящего исследования стало выявить особенности социальной фрустрированности, агрессивности и акцентуаций характера футбольных болельщиков, относящих себя к подгруппам фанатов и хулиганов на основе самоотчета.

Методы исследования

В качестве основных методов исследования выступили анкетирование (для составления социально-психологических портретов участников групп футбольных фанатов и хулиганов); методика «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана в модификации Г.Ш. Габдреевой, А.О. Прохорова; опросник агрессивности А. Басса - А. Дарки (стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой); методика определения акцентуаций характера Г. Шмишека. Математико-статистический метод обработки данных включал описательную статистику с выделением среднего значения, стандартного отклонения, максимума и минимума; сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни.

Выборка

Всего в исследовании приняло участие 30 футбольных болельщиков. Все участники исследования - мужчины в возрасте от 20 до 45 лет. В результате анкетирования на основе самоотчета было выделено две подгруппы болельщиков - «фанаты» и «хулиганы».

Обсуждение результатов

Анализ ответов анкетирования болельщиков показал, что представители группы «фанатов» трудоустроен или обучаются в вузе, среди них есть тренеры, учителя, менеджеры, юрист, продавец, владелец бара, фотограф. 40% опрашиваемых «фанатов» женаты. К увлечению футболом опрашиваемые пришли в подростковом возрасте, с подачи семьи (отцы болельщики) или дружеской компании. Свою принадлежность околофутбольному движению «фанаты» характе-

ризуют с точки зрения активного посещения домашних и выездных матчей, а поддержку команды рассматривают как главный способ эмоциональной разгрузки, получения положительных эмоций, стимул для достижения новых целей, возможности путешествовать и узнавать новое. Все респонденты между дракой и посещением матча выбирают футбол.

Анализ проведенного анкетирования группы болельщиков, причисляющих себя к «хулиганам», показал, что опрошенные также трудоустроены или получают профессию (2 студента), среди них есть медицинские работники, учителя, инженер, химик, курьер, т.е. профессии социально одобряемые и не включающие акты насилия над людьми. Опрошенные «хулиганы» начали свой околофутбольный путь в подростковом возрасте с подачи дружеской компании. Все представители подгруппы «хулиганов» на открытый вопрос «Зачем вы приходите на футбольный матч?» приоритет отдают драке, сам матч не является чем - то важным, они указывают на возможность в драке доказать себе свою силу и смелость. Часть респондентов считают приятным дополнением, если после драки попадают на матч, некоторые из опрошенных вообще считают футбол скучной и неинтересной игрой, только 20% респондентов посещают матчи ради поддержки команды, остальные рассматривают событие как повод встречи с друзьями, способ получить заряд адреналина, выплеснуть эмоции. Свой околофутбольный коллектив единомышленников считают семьей и опорой.

С целью оценки степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности была проведена диагностика уровня социальной фрустрированности футбольных болельщиков. Интегральный показатель социальной фрустрированности футбольных болельщиков обеих выделенных подгрупп находится в пределах 0,5-1,4 (у «фанатов» - ср.знач. 1,04; у «хулиганов» - 1,08), что говорит о ее низком уровне, отсутствии негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и отсутствии поведенческих реакций, связанных с субъективной оценкой непреодолимости и невозможности устранения препят-

ствий при решении личностно значимых задач. Возможно, именно принадлежность к околофутбольной субкультуре выступает для респондентов как успешная коппинг стратегия для преодоления фру-стрирующих ситуаций. В результате применения сравнительного анализа по U-критерию Мана - Уитни значимых различий в показателе социальной фрустрированности группы «фанатов» и группы «хулиганов» футбольных болельщиков не выявлено (U =112, p=1).

Качественный анализ ответов в подгруппе «фанатов» показал признаки наличия социальной фрустрированности в таких областях как материальное положение (27%), жилищно - бытовые условия и возможность выбора работы (20%), возможностей, связанных с проведением отпуска (40%). Также есть определенный процент неудовлетворенности сферой медицинского обслуживания (27%), общей обстановкой в обществе (государстве) - 13%. Фанаты не отмечают негативных переживаний в области взаимоотношений с родными и близкими и собственного социального статуса.

