Научная статья на тему 'Активные методы обучения как средство повышения качества среднего профессионального образования'

Активные методы обучения как средство повышения качества среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассматриваются теоретические основы активных методов обучения и их классификация, описывается результат исследования роли активных методов обучения в повышении качества среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения как средство повышения качества среднего профессионального образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы активных методов обучения и их классификация, описывается результат исследования роли активных методов обучения в повышении качества среднего профессионального образования. Ключевые слова: активные методы обучения, среднее профессиональное образование, качество среднего профессионального образования.

Качество среднего профессионального образования подразумевает комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки студентов, выражающую степень их соответствия ФГОС, в том числе и уровень достижения планируемых результатов образовательных программ.

Одним из факторов, воздействующих на качество профессионального образования, является внедрение новых подходов к организации учебного процесса, а именно применение активных методов обучения.

К родоначальникам идей использования активных методов обучения в образовательном процессе относятся Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, А. Дистервег, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский и др. [4].

Я.А. Коменский, рассматривая методы обучения многоаспектно, отдавал приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность [2].

Важную роль в современном становлении активных методов обучения сыграло развитие игротехнического движения, проявившееся после зарождения деловых игр. Первая в истории деловая игра была разработана М.М. Бирштейн и проведена в СССР в 1932 году.

Свой вклад в становлении и развитии активных методов обучения внесли И.Г. Абрамова, Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, С.Р. Гидрович, С.С. Егоров, В.М. Ефимов, Р.Ф. Жуков, С.Г. Колесниченко, В.Ф. Комаров, В.Н. Кругликов, В.Я. Платов, В.В. Подиновский, В.Н. Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М. Сыроежин, Т.П. Тимофеевский, Г.П. Щедровицкий и др [4].

По мнению А.М. Смолкина, активные методы обучения - это способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики [3].

Как считает А.А. Вербицкий, активное обучение представляет собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [1].

По мнению М.М. Новик, отличительными особенностями активных методов обучения являются:

• Целенаправленная активизация мышления обучающихся;

• Самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации обучающихся;

• Постоянное взаимодействие субъектов учебного процесса, преподавателя и обучающихся, посредством прямых и обратных связей [4].

В практической части исследования нами проведено анкетирование, целью которого является выявление степени применения преподавателями ГБПОУ РС (Я) «Якутский колледж технологии и дизайна» активных методов обучения. Всего приняли участие 10 преподавателей гуманитарно-социальных дисциплин. Им была предложена анкета, состоящая из следующих вопросов:

1. Влияет ли, на ваш взгляд, применение активных методов обучения на качество учебного процесса?

А) Да, влияет; Б) Нет, не влияет; В) Затрудняюсь ответить.

2. Уделяете ли вы внимание применению активных методов обучения на проводимых занятиях?

А) Да, всегда; Б) Да, часто; В) Да, но редко; Г) Нет, никогда.

3. Если да, то какие активные методы обучения вы применяете на проводимых занятиях?

4. Как вы думаете, какие преимущества имеют активные методы обучения?

5. Как, по вашему мнению, студенты относятся к применению на занятиях активных методов обучения?

А) Положительно; Б) Безразлично; В) Отрицательно; Г) Другое.

6. Применение преподавателями активных методов обучения в вашем колледже необходимо:

А) Оставить на существующем уровне; Б) Более внедрять в учебный процесс; В) Другое.

По итогам проведенного анкетирования выявлены следующие результаты:

• Большинство преподавателей (80%) считают, что активные методы обучения влияют на повышение качества учебного процесса;

• 40% от общего числа преподавателей часто применяют активные методы обучения на своих занятиях, а 60% - редко;

• Преподаватели колледжа на своих занятиях в основном применяют деловую игру, кейс-метод, метод проектов, дебаты, проблемную лекцию;

• Они считают, что применение активных методов обучения на занятиях способствует: активизации учебно-познавательной деятельности студентов, формированию у обучающихся личного мнения, отношения к той или иной ситуации, установлению тесного взаимодействия между студентами и преподавателем, тем самым определяют их как альтернативу традиционным методам;

• По мнению преподавателей, к применению активных методов обучения на занятиях студенты колледжа относятся положительно;

• Половина от общего числа преподавателей, участвовавших в анкетировании (50%) считают, что применение активных методов обучения в колледже необходимо более внедрять в учебный процесс; другая половина преподавателей (50%) думают, что применение активных методов обучения можно оставить на существующем уровне.

В заключении хотелось бы отметить, что одним из факторов, воздействующих на качество среднего профессионального образования, является применение преподавателями активных методов обучения на проводимых занятиях.

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2014. 480 с.

2. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. / А.М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.

4. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 57-61. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/ (дата обращения: 07.08.2019).

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье изучены теоретические основы познавательной деятельности, рассмотрена сущность активизации познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, среднее профессиональное образование, студент.

Развитие познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования выступает одним из важных задач совершенствования российского образования, которая нашла свое отражение в ФГОС нового поколения. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, включающим готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [1].

Огромный вклад в теорию активизации познавательной деятельности внесли Б.Г. Ананьев, Е.Л. Белкин, В.В. Дрозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, А.Р. Лурия, Г.И. Щукина, Д.Б Эльконин и другие отечественные, зарубежные исследователи [2].

В трудах А.Н. Леонтьева отмечается, что «...познавательная деятельность представляет собой совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации» [4].

По мнению В.В. Дрозиной, «.познавательная деятельность - это свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия».

С точки зрения Г.В. Фадиной, «.познавательная деятельность определяется как сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.