ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)
УДК 37.032:371.13
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© И.Э.Ярмакеев
В статье анализируются различные философско-методологические принципы подготовки будущего учителя, в ряду которых выделяется аксиологический подход, рассматриваются ценностные приоритеты воспитательного компонента профессионального образования. На основе аксиологического анализа опыта преподавания педагогических учебных дисциплин в педагогическом вузе выявляется значительный духовный, нравственно-эстетический ценностный потенциал общепедагогической подготовки будущего учителя не только профессионального (в рамках педагогической деонтологии), но и общечеловеческого характера.
Ключевые слова: философско-методологические принципы подготовки будущего учителя, ценностные приоритеты воспитательного компонента профессионального образования, духовный, нравственно-эстетический ценностный потенциал общепедагогической подготовки будущего учителя.
Многие современные исследователи (В.И.Андреев [1], Н.А.Асташова [2], Е.В.Бон-даревская [3], И.Ф.Исаев [4], С.В.Кульневич [5], А.А.Макареня [6], В.А.Нечаев [7], В.А.Слас-тенин [8] и др.) считают возможным при подготовке специалистов для образовательных учреждений в рамках преподавания педагогических дисциплин выделить в качестве методологической основы аксиологический подход, который придает процессу подготовки будущих учителей ценностную направленность. Так, обосновывая философско-методологические принципы, или метапринципы, педагогики, В.И.Андреев наряду с Е.В.Бондаревской, В.А.Сластениным и др. в качестве определяющих выделяет:
- аксиологический метапринцип, утверждающий ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов;
- культурологический метапринцип, вовлекающий будущего педагога «в силовое поле культурных общечеловеческих ценностей»;
- гуманистический метапринцип, отрицающий технократический, знаниецентристский подход к образованию и провозглашающий гуманизацию и гуманитаризацию образования, создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого участника педагогического процесса [1: 39 - 51, 55 - 60].
Идеи аксиологии разрабатывались на протяжении многих десятилетий в исследованиях представителей различных философских школ. В основе педагогической аксиологии как науки о ценностях образования лежит конкретная педагогическая интерпретация важнейших функций, которые осуществляют ценности в жизни человека и общества.
Во-первых, по мнению В.А.Нечаева, ценность служит основой и фундаментом всякой человеческой культуры, в том числе и культуры педагогической, задавая ее основополагающие социальные и индивидуально-личностные ориентиры, придавая устойчивость личности педагога и воспитанника, определяя принципы их поведения, направляя интересы и потребности, регулируя мотивационную сферу в системе образования.
Во-вторых, это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом более универсальной деятельности. Так, знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, утрачивает свою воспитательную функцию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира. Это, в свою очередь, опустошает самого человека, лишает его перспективы, закрывает путь к обогащению его внутреннего мира.
В-третьих, ценность - это критерий совершенства; она обеспечивает необходимыми средствами оценочно-ориентационную сторону деятельности личности, тем самым позволяя человеку полноценно осуществить свой жизненный выбор, что и является в конечном итоге основой воспитания [7: 37 - 41].
Н.А.Кулаковская выделяет следующие ценностные приоритеты воспитательного компонента образования, в равной мере касающиеся преподавателей и студентов:
- ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности;
- демократизм и толерантность;
- сочетание космизма и национальной идеи;
- раскрытие сущностных креативных способностей личности;
- региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой родины [9: 14-15].
В научно-педагогической литературе выделяются два основных принципа аксиологического анализа педагогических ценностей:
1) историко-педагогический (или собственно аксиологический), предполагающий выделение базисных, устоявшихся норм и идей, апробированных и традиционно принятых как базовые категории, понятия, принципы и закономерности педагогической науки и практики;
2) инновационный, предполагающий вычленение продуктивных инновационных педагогических идей, новых ценностей образования и педагогической деятельности [10: 35].
Представляется целесообразным постоянное сочетание двух этих основных принципов в их внутренней диалектической противоречивости с добавлением принципа избыточности ценностного материала педагогических дисциплин для того, чтобы сами студенты в ходе учебного процесса смогли определить свое к нему отношение, осуществить выбор и присвоение наиболее соответствующих сформированному уровню их духовной культуры профессионально-педагогических ценностей.
Аксиологический анализ общепедагогической подготовки будущего учителя показал, что учебно-воспитательная работа по педагогике содержит в себе значительные возможности формирования ценностного потенциала будущего учителя, который является внутренним, эмоционально освоенным регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и к себе и моделирующим содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность ценностна по своей гуманистической и гуманитарной сути, она воплощается людьми и осуществляется ради людей. В ней человек может найти сферу приложения своих способностей, развития творческого потенциала, становления своей профессиональной индивидуальности.
