Научная статья на тему 'Инфографическое резюме выпускника как результат конвертации итогов профессионального образования'

Инфографическое резюме выпускника как результат конвертации итогов профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
53
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / INFOGRAPHICS / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ / DATA VISUALIZATION / ИНФОГРАФИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ / INFOGRAPHIC SUMMARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Т.В.

В статье рассмотрены методические аспекты учебной работы «Создание инфографического резюме», которая выступает средством конвертации сложной для восприятия компетентностной модели выпускника в простую наглядную инфографическую форму, а также позволяет осуществить рефлексию и саморефлексию итогов профессиональной подготовки студента вуза.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Infographic CV of a graduate as the result of conversion of higher professional education output

This article deals with methodological aspects of academic task «Infographic CV creation», which is a tool of conversion of intricate competency-based model of a graduate to a simple explicit infographic form and also helps to achieve reflection and self-reflection of technical training and skills of the graduate.

Текст научной работы на тему «Инфографическое резюме выпускника как результат конвертации итогов профессионального образования»

13. Лыкова, Е. С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми / Е. С. Лыкова // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1 (28). - С. 56-62.

14. Лыкова, Е. С. Разработка методов обучения рисованию / Е. С. Лыкова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 1 (125). - С. 212-215.

15. Савельева, О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс До и После. - 2006. -№ 5. - С. 7-13.

ЛЫКОВА Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, научный сотрудник отдела организации и планирования научно-исследовательских работ. Адрес для переписки: dekanat.izo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2015 г. © Е. С. Лыкова

УДК 378.14

Т. В. МАКАРОВА

Омский государственный технический университет

ИНФОГРАФИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ ВЫПУСКНИКА КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНВЕРТАЦИИ ИТОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены методические аспекты учебной работы «Создание ин-фографического резюме», которая выступает средством конвертации сложной для восприятия компетентностной модели выпускника в простую наглядную инфографическую форму, а также позволяет осуществить рефлексию и саморефлексию итогов профессиональной подготовки студента вуза. Ключевые слова: инфографика, визуализация данных, инфографическое резюме.

Профессиональное образование представляет собой процесс и результат воспитания и обучения, «направленный на приобретение обучающимся... знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере» [1]. Завершенный цикл образования характеризуется соответствием выпускника вуза определенной единой совокупности требований, представленных в ФГОС в виде информационной модели, вербально отражающей наиболее существенные личностные качества выпускника — компетенции.

Главное назначение информационных моделей состоит в упрощении получения информации о свойствах объекта для решения конкретных практических задач. Компетентностная информационная модель бакалавра/ магистра/специалиста призвана лаконично представлять информацию о свойствах выпускника, приобретенных в итоге профессионального образования всем заинтересованным лицам.

Собранные в стандарте описания компетенций завершившего обучение человека являются основанием для разработки содержания обучения, но дают не четкую информацию о том, что должен уметь выпускник, подтверждая, что он профессионально состоятелен. Иными словами, компетентностная модель, присутствующая в ФГОС, не информативна для абитуриентов и их родителей,

не цитируема выпускниками и не востребована работодателями.

На кафедре «Дизайн и технологии медиаинду-стрии» ОмГТУ было проведено исследование, где бакалаврам направления «Информационные системы и технологии» (профиль «Информационные технологии в медиаиндустрии») предложено было составить резюме для соискания желаемой должности. Показательным является тот факт, что в результате саморефлексии, выполненной при составлении резюме, все студенты в качестве ключевых, выделили у себя слагаемые профессионализма, в явном виде не описанные в образовательном стандарте направления 230400 (09.03.02). Составляя профессиональный автопортрет, они указали как существенные, главным образом, те качества (компетенции), которые встречали в объявлениях о вакансиях, например, «знание языков PHP, С++, владение Adobe Photoshop, опыт администрирования сетей и пр.». Это обстоятельство вскрыло проблему недостаточного понимания бакалаврами итогов профессионального образования в части широты, глубины и системной связности. Другими словами, будучи подготовленными к исследованию, разработке, внедрению и сопровождению информационных систем, молодые люди не применили принципы системного подхода (анализа) к себе, как специалисту.

