Научная статья на тему 'Имитационные деловые игры – основа становления профессиональной компетентности техников-операторовтранспортной безопасности'

Имитационные деловые игры – основа становления профессиональной компетентности техников-операторовтранспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕХНИКИ-ОПЕРАТОРЫ / СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / RAILWAY TECHNICIANS-OPERATORS / LIFE SAFETY / COMPETENCE / METHODOLOGY / IMITATION BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна, Лялькина Галина Борисовна

Рассматривается проблема создания инновационных методик обучения техниковоператоров железных дорог, в том числе, имитационные деловые игры как основа становления профессиональной компетентности безопасности техников-операторов железнодорожных транспортных систем в период обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна, Лялькина Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ImitationBusiness Games as a Methodological Basis for Training Life Safety Competent Railway Technicians

Lack of competent railway techniciansoperators requires innovational training methodology. Imitation business games form the base for the process of forming professional life security competence of railway technicians-operators within the process of their training.

Текст научной работы на тему «Имитационные деловые игры – основа становления профессиональной компетентности техников-операторовтранспортной безопасности»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 371.3+377.5 ББК 74.026.71+74

С.В. Толпышева, Г.Б. Лялькина ИМИТАЦИОННЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ -ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТЕХНИКОВ-ОПЕРАТОРОВ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

го

I

s

_0 с;

к ^

из

го ш <и Э .0 с

£ m о

Рассматривается проблема создания инновационных методик обучения техников-операторов железных дорог, в том числе, имитационные деловые игры как основа становления профессиональной компетентности безопасности техников-операторов железнодорожных транспортных систем в период обучения.

Ключевые слова: железнодорожная безопасность, техники-операторы, становление компетентности, методика обучения, имитационные деловые игры.

Проблемы транспортной, в том числе, железнодорожной безопасности, в значительной степени зависят от компетентно -сти технического персонала, управляющего процессами организации процесса перевозок. Существует острая нехватка компетентных специалистов среднего звена (техников), умеющих организовывать работу по обеспечению безопасности перевозок, способных самостоятельно принимать решения в нестандартных и аварийных ситуациях, а также нести за них ответственность. Значительное число обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях железнодорожного профиля не могут сдать выпускные квалификационные экзамены и не работают по профилю обучения (до 60 %). Проблема усугубляется из-за отсева молодых специалистов в первые годы работы (свыше 40 %). Особенности профессии не дают возможности постепенного завершения процессов формирования компетенций с опытом работы. Специалист по безопасности с первых дней работы должен быть готовым к принятию ответственных решений в

сложной, быстро меняющейся обстановке железнодорожного сообщения.

Противоречие между высокой степенью аварийности и нехваткой компетентных техников-операторов требует создания инновационных методик подготовки специалистов по организации и управлению безопасным и бесперебойным железнодорожным сообщением.

Ядро кадрового состава техников железнодорожного транспорта как специалистов среднего звена, на которых возложены функции непосредственного управления процессами перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и основные обязанности по обеспечению безопасного и бесперебойного движения поездов, составляют дежурные по станциям (ДНЦ), поездные и станционные диспетчеры (ДСП). Здесь и далее использованы стандартные сокращенные обозначения должностей техников-операторов, принятые в системе российских железных дорог).

Важнейшие профессиональные компетенции ДНЦ и ДСП определяются требованиями ФГОС СПО к подготов-

ке выпускников по специальности 2401 «Организация перевозок и управление на транспорте». Предполагается, что в результате четырехгодичного курса обучения в профильном среднем профессиональном учебном заведении железные дороги получат компетентных выпускников, готовых с первого дня приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей в полном объеме.

