рекламные тексты. Формируя профессиональные навыки и умения работы с рекламными текстами, мы постарались приблизить процесс обучения к будущей профессиональной деятельности студентов, для этого в качестве примеров использовали печатные рекламные тексты города Омска.
Библиографический список
1. Михайлова, Н. Н. Развитие образовательных технологий начального профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Н. Михайлова. — М., 2007. — 42 с.
2. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] /
Н. Ф. Талызина. — М. : Академия, 1998. — 288 с.
3. Столяренко, А. М. Общая и профессиональная психология [Текст] : учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений / А. М. Столяренко. — М. : Юнити-Дана, 2003. - 382 с.
4. Ильин, М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку [Текст] / М. С. Ильин. — М. : Педагогика, 1975. —
152 с.
5. Вернадская, Ю. С. Текст в рекламе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 (350700) «Реклама» / Ю. С. Вернадская. — М. : Юнити-Дана, 2008. - 288 с.
СУВОРОВА Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры русского и иностранных языков.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2011 г.
© Н. Н. Суворова
УДК 377.3 : 81 Е. А. БОБЕР
Омский государственный педагогический университет
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Данное исследование посвящено проблеме становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: становление, ценностные ориентации, профессиональные ценностные ориентации, гуманизация и гуманитаризация образования.
Развитие нашего общества, изменения в сфере экономики, кризис культуры и духовности, интеграция России в мировое социокультурное пространство диктуют необходимость обновления всех аспектов образовательной политики. Современное образование должно быть нацелено на повышение качества подготовки специалиста, способного быть активным субъектом собственной деятельности, на развитие его личности, формирование гуманитарных ценностей, воспитание патриота и гражданина. Тенденция достижения нового качества образования выступает сегодня как фундаментальная проблема, которая дает направление на достижение таких показателей экономического и социального развития общества, которые будут выражаться на более высоком уровне жизни людей и стабильности Российского государства.
Растущий интерес общественности вызывает и профессиональная подготовка медицинских работников, а также специфическая особенность их профессиональной деятельности. Среднее профессиональное образование (СПО) становится центром педагогической культуры и этики, источником гуманистических знаний, а также основой интеллектуально-нравст-
венного совершенствования, высокого образовательно-профессионального и общекультурного развития будущих специалистов [1].
Проблема исследования профессиональных ценностных ориентаций является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей [2, 3].
В связи с этим важнейшая проблема современности состоит в том, чтобы осуществить поиск путей, способствующих становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинских колледжей. Выполнить такую подготовку можно лишь, опираясь на идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
Образование должно обеспечивать условия не только для профессионального, но и личностного развития специалиста. В Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования отражен эталон личности будущего специалиста, который включает в себя чувство собственного
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
достоинства, высокую гражданственность, толерантность, ориентацию на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Гуманитарная подготовка необходима для формирования и развития у студентов профессиональных ценностных ориентаций [4, 5, 6]. Это особенно важно для специалистов в области медицины, так как пациент, доверяющий им своё здоровье, свою жизнь, должен быть уверен не только в профессионализме медицинских работников, но и в их порядочности, честности, доброте и милосердии [7].
Профессиональные ценностные ориентации связаны с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные профессиональные ценностные ориентации обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом [8].
Анализ философской, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы показал, что термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.
В современном общепринятом научном понимании «становление — философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений — их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [9].
Мы разделяем мнение Л.Е. Балашова о том, что становление является более фундаментальной категорией, чем развитие. Становление означает восхождение от низшего к высшему (от низших форм действительности к высшим). Развитие же означает рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности к развитию большей степени сложности. Становление субъек-тности — это движение смыслов, обретение новых смыслов жизни и деятельности, постоянное определение человеком меры свободы и ответственности в современном изменчивом мире.
Становление профессиональных ценностных ориентаций — сложный и длительный процесс, целью которого является всестороннее гармоничное развитие личности медика. Среди направлений такого развития можно выделить следующие:
— информационно-мировоззренческая ориентация студентов медицинского колледжа в понимании смысла жизни, своей уникальности и ценности;
— приобщение к системе ценностей, выражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование личного отношения к ним;
— усвоение общечеловеческих норм гуманизма (истины, справедливости, добра, красоты, взаимопонимания, сочувствия, милосердия и др.) [10];
— развитие у студентов медицинского колледжа этических ценностей, уважение к законам страны и гражданским правам личности.
Важная роль в решении задач гуманитаризации образовательного процесса отводится гуманитарным дисциплинам. В связи с этим немаловажное значение приобретает методика преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском колледже, где гуманитарные науки значительно отличаются от профильных предметов. Следует заметить, что важным является необходимость создания особой среды, в которой реализовался бы внутренний духовно-нравственный потенциал будущего медицинского работника [8].
Чтобы добиться эффективных успехов по становлению профессиональных ценностных ориентаций в системе образовательной подготовки студентов медиков, необходимо создавать эффективные педагогические условия. Наиболее перспективными, среди которых видятся следующие:
— коррекция содержания курсов учебных дисциплин, с тем чтобы в них были представлены не только предметные знания, но и знания, формирующие профессиональные ценностные ориентации;
— разработка проблемно-творческих методов обучения.