В подгруппе «хулиганов» социальная фрустрированность проявляется в области общественной государственной обстановки (80%), так же недовольство вызывает качество медицинского обслуживания (40%). По некоторым пунктам - возможность выбора работы и сфера услуг и бытового обслуживания вызвали затруднения в выборе ответа у большей части опрошенных (67%). Небольшой процент (6%) неудовлетворен взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности, с коллегами, родителями, чего не наблюдается в группе опрошенных болельщиков - «фанатов». Так же от 6% до 12% полностью недовольны своим материальным положением и жилищно - бытовыми условиями, а так - же условиями профессиональной деятельности и содержанием работы в целом.

Таким образом, качественный анализ показал, что различия между «фанатами и «хулиганами» касаются таких областей социальной фрустрированности как современная обстановка в обществе и государстве, сфера медицинского обслуживания, взаимоотношения с близкими и коллегами.

В результате проведения опросника агрессивности А.Басса -А. Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности футбольных болельщиков.

Испытуемые группы «фанатов» имеют повышенный уровень выраженности таких показателей агрессивности как вербальная агрессия (6,2), подозрительность (5,7) и раздражение (5,3). То есть, «фанаты» выражают негативные чувства (вспыльчивость, грубость, крик, угрозы) при воздействии негативных факторов, недоверие, осторожность по отношению к людям подозревая их в планировании вреда на среднем уровне. В меньшей степени «фанаты» склонны физической агрессии (4,2), косвенной агрессии (4,1), обиде (4) и чувству вины (3,9). То есть, реже испытывают зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия и не склонны к угрызениям совести, испытываемым после совершенных действий. Наименьшее значение имеет показатель негативизма (2,9), то есть, даже при повышенных показателях других шкал агрессивности, «фанаты» не склонны к оппозиционной манере в поведении против установившихся обычаев и законов.

Следует отметить, что интегральный индекс враждебности имеет повышенный уровень (4,8), как и индекс агрессивности (5,4). Таким образом, группу «фанатов» можно охарактеризовать, как склонную проявлять агрессию, выражая подозрительность и раздражительность, в основном, на вербальном уровне.

Испытуемые группы «хулиганов» имеют очень высокий уровень выраженности вербальной агрессии (8,4), то есть, они привыкли часто выражать свои негативные чувства через крик, угрозы, проклятия, брань. Кроме того, такие показатели агрессивности как раздражение (6,5), подозрительность (6,4), физическая агрессия (6,2) имеют повышенный уровень выраженности. Это говорит о том, что испытуемые, постоянно испытывая недоверие к людям, готовы в любой момент проявить негативные чувства, выражают их в оппозиционной манере поведения, в активной борьбе против установившихся в обществе правил, проявляя в любой момент готовность к использованию физической силы против других лиц. Негативизм

(5,7) и чувство вины (5,1) имеют повышенный уровень, «хулиганы» понимают, их действия негативны и склонны к проявлению чувства вины. Косвенная агрессия (4,7) и обида (3,5) находится на среднем уровне, т.е. испытуемые, относящие себя к «хулиганам», довольно редко испытывают зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия и не склонны направлять агрессию против оппонентов путем создания сплетен, интриг, наговоров.

Следует отметить, что интегральный индекс агрессивности имеет, таким образом, высокое значение 7,4 балла, а индекс враждебности (4,7) находится на среднем уровне выраженности. Таким образом, группу «хулиганов» можно охарактеризовать как группу болельщиков, которые могут очень ярко проявлять агрессию во всех ее формах и наиболее активно в виде вербальной агрессии, кроме того, им, в отличие от «фанатов» характерно проявление физической агрессии.