Но становление профессионально компетентного специалиста - это более сложный процесс, чем процесс формирования компетенций, он включает в себя развитие определенных профессиональных личностных качеств. С этой точки зрения, последнюю из вышеперечисленных профессиональных компетенций следует выделить особо, так как она не может быть основана на навыках, умениях и способностях выпускника, его готовности выполнять профессиональные обязанности. Управление безопасностью требует воспитания готовности нести ответственность за социальные последствия принятых решений, в том числе, в нестандартных и других особых ситуациях. Кроме того, работа по обеспечению транспортной безопасности - это работа коллективная, где ошибка одного критическим образом может отразиться на конечном результате управления. И потому она предполагает не только личную, но и коллективную ответственность за принятые решения.

Анализ теории и практики среднего профессионального образования указывает на отсутствие необходимых условий становления компетентности безопасности техников железнодорожного транспорта и требует создания инновационных технологий обучения, основанных на системном анализе и имитации процессов управления производством.

Начальная задача обучаемого - получить ясное и наглядное представление о спектре возможных производственных ситуаций и процессов, а также об алгоритмах принятия решений по обеспечению бесперебойного безопасного

движения поездов. Необходимые знания и умения можно сформировать в процессе аудиторного обучения. Но даже самый подробный анализ должностных инструкций, теоретических установок и практического опыта преподавателей недостаточен для формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций у обучаемых. Профессиональные навыки, как и компетенции готовности к выполнению профессиональных обязанностей, а также готовности нести ответственность за принятые решения можно приобрести только с опытом работы на реальном производстве.

Имитация реального производства на тренажерном комплексе в процессе проигрывания профессионально ориентированных ситуаций принятия решений, коллективных игр, а также занятий, предполагающих ответственность за принятые решения и их результаты, максимально активизирует процессы развития социальной ответственности.

Система имитационных моделей, графически представляющих не только отдельные ситуации и процессы, но и их взаимосвязь, позволяет в простой и наглядной форме проследить последствия принятых решений и предложить реальные алгоритмы выхода из стандартных и нестандартных, штатных и нештатных ситуаций. Наличие системы моделей многообразных железнодорожных ситуаций и процессов составляет теоретическую базу для их имитации в ходе деловых игр на отдельных тренажерах и на тренажерных комплексах. Сценарии игр указывают возможные пути развития ситуаций в зависимости от вариантов решений, принимаемых операторами при управлении процессом перевозок. Конечной целью каждой из игр является обеспечение безопасного движения в различных ситуациях. Поэтому имитационные деловые игры способствуют становлению личности, способной и готовой с профессиональной ответственностью выполнять требуемые функции, обладая при этом необходимыми навыками.

ш ■&

о а.

У о

3 о Я

ш ч:

го

I

.0 с;

к ^

из

го ш <и Э .0 с

£ □3

с;

Конкретные ситуации воссоздаются преподавателем в виде условий учебно-тренировочных ситуационных задач, требующих принятия решений. Во время коллективных игр тренажеры объединяются в систему. Условия задач легко трансформируются и могут быть реализованы преподавателем непосредственно на тренажерных комплексах во время игровых занятий. Последнее обстоятельство позволяет свободно варьировать условия задач, выбирая конкретные варианты из полной системы имитационных моделей процесса железнодорожных перевозок.

Во время игр сценарии развития множества возможных ситуаций и предлагаемые наглядные алгоритмы безаварийного выхода из них развивают и формируют у игроков компетенцию готовности к принятию решения в сложных условиях реального процесса железнодорожных перевозок. Многократное повторение игровых ситуаций, представленных в виде моделей принятия решений, при последовательном изменении или усложнении условий задач, позволяет будущим специалистам в ходе обучения не только запомнить всю последовательность действий выхода из этих ситуаций, но также осознать последствия отклонений от порядка выполнения конкретных операций. Последнее обстоятельство особенно важно в коллективных играх, так как последствия неверных действий влекут за собой сбой в работе коллег.

В работах авторов [1-4] представлен многочисленный набор моделей производственных ситуаций и процедур принятия решений, отражающих результаты анализа важнейших процессов управления безопасностью железнодорожного движения. Модели, необходимые для описания имитационных деловых игр, представленных ниже, содержатся в сценариях этих игр.

