является продуктом конвертации значительной части профессиональных компетенций создателя.
Рассмотренное учебное задание (с незначительным упрощением в части дизайна) может быть предложено бакалаврам любого направления и на разных этапах обучения. С его помощью хорошо осуществлять рефлексию образовательного процесса и контролировать результат саморефлексии профессиональной подготовленности студентов.
По итогам выполнения данной работы у студентов были зафиксированы положительные изменения в способностях и мотивации к учебе, которые устойчиво сохраняются и не могут быть приписаны процессу естественного развития, а значит, явились результатом педагогического воздействия.
Примечание
'Предметом инженерной педагогики является все, что направлено на улучшение обучения техническим дисциплинам, и все виды деятельности преподавателя, касающиеся целей, содержания и форм обучения (А. Мелецинек).
Библиографический список
1. РФ. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон [от 29.12.2012, № 273] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения:11.07.2015).
2. Мелецинек, А. Инженерная педагогика / А. Мелецинек. — М. : МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с
3. Филатов, О. К. Основные подходы к построению информационной модели процесса обучения / О. К. Филатов // Информатика и образование. — 2007. — № 6. — С. 3-7.
4. Гамезо, М. В. Атлас по психологии : информац.-метод. пособие курсу Г18 «Психология человека» / М. В. Гамезо. — М. : Пед. общество России, 2004. — 276 с.
МАКАРОВА Таисья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2015 г. © Т. В. Макарова
УДк 378147 Н. Н. СУВОРОВА
Омский государственный университет путей сообщения
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЗДАНИЮ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА
В статье рассматриваются вопросы использования активных методов обучения студентов при создании рекламного текста. Дается описание основных из них, способствующих развитию умений и навыков написания рекламы. Приводятся результаты исследования, указывающие на эффективность использования активных методов при обучении созданию рекламных текстов.
Ключевые слова: методы, процесс обучения, рекламный текст, творчество, профессиональная компетентность.
В современных социоэкономических, культурных, политических условиях требуется специалист, готовый к непрерывному развитию и самосовершенствованию как личностному, так и профессиональному. Цель вуза — подготовить специалиста, который умеет инициативно, самостоятельно решать сложные профессиональные и жизненные задачи, умеет на практике применять знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, обладает гибким мышлением, стремится к творчеству.
В последнее время все большее распространение получили активные методы обучения [1, 2]. Под активными методами обучения понимаются те методы, в которых реализуется установка на большую активность студента в учебном процессе. Г. П. Щедровицкий называет активными методами обучения те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» [2, с. 61]. Учебный предмет при
таком обучении должен проектироваться не просто как совокупность знаковой системы и деятельности по ее усвоению, а как предмет деятельности студента. При обучении студентов созданию рекламного текста активные методы являются ведущими. Связано это с тем, что в процессе обучения студенты на занятиях занимаются той работой, которая предопределяет их будущую профессиональную деятельность. Одним из основных, направленных на достижение наилучшего результата в процессе обучения, был метод кейсов. В кейсе (буквально частный случай, конкретное дело) описывается конкретная ситуация, которая могла иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Участники обсуждения могут домысливать и строить на основе этого прогноза недостающую информацию и принимать решения [3, с. 206]. Так, например, предлагалось задание на построение рекламного текста определенной тематики, давалось несколько
о
от
Е
Т
рекламных источников, из которых студентам было необходимо извлечь важную информацию и написать рекламный текст заданного жанра.
Большую роль в формировании интереса к учению играет применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе, а именно реализация технологии проектного обучения на практических занятиях. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-деятельност-ного подхода в образовании и способствует развитию таких личностных качеств у студентов, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой систему, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность студентов, основанную на их личном интересе. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для студентов проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П. Ф. Каптерева [4], который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить» [5]. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений, но и на самореализацию личности. Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблем-ность, интегративность, контекстность. Диалогич-ность позволяет студентам в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «самооткровение личности» (М. М. Бахтин [6]). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия студентами нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой. Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у студентов, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату.