В результате применения сравнительного анализа по и-критерию Манна-Унитни были выявлены статистически значимые различия по таким показателям агрессивности как физическая агрессия (и=32,5, при р=0,001), негативизм (и=44, при р=0,003), вербальная агрессия (и=34,5, при р=0,001) и интегральная шкала агрессивности (и=38, при р=0,002). Таким образом, группа «фанатов» отличается от группы «хулиганов» меньшим стремлением использовать физическую силу против другого лица, менее оппозиционной манерой в поведении против установившихся обычаев и законов, а также более редким выражением негативных чувств через крик и угрозы. В целом группа «хулиганов» отличается от группы «фанатов», имеет более высокий уровень агрессивности.

Исследование акцентуаций характера по методике Г. Шимишека показал, что, в целом, футбольные болельщики не имеют ярко выраженного типа акцентуаций характера, черты характера не достигли уровня акцентуации и не нарушают их социальную адаптацию.

Характеризуя выраженные черты характера «фанатов» по средним значениям можно отметить преобладание гипертимных (12,2), застревающих (11,8) и демонстративных (11,3) черт. Респонденты,

относящие себя к подгруппе «фанатов» околофутбольного движения, проявляют себя как активные, склонные к риску люди, находящиеся в приподнятом настроении, они общительны и подвижны (путешествия в другие города, активную поддержку команды на стадионе). Застревание как черта характера может проявляться в том, что они могут долго помнить обиды, быть мстительными, неадекватно реагировать на критические замечания. С другой стороны, эта же черта проявляется в настойчивости и упорстве, сопротивлении изменениям, трудности переключения на новую ситуацию в процессе деятельности, что, на наш взгляд, проявляется в регулярном посещении матчей, поддержки футбольной команды даже в случае проигрыша, отстаивании интересов команды даже перед судьями. Демонстративность как черта характера проявляется в желании привлечь к себе больше внимания (речевки, баннеры).

Далее в иерархии выраженности акцентуаций характера находятся шкалы экзальтированность (10,8), возбудимость (10,4), эмотив-ность (9,4), циклотимность (9,6), которые имеют средние значения. Наименьшие значения имеют шкалы педантичности (7,1), тревожности (6,6), дистимности (6,6) - таким людям не свойственна добросовестность, аккуратность, пунктуальность, им характерна эмоциональная подвижность, многословие, постоянная включенность в деятельность, широкий диапазон поведенческих программ, они не склонны испытывать страх и робость. Таким образом «фанаты» сосредоточены на хорошем результате, активны и не поддаются упадническим настроениям, что является важным фактором для поддержки футбольной команды.

Анализ средних показателей выявил, что болельщики группы «хулиганы» не выявил присутствия ярко выраженных типов акцентуаций, но при этом в профиле их характера выделяются черты, которые выражены выше средних показателей, т.е. проявляются признаки наличия соответствующих акцентуаций характера в отличие от «фанатов». Наибольшее значение имеют шкалы гипертимного (15,2), экзальтированного (14), застревающего (13,5) и демонстра-

тивного (13,5) типов акцентуации. Представители группы «хулиганов» обладают высокими энергетическими ресурсами, достаточно активны, стремятся к лидерству, есть хорошие предпосылки для достижений целей.

Гипертимическим личностям свойственно сочетание приподнятого настроения с жаждой деятельности, словоохотливости, что стимулирует их инициативу и поиск творческого подхода. Как отмечает Узова А.Ю. представители околофутбольного движения креативны в поиске средств достижения целей в условиях незнакомой ситуации (драки, соревнования в «перформансе» на стадионе не только через созидание красивых «баннеров», распевание фанатских «зарядов», но и через унижение соперника и его фанатов). Безоблачная веселость и живость таит в себе опасность не заметить серьезность ситуации, что приводит к постоянному нарушению этических норм, потому что они могут утратить чувство долга и способность к раскаянию. Подобные тенденции могут проявляться в характерных хулиганских выходках (драках, конфликтах).

