Научная статья на тему 'Становление профессиональной компетентности безопасности техников железнодорожного транспорта'

Становление профессиональной компетентности безопасности техников железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
419
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

Проблема безопасности на железнодорожном транспорте требует подготовки компетентных специалистов среднего звена (техников), методик развития и становления их профессиональной компетентности. Основу компетентности техника составляют компетенции «готовности» выбора решения в сложных ситуациях, а также компетенция «ответственности» за принятые решения. Становление специалиста по безопасности требует безошибочного выполнения операций в ходе учебного процесса на базе системы моделей производственных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление профессиональной компетентности безопасности техников железнодорожного транспорта»

УДК: 656.2/.4+159.9+614

Толпышева Светлана Васильевна

Старший преподаватель кафедры безопасность жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета, s.tolp.b@mail.ru, Пермь

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОфЕССИОНАЛьНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕхНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Проблема безопасности на железнодорожном транспорте требует подготовки компетентных специалистов среднего звена (техников), методик развития и становления их профессиональной компетентности. Основу компетентности техника составляют компетенции «готовности» выбора решения в сложных ситуациях, а также компетенция «ответственности» за принятые решения. Становление специалиста по безопасности требует безошибочного выполнения операций в ходе учебного процесса на базе системы моделей производственных ситуаций.

Ключевые слова: компетентность безопасности, производственные ситуации, ситуационные задачи.

Tolpysheva Svetlana Vasilievna

Senior lecturer of the department safety, National Research Perm Polytechnic University, s.tolp.b@mail.ru, Perm

ROWING PROFESSIONAL SAFETY COMPETENCE of railway TECHNICIANS

Annotation. The problem of rail safety requires methodic for growing competent mid-level professionals (technicians), formation of their professional competence. Competency based techno logy competencies are “readiness” selection decisions in complex situations, and the competence of the “responsibility” for decisions. Becoming a specialist in security requires errorless operations in th e educational process-based models of production situations.

Keywords: competence of safety, industrial situations, situational problems.

Несмотря на снижение уровня аварийности, количество нарушений железнодорожной безопасности остается на достаточно высоком уровне, при этом многочисленные нарушения относятся к ошибкам, допускаемым специалистами среднего звена (техниками-операторами) [1]. К техникам можно отнести дежурных по станциям, дежурных постов централизации, маневровых и станционных диспетчеров и других операторов технических систем. Регулярный факторный анализ состояния безопасности движения поездов в хозяйстве перевозок позволяет определить доминирующие факторы риска, в наиболее часто повторяющихся нарушениях, таких как: порядок ведения поездной документации, нарушение регламента переговоров, нарушение правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов. Поэтому в первую очередь необходи-

мо исключать данные нарушения путем повышения качества обучения при подготовке техников железнодорожного транспорта в учебных заведениях, а также на производстве при их дальнейшей трудовой деятельности [2], т. е при стажировках, различных видах регулярной технической учебы, в том числе при занятиях на тренажерах и других формах повышения квалификации.

Исключительно важной характеристикой для обеспечения безопасности является обучаемость, следствием которой является обученность. Для целей безопасности обученность - это своевременность и безошибочность выполнения операций основного производства [3]. Человек, безошибочно выполняющий операции на рабочем месте, не допустит возникновения опасных ситуаций, обеспечивая тем самым безопасность себе и окружающим. Безопасность зависит также и

от своевременности выполнения операций, так как своевременное реагирование на показания приборов, на режимы работы оборудования, на звуки, вибрацию и т.п. позволяет избежать аварийных ситуаций.

Однако современные исследования указывают на то, что для специалистов среднего звена необходима не столько определенный уровень обученности как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих применять их в сложных условиях производства для решения проблем в области профессиональной деятельности, а владение определенными компетенциями [4]. Согласно ГОС СПО для техников в области безопасности на железнодорожном транспорте, ведущими профессиональными компетенциями являются: выбор оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуациях, принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, а также оформление документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса [5].

