Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / будущий учитель / профессиональные навыки / нравственное развитие / профессионально-нравственная культура / active teaching methods / future teacher / professional skills / moral development / professional and moral culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Шамарин Иван Константинович

В статье рассмотрены активные методы обучения студентов вуза, направленные на формирование профессионально-нравственной культуры будущих учителей. Особое внимание уделено рассмотрению таких активных методов обучения, как театрализованные семинары; моделирование педагогического процесса; «круглый стол». Учебная деятельность студента в высшей школе является творческой и направлена на развитие профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Активные методы обучения способствуют расширению познавательных и профессиональных мотивов, формируют нравственные ориентации. Так, театрализованный семинар не только проявляет творческие способности студентов, но и способствует решению широкого спектра проблемных задач нравственного характера. Кроме того, активные методы обучения развивают у обучающихся коммуникативные навыки, поскольку в процессе обсуждения вопросов «круглого стола», студенты учатся выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Это важный навык для будущих педагогов, так как профессионально-нравственная культура учителя предусматривает сформированные коммуникативные навыки, развитое критическое мышление. Умение анализировать информацию, выделять в ней главное, оценивать достоверность и надежность источников помогает им стать компетентными педагогами, способными критически мыслить и принимать обоснованные решения. Участие будущих учителей в моделировании педагогического процесса, дает возможность практического применения, полученных знаний на практике. Понять свои сильные и слабые стороны, определить области, в которых необходимо развиваться. Следовательно, активные методы обучения будущих учителей помогают им расширять свои знания в области профессиональной деятельности, развивать нравственные качества, формировать ценностные ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Шамарин Иван Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers active methods of teaching university students aimed at the formation of professional and moral culture of future teachers. Special attention is paid to the consideration of such active teaching methods as theatrical seminars; modeling of the pedagogical process; "round table". The student's educational activity in higher education is creative and is aimed at developing the professional and personal qualities of the future teacher. Active teaching methods contribute to the expansion of cognitive and professional motives, form moral orientations. Thus, the theatrical seminar not only shows the creative abilities of students, but also contributes to solving a wide range of problematic moral problems. In addition, active teaching methods develop students' communication skills, because in the process of discussing the issues of the "round table", students learn to express their thoughts, to argue their point of view. This is an important skill for future teachers, since the professional and moral culture of the teacher provides for formed communication skills, developed critical thinking. The ability to analyze information, highlight the main thing in it, evaluate the reliability and reliability of sources helps them become competent teachers who are able to think critically and make informed decisions. The participation of future teachers in the modeling of the pedagogical process makes it possible to apply the knowledge gained in practice. Understand your strengths and weaknesses, identify areas in which you need to develop. Consequently, active methods of teaching future teachers help them expand their knowledge in the field of professional activity, develop moral qualities, and form value orientations.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Шамарин Иван Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассмотрены активные методы обучения студентов вуза, направленные на формирование профессионально-нравственной культуры будущих учителей. Особое внимание уделено рассмотрению таких активных методов обучения, как театрализованные семинары; моделирование педагогического процесса; «круглый стол». Учебная деятельность студента в высшей школе является творческой и направлена на развитие профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Активные методы обучения способствуют расширению познавательных и профессиональных мотивов, формируют нравственные ориентации. Так, театрализованный семинар не только проявляет творческие способности студентов, но и способствует решению широкого спектра проблемных задач нравственного характера. Кроме того, активные методы обучения развивают у обучающихся коммуникативные навыки, поскольку в процессе обсуждения вопросов «круглого стола», студенты учатся выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Это важный навык для будущих педагогов, так как профессионально-нравственная культура учителя предусматривает сформированные коммуникативные навыки, развитое критическое мышление. Умение анализировать информацию, выделять в ней главное, оценивать достоверность и надежность источников помогает им стать компетентными педагогами, способными критически мыслить и принимать обоснованные решения. Участие будущих учителей в моделировании педагогического процесса, дает возможность практического применения, полученных знаний на практике. Понять свои сильные и слабые стороны, определить области, в которых необходимо развиваться. Следовательно, активные методы обучения будущих учителей помогают им расширять свои знания в области профессиональной деятельности, развивать нравственные качества, формировать ценностные ориентации.

