Научная статья на тему 'Принятие решений в процессе деловых игр по дисциплине "безопасность жизнедеятельности"'

Принятие решений в процессе деловых игр по дисциплине "безопасность жизнедеятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / DECISION-MAKING / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE LEARNING METHODS / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

Рассмотрен метод формирования компетенций принятия решений, необходимых для специалистов в области безопасности на примере применения анализа конкретных ситуаций в ходе деловой игры «Порядок проведения инструктажей» на практических занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Применение метода связано с тем, что в условиях сложности процессов управления на одно из ведущих мест выдвигают компетенции готовности специалистов к принятию единоличных и коллективных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толпышева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision Making in LifeSafety Business Games

A method of decision making competence formation required by the specialists in safety realm is discussed by the example of the situations within “Instruction Routine’ business game at the tutorials in “Life Safety” course. The method is applied because the competences connected with personal and team decision making are viewed as primary ones in the complex management processes.

Текст научной работы на тему «Принятие решений в процессе деловых игр по дисциплине "безопасность жизнедеятельности"»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 378.147 ББК 74.480.26

С.В. Толпышева

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВЫХ ИГР ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рассмотрен метод формирования компетенций принятия решений, необходимых для специалистов в области безопасности на примере применения анализа конкретных ситуаций в ходе деловой игры «Порядок проведения инструктажей» на практических занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Применение метода связано с тем, что в условиях сложности процессов управления на одно из ведущих мест выдвигают компетенции готовности специалистов к принятию единоличных и коллективных решений.

Ключевые слова: принятие решений, система безопасности, активные методы обучения, деловая игра.

го m <u Э

_о с

£ m о

Специалист, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе безопасности должен предвидеть ее последствия и нести ответственность за результат, обеспечивая тем самым безопасность себе и окружающим.

В условиях многообразия и сложности процессов управления на одно из ведущих мест выдвигают компетенции готовности специалистов к принятию единоличных и коллективных решений. Компетенции наиболее целесообразно формировать с помощью активных методов обучения, когда необходимо погружение студента в смоделированные производственные ситуации, в систематическое решение ситуационных задач. Необходимо, чтобы обучение было деятельным, методы позволяли самостоятельно анализировать, оценивать производственную ситуацию и, на основе этого анализа, формировали необходимые компетенции к принятию правильных решений.

Основная задача специальных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Учебный процесс в универ-

ситете значительно отличается от обучения в школе. Место традиционного «урока» занимают самые разные формы и методы обучения. Методы активного обучения - это методы, при применении которых учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовать учебную информацию, побуждать к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности будущей профессии. В частности, активное обучение позволяет воспитывать системное мышление специалиста и давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее перспективах, формировать профессиональные мотивы и интересы. Но главное, - активные методы позволяют формировать профессиональные компетенции, необходимые для специалистов в области безопасности.

Рассмотрим более подробно один из методов, успешно применяемый нами

при обучении студентов на практических занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - метод анализа конкретных ситуаций в процессе деловой игры.

Главная задача деловой игры - моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д., дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему специалисту, принимать управленческие решения и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями [1].

Приведем основные признаки, которыми характеризуется деловая игра.

1. Наличие проблемной ситуации, включающей в себя противоречия. Цель разрешения данной проблемной ситуации игрокам необходимо сформулировать, и на ее основе из совокупности альтернативных решений осуществить выбор наиболее оптимального.

2. Наличие общих целей участников игры. Так, при решении задачи развития собственного производства общей целью участников может быть сохранение общего источника ресурсов.

3. Наличие ролей и назначение на них участников деловой игры. Например, каждый слушатель, занятый в игре, может выполнять роль руководителя

производства, мастера, начальника цеха и т. п.

4. Различие интересов участников и учет условий неопределенности в игровой ситуации. Различие интересов может иметь место из-за разного отношения участников к рассматриваемой проблеме; разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности; неодинаковой ответственности участников игры за решение проблемы.

5. Принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников. Кроме того, имеет место повторяемость шагов, причем на каждом шаге, как и в реальной действительности, возможно достаточно сложное сочетание различных вариантов принимаемых мер.