Компетентный специалист с необходимостью должен владеть определенным набором компетенций, поэтому необходимым условием становления компетентности безопасности техника-оператора в процессе обучения является систематическое решение обучаемым ситуационных профессиональных задач как средство формирования отдельных компетенций, а также дальнейший тренинг на основе комплекса производственных ситуаций и процессов (стандартных штатных, нештатных, нестандартных) и имитационных моделей их развития [6].

Система моделей производственных ситуаций позволяет заранее предусматривать практически все варианты развития событий. При этом каждая из моделей выбора решений имеет бинарный характер, и только многократное проигрывание учебных ситуаций, при последовательном изменении условий задач, позволяет будущим специалистам запомнить необходимую последовательность действий с целью безаварийного выхода из них. Поэтому, в результате такого погружения в производственную деятельность, формируются основные профессиональные компетенции.

Комплекс ситуационных задач содержит либо все необходимые данные для ее реше-

ния, либо в случае их отсутствия, - условия, из которых можно извлечь эти данные. При решении ситуационных профессиональных задач в процессе обучения преподаватель направляет внимание студентов на последовательность выполнения действий, которая должна включать следующие этапы: анализ представленной задачи [7], выбор варианта решения, выявление способов ее решения, выполнение расчетов, оформление записей, передача информации. Важно не совершить ошибку на начальном этапе при анализе задачи и выборе варианта решения, т. к. все последующие действия не приведут к желаемому результату.

Предлагаемый комплекс задач в совокупности содержит все элементы, позволяющие формировать такие профессиональные компетенции, как использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, выполнение последовательных операций по осуществлению перевозочного процесса, а также оформление документов, регламентирующих организацию перевозочного процесса. В учебно-тренировочный комплекс производственных ситуаций на основе имитационных моделей включены ситуационные задачи наиболее часто встречающиеся при организации производственного процесса на железнодорожном транспорте:

• Оказание помощи поезду, остановившемуся на перегоне (4 задачи - оказание помощи с головы поезда, с хвоста, локомотивом, идущим сзади по перегону, локомотивов от сзади идущего поезда);

• Организация движения поездов при телефонных средствах связи (3 задачи - организация движения поездов при телефонных средствах связи на однопутных перегонах, на двухпутных перегонах по правильному пути, на двухпутных перегонах по неправильному пути);

• Организация движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств автоматики (6 задач - организация движения поездов при ложной занятости стрелочных изолированных участков, при ложной занятости пути приема, при ложной занятости первого блок-участка удаления, при потере контроля централизованной стрелки, при невозможности перевода централизованной стрелки, при самопроиз-

вольной смене разрешающего показания входного светофора на запрещающее показание);

• Организация отправления хозяйственных поездов на перегон при ремонтных работах (2 задачи - организация отправления хозяйственных поездов на перегон навстречу друг другу, вслед друг другу);

• Организация движения поездов при перерыве всех средств сигнализации и связи (3 задачи - организация движения поездов при перерыве всех средств сигнализации и связи на двухпутных перегонах, на однопутных при отправлении поездов преимущественного и непреимущественного направления).

Приведем пример конкретной производственной задачи из учебного комплекса дисциплины «Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения».

Задача

Условие.' Окззать помощь поезду № <5008, остановившемуся на перегоне Пермь-2

(четн) - Бахаревка (двухпутный перегон), на 1439 км. пк. 4, локомотивом отправленным в голову, используя модель развития ситуации (рис. 1).

Последовательность выполнения задачи:

1. Выполнить анализ условия задачи и вычертить схему;

2. Сформулировать требование машиниста (ТЧМ) о помощи, оформить записи в журнале движения поездов формы ДУ-2;

3. Сформулировать приказ поездного диспетчера (ДНЦ), оформить запись в журнпле диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 на закрытие перегона (пути перегона);

4. Выбрать и оформить разрешение на оказание помощи - регистрируемый приказ ДНЦ или письменное разрешение, в зависимости от производственной ситуации;

5. Зевершить запис и в журнале движения поездов формы ДУ-2;

6. С помощью тренажера приготовить маршрут при запрещающем поаазаниз выход-ноге светофора и восстановить движение поездов.

