Научная статья на тему 'Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников'

Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / МОДЕЛИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ. / BUSINESS GAMES. / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / IMITATION MODEL / EMERGENCY SITUATION MODEL / RAILWAY TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов среднего звена (техников) на базе совершенствования методов обучения и разработки практических подходов к решению возникающих задач: с помощью имитационных моделей производственных ситуаций и соответствующих деловых игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative teaching methods in the formation of professional competence of experts on safety

The problem of training qualified technicians on the basis of developed training methods and practice focused approaches to solving the tasks: via imitation models of production situations and the corresponding business games is discussed.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.5 ББК 74.560

С.В. Толпышева

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИКОВ

Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов среднего звена (техников) на базе совершенствования методов обучения и разработки практических подходов к решению возникающих задач: с помощью имитационных моделей производственных ситуаций и соответствующих деловых игр.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, имитационные модели, модели аварийных ситуаций, безопасность железнодорожного движения, деловые игры.

Особое значение в современном обществе приобрели проблемы обеспечения безопасности. Среди возникающих проблем особое место занимает проблема обеспечения безопасности транспорта, в том числе железнодорожного [1]. Одним из важнейших факторов, влияющих на безопасность технических систем, является человеческий фактор: чаще всего не -правильные, несвоевременные, а иногда и безответственные действия управляющего персонала предприятий. Количество нарушений железнодорожной безопасности с каждым десятком лет снижается, но все-таки остается на достаточно высоком уровне [2]. И в то же время, каждый третий случай нарушения безопасности движения допускается по вине работников, ответственных за ее обеспечение. Таким образом, имеется реальная потребность в специалистах, в том числе техников среднего звена, способных не только понимать значимость будущей профессии [3], но и умеющих организовывать работу персонала по обеспечению безопасности и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций, а также принимать

решения в данных ситуациях и нести за них ответственность.

Современная концепция образования построена на требованиях европейских образовательных стандартов. Компетентностный подход был заявлен как одно из приоритетных направлений модернизации российского высшего профессионального образования и обеспечивал переход с традиционного подхода на компетентностный. Идеи данного подхода характерны и для среднего профессионального образования. Ведь выпускник среднего звена при традиционном подходе получал лишь определенную квалификацию на основе владения определенным объемом знаний и умением воспроизводить эти знания. Этого недостаточно, так как имеется реальная потребность в специалистах среднего звена (техников), способных находить решения в проблемных ситуациях. Для подготовки таких специалистов необходимы инновационные подходы, в том числе основанные на компетентностном подходе. Анализ основных направлений применения ком-петентностного подхода в образовании показал, что его основная цель - дости-

Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников

С.В. Толпышева

жение подготовки компетентного специалиста. При этом практически все авторы сходятся во мнении, что компетентност-ный подход позволяет формировать компетенции, разрешать профессиональные проблемы в различных ситуациях, что особенно важно при обучении техников среднего звена [4, 5, 6, 7]. Кроме того, анализ позволил раскрыть понятие компетентности применительно для техников, в том числе техников-операторов в области безопасности движения как способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач профессиональной направленности. А понятие «профессиональная компетенция» определяется нами как способность и готовность специалиста успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной направленности, а также готовность к принятию решений и ответственностью этого специалиста за полученные результаты. Необходимо отметить, что только обладая специальными профессиональными компетенциями техник проходит процесс становления профессиональной компетентности безопасности.

Профессиональные компетенции основаны на «готовности» и «ответственности» и для формирования их у студентов ссузов железнодорожного транспорта в области безопасности движения необходимо проигрывание смоделированных производственных ситуаций, их имитация. Наиболее целесообразно формирование компетенций с помощью активных методов обучения. Для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов железнодорожного транспорта при изучении дисциплины «Техническая эксплуатация и безопасность движения» был отдан приоритет имитационным методам обучения, в частности, анализу конкретных ситуаций, решению производственных задач, занятиям на тренажерах и проведению

деловых игр. Хотелось бы отметить, что в рамках СПО деловые игры позволяют использовать теоретические знания в практических действиях, принимать решения в условиях конкретных ситуаций на основе имитации производственной деятельности.