«Хулиганам» с экзальтированными чертами характерна высокая эмоциональная восприимчивость, интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций даже на незначительные события. Они общительны и характеризуются привязанностью к близким друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Именно экзальтированность, как черта личности, позволяет увлечься околофутбольным движением до глубины души. При этом именно экзальтированность членов хулиганской подгруппы усиливает их сплоченность, т.к. рядовую неприятность друга он может испытывать болезненнее даже чем сам пострадавший («подавляющая часть околофутбольных практик происходит при дружеской бойцовской поддержке, «плечом к плечу», они чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны оппонентов (враждебных «фирм») и правоохранительных органов»). Типичными способами совладания со стрессом для экзальтированных личностей является вербальная агрессия и психологическая защита отрицание, что нашло свое подтверждении при исследовании

агрессивности «хулиганов» с выявлением преобладающего типа агрессии - вербальной. Им свойственна высокая контактность и словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.

Застревающие личности характеризуются стойкостью аффекта, особенно относительно личных интересов, когда задето самолюбие, гордость и честь. Отмеченные выше недовольство общественным и политическим устройством является в данном контексте попыткой придать больше веса своим личным претензиям. Кроме того, данная черта характера согласуется с высокими показателями подозрительности при исследовании агрессивности «хулиганов».

Сущность демонстративной черты личности заключается в общительности, жажде внимания, наигранности поведения. Ввиду того, что демонстративные люди с трудом переносят одиночество, они могут быть неразборчивы в выборе знакомств, но при этом легко адаптироваться в незнакомом обществе. Приподнятое, радостное настроение лишь изредка нарушается вспышками раздражительности. Кроме того, у них может проявляться склонность к обидчивости, болезненном самолюбии и необоснованной недоверчивости, показывают способность к недружелюбным выпадам, нападениям, состояниям постоянной защиты своего «Я».

Шкалы циклотимного (11,4) и возбудимого (11,2) типа акцентуаций характера имеют средние значения и не являются признаками акцентуаций характера. Также на среднем уровне выраженности находятся показатели дистимического (9,8), эмотивного (8,6) и педантичного (8,3) типов акцентуаций. Низкий уровень тревожности (6,6 баллов) говорит о том, что «хулиганам» не характерно беспокойство или внутренняя напряженность, они не склонны к сомнениям в правильности своих поступков и мыслей, поэтому конфликты они не избегают и не сглаживают.

Несмотря на то, что показатели акцентуаций характера, кроме тревожного у «хулиганов» более выражены, чем у «фанатов», сравнительный анализ по и-критерию Манна-Уитни показал, что статистически значимых различий в них нет.

Выводы

Таким образом, несмотря на то, что в обыденном сознании представители околофутбольной среды рассматриваются как идентичные друг другу, они имеют статистически значимые психологические различия. Выделенные на основе самоотчета подгруппы «фанатов» и «хулиганов», отличаются по показателям агрессивности, с преобладанием у «хулиганов» физической агрессии, негативизма и вербальной агрессии. Таким образом, группа «фанатов» отличается от группы «хулиганов» меньшей агрессивностью, более низким стремлением использовать физическую силу против другого лица, менее оппозиционной манерой в поведении против установившихся обычаев и законов, а также более редким выражением негативных чувств через крик и угрозы.

Можно отметить, что гипотеза о социальной фрустированности как предпосылке агрессивности футбольных болельщиков не подтвердилась, имея низкий уровень интегрального показателя социальной фрустрированности, обе выделенные подгруппы отмечают для себя различные области негативных эмоций. Для «фанатов» этими областями потенциальной социальной фрустрированности являются материальное положение и проведение отпуска, а для хулиганов это в первую очередь современная обстановка в обществе и государстве и сфера медицинского обслуживания. Также «хулиганы» выражают неудовлетворенность взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности, с коллегами или семьей, чего не наблюдается у «фанатов».

Футбольные болельщики не имеют ярко выраженного типа акцентуаций характера, что говорит о достаточной гибкости характера футбольных болельщиков, умении социально адаптироваться, что нашло свое косвенное подтверждение в том, что они трудоустроенные и семейные люди. Наиболее выраженными типами акцентуаций характера у обеих подгрупп являются гипертимный, застревающий и демонстративный. Исследуемые футбольные болельщики характеризуются такими чертами характера как общительность, оптими-стичность и активность, умением не терять контроль в стрессовых

ситуациях, нетерпимость одиночества и строгого контроля. «Фанаты» и «хулиганы», проявляя застревающие черты личности могут быть упорны, выносливы, предъявлять высокие требования к себе и другим, проявляя конфликтность и подозрительность. Демонстративность футбольных болельщиков позволяет им быть в центре внимания, проявлять фантазию и харизматичность. Все показатели акцентуаций характера, кроме тревожного, у «хулиганов» более выражены, чем у «фанатов», кроме того, в профиле «хулиганов» выделяется высокая выраженность экзальтированного типа акцентуации характера.

