Научная статья на тему 'Исследование признаков познавательной активности студентов колледжа'

Исследование признаков познавательной активности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье изучены теоретические основы познавательной активности, рассмотрена методика исследования признаков познавательной активности студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование признаков познавательной активности студентов колледжа»

5. Праздники, проходящие в школе, и подготовка к ним, помогают конфликтующим ученикам найти общий язык и сплотиться. Нет необходимости пытаться подружить конфликтующие оппозиции, достаточно подружить лидеров данных оппозиций. Если дружба невозможна, то нейтральные отношения между врагами тоже помогут сгладить конфликт в коллективе.

6. Разбор каждого конфликта - залог сплоченного коллектива. Каждый значимый конфликт должен анализироваться и разбираться. Когда дети привыкнут к этому, они могут самостоятельно анализировать любую нештатную ситуацию. После того как каждый участник конфликта выскажет свою точку зрения, даже если не произойдет окончательного примирения, градус накала страстей уменьшится, и придет осознание, почему конфликт имел место.

7. Равные права и обязанности. Классный руководитель должен контролировать, чтобы все дети были равны между собой. Это способствует развитию доверия к педагогу и равноправных отношений в классе.

Выстраивание человеческих отношений процесс медленный и кропотливый с множеством нюансов, поэтому создать в классе сплоченный коллектив дело не легкое. Сделать это можно только, любя своих подопечных и обращая внимание на детали.

Список литературы

1. Грачёва Н.В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый, 2018. № 24. С. 306-307. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/210/51406/ (дата обращения: 20.08.2019).

2. Никитина Н.Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова // Классный руководитель, 2004. № 7. С. 90-107.

3. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] // И.И. Рожков. Москва, 2000. 309 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье изучены теоретические основы познавательной активности, рассмотрена методика исследования признаков познавательной активности студентов колледжа.

Ключевые слова: познавательная активность, методика исследования, среднее профессиональное образование, колледж, студент.

Развитие познавательной активности студентов в системе среднего профессионального образования выступает одной из важных задач совершенствования российского образования, которая нашла свое отражение в ФГОС нового поколения. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, включающим готовность и способность студентов к

саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [1].

Познавательная активность выступает результатом активизации познавательной деятельности и рассматривается как предпосылка, условие и результат развития, показатель самостоятельности студентов в учебно-познавательной деятельности.

Познавательная активность студентов характеризуется их интенсивной умственной и практической деятельностью в процессе обучения. Она бывает выражена в готовности выполнять учебные задания, отсутствии отвлечений, систематичности обучения, проявлении интереса к учебному материалу, сознательности в обучении, стремлении к самостоятельной деятельности и повышению познавательного уровня [3].

В соответствии с методикой исследования признаков познавательной активности Ю.Ю. Жукова выделяются следующие уровни познавательной деятельности обучающихся:

• творческая активность - характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ;

• интерпретирующая активность - характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла содержания изучаемого материала, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Этот уровень отличается большой устойчивостью волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатые дела до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения;

• воспроизводящая активность - характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий студента, отсутствием у обучающегося интереса к углублению знаний».

В соответствии с данной методикой студентам предлагается анкета, состоящая из 20 утверждений, после прочтения которых нужно выбрать цифру, отражающую их отношение к данному утверждению (таблица 1).

Обработка результатов данного анкетирования проводится в соответствии с методикой исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилберга, модифицированной А.Д. Андреевой в России (таблица 2) [2].

Таблица 1. Анкета в соответствии с методикой исследования признаков познавательной

активности Ю.Ю. Жукова

Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда

Ищу новые способы выполнения 1 2 3 4

учебных заданий

Готовлюсь к учебным занятиям 1 2 3 4

На учебном занятии внимателен 1 2 3 4

Изучаю дополнительный материал по 1 2 3 4

дисциплине

На учебном занятии задаю вопросы 1 2 3 4

Ответы на вопросы ищу в литературе или в Интернете 1 2 3 4

Выполняю задания для внеаудиторной 1 2 3 4

самостоятельной работы

За помощью на учебном занятии 4 3 2 1

обращаюсь к преподавателю

За помощью на учебном занятии обращаюсь к студентам 4 3 2 1

Использую нововведения в своей учебной деятельности 1 2 3 4

Моя учебная деятельность хорошо организована 1 2 3 4

Посещаю учебные занятия 1 2 3 4

Заранее готовлюсь к промежуточной аттестации 1 2 3 4

Есть идеи применения полученных знаний в профессиональной деятельности 1 2 3 4

Есть идеи применения полученных знаний в жизни 1 2 3 4

Выполняю дополнительные учебные задания, помимо обязательных 1 2 3 4

Осваиваю дополнительную образовательную программу по дисциплине 1 2 3 4

Учебные занятия приносят удовольствие 1 2 3 4

При выполнении учебных заданий чувствую себя уверенно 1 2 3 4

У меня высокая учебная работоспособность 1 2 3 4

Таблица 2. Оценка и интерпретация результатов

Уровень познавательной активности Суммарный балл

Творческая активность 61-80

Интерпретирующая активность 41-60

Воспроизводящая активность 20-40

Список литературы

1. Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // СПО, 2015. № 8. С. 133-137.

2. Жуков Ю.Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2013. № 5 (99). С. 51-58.

3. Мордовская А.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.