Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Брант Екатерина Александровна

Аксиологические характеристики профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах во многом определяются социально-культурными условиями развития общества, теми ценностными ориентирами, которые признаются приоритетными и составляют основу педагогического мировоззрения. Хорошо известно, что от того, какие идеалы и ценности будут сформированы у самого педагога, во многом будет определяться, какие ценностные ориентации будут преобладать в сознании учеников, а значит, в последствии, и в общественном сознании. Нравственные ценности, выработанные цивилизацией, являются ее регулятивными компонентами и находят свое выражение в нравственных нормах, значениях, правилах во имя добра. Важнейшая задача преподавателя не просто дать студенту набор норм, а помочь ему их осмыслить, насытить личностными смыслами, принять их как важнейшие жизненные регулятивы. Определенным резервным потенциалом в формировании ценностного сознания будущего учителя располагают: предметы гуманитарно-эстетического цикла, спецкурсы с аксиологические направленностью; дидактико-коммуникационная образовательная среда, субъектно-смысловое общение, рефлепрактика. Средствами аксиологического развития являются включение студентов в художественно-эстетическую, ценностно-ориентационную и рефлексивную деятельность. Аксиологический потенциал художественной литературы, нравственно эстетических отношений; сотворчества, совместного труда; приобщения к прекрасному в искусстве, музыке, природе, жизни запускает механизм формирования нравственных ценностей. Нравственные ценности выражают конкретное понимание целей человеческого существования, представления о должном. Реализуются в силу привычки, желания, в ответ на ожидания сообщества. Сформированные нравственные ценности (добродетели) называют душевными качествами человека; они составляют основу его характера, поведения и отношения к окружающей действительности. Основу нравственных ценностей составляет отношение к другому как к самому себе. Следует также подчеркнуть, что для человека, как существа родового, поддерживать в обществе систему нравственных ценностей значит поддерживать традицию, социальные и культурные константы бытия. Именно на нравственные ценности человек опирается в поисках самоопределения, самосовершенствования. Ориентация на нравственные ценности способствует выживанию человека в кризисных ситуациях, позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS

The axiological characteristics of the professional training of students in pedagogical universities are largely determined by the socio-cultural conditions of the development of society, those value orientations that are recognized as priorities and form the basis of the pedagogical worldview. It is well known that the teacher will form what ideals and values himself will determine which value orientations will prevail in the minds of students, and therefore, subsequently, in the public consciousness. The moral values developed by civilization are its regulatory components and find their expression in moral norms, values, rules in the name of good. The most important task of a teacher is not just to give a student a set of norms, but to help him comprehend them, saturate them with personal meanings, accept them as the most important life regulations. Certain reserve potential in the formation of the value consciousness of the future teacher is available: subjects of the humanitarian and aesthetic cycle, special courses with axiological orientation; didactic and communication educational environment, subject-semantic communication, reflexology. The means of axiological development are: the inclusion of students in artistic and aesthetic, value-oriented and reflexive activities. Axiological potential of fiction, moral and aesthetic relations; co-creation, joint work; familiarization with the beautiful in art, music, nature, life triggers the mechanism of formation of moral values. Moral values express a concrete understanding of the goals of human existence, ideas about what is due. They are realized by force of habit, desire, in response to the expectations of the community. Formed moral values (virtues) are called spiritual qualities of a person; they form the basis of his character, behavior, and attitude to the surrounding reality. The basis of moral values is the attitude to the other as to himself. It should be emphasized that for a person, as a generic being, to maintain a system of moral values in society means to maintain tradition, social and cultural constants of being. It is on moral values that a person relies in search of self-determination, self-improvement. Orientation to moral values contributes to human survival in crisis situations, allows you to navigate in a constantly changing world.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Брант Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Аксиологические характеристики профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах во многом определяются социально-культурными условиями развития общества, теми ценностными ориентирами, которые признаются приоритетными и составляют основу педагогического мировоззрения. Хорошо известно, что от того, какие идеалы и ценности будут сформированы у самого педагога, во многом будет определяться, какие ценностные ориентации будут преобладать в сознании учеников, а значит, в последствии, и в общественном сознании. Нравственные ценности, выработанные цивилизацией, являются ее регулятивными компонентами и находят свое выражение в нравственных нормах, значениях, правилах во имя добра. Важнейшая задача преподавателя не просто дать студенту набор норм, а помочь ему их осмыслить, насытить личностными смыслами, принять их как важнейшие жизненные регулятивы. Определенным резервным потенциалом в формировании ценностного сознания будущего учителя располагают: предметы гуманитарно-эстетического цикла, спецкурсы с аксиологические направленностью; дидактико-коммуникационная образовательная среда, субъектно-смысловое общение, рефлепрактика. Средствами аксиологического развития являются включение студентов в художественно-эстетическую, ценностно-ориентационную и рефлексивную деятельность. Аксиологический потенциал художественной литературы, нравственно эстетических отношений; сотворчества, совместного труда; приобщения к прекрасному в искусстве, музыке, природе, жизни запускает механизм формирования нравственных ценностей. Нравственные ценности выражают конкретное понимание целей человеческого существования, представления о должном. Реализуются в силу привычки, желания, в ответ на ожидания сообщества. Сформированные нравственные ценности (добродетели) называют душевными качествами человека; они составляют основу его характера, поведения и отношения к окружающей действительности. Основу нравственных ценностей составляет отношение к другому как к самому себе. Следует также подчеркнуть, что для человека, как существа родового, поддерживать в обществе систему нравственных ценностей значит поддерживать традицию, социальные и культурные константы бытия. Именно на нравственные ценности человек опирается в поисках самоопределения, самосовершенствования. Ориентация на нравственные ценности способствует выживанию человека в кризисных ситуациях, позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире.

