Научная статья на тему 'Активное обучение как средство формирования профессиональных компетенций специалистов в области безопасности'

Активное обучение как средство формирования профессиональных компетенций специалистов в области безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / SAFETY / SECURITY EXPERT / EXPERTISE / ACTIVE LEARNING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

Рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций, которая может успешно решаться в процессе обучения с помощью моделей производственных ситуаций, ситуационных задач и соответствующих деловых игр, где будущий специалист, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе безопасности, должен предвидеть ее последствия и нести ответственность за результат, обеспечивая тем самым безопасность себе и окружающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Learning as a Means of Formation Professional Competences of Security Experts

Professionals performing professional activities in a complex security system must anticipate the consequences and take responsibility for the result, thus providing safety to themselves and others. The problem of forming professional competence can be successfully addressed in the process of learning through modeling work situations, case studies and relevant business games.

Текст научной работы на тему «Активное обучение как средство формирования профессиональных компетенций специалистов в области безопасности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.147 ББК 74.480.26

С.В. Толпышева

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций, которая может успешно решаться в процессе обучения с помощью моделей производственных ситуаций, ситуационных задач и соответствующих деловых игр, где будущий специалист, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе безопасности, должен предвидеть ее последствия и нести ответственность за результат, обеспечивая тем самым безопасность себе и окружающим.

Ключевые слова: безопасность, специалист в области безопасности, компетенция, активные методы обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1] отмечено, что высшее профессиональное образование имеет большие возможности для подготовки квалифицированных, компетентных специалистов, обладающих многофункциональными умениями, способных работать в современных условиях наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Исключительно важной характеристикой для обеспечения безопасности является обучаемость, следствием которой является обученность. Для целей безопасности обученность - это своевременность и безошибочность выполнения операций основного производства [2]. Уже в начале профессионального пути молодой специалист, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть ее последствия и нести ответственность за результат этой деятельности.

Специалист, безошибочно выполняющий операции на рабочем месте,

не допустит возникновения опасных ситуаций, обеспечивая тем самым безопасность себе и окружающим [3]. Безопасность зависит также и от своевременности выполнения операций, так как своевременное реагирование на показания приборов, на режимы работы оборудования, на звуки, вибрацию и т. п. позволяет избежать аварийных ситуаций. Однако современные исследования указывают на то, что для специалистов в области безопасности необходим не столько определенный уровень обу-ченности как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих применять их в сложных условиях производства для решения проблем в области профессиональной деятельности, сколько владение определенными компетенциями.

Необходимо согласиться, что из всех понятий, характеризующих компетенции для специалистов в области безопасности, наиболее выраженными являются: у Б. Оскарссона - компетенции в широкой области сложных техни-

о ч:

>

ю о

ческих или профессиональных рабочих операций с выраженной личной ответственностью и самостоятельностью [4]; у Э.Ф. Зеера - готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических задач; при этом автор выделяет «специальные компетенции», которые формируют способность самостоятельно решать возникающие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний [5]. Кроме того, новые стандарты обобщают определение понятия «компетенция» - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области. В данных стандартах широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях обучения, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов, обладающих основополагающими профессиональными компетенциями: принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и готовности нести за них ответственность, - и дает свое определение понятия «профессиональная компетенция»: способность успешно действовать на основе компетенций и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

В условиях многообразия и сложности процессов управления на одно из ведущих мест выдвигают компетенции готовности технического персонала к принятию единоличных и коллективных решений в быстро меняющейся обстановке и готовности нести за них ответственность. Компетенции основаны на «готовности» и «ответственности», и их формирование наиболее целесообразно с помощью активных методов обучения. В соответствии с этим необходимо погружение студента в смоделированные т производственные ситуации, система-§ тическое решение ситуационных задач, § а также дальнейший тренинг на основе комплекса производственных ситуаций о и процессов (стандартных штатных, не-

штатных, нестандартных) и имитационных моделей их развития [6]. Методы активного обучения - это методы, при применении которых учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, побуждать к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Основная задача специальных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности будущей профессии. В частности, активное обучение позволяет воспитывать системное мышление специалиста и давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее перспективах, формировать профессиональные мотивы и интересы. Но главное, активные методы позволяют формировать профессиональные компетенции, необходимые для специалистов в области безопасности.