Необходимым условием становления компетентности безопасности техника при формировании у него профессиональных компетенций является выделение в процессе обучения двух взаимосвязанных компонентов:

• создание системы производственных ситуаций (стандартных штатных, нештатных, нестандартных) и имитационных моделей их развития;

• создание на основе имитационных моделей производственных ситуаций и процессов профессионально ориентированных деловых игр.

Для полного понимания целостности процесса управления безопасностью на основе общей модели были созданы и систематизированы имитационные модели управления безопасностью, реально происходящие на предприятиях железнодорожного транспорта.

Общая модель (рис. 1, с. 23) с необходимостью включает в себя не только описание и классификацию возможных ситуаций, но также и соответствующие алгоритмы решения возникающих в динамических производственных системах человеческой деятельности проблем. В целом, совокупность подчиненных моделей отражает их условное деление на стандартные штатные, стандартные нештатные и нестандартные. Каждая из них ориентирована на частный результат, которого необходимо достичь за заданное время, содержит свою последовательность действий и отражает соответствующие конкретные ролевые функции операторов технической системы.

Как общая модель, так и совокупность подчиненных моделей могут использоваться при обучении специалистов по безопасности (авиадиспетчеров, специалистов военной подготовки, МЧС,

Общая модель развития производственной ситуации

Наименование ситуации

Последовательность действий

Отдельно взятая ситуация

Модель

развития

Модель

развития

Ролевые

функции

Один участник

і - количество участников j - процесса

Стандартные

штатные

Стандартные

нештатные

/" Л

j - объединение

У комплекса ситуаций в

N единый

производственный

процесс

^ V У

Нестандартные

Результат, к

которому

необходимо —►

стремиться

V У

-©■

Принятие частных решений, единоличная ответственность

Принятие как частных, так и коллективных решений, единоличная и коллективная ответственность

Рис. 1. Общая модель развития производственных ситуаций и процессов

химического производства и т. п. - прим. автора). В начале профессионального пути молодой специалист, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть ее последствия и нести ответственность за результат этой деятельности. Поэтому он, лишенный опыта работы, обязан осуществлять процесс автоматически. Только при многократных исполнениях определенных операций техник-оператор может быть уверен, что он выполнит эти операции в будущем безошибочно. С целью создания ситуаций для принятия им решений на базе общей модели был создан учебно-тренировочный комплекс моделей определяющий последовательность действий, которыми будущий специалист постепенно должен овладеть.

Созданные модели условно можно разделить на стандартные штатные, нештатные и нестандартные. В условиях железнодорожного транспорта к стандартным штатным ситуациям можно отнести: приготовление маршрута при разрешающих показаниях светофоров, задание и отмена маршрута, смена направления, контроль

маршрута, прием, отправление, пропуск поездов, производство маневровой работы и многое другое. Стандартные нештатные ситуации включают в себя прием, отправление и пропуск поездов при запрещающих показаниях светофоров, производство маневровой работы с выходом за границу станции, операции с длинносоставными и тяжеловестными поездами, невозможность смены направления и т.п. К нестандартным ситуациям относят: организацию движения поездов при неисправностях основных средств связи и организацию движения по телефонным средствам связи, при оказании помощи поезду, остановившемуся на перегоне, организация хозяйственных работ с закрытием перегона и т.п., которые, в свою очередь, разветвляются и создают свои бинарные модели развития событий в зависимости от производственной обстановки и от принятых решений специалиста.