Исходя из сказанного и руководствуясь перечисленными ниже требованиями ФГОС, нами было разработано учебное задание «Создание

о

от

Е

Т

инфографического резюме», которое, с одной стороны, реализует развитие общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося, а с другой — предлагает ему проявить профессиональные качества и построить информационную модель специалиста (себя), конвертировав описание совокупности сформированных компетенций в вид резюме.

Предлагаемая студентам работа соотносится с рядом компетенций, формирование которых предусматривает ФГОС направления 09.03.02, а именно: умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции ... (ОК-6); способность выбирать и оценивать способ реализации информационных систем и устройств . для решения поставленной задачи (ОПК-6); способность к системному анализу предметной области (ПК-1); моделированию процессов и систем (ПК-5); способность разрабатывать средства реализации информационных технологий, в том числе методические и информационные (ПК-12); способность к анализу информации (ПК-22) и оформлению результатов в виде разного рода текстово-графических документов для презентации на научных конференциях и пр. (ПК-26).

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculumvitae — «течение жизни», жизнеописание) — это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Кроме того, резюме — это краткий вывод, сжато излагающий итоговый результат.

Понятие инфографика означает визуальное представление информации, данных и знаний с целью максимального удобства ее восприятия и понимания. Визуализация позволяет придать зримую форму мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д., преобразовать информацию в форму изображения.

Как можно заметить, понятия «резюме» и «ин-фографика» имеют схожий смысл, включающий лаконичное и доступное изложение проанализированных данных. Из этого делаем вывод, что работа по созданию инфографического резюме позволит студенту при осуществлении видимой цели — коротко, ясно, незаурядно рассказать о себе, — решить также ряд задач образовательного плана, связанных с анализом и представлением информации.

Остановимся подробнее на некоторых методических аспектах планирования данной учебной работы. Проектирование учебного задания «Создание инфографического резюме» осуществлено на основе идей инженерной педагогики1, представленных в работе А. Мелецинека, и подходов к моделированию процесса обучения, описанных О. К. Филатовым [2, 3].

Процесс преподавания выстраивается исходя из комплекса факторов, включающего: цели обучения, учебный материал, характеристики учебной группы и социокультурной среды, средства и методы обучения.

Установление целей — многоплановый сложный процесс. Цели обучения опираются, прежде всего, на требования, предъявляемые к профессиям и должностям, то есть на компетенции. Имеющие всеохватывающий характер, задающие общие рамки обучения и реализуемые, как правило, в рамках

целои дисциплины или курса цели называют направляющими.

Исходя из направляющих целеИ (в нашей работе их задают: ОК-6, ОПК-6, ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-22, ПК-26), путем описания конечного поведения учащихся, формируются «грубые и тонкие цели» — цели занятия и его результатов. Цель всегда отвечает на вопрос: «для чего учить?» и представляет собой продукт процесса преподавания. Разрабатываемое занятие должно научить студентов выполнять самоанализ системы сформированных профессиональных качеств, в сопоставлении их с требованиями образовательного стандарта и работодателя (рекрутера); отражать выявленный итог профессиональной подготовленности посредством резюме, выполненного в форме инфографики. Выбор формы продиктован профилем обучения (характеристики учебной группы) и особенностями социокультурной среды (в том числе индустрии визуальных коммуникаций).

Формулирование тонких целей учебной работы — одна из главных задач. Выполним ее в опоре на рекомендации А. Мелецинека, согласно которым формулировка цели должна содержать высказывания с описанием запланированного результата обучения в когнитивной (сфера мышления), психомоторной (сфера действий) и аффектной (сфера чувств) областях.

Цели когнитивной области, отражающей усвоенные знания и приобретенные интеллектуальные умения, включают следующие категории, расположенные по иерархии: знать — понимать смысл — сознательно использовать — анализировать — синтезировать — оценивать.

Цели психомоторной области, отражающей умения в части психомоторных способностей, подразумевают ключевое слово «делать». Здесь иерархия показывает рост уровня мастерства исполнителя: имитировать — манипулировать — точно выполнять — разделять на движения — делать естественно.

Цели аффективной области предполагают иерархию: воспринимать — адекватно реагировать — оценивать — организовывать — распределять по значимости.

Сформулированные нами «тонкие» цели учебной работы «Создание инфографического резюме» приведены в табл. 1.