6. Наличие мощной системы стимулирования, реализующей три основные функции:

• побудить каждого из участников деловой игры действовать как в реальной жизни;

• подчинить в случае необходимости интересы того или иного участника игры общей цели группы, сделать выгодным такое решение для этого участника;

• дать обратную связь каждому участнику игры о его личном вкладе в достижение общей цели. Например, по количеству набранных баллов должно быть ясно, кто из участников игры внес наибольший вклад в разрешение проблемной ситуации.

Для каждой игры устанавливается регламент, т. е. конкретное время проведения и оснащение - инструкции, программы, алгоритмы действия, задания. Время пребывания каждого участника игры в какой-либо роли определяется задачами обучения, которые решаются в процессе игры и регулируются руко-

о

о ц

ш ч:

О)

о о

ш ^

о

водителем игры в зависимости от ее результатов. Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги и представленная в виде блок-схемы или алгоритма.

В целом деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется преподавателем. Игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может вмешиваться в игровые события и не только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов, но и корректировать направленность игры [2].

Роль преподавателя при проведении игры весьма многогранна: до игры - он инструктор, в процессе игры - консультант, по ее окончании - судья и руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что преподаватель должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.

Важным аспектом в деловой игре является принятие решения.

Принятие решений - это особый вид психической деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Существует точка зрения, что, начиная с сознательного возраста, вся жизнь человека представляет собой непрерывный процесс принятия решений [3]. т Еще в доисторические времена древ-

§ ние люди были вынуждены принимать § многочисленные решения, чтобы найти себе пищу, спастись от диких животных о и стихийных явлений природы, органи-

зовать свое нехитрое хозяйство и разрешать возникающие споры.

Все наиболее важные решения такого рода принимались вождями племен единолично или путем обсуждения на совете старейшин.

С появлением государств и развитием социальных организаций принятие решений стало более осмысленным и организованным. Возникла постоянная практика принятия административных решений и резко повысилась ответственность руководителей за их последствия. Поэтому люди стали задумываться над тем, как они принимают решения и что необходимо сделать, чтобы принимать решения более эффективно.

Все люди без исключения познают на практике, что такое принятие решений. Принятия решений не удается избежать никому. Даже отказ от выбора - это тоже выбор. Одна из древних мудростей гласит: «Единственная реальная проблема в жизни состоит в том, чтобы решить, что делать дальше».

Способность принимать решения так же, как способность к общению и обмену информацией, - это важное качество человеческого разума, которое развивается с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает десятки и сотни решений, даже не замечая этого.

Большинство повседневных решений мы принимаем автоматически. Другие решения заставляют нас ненадолго задуматься. Но существуют и такие решения, которые захватывают все наше внимание и вынуждают мучиться, терзаться сомнениями, постоянно спрашивать себя: «А что, если?», не спать ночами, взвешивать все «за» и «против» до тех пор, пока проблема не будет решена. Но часто ли мы задумываемся о том, что означают такие понятия, как «решение» и «принятие решения»?

Понятие ««решение» имеет два смысловых значения. В широком смысле под решением понимают процесс выбора одного или нескольких вариантов действий из множества возможных. Иначе

говоря, в этом смысле термин «решение» означает процесс принятия решения. В узком смысле решение - результат конкретного выбора варианта действий. В любом случае справедлива следующая формула: решение - это выбор альтернативы. Рассмотрим некоторые формы решений.

Незаметное решение. Четкой позиции в дискуссии не высказано, решение возникает как бы само по себе, без его полного осознания участниками дискуссии.

Авторитетное решение. Четкая позиция авторитетного члена группы оказалась бесспорной, решением группы эта позиция принята единственно верной, хотя в предыдущие шаги дискуссии было высказано немало других мнений. В этом случае члены группы не воспринимают решение как свое.

Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось.

Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки, и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал.

Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому - верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию, что практическое воплощение решения покажет его несостоятельность.

Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению.

Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присваивания ролей участникам дискуссии. Условием принятия решения такой способ считать нельзя.

Совсем иное дело - принятие деловых решений. К деловым относят политические, экономические, финансовые, юридические, технические и другие решения, которые принимаются в организациях. Большинство деловых решений принимается руководителями организаций. В этом случае руководитель обычно должен уметь объяснить другим, почему он принял то или иное решение. После того, как управленческое решение принято, оно доводится до исполнителей в устной форме, либо предварительно оформляется в виде плана, приказа, постановления или другого документа.