В сборниках деловых игр производственной направленности можно обнаружить игры по экономике и бухучету, педагогике, психологии, медицине, юриспруденции, но имитационные де-

ловые игры, отражающие динамические производственные процессы, весьма немногочисленны. Некоторое исключение составляют деловые игры, проводимые с пилотами самолетов, игровые процессы сборки отдельных деталей на тренажерах, а также разбор вариантов развития аварийных ситуаций на опасных промышленных объектах. Игры, имеющие отношение к динамическим процессам управления безопасностью на транспорте в режимах реального времени, практически отсутствуют.

Авторами предлагаются два типа новых деловых игр, стимулирующих процессы становления компетентности техников-операторов, управляющих железнодорожной безопасностью, в процессе их обучения.

Игры первого типа направлены на формирование в процессе обучения совокупности базовых общих и профессиональных компетенций техников-операторов, необходимых при управлении транспортной безопасностью в стан-дартиых и нестандартных ситуациях. В частности, в играх первого типа навыки элементарных операций, необходимых при управлении движением скоростного транспорта, а также навыки типичных операций принятия решений в стандартных ситуациях должны быть доведены до автоматизма.

Игры второго типа направлены на завершение процесса становления компетентности безопасности и, в частности, на формирование компетентности готовности к принятию решений в сложных, в том числе, в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Они должны способствовать процессу осмысления социальной значимости выбранной профессии и углублению представлений о сущности процесса управления безопасностью.

Эти игры дополняют игры первого типа, их можно также использовать для повышения квалификации преподавателей и действующих сотрудников системы обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.

Опишем структуру и приведем примеры деловых имитационных игр первого типа. В ходе игр первого типа каждый студент, «примеряя» на себя определенную роль (ДСП или ДНЦ), выполняет конкретное задание на отдельном тренажере. После освоения студентами базовых операций в индивидуальных играх, преподаватель организует коллективные игры на тренажерах, объединенных в единую систему. При этом каждый участник игры несет свою долю ответственности за общий результат.

В коллективных играх все участники поочередно выступают в различных ролях, принимая управленческие решения различного уровня и взаимодействуя в ходе игры. Как и в реальности, результат взаимодействия существенно зависит как от усилий отдельных участников игры, так и от уровня взаимопонимания членов коллектива и их готовности нести личную и коллективную ответственность за общий итог игры. Поэтому эти игры направлены, прежде всего, на формирование совокупности общих и профессиональных компетенций, способствующих становлению профессионально компетентной личности, готовой к принятию ответственных и своевременных решений в конкретных условиях производства.

Предлагаются три основных деловых игры первого типа: «Я - дежурный по станции (ДСП)», «Я - поездной диспетчер (ДНЦ)» и игра «Организация движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики».

Цель каждой из игр - организация, контроль и управление транспортной безопасностью в разнообразных условиях, имитирующих реальное производство. Выполнение техником- оператором целевых функций в конкретных производственных ситуациях требует от него индивидуальных частных действий и актов принятия решения. Поэтому каждая из основных игр разветвляется на частные деловые игры, имитирующие те или конкретные производственные ситуации,

целевые функции которых подчиняются цели основной игры. В целом совокупность указанных трех деловых игр позволяет ее участникам освоить базовые ролевые функции (ДСП или ДНЦ). При этом каждая из частных игр может рассматриваться как отдельная самостоятельная игра и при необходимости проигрываться неоднократно, вплоть до достижения обучаемым требуемых результатов.

Так, в игру «Я - дежурный по станции (ДСП)» входят три (3) отдельных игры. В первой из них решается проблема отработки простейших навыков ДСП. Во второй и третьей играх решаются более сложные учебно-методические задачи: обучение ДСП действиям соответственно в стандартной штатной и стандартной нештатной ситуациях.