Существует тесная связь между целями обучения и его содержимым. Обычно цели могут быть достигнуты с помощью различного учебного материала. Чем лучше этот материал отбирается, в том числе с точки зрения психологии обучения, тем выше вероятность достижения цели. При передаче сведений в рамках данного занятия важно предъявить студентам основополагающие факты, феномены, принципы и законы, определяющие суть знаний об инфографике и об информационной модели специалиста. Поскольку изолированные, не связанные друг с другом сведения легко и быстро забываются, включим отдельные факты и феномены в определенную, продиктованную назначением учебного занятия, структуру.

Студенты, как и все люди, с увлечением делают то, что удовлетворяет их потребности и приносит успех. В особенности, если явно прослеживается полезность текущего учения для успешного решения задач в ближайшей перспективе. Эффективное преподавание, в этой связи, требует учета характеристик учащихся и социокультурного фона.

Таблица 1

Тонкие цели учебной работы «Создание инфографического резюме»

Цели обучения Результат обучения

Область Категория

знать знать понятие «инфографика»; знать методы и способы визуализации данных; определять инфографические изображения в общем потоке разнородной графики

понимать смысл понимать суть инфографических сообщений; идентифицировать визуализированные данные; понимать целесообразность визуализации данных, информации, знаний

сознательно использовать использовать методы и способы визуализации информации в соответствии с типом передаваемых сведений, областью применения, целевой аудиторией

§ н в и т и н анализировать на основе системного подхода: анализировать информацию о требованиях фгос к уровню подготовки выпускника (компетентностная модель); выполнять расчленение на компоненты информации о требованиях работодателя к соискателю определенной должности; выполнять декомпозицию собственных знаний, умений, опыта, личностных качеств, накопленного профессионального «багажа», выделяя ключевые, с точки зрения выполняемой работы, характеристики

г о к синтезировать создавать абстрактный образ собственной личности как будущего профессионала (модель исследуемой системы), отражающий значимые характеристики личности (компоненты), уровень их развитости и пр. планировать макет завершенного инфографического документа

оценивать определять значимость каждой ключевой характеристики личности с точки зрения цели создания резюме; интерпретировать и критиковать визуальные (инфографические) сообщения и отдельные их компоненты; оценивать соответствие созданной модели визуализируемому объекту (собственной личности) и назначению, с точки зрения полноты, достоверности, адекватности предъявляемой информации; интерпретировать и критиковать визуальное (инфографическое) сообщение и отдельные его компоненты

психомоторная манипуляция, разделение на движения, естественность создавать текстово-графический документ, используя знания и умения в работе с графическими и др. редакторами

воспринимать воспринимать инфографику как источник информации (а не художественное украшательство или излишество)

я адекватно реагировать принимать инфографику как альтернативный способ предоставления информации; с пониманием относиться к пожеланиям (требованиям); визуализировать данные для упрощения их восприятия

ая Ё5 а е оценивать оценивать качество визуализации по достигаемому эффекту, разумности применения, эстетической привлекательности

а организовывать группировать данные по семантической близости; выстраивать визуальный порядок в документе

распределять по значимости используя различные характеристики (размер, цвет, положение и др.) формировать визуальную иерархию объектов в документе; программировать траекторию движения взгляда (внимания) пользователя при визуальном ознакомлении с элементами инфографики

В нашем случае просматривается следующая картина. Чтобы быть в состоянии следовать за ходом занятия и понимать учебный материал, учащийся изначально должен иметь: графическую подготовку (завершено изучение дисциплины/раздела, сформирована способность к использованию графических редакторов и иного ПО для решения профессиональных задач); навыки работы в среде Интернет; понятие о моделировании информационных систем. Эти предшествующие знания и уме-

ния образовывают предпосылки удовлетворительной работы студента. Эмоциональное отношение к учебному заданию преимущественно позитивное, поскольку тематика работы современна, соответствует контексту профессиональной сферы (медиа-индустрия), предполагает возможность самовыразиться, проявить креативность.

Выдаче задания на создание инфографического резюме предшествует аудиторное интерактивное общение, проводимое по следующей схеме.

