Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственная культура / компоненты / критерии / модель / педагогическая система / учитель / студент вуза / professional and moral culture / components / criteria / model / pedagogical system / teacher / university student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Шамарин Иван Константинович

Высокая общественная значимость деятельности учителя обусловливает высокие требования к его нравственному уровню во взаимосвязи с профессиональной подготовленностью. Именно вопросы нравственности, нравственного развития личности стали ключевыми в социально-экономическом и политическом преобразовании общества. В современной эпохе нравственности наблюдается возрастание уровня социальной свободы для активных и творческих личностей, а также возвращение к ценностно-смысловому раскрытию индивидуальности. Необходимо проводить научно-педагогическое исследование и решать противоречия в отношениях между нравственными ценностями в жизни личности, способами изучения личности и ее формирования, духовно-творческим развитием индивидуальности, а также развитием нравственной культуры личности. Чтобы соответствовать новым требованиям жизни, будущему учителю необходимо развиваться на интеллектуальном, моральном, коммуникативном, эмоциональном и рефлексивном уровнях. Такое развитие доступно каждому человеку, и его личностные изменения могут быть осуществлены через тонкое педагогическое воздействие. Нравственная культура имеет два основных аспекта. С одной стороны, это концептуальная модель общечеловеческих ценностей, которая принимается людьми как неизменный и всеохватывающий основной элемент жизни. С другой стороны, нравственная культура является живой реальностью, отражающей сегодняшние и будущие условия профессиональной деятельности педагога, его готовность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, его активности при освоении профессионально-нравственных навыков и способности обнаруживать смысл в своей профессии. Нравственная культура является сложной и противоречивой. Будущий педагог должен принять нравственные установки, ценности и мотивацию в качестве основы для своего личностного развития, а также активно вступать в новые профессионально-нравственные взаимоотношения. Педагогическая работа с развивающейся личностью должна быть глубокой психологически, индивидуализированной, динамичной и способствующей самопознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хачикян Елена Ивановна, Заборина Мария Алексеевна, Шамарин Иван Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The high social significance of the teacher's activity determines the high requirements for his moral level in connection with professional preparedness. It is the issues of morality and moral development of the individual that have become key in the socio-economic and political transformation of society. In the modern era of morality, there is an increase in the level of social freedom for active and creative individuals, as well as a return to the value-semantic disclosure of individuality. It is necessary to conduct scientific and pedagogical research and resolve contradictions in the relationship between moral values in the life of a person, ways of studying personality and its formation, spiritual and creative development of individuality, as well as the development of moral culture of the individual. In order to meet the new requirements of life, the future teacher needs to develop on the intellectual, moral, communicative, emotional and reflexive levels. Such development is available to every person, and his personal changes can be carried out through subtle pedagogical influence. Moral culture has two main aspects. On the one hand, it is a conceptual model of universal values, which is accepted by people as an unchanging and all-encompassing basic element of life. On the other hand, moral culture is a living reality reflecting the current and future conditions of a teacher's professional activity, his willingness to adapt to changing living conditions, his activity in mastering professional and moral skills and the ability to discover meaning in his profession. Moral culture is complex and contradictory. The future teacher should accept moral attitudes, values and motivation as the basis for his personal development, as well as actively enter into new professional and moral relationships. Pedagogical work with a developing personality should be deep psychologically, individualized, dynamic and conducive to self-knowledge.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

высшей школе: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ермолаева Татьяна Владимировна. - Москва, 2008. - 223 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1973. - 423 с.

3. Хачикян, Е.И. Формирование профессионально-нравственной культуры будущих филологов / Е.И. Хачикян. -Калуга: ФГБОУ ВО "Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского", 2018. - 167 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Шамарин Иван Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Высокая общественная значимость деятельности учителя обусловливает высокие требования к его нравственному уровню во взаимосвязи с профессиональной подготовленностью. Именно вопросы нравственности, нравственного развития личности стали ключевыми в социально-экономическом и политическом преобразовании общества. В современной эпохе нравственности наблюдается возрастание уровня социальной свободы для активных и творческих личностей, а также возвращение к ценностно-смысловому раскрытию индивидуальности. Необходимо проводить научно-педагогическое исследование и решать противоречия в отношениях между нравственными ценностями в жизни личности, способами изучения личности и ее формирования, духовно-творческим развитием индивидуальности, а также развитием нравственной культуры личности. Чтобы соответствовать новым требованиям жизни, будущему учителю необходимо развиваться на интеллектуальном, моральном, коммуникативном, эмоциональном и рефлексивном уровнях. Такое развитие доступно каждому человеку, и его личностные изменения могут быть осуществлены через тонкое педагогическое воздействие. Нравственная культура имеет два основных аспекта. С одной стороны, это концептуальная модель общечеловеческих ценностей, которая принимается людьми как неизменный и всеохватывающий основной элемент жизни. С другой стороны, нравственная культура является живой реальностью, отражающей сегодняшние и будущие условия профессиональной деятельности педагога, его готовность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, его активности при освоении профессионально-нравственных навыков и способности обнаруживать смысл в своей профессии. Нравственная культура является сложной и противоречивой. Будущий педагог должен принять нравственные установки, ценности и мотивацию в качестве основы для своего личностного развития, а также активно вступать в новые профессионально-нравственные взаимоотношения. Педагогическая работа с развивающейся личностью должна быть глубокой психологически, индивидуализированной, динамичной и способствующей самопознанию.