Ключевые слова: активные методы обучения, будущий учитель, профессиональные навыки, нравственное развитие, профессионально-нравственная культура.

Annotation. The article considers active methods of teaching university students aimed at the formation of professional and moral culture of future teachers. Special attention is paid to the consideration of such active teaching methods as theatrical seminars; modeling of the pedagogical process; "round table". The student's educational activity in higher education is creative and is aimed at developing the professional and personal qualities of the future teacher. Active teaching methods contribute to the expansion of cognitive and professional motives, form moral orientations. Thus, the theatrical seminar not only shows the creative abilities of students, but also contributes to solving a wide range of problematic moral problems. In addition, active teaching methods develop students' communication skills, because in the process of discussing the issues of the "round table", students learn to express their thoughts, to argue their point of view. This is an important skill for future teachers, since the professional and moral culture of the teacher provides for formed communication skills, developed critical thinking. The ability to analyze information, highlight the main thing in it, evaluate the reliability and reliability of sources helps them become competent teachers who are able to think critically and make informed decisions. The participation of future teachers in the modeling of the pedagogical process makes it possible to apply the knowledge gained in practice. Understand your strengths and weaknesses, identify areas in which you need to develop. Consequently, active methods of teaching future teachers help them expand their knowledge in the field of professional activity, develop moral qualities, and form value orientations.

Key words: active teaching methods, future teacher, professional skills, moral development, professional and moral culture.

Введение. Современная система подготовки будущих педагогов должна строиться на создании крепкого фундамента, который способствует профессиональному росту и развитию личности педагога. Учитель должен обладать не только глубокими знаниями своего предмета, но и быть в курсе последних достижений в области профессиональных знаний. Кроме того, педагог должен обладать высоким уровнем морально-нравственных качеств и профессиональной этики. Важно отметить, что эти качества являются ключевыми для развития педагогических навыков и личностных качеств, таких как профессионализм, креативность, инициативность, исполнительность, ответственность, требовательность, решительность, гуманность и нравственность [1].

Процесс профессионального становления личности - сложный процесс. Качества личности динамичны, поэтому в процессе формирования нравственной культуры будущего учителя важно выявить «структурные звенья» личности, позволяющие учитывать неравномерность нравственного развития личности специалиста. Требуется четко определить, какие конкретные психические процессы и качества личности нужно сделать предметом изучения, чтобы получить данные о характере той внутренней деятельности будущих учителей, которая обусловливает их становление как специалистов.

Личность будущего учителя формируется преимущественно через саморазвитие, самоконтроль, преодоление образа мышления, рассчитанного только на использование готовых типовых решений. Центральным звеном педагогического процесса становится активная творческая деятельность студентов, которая проявляется в условиях организации активных методов обучения. Внедрение в образовательный процесс высшей школы активных методов обучения, способствует формированию профессионально-нравственной культуры будущего учителя.

Изложение основного материала статьи. Технологии профессионально-нравственной подготовки будущих учителей представляют собой комплекс мероприятий, приемов и инновационных подходов, которые помогают педагогу осваивать знания о своих учениках и эффективнее воздействовать на них.

Педагогические технологии в области профессионально-нравственных задач включают в себя не только конкретные учебные материалы, но и аналитические навыки, которые помогают решению различных проблемных и этических ситуаций. Уровень сформированности аналитических навыков напрямую влияет на эффективность и качество творческой деятельности будущего учителя.

Изменение требований к работе современных педагогов требует разработки методов и средств обучения, которые

помогут сформировать содержательную составляющую профессиональной деятельности учителя.

Одной из задач профессий, связанных с общением между людьми («человек-человек»), является направленное изменение личностных, индивидуальных и субъектных характеристик людей, их поведения, состояний и результатов совместной и индивидуальной деятельности. Для достижения этих изменений необходимо оказывать прямое или косвенное воздействие на психику, а также учитывать внутренние условия, определяющие характер этих изменений. Поэтому профессиональная деятельность в системе "человек-человек" рассматривается учеными психологами как процесс управления [2].

