Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в процессе работы с рекламными текстами'

Формирование профессиональных компетенций у студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в процессе работы с рекламными текстами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ / УПРАЖНЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SKILLS AND ACQUIREMENTS / PROFESSIONAL TRAINING / ADVERTISING TEXT / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Надежда Николаевна

Данная статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в вузе. Рассматривается система упражнений, формирующая профессиональные компетенции у студентов при работе с рекламными текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation professional competences in students of «»Advertising and Public Relations«» specialty in the course of work with advertising texts

This article is devoted to the problems of students' professional training on specialty «Advertising and Public Relations» in Higher Education Institutions. The system of exercises which forms the professional competences of students working on advertising texts is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в процессе работы с рекламными текстами»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

деятельности; способностью к самоанализу, самооценке; готовностью к решению профессиональных задач на практике.

Модель профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства на занятиях по основам дизайна включает компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, технологический, результативно-оценочный. Компоненты представлены критериями и характеризуются показателями. Критерии и показатели позволяют определить уровни профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, дать характеристику каждому уровню.

Таким образом, профессиональное становление студентов ориентировано на усиление практической подготовки будущих учителей к реализации новых профессиональных задач, поставленных в современных нормативных документах образовательной области «Искусство», направлено на развитие и саморазвитие личности, на формирование педагогических компетенций, овладение продуктивными технологиями и методами обучения учащихся. Вышеизложенное позволило обосновать модель профессионального становления, которая включает компоненты, отражающие основные этапы этого процесса: мотивационно-целевой, содержательно-деятельностный, технологический, результативно-оценочный.

Библиографический список

11 классы. Основы дизайна: 5 — 9 классы. Основы народного декоративно-прикладного искусства: 1 — 8 классы. — 4-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2002. — 288 с.

2. Петрусевич, А. А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. — 268 с.

3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

4. Сериков, В. В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. — 2010. — № 5. — С. 29-37.

5. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — СПб. : Питер, 2007. — 352 с.

6. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-метод. пособие для учителей /

О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : КАРО, 2006. — 176 с.

КУЧЕРОВА Алина Васильевна, старший преподаватель кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: 6444050, г. Омск, пр. Мира 11.

1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. Живопись: 1 —

Статья поступила в редакцию 26.12.2011 г. ©А. В. Кучерова

"ДК 378 2 Н. Н. СУВОРОВА

Омский государственный университет путей сообщения

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С РЕКЛАМНЫМИ ТЕКСТАМИ

Данная статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» в вузе. Рассматривается система упражнений, формирующая профессиональные компетенции у студентов при работе с рекламными текстами.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, навыки и умения, профессиональная подготовка, рекламный текст, упражнения.

В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации выпускников высшей школы. Развитие теории профессионального образования предполагает «создание новой педагоги-

ки» [1, с. 3], обеспечивающей высокое качество профессиональной подготовки, отражение в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов предполагает формирование профес-

сиональных компетенций. Профессиональная компетенция — целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность. В данной статье рассмотрим формируемые профессиональные навыки и умения.

Профессиональный навык — доведенный до автоматизма способ эффективного выполнения профессионального действия. По мнению Н. Ф. Талызиной, «навыки — это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возник как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [2, с. 235].

Профессиональное умение — освоенный профессионалом комплексный способ успешного выполнения сложного профессионального действия или решения задачи в нестандартных, необычных, усложненных ситуациях. В педагогике умения — это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющиеся условия практической деятельности» [3, с. 158]. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, повторяющихся ситуациях, то умение — именно в нестандартных, разнообразных, заметно отличающихся друг от друга.

В процессе обучения студентов специальности «Реклама и связи с общественностью» созданию рекламного текста необходимо сформировать профессиональные умения и навыки. Достичь этой цели помогает система упражнений, где в качестве примеров выступают печатные рекламные тексты города Омска.

В современной дидактике упражнение характеризуется как «структурная единица методической организации материала непосредственно в учебном процессе, которая обеспечивает предметные действия с этим материалом и формирование на их основе умственных действий» [4, с. 88].

Представленные в данной статье упражнения разделены на четыре этапа. На первом этапе предлагаются задания на изучение рынка рекламной информации. Рассматриваются все возможные средства распространения рекламы, параметры, по которым реклама классифицируется. Оцениваются плюсы и минусы того или иного средства распространения рекламы. В конце этого этапа работы студенты приобретают следующие навыки и умения:

— выбирать сферу деятельности (финансовая реклама, реклама красоты и здоровья, реклама в сфере отдыха и туризма, реклама продуктов питания);

— отбирать рекламные тексты предполагаемых конкурентов;

— определяться с выбором вида и средства массовой информации;

— описывать выгоды, предоставляемые потребителю;

— продумывать жанровое своеобразие будущих рекламных произведений;

— представлять собранную информацию в виде первичного рекламного текста.