Каждая модель, в свою очередь, разветвляется и создает свои бинарные модели развития событий в зависимости от производственной обстановки и по-

Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников

С.В. Толпышева

зволяет на любом этапе модели войти в ситуацию и принять верное решение. При этом не только нестандартные и стандартные нештатные, но и штатные стандартные ситуации также обладают сложностью, требующей наличия определенного навыка в принятии решений.

На предприятиях железнодорожного транспорта применяются следу-

ющие сокращения, которые мы будем использовать в моделях производственных ситуаций: ДНЦ - поездной диспетчер; ДСП - дежурный по станции; АС - аварийная ситуация; ДС - начальник станции. Приведем три примера каждого вида производственных ситуаций. Модель развития (рис. 2) наглядно включает последовательный порядок действий ДСП при отправлении поезда со станции.

Сообщить ДНЦ, ШНЦ, ДС, ПД

Оформить запись в журнале ф.ДУ-46

Выходной светофор не открывается

г Приготовить \

маршрут

V /

г

г Контроль л

маршрута ч. У

Искусственная

разделка

маршрута

О

о

На все рукоятки (кнопки) стрелок надеть красные колпачки

Выдать разрешение на отправление поезда при запрещающем показании выходного светофора

Пригласительный

сигнал

-----------------------

Рис. 2. Модель развития стандартной нештатной ситуации -отправление поезда при невозможности открытия выходного светофора

При верно выполняемой операции модель развития ситуации продолжается, а неверно выполненная операция ведет к стандартным нештатным ситуациям, имеющим свои модели развития, или аварийным.

Например, если выходной светофор не открывается из-за неисправности или неверных действий «оператора» при его открытии, наступает стандартная нештатная ситуация при отправлении поезда под запрещающее показание выходного

светофора (рис. 3) Отличие ее от стандартной штатной ситуации заключается в том, что при неверных действиях «оператора» возвращения системы, из неустойчивого состояния в нормальный режим работы не происходит, данная ошибка обязательно приведет к аварийной ситуации и, как следствие, установлению вины, определению степени ответственности и наложению дисциплинарного взыскания. Кроме того, модели стандартных нештатных ситуаций включают в себя и выбор возможных разрешений применительно к данной ситуации.

Нестандартные ситуации, возникающие при организации движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации и связи, отказов технических систем, организации хозяйственных работ на перегоне с его закрытием, оказанием помощи поезду, остановившемуся на перегоне, невозможно решить одному специалисту. В их решении принимает участие ряд специалистов, и каждый из них должен в целом представлять свое место в организации процесса движения и знать свои определенные обязанности.

Проверить свободность 1-го блок-участка

СИТУАЦИЯ-отправление поезда

о

Нешт.ситуация

Сменить

направление

движения

Искусственная

разделка

маршрута

о

Г ^ V

Перевести і к

все рукоятки (кнопки) по —►

маршруту 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приготовить

маршрут

Проконтролировать освобождение поездом 1-го блок-участка удаления

о

Нажать маршрута О —►)

кнопки

«начала» и «конца» маршрута —►

Открыть выходной светофор

Нешт.

ситуация

о

1—► Г Л ДСП станции приема поезда

—► ДНЦ

Получить

согласие

диспетчера,

дежурного

соседней

станции

АС

Рис. 3. Модель развития стандартной штатной ситуации при отправлении поезда со станции

Приведем пример модели нестандартной ситуации по организации хозяйственных работ на перегоне с его закрытием (рис. 4, с. 26).

Так же, как и при стандартных штатных ситуациях, неверные действия «оператора» вероятнее всего приведут к аварийной ситуации.

Все разработанные модели взаимосвязаны, позволяют системно рассматривать производственные ситуации от начала их развития до этапа выхода из них, где наглядно объединены все возможные действия техника-оператора. Кроме того, верный выход заложен в различных пунктах отдельных инструкций, а модели позво-

Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников

С.В. Толпышева

Ґ ■> Ситуация - ремонтные работы Г Л Заявка на ремонтные работы V У

Принять решение о порядке отправления хозяйственных поездов, проверить документы

"о1 а

у

/■ \ Получить приказ ДНЦ о закрытии перегона (пути перегона) с записью в журнале ф.ДУ-58

г Л

► АС

г * к

О

Приготовить маршрут для отправления поездов

Контроль

маршрута

Отметка «Навстречу поезд №....»