Управление людьми предполагает не подавление, манипулирование или навязывание требований, противоречащих природе объекта воздействия, а максимальный учет его специфики, согласование каждого воздействия с его развитием и потенциалом. Именно с позиции управления рассматривается профессиональная деятельность по обучению, воспитанию, психическому развитию, формированию и становлению личности будущего учителя в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, С.И. Архангельского, Н.Ф. Талызиной, Л.Б. Ительсона, В.Я. Якунина и др.

Одним из факторов успешного формирования профессионально-нравственной культуры у студентов является использование активных методов обучения в образовательном процессе. Эти методы основаны на принципе непосредственного участия, который требует от преподавателя вовлечения каждого студента в активную деятельность по поиску решений проблем, изучаемых в курсе, и развития реальных умений и навыков педагогической работы.

Образовательный процесс, основанный на активном обучении, создает среду, схожую с той, в которой студенты будут работать, и содержит конкретные проблемы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Он развивает у студентов способности решать практические задачи, чтобы улучшать воспитательную работу со школьниками.

Как известно, термин "активные методы обучения" относится к широкому спектру теоретических и практических занятий. Наибольший интерес для нас представляют следующие активные методы обучения студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование»:

- метод театрализованных семинаров;

- метод моделирования педагогического процесса;

- метод «круглого стола».

Рассмотрим роль каждого метода в формировании профессиональной и нравственной культуры студентов, а также особенности реализации активных методов обучения, включенных в образовательный процесс вуза.

1. Метод театрализованных семинаров.

Применяемый метод будет особенно эффективен для студентов-филологов, поскольку синтезирует в себе два направления: театр и литературу. Театр, как известно, в переводе с греческого означает «зрелище», поэтому основной установкой предложенной формы работы стала зрелищность. Именно данное обстоятельство обусловливает наличие специальной системы творческих заданий, которые даются студентам накануне семинара. Хорошо известная методика применения ролевой игры может быть дополнена элементами инсценировки, «вживания» студентов в образы литературных персонажей или писателей, что позволяет им представлять мысли, чувства, мотивы поступков последних. Игровые элементы активизируют познавательную деятельность студентов, учат их мыслить нестандартно, обращают внимание на чувственно-эмоциональную сферу личности.

Театрализованный семинар не только проявляет творческие способности студентов, но и способствует решению широкого спектра проблемных задач нравственного характера. Как показывает практика проведения подобных занятий, все студенты группы принимают самое активное участие в подготовке театрализованного семинара. Рисуя декорации, придумывая костюмы, составляя страстные монологи героев, студенты развивают свои творческие способности, активизируя разнообразные формы работы. Подобные зрелищные семинары имеют и большое воспитательное значение: студенты-практиканты, попадая в школу, переносят в свою реальную педагогическую деятельность эти же формы и методы активизации творческих способностей личности. Безусловно, метод театрализованных семинаров играет большую роль в процессе формирования профессионально-нравственной культуры будущих учителей.

2. Метод моделирования педагогического процесса.

Известно, что моделирование педагогических ситуаций - это упрощенное воспроизведение тех или иных ситуаций педагогического процесса, искусственное освобождение реально существующих педагогических ситуаций от ряда факторов, влияние которых на ход развития педагогической ситуации не является предметом обучения. Моделирование педагогических ситуаций в процессе подготовки будущего учителя позволяет заранее, еще до непосредственной практики в школе, преобразовать и синтезировать знания, получаемые при изучении отдельных теоретических дисциплин, использовать их для решения практических задач, устанавливать органическую связь между педагогической теорией и практикой.

В процессе работы предлагается использовать проективные (конструктивные) задачи, предназначающиеся для выработки умений самостоятельно строить способы решения уже поставленной задачи, разрабатывать определенный «проект» организации, содержания и форм деятельности учащихся (планировать урок, отбирать критический материал для учащихся данного возраста, определять способы подачи этого материала и организационные формы деятельности школьников, намечать виды их самостоятельной работы и т.п.), и игровые задачи, моделирующие процессы реального взаимодействия на уроке, общения и коммуникации учителей и школьников. Моделируя на занятиях реальный педагогический процесс, можно использовали как индивидуальные, так и групповые формы организации учебной деятельности студентов.