Принятие деловых решений - более систематизированный процесс, чем принятие решений в частной жизни. Следовательно, деловые решения могут сильно влиять на жизнь и судьбы многих людей, работающих в данной организации. Поэтому ответственность за принятие важных деловых решений - это тяжелая ноша, которая возложена на руководителей и специалистов организации, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Приведем пример формирования компетенций принятия решений, необходимых для специалистов в области безопасности на практических занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в процессе деловой игры.

Учебная деловая игра «Порядок проведения инструктажей». Цели:

1) обучение студентов специальным методам и способам решения профессиональных проблем;

2) формирование умений использовать теоретические знания в практических действиях;

о

о ц

ш ч:

О)

о о

ш ^

о

3) формирование компетенции готовности принятия решений в условиях конкретных ситуаций на основе имитации производственной деятельности будущего инженера. Подготовительный этап:

1) изучение теоретического материала, нормативно-справочной информации по теме «ресурсное обеспечение безопасности»;

2) распределение участников на группы от 3-х до 5-ти человек (этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения);

3) назначение экспертов.

Основной этап (этап проведения игры):

• предъявление группам карточек-заданий и памяток-структур по проведению инструктажей (для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией);

• изучение и обсуждение в группах задания (в процессе этого этапа задача ведущего - управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения);

• игровой процесс. Защита презентаций решений задания группами (анализ ситуации, принятие решения, выработке общего заключения, его оформление). Заключительный этап:

• подведение итогов игры (анализ деятельности групп, оценка эффективности работы участников и групп);

• разбор оптимального варианта (после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с

| реальными обстоятельствами, обо-

§ снование принятия этого решения);

§ • общая дискуссия (целью дискуссии является закрепление принятого ре-Ь шения, а также концентрация вни-

мания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем). Примеры вариантов заданий.

1. Провести соответствующий инструктаж командированному в организацию (ОАО «Кунгурская сель-хозхимия») работнику (слесарь по ремонту автомобилей Петров Андрей Иванович). Срок командировки - 20 дней. На 10 дней - цех № 4, 10 дней -транспортный цех).

2. В ООО «Строймастер» произошла замена оборудования (установлены 5 новых деревообрабатывающих станков). Провести соответствующий инструктаж работникам цеха (7 человек). Кроме того, один работник из семи, Гусев Сергей Петрович, отсутствовал на рабочем месте более 60 дней (отпуск + больничный). Задание:

1. Определите вид инструктажа (ей) и перечислите дополнительно 2-3 случая его проведения.

2. Определите условия проведения инструктажа по охране труда.

3. Составьте перечень вопросов для проведения инструктажа.

4. Перечислите технические средства обучения при проведении инструктажа.

5. Презентуйте решение задания. Приведем разработанную студентами памятку-структуру порядка проведения инструктажей в ходе учебной деловой игры (рис., с. 91).

Подводя итог, можно сделать вывод, что при обучении специалистов в области безопасности для формирования их профессиональных компетенций, таких, как готовность к управлению и контролю, способность принимать решения, готовность нести за них ответственность, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий в целом, необходимо проигрывание производственных ситуаций с помощью профессионально ориентированных деловых игр. Деловая

ИНСТРУКТАЖ

Условия проведения

Основание

Инструктирующий (кто проводит)

Инструктируемый (кому проводят)

Ст. 212 ТК РФ

Приказ 57 Н

ГОСТ 12.0.004-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа инструктажа

Г

Приказы

X

Оформление инструктажей

Инструктируемый (кому проводят)

Перечень вопросов

Технические средства

Вводного инструктажа

Первичного инструктажа

Повторного инструктажа

Целевого инструктажа

> Комп.программы

Видеоматериалы

Презентации

Плакаты и др.

Рис. Памятка-структура порядка проведения инструктажей

игра, будучи проигранной, может использоваться многократно, корректироваться, дополняться новыми заданиями и элементами.

Таким образом, активные методы обучения, в том числе, использование деловых игр, - это необходимый метод при обучении специалистов в области безопасности.

Библиографический список:

1. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов - М.: Академия, 2006. - 368 с.

2. Толпышева С.В. Инновационные методы преподавания при становлении профессиональной компетентности безопасности техников // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 21-28.

3. Лялькина Г.Б. Математические основы теории принятия решений: учебное пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. -126 с.

о

о ц

ш

:

О)

о о

ш ^

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.