В игру «Организация движения в случае нарушения средств автоматики» входят шесть (6) самостоятельных игр. В игру «Я - поездной диспетчер (ДНЦ)» включены три (3) самостоятельные игры, которые в качестве примера будут рассмотрены ниже: «Организация движения поездов при оказании помощи поезду, остановившемуся на перегоне» (четыре (4) независимых варианта игры), «Организация движения поездов при телефонных средствах связи» (три (3) варианта игры) и, наконец, игра «Организация движения поездов при отправлении хозяйственных поездов на перегон», включающая два (2) варианта игры.

Таким образом, в целом представлено не три, а двадцать две (3+4+2+3+4+ 6 = 22) сложных ситуационных деловых игры. До начала этих игр в обязательном порядке проигрываются еще двадцать восемь игр более простого типа, предназначенных, главным образом, для отработки до автоматизма навыков тех элементарных операций, без которых немыслимо управление безопасностью. Общее же число разработанных игр - порядка ста двадцати.

Общая цель двух первых из представленных имитационных деловых игр -организация и обеспечение безопасности

ш о

.

У о

3 о Я

ш

:

го

I

.0 с;

к ^

из

го ш <и Э .0 с

£ □3

с;

бесперебойного движения поездов. Игры «Я - ДСП» и «Я - ДНЦ» посвящены отра -ботке стандартных действий операторов, управляющих транспортным потоком и контролирующих движение поездов в обычных ситуациях.

Основная инновационная идея игры «Организация движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики» состоит в том, что в ходе игры преподаватель намеренно создает ситуации, нарушающие обычный порядок приема, отправления и пропуска поездов. Главная цель сценариев, имитирующих нарушения нормальной работы -научить будущих ДСП быстро и правильно реагировать на нештатные ситуации. В качестве примера приведем краткое описание сценария этой деловой игры.

Пример. Деловая игра «Организация движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики».

Перед началом игры с помощью тестового контроля проверяется знание студентами материала, изложенного на лекционных занятиях. Начиная игру, студенты в роли ДСП и ДНЦ обязаны хорошо знать: характеристику аппаратов управления; расположение, назначение, внешний вид кнопок и рукояток, предназначенных для перевода стрелок, открытия сигналов; показания контрольных приборов на пульте управления; порядок разделки или отмены заданных маршрутов; признаки основных нарушений нормальной работы устройств СЦБ и порядок действий при тех или иных нарушениях; порядок пользования вспомогательными рукоятками и кнопками, кнопками пригласительных сигналов.

Игра проводится в лаборатории «Управление движением» на тренажерах, имитирующих действующие пульты управления на железнодорожных станциях. Действующий тренажерный комплекс с автоматизированными рабочими местами дежурных по станции (АРМ ДСП) и поездного диспетчера (АРМ ДНЦ) позволяет изучить основные

эксплуатационные задачи, а также принципы их решения.

За установленное время команда игроков (пять ДСП и один ДНЦ) должна пропустить по своему участку по шесть четных и шесть нечетных поездов. Основное правило игры - использование участниками организации движения (ДСП и ДНЦ) для общения между собой только служебную связь между ДСП соседних станций и ДСП с ДНЦ.

В начале игры преподавателем задаются установленные параметры движения. В процессе игры должна быть доведена до автоматизма последовательность действий по приему, отправлению и пропуску поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики.

По истечении определенного времени, после пропуска двух-трех пар поездов, преподаватель вводит поочередно на каждый тренажер одну из шести видов нестандартных ситуаций при приеме или отправлении поезда:

• ложная занятость стрелочного изолированного участка;

• ложная занятость пути приема;

• ложная занятость первого блок-участка удаления;

• потеря контроля положения централизованной стрелки;

• невозможность перевода стрелки с центрального пульта;

• самопроизвольная смена разрешающего показания входного светофора на запрещающее.