При выполнении конструктивных заданий, отбирая тематический материал, студенты определяют его значимость в общей системе воспитательных воздействий, доступность для данного возраста учащихся, наиболее рациональные формы организации воспитательного процесса. С учетом всех этих факторов строится некоторый «проект» будущего педагогического воздействия, планируются средства, необходимые для организации этой деятельности, разрабатывается конкретная программа управления ею. Студенты конструируют и проигрывают как традиционные формы урока, так и достаточно новые, оригинальные формы организации внеурочной деятельности учащихся (тематические игры-викторины «Что, где, когда?», «Своя игра» и др.).

Примерная деятельностная модель занятий в случае выполнения студентами проективных заданий с последующим проигрыванием может быть представлена следующими этапами:

1. Ориентирующий этап, главной целью которого является - помощь будущим учителям увидеть возможности рассматриваемой формы работы в организации воспитательного процесса или в подготовке нестандартного урока по предмету, определить целесообразность использования тех или иных материалов и согласованность выбираемого содержания с предлагаемой формой работы, раскрыть воспитательный потенциал исследуемого вида деятельности учащихся.

2. Основной этап, начинается с того, что студенты делятся на функциональные подгруппы (микрогруппы), каждая из

которых получает свое задание по разработке «проекта» воспитательного воздействия. После распределения групповых заданий студенты изучают методику подготовки и проведения рассматриваемой формы воспитательной работы. Выполнение заданий по подбору материалов и разработке содержания воспитательного мероприятия осуществляется микрогруппами преимущественно во внеаудиторное время. Проигрывание разработанного «проекта» обычно предлагается одной из микрогрупп.

3. Обобщающий этап предполагает анализ выполненных студентами разработок. При этом «проекты» сначала оцениваются микрогруппами, потом группой в целом. Анализируя воспитательные мероприятия, студенты видят положительное и отрицательное не только в своей работе, но и в работах своих товарищей, подстраховывают себя от повторения их ошибок, заимствуют удачные находки.

Подобный опыт проведения занятий, в ходе которых моделируются условия, возникающие на практике, открывает достаточно большие возможности для синтеза знаний, полученных студентами при изучении различных дисциплин.

3. Метод «круглого стола».

Принцип коллективного обсуждения проблем стоит в центре методологии «круглого стола», эффективно применяемой в различных сферах деятельности, в том числе и в педагогической. Работая за «круглым столом», будущие учителя обмениваются информацией, усваивают новое, учатся спорить, убеждать, анализировать, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Работа за «круглым столом» протекает наиболее плодотворно в том случае, когда вопросы, выносимые на обсуждение, содержат важную проблему, трансформируются на конкретные ситуации, с которыми сталкиваются будущие учителя, предполагают неоднозначность ответов, требуют доказательства выдвигаемых предложений, суждений и т. п.

С учетом этих требований предлагается следующая методика проведения семинарских занятий за «круглым столом» для студентов-филологов.

Для подготовки к семинару студентам предлагаются вопросы в «традиционной» формулировке и необходимая литература. Непосредственно же на семинаре вопросы даются в новой редакции, формулируются проблемно, с апеллированием к собственному мнению студентов. Так, например, на семинаре, посвященном проблеме положительного героя в творчестве И.С. Тургенева, студенты обсуждают следующие вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, состоит значение изображения положительного героя в творчестве И.С. Тургенева и с чем связано повышение актуальности этой проблемы в настоящее время?

2. Как вы понимаете, что такое положительный герой? В чем его особенности?

3. Насколько вариативен, может быть, положительный герой в разные исторические эпохи? Есть ли общие черты, которые должны быть присущи положительному герою в целом?

4. Как И.С. Тургенев относится к своим героям: Рудину, Инсарову, Базарову?

5. В чем, по вашему мнению, должен заключаться итог деятельности положительного героя?