Полученные результаты позволяют расширить представления о психологических особенностях людей из околофутбольной субкультуры, что позволит людям, заинтересованным в оптимизации проведения массовых футбольных мероприятий, более эффективно решать возникающие конфликтные ситуации.

Список литературы

1. Дым А. Околофутбольное насилие: причины, следствиям и отношение к немотивированному насилию // Русский фан-вестник. 2001. №2. С. 13-16.

2. Ениколопов С.Н. Психологические аспекты футбольного фанатизма молодежи // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3. С. 195-197.

3. Козлова B.C. Профессионально-зрелищный спорт и феномен околоспортивной субкультуры // Вестник МГУ. 2005. С. 16-19.

4. Мамедов В.А., Деккерт Д.В. Футбольные хулиганы / Челябинск. 2006. 105 с.

5. Марущак Н.В., Ениколопов С.Н., Агрессия и мотивация футбольных болельщиков // Коченовские чтения. Психология и право в современной России. 2010. № 6. С. 27-28.

6. Медников С.В. Личностные и ситуативные предпосылки агрессивного поведения футбольных болельщиков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2011. С. 152-162.

7. Мейтин А.А. Преступления футбольных болельщиков: (криминал. характеристика и их предупреждение). М., 2005. 231 с.

8. Салахетдинов Э.Р. Личностные характеристики футбольных фанатов в молодежной околоспортивной субкультуре: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: М., 2008 г. 27 с.

9. Скворцова Е.В. Психосоциальные характеристики футбольных фанатов как субъектов глобализационного общества // Муниципальный институт г. Жуковского, г. Жуковский, Экспериментальная психология. 2011. том 4. № 2. С. 79-87.

10. Собкин В.С., Тян А.А. Самоидентификация футбольных хулиганов в социальном пространстве неформальных групп // Социальная психология и общество. № 2. 2012. С. 127-140.

11. Узикова А.Н. Связь досуговой активности и развития субъектности у футбольных фанатов// Культурно-историческая психология. 2011. № 4. С. 55-63.

12. Abell J. 'They seem to think "We're better than you"': Framing football support as a matter of 'national identity' in Scotland and England // British Journal of Social Psychology. Volume 50, Issue 2. June 2011, pp. 246-264.

13. Bensimon M., Bonder E. Playing With Fire: The Impact of Football Game Chanting on Level of Aggression // Journal of Applied Social Psychology. Volume 41, Issue 10. October 2011, pp. 2421-2433.

14. Gkorezis P., Bellou V., Xanthopoulou D., Bakker A.B., Tsiftsis A. Linking football team performance to fans' work engagement and job performance: Test of a spillover model // Journal of Occupational and Organizational Psychology. Volume 89, Issue 4. December 2016, pp. 791-812.

15. Piotrowski P. Coping With Football-Related Hooliganism: Healing Symptoms Versus Causes Prevention // Journal of Applied Social Psychology. Volume 36, Issue 3. March 2006, pp. 629-643.

16. Wann D.L. Preliminary validation of the Sport Fan Motivation Scale // Journal of sport & social issues. November, 1995, pp. 377-396.

17. Wall Street Journal: UEFA to investigate Russian soccer body after violence at Euro 2016. Published12.06.2016. URL: https://www.wsj.com/ articles/uefa-to-investigate-russian-soccer-body-after-violence-at-eu-ro-2016-1465731820 (дата обращения 29.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Zani B., Kirchler E. When violence overshadows the spirit of sporting competition: Italian football fans and their clubs // Journal of Community & Applied Social Psychology. Volume 1, Issue 1, April 1991, pp. 5-21.