Ключевые слова: аксиологический подход, нравственность, ценности, ценностные ориентиры, личность, воспитательный процесс.

Annotation. The axiological characteristics of the professional training of students in pedagogical universities are largely determined by the socio-cultural conditions of the development of society, those value orientations that are recognized as priorities and form the basis of the pedagogical worldview. It is well known that the teacher will form what ideals and values himself will determine which value orientations will prevail in the minds of students, and therefore, subsequently, in the public consciousness. The moral values developed by civilization are its regulatory components and find their expression in moral norms, values, rules in the name of good. The most important task of a teacher is not just to give a student a set of norms, but to help him comprehend them, saturate them with personal meanings, accept them as the most important life regulations. Certain reserve potential in the formation of the value consciousness of the future teacher is available: subjects of the humanitarian and aesthetic cycle, special courses with axiological orientation; didactic and communication educational environment, subject-semantic communication, reflexology. The means of axiological development are: the inclusion of students in artistic and aesthetic, value-oriented and reflexive activities. Axiological potential of fiction, moral and aesthetic relations; co-creation, joint work; familiarization with the beautiful in art, music, nature, life triggers the mechanism of formation of moral values. Moral values express a concrete understanding of the goals of human existence, ideas about what is due. They are realized by force of habit, desire, in response to the expectations of the community. Formed moral values (virtues) are called spiritual qualities of a person; they form the basis of his character, behavior, and attitude to the surrounding reality. The basis of moral values is the attitude to the other as to himself. It should be emphasized that for a person, as a generic being, to maintain a system of moral values in society means to maintain tradition, social and cultural constants of being. It is on moral values that a person relies in search of self-determination, self-improvement. Orientation to moral values contributes to human survival in crisis situations, allows you to navigate in a constantly changing world.

Key words: axiological approach, morality, values, value orientations, personality, educational process.

Введение. Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций будущих педагогов является базовой основой образовательного процесса. Главным в педагогическом образовании становится ориентация на формирование общечеловеческих ценностей - патриотических, гражданских, духовно-нравственных, профессиональных [2].

Ценностный аспект становится доминирующим в деятельности педагога, так как учитель является не только носителем, но и непосредственным организатором реализации культурных ценностей. Следовательно, система ценностей учителя является одной из главных для общества, поскольку ценности других групп в социуме часто являются производными ценностей, формируемых учителем в образовательном процессе. В этих условиях перед высшей школой встает задача создания условий для проявления обучающимися тех ценностей, которые являются наиболее значимыми для человека и общества и, будучи признанными, они превращаются в ценностные ориентиры.