Метод проектов при формировании профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью прибли-
жает процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет студентам выбирать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и творческих способностей в процессе создания рекламных текстов. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполняя которые студенты осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности [1], учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, приобретать опыт решения творческих задач. Например, необходимо было соотнести рекламные тексты с предложенными заголовками; опираясь на информацию, изложенную в рекламном тексте, создать слоганы или эхо-фразы; ввести в текст речевые фигуры и тропы.
Игровые методы используются как в учебных целях, так и для решения реальных профессиональных задач. А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [7]. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моделей и ролей, играемых другими людьми. При правильной организации игры студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, т. е. деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию.
Большая эффективность учебных деловых игр по сравнению с более традиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условий профессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи [3, с. 204].
Результаты использования активных методов обучения студентов при создании рекламного текста были выявлены нами после следующего эксперимента. Первая группа студентов (контрольная), в основе обучения которой лежали традиционные методы обучения, создавала рекламный текст, оцениваемый по тем же параметрам, что и экспериментальная группа студентов, обучаемая через активные методы. В конце эксперимента студентам обеих групп предлагалось написать итоговый рекламный текст определённой тематики, используя все имеющиеся данные о предмете рекламирования, также можно было пользоваться созданными ранее рекламными текстами по проекту. Результаты выполнения заданий представлены в табл. 1.
Анализ результатов срезовых работ студентов показал, что после опытного обучения они усвоили достаточное количество приемов анализа и преобразования рекламного текста, научились создавать рекламные тексты и значительно повысили уровень усвоения учебного материала. Результаты написания итогового рекламного текста студентами контрольной и экспериментальной групп в процентном отношении представлены на диаграмме 1.
Таблица 1
Написание итогового рекламного текста
Оцениваемые параметры Кол-во студентов, освоивших данный прием
Контрольная группа Экспериментальная группа
1. Определение тематики рекламного текста 57,1 % 98,7 %
2. Описание выгод, которые даёт товар потребителю; оценка роли аргументов в раскрытии основной мысли рекламного текста 57,8 % 93,4 %
3. Оценка слогана и заголовка рекламного текста (соответствие заголовка основному содержанию рекламного текста) 71,5 % 96,4 %
4. Оценка композиции рекламного текста 52,4 % 91,3 %
5. Соответствие выбранного жанра содержанию рекламного текста 57,8 % 84,5 %
6. Оценка смысловой цельности, речевой связности рекламного текста, последовательности изложения рекламной информации в тексте, точности выражения мысли 52,4 % 97,5 %
7. Оценка соотношения размера рекламного текста и глубины содержания 43,7 % 94,4 %
8. Разнообразие грамматического строя языка 58,4 % 89,7 %
9. Соблюдение норм современного русского литературного языка 44,7 % 91,5 %
10. Творческий подход (слова-матрёшки, тропы, единицы экспрессивного синтаксиса и др.) 32,8 % 94,6 %
11. Стилистическая характеристика рекламного текста 37,8 % 96,4 %
Итого: 51,5 % 93,5 %
120,00% 100,00% 80,00°% 60,00°% 40,00°% 20,00%
1Л||||||
гп
■ Контрольная группа I Экспериментальная группа
123456789 10 11 Диаграмма 1. Результаты написания итогового рекламного текста студентами
Эффективность применения активных методов обучения студентов при создании рекламного текста подтверждают результаты заключительного контроля знаний, умений и навыков студентов при создании итогового рекламного текста. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что внедрение активных методов при обучении созданию рекламного текста является эффективным.
Библиографический список
1. Инновационная образовательная деятельность [Текст] / А. М. Кочнев [и др.] // Высшее образование в России. — 2004. — № 8. - С. 24-25.
2. Педагогика и логика [Текст] / Г. П. Щедровицкий [и др.] — М. : Касталь, 1993. — С. 58 — 64.
3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С. Д. Смирнов. — 4-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. — 400 с.
4. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс [Текст] / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения ; под ред. А. М. Арсеньева. — М., 1989. — 247 с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат [и др.] — М. : Академия, 2000. — 272 с.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1986. — 445 с.
7. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. — М. : Высшая школа, 1991. — 208 с.
СУВОРОВА Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2015 г. © Н. Н. Суворова
о
от
Е
Т
0,00%