Оптимальное становление профессиональных ценностных ориентаций при подготовке студентов в среднем профессиональном учебном заведении представляется как взаимосвязь следующих компонентов:
— информационно-теоретического;
— ценностно-ориентационного;
— нормативно-регулятивного;
— коммуникативного;
— практического.
При этом три первых компонента определяют содержание и направленность деятельности студентов-медиков, последние два компонента предполагают ее непосредственную реализацию.
Приобщение студентов к ценностям и создание комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития личности являются актуальными задачами такой гуманитарной дисциплины, как иностранный язык.
Изучение иностранного языка в значительной степени способствует гуманитаризации и через нее гуманизации профессионального образования. Великий русский педагог К.Д. Ушинский глубоко осознавал роль и значение знания иностранных языков: «Знание иностранных европейских языков, и в особенности современных, одно может дать русскому человеку возможность полного самостоятельного и не одностороннего развития, а без этого прямой и широкий путь науки будет для него всегда закрыт» [11] .
Лингвообразование в СПО способствует гуманитаризации профессионального образования и формированию личности будущего медицинского работника при условии выделения в этом процессе гуманитарной сущности и интеграции дисциплины иностранный язык с другими гуманитарными и медицинскими дисциплинами.
Иностранный язык обладает огромным гуманистическим, т.е. личностно-развивающим потенциалом. По мнению основоположника развивающего обучения И.Г. Песталоцци, конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. «Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является “священной задачей". Поэтому не человеческая природа должна быть приведена в соответствие с научными предметами, а научные предметы — с человеческой природой». Необходимо создавать условия
для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая знания и личностные качества для всей последующей деятельности.
Рассмотрим возможности данной дисциплины в процессе становления профессиональных ценностных ориентаций студентов. Становление профессиональных ценностных ориентаций осуществляется через ценностно-ориентированное содержание дисциплины, форму самих учебных заданий, активные методы обучения, характер общения со студентами и модернизацию системы внеурочной деятельности. Обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу студентов в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей.
Учебный материал дисциплины «Иностранный язык» позволяет акцентировать внимание на вопросах актуальных для будущих фельдшеров и медицинских сестёр:
— личность медицинского работника;
— ценность здоровья;
— оказание психологической поддержки пациенту во время заболевания;
— внимательное и чуткое отношение к пациентам;
— индивидуальный подход к каждому пациенту с учётом его личностных особенностей и обстоятельств;
— ценность жизни любого человека.
На занятиях по иностранному языку студентам предлагается изучить ситуацию, выявить проблему и наметить пути её решения. Учебная деятельность организуется таким образом, чтобы стимулировать студентов на обмен мнениями и личным жизненным опытом. Студенты получают необходимые речевые ресурсы для осуществления вербального взаимодействия и выполнения учебных заданий.
На основе учебного материала моделируются воспитательные ситуации, которые позволяют студентам найти верную модель поведения и высказать свою точку зрения на ту или иную жизненную проблему. Одним из воспитательных средств является наследие человеческой мысли: пословицы, поговорки, афоризмы, которые представляют общечеловеческие нормы бытия, заключают в себе возможность познать жизнь и дают стимул к размышлениям.
Изучение нравственных истин позволяют высветить жизненно важные проблемы для становления личности будущих медицинских работников. В дальнейшем эти истины могут стать руководством к действию и подсказать правильное решение какой-либо сложной профессиональной или жизненной ситуации.
С целью становления профессиональных ценностных ориентаций применяются активные методы обучения: коммуникативный, игровой, групповой, проблемный, проектный, а также ролевые игры.
При коммуникативном методе обучение иностранному языку происходит через общение. Это означает практическую ориентацию заданий. Каждый учащийся осознает, что может дать лично ему практическое владение языком. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций и проблем общения, в ходе которых студенты моделируют реальную деятельность человека. На занятиях по иностранному языку используются речевые упражнения, которые лежат в основе данного метода. При выполнении таких упражнений студенты решают речемы-
слительные задачи. Они используются при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких-то событий. Участие в таких ситуациях способствует формированию умений выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Применение игровых методов и ролевых игр на занятиях по иностранному языку стимулирует формирование творческой личности, проявляющей инициативу в своём виде деятельности и занимающей активную социальную позицию.
При изучении иностранного языка большое внимание уделяется групповым формам обучения, позволяющим вовлекать студентов в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Метод проектной методики эффективен для развития активного самостоятельного мышления. Работа над проектами даёт студентам возможность для самовыражения и проявления своих творческих способностей. Под руководством преподавателей они разрабатывают творческие проекты по таким актуальным темам, как «В здоровом теле — здоровый дух», «Экология окружающей среды», «Профилактика курения», «Моя семья — моё богатство», «Роль врача в жизни общества» и т.д. Данный вид работы позволяет студентам применить свои знания в реальных жизненных ситуациях, увидеть и понять окружающий мир, ориентироваться в нем, осознать свою роль и предназначение.