Формирование ценностных ориентаций в период обучения в вузе обуславливает дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств, мотивацию саморазвития и т.д. Проблема нравственного выбора личности неизбежно возникает в судьбоносные времена, которые требуют от человека принятия решений о том, как жить дальше и на какие цели ориентироваться. В этих условиях для человека становится важным выбор ориентаций на позитивные нравственные ценности, так как именно они будут главными регуляторами его социального поведения.

Важно, чтобы воспитательный процесс в вузе был направлен на формирование базовой системы духовно-нравственных ценностей и ценностного сознания студентов. Развиваясь на основе приобщения к общечеловеческим и профессиональным

ценностям, на принципах морального и ценностного выбора, ценностное сознание личности выполняет важную аксиологическую роль [5].

Изложение основного материала статьи. Исследование личностных ценностей является одним из важнейших направлений в выявлении сознательного отношения человека к миру, построения картины этого мира, а также выбора направления своей деятельности.

Аксиологические аспекты развития человека всегда находятся в центре внимания ученых в области изучения структуры личности. Поэтому проблема ценностных ориентаций носит междисциплинарный характер - это предмет изучения, эксперимента, дискурса и дискуссий целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики.

Категориальный аппарат по данному вопросу: «ценность», «ценностные отношения» и «ценностные ориентации» оформился в работах Анисимова С.Ф., Буевой Л.П., Здравомыслова А.Г., Кагана М.С., Ольшанского В.Б., Узнадзе Д.Н., Ядова В.А. и др. [3].Современные педагоги, психологи и социологи внимательно изучают и подробно анализируют характер происхождения ценностных ориентаций, выделяют отличительные черты, взаимосвязи с процессом формирования личности.

Обращение к трудам А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, позволяет понять, что личность всегда ориентируется на ценности - духовные и материальные, которые на данный момент доминируют в обществе. Формируется установка как состояние готовности человека продемонстрировать в поведении и поступках те ценности, которые превалируют в социуме.

Д.Н. Узнадзе, изучая структуру личности, приходит к выводу о роли установки как направленности сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность. Ученый доказал важные для воспитательной практики проявления фиксированной установки, которая относится к тем неосознаваемым внутренним регуляторам поведения, которые при многократном повторении фиксируются в установку универсального состояния готовности к определенной активности. По мнению ученого, фиксированные установки формируются в результате интеграции опыта - личного и общественного, что в итоге становится внутренним регулятором поступков человека.

В представлении В.Б. Ольшанского ценностные ориентации - цели, направления и жизненные идеалы, функционирующие в формате определенных норм сознания. При этом сознание признается идентичным с той группой, частью которой является человек. Принадлежность к той или иной группе способствует формированию так называемого «группового сознания», в основе которого - ценности, устремления, нормы поведения данного коллектива.

Таким образом, понятие «ценностная ориентация» получает следующее содержание - жизненная позиция человека в обществе, цели ее устремлений, система норм жизнедеятельности.

В жизни каждого человека формируется определенная направленность на общезначимые ценности, которая имеет разную выраженность - доминирующая или отрицаемая, глубокая или поверхностная, поощряемая или порицаемая. Устойчивая и однозначная система ценностных ориентаций порождает такие особенности личности, как ответственность, целостность, преданность определенным принципам, стабильность в проявлении духовно-нравственных поступков. Неопределенность, запутанность в ценностных ориентациях становится причиной отсутствия логики в поведении, инфантилизм в выборе стратегических жизненных целей ведет за собой незрелость личности, доминирование внешних мотивов в психологической структуре личности.

В структуре личности ценностные ориентации выполняют ряд функций:

- оценочная функция способствует взаимосвязи внутренних мотивов с потребностями, формирует чувство моральной правдивости, эмоционально-нравственного удовлетворения;

- прогностическая функция позволяет человеку в условиях нравственного выбора руководствоваться нравственными ориентирами;

- регулятивная функция тесно связана с оценочной и прогностической функциями, ее смыслом становится совершение бескорыстных и человеколюбивых поступков во имя настоящих ценностей общества. Управляя своими переживаниями, индивид стремится стать нравственно лучше, проявляет желание контролировать свое поведение и поступки.

Кроме того, моделирование ценностных ориентаций личности позволяет оценить воспитательный процесс не только на каждом из промежуточных этапов, но и конечный результат. Аксиологический подход дает возможность для обоснования целей и задач воспитательного процесса, создает условия для духовно-нравственного становления личности.