Ключевые слова: профессионально-нравственная культура, компоненты, критерии, модель, педагогическая система, учитель, студент вуза.

Annotation. The high social significance of the teacher's activity determines the high requirements for his moral level in connection with professional preparedness. It is the issues of morality and moral development ofthe individual that have become key in the socio-economic and political transformation of society. In the modern era of morality, there is an increase in the level of social freedom for active and creative individuals, as well as a return to the value-semantic disclosure of individuality. It is necessary to conduct scientific and pedagogical research and resolve contradictions in the relationship between moral values in the life of a person, ways of studying personality and its formation, spiritual and creative development of individuality, as well as the development of moral culture ofthe individual. In order to meet the new requirements of life, the future teacher needs to develop on the intellectual, moral, communicative, emotional and reflexive levels. Such development is available to every person, and his personal changes can be carried out through subtle pedagogical influence. Moral culture has two main aspects. On the one hand, it is a conceptual model of universal values, which is accepted by people as an unchanging and all-encompassing basic element of life. On the other hand, moral culture is a living reality reflecting the current and future conditions of a teacher's professional activity, his willingness to adapt to changing living conditions, his activity in mastering professional and moral skills and the ability to discover meaning in his profession. Moral culture is complex and contradictory. The future teacher should accept moral attitudes, values and motivation as the basis for his personal development, as well as actively enter into new professional and moral relationships. Pedagogical work with a developing personality should be deep psychologically, individualized, dynamic and conducive to self-knowledge.

Key words: professional and moral culture, components, criteria, model, pedagogical system, teacher, university student.

Введение. Нравственная культура будущего учителя выступает как динамичная, развивающаяся форма культуры. Это не столько объективная норма, запрещающая или предписывающая, сколько субъективное достояние личности, она открывает простор как индивидуальному духовному развитию, так и возможности широкого, разнообразного общения. Вместе с тем можно утверждать, что нравственная культура будущего учителя является целенаправленной и внутренне согласованной системой нравственных качеств личности.

Проблема становления профессионально-нравственной культуры педагога требует решения множества вопросов: развития его нравственной активности, нравственных качеств, поисков механизмов превращения их во внутренний регулятор поведения, усвоения профессиональных норм поведения и т.п. Другими словами, это проблема, которая предполагает целостный и системный подходы к ее изучению.

Изложение основного материала статьи. В учителе мы должны видеть и предметника, и воспитателя, и жизненного организатора, и проводника нравственной культуры. В этих условиях перед педагогической наукой встает вопрос выбора эффективных подходов к формированию нравственной культуры будущего педагога. Для нашего исследования оптимальным выбором стали целостный и системный подходы.

Целостный подход направлен на выявление в педагогической системе прежде всего синкретичных структурных элементов и отношений; понимание того, что в системе является стабильным, что важным, а что несущественным. Целостный подход подразумевает установление роли компонентов в организации целостной системы.

Системный подход используется тогда, когда перед исследователем стоит задача выявить интегративные свойства и качественные характеристики объекта, когда нужно понять сложноорганизованный объект как целостность, выявить структуру и характер взаимодействия элементов.

Рассмотрим структуру нравственной культуры. Структура - это единство стабильных связей объекта, способствующих сохранению его целостности и собственной идентичности, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях [2]. Структура и содержание профессиональной деятельности учителя неизменно предполагает наличие таких элементов, как педагогические, психологические, специальные, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса и нравственного содержания личности педагога. Необходимо также выделение компонентов нравственной культуры будущего учителя, которые на наш взгляд могут быть представлены, как:

- система аксиологических, общечеловеческих норм нравственности: «делай добро», «будь верным», «не укради», «старайся стать лучше». Эти нормы в значительной мере кажутся формальными, поскольку не могут быть строго доказаны и выведены из каких-то более общих норм. Вместе с тем они являются той основой, без которой не могут существовать и более частные, конкретные нормы нравственности;

- система относительных норм нравственности, отражающих социальную принадлежность человека, соответствующих уровню его духовного развития, его конкретной социальной роли;