Рис. 1. Модель развитвес ситуеции

Пример решения:

1. Схема

(^нечетное

2. Оформление записей в журнале ДУ-2 дежурными (ДСП) обеих станций, об отправлении поезда, требования о помощи.

ст. Пермь-2 Форма ДУ-2

№ поезда Время (час. мин.) Номер пути приема, отправления, проследования Время (час. мин.) Отправлено Записи о поездной работе

й е н д е с сои с и 3 I и £ ес л М а р В о прибытия на станцию отправления со станции прибытия на соседн. станцию всего вагонов в поезде вес поезда брутто (нетто, тонн) О вступлении на дежурство, о работе с поездами, причины задержки поезда свыше расписания и др. записи

1 2 3 4 5 6 7 § 9

6008 10. 00 10. 15 4 8 0. 11. 40 «Машинист Петров поезда

№6008 требую

вспомогательный

локомотив по причине

неисправности МВПС

секции 4,5. Остановку

головы поезда на

4301/ 10. 45 1439 км. пк. 4, перегона

4302 11. 40 Пермь-2-Бахаревка

подтверждаю. Время 10. 25.

ст. Бахаревка Форма ДУ-2

№ поезда Время (час. мин.) Номер пути приема, отправления, проследования Время (час. мин.) Отправлено № поезда

отправления с соседней станции прибытия на станцию отправления со станции прибытия на со-седн. станцию -ои сии о ^ я н Э л § & лй ве ан рд пе тс о прибытия на станцию О вступлении на дежурство, о работе с поездами, причины задержки поезда свыше расписания и др. записи в

1 2 3 4 5 6 7 § 9

6008 10. 18 11. 40 6

4301/ 5 10. 45 ПР

4302 11. 40 6

3. Оформление приказа поездного диспетчера (ДНЦ) в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 о закрытии перегона и отправлении вспомогательного локомотива для оказания помощи.

Форма ДУ-58

Число, месяц Вывоз или получ. приказа (ч, м.) № приказа СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗА Фамилия принявшего Подпись диспетчера, (разборчиво)

1 2 3 4 5 6

01. 04 10. 30 16 ДСП станций Пермь-2, Бахаревка.

2010 «Для оказания помощи поезду № 6008

остановившемуся на 1439 км. пк. 4.

2 пути перегона Пермь-2-Бахаревка

с 10 ч. 35 мин. закрывается для

движения всех поездов, кроме

вспомогательного локомотива,

отправляемого со станции Бахаревка ДСП станции

для оказания помощи с головы». Пермь-2

ДНЦ Коротаев Перов

4. Оформление разрешения формы ДУ-64 для выдачи его машинисту вспомогательного локомотива (ТЧМ) №4301/4302 в 10.40.

ДУ-64

Форма

Утверждена МПС в 2000 г. КОРЕШОК РАЗРЕШЕНИЯ®^ Станция (штемпель)

«_01_» апреля 2010г.

Разрешаю поезду № 4301/4302 отправиться на перегон Бахаревка-Пермь-2 по II пути до 1439 км. пк. 4.

для оказания помо.Щи поезду № 6008 поезду № 6008 с головыдая вытягивания поезда на станцию Бахаревка

Настоящее разрешение дает право проезда выходного еигнала станции с запрещающим показанием и следования по перегону вне зависимости от показаний

прободных светофоров автоблокировки.

ежурный по станции

(подпись)

Форма ДУ-64у Утверждена МПС в 2000/

РАЗРЕШЕНИЕ Л

Станция (штемпель)

«_01_» апреля 2010г.

Разрешаю поезду № 4301/430Уотправиться на перегон Бахаревка-Пермь-/ по II пути до 1439 км. пк. 4.

для оказания помощиДоезду № 6008 поезду № 6008 с головы длявытягивания поезда на станцию Бахаревк

Настоящее разрешение дает право проезда выходного сигнала станции с запрещающим показанием и следования по перегону вне зависимости от показаний проходных светофоров автоблокировки.

Дежурный по станции

06» И

(подпись)

5. Оформление записей в журнале ДУ-2 дежурными (ДСП) обеих станций, об отправлении вспомогательного локомотива на перегон и возвращении его на станцию после оказания помощи.