Существующая сложность и неоднородность структуры, функций и двойственность характера ценностных ориентаций, определили наличие множества подходов к их классификации с разными основаниями:

- Н.А. Бердяев выделяет три типа ценностей: материальные, социальные, духовные. Все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из трех типов;

- В.П. Тугаринов считает, что главные ценности - это материальные (материальные блага), общественно-политические (свобода, единение) и духовные (культура и образование);

- В.Ф. Сержантов рассматривает ценности с точки зрения материальных и духовных потребностей человека;

- Д.А. Леонтьев исследует общественные идеалы, предметное выражение идеалов, соотношение различных мотивов, влияющих на поведение и поступки человека - «модели должного»;

- Ш. Шварц разработал теорию культурных ценностных ориентаций, которая базируется на природе отношений между личностью и группой на основе гармонии и мастерства, обеспечивает социально-ответственное поведение.

Основное содержание аксиологического аспекта ценностных ориентиров будущих педагогов - формирование значимых убеждений, нравственных взглядов и идеалов. Известно, что общечеловеческие ценности, принимаемые или отрицаемые индивидом, прежде всего соотносятся с существующими в данном обществе образцами ценностных ориентаций - материальных и духовных. Для нашего исследования необходимо подчеркнуть, что перед педагогами стоит важная задача формировать личность, обладающую общечеловеческими ценностями, отождествляющую себя с определенной культурой, способную совершать нравственные поступки.

С целью изучения структуры ценностных ориентаций будущих педагогов в реальных условиях жизнедеятельности было проведено настоящее исследование, в котором приняли участие студенты Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование». В опросе приняли участие студенты 1-5 курсов университета очной формы обучения, в количестве - 114 человек.

Задача исследования состояла в поиске ответов на вопросы:

1. Какие ценности для обучающих считаются значимыми, доминирующими или отрицаемыми?

2. Существуют ли расхождения в ценностных ориентациях студентов в зависимости от курса обучения в вузе?

Ценностные ориентации изучались с помощью методики С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных

ориентаций личности» [1]. Данная методика позволяет исследовать направленность ценностных ориентаций с позиции их определяющей роли в становлении личности как самого обучающегося, так и с точки зрения будущей профессии педагога.

Методика С.С. Бубновой позволяет изучать структуру ценностных ориентаций личности в конкретных условиях реальной жизнедеятельности. Автор методики выделяет 11 нравственных качеств человека, определяющих его личностные характеристики и взаимоотношения с окружающим миром:

1) Познание нового в мире, природе, человеке.

2) Высокое материальное благосостояние.

3) Поиск прекрасного, наслаждение им, эстетическая ориентация.

4) Помощь, милосердие к другим людям.

5) Любовь.

6) Приятное времяпрепровождение, отдых.

7) Высокий социальный статус, управление людьми.

8) Признание, уважение людей, влияние на окружающих.

9) Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

10) Общение.

11) Здоровье.

В обобщенном виде их можно распределить по трем типам жизненных ценностей: духовные, материальные и социальные.

Студентам было предложено ответить на 66 вопросов, направленных на изучение личности в контексте ее отношений к ряду общепринятых ценностей общества. При этом нельзя не учитывать, так называемые ценности - идеалы, которые человек хотел бы иметь, но по каким-то причинам в жизненной ситуации лишен их.

Интерпретация данных, полученных в результате исследования, показала следующее:

1. В структуру доминирующих ценностей исследуемой группы (1-3 места в ранге соответственно) входят: «познание нового в мире, природе, человеке», «признание, уважение людей, влияние на окружающих», «помощь, милосердие к другим людям». Следует отметить, что ценность «признание, уважение людей, влияние на окружающих» благоприятно коррелирует с такой ценностью, как «помощь, милосердие к другим людям».

2. «Поиск прекрасного, наслаждение им, эстетическая ориентация» и «любовь» - признаваемые и важные ценности для студентов. Эти ценности находятся в положительной взаимосвязи между собой с «помощью и милосердием к другим людям», «признанием и уважением людей».