References

1. Dym A. Russkijfan-vestnik [Russian fan reports]. 2001. №2, pp. 13-16.

2. Enikolopov S.N. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Reports of Moscow University of Internal Affairs of Russia]. 2014. № 3, pp. 195-197.

3. Kozlova B.C. VestnikMGU. 2005, pp. 16-19.

4. Mamedov V.A., Dekkert D.V. Futbol'nye huligany [Football hooligans]. Cheljabinsk. 2006. 105 p.

5. Marushhak N.V., Enikolopov S.N. Kochenovskie chtenija. Psihologija ipravo v sovremennoj Rossii. 2010. № 6. pp. 27-28.

6. Mednikov S.V. Vestnik SPbGU. Volume 12. Sociology. 2011, pp. 152162.

7. Mejtin A.A. Prestuplenija futbol'nyh bolel 'shhikov: (kriminal. harakter-istika i ihpreduprezhdenie) [Crimes of football fans: (crime characterization and their warning)]. M., 2005. 231 p.

8. Salahetdinov Je.R. Lichnostnye harakteristikifutbol'nyhfanatovv molo-dezhnoj okolosportivnoj subkul 'ture [Personal characteristics of football fans in the youth sports subculture]. M., 2008. 27 p.

9. Skvorcova E.V. Municipal'nyj institut Zhukovskogo, Jeksperimental'na-japsihologija. 2011. V. 4. № 2, pp. 79-87.

10. Sobkin V.S., Tjan A.A. Social'najapsihologija i obshhestvo [Social psychology and Society]. № 2. 2012, pp. 127-140.

11. Uzikova A.N. Kul 'turno-istoricheskajapsihologija [Cultural-Historical Psychology]. 2011. № 4, pp. 55-63.

12. Abell J. 'They seem to think "We're better than you"': Framing football support as a matter of 'national identity' in Scotland and England. British Journal of Social Psychology. Volume 50, Issue 2. June 2011, pp. 246-264.

13. Bensimon M., Bonder E. Playing with Fire: The Impact of Football Game Chanting on Level of Aggression. Journal of Applied Social Psychology. Volume 41, Issue 10. October 2011, pp. 2421-2433.

14. Gkorezis P., Bellou V., Xanthopoulou D., Bakker A.B., Tsiftsis A. Linking football team performance to fans' work engagement and job performance: Test of a spillover model. Journal of Occupational and

Organizational Psychology. Volume 89, Issue 4. December 2016, pp. 791-812.

15. Piotrowski P. Coping with Football-Related Hooliganism: Healing Symptoms Versus Causes Prevention. Journal of Applied Social Psychology. Volume 36, Issue 3. March 2006, pp. 629-643.

16. Wann D.L. Preliminary validation of the Sport Fan Motivation Scale Journal of sport & social issues. November, 1995, pp. 377-396.

17. Wall Street Journal: UEFA to investigate Russian soccer body after violence at Euro 2016. Published12.06.2016. https://www.wsj.com/ articles/uefa-to-investigate-russian-soccer-body-after-violence-at-eu-ro-2016-1465731820 (accessed October 29, 2017).

18. Zani B., Kirchler E. When violence overshadows the spirit of sporting competition: Italian football fans and their clubs. Journal of Community & Applied Social Psychology. Volume 1, Issue 1, April 1991, pp. 5-21.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Молчанова Елена Владимировна, доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат философских наук

Московский государственный институт международных отношений России, Одинцовский филиал ул. Ново-спортивная, 3, г. Одинцово, Московская область, 143007, Российская Федерация elvlmolchanova@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Molchanova Elena Vladimirovna, Associate Professor, Department of the General and Social Psychology, Ph. D. in Philosophy

MGIMO University Campus at Odintsovo

3, Novo-Sportivnaya Str., Odintsovo, Moscow Region, 143007,

Russian Federation

elvlmolchanova@gmail.com

SPIN-code: 2446-0021

ORCID: 0000-0002-7232-3699

ResearcherlD: C-7866-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.