о

от

Е

Т

1. Преподаватель знакомит студентов с понятием «инфографика», назначением инфографики, сферами применения. В частности, здесь рассматривается использование инфографики с целью: наглядно представить статистические данные, отобразить соотношение, продемонстрировать тенденцию; показать устройство, раскрыть составные части целого; изобразить путь, последовательность (действий, событий и пр.). Преподаватель акцентирует внимание студентов на наличие элементов, характерных для визуализации сведений каждого типа. Отметим, что на данном этапе речь про резюме не ведется.

2. Студенты, используя средства поиска картинок в сети Интернет, в течение ограниченного времени отыскивают по 2 — 3 примера инфографики, отображающей статистику, структурный состав, процесс.

3. В совместном фронтальном диалоге преподаватель обсуждает со студентами:

а) правильность выбора студента (инфографика соответствует заданному типу — показывает статистику, структуру, процесс);

б) информативность и эстетическую привлекательность выбранных примеров, уместность выбора автором средств визуализации информации.

4. Преподаватель рассказывает студентам о применении инфографики для визуального представления работодателю информации о профессиональном багаже и способностях личности соискателя (особенно творческих профессий, которые отдают предпочтения нестандартным подходам к составлению резюме). Демонстрирует примеры интерактивных резюме, акцентируя внимание на средства представления данных об образовании, опыте, качествах личности и т.п.

5. Студенты ищут в Интернете примеры инфо-графических резюме. Отбирают наиболее удачные (с их точки зрения).

6. В совместном диалоге преподаватель обсуждает со студентами плюсы и минусы найденных примеров.

Далее преподаватель выдает студентам задание по составлению личного инфографического резюме.

Согласно представлению О. К. Филатова, у каждого учащегося до начала выполнения учебного задания существует некая модель процесса и результата его выполнения («субъективная модель»), созданная на основе пропедевтических знаний и общей эрудиции. В процессе целенаправленного обучения, при выполнении учебных задач, происходит поэтапная трансформация этой модели в научную объективную форму, где в концентрированном виде отражены все существенные для решения поставленной задачи связи, свойства, отношения («объективная модель»).

Применительно к нашей работе это означает, что у студента есть первичное, сформированное на основе предшествующего опыта, собственное представление: о форме и содержании резюме соискателя; о профессиональных компетенциях бакалавра информационных систем и технологий в ме-диаиндустрии, и значимости их для работодателя; о наличии у себя востребованных профессиональных качеств и степени обладания каждым их них. В ходе педагогического взаимодействия должно произойти преобразование первичного образа представления себя, как специалиста, в полноценную объективную информационную модель и конвертирование полученной абстрактной модели

в инфографику, наглядно отображающую профессиональный образ выпускника и демонстрирующую, кроме прочего, уровень владения информационными технологиями создания и обработки графической информации.

Для полноценной реализации данной учебной работы преподавателю требуется понимание содержания субъективной модели. Наиболее наглядной формой ее представления является текстово-гра-фическая. Такой способ отображения информации и знаний выбран исходя из положения, что мышление всегда облачено в знаковую форму.

Предлагая студентам на первом этапе составить, а впоследствии, на втором — оптимизировать инфо-графическую модель выпускника, мы ориентируемся на утверждение психологов, что «в дальнейшем, созданная и отредактированная, сама форма, как знак или модель, сможет выступать в качестве материальной основы психического образа ... — сжатого, лаконичного и в то же время содержательного» [4].

Итак, на начальном этапе работы студенты выполняют построение инфографического резюме так, как считают нужным («начальная версия»). Далее, в процессе академического общения, преподаватель, в наводящем диалоге со студентами, помогает выполнить декомпозицию выстроенного студентами образа профессионала, обращает внимание на степень соответствия этого образа компе-тентностной модели выпускника, обсуждает способы формализации.

Комментируя итоги первого этапа, преподаватель раскрывает резервы совершенствования субъективной модели, возможности приближения ее к объективной, предлагает студентам получить новое знание.

На втором этапе студенты, вооруженные новым знанием, снова резюмируют свой образ профессионала («конечная версия»).