Существуют разные подходы к классификации активных методов [7]. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Так, различаются имитационные методы активного обучения, т. е. такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Имитационные методы, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые. К первым относится проведение занятий на тренажерах, разыгрывание ролей, деловые игры, ко вторым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. Выбор тех или иных методов не является самоцелью. Для преподавателя любая классификация имеет практический смысл лишь в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода

обучения или их сочетания для решения конкретных дидактических задач.

Для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов в области безопасности был отдан приоритет имитационным методам обучения, в частности, анализу конкретных ситуаций, решению ситуационных производственных задач, занятиям на тренажерах и проведению деловых игр. Необходимо, чтобы обучение было деятельным, методы, позволяли самостоятельно анализировать, оценивать производственную ситуацию, и на основе этого анализа формировали необходимые компетенции к принятию правильных решений.

К таким методам можно отнести: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, имитация деятельности на тренажере, деловая игра и ее элементы.

Разбор (анализ) ситуаций - это деталь -ное исследование реальных или искусственно сконструированных производственных обстоятельств для выявления проблем и причин, их вызвавших, а также для определения путей и способов их оптимального и оперативного разрешения. Метод анализа производственных ситуаций состоит в том, что студентам предъявляется определенная производственная ситуация, которую необходимо не только оценить, но и решить, правильно ли действовали участники событий, дать анализ и аргументировать заключение о действиях участников. Анализ производственных ситуаций обычно впервые проводится на лекциях, где традиционно задания по анализу студенты выполняют индивидуально или группами по 3-4 человека в виде разбора реального нарушения, просмотра, фрагмента учебного кинофильма с последующим анализом. Но эффективнее для студентов - анализ производственных ситуаций в виде деловой игры.

Также для формирования профессиональных компетенций у обучающихся активным методом является решение ситуационных производственных задач.

Такие задачи содержат все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия - условия, из которых можно извлечь эти данные. При решении ситуационных профессиональных задач в процессе обучения преподаватель направляет внимание студентов на последовательность выполнения действий, которая должна включать следующие этапы: анализ представленной задачи, выбор варианта решения, выявление способов ее решения, выполнение расчетов, оформление записей, передача информации. Важно не совершить ошибку на начальном этапе при анализе задачи и выборе варианта решения, т. к. все последующие действия не приведут к желаемому результату. Постепенно преподаватель переходит от простых ситуационных задач к сложным [8]. В учебно-тренировочный комплекс производственных ситуаций на основе имитационных моделей должны включаться ситуационные задачи, наиболее часто встречающиеся при организации технологического процесса.

Процесс понимания условий задач начинается только после освоения всего комплекса отдельных производственных ситуаций, который позволяет обучить различным вариантам решения производственных задач в их системной целостности и тем самым способствует становлению компетентности будущих специалистов по безопасности.

Для полного понимания возможностей реального производства в помощь обучающимся необходимо создать систему моделей производственных ситуаций, заранее позволяющую предусматривать все варианты развития предстоящих событий. Система моделей производственных ситуаций позволяет заранее предусматривать практически все варианты развития событий. При этом каждая из моделей выбора решений имеет бинарный характер, и только многократное проигрывание учебных ситуаций, при последовательном изменении условий задач, позволяет будущим специалистам запомнить необходимую последователь-

о ч:

ю о

ность действий с целью безаварийного выхода из них [9]. Поэтому, в результате такого погружения в производственную деятельность, формируются основные профессиональные компетенции.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что при обучении специалистов в области безопасности для формирования их профессиональных компетенций, таких, как готовность к уп-равлению и контролю, способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, готовность нести за них ответственность, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий в целом, аудиторных отработок ситуаций недостаточно. Необходимо проигрывание предложенных и изученных производственных ситуаций, а это возможно только в процессе имитации реального производства на тренажерном комплексе (при наличии), с помощью профессионально ориентированных деловых игр.