3. Ценности «приятное времяпрепровождение, отдых» и «здоровье» признаются испытуемыми важными и признаваемыми. Эти ценности положительно коррелируют между собой и вполне возможно, что для обучающихся потребности, связанные с этой ценностью удовлетворены на приемлемом для них уровне.

4. «Ценность высокого материального благосостояния» положительно коррелирует с «ценностью высокого социального статуса, управления людьми».

5. «Общение», как признаваемая ценность положительно коррелирует с ценностью «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», но при этом наблюдается отрицательная корреляция с «приятным времяпрепровождением и отдыхом».

6. Необходимо отметить, что не самой востребованной ценностью для студентов оказалось такая общечеловеческая ценность, как «здоровье», ей в опросе было отдано 7-е ранговое место. В ходе устной беседы обучающиеся объяснили, что здоровье для них является важной составляющей частью жизни, безусловно они заботятся о нем, но при этом считают, что все потребности, связанные с ним, вполне удовлетворяют их на сегодняшний день.

Решение следующей задачи исследования было направлено на выявление различий в ценностных ориентациях студентов в зависимости от курса обучения в вузе.

Результаты, полученные в ходе решения второй задачи, показали, что в кластере значимых (доминирующих) и отрицаемых ценностей практически не наблюдаются расхождения:

1. Для всех студентов 1-5 курсов единогласно доминирующей ценностью оказалась такая ценность, как «помощь, милосердие к другим людям». Расхождение отмечается только в ранговом распределении. Так студенты 1,2 и 5 курсов отдали этой ценности 1 место, 3 и 4 курсы поставили на 2-е место,

2. Единогласными в отношении значимой ценности «Признание, уважение людей, влияние на окружающих» стали обучающиеся на 1, 2, 3 и 5 курсах. Студенты 4 курса отдали этой ценности 4 место в рейтинге, что также является показателем ее значимости для них в реальной жизни.

3. Студенты 1, 2 и 4 курсов отдали свое предпочтение такой ценности, как «приятное времяпрепровождение, отдых», тогда как студенты 3 и 5 курсов выбрали «поиск прекрасного, наслаждение им, эстетическая ориентация» и «любовь». Показательно, что все эти ценности находятся в положительном взаимодействии между собой.

4. Тождественные мнения относительно ценностей в кластере «Отрицаемые ценности» наблюдаются у все испытуемых независимо от курса обучения в университете. Отвергаемыми ценностями для студентов стали - «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «высокий социальный статус, управление людьми» и «общение». Необходимо добавить, что данные ценности положительно коррелируют между собой.

5. Важно отметить, что студентам - участникам опроса свойственно проявлять милосердие и сострадание, учиться новому, они желают познавать мир, уважают окружающих, стремятся любить и пр. Но, при этом, наблюдается проявление некоторого инфантилизма в отношении социальной активности, отсутствие желания двигаться по карьерной лестнице, принимать решения и нести за них ответственность.

6. Необходимо обратить внимание на единодушное отрицание студентами ценности общения. Известно, что общение - процесс взаимодействия между людьми, основанный на передаче разного вида информации. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения не только культурой речи, но и культурой общения. С одной стороны можно предположить, что ценности - идеалы не всегда проявляются в реальной жизни, с другой стороны, возникает необходимость в пересмотре преподавания дисциплин, связанных с коммуникациями и риторикой, усиления коммуникативного потенциала внеаудиторных мероприятий.

7. Выявленная иерархия ценностных ориентиров студентов, обучающихся в университете по направлению подготовки «Педагогическое образование», показала превалирование духовных ценностей над материальными. Утверждение данных ценностей в сознании студентов означает становление у них соответствующих внутренних установок.

Таким образом, следует заметить, что исследование выявило наличие определенных проблем в системе ценностных ориентиров будущих педагогов. Эти проблемы необходимо учитывать в планировании учебно-воспитательного процесса, внеаудиторных мероприятий, связанных с привлечением студентов к общественной жизни не только университета, но и города и страны в целом.

Осознание студентами значимости педагогической деятельности, роли учителя в жизни каждого человека и всего общества, его влияния на формирование духовно-нравственных ценностей и аксиологических ориентиров - все это будет

способствовать тому, что молодой педагог, приступивший к работе в школе будет не только транслятором знаний, но и референтной личностью для учащихся и коллег.