Учебный процесс на занятиях по иностранному языку организуется с учётом необходимости формирования личности, способной в дальнейшем реализовывать идеи здорового образа жизни на практике и нести ответственность за своё здоровье и здоровье других людей. Особенное значение этот фактор приобретает в процессе воспитания будущего медицинского работника.
Внеаудиторная работа на иностранном языке расширяет знания студентов об особенностях социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны, и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения. У студентов формируется уважение к другим народам, толерантность к иному образу жизни; совершенствуется способность учащихся созидать; развивается креативное мышление, лидерские качества и способность работать в команде. Формируется личность, обладающая профессиональными ценностными ориентациями.
В условиях неопределённости духовно-нравственных ориентиров молодёжи, потери интереса к знаниям, ослабления общественной активности необходимо использовать богатый потенциал всех гуманитарных дисциплин, в том числе и дисциплины «Иностранный язык», для становления профессиональных ценностных ориентаций студентов. Именно гуманитарная составляющая среднего профессионального образования способна направить процесс формирования личности студента медицинского колледжа по пути поиска истинных ценностей жизни и профессиональной деятельности. В связи с этим гуманитарные науки являются неисчерпаемым источником освоения студентами медицинского колледжа нравственных и жизненных ценностей.
Библиографический список
1. Музалевская, Л. В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках реформы сестринского оразования /
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
Л. В. Музалевская // Методологическое обеспечение современных философских проблем : сб. науч. тр. — Иркутск, 2006. — № 5. - С. 213-226.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жиз-
недеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал — 1994. — № 5. — С. 63-70.
3. Нургалиева, Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности / Г. К. Нургалиева. — СПб., 1993. — С. 51.
4. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности / А. Г. Здравомыслов. — М., 1986. — С. 163.
5. Леонтьев, Д. А Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — М., 1992. — С. 37.
6. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 15 — 25.
7. Медицинское образование XXI века : матер. V Межд. науч.-пр. конф. — Витебск, 2000. — С. 77.
8. Денисов, И. Н. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы / И. Н. Денисов. — М. : Издательство ММСИ, 1998. — 112 с.
9. Вишнягова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнягова. — М., 1999. — 538 с.
10. Шаров, А. С. Система ценностных ориентаций как психический механизм регуляции жизнедеятельности человека : автореф. дис. ... канд. псих. наук / А. С. Шаров. — Новосибирск, 2000. — С. 9.
11. Ушинский, К. Д. Сочинения. В 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушин-ский. — М., 1948. — 553 с.
БОБЕР Екатерина Александровна, аспирантка кафедры педагогики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.
© Е. А. Бобер
Информация
Стипендия имени Галины Старовойтовой 2012/13 года
В 2012/13 академическом году, как и в предыдущие годы, Институт Кеннана рассчитывает предоставить соискателям две стипендии — одну на шесть месяцев и одну на три месяца.
Стипендия присуждается ученым, журналистам, представителям общественных организаций, политикам Российской Федерации, которые успешно сочетают идеи с конкретной общественной деятельностью по защите прав человека и разрешению конфликтов, обладают выдающимися способностями и опытом работы в различных сферах, включая управленческую, общественную, профессиональную и научную.
Представители академической среды должны иметь степень кандидата наук как минимум, других сфер — эквивалентный уровень профессиональных достижений. Присуждение стипендии осуществляется на конкурсной основе, в несколько этапов.
К рассмотрению принимаются исследовательские проекты по следующим направлениям:
— верховенство закона и связанные с этим проблемы;
— права человека;
— политические, этнические, религиозные, расовые и культурные проблемы;
— разрешение конфликтов;
— развитие демократических институтов;
— построение гражданского общества и связанные с этим проблемы;
— воспитание гражданственности и связанные с этим культурные проблемы;
— нациестроительство;
— национализм и ксенофобия;
— толерантность;
— проблемы свободы прессы.
По условиям программы стипендиат должен находиться в Институте Кеннана Международного научного центра имени Вудро Вильсона, Вашингтон, округ Колумбия, на протяжении всего срока, предусмотренного грантом.
Программа осуществляется при финансовой поддержке Бюро по образованию и культуре Государственного департамента США и Отдела печати и культуры Посольства США в Москве.
За более подробной информацией обращайтесь к руководителю программ РОО «Кеннан» Галине Левиной:
Электронная почта: [email protected]
телефоны: +7 (495) 695-1139 и +7 (495) 695-1168
Крайний срок подачи заявок — 07 мая 2012 года.
Победителям конкурса будет выплачиваться ежемесячная стипендия, а также будут предоставлены первоклассные условия для научной работы, компьютер и компьютерная поддержка, помощь в проведении исследования. Стипендиаты смогут участвовать в дискуссиях с представителями политических и научных кругов в рамках встреч, конференций и других мероприятий, организуемых Институтом Кеннана и Международным научным центром имени Вудро Вильсона.
Подробная информация о конкурсе и бланк анкеты на сайте Института Кеннана
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/264/231637.php (дата обращения: 11.03.2012).