Игры проводятся на этапе закрепления и систематизации изучаемого материала. Процесс игры максимально приближен к реальному производству, все ее участники поочередно выступают в различных ролях, принимая управленческие решения различного уровня. Знания и умения можно сформировать в процессе обучения, а профессиональные навыки обычно можно приобрести только с опытом работы на реальном производстве.

Деловые игры для специалистов в области безопасности предлагаем разделить на два основных типа.

Игры первого типа направлены на формирование базовых профессиональных компетенций, таких, как:

• способность использовать знания по организации и управлению;

• способность ведения учетно-отчет-ной документации;

| • способность ведения служебных пе-§ реговоров;

• способность и готовность работать в коллективе и команде, брать на себя

о ответственность за работу членов

команды и результат выполнения заданий;

• готовность принятия решений в нестандартных ситуациях и др. Решение - это выбор в альтернативной ситуации. Каждое из решений, принимаемых обучаемым в процессе имитационной деловой игры, ориентировано на частный результат, которого необходимо достичь за заданное время, содержит свою последовательность действий и отражает соответствующие конкретные ролевые функции специалиста технической системы.

Ошибка предполагает ответственность за ее последствия. Поэтому необходимо предусмотреть оценку действий обучаемого и многократное безошибочное повторение определенных операций. Только в этом случае будущий работник в области безопасности может быть уверен, что он компетентно примет решение и выполнит все необходимые операции в будущем. В ходе деловой игры в решении конкретной задачи принимают участие один или несколько обучаемых, в зависимости от ее ролевого содержания. Нестандартные ситуации, возникающие при отказах технических систем, невозможно решить одному специалисту. В их решении принимают участие ряд специалистов, каждый из которых должен представлять свое место в целостном процессе управления. Он должен быть готовым выполнить свои определенные обязанности, согласуя свои действия с действиями других участников. Поэтому в процесс обучения необходимо включать методики обучения в коллективной среде, направленные на формирование компетенций готовности к совместным согласованным действиям, а также готовности к единоличной и коллективной ответственности за принятые решения и их результаты.

Каждая игра может делиться на серии отдельных игр, в которых отрабатываются навыки выхода из различных стандартных и нестандартных ситуаций. Многократное повторение игр, при

небольшом изменении условий задач, позволяет будущим специалистам запомнить последовательность действий выхода из проблемных ситуаций в изменяющихся условиях.

В ходе коллективных имитационных игр их участники меняются ролями. Каждый студент, «примеряя» на себя определенную роль, выполняя конкретное задание на отдельном тренажере, несет свою часть ответственности за общий результат игры.

Педагогической сутью деловой игры является активизация мышления студентов, повышение самостоятельности будущего специалиста, подготовка к профессиональной практической деятельности. В целом деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может вмешиваться в игровые события и не только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов, но и корректировать направленность игры.

При изучении специальных дисциплин деловая игра выступает как имитационный управленческий процесс, в котором его участники, согласно целям и правилам игры, принимают решения и организуют исполнение принятых решений, действуя в конкретных заданных ситуациях [10]. Хотелось бы отметить, что в рамках обучения деловые игры позволяют использовать теоретические знания в практических действиях, принимать решения в условиях конкретных ситуаций на основе имитации производственной деятельности. Итог в игре -обучить студентов специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях, способам решения профессиональных проблем. Деловая игра, будучи проигранной, может использоваться многократно, корректироваться, дополняться новыми заданиями и элементами. Таким образом, активные методы обучения, в том числе использование деловых игр, - это необ-

ходимый метод при обучении специалистов в области безопасности.