Приведём примеры упражнений данного этапа обучения:

Напишите первичный рекламный текст, выполнив следующие задания:

— определите сферу, в ключе которой будет создаваться ваш рекламный текст;

— охарактеризуйте товар (услугу), потребительский рынок, категорию лиц, которая будет использовать ваш товар (или пользоваться услугой);

— опишите выгоды, которые предоставляет ваш товар потребителю;

— изучите похожий товар на рынке, просмотрите рекламные тексты конкурентов;

— учитывая полученную информацию, набросайте несколько вариантов будущего рекламного текста;

— из полученных вариантов выберите самую важную информацию, напишите рекламный текст.

Найдите рекламные статьи в журналах и газетах вашей тематической группы (Омскбанк, АН «Омская недвижимость», ОмГУПС, Омский бекон, Сладуница), изучите материал, на основе полученных данных создайте свой рекламный текст, выполняя следующие задания:

— сформулируйте уникальное торговое предложение;

— предложите несколько вариантов рекламного текста на основе собранного материала;

— выделите основные положения в каждом тексте;

— соедините в один рекламный текст всю собранную информацию;

— используя данные развернутой рекламной статьи, напишите рекламный текст, отразив важную рекламную информацию.

Охарактеризуйте отличительные особенности (в сравнении) психологических возможностей наружной рекламы, рекламы в прессе, на радио и телевидении.

Напишите рекламный текст, опираясь на составляющие формулы ЛЮСЛ (внимание, интерес, желание, доверие, действие).

Создайте рекламные тексты для потребителей разных возрастных и социальных групп.

На втором этапе студенты знакомятся со способами изложения информации в рекламном тексте. Изучают жанровое своеобразие и композиционную структуру рекламного текста. Создают рекламные заголовки, слоганы, коды, эхо-фразы. Рассматривают основные виды информационной части рекламного текста. Профессиональные компетенции, формируемые на данном этапе:

— умение анализировать композицию рекламного текста;

— владение жанрами рекламного текста;

— изложение рекламной информации;

— формулировка основной мысли рекламного текста;

— оценивание размера рекламного текста и глубины содержания;

— создание слогана, заголовка, ОРТ и заключительной части рекламного текста.

Приведём примеры упражнений второго этапа обучения:

Укажите наиболее приемлемые носители информации для распространения рекламы коммерческого банка; магазина детских товаров; учебного заведения; ресторана; базы отдыха.

Создайте рекламу следующих видов: стимулирующая; реклама в целях расширения сбыта продукции; сравнительная; напоминающая; превентивная; подкрепляющая; внутрифирменная.

Охарактеризуйте рекламные тексты по следующим критериям: носители рекламной информации;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

реклама с точки зрения основных целей и задач; реклама по широте охвата аудитории.

Определите типы предложенных рекламных текстов, особое внимание обратите на классификацию рекламы по типу ее инициатора, по направленности на аудиторию, по широте охвата аудитории, по предмету рекламной коммуникации, по способам воздействия, по способу выражения.

Найдите в СМИ рациональную рекламу, трансформируйте её в эмоциональную.

Найдите в СМИ «жесткий» рекламный текст, используя изложенную в нем информацию, напишите «мягкую» рекламу.

Выберите рекламируемый объект и создайте рекламные тексты разных жанров, например, прорекламируйте новый магазин в жанре интервью и в жанре рекламной статьи.

Проанализируйте композицию предложенного рекламного текста, создайте рекламный текст своей тематической группы, используя данную композицию.

На третьем этапе студенты совершенствуют свои умения в оформлении рекламного текста. Здесь рассматриваются языковые особенности рекламного текста, отрабатываются орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные и стилистические нормы. В конце этого периода обучения студенты должны:

— оценивать фонетическое оформление рекламного текста;

— анализировать лексические, словообразовательные, грамматические, орфографические и другие нарушения норм современного русского языка;

— составлять словарь частотных слов для своей тематической группы;

— создавать рекламное сообщение с использованием разнообразных грамматических средств русского языка.

Формированию профессиональных компетенций способствовали упражнения:

Образуйте существительные от следующих глаголов. Поставьте ударение.

Договариваться, сосредоточить, намереваться, созывать, осведомить, приобрести, уведомить, ходатайствовать.

Запишите текст, употребив имена числительные в нужных падежах.

У нас в студии Семён Николаевич Ковалёв, немало добившийся в оптовой торговле. Он, имея всего 576 рублей начального капитала, смог за месяц увеличить его до 864 359 рублей. Уставный капитал зарегистрированной им вскоре фирмы составил более 235 990 000 рублей. Ныне его состояние приближается уже к 915 743 000 долларов.

Напишите рекламный текст, который соответствует нормам современного литературного языка (оцените фонетику, лексику рекламного текста, проверьте правильность употребления грамматических форм, строение предложений и словосочетаний).

На четвёртом этапе работы с рекламными текстами студенты оценивают рекламное произведение в целом, создают и редактируют рекламные тексты. В процессе обучения студенты приобретают следующие профессиональные компетенции:

— устранять допущенные в рекламном тексте ошибки;

— выполнять разные виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение);

— вводить в рекламный текст слова-матрёшки [5, с. 23], изобразительно-выразительные средства, элементы экспрессивного синтаксиса;

— уметь при минимуме слов излагать максимум рекламной информации;

— оценивать рекламный текст с разных сторон (стиль, структура, жанр, языковые особенности и др.).