Игра делится на серии отдельных игр, в которых, в частности, отрабатываются навыки выхода из каждой из нестандартных ситуаций. Одна ситуация -одна игра, для каждой из которых модель и сценарий включают в себя описание последовательности действий в случае возникновения любой из проблемных ситуаций и соответствующие алгоритмы безопасного выхода из них. Каждая из игр рассчитана на два часа для проигрывания последовательно всех ситуаций. Соответствующие частные сценарии могут применяться в алгоритмах

общего сценария и в качестве отдельных деловых игр. Они могут быть использованы в качестве примеров решения производственных задач на лекциях, а также как элементы отдельных заданий на лекциях, конкурсах и олимпиадах.

В роли ДСП студенты должны определить характер неисправности, проверив, свободен ли путь приема, первый блок- участок удаления или изолированных стрелочных участков по маршруту предполагаемого следования поезда. Далее они должны проконтролировать положение всех стрелок, входящих в маршрут, а также проверить:

• не остаются ли путь и стрелки, входящие в требуемый маршрут, замкнутыми в других маршрутах;

• не извлечен ли из аппарата ключ-жезл и правильно ли он установлен в аппарате;

• не включен ли заградительный светофор на переезде или сигнал централизованного ограждения составов поездов;

• соответствует ли приготовленный маршрут направлению следования поезда и установленному направлению блокировки.

В обычных условиях работа на тренажерном комплексе способствует приобретению навыков управления движением поездов на всех перегонах и промежуточных станциях заданного железнодорожного участка, помогает усвоить важнейшие требования по обеспечению безопасности движения поездов, а также проверить знания и закрепить навыки правильных действий в нестандартных ситуациях, условия которых задает преподаватель.

Для проигрывания порядка действий в случае нарушения нормальной работы устройств автоматики, на тренажере моделируются возможные варианты нарушений при приеме, отправлении и пропуску поездов, такие, как:

• ложная занятость стрелочных изолированных участков;

• ложная занятость пути приема;

• ложная занятость первого блок-участка удаления;

• потеря контроля положения централизованной стрелки;

• невозможность перевода стрелки с центрального пульта управления;

• самопроизвольная смена разрешающего показания открытого входного светофора на запрещающее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При работе на производстве, в реальных условиях, на решение той или иной нестандартной ситуации ДСП должен затрачивать не более 5-7 мин. Поэтому ДСП должен обладать такими компетенциями, как готовность быстро воспринимать информацию, оценивать внезапно возникающие ситуации по безопасности движения и готовность принимать решения по управлению движением в нестандартных ситуациях. Если ДСП не обладает необходимыми компетенциями, то даже при правильных решениях и действиях, времени на их реализацию будет затрачено слишком много, а иногда - недопустимо много. Игра позволяет «погрузить» студентов в рабочую атмосферу, модель дает каждому игроку понять свою роль в общем процессе организации движения поездов, а также роли других участников процесса.

Приведем пример. В ходе игры преподаватель имитирует следующую ситуацию: «на пульте ДСП не срабатывает кнопка открытия входного сигнала светофора на станцию, поезд стоит на перегоне». Это означает, что поезда, следующие по перегону вслед стоящему у входного светофора поезду, будут следовать с опозданием. Нарушение графика движения поездов влечет за собой нарушение работы других служб, в том числе, проблемы с грузоотправителями и грузополучателями по срокам доставки грузов, увеличение работы локомотивных бригад в пути следования и многое другое. Если в этой ситуации ДСП совершит ошибку, то это может привести к аварии с тяжкими последствиями.

В процессе игры обучаемые должны правильно и быстро выполнять опреде-

ш о

.