В соответствии с многоуровневой структурой ценностных ориентацией в процессе учебно-воспитательной работы по педагогике возможно целенаправленное формирование самых разнообразных педагогических идеалов, норм педагогического общения и поведения, принципов и целевых установок педагогической деятельности, а также системы психолого-педагогических отношений и субъективных значений, лежащих в
основе личностного смысла профессиональных знаний и умений. В общей системе ценностных ориентаций учителя Н.А.Асташова выделяет:
- социально-культурные ценности, такие как гуманизм, альтруизм, патриотизм, природа, культура, искусство;
- профессионально-педагогические ценности - терпение, понимание, гражданственность, ответственность, творчество, гармония;
- личные ценности - доброта, любовь, забота, свобода, самобытность и красота [2: 99-131].
В.А.Сластенин разделяет систему гуманистических профессионально-педагогических ценностей учителя на общечеловеческие, духовные, практические и личностные ценности [8]. Е.В.Бондаревская выделяет такие основополагающие культурологические ценности: человек как субъект культуры, образование как развивающая культурная среда, диалог и творчество как пути развития человека в культуре и т.д. [3].
Содержание педагогических дисциплин, как показали результаты проведенного аксиологического анализа, предоставляет благоприятные возможности для формирования ценностного аспекта педагогической позиции будущего учителя как устойчивой системы его отношений к детям, к педагогической действительности и к самому себе как педагогу. Основной, безусловной и абсолютной ценностью педагогики является Человек как субъект и объект, а также высшая цель образовательного процесса. Поэтому чрезвычайно важно сформировать у будущих учителей в процессе педагогической подготовки целостную систему гуманистических отношений к ученикам, родителям, коллегам, базовые нормы и принципы профессионально-педагогической деятельности. Значительную помощь в этом может оказать пример лучших педагогов прошлого и современности.
С данной базовой профессионально-педагогической ценностью напрямую связаны ценностные ориентиры педагогической деонтологии -нормы, принципы и правила поведения, оценки нравственного облика учителя [11]. В рамках педагогической этики будущему учителю предлагаются примеры лучших образцов человеческих отношений, рассматриваются разнообразные понятия внутренней культуры: долг, честь, благородство, совесть, такт, авторитет, любовь к детям и т.п. Обращение к ним, осмысление их сущности и возможностей практического проявления, как показали результаты проведенных исследований [2], формируют профессионализм педагога и повышают уровень духовной культуры. Реализация студентами норм, правил педагогической этики сопровождается переживаниями, сопереживанием, оценками, взаимопониманием и т.п.,
что способствует формированию эмоционально-ценностной системы духовного мира педагога.
Аксиологический подход к проблемам педагогического общения в учебных курсах по педагогике выдвигает в качестве основополагающего методологический принцип принятия педагогом учащихся как безусловной ценности, что включает в себя внимательное, уважительное, заботливое отношение к учащимся, знание их возрастных и индивидуальных особенностей, тяготение к равноправному диалогу как ключевому средству педагогического общения.
Традиции отечественного образования и педагогической науки называют в качестве интегральной характеристики педагогической профессии ее духовность как сплав умственных, нравственных и эстетических сил человека. В России учитель всегда был воплощением самых высоких духовных устремлений народа, а личность педагога наделялась особыми духовно-нравственными качествами: мудростью, справедливостью, добротой, умом и т. п. И личность учителя, и осуществляемая им профессиональная деятельность должны быть наполнены высокими идеалами и стремлениями, отвечающими потребности саморазвития и необходимости совершенствования учеников. Настоящий учитель должен стремиться познать и понять духовный мир ребенка, щедро делиться с ним своими духовными ценностями.
Аксиологический анализ, а также анализ передового опыта кафедр педагогического профиля Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, а впоследствии Казанского федерального университета, показал, что педагогика как учебный предмет обладает большим духовным, нравственно-эстетическим ценностным потенциалом не только профессионального (в рамках педагогической деонтологии), но и общечеловеческого характера. В частности, аксиологически насыщенное содержание курса «Введение в педагогическую деятельность» способно раскрыть перед будущим учителем базовые ценностные характеристики современного образования и педагогической деятельности, нравственные и эстетические основы деятельности учителя, его взаимоотношений с учащимися, нравственный характер современного образовательного процесса и образовательных систем, нравственные нормы и принципы педагогической деятельности, глубокий гуманистический смысл педагогической профессии.
В курсе истории образования и педагогической мысли предоставляется прекрасная возможность показать истоки зарождения духовных начал педагогической деятельности, длительную
историческую борьбу за построение образовательного процесса и деятельности школы на глубоких гуманистических, нравственных и эстетических основаниях, сформировать своеобразный нравственно-эстетический идеал учителя на примере жизни и деятельности лучших педагогов прошлого.
В курсе теории и методики воспитания раскрываются сущность, закономерности и механизмы нравственного и эстетического воспитания, формирования нравственно-эстетических начал в детском коллективе, нравственный характер (нормы и принципы) воспитательного воздействия педагога, всей системы гуманистического воспитания, методов и средств воспитания.
В аксиологически насыщенном содержании курса теории и технологий обучения раскрываются нравственные и гуманистические начала современного образования, процесса обучения, исторический процесс усиления нравственного характера педагогического взаимодействия, современные технологии обучения гуманистической направленности. Студенты имеют возможность постепенно осознать роль собственной активности и самостоятельности, самообразования и самовоспитания в процессе подготовки к педагогической деятельности, свою гражданскую и личную ответственность за результаты учебного и педагогического труда.