Помогают достичь поставленной цели такие упражнения:

Охарактеризуйте рекламные тексты. Как соотносятся заголовки и коды (эхо-фразы)? Предложите свои варианты начала и завершения рекламных текстов.

Озаглавьте тексты. Напишите коды (эхо-фразы).

Создайте слоганы или заголовки, в основе которых будут смежные с омонимией явления (омофоны, омоформы), например: Если ты устал от дел, поезжай в Политотдел! (База отдыха «Политот-деё»).

Оцените структурные особенности рекламных текстов, проанализируйте их объем и полноту содержания. Внесите изменения.

Создайте основные рекламные тексты, имеющие следующие заголовки

Мышцы в тонусе, в кошельке — бонусы! (спортивный клуб «Амбассадор»).

Рестораном — по килограммам! — ресторан «Старый Омск».

Уколите меня красотой! (салон красоты «Clematis»).

Выполните правку-сокращение рекламного текста.

Изложите основную мысль рекламного текста, отразите её в слогане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создайте рекламный слоган определённой тематической группы с использованием слов-матрёшек (пУХовики «ФИЛ»), куПИКвартиру (ПИК Первая Ипотечная Корпорация).

Напишите рекламный текст определённой тематической группы в стихах.

Создайте образ рекламируемого товара, используя тропы, речевые фигуры.

Найдите ошибки в синтаксическом оформлении рекламного текста, отредактируйте предложения.

Исправьте ошибки и недочёты, допущенные в рекламном тексте.

Предложенные упражнения сформировали у студентов необходимые в профессиональной деятельности компетенции: устанавливать смысловые связи между словами одной тематической группы; владеть типологией рекламных текстов; интерпретировать значения слов, реализуемых в контексте; выявлять и толковать смысловую и языковую организацию слова; выделять главные и второстепенные факты сообщения; осознавать и объяснять уместность употребления в разных рекламных текстах слов того или иного лексического значения и морфологического состава; осуществлять орфографическое комментирование слова с разной степенью развёрнутости; уметь воспринимать и отбирать необходимую информацию, поступающую из различных источников; формулировать тему высказывания, определять её границы, выделять подтемы (микротемы); отбирать и систематизировать накопленный материал, располагать его в нужной последовательности; владеть нормами оформления текстов; выявлять лексический код исходного текста; устанавливать жанровую эквивалентность рекламных текстов; структурировать и оформлять рекламное сообщение; создавать и редактировать

рекламные тексты. Формируя профессиональные навыки и умения работы с рекламными текстами, мы постарались приблизить процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов, для этого в качестве примеров использовали печатные рекламные тексты города Омска.

Библиографический список

1. Михайлова, Н. Н. Развитие образовательных технологий начального профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Михайлова. — М., 2007. — 42 с.

2. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 1998. — 288 с.

3. Столяренко, А. М. Общая и профессиональная психология [Текст] : учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений / А. М. Столяренко. — М. : Юнити-Дана, 2003. - 382 с.

4. Ильин, М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку [Текст] / М. С. Ильин. — М. : Педагогика, 1975. —

152 с.

5. Вернадская, Ю. С. Текст в рекламе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» / Ю. С. Вернадская. — М. : Юнити-Дана, 2008. — 288 с.

СУВОРОВА Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.12.2011 г.

© Н. Н. Суворова

УДК 377.3 : 81 Е. А. БОБЕР

Омский государственный педагогический университет

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данное исследование посвящено проблеме становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: становление, ценностные ориентации, профессиональные ценностные ориентации, гуманизация и гуманитаризация образования.

Развитие нашего общества, изменения в сфере экономики, кризис культуры и духовности, интеграция России в мировое социокультурное пространство диктуют необходимость обновления всех аспектов образовательной политики. Современное образование должно быть нацелено на повышение качества подготовки специалиста, способного быть активным субъектом собственной деятельности, на развитие его личности, формирование гуманитарных ценностей, воспитание патриота и гражданина. Тенденция достижения нового качества образования выступает сегодня как фундаментальная проблема, которая дает направление на достижение таких показателей экономического и социального развития общества, которые будут выражаться на более высоком уровне жизни людей и стабильности Российского государства.

Растущий интерес общественности вызывает и профессиональная подготовка медицинских работников, а также специфическая особенность их профессиональной деятельности. Среднее профессиональное образование (СПО) становится центром педагогической культуры и этики, источником гуманистических знаний, а также основой интеллектуально-нравст-

венного совершенствования, высокого образовательно-профессионального и общекультурного развития будущих специалистов [1].

Проблема исследования профессиональных ценностных ориентаций является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей [2, 3].

В связи с этим важнейшая проблема современности состоит в том, чтобы осуществить поиск путей, способствующих становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинских колледжей. Выполнить такую подготовку можно лишь, опираясь на идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

Образование должно обеспечивать условия не только для профессионального, но и личностного развития специалиста. В Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования отражен эталон личности будущего специалиста, который включает в себя чувство собственного

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.