- совокупность специфически нравственных положительных и отрицательных чувств, опосредующих нормы, принимаемые решения, поступки, придающих целостность нравственной жизни;

- нравственные ценности (милосердие и сострадание, доброта, справедливость, свобода, веры и т.д.). Они выступают как компоненты духовно-нравственной жизни;

- «знания о жизни и человеке», их можно назвать нравственной мудростью. Она выражает опытность, трезвость взгляда на человека, на возможности людей, представления о наиболее типичных формах поведения, о типах личности и т.д. Эта мудрость соединяет чувственные, рациональные и эмоциональные компоненты, представление как о должном, так и о сущем;

- нравственная зрелость как показатель целостности личности - центральная ось нравственной культуры.

Особую важность в формировании нравственной культуры будущего педагога приобретает не просто усвоение необходимых знаний, а выработка таких профессиональных компетенций, которые будут отвечать современным достижениям науки и практики в педагогической деятельности. Учитывая этот факт, необходимо наполнить образовательное поле высшей школы такими педагогическими условиями, которые будут способствовать нравственному росту обучающихся. В контексте рассматриваемого процесса деятельностного подхода следует отметить следующие педагогические условия, в которых возможна эффективная, целенаправленная деятельность будущего учителя.

Во-первых, выбор профессии учителя должен быть согласован с внутренней потребностью овладения педагогическими знаниями. Во-вторых, в рамках каждой изучаемой студентом дисциплины должны быть возможности для его профессионально-нравственного становления. В-третьих, профессия учителя, его профессиональная деятельность, как базовая ценность для будущего педагога должна способствовать его личностному росту, нравственному самовоспитанию и самосовершенствованию. В-четвертых, тесное педагогическое сотрудничество вуза со школой, будет способствовать профессионально-нравственному становлению личности будущего учителя.

Профессиональная деятельность педагога есть не только его нравственная работа над собой, но и передача нравственных ценностей воспитуемым. Следовательно, учебно-воспитательный процесс, организуемый и в вузе, и в школе, должен учитывать объективный запрос общества и государства, следовать необходимым, закономерным тенденциям их развития. В контексте рассматриваемой проблемы мы делаем вывод о том, что реализация нравственных знаний на практике - главный признак профессионально-нравственной культуры учителя.

Формирование нравственной культуры будущих учителей - динамичный процесс. Он охватывает: усвоение профессионально-нравственных знаний, развитие убеждений, выработку профессиональных компетенций и реализацию их в области нравственных отношений.

Теоретическое рассмотрение предмета исследования, анализ состояния его проблемы на практике позволили сделать вывод о том, что:

- во-первых, интерес к нравственным знаниям будущих учителей формируется в процессе учебной и внеаудиторной деятельности, содержание и организация которой должны учитывать педагогические функции;

- во-вторых, вуз, располагая определенными возможностями для становления профессионально-нравственной культуры студентов, должен использовать их в полной мере с учетом специфики образовательного процесса в каждом из них и возросших нравственных требований к личности учителя;

- в-третьих, повышение эффективности процесса становления профессионально-нравственной культуры обусловливает необходимость разработки научно обоснованной системы, предполагающей упорядочение всех существующих и тесно взаимодействующих компонентов, а также учет факторов, влияющих на личность будущего учителя.

В современном научно-педагогическом исследовании активно ищутся новые подходы к формированию профессионально-нравственной культуры и творческому использованию образовательного процесса в соответствии с будущей профессиональной деятельностью учителя. В разработке теоретической модели профессионально-нравственного воспитания будущих учителей мы придерживаемся концепции педагогической деятельности как системы и структурно-функционального подхода, предложенного Н.В. Кузьминой. Наша теоретическая модель состоит из трех взаимосвязанных базовых структурных компонентов:

1. Мотивационный, обусловленный значением мотивации, как процесса, побуждающего человека к деятельности, обусловливающий направленность личности.

Мотивация в процессе формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя выступает в форме направленности обучающихся в вузе на самосовершенствование, самопознание; убежденности не только в необходимости, но и желании нравственного саморазвития в профессиональной деятельности.

2. Содержательный компонент, включающий в себя: компетентную осведомленность студента в области выбранной профессии и ее нравственную составляющую; способность использовать психолого-педагогические знания для нравственного самопознания, с учетом специфики выбранной профессии; понимание сущности учебно-воспитательного процесса в школе, где важную роль в формировании модели нравственного поведения учащихся играет личность педагога.

3. Деятельностный компонент, представленный категорией «деятельность», как активного взаимодействия субъекта с окружающей средой, реализовывается посредством определенных умений как освоенного субъектом способа выполнения действий, обеспечивающийся совокупностью приобретенных знаний. Реализация данного компонента в предложенной модели заключается в умении генерировать нравственные ценности в процессе формирования профессиональных компетенций средствами активных методов обучения и воспитания, игровых технологий, инновационных процессов в образовании.