У о

3 о Я

ш

:

го

I

.0 с;

к ^

из

го ш <и Э .0 с

£ □3

с;

ленные рутинные действия: заполнять поездную документацию, выдавать разрешения на прием (отправление) поезда при неисправности и т.п. Используя для подсказки модельные варианты принятия решений, в роли ДНЦ студенты обязаны: контролировать приготовление маршрута приема (отправления) на станции при наличии конкретных неисправностей, выдавать приказы на отправление поездов при запрещающих показаниях выходных светофоров, контролировать выдачу разрешений дежурными по станциям участка на прием (отправление) поездов при запрещающих показаниях входных (выходных) светофоров.

При этом студент в роли дежурного по станции должен по характерным признакам определить, какая из следующих шести нестандартных ситуаций А,Б,.. ,,Е имеет место.

Ситуации А, Б - ложная занятость стрелочного изолированного участка, ложная занятость пути приема в реальных условиях могут быть вызваны неисправностью кабеля, путевых реле, повреждением рельсовой цепи, неисправностью изолирующего стыка и другими неисправностями в устройствах СЦБ.

Ситуация В - ложная занятость первого блок-участка удаления. В реальных условиях она может быть вызвана неисправностью кабеля, путевых реле, повреждением рельсовой цепи, неисправностями в устройствах СЦБ, а также следствием схода или ухода вагонов на перегон.

Ситуация Г - потеря положения контроля централизованной стрелки. В реальных условиях ситуация Г может быть вызвана взрезом стрелки подвижным составом, повреждением стрелки посторонним предметом, перегоранием предохранителей, неисправностью электродвигателя и др.

Ситуация Д - невозможность перевода стрелки с центрального пульта. В реальных условиях это может быть вызвано напрессовкой снега, льда, грязи между остряком и рамным рельсом,

попаданием посторонних предметов, чрезмерной затяжкой болтов корневого крепления, неисправностью мотора электропривода и др. Если ДСП выяснит и устранит причину неперевода стрелки, то ему разрешается возобновить пользование устройствами для перевода стрелки.

Ситуация Е - самопроизвольная смена разрешающего показания входного светофора на запрещающее. После открытия сигнала он самопроизвольно перекрывается на запрещающее показание без каких-либо действий дежурного по станции.

Алгоритм действий ДСП дежурного в каждом из этих шести случаев определяется соответствующими документами и также может быть проигран на основе сценария соответствующей имитационной игры.

В процессе сложной многоэтапной игры «Организация движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики» у будущих техников - специалистов по управлению безопасностью на железнодорожном транспорте формируются и закрепляются в ходе игры практически все базовые общие и профессиональные компетенции.

Назовем общие компетенции, формируемые в ходе имитационных деловых игр первого типа:

• способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

• способность и готовность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, использовать информационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, брать на себя ответственность

за работу членов команды и за результат выполнения заданий. К важнейшим профессиональным компетенциям, формируемым в процессах игр первого типа, относятся: • способность и готовность выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками, организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуациях, оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. Деловые игры второго типа направлены на завершение процесса становления профессиональной компетентности техников-операторов железных дорог в период их обучения.

В рассмотренных выше деловых играх формируются компетенции, необходимые будущим техникам-операторам в штатных и нештатных, стандартных и нестандартных ситуациях. Но в играх первого типа принципиально не затрагиваются вопросы, возникающие в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Процессы выхода из таких ситуаций сложны и специфичны, но без опыта осуществления подобных действий процесс становления профессионально компетентного специалиста по безопасности нельзя считать завершенным. Естественно, что приобретение такого опыта на практике - недопустимо высокая цена за профессионализм высокого класса. Единственный способ обретения такого опыта в условиях обучения - это погружение обучаемого в профессиональную деятельность на деловых играх второго типа.

Игры второго типа имеют принципиально коллективный характер. Сама игра организуется и проводится (под руководством преподавателя) студентами, поэтому для нее характерно наличие следующих действующих лиц: игроков,

исполняющих роли должностных лиц, игроков-организаторов, готовящих материалы для деловой игры и игроков, выступающих в роли экспертов, оценивающих результаты игры в сложных ситуациях. Игроки-организаторы, в частно -сти, готовят примеры производственных (в том числе, аварийных) ситуаций, реально имевших место на действующих железных дорогах. В каждой из деловых игр второго типа обязательно оговариваются свои правила и регламент.