В начале занятия каждый участник "круглого стола" получает карточку с вопросом. Для того, чтобы студент обдумал вопрос, ему дается на это время, как правило, 3-5 минут, после этого начинается коллективное обсуждение проблемы. Студенты, у которых была возможность подготовиться заранее, приступают обсуждению вопроса, затем к дискуссии постепенно присоединяются и остальные участники группы. В целях активизации дискуссии и формирования правильного понимания проблемы привлекаются критические статьи, публикации из журналов и газет, а также примеры из реального

Активно и плодотворно работают студенты за «круглым столом» в том случае, когда вопросы затрагивают проблемы, свойственные молодежи. Например, при проведении «круглого стола» по теме «Духовные искания героев Л.Н. Толстого» будущим учителям литературы могут быть предложены такие вопросы: «Каков смысл жизни в трактовке Л.Н. Толстого? Ответ обоснуйте или «Охарактеризуйте процесс духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. На чьей стороне автор и почему?».

На обсуждение за «круглым столом» выносятся нравственные проблемы, поднимаемые в художественных произведениях (например, В. Распутин «Прощание с Матерой», В. Быков «Сотников»), Вопросы к обсуждению составляют сами студенты, работая, например, сначала в микрогруппах (7-10 минут), а потом коллективно. Содержание вопросов должно отражать нравственные проблемы произведения. Например:

- «Ваше отношение к затоплению деревни Матера»;

- «Как решается проблема нравственного выбора в повести В. Быкова «Сотников»?»;

- «Почему фильм, снятый Л. Шепитько по книге В. Быкова «Сотников», называется «Восхождение»?» и др.

Для будущих учителей бывают чрезвычайно полезны встречи за «круглым столом» с опытными педагогами -учителями школ, классными руководителями, организаторами воспитательной работы, представителями методических отделов министерства образования и пр. Подобные встречи за «круглым столом» рекомендуется использовать в работы факультатива «Нестандартная форма проведения урока». Для обеспечения активной и заинтересованной обстановки во время «круглого стола», требуется обратить внимание студентов на значимость обмена мнениями и поддержания атмосферы свободного обсуждения. При этом приглашенных на «круглый стол» следует также сориентировать на выступление не с докладом, а с изложением своего мнения (опыта, трудностей, находок) по затронутой проблеме [3].

Методом «круглого стола» могут быть рассмотрены различные нравственные проблемы, выносимые на семинарские занятия. Однако ни один из активных методов нельзя считать универсальным. Проведение занятий с применением одних и тех же методов (например, театрализованный семинар или «круглый стол») делает их слишком традиционными, в результате снижается их эффективность. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно обновлять не только содержание занятий, но и методику их проведения, вводить новые элементы, т. е. стремиться реализовать принцип непрерывного обновления.

Выводы. Практика показывает, что своеобразие и значимость использования в процессе преподавания активных методов заключаются также в том, что при традиционной методике усвоение знаний и формирование на их основе реальных умений и навыков протекает последовательно, а при активном обучении это осуществляется одновременно, следовательно, сокращается необходимое учебное время на их формирование. Кроме того, применение активных методов обучения повышает как познавательную активность студентов, так и их интерес к нравственным проблемам, развивает профессионально-нравственную культуру.

Активные методы обучения реализуются в полной мере лишь тогда, когда сочетается проблемность с организацией коллективной деятельности студентов. В этом случае создается особый психологический настрой, способствующий критическому оцениванию студентами сформированности своей профессионально-нравственной культуры, стимулирующий их активность и самостоятельность по развитию необходимых знаний и умений.

Литература:

1. Ермолаева, Т.В. Профессионально-этическая подготовка будущего педагога профессионального обучения в

высшей школе: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ермолаева Татьяна Владимировна. - Москва, 2008. - 223 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.