Игры второго типа являются дополнительными и направлены на развитие творческих способностей студентов, а также на повышение уровня их квалификации. Такие игры характеризуются наличием действующих лиц: игроков, исполняющих роли должностных лиц, игроков-организаторов, готовящих материалы для деловой игры, игроков-экспертов, а также наличием правил и регламента игры. Погружение в профессиональную деятельность - основной путь становления профессиональной компетентности. Разбор ситуаций - это детальное исследование реальных или искусственно сконструированных производственных обстоятельств для выявления проблем и причин, их вызвавших, и определения путей и способов их оптимального и оперативного разрешения. Необходимо применять в процессе обучения нарушения безопасности движения - крушения, аварии, события, реально произошедшие на предприятиях в конкретной области. Игра проводится на этапе закрепления и систематизации изучаемого материала, при проверке знаний и умений, после изучения ряда указаний по безопасности, анализа по безопасности за определенный период времени, классификации нарушений, порядка служебного расследования и разбора несчастных случаев на производстве. Целью игры - в творческой форме сформировать у обучающихся навыки анализа производственных ситуаций; умения работать в группах, организовывать общение, принятие общего решения, умения определять степень ответственности виновных за допущенное нарушение, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков в работе.

Для активизации учебного процесса и развития коллективных форм общения необходимо проводить конкурсы профессионального мастерства.

Конкурс профессионального мастерства (КПМ) - важное средство форми-

о ч:

>

ю о

рования опыта творческой деятельности и повышения квалификации. Он способствует совершенствованию знаний и умений учащихся по приобретаемой ими профессии. Конкурс профессионального мастерства - это проигрывание той или иной ситуации будущими специалистами, т. е. приближение ее к профори-ентационной. Целью конкурса является активизация мышления, повышение самостоятельности, внесение духа творчества в обучение. Социальная значимость КПМ заключается в том, что в процессе решения профессиональных задач не только активизируются знания, но и развиваются коллективные формы общения. При подведении итогов у обучающихся оценивается их готовность к правильному и последовательному выходу из сложившейся нестандартной ситуации за определенный период времени. В частности, берется во внимание своевременное принятие решения при абсолютном соблюдении регламента переговоров, а также полное и правильное оформление необходимой документации. Таким образом, участие студентов в конкурсах профессионального мастерства способствует повышению их профессиональной подготовки, обеспечивая высокое качество обучения, формирование полного набора компетенций при становлении их профессиональной компетентности.

Побуждающие к активности формы деловых игр позволяют творчески осмысливать ситуацию, анализировать причины нарушения безопасности, находить обоснованное решение для каждой конкретной ситуации. Необходимо подчеркнуть, что, только осваивая в процессе обучения целостный набор специальных профессиональных компетенций, специалист в области безопасности проходит отдельный этап профессионального становления. Аналогичный подход | по формированию компетентностей у § специалистов по безопасности без труда может использоваться в многочисленных сферах управления безопасностью: при о подготовке авиадиспетчеров, пожарных,

а также спасателей и других специалистов МЧС.

Библиографический список:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: приказ № 393 от 11.02.02. Правительства РФ.

2. Трефилов В.А. Теоретические основы безопасности человека: учеб. пособие. - Пермь: кн. Изд-во, 2009.

3. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Академия: Высшая школа, 2001. - 360 с.

4. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования. Оценка качества профессионального образования: доклад 5 / под общ. ред. В.И. Байденко. - М.: Проект ДЕЛФИ, 2001.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.К. Компе-тентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

6. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена на основе имитационных моделей // Образование и общество. 2011. № 4. С. 9-13.

7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. -368 с.

8. Толпышева С.В. Становление профес-сиональной компетентности безопасности техников железнодорожного транспорта // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 227-236.

9. Толпышева С.В. Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 21-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.