5. Праздники, проходящие в школе, и подготовка к ним, помогают конфликтующим ученикам найти общий язык и сплотиться. Нет необходимости пытаться подружить конфликтующие оппозиции, достаточно подружить лидеров данных оппозиций. Если дружба невозможна, то нейтральные отношения между врагами тоже помогут сгладить конфликт в коллективе.
6. Разбор каждого конфликта - залог сплоченного коллектива. Каждый значимый конфликт должен анализироваться и разбираться. Когда дети привыкнут к этому, они могут самостоятельно анализировать любую нештатную ситуацию. После того как каждый участник конфликта выскажет свою точку зрения, даже если не произойдет окончательного примирения, градус накала страстей уменьшится, и придет осознание, почему конфликт имел место.
7. Равные права и обязанности. Классный руководитель должен контролировать, чтобы все дети были равны между собой. Это способствует развитию доверия к педагогу и равноправных отношений в классе.
Выстраивание человеческих отношений процесс медленный и кропотливый с множеством нюансов, поэтому создать в классе сплоченный коллектив дело не легкое. Сделать это можно только, любя своих подопечных и обращая внимание на детали.
Список литературы
1. Грачёва Н.В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый, 2018. № 24. С. 306-307. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/210/51406/ (дата обращения: 20.08.2019).
2. Никитина Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель, 2004. № 7. С. 90-107.
3. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] // И.И. Рожков. Москва, 2000. 309 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Неустроева А.П.
Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье изучены теоретические основы познавательной активности, рассмотрена методика исследования признаков познавательной активности студентов колледжа.
Ключевые слова: познавательная активность, методика исследования, среднее профессиональное образование, колледж, студент.
Развитие познавательной активности студентов в системе среднего профессионального образования выступает одной из важных задач совершенствования российского образования, которая нашла свое отражение в ФГОС нового поколения. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, включающим готовность и способность студентов к
саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [1].
Познавательная активность выступает результатом активизации познавательной деятельности и рассматривается как предпосылка, условие и результат развития, показатель самостоятельности студентов в учебно-познавательной деятельности.
Познавательная активность студентов характеризуется их интенсивной умственной и практической деятельностью в процессе обучения. Она бывает выражена в готовности выполнять учебные задания, отсутствии отвлечений, систематичности обучения, проявлении интереса к учебному материалу, сознательности в обучении, стремлении к самостоятельной деятельности и повышению познавательного уровня [3].
В соответствии с методикой исследования признаков познавательной активности Ю.Ю. Жукова выделяются следующие уровни познавательной деятельности обучающихся:
• творческая активность - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ;
• интерпретирующая активность - характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла содержания изучаемого материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Этот уровень отличается большой устойчивостью волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатые дела до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения;
• воспроизводящая активность - характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий студента, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний».
В соответствии с данной методикой студентам предлагается анкета, состоящая из 20 утверждений, после прочтения которых нужно выбрать цифру, отражающую их отношение к данному утверждению (таблица 1).
Обработка результатов данного анкетирования проводится в соответствии с методикой исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилберга, модифицированной А.Д. Андреевой в России (таблица 2) [2].
Таблица 1. Анкета в соответствии с методикой исследования признаков познавательной
активности Ю.Ю. Жукова
Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
Ищу новые способы выполнения 1 2 3 4
учебных заданий
Готовлюсь к учебным занятиям 1 2 3 4
На учебном занятии внимателен 1 2 3 4
Изучаю дополнительный материал по 1 2 3 4
дисциплине
На учебном занятии задаю вопросы 1 2 3 4
Ответы на вопросы ищу в литературе или в Интернете 1 2 3 4
Выполняю задания для внеаудиторной 1 2 3 4
самостоятельной работы
За помощью на учебном занятии 4 3 2 1
обращаюсь к преподавателю
За помощью на учебном занятии обращаюсь к студентам 4 3 2 1
Использую нововведения в своей учебной деятельности 1 2 3 4
Моя учебная деятельность хорошо организована 1 2 3 4
Посещаю учебные занятия 1 2 3 4
Заранее готовлюсь к промежуточной аттестации 1 2 3 4
Есть идеи применения полученных знаний в профессиональной деятельности 1 2 3 4
Есть идеи применения полученных знаний в жизни 1 2 3 4
Выполняю дополнительные учебные задания, помимо обязательных 1 2 3 4
Осваиваю дополнительную образовательную программу по дисциплине 1 2 3 4
Учебные занятия приносят удовольствие 1 2 3 4
При выполнении учебных заданий чувствую себя уверенно 1 2 3 4
У меня высокая учебная работоспособность 1 2 3 4
Таблица 2. Оценка и интерпретация результатов
Уровень познавательной активности Суммарный балл
Творческая активность 61-80
Интерпретирующая активность 41-60
Воспроизводящая активность 20-40
Список литературы
1. Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // СПО, 2015. № 8. С. 133-137.
2. Жуков Ю.Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2013. № 5 (99). С. 51-58.
3. Мордовская А.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 106 с.