Приготовить маршрут для приема поездов, проверив свободность перегона

Записать время прибытия хозяйственных поездов

^--------------------->

Восстановление

нормального

движения

Рис. 4. Модель развития нестандартной ситуации по организации отправления хозяйственных поездов на перегон

ляют своевременно найти пути решения ситуаций, где в условиях производственной деятельности железных дорог скорости поступления информации и большого объема задач, принятие решений имеет первостепенное значение.

Модели производственных ситуаций позволяют заранее предусматривать все варианты развития событий и имеют бинарный характер, и только многократное их повторение, при небольшом изменении условий задач, позволяет будущим специалистам запомнить всю последовательность действий выхода из этих ситуаций, а также последствия отклонений от конкретных операций, формируя компетен-

ции выбора оптимальных решений при работе на производстве.

Но для становления компетентности безопасности при формировании основных профессиональных компетенций, таких как готовность к управлению и контролю поездной и маневровой работы при абсолютном соблюдении требований безопасности движения, способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий, аудиторных отработок ситуаций недостаточно. Необходимо проигры-

вание предложенных и изученных производственных ситуаций, а это возможно только в процессе имитации реального производства на тренажерном комплексе с помощью профессионально ориентированных деловых игр.

Для имитации реального производства на тренажерном комплексе с помощью деловых игр было решено посредством локальной компьютерной сети объединить тренажеры в единый комплекс, который позволил на основе разработанных сценариев проводить целостные деловые игры. Разработанная серия имитационных игр первого типа направлена на формирование общих и

профессиональных компетенций специалиста. Дополнительно для развития творческих способностей студентов и повышения уровня их квалификации проводились деловые игры второго типа, направленные на активизацию учебного процесса и формирование профессиональных компетенций.

Система имитационных моделей [8] составляла лишь теоретическую основу для создания сценариев профессионально ориентированных имитационных деловых игр [9], а их реализация на тренажёрных комплексах максимально приблизила учебный процесс к производству (рис. 5).

Рис. 5. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов по безопасности

Только совокупность соблюдени-явсех трёх условий позволяет успешно формировать основные профессиональные компетенции специалистов по безопасности: «готовность к принятию

решений» в различных производственных ситуациях и «ответственность» за полученный результат. А обладание техниками определенным набором профессиональных компетенций приводит к становлению их профессиональной компетентности, что позволит им в будущем успешно сдать квалификационные экзамены и снизить уровень аварийности на производстве в дальнейшей трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Якунин В.И. Инновационная деятельность в ОАО «РЖД» // Транспорт Российской Федерации. 2010. № 1. С. 10-12.

2. Волков А.Н. Повышать уровень обеспечения безопасности движения // Железнодорожный транспорт. 2008. № 9. С. 11-15.

3. Шеремет Н.М. Компетенции и способности в структуре управления человеческими ресурсами // Железнодорожный транспорт. 2009. № 2. С. 63-65.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетен-тностная модель: от идеи к образо-

Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников

Е.В. Ярочкина

вательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

5. Давыдов Л.Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2006. № 9. С. 67-70.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.К. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

7. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland, 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation

(CDCC) a Secondary Education for Europe. - Strasburg, 1997.

8. Толпышева С.В., Лялькина ГБ. Реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена на основе имитационных моделей // Образование и общество. 2011. № 4. С. 9-13.

9. Толпышева С.В., Лялькина ГБ. Деловая игра как метод формирования компетенций специалиста по безопасности на железнодорожном транспорте // Среднее профессиональное образование. 2010. № 7. С. 32-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.