3. Хачикян, Е.И. Формирование профессионально-нравственной культуры будущих филологов / Е.И. Хачикян. -Калуга: ФГБОУ ВО "Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского", 2018. - 167 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Шамарин Иван Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Высокая общественная значимость деятельности учителя обусловливает высокие требования к его нравственному уровню во взаимосвязи с профессиональной подготовленностью. Именно вопросы нравственности, нравственного развития личности стали ключевыми в социально-экономическом и политическом преобразовании общества. В современной эпохе нравственности наблюдается возрастание уровня социальной свободы для активных и творческих личностей, а также возвращение к ценностно-смысловому раскрытию индивидуальности. Необходимо проводить научно-педагогическое исследование и решать противоречия в отношениях между нравственными ценностями в жизни личности, способами изучения личности и ее формирования, духовно-творческим развитием индивидуальности, а также развитием нравственной культуры личности. Чтобы соответствовать новым требованиям жизни, будущему учителю необходимо развиваться на интеллектуальном, моральном, коммуникативном, эмоциональном и рефлексивном уровнях. Такое развитие доступно каждому человеку, и его личностные изменения могут быть осуществлены через тонкое педагогическое воздействие. Нравственная культура имеет два основных аспекта. С одной стороны, это концептуальная модель общечеловеческих ценностей, которая принимается людьми как неизменный и всеохватывающий основной элемент жизни. С другой стороны, нравственная культура является живой реальностью, отражающей сегодняшние и будущие условия профессиональной деятельности педагога, его готовность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, его активности при освоении профессионально-нравственных навыков и способности обнаруживать смысл в своей профессии. Нравственная культура является сложной и противоречивой. Будущий педагог должен принять нравственные установки, ценности и мотивацию в качестве основы для своего личностного развития, а также активно вступать в новые профессионально-нравственные взаимоотношения. Педагогическая работа с развивающейся личностью должна быть глубокой психологически, индивидуализированной, динамичной и способствующей самопознанию.

Ключевые слова: профессионально-нравственная культура, компоненты, критерии, модель, педагогическая система, учитель, студент вуза.

Annotation. The high social significance of the teacher's activity determines the high requirements for his moral level in connection with professional preparedness. It is the issues of morality and moral development ofthe individual that have become key in the socio-economic and political transformation of society. In the modern era of morality, there is an increase in the level of social freedom for active and creative individuals, as well as a return to the value-semantic disclosure of individuality. It is necessary to conduct scientific and pedagogical research and resolve contradictions in the relationship between moral values in the life of a person, ways of studying personality and its formation, spiritual and creative development of individuality, as well as the development of moral culture ofthe individual. In order to meet the new requirements of life, the future teacher needs to develop on the intellectual, moral, communicative, emotional and reflexive levels. Such development is available to every person, and his personal changes can be carried out through subtle pedagogical influence. Moral culture has two main aspects. On the one hand, it is a conceptual model of universal values, which is accepted by people as an unchanging and all-encompassing basic element of life. On the other hand, moral culture is a living reality reflecting the current and future conditions of a teacher's professional activity, his willingness to adapt to changing living conditions, his activity in mastering professional and moral skills and the ability to discover meaning in his profession. Moral culture is complex and contradictory. The future teacher should accept moral attitudes, values and motivation as the basis for his personal development, as well as actively enter into new professional and moral relationships. Pedagogical work with a developing personality should be deep psychologically, individualized, dynamic and conducive to self-knowledge.

Key words: professional and moral culture, components, criteria, model, pedagogical system, teacher, university student.

Введение. Нравственная культура будущего учителя выступает как динамичная, развивающаяся форма культуры. Это не столько объективная норма, запрещающая или предписывающая, сколько субъективное достояние личности, она открывает простор как индивидуальному духовному развитию, так и возможности широкого, разнообразного общения. Вместе с тем можно утверждать, что нравственная культура будущего учителя является целенаправленной и внутренне согласованной системой нравственных качеств личности.

Проблема становления профессионально-нравственной культуры педагога требует решения множества вопросов: развития его нравственной активности, нравственных качеств, поисков механизмов превращения их во внутренний регулятор поведения, усвоения профессиональных норм поведения и т.п. Другими словами, это проблема, которая предполагает целостный и системный подходы к ее изучению.

Изложение основного материала статьи. В учителе мы должны видеть и предметника, и воспитателя, и жизненного организатора, и проводника нравственной культуры. В этих условиях перед педагогической наукой встает вопрос выбора эффективных подходов к формированию нравственной культуры будущего педагога. Для нашего исследования оптимальным выбором стали целостный и системный подходы.

Целостный подход направлен на выявление в педагогической системе прежде всего синкретичных структурных элементов и отношений; понимание того, что в системе является стабильным, что важным, а что несущественным. Целостный подход подразумевает установление роли компонентов в организации целостной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.