Идеальным результатом выполнения работы «Создание инфографической модели выпускника» является документ, информационный продукт, со следующими характеристиками, демонстрирующими единство формы и содержания:

— цельный, завершенный вид;

— обеспечивает быстрое восприятие разноплановой информации посредством визуальных образов, соответствующих контексту сообщения и существу передаваемых сведений;

— метод визуализации данных о претенденте адекватен их типу;

— информация о соискателе характеризуется широтой представленных данных и их разумной достаточностью;

— отобранная информация единой моделью системно и многосторонне представляет претендента как специалиста с соответствующим уровнем образования;

— представленные сведения адекватно описывают студента, отражают его индивидуальность;

— дизайн, в основе которого лежат креативный подход к визуализации уникальной информации и владение информационными технологиями создания и редактирования текстово-графических документов.

По нашему мнению, созданная студентом в соответствии с описанными характеристиками наглядная и адекватная инфографическая модель выпускника, с одной стороны, позволяет, конвертировать заявленный в ФГОС результат подготовки бакалавра в удобочитаемый вид, а с другой —

является продуктом конвертации значительной части профессиональных компетенций создателя.

Рассмотренное учебное задание (с незначительным упрощением в части дизайна) может быть предложено бакалаврам любого направления и на разных этапах обучения. С его помощью хорошо осуществлять рефлексию образовательного процесса и контролировать результат саморефлексии профессиональной подготовленности студентов.

По итогам выполнения данной работы у студентов были зафиксированы положительные изменения в способностях и мотивации к учебе, которые устойчиво сохраняются и не могут быть приписаны процессу естественного развития, а значит, явились результатом педагогического воздействия.

Примечание

'Предметом инженерной педагогики является все, что направлено на улучшение обучения техническим дисциплинам, и все виды деятельности преподавателя, касающиеся целей, содержания и форм обучения (А. Мелецинек).

Библиографический список

1. РФ. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон [от 29.12.2012, № 273] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения:11.07.2015).

2. Мелецинек, А. Инженерная педагогика / А. Мелецинек. — М. : МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с

3. Филатов, О. К. Основные подходы к построению информационной модели процесса обучения / О. К. Филатов // Информатика и образование. — 2007. — № 6. — С. 3-7.

4. Гамезо, М. В. Атлас по психологии : информац.-метод. пособие курсу Г18 «Психология человека» / М. В. Гамезо. — М. : Пед. общество России, 2004. — 276 с.

МАКАРОВА Таисья Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: tajam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2015 г. © Т. В. Макарова

УДк 378147 Н. Н. СУВОРОВА

Омский государственный университет путей сообщения

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЗДАНИЮ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА

В статье рассматриваются вопросы использования активных методов обучения студентов при создании рекламного текста. Дается описание основных из них, способствующих развитию умений и навыков написания рекламы. Приводятся результаты исследования, указывающие на эффективность использования активных методов при обучении созданию рекламных текстов.

Ключевые слова: методы, процесс обучения, рекламный текст, творчество, профессиональная компетентность.

В современных социоэкономических, культурных, политических условиях требуется специалист, готовый к непрерывному развитию и самосовершенствованию как личностному, так и профессиональному. Цель вуза — подготовить специалиста, который умеет инициативно, самостоятельно решать сложные профессиональные и жизненные задачи, умеет на практике применять знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, обладает гибким мышлением, стремится к творчеству.

В последнее время все большее распространение получили активные методы обучения [1, 2]. Под активными методами обучения понимаются те методы, в которых реализуется установка на большую активность студента в учебном процессе. Г. П. Щедровицкий называет активными методами обучения те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» [2, с. 61]. Учебный предмет при

таком обучении должен проектироваться не просто как совокупность знаковой системы и деятельности по ее усвоению, а как предмет деятельности студента. При обучении студентов созданию рекламного текста активные методы являются ведущими. Связано это с тем, что в процессе обучения студенты на занятиях занимаются той работой, которая предопределяет их будущую профессиональную деятельность. Одним из основных, направленных на достижение наилучшего результата в процессе обучения, был метод кейсов. В кейсе (буквально частный случай, конкретное дело) описывается конкретная ситуация, которая могла иметь место или реально происходила. Рассматриваются факты, решения, принятые в течение определенного времени, которые описываются не абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Участники обсуждения могут домысливать и строить на основе этого прогноза недостающую информацию и принимать решения [3, с. 206]. Так, например, предлагалось задание на построение рекламного текста определенной тематики, давалось несколько

о

от

Е

Т