Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов в системе СПО'

Активизация познавательной деятельности студентов в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье изучены теоретические основы познавательной деятельности, рассмотрена сущность активизации познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов в системе СПО»

Список литературы

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2014. 480 с.

2. Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. М.: Карапуз, 2008. 288 с.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. / А.М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. 176 с.

4. Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 57-61. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/ (дата обращения: 07.08.2019).

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье изучены теоретические основы познавательной деятельности, рассмотрена сущность активизации познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования

Ключевые слова: активизация, познавательная деятельность, среднее профессиональное образование, студент.

Развитие познавательной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования выступает одним из важных задач совершенствования российского образования, которая нашла свое отражение в ФГОС нового поколения. Стандарт устанавливает требования к личностным образовательным результатам, включающим готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности [1].

Огромный вклад в теорию активизации познавательной деятельности внесли Б.Г. Ананьев, Е.Л. Белкин, В.В. Дрозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, А.Р. Лурия, Г.И. Щукина, Д.Б Эльконин и другие отечественные, зарубежные исследователи [2].

В трудах А.Н. Леонтьева отмечается, что «...познавательная деятельность представляет собой совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации» [4].

По мнению В.В. Дрозиной, «.познавательная деятельность - это свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия».

С точки зрения Г.В. Фадиной, «.познавательная деятельность определяется как сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь» [2].

В трудах М.В. Лагуновой и Т.В. Юрченко отмечается, что «...познавательная деятельность как непрерывный процесс имеет следующие этапы:

• выделение познавательной цели, т.е. умение найти цель в структуре учебной ситуации;

• выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;

• контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели» [3]. Результатом активизации познавательной деятельности выступает познавательная

активность, которая рассматривается как предпосылка, условие и результат развития, показатель самостоятельности студентов в учебно-познавательной деятельности.

Познавательная активность обучающихся характеризуется их интенсивной умственной и практической деятельностью в процессе обучения. Она бывает выражена в готовности выполнять учебные задания, отсутствии отвлечений, систематичности обучения, проявлении интереса к учебному материалу, сознательности в обучении, стремлении к самостоятельной деятельности и повышению своего познавательного уровня [5].

Для достижения результата активизации познавательной деятельности студентов преподавателям колледжей рекомендуется применять на занятиях активные методы обучения, а именно деловые и ролевые игры, метод кейсов, метод мозгового штурма, которые, в свою очередь, вызывают интерес к дисциплине, развивают такие познавательные процессы как речь, память, мышление, формируют навыки работы в команде, умения анализировать ситуацию, аргументировать и высказывать свою точку зрения.

Список литературы

1. Андрейченко З.М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // СПО, 2015. №8. С. 133-137.

2. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2017. №2.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26179/ (дата обращения: 31.07.2019).

3. Лагунова М.В., Юрченко, Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза: монография. Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. 167 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. М.: Академия, 2015. 352 с.

5. Мордовская А.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.