6. Оформление приказа поездного диспетчера (ДНЦ) в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 об открытии перегона и восстановлении средства сигнализации и связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма ДУ-58

Число, месяц О ^ С ^ к — 5 сз ¡3 сп * 8 о я 3 & т № приказа СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗА Фамилия принявшего Подпись диспетчера, (разборчиво)

1 2 3 4 5 6

01. 04 11. 55 17 ДСП станций Пермь-2, Бахаревка.

2010 «Приказ №16 от 01. 04. 10 г. отменяется.

Движение поездов по 2 пути перегона

Пермь-2-Бахаревка с 12 ч. 00 мин. ДСП станции

восстанавливается по автоблокировке» Пермь-2

ДНЦ Коротаев Перов

Результат решения задачи оценивается по пятибалльной шкале.

Критерии оценки производственных задач

Что оценивалось 5 баллов 5 баллов 4 балла 4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла

Производственная задача Правильность схемы (к1) + + + + + +- +- +- -

Верность оформления записей в документации (к2) + +- +- + - +- +- - +

Правильность оформления разрешения на поезд (к3) + + +- - + +- - - +

Правильность восстановления движения поездов (к4) + + + +- + + + +- +

к1, к2, к3, к4 - критерии правильности решения задачи,

где к1 - анализ производственной задачи и правильность оформления схемы, нанесение на нее всех условных обозначений (прим.: основной критерий, т. к. при допущении ошибки на начальном этапе при выполнении анализа задачи и оформлении схемы, все дальнейшие верные операции не приведут к необходимому результату;

к2 - верность оформления записей в поездной документации, их правильный выбор, в зависимости от вида задачи;

к3 - правильность выбора разрешения на поезд и верность его оформления; к4 - правильность оформления записей о восстановлении средств сигнализации и связи, их правильный выбор, в зависимости от вида задачи.

«+»- критерий выполнен верно без замечаний;

«+ и -» - критерий выполнен верно с небольшим замечанием;

«-» - критерий выполнен не верно.

Процесс понимания условий задач начинается только после освоения всего комплекса отдельных производственных ситуаций, после которого возможно обучить различным вариантам решения производственных задач в их системной целостности и тем самым способствовать становлению компетентности будущих техников по безопасности. Аналогичный подход к становлению компетентности безопасности без труда переносится в другие сферы

управления безопасностью, и может быть транспорте // Среднее профессиональное образоиспользован при подготовке авиадиспетче- вани& - 2°Ш - №! - С. 32-33. ров, пожарных, а также спасателей и других специалистов МЧС.

Профессиональные компетенции специалиста основаны на «готовности» и «ответственности», и для формирования их у студентов ССУЗов железнодорожного транспорта в области безопасности движения необходимо проигрывание смоделированных производственных процессов, а это возможно осуществить с помощью профессионально ориентированных деловых игр [8].

Необходимо подчеркнуть, что, только осваивая в процессе обучения целостный набор специальных профессиональных компетенций, техник проходит весь путь становления профессиональной компетентности безопасности.

Библиографический список

1. Волков А. Н. Повышать уровень обеспечения безопасности движения // Железнодорожный транспорт. - 2008. - №9. - С. 11-15.

2. Ламакина Э. Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С. 63-70.

3. Трефилов В. А. Теоретические основы безопасности человека: учебное пособие. - Пермь, кн. Изд-во, 2009.

4. Иванова И. К. Формирование модели специалиста на основе надпрофессиональной компетенции // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №12. - С. 350-358.

5. Государственный образовательный стандарт СПО. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2401 Организация перевозок и управление на транспорте. - Мин. обр. РФ. - 2010.

6. Толпышева С. В., Лялькина Г. Б. Реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов среднего звена на основе имитационных моделей // Образование и общество. - 2011. -№4. - С. 9-13.

7. Баширова Е. В., Земцова В. И. Формирование компетентности инженера в нормативно-метрологической деятельности в процессе решения учебно- профессиональных задач // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 24-31.

8. Лялькина Г. Б., Толпышева С. В. Деловая игра как метод формирования компетенций специалиста по безопасности на железнодорожном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.