Научная статья на тему 'Активные методы обучения как способ повышения познавательной деятельности студентов в системе СПО'

Активные методы обучения как способ повышения познавательной деятельности студентов в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1565
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассматриваются теоретические основы активных методов обучения и изучена их роль в повышении познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения как способ повышения познавательной деятельности студентов в системе СПО»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы активных методов обучения и изучена их роль в повышении познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования

Ключевые слова: активные методы обучения, познавательная деятельность, среднее профессиональное образование.

Одним из уровней профессионального образования в России является среднее профессиональное образование (СПО), осуществляемое в средних специальных учебных заведениях и имеющее основной целью удовлетворение потребностей личности, общества и государства в получении профессии специалиста среднего звена.

В ФГОС нового поколения в системе СПО отмечается, что «...образовательное учебное учреждение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций, обучающихся» [1].

К родоначальникам идей применения активных методов обучения в образовательном процессе относятся Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, А. Дистервег, Дж. Дьюи, К.Д. Ушинский [6].

Я.А. Коменский, рассматривая методы обучения многоаспектно, отдавал приоритет активным методам, в основе которых лежит моторно-двигательная деятельность [4].

По мнению А.М. Смолкина, активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики [5].

Как считает А.А. Вербицкий, активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2].

Отличительными особенностями активных методов обучения, применяемых в системе СПО, являются:

• Целенаправленная активизация мышления студентов;

• Самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации студентов;

• Постоянное взаимодействие субъектов учебного процесса, преподавателя и студентов, посредством прямых и обратных связей [6].

Исходя из вышеперечисленных особенностей, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения направлены на стимулирование познавательной деятельности студентов.

Огромный вклад в теорию познавательной деятельности внесли Б.Г. Ананьев, Е.Л. Белкин, В.В. Дрозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, А.Р. Лурия, Г.И. Щукина, Д.Б Эльконин и др.

Как считает А.Н. Леонтьев, познавательная деятельность - это совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации.

По мнению В.В. Дрозиной, под познавательной деятельностью понимается свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [3].

Наиболее эффективными для повышения познавательной деятельности студентов можно считать такие активные методы обучения как: деловая игра, проблемная лекция, метод проектов, мозговой штурм.

1. Деловая игра - суть данного метода заключается в активизации мышления у студентов, а также повышении их самостоятельности, подготовке к практической профессиональной деятельности.

2. Проблемная лекция - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который объективирует противоречие.

3. Метод проектов - в ходе выполнения проектных заданий студент оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.

4. Мозговой штурм - позволяет решить такие задачи как творческое усвоение студентами учебного материала, связь теоретических знаний с практикой, активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых, формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение актуальных задач, формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, дают возможность применения студентами полученных знаний [6].

Список литературы

1. Андрейченко З.М. Применение компетентностно ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // Среднее профессиональное образование, 2012. №8. С. 133-137.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А.А. Вербицкий. М., 1991. С. 85.

3. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179/ (дата обращения: 09.12.2018).

4. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. С. 288.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. / А.М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. С. 176.

6. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 57-61. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/ (дата обращения: 01.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.