В процессе преподавания курса основ управления образовательными системами имеются благоприятные возможности для раскрытия гуманистического нравственного характера педагогического управления, его нацеленности на благо всех участников образовательного процесса, для формирования нравственно-эстетических норм и принципов гуманных взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Курс коррекционной педагогики отличается особым духовным, нравственно-эстетическим потенциалом, направленным на формирование основ нравственного отношения к детям, обездоленным от рождения или в результате болезни, лишенным многих человеческих возможностей, своеобразного нравственного идеала педагога, защищающего и обогревающего воспитанников своей добротой, теплом своей души. Кроме того, в рамках данного курса должен утвердиться нравственный подход к воспитательной работе с детьми с девиантным поведением, которые в силу своих сформировавшихся личностных качеств далеко не всегда способны вызывать сочувствие и желание общаться с ними у окружающих.
Умелая организация педагогической практики, в свою очередь, дает возможность студентам практически освоить основополагающие ценно-
сти педагогической профессии, прежде всего гуманное отношение к каждому ребенку как к неповторимой и уникальной личности, творческое отношение к педагогической деятельности, оптимистическую педагогическую ориентацию, жизнеутверждающую профессиональную позицию и т. д.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 607с.
2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Москов. психол.-социал. ин-т, Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. - 272с.
3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. -1999. - №3. - С.37 - 43.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 208 с.
5. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. - 1997. - № 5. - С.108-115.
6. Макареня А.А. Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя: дисс. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. -М., 1998. - 68с.
7. Нечаев В.А. Развитие ценностных отношений у студентов вуза (на примере изучения пед. дисциплин): дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 215с.
8. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. - 1994. -№ 6. - С.3-8.
9. Кулаковская Н.А. Профессионально-личностное воспитание студентов технического вуза: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кулаковская Наталья Александровна. - СПб.: 2003. - 22 с
10. Насретдинова Р.Р. Развитие аксиологических ориентаций студентов педагогического вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1996. - 186с.
11. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. - М.: Наука, 1994. -192с.
AXIOLOGICAL APPROACH TO THE PEDAGOGICAL ASPECT IN
TEACHER EDUCATION
I.E.Yarmakeev
Focusing on the axiological approach, the article analyses various philosophical and methodological guidelines for preparation of perspective teachers. It also discusses axiological priorities of the educational component of professional education. Basing on axiological analysis of the experience of teaching educational disciplines in the pedagogical university, the author reveals a significant spiritual, moral and aesthetic axiological potential of teacher education both of professional (in the framework of educational deontology) and of human nature.
Key words: philosophical and methodological principles of teacher education, axiological priorities of the educational component of professional education, spiritual, moral and aesthetic axiological potential of general pedagogical teacher education.
1. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlja tvor-cheskogo samorazvitija. - 2-e izd. - Kazan': Centr in-novacionnyh tehnologij, 2000. - 607s.
2. Astashova N.A. Uchitel': problema vybora i formiro-vanie cennostej. - M.: Moskov. psihol.-social. in-t, Voronezh: Izd-vo NPO "MODJeK", 2000. - 272s.
3. Bondarevskaja E.V. Pedagogicheskaja kul'tura kak ob-shhestvennaja i lichnaja cennost' // Pedagogika. -1999. - №3. - S.37 - 43.
4. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja. - M.: Izd. centr «Akademija», 2004. -208 s.
5. Kul'nevich S.V. Lichnostnaja orientacija me-todologicheskoj kul'tury uchitelja // Pedagogika. -1997. - № 5. - S.108-115.
6. Makarenja A.A. Metodologicheskie osnovy sozdanija kul'turotvorcheskoj sredy podgotovki uchitelja: diss.
... d-ra ped. nauk v forme nauch. dokl. - M., 1998. -68s.
7. Nechaev V.A. Razvitie cennostnyh otnoshenij u stu-dentov vuza (na primere izuchenija ped. disciplin): diss. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2001. - 215s.
8. Slastenin V.A. Gumanisticheskaja paradigma peda-gogicheskogo obrazovanija // Magistr. - 1994. - № 6. - S.3-8.
9. Kulakovskaja N.A. Professional'no-lichnostnoe vospi-tanie studentov tehnicheskogo vuza: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kulakovskaja Natal'ja Aleksandrovna. - SPb.: 2003. - 22 s
10. Nasretdinova R.R. Razvitie aksiologicheskih orientia-cij studentov pedagogicheskogo vuza: diss. . kand. ped. nauk. - Orenburg, 1996. - 186s.
11. Levitan K.M. Osnovy pedagogicheskoj deontologii. -M.: Nauka, 1994. -192s.
Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-педагогического образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Yarmakeev I.E. - Doctor of Pedagogy, Professor, ^zan Federal University
18 Kremlyovskaya Str., Ка7ап, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 09.09.2013