Основными критериями формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя являются:

1) Владение компетенциями в области профессиональной деятельности.

2) Умение успешно решать воспитательные задачи в педагогической практике.

3) Стремление к самосовершенствованию нравственной культуры.

4) Усвоение моральных и этических принципов и способность руководствоваться ими в условиях нравственного выбора.

Общим критерием сформированности профессионально-нравственной культуры будущего педагога будет готовность использовать усвоенные знания в качестве внутреннего регулятора поведения.

Разработка системы формирования профессионально-нравственной культуры будущих учителей основана на субъектно-деятельностном подходе. Это означает, что профессионально-нравственные качества личности будущего педагога формируются и проявляются в его педагогической деятельности или в деятельности, моделирующей его будущую профессию.

Профессионально-нравственная культура, как интегративное качество личности будущего учителя, развивается в результате систематического решения педагогических задач, связанных с нравственным воспитанием школьников. При этом необходимо учитывать становление нравственных качеств личности будущего учителя вместе с его развитием, поскольку формирование профессионально-педагогических навыков, знаний и представлений о своих возможностях происходит в процессе активного участия студента в учебно-профессиональной деятельности.

При рассмотрении педагогической системы формирования профессионально-нравственной культуры будущих учителей необходимо учитывать следующее:

1. Цель создания системы - развитие профессионально-нравственной культуры как личностного качества будущих учителей.

2. Эта система была разработана для передачи необходимой учебной и научной информации студентам.

3. Задачи данной системы реализуются через применение различных средств, форм и методов педагогических воздействий на будущих учителей.

4. Контингент студентов и преподавателей, обладающих специфической информацией и коммуникационными средствами, является неотъемлемой частью данной системы.

Достижение цели педагогической системы заключается в длительном, сложном и целостном процессе формирования профессионально-нравственной культуры будущих учителей. Однако для обеспечения большей результативности нашей педагогической системы мы считаем необходимым предусмотреть в целостном процессе подготовки три этапа:

1. Актуализация саморазвития и самосовершенствования будущих учителей.

2. Осознание роли педагогической деятельности в становлении профессионально-нравственной культуры учителя.

3. Формирование профессионально-нравственной культуры в непосредственной связи с практической деятельностью студента [3].

Первый этап формирования профессионально-нравственной культуры будущих учителей осуществлялся в течение первого года обучения и его особенность определяется адаптацией студентов к новым условиям их деятельности. Включение в учебно-профессиональную деятельность предполагает наличие у будущих педагогов соответствующих субъективных предпосылок: интерес к изучаемым наукам, творческие способности, необходимый уровень развития мышления, кругозор, склонность к педагогической деятельности, педагогическую направленность и т.д. В условиях адаптации к новой деятельности, новым социальным группам актуализируются процессы познания и осознания студентами своих индивидуально-психологических особенностей.

При разработке теоретической модели профессионально-нравственной культуры как интегративного личностного качества мы исходили из положения Н.В. Кузьминой о том, что «педагогическая деятельность может быть успешной, если структура личности учителя соответствует структуре деятельности...» [1].

В стенах высшей школы происходит становление профессиональной направленности, осознание концепции «Я -учитель», развитие профессионально значимых качеств личности. Это выражается в позитивной направленности к выбранной профессии, в склонности и интересе к ней, в желании самосовершенствоваться в педагогической деятельности, удовлетворять свои профессиональные потребности, предполагающие понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, взгляды, установки, убеждения. Только в этих условиях возможно формирование профессионально-нравственных качеств будущего учителя.

Выводы. Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сформулировать определение понятия профессионально-нравственной культуры. Профессионально-нравственная культура - это интегративная часть личности будущего учителя, которая охватывает не только особенности профессиональной деятельности педагога и разнообразие его общественных связей, но также устанавливает гармоничные связи между профессиональными компетенциями и нравственными качествами личности, что позволяет рассматривать педагогическую деятельность с точки зрения этики и морали.

Мы приходим к выводу, что профессионально-нравственная культура будущего педагога предполагает наличие таких ценностных установок, профессионализма, свойств и качеств личности, которые обеспечивают ему возможность грамотно, творчески и осознанно выполнять свои профессиональные обязанности.

Литература:

1. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. - Ленинград: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1985.-207 с.

2. Кузьмина, Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе / Н.В. Кузьмина. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1973. - 106 с.

3. Хачикян, Е.И. Концепция формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя литературы: диссертация ...доктора пед. наук: 13.00.08 / Хачикян Елена Ивановна. - Калуга, 2001. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.