С целью подготовки специалистов среднего звена в области организации перевозок и управлении на железнодорожном транспорте были разработаны следующие деловые игры второго типа:

• «Разбор случаев (анализ) нарушений

по безопасности движения»;

• «Клуб находчивых дежурных

(ДСП)».

Кроме того, разработана программа проведения конкурса профессионального мастерства ДСП, объединяющего все элементы отдельных деловых игр.

Профессионал высокого класса не теряется в непредвиденных, в том числе, аварийных ситуациях. Он способен принимать самостоятельные решения, ориентироваться в известных способах и методах оценки ситуаций при поиске оптимальных решений, а также готов к восприятию и творческому осмыслению инноваций. Он должен уметь сформулировать цель, организовать коллектив и компетентно поставить конкретные и реально выполнимые задачи. Активные формы проведения занятий в форме деловых игр второго типа, а также участие студентов в подготовке материалов для их проведения, заставляют обучаемых творчески осмысливать каждую из исследуемых ситуаций, анализировать причины нарушения безопасности, находить оптимальное обоснованное решение в каждом конкретном случае. Поэтому игры второго типа способствуют становлению профессионально подготовленной личности, способной к анализу нестандартных ситуаций.

ш ■&

о

Ср

У о

3 о О. Я

ш ч:

го

I

.0 с;

к ^

из

го ш <и Э .0 с

£ □3

с;

В качестве примера приведем сценарий деловой игры второго типа: «Разбор случаев нарушения условий безопасности движения».

Игра проводится на этапе закрепления и систематизации изучаемого материала, после изучения ряда приказов по безопасности движения на железных дорогах, классификации нарушений и порядка служебного расследования. В процессе игры выполняется разбор конкретных случаев нарушений безопасности движения - крушений, аварий и других подобных событий, реально произошедших на железнодорожном транспорте. Разбор аварийных ситуаций - это детальное исследование реальных или искусственно сконструированных производственных обстоятельств для выявления проблем и причин, их вызвавших, а также для определения путей и способов их оптимального и оперативного разрешения.

В результате имитации реального производственного процесса в учебных условиях студенты должны приобрести определенный опыт служебного расследования реальных случаев нарушений безопасности движения. Задачи игры -в творческой форме сформировать у обучающихся навыки анализа производственных ситуаций, умения работы в группах, общения, принятия общего решения, умения определять степень ответственности виновных за допущенное нарушение, разрабатывать мероприятия по устранению недостатков в работе. В результате игры обучаемые должны освоить навыки оформления схемы нарушения, заполнения акта служебного расследования по определенным формам, а также навыки работы в комиссии по разбору нарушений и определению виновных лиц, степени их ответственности.

До начала игры на лекциях студентам сообщается информация о результатах анализа безопасности за определенное время, а также итоги разбора нарушений по безопасности движения.

Игра включает в себя три этапа: подготовительный, игровой и заключительный. Время, необходимое на проведение игры, - не менее двух часов.

На подготовительном этапе происходит организационное деление студентов на команды и выбор ревизорского аппарата (игроков-экспертов) из числа наиболее успешно обучающихся.

В начале игрового этапа каждой команде выдается информация о реальном случае нарушения безопасности на производстве и предлагается алгоритм решения задания. Набор заданий для игры должен ежегодно обновляться с помощью информации о реальных случаях нарушения безопасности движения, произошедших на сети железных дорог.

Студенты должны классифицировать нарушение, используя знания, полученные при изучении приказов № 1 Ц «О мерах по обеспечению безопасности движения на ж/д транспорте» и № 163 «Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий», выделив классификационные характеристики данного нарушения.