Выводы. Очевидно, что нравственные ценности формируются на основе соотнесения субъектного опыта обучающихся с бытующими в данном социуме нравственными образцами поведения. Задача педагогов - направить воспитательный процесс на усвоение ценностей, адекватных общечеловеческим для того, чтобы учащиеся идентифицировали себя с определенной культурой.

Успешность реализации аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе вуза зависит от того в какой степени педагог:

- понимает, насколько велико влияние личностных ценностей обучающихся на характер их установок и поведения в жизни;

- способен формировать гуманные ценностные ориентации личности;

- готов стать ориентиром ценностного поиска студентов во всех формах образовательной деятельности - в аудитории и вне ее [4].

Результаты проведенных исследований продемонстрировали необходимость выделения ценностных ориентаций студентов и включение их в образовательный процесс. Среди них можно выделить следующие виды ценностных ориентаций и конкретизировать формы реализации в учебно-воспитательном процессе вуза:

1) Деятельностно-познавательные - направлены на научно-исследовательскую деятельность: участие в работе научных кружков, конференций, круглых столов, расширение и углубление знаний в области будущей профессиональной деятельности, все это способствует формированию профессиональных ценностей.

2) Деятельностно-оценочные - формируют духовно-нравственные ценности посредством различных форм культурного досуга, чтение классической литературы, посещение театров, выставок, музеев и пр.

3) Коммуникативно-ценностные - ориентируют на активные виды и формы общения, передачу эстетической информации.

4) Преобразовательно-ценностные - сфокусированы на общественно-полезной, воспитательной, культурно-просветительной деятельности.

5) Художественно-творческие - нацелены на участие в коллективах художественной самодеятельности, в различных видах художественного творчества: исполнительской, сочинительской деятельности и пр.

Таким образом, в процессе дальнейшей разработки проблемы формирования ценностных ориентаций студентов вуза средствами научного знания, следует уделить внимание изучению особенностей формирования ценностных ориентаций в структуре личности на разных этапах ее развития, выявлению динамики профессионального мастерства преподавателей различных дисциплин, вопросам интеграции гуманитарных дисциплин в формировании устойчивых ценностей у студентов.

Литература:

1. Бубнова, С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / С.С. Бубнова.

- Москва: Институт психологии РАН, 1994. - С. 144-157

2. Гущина, Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: диссертация...канд. пед. наук: 13.00.01 / Гущина Наталия Александровна. -Калуга, 2004. - 188 с.

3. Жданова, Н.Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза / Н.Е. Жданова // Образование и наука. - 2014. - №7 (116). - С. 75-86

4. Тимашкова, Л.Н. Профессионально-аксиологическая подготовка будущих педагогов / Л.Н. Тимашкова // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. VI Всероссийской научно-практической конференции 14 февраля, 2019. - СПб.: «Свое издательство», 2019. - С. 302-305

5. Чернышева, Е.Н. Аксиологические аспекты формирования ценностных ориентаций будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / Е.Н. Чернышева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки.

- Орел: ОГУ, 2012. - №2. - С. 362-366

Педагогика

УДК 371.21

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Хитрова Анна Викторовна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АСПЕКТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматривается психологическое просвещение в системе деятельности педагога-психолога, раскрывается сущность и содержание психологического просвещения родителей (законных представителей) с точки зрения педагогического смысла.

Ключевые слова: педагог-психолог, родители (законные представители), просвещение, психологическое просвещение. Annotation. The article deals with psychological education in the system of activity of a teacher-psychologist, reveals the essence and content of psychological education of parents (legal representatives) from the point of view of pedagogical meaning. Key words: educational psychologist, parents (legal representatives), education, psychological education.

Введение. В настоящее время создание условий для успешного развития и защиты детей выступает национальной стратегией российского общества. Эти аспекты нашли отражение в выступлениях Президента, в постановлениях Правительства Российской Федерации. Сегодня государство в лице законодательной и исполнительной власти обеспокоено проблемами детства, поэтому в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года они четко обозначены, кроме этого, определены пути их решения. Успешная реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» служит бесспорным тому подтверждением.

Одной из ключевых задач современного общества становится переформатирование всей психолого-педагогической системы с целью осуществления повышения психологической информированности родителей, в целом, и сопровождения развития подрастающего поколения в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.