Далее составляется схема нарушения. Студенты должны предварительно хорошо изучить основные правила ее составления. На схеме в обязательном порядке указывается наименование перегона, станций, точное место происшествия. Кроме того, необходимо условно обозначить технические средства и характерные повреждения в ходе события.

Кроме того, игроки должны указать состав комиссии по разбору нарушений по безопасности движения, включая представителей не только службы движения, но и смежных служб, причастных к нарушению.

В заключение разбора команда студентов должна выявить виновных лиц с определением их вины и степени ответственности. В итоге разбора студентам

необходимо разработать мероприятия по устранению недостатков в работе подобного типа.

Для подведения итогов разбора нарушений для устного выступления и защиты своей работы каждой команде предоставляется десять минут. После выступления членов команд предоставляется слово «ревизорам», которые дают оценку каждой из команд, поясняя все замечания, после чего преподаватель подводит итог и объявляет ошибки и оценки как команде, так и «ревизорам», давая краткую характеристику полученным результатам.

Деловые игры второго типа завершают процессы формирования основных общих компетенций техников: понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; способность использовать методы определения уровня безопасности. Кроме того, игры второго типа стимулируют процессы формирования профессиональных компетенций: способность и готовность к организации коллективной работы персонала по обеспечению безопасности перевозок, а также способность выбирать оптимальные решения в разнообразных условиях нестандартных, аварийных и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная деловая игра позволяет формировать компетенцию способности и готовности к анализу причин нарушения безопасности движения и разработке мероприятий по предупреждению аварий.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что методика активного профессионально ориентированного обучения на основе деловых игр, имитирующих производственные процессы управления безопасностью на железнодорожном транспорте, создана с целью формирования у техников, организующих и контролирующих процесс перевозок на железнодорожном транспорте, полного набора общих и профессиональных компетенций и становления их профессиональной компетентности. Цели обучения достигаются последовательно,

на основе лекционных и практических занятий, путем организации деловых игр на тренажерных комплексах, имитирующих процессы управления движения.

Создание полной совокупности моделей производственных процессов и соответствующих сценариев имитационных деловых игр базировалось на многолетнем опыте работы одного из авторов и на системном подходе к анализу реального производства на железнодорожном транспорте.

Эффективность применения в учебном процессе имитационных деловых игр двух типов подтверждена педагогической практикой. Представленные деловые игры были разработаны и успешно внедрены в учебный процесс на факультете среднего профессионального образования Пермского института железнодорожного транспорта. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность методики становления компетентности безопасности техника с использованием деловых имитационных игр. Количество выпускников, сдавших квалификационные экзамены и работающих в должностях, отвечающих за безопасность движения, в настоящее время составляет около 80 %.

В более полном объеме методика и результаты педагогического эксперимента содержатся в работах авторов [1-5]. Библиографический список: 1. Лялькина Г.Б., Толпышева С.В. Деловая игра как метод формирования компетенций специалиста по безопасности на железнодорожном транспорте // Среднее профессиональное образование. 2010. № 7. С. 32-33. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Реали-

2.

3.

зация компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена на основе имитационных моделей // Образование и общество. 2011. № 4. С. 9-13.

Толпышева С.В. Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности // Современная высшая

ш -&

о с

У о

3 о

с Я

ш

:

школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 98-101.

4. Толпышева С.В. Моделирование процессов обеспечения безопасности при подготовке специалистов железнодорожного транспорта // Проблемы обеспечения безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте: материалы международ. науч.-техн. конф., г. Пермь, 20-21 октября 2010 г. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. - С. 168-172.

5. Толпышева С.В., Лялькина Г.Б. Современные методы преподавания при подготовке специалистов по безопасности на железнодорожном транспорте // Образованието и наукато на XXI век - 2011: материали за VII между-нар. науч.-практ.. конф. г. София, 17-25 октомври 2011 г. - гр. София: Изд-во «Бял ГРАД-БГ», Республика България, 2011. - С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.